Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Детско-родительские отношения и готовность ребенка к школе.

  • 68 страниц
  • 21 источник
  • Добавлена 24.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет
1.1. Характеристика психологической готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет
1.2 Типы родительских отношений
1.3 Влияние типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6- 7 лет
1.4. Психологические особенности детей 6-7 лет
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа родительского отношения и психологической готовность к школьному обучению детей 6-7 лет
2.1. Программа эмпирического исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
2.2.1.Изучение особенностей родительского отношения к детям 6-7 лет
2.2.2. Изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет
2.2.3. Исследование взаимосвязи типа родительского отношения и особенностей психологической готовности к обучению детей 6-7 лет
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

На уровень развития фонематического слуха детей негативно влияет гиперопека со стороны родителя, игнорирование потребностей ребенка, расширение сферы родительских чувств, предпочтение в ребенке детских качеств, увеличение количества запретов. Такая совокупность особенностей воспитания тормозит не только личностное развитие ребенка, делая его инфантильным и беспомощным, но и познавательное развитие, негативно сказываясь на его готовности к обучению.
Таблица 3
Корреляционные взаимосвязи между показателями типа родительского отношения и особенностями психологической готовности к обучению

Пары переменных Коэффициент
корреляции
Спирмена Уровень
значимости Показатель методики «Да и нет» и «Чрезмерность требований-запретов» 0,48 0,03 Показатель методики «Да и нет» и «Предпочтение в ребенке детских качеств» 0,47 0,04 Показатель методики «Сапожки» и «Гиперпротекция» 0,70 0,00 Показатель методики «Сапожки» и «Чрезмерность санкций» 0,50 0,02 Показатель методики «Сапожки» и «Предпочтение в ребенке детских качеств» 0,49 0,03 Показатель методики «Звуковые прятки» и «Гиперпротекция» 0,82 0,00 Показатель методики «Звуковые прятки» и «Игнорирование потребностей ребенка» 0,62 0,00 Показатель методики «Звуковые прятки» и «Недостаточность требований-запретов к ребенку» -0,49 0,03 Показатель методики «Звуковые прятки» и «Расширение сферы родительских чувств» 0,47 0,04 Показатель методики «Звуковые прятки» и «Предпочтение в ребенке детских качеств» 0,55 0,01 Показатель методики «Последовательность событий» и «Гиперпротекция» 0,55 0,01 Показатель методики «Последовательность событий» и «Чрезмерность требований-обязанностей» -0,45 0,05 Показатель методики «Последовательность событий» и «Предпочтение в ребенке детских качеств» 0,69 0,00
Показатель методики «Да и нет», отражающий умение действовать по правилу, взаимосвязан с чрезмерностью запретов и предпочтением в ребенке детских качеств. Ориентация родителя на большое количество запретов ведет к тому, что ребенок принимает любое указание поверхностно и не стремится его выполнять. Принуждение к следованию правилу вызывает в нем отторжение. Инфантилизация ребенка в этой связи отражает попустительское отношение к несоблюдению указаний. Обе ориентации в воспитании ведут к отставанию развития ребенка.
Показатель методики «Сапожки» свидетельствует об уровне сформированности обучаемости ребенка. На его становление влияют гиперпротекция, чрезмерность санкций по отношению к ребенку и предпочтение в нем детских качеств. Если родитель отказывается воспринимать ребенка как самостоятельного субъекта, стремится опекать его или, напротив, жестко наказывает за проступки, ребенок будет отставать в развитии. Готовность к школе, в частности - обучаемость, способность развиваться во многом основываются на ощущении собственной субъективной позиции, в чем отказано ребенку, в отношении которого применяются указанные воспитательные меры
С показателем методики «Последовательность событий», отражающим уровень развития логического мышления, взаимосвязаны такие особенности стиля воспитания, как гиперпротекция и предпочтение детских качеств. Инфантилизируя ребенка и лишая его возможность самому постигать окружающий мир, родитель препятствует естественному развитию его познавательных функций, в частности - логического мышления.
Положительно на готовность к школьному обучению влияют показатели «Недостаточность требований-запретов» и «Чрезмерность требований-обязанностей». Следовательно, чем меньше ребенку запрещают и чем более признают его способность к самостоятельной деятельности, тем более будет он готов к переходу на новый уровень развития.
Итак, в наибольшей степени на готовность ребенка к школе влияют такие особенности семейного воспитания, как предпочтение в ребенке детских качеств и гиперопека. Данные характеристики объединены нами в один стиль воспитания. На основании анализа теоретической литературы нами было сделано предположение о том, что данный стиль воспитания негативно сказывается на формировании готовности ребенка к школьному обучению, что подтвердилось данными корреляционного анализа: чем выше гиперопекающие тенденции в воспитании и чем более склонен родитель инфантилизировать своего ребенка, тем менее тот готов к школе, менее самостоятелен, обучаем, способен следовать правилу, тем менее развито у него логическое мышление и фонематический слух.

Выводы по второй главе
Итак, нами было проведено эмпирическое исследование влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
Изучение особенностей родительского отношения позволило выявить 4 стиля семейного отношения к детям 6-7 лет. Первый стиль основывается на амбивалентном сочетании неразвитости родительских чувств и боязни потерять ребенка. Второй стиль семейного воспитания характеризуется расширением сферы родительских чувств, предпочтением в ребенке детских качеств, большим количеством запретов, недостаточностью обязанностей и игнорированием потребностей ребенка. Третий стиль воспитания базируется на потворстововании желаниям ребенка и воспитательной неуверенности родителя, четвертый – на минимальном использовании санкций в отношении ребенка и поощрении формирования женских качеств. Первые три стиля представляются деструктивными в отношении формирования структур готовности к школьному обучению, влияние третьего стиля – нейтральным. Наиболее распространенными являются первый и второй стили воспитания, третий и четвертый стили менее распространены.
Изучение особенностей психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет выявило у них достаточный уровень сформированности готовности к школе. Некоторые дети шестилетнего возраста характеризуются недостаточной готовностью к школьному обучению. Наиболее проблемными зонами у этих детей являются логическое мышление, обучаемость и произвольное внимание.
Исследование взаимосвязи типа родительского отношения и особенностей психологической готовности к обучению детей 6-7 лет выявило, что в наибольшей степени на готовность ребенка к школе, а именно на умение действовать по правилу, обучаемость, уровень развития логического мышления, речи и способности к обобщению, а также фонематического слуха, влияют такие особенности семейного воспитания, как предпочтение в ребенке детских качеств и гиперпротекция. Среди показателей готовности к обучению наиболее подверженным влиянию семейного отношения является фонематический слух. Таким образом, чем более родитель стремится оградить его от обязанностей и отказывает ему в самостоятельности, тем менее готовым к школе будет ребенок при достижении старшего школьного возраста. Для оптимального развития в данном возрасте необходимо, чтобы родитель стимулировал самостоятельность ребенка, демонстрируя ему отношение как к равному члену общества.



Заключение

Нами проведено эмпирическое исследование детско-родительских отношений и готовности ребенка к школе. Цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась: тип родительских отношений взаимосвязан с уровнем и особенностями психологической готовности к школьному обучению детей 6–7 лет.
На первый план в структуре психологической готовности к обучению выступает произвольность поведения, являющаяся во многом результатом семейного воспитания. Безусловное эмоциональное принятие ребенка родителем, достаточный уровень контроля и требовательности в совокупности с признанием самостоятельности ребенка, наличие поддержки, искренность и доверительность, преобладание внеситуативно-личностной формы общения выступают важнейшими условиями формирования психологической готовности ребенка к переходу на новый уровень социального и психического развития. В наибольшей степени данные условия воплощаются в рамках воспитания демократического типа.
В ходе эмпирического исследования нами выявлено 4 стиля семейного воспитания. Один из наиболее распространенных, основанный на расширении сферы родительских чувств, предпочтении в ребенке детских качеств, большом количестве запретов, недостаточности обязанностей и игнорировании потребностей ребенка, является и наиболее влияющим на готовность ребенка к школе, в частности - на самостоятельность, обучаемость, способность следовать правилу, логическое мышление и фонематический слух.
Полученные в ходе данного исследования результаты могут быть использованы в практической работе школьными и семейными психологами для улучшения внутрисемейного климата и гармонизации личности ребенка в отношении его готовности к обучению и адаптации к школе и социуму.
Список литературы

Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. – М., 2006. – 256 с.
Анастази А. Психологическое тестирование. - СПб., 2001.-688 с.
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб, 2006. – 672 с.
Васанов А.Ю. Первичная обработка данных психологического исследования. - М., 2006. – 56 с.
Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2011. – 640 с.
Заюнчковский О.С. Развитие произвольности младших школьников с использованием инновационных коррекционно-развивающих психофизиологически ориентированных технологий: дисс. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 141 с.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб, 2005. — 940 с.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000. – 150 с.
Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопросы психологии. 2000. №5. С. 18 - 27.
Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска. // Вопросы психологии. 1998. №2. С. 18 – 25.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М., 2011. - 656 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2010. - 464 с.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. – 352 с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2005. - 460 с.
Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб, 2001. – 350 с.
Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для пед.вузов. – СПб., 2009. – 304 с.
Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – Москва – Воронеж, 1998. – 256 с.
Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка / под.ред. Бурменской Г. В. – М., 2005. – 656 с.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М., 2004. – 272 с.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб., 2006. – 352 с.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.; Воронеж, 2001. - 416 с.


Приложение

Приложение 1
Стимульный материал и «ключ» к методике «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (для родителей детей в возрасте 3 – 10 лет)

Инструкция:
Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов".
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.
В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете психологу в работе с Вами.

Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).
У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) – пообщаться, поиграть.
Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.
Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам (сама).
Наш ребенок имеет больше обязанностей – в уходе за собой, поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.
Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит.
Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.
Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.
Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).
Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.
Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, то я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.
У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.
У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(я) муж (жена) не мешал бы мне.
Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
Мой сын (дочь) для меня самое главное в жизни.
Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.
Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она не стоила.
Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).
Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).
Нередко бывает так: напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
Я очень редко ругаю сына (дочь).
В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.
Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.
Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.
Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.
Мой ребенок растет слабым и болезненным.
Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.
Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).
Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.
Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие дети.
Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.
Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.
Главное, чему родители могут научить своих детей – это слушаться.
Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.
Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
По характеру я – мягкий человек.
Если моему сыну (дочери) что-то от меня нужно, он(а) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.
Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.
Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют к нему подойти.
Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа.
Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.
Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.
Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.
Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.
Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.
У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.
Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.
Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.
Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.
От наказаний мало проку.
Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, – очень строги.
Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.
Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).
Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.
Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует – это постоянные строгие наказания.
Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т.д.
Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.
Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.
Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.
У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.
В нашей семье так принято, что ребенок делает, что хочет.
Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.
Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с возрастом.
Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы боремся за него (ее). Если все тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.
Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то наверняка в него влюбилась бы.
Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать.
Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жить.
Нередко завидую тем, кто живет без детей.
Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.
Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.
Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
Желание моего сына (дочери) – для меня закон.
Мой сын очень любит спать со мной.
У моего сына (дочери) плохой желудок.
Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.
Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).
Мне очень трудно сказать своему ребенку "Нет".
Меня огорчает, что мой сын все менее нуждается во мне.
Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.
Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома – в яслях, детском саду, у родственников.
У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.
У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.
Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, "пепси" и т.д.).
Мой сын говорил мне – вырасту, женюсь на тебе, мама.
Мой сын (дочь) часто болеет.
Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

Обработка результатов проводится следующим образом. На бланке регистрации ответов номера этих ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке. Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает ДЗ, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип воспитания. Буквы за вертикальной чертой – это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Названия некоторых шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, находящейся в нижней части бланка, под горизонтальной чертой и обозначенной теми же буквами, что и основная.
Приложение 2
Бланк регистрации ответов для методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)




Приложение 3
Инструкция к методике «Да и нет» (Н.И.Гуткина)

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово "да" и слово "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. (Испытуемый повторяет эти слова.) Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Понятно?».
После того как испытуемый подтвердит, что ему понятно правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы "да" и "нет"
Приложение 4
Инструкция к методике «Звуковые прятки» (Н.И.Гуткина)

Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в "прятки" со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки: "о", "а", "ш", "с".
Приложение 5
Стимульный материал и инструкция к методике «Домик» (Н.И.Гуткина)

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется листок с "Домиком"). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».


Приложение 6
Стимульный материал и инструкция к методике «Последовательность событий» (Н.И.Гуткина)

Инструкция испытуемому: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».
Задание состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.



Приложение 7
Стимульный материал и инструкция к методике «Сапожки» (Н.И.Гуткина)

Первая инструкция испытуемому: «Сейчас я научу тебя игре, в которой цветные картинки, нарисованные в этой таблице, надо будет обозначать цифрами "О" и "1". Посмотри на картинки (показывается первая строка таблицы), кто здесь нарисован?" (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.). «Правильно, а теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки и аиста нарисованы без сапожек, и напротив них стоит цифра "О", а во второй строке фигурки нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра "1". Для правильного обозначения картинок цифрами тебе необходимо запомнить: если на картинке фигурка изображена без сапожек, то ее надо обозначить цифрой "О", а если в сапожках, то цифрой "1". Запомнил? Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило.)
Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех строках таблицы. Этот этап рассматривается как закрепление выученного правила, В случае, если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит повторить его правило обозначения фигурок и указывает на образец (первые две строки таблицы). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему он ответил именно так. Закрепляющий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить "О", а где "1", или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой "4", девочку — цифрой "2", а аиста — цифрой "1" и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучили, испытуемому дается вторая инструкция.
Вторая инструкция испытуемому: «Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь, используя это умение, попробуй отгадать нарисованные здесь загадки. "Отгадать загадку" — значит правильно обозначить нарисованные в ней фигурки цифрами "О" и "1».


Приложение 8
Сводная таблица данных исследования влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6- 7 лет



Pol Vozrast Domik Da_i_Net Sapozhki Zvuk_pryatki Posled_sobyt G+ G- U+ U- T+ T- Z+ Z- S+ S- N RRCh PDK VN FU NPCh PNK VK PZhK PMK 1 1 7 1 0 1 0 0 2 4 4 1 3 1 2 2 2 1 1 3 1 2 5 3 2 3 1 3 2 2 7 1 1 0 0 0 0 5 5 2 4 2 5 1 1 2 4 2 2 1 7 6 3 2 2 2 3 2 7 1 0 1 0 0 4 4 4 0 3 2 2 2 2 1 3 1 0 2 3 3 1 3 1 1 4 2 7 1 1 0 0 0 3 0 3 2 2 0 2 1 1 2 2 3 1 1 4 4 0 3 2 3 5 1 6 2 0 1 1 1 3 4 4 2 2 3 1 0 1 3 1 4 2 2 3 2 2 0 3 0 6 1 6 2 1 1 0 1 2 4 5 0 3 2 2 2 2 3 0 2 2 1 5 3 2 1 0 2 7 1 7 2 1 1 1 0 4 5 4 4 3 1 2 1 1 2 1 3 1 2 3 3 1 0 1 3 8 2 6 2 0 2 1 1 5 4 3 3 2 0 1 2 2 1 2 4 2 1 4 0 3 2 3 3 9 2 6 2 1 1 0 1 3 2 3 2 1 2 0 2 3 0 1 5 3 1 1 1 0 0 0 2 10 2 6 2 1 2 0 1 2 0 6 0 0 3 2 2 2 1 1 4 2 4 1 0 3 2 2 1 11 2 7 2 1 1 1 1 4 3 4 3 2 2 1 1 0 2 0 5 3 1 2 2 3 3 1 2 12 2 7 2 0 1 1 0 3 4 5 3 1 2 2 0 1 1 1 6 4 3 3 3 2 3 3 0 13 1 6 3 2 2 1 1 5 4 4 2 2 3 3 1 2 1 2 5 3 3 4 4 3 2 0 1 14 1 6 3 1 2 1 2 4 5 6 1 0 4 2 3 1 2 4 1 4 5 3 1 2 1 1 3 15 1 6 3 2 1 1 1 3 4 4 2 1 3 3 0 0 1 1 4 3 2 4 4 1 1 3 2 16 1 7 3 0 2 1 1 5 3 0 2 1 1 3 1 2 2 2 3 2 1 4 5 2 0 2 1 17 2 6 3 1 1 1 1 5 4 5 1 2 2 3 2 1 3 3 3 2 2 5 4 0 3 2 1 18 2 6 3 2 3 2 2 7 1 4 2 3 1 4 0 2 2 5 7 5 1 6 7 0 2 0 2 19 2 6 3 2 2 2 1 6 2 6 3 2 3 2 1 3 1 0 3 2 3 3 1 1 3 1 0 20 1 6 4 2 4 2 2 7 1 7 4 1 1 5 1 2 1 5 8 4 5 7 6 2 3 2 2 Ср.знач. 6,40 2,25 0,95 1,45 0,80 0,85 3,85 3,15 4,30 1,95 1,90 1,90 2,35 1,25 1,55 1,60 1,95 6,40 2,25 0,95 1,45 0,80 0,85 3,85 3,15 Ст.откл. 0,50 0,85 0,76 0,94 0,70 0,67 1,76 1,60 1,49 1,19 1,07 1,07 1,27 0,85 0,83 0,82 1,57 0,50 0,85 0,76 0,94 0,70 0,67 1,76 1,60
Условные обозначения:
№ - номер респондента по списку
Pol - пол респондента (1-мужской, 2-женский)
Vozrast - возраст респондента
Domik - результат респондента по методике «Домик»
Da_i_Net - результат респондента по методике «Да и нет»
Sapozhki - результат респондента по методике «Сапожки»
Zvuk_pryatki - результат респондента по методике «Звуковые прятки»
Posled_sobyt - результат респондента по методике «Последовательность событий»
G+ -
G- -
U+ -
U- -
T+ -
T- -
Z+ -
Z- -
S+ -
S- -
N -
RRCh -
PDK -
VN -
FU -
NPCh -
PNK -
VK -
PZhK -
PMK -
Ср.знач. -
Ст.откл. -








4

Список литературы

1.Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. – М., 2006. – 256 с.
2.Анастази А. Психологическое тестирование. - СПб., 2001.-688 с.
3.Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб, 2006. – 672 с.
4.Васанов А.Ю. Первичная обработка данных психологического исследования. - М., 2006. – 56 с.
5.Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2011. – 640 с.
6.Заюнчковский О.С. Развитие произвольности младших школьников с использованием инновационных коррекционно-развивающих психофизиологически ориентированных технологий: дисс. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 141 с.
7.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб, 2005. — 940 с.
8.Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000. – 150 с.
9.Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству. // Вопросы психологии. 2000. №5. С. 18 - 27.
10.Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска. // Вопросы психологии. 1998. №2. С. 18 – 25.
11.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М., 2011. - 656 с.
12.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2010. - 464 с.
13.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. – 352 с.
14.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2005. - 460 с.
15.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб, 2001. – 350 с.
16.Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для пед.вузов. – СПб., 2009. – 304 с.
17.Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – Москва – Воронеж, 1998. – 256 с.
18.Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка / под.ред. Бурменской Г. В. – М., 2005. – 656 с.
19.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М., 2004. – 272 с.
20.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб., 2006. – 352 с.
21.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.; Воронеж, 2001. - 416 с.


Школа-родительские отношения и их влияние на личности ребенка

Министерство образования Московской области

Государственное учреждение образования

высшего образования

Московский государственный областной

Гуманитарный институт

Факультет психологии





Курсы

Школа-родительские отношения и их влияние на личности ребенка


Выполнил:

Рыжкова Кристина Александровна

Научный руководитель:

Кабардов Мухамед Каншобиевич






Орехово-Зуево, 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы школы родительских отношений и их влияния на личность ребенка

.1 Школа-родительские отношения в психологии

.2 Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного возраста

.3 Понятие семьи и семейных отношений

Вывод 1-глава

Глава 2. Методы исследования школы родительских отношений

.1 Методология &';Рисунок семьи&';

.2 Методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга и В. В. Столин)

2.3 Тест &';Семейная социограмма&';

Вывод по 2-ой главе

Глава 3. Организация и проведение эмпирического исследования, направленного на изучение в школе родительских отношений и их влияния на личности детей

.1 Организация эмпирического исследования школы родительских отношений

.2 Результаты диагностики и их интерпретация

Вывод в 3-й главе

Вывод

библиография

психологически семья, родительское отношение

Введение

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. Дошкольный возраст является предметом внимания ученых и практиков как важный и ответственный в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, самооценка формируется, происходит построение иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Узнать стоимость работы