Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами ребенка дошкольного возраста

  • 58 страниц
  • 23 источника
  • Добавлена 11.07.2012
750 руб. 1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. Проблема детско-родительских отношений в научной литературе
1.1. Психологическая характеристика личности детей дошкольного возраста
1.2. Влияние семейной среды и стиля воспитания на формирование личности ребенка
1.3. Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста с родителями
Выводы по главе
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и формирования личности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Методы и организация исследования
2.2. Результаты исследования
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Степень рефлексивности, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамичность. Феномены мистификации, делегирования.
Оценка ребенка и особенности осознания родителем своего отношения к личности ребенка.
Оценка эффективности системы воспитания.
Влияние прародительской семьи на тип семейного воспитания нуклеарной семьи.
Личностные особенности родителя. Наличие неразрешенных проблем, состояния фрустрации, социальной тревожности и проч.






































Приложение 2
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР)
Инструкция
Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М — для матери, под буквой О — для отца:
5 баллов — несомненно да (очень сильное согласие);
4 балла — в общем да;
3 балла — и да и нет;
2 балла — скорее нет, чем да;
1 балл — нет (абсолютное несогласие).
Текст опросника
1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит.
6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем нравится.
8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.
9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.
10. Я чувствую, что непоследователен (непоследовательна) в своих требованиях.
11. В нашей семье часто бывают конфликты.
12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее).
13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.
14. Я его (ее) очень редко ругаю.
15. Я стараюсь контролировать все его(ее) действия и поступки.
16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня.
17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.
18. Я не разделяю его (ее) увлечений.
19. Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способной), как мне хотелось бы.
20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).
21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.
22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).
23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.
24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения.
25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.
26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.
27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет.
28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно.
29. Я всегда сочувствую своему ребенку.
30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.
31. Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить.
32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.
33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).
34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.
35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начинает упрекать меня в излишней строгости.
36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.
38. По характеру я мягкий человек.
39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома.
40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.
41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки.
42. Мне нравится его (ее) характер.
43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.
44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
45. Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей.
46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам(а).
47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.
48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).
49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он(а) не хочет.
50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.
51. Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т.д.
52. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.
53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.
54. Я приветствую его (ее) поведение.
55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).
56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а).
57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).
58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.
59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.п.) специально говорит наоборот.
60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.
Ключ к опроснику ВРР (звездочками обозначены обратные вопросы)
№ вопроса Баллы № вопроса Баллы № вопроса Баллы № вопроса Баллы № вопроса Баллы Сумма по шкале 1
13* 25 37 49 1 2
14* 26 38* 50* 2 3*
15 27 39* 51 3 4*
16 28 40 52* Делится на 2 5
17 29 41* 53 4 6*
18* 30 42 54* 5 7*
19* 31* 43* 55 Делится на 2 8
20 32 44 56 6 9
21 33 45 57 7 10*
22* 34* 46* 58* 8 11
23 35 47 59 9 12
24 36 48* 60 10
Шкалы опросника ВРР:
1) нетребовательность—требовательность;
2) мягкость —строгость;
3) автономность—контроль;
4) эмоциональная дистанция — близость;
5) отвержение — принятие;
6) отсутствие сотрудничества—сотрудничество;
7) тревожность за ребенка;
8) непоследовательность—последовательность;
9) воспитательная конфронтация в семье;
10) удовлетворенность отношениями с ребенком.












Приложение 3
Игра-тест «Почта» модификация теста Е. Антони и Е. Бине
Ход игры: Ребенку предлагается роль "почтальона", разносящего письма адресатам — членам своей семьи. Диагностическая задача состоит в том, что ребенок должен выразить свое эмоционально оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению.
Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: "Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в Почту. Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что делает? (Ребенок отвечает.) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам". При этом перед мальчиками ставится игрушка — машина, "груженная" почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: "Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме, папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других членов твоей семьи". Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи — детей и взрослых. Отобранные фигурки легко устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой — свой почтовый ящик. "В нашей игре пожелал еще участвовать Незнакомец, — сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигуру Незнакомца. — В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких".
Чтобы предупредить механическое раскладывание писем "по очереди" в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения "адреса" (короткой фразы на конверте): "Подумай: к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо".
Чтобы у ребенка не возникало сомнений, что "чужие письма читать нельзя", взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным "адресом". Располагается такая фраза-"адрес" на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.
Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тестовой ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.
В игре используется 20 писем, из них 10 — с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:
Этого человека я люблю.
Этого человека я не люблю.
Об этом человеке я скучаю.
Об этом человеке я не скучаю.
С этим человеком я люблю играть, читать.
Иногда я боюсь этого человека.
Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.
На этого человека я часто сержусь.
Этому человеку мне нравится помогать дома.
К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью. 
Другие 10 писем содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений):
Этот человек меня любит.
Этот человек меня не любит.
Этот человек всегда веселый.
Этот человек на меня злится и сердится.
Этот человек меня всегда жалеет.
Этот человек часто наказывает меня и ругает.
Этот человек часто играет со мной.
Этот человек никогда не играет со мной.
Этот человек самый добрый, хороший.
Этот человек всегда все запрещает мне.
Обработка данных. При обработке данных учитывается то, как распределились между всем и адресатами письма с положительной и с отрицательной направленностью.
Особое значение придается письмам следующего содержания: "Этого человека я люблю", "Этого человека я не люблю", "Этот человек меня любит", "Этот человек не любит меня", т. к. письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщения с положительной эмоциональной окраской ("Этот человек меня любит", "Этого человека я люблю"), а также другие письма положительной направленности, типа: "Этот человек самый добрый, хороший", "...веселый", "...часто со мной играет" и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.
Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: "Этою человека я люблю", "Этот человек меня любит", "Этот человек самый добрый", — такой факт говорит об эмоционально не выраженном отношении к данному лицу (индифферентное). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие бедность контактов с этим адресатом, типа: "К этому человеку я никогда не обращаюсь за помощью"; "Этот человек никогда не играет со мной" и др.   О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним, естественно, будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: "Этого человека я не люблю", "Этот человек не любит меня", "Этот человек часто наказывает меня и ругает" и т. д.
Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.
Кто-то из детей может адресовать послания "...я люблю", "...меня любит" эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.



































Приложение 4
Методика В.М. Геворкян для выявления волевых качеств личности ребёнка
Волевые проявления дошкольника можно наблюдать в разных видах его деятельности. Они будут различными в зависимости от того, какой компонент волевого действия, либо волевого качества мы хотим изучить.
Так, при исследовании произвольной активности в игре важно учесть такие ее признаки, как самостоятельный выбор ребенком темы игры и планирование ее хода; выбор средств, для осуществления игрового замысла, согласование своих действий с действиями сверстников, проявление усилий в преодолении трудностей и др. Эти признаки легли в основу наблюдений, которые проводились Р.М. Геворкян по следующему плану:
1. Какие цели дети ставят в игре и каковы эти игры, как ставят цель (самостоятельно, с помощью взрослых, подражая товарищу)?
2. Как обдумывают и планируют средства достижения поставленной цели?
3. Достигает ли ребенок поставленной игровой цели, получает ли удовлетворение при ее достижении?
4. В каких видах игры эти признаки проявляются в наибольшей степени?
Признаки проявления воли:
1. Осознание ребенком того, что он хочет
2. Осознание ребенком того, почему он этого хочет
3. Верная оценка своих возможностей для достижения цели
4. Осознание возможных препятствий
5. Действия для достижения осознанных целей
6. Стремление доводить начатое дело до конца
7. Умение продолжать деятельность при нежелании, нехотении
8. Умение длительно преследовать цель
9. Умение проявить упорство при столкновении с трудностями
10. Проявление терпения
11. Выносливость в деятельности
12. Умение работать в затруднительных условиях
13. Способность тормозить свои соблазны, прихоти
14. Умение овладевать своими эмоциями
15. Умение контролировать свое поведение
16. Быстрое продумывание действия
17. Отсутствие растерянности в затруднительных ситуациях
18. Выполнение принятого решения без колебания
19. Уверенность в своих действиях и поступках
20. Организация деятельности и поступков без посторонней помощи
21. Выполнение решений без напоминаний
22. Умение отстоять свое мнение, не проявляя упрямства
23. Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность
24. Способность не поддаваться дурным влияниям .
25. Умение выдвигать новые идеи
26. Способность показать пример в положительном поступке
27. Участие в осуществлении новшества, выдумки
28. Проявление творчества, изобретательности
Степень выраженности проявления воли у дошкольника, нужно оценить, следующим образом, редко 1 балл, иногда 2 балла, часто 3 балла.
Можно получить показатели по данной методике: 1-5 показатели целеустремленности, 6-9 показатели настойчивости, 10-15 показатели выдержки, 16-19 показатели решительности, 20-24- показатели самостоятельности, 25-28 показатели инициативности.


































Приложение 5
Проективный тест «Лесенка» С.Г. Якобсон и В.Г. Щур
Диагностическое оборудование: картинка  с  изображением лестницы, состоящей из 7 ступенек; вырезанные из бумаги фигурки мальчика и девочки.
Процедура проведения: Методика проводится индивидуально. Ребёнку предъявляется рисунок  лесенки  и зачитывается инструкция.
Инструкция. Это волшебная лесенка. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята: на верхней ступеньке – самые лучшие дети, на следующей – тоже хорошие, но всё-таки чуть-чуть похуже. Чем ниже по лесенке – тем хуже дети (показывает рукой). Посередине – так себе ребятишки, не хорошие и не плохие. На последней, самой низкой ступеньке – самые плохие дети. Запомнил? Сможешь повторить?»
После того, как психолог убедился, что ребёнок правильно понял и запомнил инструкцию, он последовательно задаёт ребёнку следующие вопросы:
На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему?
На какую ступеньку тебя поставит мама? папа? Почему?
Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит воспитательница?
(Воспитательницу следует назвать по имени-отчеству. Если в группе две воспитательницы, то вопросы желательно задать о каждой). Почему?
Ответы детей фиксируются в протоколах.
Обработка и интерпретация результатов.
Количественный анализ.
Завышенная самооценка – ступенька № 7.
Возрастная норма (оптимально высокая самооценка) – ступеньки № 4, 5, 6.
Заниженная самооценка – ступеньки № 2, 3.
Низкая самооценка – ступенька № 1.
Качественный анализ.
Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
Неблагоприятный вариант – дети ставят себя на ступеньках выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребёнком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» - помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя.
Положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует:
а) об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может ответить на вопрос «почему?»);
б) о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).




































Приложение 6
Сводная таблица данных диагностики родителей
№ Ф.И. Родительское сочинение Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» Характер эмоциональных отношений Психологические особенности ребенка Родитель как воспитатель Требовательность Строгость Контроль Близость Принятие Сотрудничество Тревожность Последовательность Конфронтация Удовлетворенность Матери 1. П.Р. 7 6 2 22 19 24 15 8 6 5 6 19 18 2. Б.Ю. 6 4 4 20 22 23 13 11 9 8 9 21 14 3. Л.И. 10 7 5 18 10 9 21 19 17 15 17 12 24 4. П.Л. 11 7 6 9 14 11 19 18 19 19 19 9 22 5. Д.В. 9 6 3 21 21 19 14 14 8 12 8 17 9 6. А.Н. 11 7 5 9 15 8 18 21 21 21 14 6 21 7. В.Ж. 8 6 4 24 19 21 12 9 10 16 5 16 12 8. Ф.К. 7 5 4 22 21 18 12 12 8 19 8 22 15 9. Н.О. 13 7 6 8 10 9 22 24 18 17 16 6 19 10. В.А. 12 8 5 10 8 11 19 25 19 16 18 9 21 11. А.П. 8 5 6 21 19 22 14 13 9 18 11 21 10 12. Н.О. 13 8 7 13 14 16 25 24 21 21 18 7 18 13. Ш.Г. 11 6 6 12 12 13 22 25 19 12 21 11 15 14. Л.Р. 12 7 7 15 16 11 23 21 22 19 16 6 22 15. Д.Л. 12 7 6 13 13 9 21 23 17 18 12 9 24 16. У.Д. 12 6 7 17 14 7 19 20 19 15 22 10 19 17. И.В. 13 7 7 9 10 6 24 21 16 21 18 14 23 18. П.А. 12 7 6 13 14 9 23 24 21 15 19 12 21 19. Т.Ю. 10 8 6 10 12 11 22 21 20 22 21 11 20 20. О.Б. 9 4 6 21 22 25 12 10 9 14 13 22 16 21. С.М. 11 7 7 13 16 15 19 20 18 16 16 10 16 22. Ю.Т. 13 7 7 13 19 13 17 19 19 19 21 8 18 23. Л.О. 12 8 6 16 15 12 21 20 21 12 18 6 17 24. В.Р. 11 8 7 12 17 11 24 25 23 15 17 5 22 Отцы 1. П.А. 3 1 2 21 22 18 8 13 12 5 14 20 8 2. Б.О. 3 2 3 18 12 16 12 19 16 7 17 19 5 3. Л.Г. 7 4 6 12 21 9 9 14 12 13 9 20 8 4. П.В. 2 7 5 9 18 12 14 16 9 9 5 14 12 5. Д.Л. 5 6 7 19 16 15 16 8 14 10 8 7 7 6. А.К. 7 4 5 8 12 16 19 5 6 6 19 9 9 7. В.Ф. 9 6 6 6 15 18 5 9 9 9 20 5 16 8. Ф.Г. 4 3 7 19 17 13 9 12 12 7 16 12 18 9. Н.Д. 7 4 6 22 21 15 14 6 10 10 18 8 21 10. В.И. 6 2 4 24 19 14 8 9 13 8 14 6 16 11. А.Е. 9 4 3 18 17 19 6 12 16 5 19 9 19 12. Н.К. 3 3 4 16 16 14 19 15 9 8 12 14 22










Сводная таблица данных диагностики детей
№ Ф.И. Методика «Почта» Волевые качества личности ребёнка Лесенка Отношение ребенка к членам семьи Отношение членов семьи к ребенку Целеустремленность Настойчивость Выдержка Решительность Самостоятельность Инициативность Сам Мама Воспитатель Положительная направленность Отрицательная направленность Положительная направленность Отрицательная направленность Мать Отец Другие Незнакомец Мать Отец Другие Незнакомец Мать Отец Другие Незнакомец Мать Отец Другие Незнакомец 1. Игорь П. 2 0 2 1 1 4 0 0 1 1 2 1 2 2 1 0 5 5 6 4 5 4 2 3 1 2. Юля Б. 1 0 4 0 2 3 0 0 2 0 2 1 2 1 2 0 5 4 6 5 9 5 7 7 7 3. Инна Л. 5 0 0 0 0 3 1 1 5 0 0 0 0 0 3 2 8 9 12 11 12 6 5 5 3 4. Алена П. 5 0 0 0 0 4 1 0 4 1 0 0 0 0 4 1 10 7 15 7 14 8 4 6 5 5. Костя Д. 2 0 1 2 2 3 0 0 2 1 1 1 3 2 0 0 5 5 6 5 8 4 3 3 1 6. Андрей А. 3 1 1 0 0 2 2 1 5 0 0 0 0 0 4 1 12 8 11 8 13 9 5 7 7 7. Саша В. 2 1 0 2 1 2 2 0 2 0 0 3 1 2 2 0 6 4 7 4 8 5 7 5 2 8. Инга Ф. 3 0 1 1 1 3 1 0 1 1 2 1 2 2 1 0 5 6 6 5 5 4 2 5 2 9. Оля Н. 4 1 0 0 0 0 0 5 5 0 0 0 0 0 2 3 9 9 10 6 10 6 6 7 3 10. Слава В. 3 1 1 0 0 0 0 5 4 1 0 0 0 3 1 1 11 7 12 7 8 8 7 5 4 11. Антон А. 2 1 0 2 2 3 0 0 2 0 1 2 2 3 0 0 6 5 6 4 7 4 3 3 1 12. Кирилл Н. 5 0 0 0 0 0 4 1 5 0 0 0 0 2 3 0 10 8 9 8 9 7 5 6 5 13. Коля Ш. 5 0 0 0 0 0 3 2 5 0 0 0 0 1 4 0 14 10 16 10 15 11 6 7 5 14. Иван Л. 3 0 2 0 0 2 3 0 4 1 0 0 1 2 2 0 9 11 8 9 12 9 6 7 6 15. Даша Д. 5 0 0 0 0 1 4 0 5 0 0 0 0 3 0 2 15 12 15 10 15 11 5 7 7 16. Тая У. 4 0 1 0 0 0 5 0 5 0 0 0 0 0 0 5 7 9 11 8 11 10 5 7 5 17. Мария И. 4 1 0 0 0 0 5 0 3 1 1 0 0 2 3 0 10 8 14 7 10 8 7 7 5 18. Лена П. 5 0 0 0 0 0 4 1 5 0 0 0 0 0 5 0 13 12 17 10 15 12 5 7 6 19. Филипп Т. 4 0 1 0 0 2 3 0 4 0 1 0 0 0 2 3 11 11 13 9 9 10 5 6 4 20. Алеша О. 3 0 0 2 2 3 0 0 3 0 2 1 1 3 1 0 5 6 6 5 8 5 7 4 2 21. Юра С. 3 0 2 0 0 3 2 0 5 0 0 0 0 5 0 0 8 9 12 8 8 8 6 7 6 22. Яна Ю. 5 0 0 0 0 5 0 0 5 0 0 0 0 0 3 2 13 12 15 11 15 11 6 7 6 23. Вова Л. 4 0 0 0 0 5 0 0 4 0 1 0 0 0 5 0 12 10 13 9 11 9 24. Таня В. 5 0 0 0 0 3 2 0 5 0 0 0 0 2 3 0 15 12 14 10 15 12




















Приложение 7
Корреляционный анализ
Целеустремленность Настойчивость Выдержка Решительность Самостоятельность Инициативность Общий балл Самооценка Сам Самооценка Мама Характер эмоциональных отношений (мать) Correlation Coefficient ,651(*) ,731(*) ,687(*) ,669(*) ,683(*) ,695(*) ,730(*) ,365 ,578(*) Sig. (2-tailed) ,001 ,001 ,002 ,007 ,006 ,002 ,005 ,228 ,005 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Психологические особенности ребенка (мать) Correlation Coefficient ,623(*) ,538(*) ,555(*) ,583(*) ,402 ,564(*) ,599(*) ,073 ,252 Sig. (2-tailed) ,000 ,002 ,004 ,003 ,053 ,005 ,002 ,733 ,241 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Родитель как воспитатель (мать) Correlation Coefficient ,325 ,632(*) ,498(*) ,511(*) ,462(*) ,596(*) ,497(*) ,275 ,578(*) Sig. (2-tailed) ,023 ,001 ,022 ,012 ,026 ,003 ,015 ,197 ,004 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Требовательность (мать) Correlation Coefficient -,692(*) -,497(*) -,662(*) -,437(*) -,552(*) -,580(*) -,584(*) -,242 -,597(*) Sig. (2-tailed) ,000 ,015 ,001 ,033 ,008 ,003 ,003 ,260 ,003 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Строгость (мать) Correlation Coefficient -,553(*) -,448(*) -,292 -,466(*) -,393 -,442(*) -,463(*) -,117 -,320 Sig. (2-tailed) ,005 ,028 ,165 ,022 ,057 ,030 ,023 ,594 ,132 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Контроль (мать) Correlation Coefficient -,578(*) -,591(*) -,620(*) -,565(*) -,622(*) -,617(*) -,617(*) -,052 -,593(*) Sig. (2-tailed) ,003 ,002 ,001 ,004 ,001 ,001 ,002 ,814 ,003 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Близость (мать) Correlation Coefficient ,661(*) ,694(*) ,610(*) ,632(*) ,565(*) ,626(*) ,616(*) ,113 ,517(*) Sig. (2-tailed) ,000 ,000 ,002 ,001 ,005 ,001 ,001 ,611 ,010 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Принятие (мать) Correlation Coefficient ,790(*) ,678(*) ,635(*) ,618(*) ,571(*) ,706(*) ,642(*) ,228 ,571(*) Sig. (2-tailed) ,000 ,000 ,001 ,001 ,005 ,000 ,001 ,288 ,004 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Сотрудничество (мать) Correlation Coefficient ,750(*) ,712(*) ,586(*) ,668(*) ,663(*) ,788(*) ,748(*) ,114 ,528(*) Sig. (2-tailed) ,000 ,000 ,003 ,000 ,000 ,000 ,000 ,510 ,009 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Тревожность (мать) Correlation Coefficient ,278 ,209 ,190 ,138 ,103 ,173 ,175 -,048 ,244 Sig. (2-tailed) ,188 ,328 ,378 ,523 ,667 ,423 ,420 ,828 ,255 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Последовательность (мать) Correlation Coefficient ,614(*) ,636(*) ,739(*) ,665(*) ,589(*) ,772(*) ,677(*) ,119 ,444(*) Sig. (2-tailed) ,002 ,001 ,000 ,000 ,003 ,002 ,000 ,583 ,030 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Конфронтация (мать) Correlation Coefficient -,703(*) -,642(*) -,492(*) -,578(*) -,610(*) -,635(*) -,611(*) -,125 -,519(*) Sig. (2-tailed) ,000 ,001 ,017 ,004 ,002 ,001 0,02 ,569 ,009 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Удовлетворенность (мать) Correlation Coefficient ,550(*) ,573(*) ,571(*) ,575(*) ,586(*) ,540(*) ,607(*) ,064 ,467(*) Sig. (2-tailed) ,005 ,004 ,004 ,004 ,004 ,007 ,001 ,771 ,022 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Отношение ребенка к членам семьи Положительная направленность (мать) Correlation Coefficient ,756(*) ,776(*) ,865(*) ,809(*) ,764(*) ,715(*) ,828(*) ,114 ,498(*) Sig. (2-tailed) ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,589 ,027 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Отношение ребенка к членам семьи Положительная направленность (отец) Correlation Coefficient -,057 -,378 -,129 -,377 -,216 -,266 -,231 ,266 -,071 Sig. (2-tailed) ,816 ,078 ,485 ,080 ,256 ,196 ,240 ,196 ,776 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Отношение ребенка к членам семьи Положительная направленность (другие) Correlation Coefficient -,441(*) -,343 -,447(*) ,313 -,381 -,266 -,415 -,012 ,045 Sig. (2-tailed) ,030 ,086 ,035 ,090 ,078 ,168 ,058 ,818 ,735 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Отношение ребенка к членам семьи Отрицательная направленность (мать) Correlation Coefficient -,741(*) -,756(*) -,779(*) -,756(*) -,577(*) -,738(*) -,776(*) -,231 -,668(*) Sig. (2-tailed) ,000 ,000 ,000 ,000 ,003 ,000 ,000 ,286 ,000 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Отношение ребенка к членам семьи Отрицательная направленность (отец) Correlation Coefficient -,231 -,169 -,258 -,114 -,122 -,262 -,213 -,332 -,386 Sig. (2-tailed) ,230 ,568 ,243 ,611 ,616 ,206 ,288 ,211 ,068 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Отношение ребенка к членам семьи Отрицательная направленность (другие) Correlation Coefficient ,376 ,453(*) ,439(*) ,424(*) ,355 ,552(*) ,473(*) ,178 ,573(*) Sig. (2-tailed) ,068 ,048 ,048 ,049 ,072 ,008 ,026 ,486 ,006 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Отношение членов семьи к ребенку Положительная направленность (мать) Correlation Coefficient ,751(*) ,788(*) ,737(*) ,828(*) ,748(*) ,782(*) ,818(*) ,411(*) ,688(*) Sig. (2-tailed) ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,000 ,048 ,002 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Отношение членов семьи к ребенку Положительная направленность (отец) Correlation Coefficient -,288 -,322 -,221 -,348 -,342 -,318 -,322 -,337 -,324 Sig. (2-tailed) ,146 ,082 ,088 ,073 ,075 ,082 ,082 -,075 ,075 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Отношение членов семьи к ребенку Положительная направленность (другие) Correlation Coefficient -,621(*) -,558(*) -,614(*) -,624(*) -,648(*) -,612(*) -,657(*) -,324 -,532(*) Sig. (2-tailed) ,002 ,009 ,003 ,002 ,001 ,002 ,001 ,082 ,012 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Отношение членов семьи к ребенку Отрицательная направленность (мать) Correlation Coefficient -,753(*) -,712(*) -,814(*) -,728(*) -,628(*) -,752(*) -,778(*) -,512(*) -,668(*) Sig. (2-tailed) ,000 ,000 ,000 ,000 ,002 ,000 ,000 ,009 ,001 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Отношение членов семьи к ребенку Отрицательная направленность (отец) Correlation Coefficient -,253 -,268 -,344 -,352 -,454(*) -,289 -,348 ,062 -,268 Sig. (2-tailed) ,224 ,208 ,073 ,070 ,046 ,188 ,074 ,733 ,208 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Отношение членов семьи к ребенку Отрицательная направленность (другие) Correlation Coefficient ,542(*) ,368 ,554(*) ,479(*) ,572(*) ,454(*) ,544(*) ,214 ,368 Sig. (2-tailed) ,012 ,066 ,012 ,038 ,009 ,042 ,012 ,266 ,068 N 24 24 24 24 24 24 24 24 24 Целеустремленность Настойчивость Выдержка Решительность Самостоятельность Инициативность Общий балл Самооценка Сам Самооценка Мама Характер эмоциональных отношений (отец) Correlation Coefficient ,048 ,041 -,120 -,028 ,002 -,058 -,022 ,268 -,112 Sig. (2-tailed) ,685 ,704 ,385 ,702 ,968 ,645 ,788 ,104 ,385 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Психологические особенности ребенка (отец) Correlation Coefficient ,112 ,021 ,323 ,061 ,514 ,133 ,238 ,012 ,014 Sig. (2-tailed) ,386 ,786 ,082 ,762 ,068 ,358 ,188 ,886 ,884 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Родитель как воспитатель (отец) Correlation Coefficient ,114 ,271 ,142 ,218 ,188 -,012 ,146 -,012 ,118 Sig. (2-tailed) ,378 ,104 ,378 ,188 ,356 ,884 ,364 ,884 ,372 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Требовательность (отец) Correlation Coefficient -,222 -,028 -,322 -,268 -,588(*) -,342 -,361 -,168 -,271 Sig. (2-tailed) ,196 ,788 ,086 ,106 ,048 ,078 ,076 ,344 ,104 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Строгость (отец) Correlation Coefficient -,033 ,372 ,233 ,132 -,168 -,156 ,058 -,288 -,373 Sig. (2-tailed) ,806 ,078 ,186 ,356 ,368 ,370 ,762 ,088 ,072 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Контроль (отец) Correlation Coefficient -,328 -,651(*) -,632(*) -,788(*) -,486 -,358 -,614(*) -,041 -,286 Sig. (2-tailed) ,088 ,038 ,042 ,004 ,061 ,072 ,042 ,842 ,118 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Близость (отец) Correlation Coefficient ,488 ,457 ,276 ,388 ,512 ,511 ,491 ,012 ,492 Sig. (2-tailed) ,064 ,068 ,112 ,096 ,058 ,058 ,062 ,788 ,062 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Принятие (отец) Correlation Coefficient -,312 -,248 -,038 ,046 -,012 -,176 -,127 -,052 -,028 Sig. (2-tailed) ,078 ,112 ,658 ,588 ,792 ,244 ,286 ,586 ,168 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Сотрудничество (отец) Correlation Coefficient -,521 -,514 -,524 -,378 -,512 ,644(*) -,462 -,141 -,488 Sig. (2-tailed) ,057 ,058 ,056 ,082 ,058 ,036 ,072 ,512 ,061 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Тревожность (отец) Correlation Coefficient ,132 ,458 ,436 ,588 ,452 ,133 ,422 ,318 ,182 Sig. (2-tailed) ,768 ,065 ,069 ,062 ,069 ,768 ,072 ,088 ,546 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Последовательность (отец) Correlation Coefficient -,112 -,258 -,474 -,432 -,354 -,162 -,355 ,283 ,168 Sig. (2-tailed) ,612 ,143 ,096 ,088 ,128 ,348 ,128 ,124 ,248 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Конфронтация (отец) Correlation Coefficient -,224 ,062 ,013 ,278 ,063 -,142 ,012 -,233 ,042 Sig. (2-tailed) ,212 ,468 ,712 ,158 ,614 ,188 ,714 ,212 ,346 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12 Удовлетворенность (отец) Correlation Coefficient ,252 ,278 ,031 -,093 -,211 ,064 ,042 ,052 ,088 Sig. (2-tailed) ,188 ,212 ,668 ,365 ,214 ,442 ,512 ,488 ,365 N 12 12 12 12 12 12 12 12 12








57

Список литературы
1.Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек. / Д.В. Берко / Дис. Канд. псих. наук. - Ставро-поль, 2000.
2.Гаспарова Е. М. Отображение социальных отношений в игре.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 8. -143-179.
3.Демоз Л. Психоистория. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000.
4.Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учеб-ное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская, 1997.- 237с.
5.Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учеб-ное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск: Университетская, 1997.- 237с.
6.Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
7.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.,1999.
8.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
9.Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-прак¬тикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерс. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Ака¬демия», 2007. — 432 с.
10.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
11.Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. - 2009. - С. 122-125.
12.Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с.51-56.
13.Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как развить хорошую память. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.
14.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 1996. – 254 с.
15.Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста. // Вопросы психологии. - 2006. - №4. - С. 24-32.
16.Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1999.- 584с.
17.Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 2001.
18.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: ,2002.- 322с.
19.Селивёрстова Н.Я. Психодиагностика ребёнка: за и против // Во-просы психологии.- 2000.- №3.- с.14-18.
20.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО "Речь", 2007.
21.Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и дина-мики родительского отношения // Вопросы психологии, 2000 № 3. С. 3—13.
22.Спиваковская А. С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.,1986.
23.Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.

Министерство образования Московской области

Государственное учреждение образования

образования

Московский государственный областной

Гуманитарный институт

Факультет психологии

Курсы

Школа-родительские отношения и их влияние на личность ребенка

Выполнил:

Рыжкова Кристина Александровна

Научный руководитель:

Кабардов Мухамед Каншобиевич

Орехово-Зуево, 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы школы родительских отношений и их влияния на личность ребенка

1.1 Школа-родительские отношения в психологии

1.2 Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного возраста

1.3 Понятие семьи и семейных отношений

Вывод 1-глава

Глава 2. Методы исследования школы родительских отношений

2.1 Методика "Рисунок семьи"

2.2 Методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга и В. В. Столин)

2.3 Тест "Семейная социограмма"

Вывод по 2-ой главе

Глава 3. Организация и проведение эмпирического исследования, направленного на изучение в школе родительских отношений и их влияния на личности детей

3.1 Организация эмпирического исследования школы родительских отношений

3.2 Результаты диагностики и их интерпретация

Вывод в 3-й главе

Вывод

библиография

психологически семья родительского отношения

Введение

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. Дошкольный возраст является предметом внимания ученых и практиков как важный и ответственный в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, самооценка формируется, происходит построение иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Узнать стоимость работы