Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Фирма как субъект рыночной экономики.

  • 38 страниц
  • 31 источник
  • Добавлена 23.05.2012
900 руб.1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Фирма как разновидность организации, ее особенности
1.2 Современная теория фирмы
1.3 Рыночная активность фирмы
2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМЫ «АВТОРЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ» В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Анализ внутренней среды фирмы «Авторемонтное предприятие»
2.2 Анализ конкурентной среды фирмы
2.3 Оценка эффективности маркетинговой стратегии фирмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

По данным «Трэйд.су» на начало 2010 года доля рынка ООО «Авторемонтное предприятие» на данном сегменте составляет 28 %. Доля «Ремавтомаш» – 21%, доля «Ремкомплект» – 15 % и доля ООО «Авто-стиль» – 18 %. Остальные 18 % приходятся на долю более мелких авторемонтных мастерских. Структура рынка автокомпонентов и услуг по ремонту автомобилей отображена на рисунке 2.6.Примечания1 мелкие авторемонтные мастерские 2 ООО «Авторемонтное предприятие» 3 ООО «Ремавтомаш»4 ООО «Ремкомплект»5 ООО «Авто-стиль»Рисунок 2.6 – Доля компаний в общей структуре рынка на 2011 годДля выявления преимуществ и слабых сторон организации ООО «Авторемонтное предприятие» используем матрицу конкурентов. Сравнение предприятий по критериям цена - качество представлено на рисунке 2.7.Ценанизкоесреднее высокое качествоРисунок 2.7 – Сравнение предприятий по критериям цена - качествоАнализируя данные матрицы конкурентов ООО «Авторемонтное предприятие» можно заметить, что предприятия-производители отдельных видов продукции предлагают более выгодные цены за счет отсутствия посреднических наценок, экономии на масштабах производства. Но, как правило, для предприятий-заказчиков более выгодно сотрудничать с компаниями, осуществляющими комплексные поставки материалов, экономя время, усилия и деньги. 2.3 Оценка эффективности маркетинговой стратегии фирмыМодель развития деятельности ООО «Авторемонтное предприятие» представляет собой логическую последовательность, состоящую из семи этапов, разработка которых определяет тенденцию развития компании и дает возможность очертить круг проблем и способы и методы их решения.Данная модель разрабатывалась в июне 2011 г. В концепции были разработаны те конструктивные элементы, которые должны были быть обязательно трансформированы исходя из изменений внешней и внутренней среды, с которыми взаимодействует предприятие. Большинство этапов данной модели развития ООО «Авторемонтное предприятие» на сегодняшний день уже успешно разработано, внедрено, реализуется и, конечно же, совершенствуется. Маркетинговая стратегия развития ООО «Авторемонтное предприятие» приведена в таблице 2.4.Таблица 2.4 – Маркетинговая стратегия развития ООО «Авторемонтное предприятие»ЦелиНаправленияГлобальные (миссия)Своевременное и качественное обеспечение предприятий нефтегазодобывающей отрасли необходимыми материально-техническими ресурсамиСтратегические-Завоевать лидирующее положение на данном сегменте;-Увеличить объем продаж за счет качества производимой продукции и скидок, и привлечь новых потребителей;-закупить автотранспорт;-провести эффективные маркетинговые мероприятия.Тактические-Привлечь новых потребителей;-Изменить и расширить ассортимент продукции.-Проводить усиленный прием на работу требуемых рабочих и специалистов.-Привлечь специалиста по маркетингу.В таблице 2.5 представлен алгоритм формирования концепции развития маркетинговой деятельности ООО «Авторемонтное предприятие»Таблица 2.5 – Формирование концепции развития маркетинговой деятельности ООО «Авторемонтное предприятие»Последовательность реализацииЭлементы стратегииВиды документов123Разработать, осмыслить и принять логическую последовательность развития маркетинговой деятельности компанииСтратегияСтратегия развития маркетинговой деятельности ООО «Авторемонтное предприятие»Спроектировать соответствующую стратегии развития маркетинговой деятельности эффективную организационную формуСтруктураСтруктура и состав ООО «Авторемонтное предприятие»Внедрить соответствующую систему и технологию управления маркетинговой деятельностьюСистема управленияСтандарт управления маркетинговой деятельностью ООО «Авторемонтное предприятие» (нормы, правила, технология)Создать единую систему телекоммуникационных отношенийЕдиная информационная системаЛокальная сеть:единое техническое, программное, методическое обеспечениеЗаинтересовать сознание и отношение персонала к деятельности компанииОбучениеКомплексный план подготовки и продвижения персоналаВвести новые нормы, ценности и традицииКультураКодекс поведения ООО «Авторемонтное предприятие», система стимулирования и социальной защитыРазработать план действий по развитию маркетинговой деятельностиПлан развитияПерспективный план развития ООО «Авторемонтное предприятие»Обучению персонала в компании уделяется большое внимание. ООО «Авторемонтное предприятие» может быть представлена как организация, которая находится в процессе оформления организационной культуры.Максимальная эффективность маркетинговых мероприятий может быть достигнута при минимальных затратах и максимальной отдаче. Здесь важно сопоставлять свои затраты с намеченными результатами. Но нужно осознать, что есть четкая взаимосвязь между объемом сбыта и затратами на реализацию комплекса маркетинга, описываемая функцией реакции сбыта. Эта функция показывает, что чем больше компания тратит на маркетинг в рамках определенного отрезка времени, тем выше вероятный объем сбыта. Стратегией фирмы на момент исследования являлась стратегия развития за счет проникновения на новые географические рынки и освоения каналов сбыта, а также стратегия усиления позиций на уже освоенном рынке.Поиск резервов расширения рынка с позиций маркетинга предприятие осуществляет по следующим критериям: административно-территориальному, медико-географическому, социально-экономическому, субъектно-объектному, инфраструктурному, что объективно обусловлено его структурной неоднородностью.В данной ситуации приоритеты в поиске резервов совершенствования маркетинго-реализационной работы предприятия сводятся к следующим стратегиям:– поиск незанятой ниши. Результатом анализа маркетинговой среды должно быть выделение рыночной ниши, которая имеет достаточный размер и возможности для получения прибыли, определенный потенциал роста, подходит предприятию по его возможностям и опыту и в то же время остается вне сферы интересов лидирующих компаний;– приспособление к конкретной группе потребителей. В отличие от попыток бороться за вес группы потребителей с оказанием широкого ассортимента услуг, обращенного к разным нуждам и выполняющим различные функции, упор делается на те области рынка, где предприятие может развить специальные виды деятельности, которые высоко оцениваются потребителями.Поскольку на том этапе развития, когда разрабатывалась стратегия ООО «Авторемонтное предприятие», перед компанией стоял вопрос укрепления позиций на уже освоенном сегменте рынка, широкой рекламной кампании предприятие не проводило. Реклама - это неличная форма коммуникации, осуществляемая через посредничество средств распространения информации с четким указанием источником финансирования. Реклама компании ООО «Авторемонтное предприятие» ограничивалась рекламой в специализированном издании - «Оптовом справочнике».Реклама подразделяется на следующие виды:реклама на индивидуального потребителя;реклама на производителей и торговлю;реклама, направленная на формирование общественного мнения;реклама на специалиста.В данном случае реклама была направлена на индивидуального потребителя и предназначалась для решения следующих задач:повышение узнаваемости ООО «Авторемонтное предприятие» в своем сегменте;противоборство с конкурентами;привлечение новых клиентов.Для того чтобы определить результат от предпринятых компанией мер рассчитаем темп роста предприятия и абсолютное отклонение прибыли. Темп роста определяется по формуле (2.2):(2.2)Абсолютное отклонение определяется по формуле (2.3):(2.3)где П1 - прибыль отчетного периода; П0 - прибыль базисного периода.DП = 3438000 - 3786000 = -348000.Таким образом, темп роста в 2011 году составил 90,8 %, то есть чистая прибыль компании уменьшилась на 9,2 % или 348000 рублей. А, следовательно, и проведенная предприятием реклама оказалась на данный момент неэффективной. Несмотря на то, что наибольший объем продаж приходится на 2011 год, чистая прибыль в этом году наименьшая.В 2011 году по сравнению с 2010 годом коммерческие расходы увеличились в 2,44 раза, причем данное повышение на 26,8 % было обусловлено затратами на рекламу, что в денежном выражении составляет 84000 рублей в год. Однако, как уже было сказано ранее, на этом этапе реклама ожидаемого воздействия не возымела, вследствие чего рентабельность упала на 4,5 % и составила 13 %.ЗАКЛЮЧЕНИЕФирма выступает как важнейший субъект экономических отношений и одновременно наиболее формализованная организационная структура в экономике. Существует множество подходов к трактовке категории «фирма» в рыночной экономике. Каждый подход открывает возможность исследования новой стороны взаимодействия фирм, разные концепции являются скорее дополняющими, чем конкурирующими методами исследования. Экономика современной России характеризуется институциональной недостаточностью и институциональной противоречивостью. Такая ситуация порождается разными факторами. Во-первых, законодательные нормы далеко не всегда оказываются достаточно проработанными, чтобы стать действительно адекватными социально-экономическим реалиям. Во-вторых, многие законодательные нормы оставляют большой люфт для различного их толкования. Этим создается пространство для рентоориентированного поведения чиновников, лоббирования, коррупции. В-третьих, существуют противоречия в нормах, принимаемых на разных уровнях экономической и политической системы - федеральными и региональными органами власти, на уровнях местного самоуправления, отдельных корпораций и фирм. Фирмы в зависимости от размера, формы собственности и т.д. обладают разной лоббирующей силой. В-четвертых, недостаточная защищенность прав собственности со стороны государства вынуждает фирмы искать защиту у «крыши», что ведет к криминализации экономических отношений. Сращивание бизнеса с криминальными структурами, коррупция, рентоориентированное поведение государственных служащих (в том числе представителей правоохранительных органов), лоббирование интересов фирм - таковы реальные условия функционирования фирмы в России. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филипп Котлер. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 224 с.Акимова И. М. Промышленное производство: рыночная ориентация и стратегии развития / И. М. Акимова. – М.: БИНОМ, 2008. – 249 с.Бардасова С.В. SWOT – анализ в разработке маркетинговой стратегии / С В. Бардасова // Управление компанией. – 2007. – № 10. – С. 34.Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М.: Издательство «Гардарики», 2000. – 389 с.Гольдштейн Г.Я. Маркетинг / Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев. – Таганрог: ТГРУ, 2009. – 293 с.Дойл П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / П. Дойл. – СПб.: Издательство «ПИТЕР», 2008. – 275 с.Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, Е.Н. Плотникова. – М.: КНОРУС, 2010. – 168 с.Иванова Т.Ю. Теория организации: учебник / Т.Ю. Иванова. – 4-е изд., стер. – М.:КНОРУС, 2012. – 432 с.Кеворков В.В. Политика и практика маркетинга: учебно-методическое пособие / В. В. Кеворков, С. В. Леонтьев. – М.: ИСАРП, 2010. – 320 с. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс: пер. с англ. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с. Лекомцев С.И. Подходы к формированию эффективной маркетинговой стратегии / С. И. Лекомцев // Тор-Manager. – 2008. – № 14. – С. 74.Любушин Н.П. Экономика организации: учебник / Н.П. Любушин. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 304 с.Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. Нагапетьянца Н.А. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 272 с.Маркетинг: общий курс: Учебное пособие / Под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. – М.: Омега-Л, 2006. – 476 с.Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – 9-еизд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 624 с.Новиков С. А. Потребительский рынок России: стратегия и тактика маркетинга для завоевания рынка / С. А. Новиков // Рекламный мир. – 2000. – № 11. – С. 62.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2009. – 576 с. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. – 244 с.Попов А.И. Стратегический менеджмент / А. И. Попов. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 257 с.Пригожин, А. И. Социальная организация / А.И. Пригожин. – М, 1980. – С. 39.Розниченко Б.А. Критический анализ критериев сегментирования / Б.А. Розниченко // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 4. – С. 32.Рыжкова Т.И. Практика маркетингового анализа / Т. И. Рыжкова // Управление компанией. – 2008. – № 6. – С. 43.Серпилин А.С. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия / А.С. Серпилин // Управление компанией. – 2001. – № 3. – С. 68.Токарев В.А. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы / В. А. Токарев // Управление компанией. – 2002. – № 10. – С. 56.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 480 с.Хруцкий В.Е. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 256 с.Цлаф В.М. Стратегии в маркетинге / В. М. Цлаф // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 8. – С. 54.Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб.пособие / П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. – 2-е изд. стер. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2010. – 406 с.Шеметов П.В. Теория организации: учеб.пособие / П.В. Шеметов, С.В. Петухова. – 2-е изд., испр. – Москва: Омега-Л, 2009. –282 с.Эванс Дж. Р. Маркетинг / Дж. Р. Эванс, Б. Берман. – М.: Экономика, 2003. – 335 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филипп Котлер. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 224 с.
2.Акимова И. М. Промышленное производство: рыночная ориентация и стратегии развития / И. М. Акимова. – М.: БИНОМ, 2008. – 249 с.
3.Бардасова С.В. SWOT – анализ в разработке маркетинговой стратегии / С В. Бардасова // Управление компанией. – 2007. – № 10. – С. 34.
4.Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. – М.: Издательство «Гардарики», 2000. – 389 с.
5.Гольдштейн Г.Я. Маркетинг / Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев. – Таганрог: ТГРУ, 2009. – 293 с.
6.Дойл П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / П. Дойл. – СПб.: Издательство «ПИТЕР», 2008. – 275 с.
7.Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, Е.Н. Плотникова. – М.: КНОРУС, 2010. – 168 с.
8.Иванова Т.Ю. Теория организации: учебник / Т.Ю. Иванова. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2012. – 432 с.
9.Кеворков В.В. Политика и практика маркетинга: учебно-методическое пособие / В. В. Кеворков, С. В. Леонтьев. – М.: ИСАРП, 2010. – 320 с.
10.Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Экспресс-курс: пер. с англ. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
11.Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. – СПб.: Питер, 2007. – 800 с.
12.Лекомцев С.И. Подходы к формированию эффективной маркетинговой стратегии / С. И. Лекомцев // Тор-Manager. – 2008. – № 14. – С. 74.
13.Любушин Н.П. Экономика организации: учебник / Н.П. Любушин. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 304 с.
14.Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. Нагапетьянца Н.А. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 272 с.
15.Маркетинг: общий курс: Учебное пособие / Под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. – М.: Омега-Л, 2006. – 476 с.
16.Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – 9-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 624 с.
17.Новиков С. А. Потребительский рынок России: стратегия и тактика маркетинга для завоевания рынка / С. А. Новиков // Рекламный мир. – 2000. – № 11. – С. 62.
18.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2009. – 576 с.
19.Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. – 244 с.
20.Попов А.И. Стратегический менеджмент / А. И. Попов. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 257 с.
21.Пригожин, А. И. Социальная организация / А.И. Пригожин. – М, 1980. – С. 39.
22.Розниченко Б.А. Критический анализ критериев сегментирования / Б.А. Розниченко // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 4. – С. 32.
23.Рыжкова Т.И. Практика маркетингового анализа / Т. И. Рыжкова // Управление компанией. – 2008. – № 6. – С. 43.
24.Серпилин А.С. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия / А.С. Серпилин // Управление компанией. – 2001. – № 3. – С. 68.
25.Токарев В.А. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы / В. А. Токарев // Управление компанией. – 2002. – № 10. – С. 56.
26.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 480 с.
27.Хруцкий В.Е. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 256 с.
28.Цлаф В.М. Стратегии в маркетинге / В. М. Цлаф // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 8. – С. 54.
29.Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие / П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. – 2-е изд. стер. – Москва: Издательство «Омега-Л», 2010. – 406 с.
30.Шеметов П.В. Теория организации: учеб. пособие / П.В. Шеметов, С.В. Петухова. – 2-е изд., испр. – Москва: Омега-Л, 2009. –282 с.
31.Эванс Дж. Р. Маркетинг / Дж. Р. Эванс, Б. Берман. – М.: Экономика, 2003. – 335 с.

Фирма как субъект рыночной экономики

План работы

Введение ........................................................................................ 1

1. Фирма как инструмент реализации рыночной экономики .........................2

1.1. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства .............2

1.2. Фирма как институт рыночной экономики ......................................... 9

1.3. Объективные причины возникновения и существования фирм .............. 14

1.4. Цели фирмы ..............................................................................16

1.5. Роль государства в функционировании фирмы .................................. 18

2. Теория фирмы ..............................................................................20

2.1. Учебник теория фирмы ......................................................... 20

2.2. Менеджеральная теория фирмы ......................................................22

2.3. Теория максимизации роста фирмы ................................................24

2.4. Поведенческие теории фирмы ....................................................... 29

Вывод ....................................................................................32

Введение


За последние полтора десятилетия в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Лучшие их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и ее функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Целью данной работы является обзор и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими агентами.

В современной научной литературе присутствуют несколько взглядов на теорию фирмы. По-видимому, наиболее полной, объективной и в то же время является относительно легко воспринимается исследований в этой области является учебник по экономической теории, авторами которого являются: доктор экономических наук, профессор М. С. Сажина, Чибриков.

Потому что современная экономика-это довольно динамичный и эволюционирующий механизм, при рассмотрении фирмы как субъекта современной экономики целесообразно опираться не только на теоретические исследования, но и регулярно публикуются в периодических изданиях статей на эту тему. В данной работе, наравне с расчетами из серии учебников и монографий, использована информация из наиболее распространенных в России экономических журналов.

Узнать стоимость работы