Повышение эффективности функции контроля в ДОУ.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 4444 страницы
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 02.06.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки контроля как функция управления в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Сущность понятия управление педагогическим процессом в учреждениях образования
1.2. Контроль как функция управления
1.3.Реализация функции контроля в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения
1.4.Значение контроля в деятельности управления
1.5.Система контроля в дошкольном образовательном учреждении
Глава 2. Реализация контрольной функции руководителя дошкольного образовательного учреждения
2.1.Анализ уровня готовности руководителей дошкольного образовательного учреждения к контролю педагогическим процессом
2.2.Проект контроля в ДОУ
2.3..Описание проекта контроля в МДОУ
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается . 3. Проверка календарных планов Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .4. Беседы с детьмиЭто один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.5. Анализ детских работДля создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д. Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.Результатытематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке .В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях возможно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения. Контроль состоит из ряда взаимосвязанных этапов:Постановка цели:Выбор объекта контроля;Планирование контроля;Определение субъекта (кто проверяет);Сбор и обработка информации;Подведение итогов контроля, выработка рекомендаций и предложений;Проверка исполнения рекомендаций.Виды контроляИсследователи вопросов управления неоднозначны в подходах к классификации видов контроля. Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская убеждены, что контроль за функционированием и развитием ДОУ можно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля. Внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона. Осуществление внешнего контроля позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие ДОУ, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.Внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. Но главный объект контроля в ДОУ – педагогический процесс, его содержание и результаты.По времени В.П. Симонов предлагает разделить контроль на предварительный, текущий, отсроченный и последующий (вторичный).По содержанию разные авторы выделяют фронтальный, тематический, оперативный, сравнительный, самоконтроль и т.д.Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер. Его цель – предотвратить возможные ошибки, способствовать предупреждению возможных сбоев еще до начала процессов, улучшению деятельности сотрудников. А также оказание помощи - отбор наиболее рациональных методов и приемов работы, и в целом повысить уровень управления. Целью предварительного контроля должен выступать стандарт дошкольного образования и реализуемая в ДОУ образовательная программа. Этот вид контроля применяется в основном к начинающим или вновь поступившим сотрудникам. Хотя, по мнению Л.М. Денякиной, «контроль по факту» после события или постконтроль, к сожалению наиболее характерный для традиционного подхода в работе руководителя, должен быть «потеснен» профилактическим, опережающим контролем. Конечно, нельзя говорить о глобальном характере предотвращения будущих ошибок. Однако, хорошо зная педагогов, можно предвидеть степень и особенности ошибок, которые они могут совершить. Содержанием предупредительного контроля может быть проверка готовности воспитателя к проведению занятий, других режимных моментов, знание и внедрение передового педагогического опыта, использование элементов НОТ, ТСО и т.д.Текущий контроль проводится на этапе осуществления педагогического процесса. Его цель – выявление возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных, соответствие достигнутых результатов с установленными стандартами и нормами.Содержание текущего контроля:Сравнение уровня развития детей в усвоении программы с нормативными критериями;Изменение результатов – достижений детей;Выявление проблем, влияющих на усвоение программы;Эффективное информирование педагогов о результатах контроля, выработка управленческого решения, рекомендации, регулирование педпроцесса в изменении темпов и сроков прохождения программы, коррекция средств, форм и методов организации детей.В современной практике существуют разнообразные виды текущего контроля. Самые распространенные из них: тематический, оперативный, фронтальный, сравнительный.Тематический контроль проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. Это может быть педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы, выполнение требований нормативно-правовых документов, эффективность использования воспитателями рекомендаций методических объединений, консультаций, семинаров, исполнение сметы расходов и т.д.При подготовке к изучению состояния работы по конкретному вопросу составляется план проверки, где отражаются следующие параметры: цель, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные, содержание и методы контроля. С планом педагогический коллектив знакомится заранее. Выделяются вопросы, которые выносятся на самооценку, подготавливаются схемы, диагностические карты, определяется участие специалистов (медсестры, музыкального руководителя, психолога и других) и родителей, для чего разрабатываются анкеты. В ходе тематического контроля устанавливается, насколько уровень знаний детей по данному разделу соответствует государственному образовательному стандарту и конкретной программе, реализуемой в ДОУ, какие умения и навыки у них сформированы в данном виде деятельности, владеют ли педагоги методикой организации деятельности детей по данному разделу, соответствует ли требованиям предметно-развивающая среда в группе. По результатам тематического контроля составляется справка, эти результаты обсуждаются на педсовете, а некоторые вопросы выносятся на производственное совещание или заседание профсоюзной группы.Некоторые авторы разновидностью тематического контроля считают обзорный персональный и итоговый. Обзорный контроль. дает представление о работе коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент по какому-то конкретному вопросу. Персональный контроль проводят с целью изучения системы работы и распространения передового педагогического опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства. А также для анализа состояния работы по выявлению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. Итоговый контроль дает возможность подвести итоги работы за определенный период времени: квартал, полугодие, год, лето и т.д. Он направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива.Оперативный контроль направлен на выявление состояния работы коллектива и отдельных сотрудников на определенном этапе, в какой-то момент, а также на решение срочных вопросов. С его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, оказать конкретную действенную помощь, сделав определенный анализ ситуации. Этот вид контроля осуществляется ежедневно. Н.В. Корепанова, И.А. Липчанская к разновидностям данного вида контроля относят экспресс-диагностику, предупредительный и выборочный контроль, а К.Ю. Белая считает разновидностью оперативного контроля день диагностики, регулирования и коррекции. ДРК - это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. Она предлагает ежемесячно планировать 5-7 вопросов для более детального эпизодического анализа (отдельных занятий, режимных моментов) и заранее знакомить с ними коллектив. Но не всегда с помощью оперативного контроля можно определить причины того или иного процесса.Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю глубокую проверку деятельности, как отдельного воспитателя, так и ДОУ в целом.Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей параллельных групп или двух воспитателей одной группы при проверке уровня проведения занятий, режимных моментов, игр, качества знаний, умений и навыков детей. Разновидностью сравнительного контроля отдельные авторы считают взаимоконтроль, который позволяет педагогам критиковать друг друга откровенно, без предвзятости, вносить необходимые коррективы, давать советы и обязательно выделять интересные находки и все положительное в увиденном. Эта форма контроля учит педагогов анализировать работу коллег.Сравнительный контроль дает возможность при совместном анализе найти наиболее эффективные приемы работы и распространить передовой опыт, улучшить состояние педпроцесса и способствует повышению общепедагогического опыта воспитателей всех групп.Самоконтроль – это особая форма доверия коллектива, которая предполагает самооценку, самоанализ, само коррекцию. Эта форма контроля позволяет развивать у сотрудников ДОУ умение объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.Но перевод воспитателя на режим доверия вовсе не означает отказ от посещения администрацией данной группы. Посещения могут быть связаны с обобщением опыта работающих в группе специалистов с тем, чтобы сделать его достоянием коллектива.Кроме перечисленных выше, некоторые авторы выделяют такие виды контроля, как опережающий, результирующий, поисковый, исполнительный и т.д.. Осуществление целенаправленного контроля должно сочетаться с ежедневным обходом ДОУ в начале рабочего дня. Цель ежедневного обхода – проверить создание гигиенических, педагогических условий в группах, настроение детского коллектива и сотрудников, подготовку воспитателей к рабочему дню.Одна из задач контроля – это проверка выполнения предписаний нормативно-правовых документов, предложений инспектирующих лиц, администрации ДОУ, выполнение решений педсоветов, собраний и т.д. Поэтому, последующий или вторичный контроль является необходимым в работе руководителя, без него все остальные виды контроля малоэффективны. Этот вид контроля позволяет сделать выводы об отношении исполнителей к замечаниям, их умении организовать свою работу, повышает ответственность сотрудников за порученное дело. Последующий контроль становится более действенным, если его проводить в строго намеченные сроки.Если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении, то можно говорить о системе. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля – одна из основных задач руководителя. От этого зависит эффективность и результативность контроля. Качество контроля зависит и от того, насколько субъект контроля серьезно и тщательно к нему готовится.Планируемые результатыСоздание единой системы контроля всех направлений работы ДОУ. Эффективность которых будет зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами административно-управленческого аппарата, единых подходов и полной согласованности действий в руководстве ДОУ. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением. Вывод к главе 2.В управлении дошкольным учреждением необходимо использовать все виды, формы и методы контроля. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. Он повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт.Поиск путей совершенствования системы управления в дошкольных образовательных учреждениях приводит к необходимости изменения и корректировки не только целей, содержания, методов и средств педагогического процесса, но и акцентирования внимания на вопросах его управления.Выполненное исследование содержит разработку проекта управления ДОУ, представляет один из возможных вариантов видения и решения данной проблемы. Изучению этих вопросов предшествовал анализ теоретических и практических основ управления педагогическим процессом, выступивших предпосылками изучения указанных аспектов, как педагогической проблемы.Взяв за основу возможность применения теории систем, как методологии управления и инструментария в управленческом процессе, мы выделили общетеоретическое, психолого-педагогическое направление изучения, содержащее в себе значительное количество исследований по проблемам управленческой деятельности, различных ее аспектов и особенностей. Рассмотрение нами данных направлений изучения сущности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении выполняло методологическую функцию, раскрывая общетеоретические и психолого-педагогические аспекты, необходимые для понимания и решения проблемы повышения эффективности управления педагогическим процессом в дошкольном учреждении. ЗаключениеПоиск путей совершенствования системы управления в дошкольных образовательных учреждениях приводит к необходимости изменения и корректировки не только целей, содержания, методов и средств педагогического процесса, но и акцентирования внимания на вопросах его управления.Авторы исследований, посвящённых проблемам управления образовательным учреждением единодушно отмечают важность функции контроля в управленческой деятельности руководителя. Главной особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, он тесно взаимосвязан с другими функциями управления. Устраняясь от контроля, руководитель ДОУ теряет возможность оперативно вмешиваться в воспитательно- образовательный процесс с целью выявления отклонений и их причин , управлять им.Руководитель ДОУ, используя всю сумму знаний по теории управления, должен выстроить систему контроля в соответствии с принципами и требованиями, предъявленными к процедуре проведения контроля. При наличии определённых условий, пользуясь определённым инструментарием (различными формами организации и методами контроля), осуществляя контроль в определённом алгоритме, каждый руководитель может рассчитывать на эффективность и результативность своей контрольно- диагностической деятельности.Таким образом, при реализации контрольно- диагностической функции руководителю требуется умения собирать, обрабатывать и систематизировать поступающую информацию, затем анализировать и оценивать её. Эти умения помогают найти наиболее правильные, обоснованные и оптимальные решения.Если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в дошкольном образовательном учреждении, можно говорить о наличии системы контроля.Рефлексия и гуманность реализации контрольно- диагностической функции руководителя ДОУ – залог успешности всего процесса управления.Любой член педагогического коллектива дошкольного учреждения должен быть уверен в значимости и необходимости своей работы. Тот руководитель, который сумеет внушить эту мысль своим сотрудникам, будет иметь надёжный коллектив. Отказавшись от командно-административных методов ярко выраженного авторитарного стиля управленческой деятельности, руководитель дошкольного образовательного учреждения способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, а также сформированности у сотрудников детского сада делового отношения к контролю как необходимому условию эффективного функционирования дошкольного учреждения.Список литературыАфанасьев В.Г. и др. Социальные аспекты управления., М, 1981.Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М, 2001.Белая К.Ю. От сентября до сентября. М., 1998.Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М., 2003.Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным образовательным учреждением. М, 1984.Буров И.В. Руководитель как воспитатель и организатор. Киев, 1991.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 2004.Внутришкольное управление. Вопросы теории и практики. П/р Т.И.Шамовой. М., 1991.Вудвок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер: Для руководителя – практика. М., 1994.Голицина Н.С. Организация и проведение тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении. М, 2005.Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. «Издательство Скриптории» 2003, М, 2005.Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. М, Новая школа, 1997.Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание., Минск, 1997.Детский сад. П/р Л.П.Тарасовой. М., 1997.Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 1995.Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М., 2003.Зверева В.И, Организационно- педагогическая деятельность руководителя школы. М, 1992.Кабаченко Т.С. Психология управления. М, 2000.Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1991.Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. Перевод с англ., Под общей редакцией и предисловие Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. М., Прогресс, 1990.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. В 2х частях. Ростов-на-Дону, 2002.Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М, 1993.Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск, 1978.Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционорования и развития ДОУ. М., 2004.Кричевский В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. СПб.,2001.Кричевский Р.Л. Если вы руководитель… (элементы психологии менеджмента в повседневной работе). М, «Дело», 1994.Лазарев В.С. Управление реализацией программы. // Управление развитием школы. М., 1995.Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Пуденко Т.И. Руководителю педагогическим коллективом. М., 1995.Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного специального учреждения. М., 2004.Менеджмент в управлении школой. П/р Т.И.Шамовой., М, 1995.Менеджмент персонала. Функции и методы. М, 1993.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.Моисеева А.М., Капто А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Нововведения во внутришкольном управлении. М., 1990.Педагогический словарь. П/р М.И. Кондакова. М., 1984.Пеленёв А.Ф. Система управления педагогическим коллективом. Пермь, 1999.Поздняк Л.В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением. // «Дошкольное воспитание», 1993, №1, с.55.Поздняк Л.В. Управление дошкольным образовательным учреждением – как социально-педагогической системой.// Управление ДОУ. 2006, №4, с. 8.Поздняк Л.В., Волобуева Л.М. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ.// «Управление ДОУ», 2006, №5, с.8.Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением. М., Академия, 1999.Поташник М.М. Демонстрация внутришкольного управления. М., 1990.Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М., 1999.Романов А.А., Ходырев А.А. Управление персоналом: психология влияния. Учебник. М., 2000.Руководство педагогическим коллективом: Модели и методы. П/р В.С.Лазарева. М., 1995.Савинова С.В. Информационное обеспечение управления в дошкольном образовательном учреждении: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1999.Санталайнен Т., Воутелайнен Э., Поренне П., Ниссиней Й.Х. Управление по результатам. М., 1993.Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 5005.Скоролупова О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении. М., 2005.Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики. М., 1982.Третьяков П.И. Управление обще образовательной школой в крупном городе. М., 1991.Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М., 2001.Троян А.Н. Роль педагогического анализа в совершенствовании воспитательно- образовательной работы в дошкольном учреждении. // Условия оптимизации работы в дошкольном учреждении. П/р Т.С.Комаровой. М., 1985.Управление школой: теоретические основы и методы. П/р В.С.Лазарева. м., 1997.Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., Педагогика, 1982.Шалаев И.К. Повышение профессионализма руководителя школы в условиях перестройки. Барнаул, 1992.Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.Шимов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999.ПриложениеПриложение 1.Схема обследования уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста(Составлена по методике диагностирования О.С. Ушаковой)Показатели развития речиФамилия, имя ребёнкаВладение словарёмПонимание слов, близких и противоположных по смыслу, а также разных значений многозначного словаПонимание и употребление обобщающих слов («посуда», «мебель», «овощи»). Умение подбирать признаки, качества и действия к назначению предметовГрамматикаУмение сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величинеУмение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падежеУмение соотносить названия животных и их детёнышейУмение употреблять глаголы в повелительном наклоненииУмение составлять предложения разных типовФонетикаУмение правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительностиУмение находить слова, сходные и различные по звучаниюУмение правильно произносить звуки родного языкаСвязная речьУмение пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее содержаниемУмение составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослымУмение описывать предмет, изображённый на картинке, называя признаки, качества и действия, высказывая свою оценкуУмение пользоваться разнообразными вежливыми формами речиОбщие показатели развития речи детейСхема обследования уровня развития речи детей старшегодошкольного возраста(Составлена по методике диагностирования О.С. Ушаковой)Показатели развития речиФамилия, имя ребёнкаВладение словарёмАктивизация прилагательных и глаголов. Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации. Умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи.Умение понимать и употреблять разные значения многозначных словУмение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).ГрамматикаУмение подбирать однокоренные словаУмение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падежеУмение соотносить названия животных и их детёнышейУмение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы)Умение образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят).Умение составлять сложные предложения разных типовФонетикаУмение дифференцировать пары звуков с – з, с- ц, ш-ж, ч-щ, л-рУмение различать шипящие, свистящие и сонорные звукиУмение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию Умение различать твёрдые и мягкие звукиСвязная речьВ перессказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажейУмение составлять описание, повествование, рассуждениеУмение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связейОбщие показатели развития речи детейДиагностическая карта «Творческое рассказывание»№Фамилия, имя ребёнкаЗнания, умения, навыки детейМладший возраст (3-4 года)Средний возраст (4-5 лет)Общие показателиУмение отвечать на вопросы по содержанию картиныУмение составлять короткий рассказ совместно со взрослымУмение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки, худ. произведенияУмение пользоваться словами, составляющими основу речевого этикетаУмение составлять рассказ по картинке или по игрушке, совместно со взрослымУмение описывать предмет, изображённый на картинке, называя признаки, качества действийДиагностическая карта «Творческое рассказывание детей» (старший дошкольный возраст)№Ф.И. ребёнкаЗнания, умения, навыки детейУмение при пересказывании литературных произведений передавать диалоги действующих лиц, характеристику персонажейУмение составлять сюжетную линию в серии картин, соединять части высказывания разными типами связейКомпозиция высказывания: наличие трёх структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательностиГрамматическая правильность предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложенияхРазнообразие лексических средств: использование разных частей речи, образных выраженийОбщие показатели развития связной речиКарта анализа профессионального мастерства воспитателей Критерии профессионального мастерства педагогаФ.И.О воспитателейЗнание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы; всех направлений работы по развитию речиЗнание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребёнка своей возрастной группыЗнание методики проведения диагностики развития речи детейКультура речи воспитателяТочность и ясность выражения мыслейОбразность речиЭмоциональность и интонационная выразительность речиДоступность речи для детей по форме и содержаниюУмение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмовУмение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моментыРабота воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книгеУмение педагога организовать предметно-разв. средуОрганизация книжного уголкаПодбор иллюстративного материалаПодбор детской художественной литературыГрамотное устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства», «День рождения книги» и др.)Умение привлечь детей к работе по «ремонту книг»Планирование и проведение досугов и развлечений по развитию речиВзаимодействие с родителямиНаглядная информация для родителейПроведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями.Проведение тематических родительских собраний Методическая работа по проблеме развития речи детей: подготовка консультаций, открытых просмотров для педагогов, выступление на педсоветах.Карта анализа самообразования воспитателей Критерии анализаФ.И.О. воспитателейФормулировка темы самообразованияНаправление работыПосещение проблемных семинаровПосещение курсов повышения квалификации (72 часа), связанных с темой самообразованияПосещение модульных (12-36 часов) курсов повышения квалификации по теме самообразованияСамостоятельное изучение вариативных программИзучение публикаций в периодической печатиФормы отчётностиПодготовка тематической консультацииПодготовка семинара-практикумаОткрытый показ занятий с детьмиВыставка результатов продуктивной деятельности детейВыступление на педагогическом советеРезультат самообразованияАттестацияОбобщение опыта работыНаставничествоКарта анализа занятияТема:__________________________________________________________Возрастная группа _____________________ Дата проведения ______________Количестводетей____________________Ф.И.О. воспитателя________________Начало занятия _____________________Конец занятия_____________________Критерии оценки работы воспитателя на занятииОценкаДеятельность педагога на занятииУмение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в соответствии с инд. Особенностями детей)Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры.Подготовка к занятиюПодбор демонстрационного и раздаточного материала. Рациональное размещение материала.Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение худ. лит-ры)Выполнение санитарно-гигиенических требованийУдовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столамиСмена поз в течение занятия (за столами, на ковре, полукругом, стоя и т.д.)Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормамИспользование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм.Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.)Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять интерес детей в течение всего занятияУмение корректировать ход занятия с учётом обратной связиИндивидуальная работа с детьмиДеятельность детей на занятииОценка работы детей на занятии, качество оценкиСохранение интереса и внимания детей к деятельности на занятииАктивность и самостоятельность детей в решении поставленных задачУсвоение детьми программного содержанияУмение адекватно оценить собственную работу на занятииВыводы:Карта профессиональных знаний и умений воспитателя по формированию у детей грамматического строя речиПеречень вопросовФ.И.О. воспитателяЗнание всех разделов грамматики и основных направлений работы по формированию грамматического строя речи с детьми своей возрастной группыУмение воспитателя создать благоприятную языковую средуКультура речи воспитателяТочность и ясность выражения мыслейОбразность речиЭмоциональность и интонационная выразительность речиДоступность речи для детей по форме и содержаниюУмение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активирующих приёмовВладение приёмами специального обучения детей трудным грамматическим формам, направленного на предупреждение ошибокВладение приёмами формирования грамматических навыков в практике речевого общения с детьми в повседневной жизниВладение приёмами грамотного исправления грамматических ошибокНаличие в группе достаточного количества дидактических игр для формирования грамматического строя речиНаличие в группе методической литературы, в которой рассматриваются вопросы формирования грамматического строя речиНаличие в группе необходимого материала для формирования информационных стендов для родителей, проведение консультаций с родителямиОценочный лист «Создание условий в группах для развития речи детей»Перечень условий и элементов предметно-развивающей средыВозрастные группы№ 1№ 2№ 3Книжный уголок1.1 Оборудование (хорошо освящённое место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг)1.2Соответствие содержания возрасту детей1.3Наличие худ. литературы, её грамотный подбор 1.4 Иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с худ. литературой1.5Материалы о художниках-иллюстраторах1.6 Тематические выставки1.7 Сменяемость материала2. Наличие детской литературы в группе3. Оборудование для театрализованной деятельности3.1 Ширма3.2 Фланелеграф3.3Соответствие возрасту видов театра3.4.Соответствие возрасту содержания театров и театрализованных игр4. Дидактические игры5. Методическая литература 6. Пособия для занятий7. Подбор материалов для диагностики детейКарта проверки плана воспитательно-образовательной работыНаправления воспитательно-образовательнойработыВозрастные группы№№№№№Планирование занятийСловарная работаВоспитание звуковой культуры речиФормирование грамматического строя речиФормирование связной речи и рассказыванияВоспитание любви и интереса к художественному словуПланирование работы вне занятийИндивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по темеДидактические игрыРабота с материалами книжного уголкаЗагадывание загадок, придумывание сказокРассматривание предметов, игрушек, явлений природыСамостоятельная художественно-речевая деятельностьДосуги, развлеченияРабота с семьёйВыводы, предложения по каждой группеКарта анализа наглядной информации для родителей №Критерии анализаВозрастные группы№№№№№1Конкретность информации2Доступность предлагаемого материала3Краткость материала4Эстетичное оформление наглядных материалов5Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов6 Форма подачи материалаПапки-передвижкиСтендыШирмыИнформационные письма-памятки для родителей7 Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам анкетирования).2 направление:Контроль за деятельностью подразделений (оперативный контроль)Работа с детьми раннего возраста в младшей разновозрастной группе (проводится несколько раз).№ п/пВопросы на контролеНедели месяца12341Организация предметно-развивающей среды1.1.Охрана жизни и здоровья детей1.2.Соответствие возрасту1.3. Целесообразность2Приём детей у родителей2.1.Беседы с родителями о настроении ребёнка, состоянии здоровья2.2.Положительный эмоциональный настрой воспитателя2.3.Эмоциональный настрой ребёнка2.4.Работа фильтра, участие медсестры3Подготовка, проведение и эффективность утренней гимнастики4Приём пищи4.1.Сервировка стола4.2.Соблюдение гигиенических требований4.3.Своевременность доставки пищи в группу4.4.Выполнение режима питания4.5.Подготовка детей к приёму пищи (навыки мытья рук)4.6.Руководство воспитателя формированием навыков самостоятельного приёма пищи4.7.Анализ навыков культурного поведения за столом5Определение группы развития детей по красным датам6Проведение занятий6.1.Подгруппы по уровням развития6.2.Стимулирование интереса детей к занятиям6.3.Активные формы работы детей на занятии6.4.Выполнение задач воспитания и обучения6.5.Уровень мастерства воспитателя6.6.Подготовка к занятию, наличие необходимого материала7Проведение прогулки7.1.Порядок одевания и раздевания детей, навыки7.2.Наличие выносного материала по сезону7.3.Занятость детей на прогулке7.4.Двигательный режим на прогулке7.5.Разнообразие видов деятельности на прогулке7.6.Длительность прогулки в зависимости от сезона8Разнообразие игровой деятельности9Двигательная активность детей в течение дня10Сон10.1.Укладывание10.2.Подъём10.3.Гимнастика после сна10.4.Закаливающие процедуры11Гигиенические процедуры11.1.Умывание: обучение, навыки детей11.2.Туалет12Санитарно-гигиеническая обстановка в группе12.1Регулярность проветривания помещения12.2.Соблюдение теплового режима12.3.Одежда детей12.4Влажная уборка3 направление: Контроль за организацией питания в группах4 направление: Контроль за деятельностью педагогов

Список литературы
1.Афанасьев В.Г. и др. Социальные аспекты управления., М, 1981.
2.Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.
3.Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
4.Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М, 2001.
5.Белая К.Ю. От сентября до сентября. М., 1998.
6.Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М., 2003.
7.Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным образовательным учреждением. М, 1984.
8.Буров И.В. Руководитель как воспитатель и организатор. Киев, 1991.
9.Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 2004.
10.Внутришкольное управление. Вопросы теории и практики. П/р Т.И.Шамовой. М., 1991.
11.Вудвок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер: Для руководителя – практика. М., 1994.
12.Голицина Н.С. Организация и проведение тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении. М, 2005.
13.Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. «Издательство Скриптории» 2003, М, 2005.
14.Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. М, Новая школа, 1997.
15.Денякина Л.М. Руководитель дошкольного учреждения. Профессия или призвание., Минск, 1997.
16.Детский сад. П/р Л.П.Тарасовой. М., 1997.
17.Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 1995.
18.Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М., 2003.
19.Зверева В.И, Организационно- педагогическая деятельность руководителя школы. М, 1992.
20.Кабаченко Т.С. Психология управления. М, 2000.
21.Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1991.
22.Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. Перевод с англ., Под общей редакцией и предисловие Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. М., Прогресс, 1990.
23.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. В 2х частях. Ростов-на-Дону, 2002.
24.Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М, 1993.
25.Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск, 1978.
26.Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.
27.Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционорования и развития ДОУ. М., 2004.
28.Кричевский В.Ю. Очерки истории и теории управления образованием. СПб.,2001.
29.Кричевский Р.Л. Если вы руководитель… (элементы психологии менеджмента в повседневной работе). М, «Дело», 1994.
30.Лазарев В.С. Управление реализацией программы. // Управление развитием школы. М., 1995.
31.Лазарев В.С., Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Пуденко Т.И. Руководителю педагогическим коллективом. М., 1995.
32.Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного специального учреждения. М., 2004.
33.Менеджмент в управлении школой. П/р Т.И.Шамовой., М, 1995.
34.Менеджмент персонала. Функции и методы. М, 1993.
35.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
36.Моисеева А.М., Капто А.Е., Лоренсов А.В., Хомерики О.Г. Нововведения во внутришкольном управлении. М., 1990.
37.Педагогический словарь. П/р М.И. Кондакова. М., 1984.
38.Пеленёв А.Ф. Система управления педагогическим коллективом. Пермь, 1999.
39.Поздняк Л.В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением. // «Дошкольное воспитание», 1993, №1, с.55.
40.Поздняк Л.В. Управление дошкольным образовательным учреждением – как социально-педагогической системой.// Управление ДОУ. 2006, №4, с. 8.
41.Поздняк Л.В., Волобуева Л.М. Специфика управленческой деятельности современного руководителя ДОУ.// «Управление ДОУ», 2006, №5, с.8.
42.Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением. М., Академия, 1999.
43.Поташник М.М. Демонстрация внутришкольного управления. М., 1990.
44.Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М., 1999.
45.Романов А.А., Ходырев А.А. Управление персоналом: психология влияния. Учебник. М., 2000.
46.Руководство педагогическим коллективом: Модели и методы. П/р В.С.Лазарева. М., 1995.
47.Савинова С.В. Информационное обеспечение управления в дошкольном образовательном учреждении: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М., 1999.
48.Санталайнен Т., Воутелайнен Э., Поренне П., Ниссиней Й.Х. Управление по результатам. М., 1993.
49.Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 5005.
50.Скоролупова О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении. М., 2005.
51.Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики. М., 1982.
52.Третьяков П.И. Управление обще образовательной школой в крупном городе. М., 1991.
53.Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М., 2001.
54.Троян А.Н. Роль педагогического анализа в совершенствовании воспитательно- образовательной работы в дошкольном учреждении. // Условия оптимизации работы в дошкольном учреждении. П/р Т.С.Комаровой. М., 1985.
55.Управление школой: теоретические основы и методы. П/р В.С.Лазарева. м., 1997.
56.Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.
57.Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., Педагогика, 1982.
58.Шалаев И.К. Повышение профессионализма руководителя школы в условиях перестройки. Барнаул, 1992.
59.Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.
60.Шимов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999.

Вопрос-ответ:

Какова сущность понятия управление педагогическим процессом в учреждениях образования?

Управление педагогическим процессом в учреждениях образования - это система действий, направленных на планирование, организацию, контроль и коррекцию образовательного процесса в детском саду или другом дошкольном учреждении. Оно включает в себя установление целей и задач, распределение ресурсов, организацию работы педагогов и управленческую деятельность руководителя.

Что такое контроль как функция управления?

Контроль как функция управления в дошкольном образовательном учреждении - это процесс, направленный на оценку и сопоставление фактических результатов работы с запланированными целями и задачами. Он позволяет выявлять отклонения от установленных стандартов и принимать решения для достижения поставленных целей.

Как реализуется функция контроля в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения?

Руководитель дошкольного образовательного учреждения реализует функцию контроля посредством разработки и внедрения системы контроля, установления показателей оценки качества образовательного процесса, проведения анализа результатов работы педагогов, оценки эффективности работы учреждения и принятия мер по повышению ее качества.

Какое значение имеет контроль в деятельности управления?

Контроль имеет большое значение в деятельности управления, поскольку он позволяет руководителю получать информацию о качестве образовательного процесса, выявлять проблемы и недостатки, принимать своевременные корректирующие меры, повышать эффективность работы учреждения и достигать поставленных целей.

В чем состоит система контроля в дошкольном образовательном учреждении?

Система контроля в дошкольном образовательном учреждении включает в себя различные методы и инструменты контроля, такие как наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ документов, оценка результатов работы педагогов и учреждения в целом. Она направлена на оценку качества образовательного процесса, выявление проблем и разработку мер по их решению.

Что такое контроль в дошкольном образовательном учреждении?

Контроль в дошкольном образовательном учреждении - это одна из функций управления, которая включает в себя систематический анализ и оценку деятельности сотрудников учреждения, чтобы обеспечить достижение поставленных целей и задач.

Какова роль контроля в управлении дошкольным образовательным учреждением?

Контроль играет важную роль в управлении дошкольным образовательным учреждением, так как позволяет руководителю отслеживать выполнение установленных стандартов и требований, улучшать качество предоставляемых услуг, а также принимать правильные управленческие решения на основе полученных данных.

Каким образом реализуется функция контроля в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения?

Функция контроля в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения реализуется через мониторинг и анализ работников и процессов, проведение проверок и оценок деятельности, а также установление системы обратной связи и контроля результатов работы.