Полоролевая индетичность как фактор направленности личности старших подростков.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 3737 страниц
  • 65 + 65 источников
  • Добавлена 23.05.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы направленности личности в психолого – педагогической литературе
1.1. Направленность личности как психологическая категория
1.2. Условия формирования личностной направленности в старшем подростковом возрасте
Глава 2. Проблема взаимосвязи полоролевой идентичности и направленности личности
2.1. Роль полоролевой идентичности в процессе формирования направленности личности старших подростков
2.2. Диагностика особенностей формирования полоролевой идентичности и личностной направленности в старшем подростковом возрасте
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.
В качестве маскулинных качеств в тесте приводятся верящий в себя, склонный защищать свои взгляды, независимость, атлетичность, напористость, сила личности, физическая сила, аналитичность, способность к лидерству, склонность к риску и т.д.
В качестве феминных – умеющий уступать, жизнерадостный, застенчивый, нежный, падкий на лесть, преданный, женственный и т.д.
Андрогинные качества: способный помочь, угрюмый, совестливый, театральный, удачливый, непредсказуемый и т.д.
Методики, направленные на исследование образа родителей в глазах подростка и качество привязанности [27]:
Опросник родительской связи Г. Паркера,
Опросник «Подростки о родителях» Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромицыной;
Опросник «Детско - родительские отношения подростков» (ДРОП).
Рассмотрим в качестве примера Опросник «Детско - родительские отношения подростков» (ДРОП) [19]
Данная методика включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы:
Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка:
принятие (демонстрация родителем любви и внимания),
эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка),
эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком).
Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия
сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий),
принятие решений (особенности принятия решений в диаде)
конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте),
поощрение автономности (передача ответственности подростку)
Блок контроля
требовательность (количество и качество декларируемых требований),
мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка),
контроль (особенности системы контроля со стороны родителя),
авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя),
особенности оказания поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых оценочных воздействий).
Блок противоречивости/непротиворечивости отношений
непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя),
неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных усилий)
Дополнительные шкалы
удовлетворение потребностей (качество удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации),
неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка),
отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подростка),
общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества отношений с родителем),
шкала ценностных ориентации (эта шкала содержит открытые вопросы, которые помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, которые оказывают влияние на отношения с родителем).
Подросток отвечает на вопросы на отдельных бланках для матери и отца. В бланке это помечается подчеркиванием соответствующего слова в пункте «мать/отец».
Методики, направленные на выявление особенностей семейных и детско – родительских взаимоотношений [27]:
Опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» (СЭК) А.Б. Холмогоровой и С.В. Воликовой;
Опросник «Тип полоролевой ориентации в сфере общения» Т.А. Араканцевой
PARI - изучение родительских установок (Е.С. Шефер и Р.К. Белл в адаптации Т.В. Нещерет) [19]
Итак, методика PARI (методика изучения родительских установок) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).
Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет [78]
В методике выделены 23 аспекта - признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье.
Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско - детских отношений.
Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:
1 — оптимальный эмоциональный контакт,
2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
3 — излишняя концентрация на ребенке.
Отношение к семейной роли описывается с помощью 8 признаков: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; “безучастность” мужа, его невключенность в дела семьи; доминирование матери; зависимость и несамостоятельность матери.
Отношение родителей к ребенку
Оптимальный эмоциональный контакт состоит из 4 признаков: побуждение словесных проявлений, вербализаций; партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравнительные отношения между родителями и ребенком.
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком состоит из 3 признаков: раздражительность, вспыльчивость; суровость, излишняя строгость; уклонение от контакта с ребенком.
Излишняя концентрация на ребенке описывается 8 признаками: чрезмерная забота, установление отношений зависимости; преодоление сопротивления, подавление воли; создание безопасности, опасение обидеть; исключение внесемейных влияний; подавление агрессивности; подавление сексуальности; чрезмерное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка.
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений.
Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.
Таким образом, исход из анализа особенностей взаимоотношений родителей и детей можно судить об определенных полоролевых установках, которые «закрепляются» у подростка.
Итак, для выявления особенностей полоролевой идентичности и личностной направленности подростков можно использовать достаточно широкий арсенал валидных и надежных методик, которые позволяют не только выявить личностные характеристики старшеклассника, связанные с его «психологическим полом», выраженностью феминных или маскулинных черт, но и определить структуру полоролевых установок, исходя из которых он выстраивает свой стиль взаимоотношений с окружающим миром и которые в дальнейшем будут оказывать влияние на отношения уже в его собственной семье и с его детьми.
Таким образом, изучение проблемы полоролевой идентичности подростков во взаимосвязи с процессом формирования их личностной направленности дает возможность разрабатывать и осуществлять эффективные методы по коррекции и профилактике нарушений, связанных с процессом полоролевой идентификации детей, отклоняющегося поведения, оптимизации детско – родительских отношений и т.д.




Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем совремнных научных и практических исследования многих дисциплин – проблеме полоролевой идентичности как фактора направленности личности старших подростков.
В процессе социализации ребенка происходит и его психосексуальное развитие, одним из фажнейших моментов которой является процесс полоролевой идентификации.
Процесс полоролевой идентичности выступает важнейшим фактором формирования личностной направленности подростка, когда происходи его личностное самоопределение, формирование системы отношений с миром, «закрепление» определенных установок, которые оказывают влияние на стиль его взаимодействия со своим и противоположным полом уже в настоящий момент, а в будущем будут оказывать влияние на особенности его внутрисемейных отношений.
В процессе полоролевой идентификации происходит усвоение определенных канонов, демонстрирующих черты феминности и маскулинности, а в дальнейшем это «вырисовывается» в определенные черты характера, особенности поведения и т.д.
Однако сегодня, в связи с социальными, экономическими и политическими изменениями, происходящими в современном обществе, процесс полоролевой идентификации претерпел кардинальные изменения, что выражается в изменении личностной направленности индивида, что в свою очередь обусловливает многие негативные последствия: девиантное поведение, агрессивность, психические отклонения, нарушения взаимоотношений в семье, искажение родительских установок и т.д.
Для того, чтобы во время выявить группу риска, то есть детей и их окружение, которое может негативно повлиять на процесс становления их полоролевой идентичности, необходимо владеть методами и приемами, позволяющими диагностировать особенности формирования полоролевой идентификации, а также знать сущность и закономерности нормального гармоничного течения этого процесса.
Вот почему изучение проблемы полоролевой идентичности как фактора направленности личности старших подростков справедливо можно считать актуальной темой исследования.
В данной работе мы рассмотрели понятие направленность личности как психологическую категорию; охарактеризовали условия формирования личностной направленности в старшем подростковом возрасте; изучили роль полоролевой идентичности в формировании направленности личности старших подростков; рассмотрели возможности диагностических методов и методик, направленных на изучение особенностей формирования полоролевой идентичности и личностной направленности в старшем подростковом возрасте
В процессе теоретического исследования проблемы наше предположение о том, что процесс полоролевой идентификации в подростковом возрасте во многом обуславливает направленность личности подростка, подтвердилось.
Исходя из этого, в качестве дальнейших задач работы над данной темой может быть эмпирическое исследования особенностей полоролевой идентичности старшеклассников как фактора формирования их личностной направленности.

Список литературы

Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства // Мир психологии. – 2000. – № 1. – с. 111–118
Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М., 1991
Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / пер. с англ. А.А.Валеева, Р.А.Валеевой. Ростов-н/Д., 1998
Алексев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. – СПб., 2006
Алёшина Ю.А., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. -1991. - № 4. - с. 74 - 82
Араканцева Т.А. Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации: Дис…канд. психол. наук. – М., 1999
Бендас Т.В. Гендерная психология. — СПб., 2006
Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. М., - 1995
Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. – СПб., 2004
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. - СПб., 2001
Брайсон В. Политическая теория феминизма. – М., 2003
Визгина А.В., Пантилеев С.Р, Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. – 2001. - № 3. – С. 91-100
Вержибок Г.В. Фактор семьи в полоролевой ориентации подростков // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. – Минск, 2000
Гилмор Д. Загадка мужественности // Введение в гендерные исследования. Ч.1 / Под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков; - СПб., 2001. – С. 880 – 900
Голод С.И. Сексуальность, гендер и семья: социологическая интерпретация // Человек. - 2004. - № 4. – С. 113-124
Городнова Н.Н. Гендерная идентификация как механизм формирования представлений подростков о будущей семье // Журнал практического психолога. – 2005. - № 5. - с.166 - 174
Жаров Л.В. "Третий пол" // Человек. - 2005. - №3. – С. 130-136
Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. - 2004. - № 1. – С. 41-51
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2003
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2005
Исследование маскулинности – фемининности личности //Реан А.А. психология изучения личности. – СПб., 1999. – С. 252-257
Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. – 1987. - № 2. – с. 54 - 61
Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. – 1989. - № 3. – с. 53 – 62
Калина О.Г. «Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевая идентичности». // Вопросы психологии. – 2007. - №1. - с. 15 – 27
Каменская В.Г. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково - юношеской выборки) // Психологический журнал. - 2005. - № 4. – С. 77- 89
Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб., 2004
Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. - СПб., 2003
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1995
Кокоренко В.Л. Полоролевая, возрастная идентификация и система самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития: Автореф. дис…канд. психол. наук. – СПб., 2006
Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. — М., 1975
Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. – 1981 № 2. - С. 47-57.
Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Курс лекций / www.owl.ru./ Лекция №1 "Меняющиеся мужчины"
Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Курс лекций / www.owl.ru./ Лекция № 3 "Российский мужчина и его проблемы".
Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. 1 / Под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков; - СПб., 2001. – С. 562 – 606
Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.И. Возрастная психология. - М., 2001
Крайг. Г. Психология развития. – СПб., 2007
Красова Е.Ю. Словарь гендерных терминов. – М., 2002
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983
Логинов А.А. Мужчины и женщины. - Минск, 1989
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 688
Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2002
Максимов А.М. психологические факторы нарушений полоролевой идентичности у подростков и юношей с асоциальным поведением: Автореф. дис…канд. психол. наук. – М., 2011
Малкина - Пых, И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога). - М., 2006
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999
Морозов И.А. Гендерные роли в субкультурах // Этнографическое обозрение. - 2006. - № 4. – С. 3-7
Николаева И.А. Полоролевая идентичность как фактор социальной компетентности старших подростков // Психология образования: проблемы и перспективы (Москва, 16-18 декабря 2004г.): Материалы Первой научно-практической конференции. – М., 2004. – С.160 - 161
Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. - СПб, 2000
Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2001
Психология человека от рождения до смерти. /Под общей ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
Реан А.А. Характерологические особенности подростков – делинквентов // Вопросы психологии. – 1991. № 4. – с. 139 – 144
Репина Т.А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. – 1987. - № 2 – с. 158-166
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999
Сезнева Т.А. Динамика системы ценностей и нравственных норм в подростковом возрасте // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. – Минск, 2000
Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. 1988. - № 3. - с.33 – 42
Фельдштейн Д.М. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 2005
Фромм Э. Мужчина и Женщина. - М., 1998
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.; - М., 2003
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб, 2005
Шнейдр Л.Б. Идентичность. Хрестоматия. – М., 2003
Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. – М.; Воронеж, 2006
Юнусова Р.А. полоролевая идентичность как фактор направленности личности подростка // http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2010/teorija_i_praktika_gendernykh_issledovanij_v_mirovoj_nauke/polorolevaja_identichnost_kak_faktor_napravlennosti_lichnosti_podrostka/4-1-0-76
Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. - 1985. - №3 – с.84 – 90
Якобсон С.Г. Формирование Я – потенциального. // Вопросы психологии – 1997. - № 3. - с. 3 - 12











37

Список литературы

1.Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства // Мир психологии. – 2000. – № 1. – с. 111–118
2.Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М., 1991
3.Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / пер. с англ. А.А.Валеева, Р.А.Валеевой. Ростов-н/Д., 1998
4.Алексев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. – СПб., 2006
5.Алёшина Ю.А., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. -1991. - № 4. - с. 74 - 82
6.Араканцева Т.А. Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации: Дис…канд. психол. наук. – М., 1999
7.Бендас Т.В. Гендерная психология. — СПб., 2006
8.Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. М., - 1995
9.Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. – СПб., 2004
10.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. - СПб., 2001
11.Брайсон В. Политическая теория феминизма. – М., 2003
12.Визгина А.В., Пантилеев С.Р, Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. – 2001. - № 3. – С. 91-100
13.Вержибок Г.В. Фактор семьи в полоролевой ориентации подростков // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. – Минск, 2000
14.Гилмор Д. Загадка мужественности // Введение в гендерные исследования. Ч.1 / Под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков; - СПб., 2001. – С. 880 – 900
15.Голод С.И. Сексуальность, гендер и семья: социологическая интерпретация // Человек. - 2004. - № 4. – С. 113-124
16.Городнова Н.Н. Гендерная идентификация как механизм формирования представлений подростков о будущей семье // Журнал практического психолога. – 2005. - № 5. - с.166 - 174
17.Жаров Л.В. "Третий пол" // Человек. - 2005. - №3. – С. 130-136
18.Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. - 2004. - № 1. – С. 41-51
19.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2003
20.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2005
21.Исследование маскулинности – фемининности личности //Реан А.А. психология изучения личности. – СПб., 1999. – С. 252-257
22.Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. – 1987. - № 2. – с. 54 - 61
23.Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. – 1989. - № 3. – с. 53 – 62
24.Калина О.Г. «Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевая идентичности». // Вопросы психологии. – 2007. - №1. - с. 15 – 27
25.Каменская В.Г. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково - юношеской выборки) // Психологический журнал. - 2005. - № 4. – С. 77- 89
26.Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб., 2004
27.Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. - СПб., 2003
28.Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. - М., 1995
29.Кокоренко В.Л. Полоролевая, возрастная идентификация и система самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития: Автореф. дис…канд. психол. наук. – СПб., 2006
30.Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального. — М., 1975
31.Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. – 1981 № 2. - С. 47-57.
32.Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Курс лекций / www.owl.ru./ Лекция №1 "Меняющиеся мужчины"
33.Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. Курс лекций / www.owl.ru./ Лекция № 3 "Российский мужчина и его проблемы".
34.Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. 1 / Под ред. И. А. Жеребкиной. – Харьков; - СПб., 2001. – С. 562 – 606
35.Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980
36.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.И. Возрастная психология. - М., 2001
37.Крайг. Г. Психология развития. – СПб., 2007
38.Красова Е.Ю. Словарь гендерных терминов. – М., 2002
39.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983
40.Логинов А.А. Мужчины и женщины. - Минск, 1989
41.Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2005. – 688
42.Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2002
43.Максимов А.М. психологические факторы нарушений полоролевой идентичности у подростков и юношей с асоциальным поведением: Автореф. дис…канд. психол. наук. – М., 2011
44.Малкина - Пых, И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога). - М., 2006
45.Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999
46.Морозов И.А. Гендерные роли в субкультурах // Этнографическое обозрение. - 2006. - № 4. – С. 3-7
47.Николаева И.А. Полоролевая идентичность как фактор социальной компетентности старших подростков // Психология образования: проблемы и перспективы (Москва, 16-18 декабря 2004г.): Материалы Первой научно-практической конференции. – М., 2004. – С.160 - 161
48.Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. - СПб, 2000
49.Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2001
50.Психология человека от рождения до смерти. /Под общей ред. А.А. Реана. – СПб., 2002
51.Реан А.А. Характерологические особенности подростков – делинквентов // Вопросы психологии. – 1991. № 4. – с. 139 – 144
52.Репина Т.А. Анализ теорий половой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. – 1987. - № 2 – с. 158-166
53.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999
54.Сезнева Т.А. Динамика системы ценностей и нравственных норм в подростковом возрасте // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник научных трудов: Выпуск 2. – Минск, 2000
55.Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998
56.Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. 1988. - № 3. - с.33 – 42
57.Фельдштейн Д.М. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 2005
58.Фромм Э. Мужчина и Женщина. - М., 1998
59.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.; - М., 2003
60.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб, 2005
61.Шнейдр Л.Б. Идентичность. Хрестоматия. – М., 2003
62.Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. – М.; Воронеж, 2006
63.Юнусова Р.А. полоролевая идентичность как фактор направленности личности подростка // http://sociosphera.ucoz.ru/publ/konferencii_2010/teorija_i_praktika_gendernykh_issledovanij_v_mirovoj_nauke/polorolevaja_identichnost_kak_faktor_napravlennosti_lichnosti_podrostka/4-1-0-76
64.Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. - 1985. - №3 – с.84 – 90
65.Якобсон С.Г. Формирование Я – потенциального. // Вопросы психологии – 1997. - № 3. - с. 3 - 12

Вопрос-ответ:

Что такое направленность личности и как она изучается в психолого-педагогической литературе?

Направленность личности является психологической категорией, которая отражает совокупность установок, интересов, предпочтений, ценностных ориентаций и целей, определяющих поведение и выбор жизненного пути человека. В психолого-педагогической литературе направленность личности изучается через анализ мотивационной сферы, ценностных ориентаций, целеполагания и поведенческих стратегий.

Какие условия способствуют формированию личностной направленности у старших подростков?

У формирования личностной направленности у старших подростков существует несколько условий. Во-первых, это социальное пространство, в котором формируются отношения со значимыми взрослыми и сверстниками. Во-вторых, это семейный фон, который определяет ценностные ориентации, предпочтения и мотивы подростков. В-третьих, это образовательная среда, которая предоставляет возможности для саморазвития и поиска своего места в обществе.

Какую роль играет полоролевая идентичность в формировании направленности личности?

Полоролевая идентичность, которая включает представления и ожидания о себе как о мужчине или женщине, играет важную роль в процессе формирования направленности личности. Она определяет стереотипные модели поведения и выбор профессии, а также влияет на ценностные ориентации и мотивы личности. Полоролевая идентичность может быть как согласованной с биологическим полом, так и несогласованной, и это может иметь значительное влияние на формирование направленности личности.

Какие теоретические аспекты изучаются в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи изучаются теоретические аспекты проблемы направленности личности. Авторы анализируют психологическую категорию направленности личности, определяют ее составляющие, а также рассматривают условия, способствующие формированию личностной направленности в старшем подростковом возрасте.

Какие аспекты изучения проблемы направленности личности представлены в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи рассматриваются теоретические аспекты изучения проблемы направленности личности в психолого-педагогической литературе. Конкретно, речь идет о понимании направленности личности как психологической категории и условиях формирования личностной направленности в старшем подростковом возрасте.

Что такое направленность личности в психологии?

Направленность личности - это характеристика, свидетельствующая о целях, мотивах и предпочтениях человека, определяющая его поведение и выбор жизненного пути. Это психологическая категория, которая позволяет понять, в каком направлении развивается личность и что является для нее приоритетом.

В чем заключаются условия формирования личностной направленности в старшем подростковом возрасте?

Условия формирования личностной направленности в старшем подростковом возрасте связываются с процессом самоопределения, самоидентификации и формирования ценностных ориентаций. Важную роль также играет поведенческая модель, общение, социальная среда и индивидуальные особенности подростка.

Какая роль отводится полоролевой идентичности в формировании направленности личности?

Полоролевая идентичность играет значительную роль в формировании направленности личности. Она определяется социальными и культурными стереотипами ролей мужчины и женщины и влияет на формирование ценностных ориентаций и выбор будущей профессии. Идентификация с определенной половой ролью может также влиять на самооценку и уверенность в себе.

В чем заключается проблема взаимосвязи полоролевой идентичности и направленности личности?

Проблема взаимосвязи полоролевой идентичности и направленности личности заключается в том, что стереотипы ролей мужчины и женщины могут ограничивать выбор подростков в области образования и профессиональной деятельности. В результате, если полоролевая идентичность противоречит личным интересам и склонностям, это может привести к несогласованности и конфликту между полоролевой идентичностью и личностной направленностью.

Что такое направленность личности?

Направленность личности - это психологическая категория, которая описывает цели, задачи и интересы личности, определяющие ее поведение, выбор и формирование жизненных позиций.