Вам нужна курсовая работа?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

гуманистические ценности Западной(Европейской) культуры.

  • 59 страниц
  • 23 источника
  • Добавлена 08.07.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Становление новой картины мира в эпоху Ренессанса
1.1.Специфика философской картины мира в эпоху Ренессанса
1.2.Основные течения и тенденции философской мысли Ренессанса
Глава 2. Ренессанс - эпоха торжества идеалов гуманизма
2.1. Содержание философии гуманизма
2.2. Особенности культуры и искусства эпохи Возрождения и их связь с философией гуманизма
Глава 3. Формирование гуманистической интеллигенции
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

). Французская архитектура приобрела светский облик, в ней присутствуют элементы готического и итальянского стилей. На французскую портретную живопись большое влияние оказала нидерландская школа, особенное распространение получили портреты – рисунки. В целом, искусство Нидерландов, Франции и Германии развивалось в XV веке, «как прямое продолжение готики, как её внутренняя эволюция в сторону «мирского».
Готический стиль вылился из романского, он царил в Европе четыре столетия, и нашёл своё отражение на всём: соборах, замках, крепостях, мебели, одежде.
Также необходимо отметить, что храмы должны были быть внушительных размеров, поскольку много людей стремилось попасть туда, всплеску религиозности способствовали постоянные эпидемии, человеку нужно было опереться на надежду и веру в заступничество Бога. Всей своей обстановкой храмы и соборы напоминали человеку о лучшей доле в ином неземном мире.
Особенно сильно готика захватила Францию, а связано это было с установлением там монархической власти. Светское общество стало оказывать влияние на искусство и культуру. Великолепная готика прекрасно выражала стремление к роскоши, захватывала дух своим шиком и помпезностью.
В целом, XV и XVI столетия были для стран Европы временем больших потрясений, велись религиозные войны, в Германии Реформация привела к Крестьянской войне, в Нидерландах произошла революция, к тому же в это время подходила к концу Столетняя война Франции и Англии, а во Франции шли кровавые распри католиков и гугенотов. Поэтому в искусстве этих стран так ярко проявились «готическая напряжённость и лихорадочность».
Вместе с тем итальянское искусство Возрождения оказывало сильное влияние, благодаря чему северное Возрождение приобрело неповторимые своеобразные черты, это искусство можно назвать сплавом «итальянских влияний с самобытными готическими традициями».
Несколько слов об испанском и английском Возрождении.
В XV веке в Испании развивалась народная школа живописи. Из наиболее выдающихся художников следует отметить Луиса де Моралеса, Франсиско Сурбарана, Диего Веласкеса. В целом же, испанское искусство было насыщено «вопиющими, обнажёнными до предела контрастами и напряжённой борьбой художественных направлений», оно рождало нечто «новое, опережающее свою эпоху».
Англия в эпоху Возрождения переживала расцвет театра и драматургии, литературы, тогда как изобразительное искусство оставалось в тени. Однако и здесь есть замечательные памятники готической архитектуры, а подъём национальной английской живописи начался только в XVIII веке.
В конце XV – начале XVI вв. в странах Европы происходит разрушение основ феодального общества, совершаются великие географические открытия, развивается мореплавание, торговля, экономика, промышленность. Благодаря этому возникает интерес к познанию мира, природы, человек начинает осознавать значимость научного способа познания окружающего мира.
В этот период укрепляются гуманистические позиции. Под гуманизмом стали понимать мировоззрение, провозглашающее высшей ценностью человека, утверждающее его право на счастье и гармоничное развитие. Гуманизм эпохи Возрождения «выражал идеи всенародного значения и создал великие ценности во всех областях культуры и художественного творчества».
В эпоху Возрождения творили такие мастера литературы, как Франсуа Рабле во Франции, Вильям Шекспир – в Англии, и, наконец, Сервантес – в Испании.
Роман Рабле (ок. 1494-1553) «Гаргантюа и Пантагрюэль» является одной из вершин европейского Возрождения. Рабле использовал богатую палитру выразительных средств – в романе очень много гипербол, язык Рабле очень самобытен, грубоватый юмор писателя, «остроумные преувеличения и фантастика имели за собой давнюю традицию – со времён, когда шуты и жонглёры веселили народ на соборной площади и когда здания самих соборов украшались причудливыми химерами».
Вильям Шекспир (1564-1616) – величайший драматург-гуманист Англии, его творчество является вершиной литературы эпохи Возрождения. С большой глубиной, подлинным трагизмом Шекспир смог отобразить исторические противоречия эпохи. Драматургические произведения Шекспира – «Ромео и Джульетта», «Макбет», «Отелло» и многие другие потрясают мастерством построения действия, которое захватывает целиком и полностью, силой изображения конфликтов, подлинностью раскрытия человеческих чувств и страстей. Сонеты Шекспира – замечательные образцы лирической поэзии эпохи Возрождения.
В Испании в первой половине XVI века начинается «золотой век» литературы, и это действительно её подлинный расцвет. В это время творили М. де Сервантес Сааведра, Лопе де Вега, Тирсо де Молина и другие выдающиеся прозаики, поэты, драматурги. В литературе «золотого века» появились новые жанры в прозе и драматургии, а также произошли существенные изменения в языке поэтических произведений.
Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) – величайший писатель-гуманист Испании, один из реалистов литературы эпохи Возрождения. Его роман «Дон-Кихот» - подлинная жемчужина испанской литературы, идейный замысел этого произведения глубок и очень многообразен. Большая заслуга Сервантеса в том, что он «развернул в своём романе широкую реалистическую картину жизни современной ему Испании и насытил его гуманистическими идеями».
Таким образом, в эпоху Возрождения формируется новый тип мировоззрения и мировосприятия. Ренессанс принёс иной подход к деятельности человека, и именно деятельность приобрела самодовлеющее значение. Как справедливо отмечает В.Ф. Мартынов, «человек жаждал реальной власти над природой, над самим собой. С помощью интенсивного преобразования он пытался создавать новую красоту, совершенствуя окружающий мир... Созидающая энергия эпохи сумела совершить мощный прорыв в утверждении вдохновляющих и оптимистических возвышенных идеалов». Благодаря этому и стали возможными все достижения культуры Ренессанса, без этой потребности человека в самопознании и самореализации эпоха Возрождения не была бы столь богата шедеврами искусства и философской, этической и эстетической мысли.
Глава 3. Формирование гуманистической интеллигенции

Эпоха Высокого Средневековья сменила Раннее Средневековье и предшествовала Позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.
Уже в эпоху Позднего Средневековья начались действительно глобальные перемены в духовной жизни общества, связанные с появлением философии гуманизма и наступлением Ренессанса.
Как отмечает Ж. ле Гофф, к концу средневековья «пляска смерти охватила различные сословия мира сего — т.е. различные социальные группы — и влекла их в небытие, в коем находило удовлетворение мироощущение эпохи упадка Наряду с королями, дворянами, церковниками, буржуа, выходцами из народа в это действо часто была вовлечена фигура клирика, который далеко не всегда равнозначен монаху или священнику Этот клирик происходил из рода интеллектуалов, берущего начало в западном средневековье».
Стоит заметить, что средневековый интеллектуал представлял собой особое явление в духовной жизни Средневековья. Это были школьные учителя, мэтры Впервые оно произносится в эпоху раннего средневековья, затем получает распространение в городских школах XII века, а в XIII веке переходит в университеты. Так «именуют тех, чьим ремеслом были мышление и преподавание своих мыслей Этот союз личного размышления и передачи его путем обучения характеризовал интеллектуала. Пожалуй, вплоть до нынешней эпохи эта среда никогда не имела столь четких очертаний и такого сознания собственной значимости, как в Средние века». Как отмечает Ж. ле Гофф, ученый и профессор, мыслитель по профессии, интеллектуал может определяться и некоторыми психологическими чертами, способными «вклиниваться в мир духа, становиться некими складками характера, могут затвердевать, делаться привычками, даже маниями. В силу своей рассудительности интеллектуал рискует впасть в рассудочность... Средневековье умело видеть в разуме страстное стремление к справедливости, в науке — жажду истины, в критике — поиск лучшего. Недоброжелателям интеллектуала через века отвечает Данте, поместивший в Рай и примиривший в нем трех крупнейших интеллектуалов XIII века: Св. Фому, Св. Бонавентуру и Сигера Брабантского».
В контексте рассматриваемой нами темы очень важно обратиться и к проблеме формирования интеллигенции эпохи Возрождения. Л.М. Баткин полагает, что именно в эпоху Ренессанса начался процесс формирования интеллигенции. Он делает различие между средневековым интеллектуалом и интеллигентом: «Зрелое городское средневековье создало многочисленных  интеллектуалов, преподавателей «свободных» искусств» и прочих, но не интеллигенцию, ибо никому не приходило в голову, что, скажем, между нотариусом, философом, иконописцем и астрологом есть что-то общее». Интеллигенты в этом узком и особом смысле слова - все те, кто «вырабатывает новые цели и знания, беря на себя роль носителей критического разума, исторического, нравственного и иного самосознания и самоизменения общества. Очевидна не только противоположность двух «интеллигенции», но и их тесная обоюдная зависимость и непрерывный исторический взаимопереход. В средние века не было интеллигенции в обоих смыслах; в ренессансную  эпоху формирование интеллигенции начинается во втором, неформальном значении этого понятия, подготавливая тем самым почву для конституирования с XVI-XVII и особенно к XIX в. социально более или менее вычлененной и относительно массовой прослойки».
Вместе с тем, Л.М. Баткин выделяет особый тип гуманиста – интеллигента, однако он отмечает, что достаточно трудно описать новых интеллигентов эпохи Возрождения как выделенную отдельную группу.
В целом, гуманисты – интеллигенты – это первый и важнейший этап развития и становления новоевропейской интеллигенции. Ренессансную интеллигенцию можно уже назвать интеллигенцией нового типа, так как её самосознание, тип деятельности, место в социальной структуре резко отличаются от средневековых интеллектуалов, являющихся основными носителями культуры.
Прежде всего, возрожденческая интеллигенция возникает не как научно-техническая, а именно как художественная  интеллигенция. Возрожденческая интеллигенция представляла собой нечто вроде неформального объединения творческих людей. В городах в эпоху Позднего Средневековья уже были люди, чья жизнь была посвящена умственному труду (это преподаватели, врачи, юристы и даже астрологи), однако они принадлежали к своим цехам, строго следовали принятым правилам, соответственно, в общем мало отличались от представителей ремесленного труда.
Однако первые европейские интеллигенты, появившиеся в эпоху Возрождения, принципиально отличались тем, что их объединяли не профессиональные обязанности и социальный статус, а общие интересы, сфера занятий, отношение к миру. Новый взгляд на мир и человека, выраженный в поэтических, философских, художественных произведениях Возрождения, который мы и называем «гуманизмом». Эти люди в своей жизни занимались различной профессиональной деятельностью: поэт Петрарка и философ Фичино были священнослужителями, поэт Ариосто служил в военной администрации, автор знаменитого произведения «Государь» Макиавелли был чиновником коммуны. Но каждый из них прославился не своей профессиональной деятельностью, а той деятельностью, которая непосредственно связана с новой философской системой – гуманизмом.
Новый тип гуманистического общения было уже невозможно загнать в определенные сословные рамки. Люди простого происхождения вступали в спор на философские, литературные и политические темы с представителями высших сословий. То есть, образовалось особое культурное пространство, где сословные рамки не имели значения. Именно благодаря деятельности интеллигенции эпохи Возрождения были заложены основы для теории и практики гуманизма, ставшие начало бурного развития европейской светской культуры современного типа.
Как отмечает Л. Баткин, рождение  интеллигенции можно связать с выделением из ремесленных цехов свободных художественных мастерских, которые и стали центрами нового гуманистического общения. При жизни одного поколения происходят столь разительные перемены, что даже отец Микеланджело не мог понять, чем его сын отличается от каменотеса и отчего пользуется таким уважением. Рафаэль, Микеланджело, другие деятели Возрождения живут только благодаря занятиям искусством. Они становятся известными, богатыми и почитаемыми людьми, и даже знатные люди ищут их дружбы.
Особое внимание стоит обратить на самооценку первых европейских интеллигентов. В большинстве случаев она не вступала в противоречие с внешней оценкой их роли в культуре эпохи. К XV веку многие обладали обостренным личным достоинством и огромным честолюбием.
Когда интеллигенция появилась во Флоренции, Венеции, Падуе и других итальянских городах XIV—XV вв., то и грамотные городские люди решили заявить о себе. За образец они взяли античную культуру, которой и подражали во всем: архитектуре, интерьере, одежде, речи, жестах, манерах, вплоть до бытовых деталей. Существуют свидетельства, что некоторые из них облачались в античные одеяния перед тем, как приступить к чтению классиков. Эти люди, как отмечает исследователь феномена возрожденческой   интеллигенции  Л.М.  Баткин, были «талантливо помешаны на старине, превращая античность в стиль своей жизни и общения».
Однако эпоха Возрождения и возрожденческая интеллигенция принципиально отличались от античности и античных деятелей ярко выраженным индивидуализмом. Культ человека и его творческих деятельных способностей, которым отличается эпоха Возрождения, не мог существовать без этого индивидуализма. На этом феномене основана вся культура эпохи Ренессанса. Как полагает Л.В. Баткин, именно итальянское Возрождение сформировало ту индивидуальность, которую мы до сих пор считаем подлинным творцом культуры.
Указанный сдвиг в представлениях о человеке как раз и произошел в эпоху Возрождения, когда творческая энергия индивида была впервые направлена вовнутрь, на самого себя и развитие своих творческих сил и способностей. Известно, что один из родоначальников культуры Возрождения Петрарка считал самым важным и увлекательным делом размышления о собственном «я». И это индивидуальное «я» как неповторимый внутренний мир человека, сопоставимый по своей значимости со вселенной, стал едва ли не главным открытием эпохи Возрождения. Отныне, пишет  Баткин , жизнь и смерть человека потрясают не повторяемостью, а уникальностью. «Всякое человеческое существование не только единично и подобно другим существованиям, но — единственное. Каждый раз это целая неповторимая вселенная, вполне соразмерная той, общей для всех вселенной. Поэтому индивид огромен, как мир, и бессмертен, как мир. Если он все-таки определенно умирает, это очень трудно и даже невозможно вместить и разгадать. В это трудно поверить».
Однако этот всепоглощающий индивидуализм имел и негативные следствия – эгоизм, жажда удовольствий, уверенность в собственной непогрешимости, уникальности и безнаказанности. Таким образом, очень важной является проблема оборотной стороны титанизма эпохи Возрождения.
Она была глубоко раскрыта и аргументирована А.Ф. Лосевым (речь идет о труде «Эстетика Возрождения»). А.Ф. Лосев отмечает следующее: «Вся эта красота Ренессанса была подлинной реальностью, преуменьшать которую могут только либо невежды, либо сознательно реакционные историки. Тем не менее… этот красивый Ренессанс и его небывало тонкая человечность в искусстве, науке, религии, морали и психологии, весь этот Ренессанс имел и свою обратную сторону, игнорирование которой в настоящее время тоже является либо невежеством и неосведомленностью в фактах, либо сознательной лакировкой истории…».
А.Ф. Лосев отмечает, что титанизм в эпоху Возрождения носил преимущественно стихийный характер, а значит и не мог проявиться в максимально строгом и безукоризненном варианте. Соответственно, титанизм должен был иметь и действительно имел отрицательные стороны, связанные в первую очередь с присущим эпохе Возрождения индивидуализмом, провозглашенными принципами безграничности самоутверждения человека. Вера в человеческие возможности и возвеличивание человеческой природы приводили к самооправданию, разнузданности, разгулу страстей и пороков.
Принципиальное отличие эпохи Возрождения от предыдущих эпох состоит в том, что люди совершали злодеяния, однако нисколько не раскаивались в них. В эпоху Ренессанса «последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствующая себя личность». А.Ф. Лосев очень подробно описывает множество примеров коварства, вероломства, жестоких убийств, ужасающей мстительности и жестокости, авантюризма и разгула страстей, своеволия и распущенности, которыми и была представлена «обратная сторона возрожденческого титанизма». Приведем примеры. «…Папа Александр VI и его сын Цезарь Борджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок. В Ферраре герцог Альфонс среди бела дня прогуливается голым по улицам. В Милане герцог Галеацо Сфорца услаждает себя за столом сценами содомии. В Италии той эпохи нет никакой разницы между честными женщинами и куртизанками, а также между законными и незаконными детьми. Незаконных детей имели все: гуманисты, духовные лица, папы, князья… Браччьо Монтоне забавлялся тем, что сбрасывал людей с высоких башен, разбил на наковальне одного монастыря головы 19 монахам, в Ассизи сбросил трех человек с вала, в Сполетто столкнул с моста вестника, доставившего ему плохие известия… Толеаццо Марко Сфорца закапывал живыми свои жертвы, выставлял на публичный позор соблазненных им женщин, заставлял крестьянина, укравшего зайца, съесть зайца живьем, с шерстью и шкурой; он обвинялся еще и в отравлении своей матери… Неаполитанский король Ферранте (1458 — 1494), неутомимый работник, умный и умелый политик, внушил ужас всем своим современникам. Он сажал своих врагов в клетки, издевался над ними, откармливал их, затем отрубал им головы и приказывал засаливать их тела. Он одевал мумии в самые дорогие наряды, рассаживал их вдоль стен погреба, устраивая у себя во дворце целую галерею, которую и посещал в добрые минуты. При одном воспоминании о своих жертвах он заливался смехом… Даже Лоренцо Медичи, с именем которого связан расцвет флорентийской культуры в XV в., при котором собиралась Платоновская академия и который вошел в историю как чистейшее воплощение Ренессанса, великий покровитель искусств и наук, отбирал приданое у девушек, казнил и вешал, жестоко разграбил город Вольтерру и отнюдь не пренебрегал интригами, связанными с ядом и кинжалом…».
Все вышеперечисленные злодеяния только лишь подтверждают, что антропоцентризм, человеческая гордыня, вера в безнаказанность, отказ от религиозных заповедей, духовных ценностей являются крайне опасными, разрушительными для человека явлениями.
Но наибольшую значимость имеет следующий фактор: сознание человека освободилось от догматизма и схоластики, а значит, религиозные ценности просто перестали действовать. Человек эпохи Возрождения оказался один на один со своим индивидуализмом, со своей жаждой энергии, однако энергия эта могла выливаться как в творческие свершения, так и в самые низменные поступки. Европейское общество столкнулось с необходимостью выработки новых способов регулирования отношений – правовых. Так как постепенно и неуклонно разрушалась средневековая иерархия общества, его сословный характер, а каждый человек понял, что он является самоценной, самоутверждающейся личностью, соответственно, нужны были иные законы общественной и политической жизни, основанные на следующих постулатах: равенство всех перед законом, независимость суда, неотвратимость несения ответственности за совершенные преступления, открытость, гласность и состязательность судопроизводства и т.д. И совершенно очевидно, что современная ценность права в европейских государствах и основ правового государства проистекает из гуманистических ценностей эпохи Возрождения.

Заключение


В целом, гуманизм оказал сильнейшее влияние на мировоззрение эпохи Возрождения. Освобождение человеческого сознания от средневековой схоластики привело к последовательной критике церкви и религиозных ценностей, формированию нового взгляда на мир и человека нового типа. В целом, произошли сильнейшие изменения во всех областях общественной жизни Европы.
Итак, в эпоху Возрождения сформировался следующий взгляд на мир:
торжество антропоцентризма (человек – высшее творение Бога, венец природы);
торжество человека как существа, обладающего неограниченными духовными, физическими и, главное, творческими возможностями;
новые каноны красоты (культ телесности), опиравшиеся на античные представления; тело как эстетическая ценность;
человеческий разум – это свидетельство божественного проявления духа на этой земле.
Эпоха Возрождения – это также время постепенного распада средневековой сословной иерархии. Это сильно повлияло на сознание человека-возрожденца и во многом благодаря ценностям гуманизма способствовало появлению человека нового типа. Именно в рассматриваемую нами эпоху зародилась европейская интеллигенция – это, в первую очередь, те люди, которым было тесно в рамках их профессионального ремесла, те люди, которым захотелось самореализовать себя, заявить о себе, своих талантах и возможностях.
Вместе с тем, эпоха Ренессанса – это эпоха потрясающих контрастов. Это было время, когда самые высокие порывы человеческого духа и гениальные творческие культурные свершения чудовищным образом уживались с оборотной стороной титанизма – кровавыми преступлениями, предательством, мстительностью, разгулом страстей, прочими бесчинствами. Причиной этих контрастов является антропоцентризм, который удивительным образом порождает как великие шедевры человека-творца, так и самые отвратительные примеры человеческого духовного и нравственного падения.
Возрожденческая интеллигенция отличалась повышенным индивидуализмом, который также способствовал разгулу низменных страстей. Человек эпохи Возрождения мог самоутверждаться не только сам по себе, но также и за счет других. А отсутствие сдерживающих факторов (факторов регулирования отношений) за счет отказа от религиозных ценностей и не сформированности правовых только усугубляло данную ситуацию.
Таким образом, именно в эпоху Возрождения европейцы осознали необходимость правовых норм. Заложенные в ту далекую от нас эпоху, правовые ценности на сегодняшний день являются основой жизни европейского общества.
В целом же, ценности эпохи Возрождения и философии гуманизма продолжают своё существование в современной общественно-политической и культурной жизни Европы. В частности, они проявляются в демократическом устройстве политической системы, гражданско-правовых европейских институтов. Гуманизм означает прогресс, свободу выбора. Именно в Европе эти черты нашли свое яркое проявление. Сущность европейского мировоззрения как раз и заключается в утверждении ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, саморазвитие, самореализацию, проявление способностей. На этих ценностях основывается европейский образ жизни, а также европейская культура в целом. В целом, без философии гуманизма был бы невозможным последующий процесс укрепления демократии, расширения и законодательного закрепления прав и свобод человека.
Список литературы


Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М.: Просвещение, 1987. 544 с.
Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. 348 с.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М., 1995. [Ресурс локального доступа]
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высшая школа, 1999. 472 с.
Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1. – СПб.: Лита, 1998. 672 с.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.: Прогресс, 1986. 400 с.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. 494 с .
Гофф ле Ж. Интеллектуалы в Средние века. – М., 1997./ Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М.: Искусство, 1975. 127 с.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Аст-Пресс, 2008. 623 с.
Додд Ч. Основатель христианства. – М.: Свято-Филаретовский институт, 1997. 175 с.
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с.
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с.
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра Системс, 1997. 320 с.
О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. – М.: Республика, 1992. 368 с.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1996. 714 с./Электронный ресурс// http://www.krotov.info/
Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. 68 с.
Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения/Электронный ресурс// http://www.countries.ru/library/renesans/vzriten.htm.
Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001.
Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. 272 с.
Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. Т. 1. 528 с.





Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
Фролов И.Т. Указ. соч.
Там же.
Фролов И.Т. Указ. соч.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с. С. 51-52
Там же. С. 54
Там же. С. 55
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1996. 714 с./Электронный ресурс// http://www.krotov.info/
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М., 1995. [Ресурс локального доступа]

Реале Дж., Антисери Д. Указ. соч.
Цит. по: Баткин Л.М. Указ. соч.
Там же.
Реале Дж., Антисери Д. Указ. соч.
Баткин Л.М. Указ. соч.
Цит. по: Реале Дж., Антисери Д. Указ. соч.
Цит. по: Там же.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.: Прогресс, 1986. 400 с. С. 76.
Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001. С. 368.
Баткин Л.М. Указ. соч.
Реале Дж., Антисери Д. Указ. соч.
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с. С. 173
Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения/Электронный ресурс// http://www.countries.ru/library/renesans/vzriten.htm.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. 272 с. С. 61-62
Додд Ч. Основатель христианства. – М.: Свято-Филаретовский институт, 1997. 175 с. С. 7-8
Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1. – СПб.: Лита, 1998. 672 с. С. 251
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 9; Баткин Л.М. Указ. соч.
Там же.
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 13
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра Системс, 1997. 320 с. С. 161
Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. 348 с. С. 220
Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 102.
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 163
Там же. С. 162
О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. – М.: Республика, 1992. 368 с. С. 128
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 167
Там же.
См.: Баткин Л.М. Указ. соч.
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 168
Там же. С. 169
Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. Т. 1. 528 с. С. 411
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 34.
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 37
Там же. С. 39-40.
Баткин Л.М. Указ. соч.
Баткин Л.М. Указ. соч.
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 46
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 48
Там же. С. 50
Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 64
Власов В.Г. Указ. соч. С. 250
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М.: Просвещение, 1987. 544 с. С. 91
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Аст-Пресс, 2008. 623 с. С. 7.
Власов В.Г. Указ. соч. С. 250
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с. С. 39
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. 494 с . С. 339
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высшая школа, 1999. 472 с. С. 20
Гарэн Э. Указ. соч. С. 36.
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 332
См.: Баткин Л.М. Указ. соч.
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 25
Там же.
Баткин Л.М. Указ. соч.
Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. 68 с. С. 8.
Цит. по: Гнедич П.П. Указ. соч. С. 342
Там же.
Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М.: Искусство, 1975. 127 с. С. 22
Там же.
Там же. С. 39-40.
Данилова И.Е. Указ. соч. С. 47
Там же. С. 47
Там же. С. 45
Данилова И.Е. Указ. соч. С. 88


Гнедич П.П. Указ. соч. С. 66
Дмитриева Н.А. Указ. соч. С. 7
Там же.
Алпатов М.В. Указ. соч. С. 184
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с. С. 37
Там же. С. 47
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с. С. 61
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 160
Гофф ле Ж. Интеллектуалы в Средние века. – М., 1997./ Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
Гофф ле Ж. Указ. соч.
Гофф ле Ж. Указ. соч.
Баткин Л.М. Указ. соч.
Баткин Л.М. Указ. соч.
Баткин Л.М. Указ. соч.
Баткин Л.М. Указ. соч.
Там же.
Там же.
Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 72.
Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 69.
Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 135.












56



1.Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М.: Просвещение, 1987. 544 с.
2.Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. 348 с.
3.Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М., 1995. [Ресурс локального доступа]
4.Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высшая школа, 1999. 472 с.
5.Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1. – СПб.: Лита, 1998. 672 с.
6.Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М.: Прогресс, 1986. 400 с.
7.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. 494 с .
8.Гофф ле Ж. Интеллектуалы в Средние века. – М., 1997./ Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
9.Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М.: Искусство, 1975. 127 с.
10.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Аст-Пресс, 2008. 623 с.
11.Додд Ч. Основатель христианства. – М.: Свято-Филаретовский институт, 1997. 175 с.
12.Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с.
13.Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с.
14.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с.
15.Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра Системс, 1997. 320 с.
16.О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. – М.: Республика, 1992. 368 с.
17.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1996. 714 с./Электронный ресурс// http://www.krotov.info/
18.Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. 68 с.
19.Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения/Электронный ресурс// http://www.countries.ru/library/renesans/vzriten.htm.
20.Философский словарь./Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001.
21.Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
22.Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. 272 с.
23.Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. Т. 1. 528 с.

Гуманистические ценности возрождения России

Министерство общего образования РФ

СибГУТИ

Факультет ССиСК

Реферат по философии

Гуманистические ценности возрождения России















Екатеринбург 2004

Содержание

Введение. 3

1. Возникновение и содержание понятия ценности. 4

2. Гуманистическое измерение современной цивилизации. 6

3. Значение гуманистических ценностей для развития России. 10

Вывод. 16

Литература. 18


Введение


Смена типов развития — переход от методов мобилизации к инновационным — ключевая проблема современной российской истории. Успех или неудача в решении во многом определит будущее страны. "Реформ" 1991-2000 толкнул Россию в число стран третьего мира. Чтобы Россия смогла вернуться в ряд цивилизованных демократических стран, чьи ценности базируются на признании прав человека, достоинства личности; для деятельности по защите прав человека в России достигло своей цели, нужен определенный уровень гуманистического, демократического и правового сознания. Сейчас большинство людей не осознают своих прав, не замечают посягательств на них, с легкостью сами нарушают права других граждан. Разрушив коммунистическую тоталитарную идеологию, россияне оказались в мировоззренческом вакууме. За долгие десятилетия существования "железного занавеса" в Россию практически не проникали большие гуманистические идеи ХХ. Больше о "своих" и "чужих", художники и мыслителях российская публика узнала совсем недавно.

Человек живет в двух мирах — нормально, естественно, и в духовном, сверхприродном. Он живет два помещения: один внешний, где мы практически действуем, а другой внутренний, в случае если осуществляется процесс понимания существа их, в случае, если поиск нравственных и духовных ориентиров. Эти человеческие миры не изолированы, они взаимовлияют друг на друга, и философия должны помочь восстановить мосты между этих сферах существования человека.

И, без преувеличения можно сказать, что возрождение России — это путь духовно-нравственного совершенствования общества и рациональное знание и использование законов природы. Только так мы сможем избежать реализации строгого пророчества, высеченного 4700 лет назад на пирамиде Хеопса: "Люди гибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира".

Узнать стоимость работы