Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

«ИНСТИТУТ МОНАРХИИ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ»

  • 34 страницы
  • 16 источников
  • Добавлена 25.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Монархия как вид формы правления
1.1. Понятие формы государства и ее элементы
1.2. Понятие и признаки монархии
Глава 2. Место монархии в государственном управлении
2.1. Виды монархий
2.2. Монархия в истории русского политико-правового учения
Глава 3. Монарх как глава государства
3.1. Порядок замещения монарха
3.2. Место монарха в механизме государства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Конституционное право монархических стран знает институт регентства, т.е. временного замещения поста главы государства (от лат. regens (regentis), в свою очередь от rego — править, управлять, давать указания, наставления). Регентство может вводиться в значительном числе случаев. Прежде всего, это делается при малолетстве наследника престола. Согласно п. 1 ст. 59 Конституции Испании 1978 г. регентом в таком случае является отец или мать короля, а при их отсутствии — совершеннолетний ближайший из наследников короля родственник до тех пор, пока король является несовершеннолетним. Регентство устанавливается и при болезни монарха или невозможности им исполнять свои обязанности. В соответствии с правилом п. 2 ст. 59 названной Конституции Испании в таком случае регентство осуществляется наследным принцем, если он совершеннолетний, а если несовершеннолетний — действует порядок, указанный выше. Регентство устанавливается и при угасании династии. Параграф 4 гл. 5 Формы правления Швеции 1974 г. предусмотрел возможность назначения регента риксдагом для выполнения обязанностей главы государства.
Регентство может осуществляться единолично или коллегиально. В последнем случае такие органы называются регентскими советами. Чаще всего к регентству призываются лица правящей династии (ст. 37 Конституции Нидерландов 1983 г.), хотя конституция и законодательство могут называть и других лиц. Иногда законодательно устанавливаются требования к регентам (наличие гражданства и совершеннолетия в Испании (п. 4 ст. 59 Конституции Испании 1978 г.) и др.).
Свои полномочия регент осуществляет всегда от имени короля, а не от собственного имени (п. 5 ст. 59 Конституции Испании 1978 г.). Обычно ему могут принадлежать все полномочия монарха, но иногда законодательно запрещается совершение некоторых актов. С исчезновением причины, вызвавшей учреждение регентства, последнее прекращается. Интересен вопрос, кто станет регентом, если регент, занимающий пост по праву или по назначению, уйдет из жизни (или каким-либо иным образом исчезнет). Замещается ли регент своими наследниками или должен быть призван другой регент? Вопрос повсюду решается однозначно: со смертью регента, отказом его от должности или с потерей способности управлять государством прекращается регентство данного лица и вводится регентство другого.
Вопрос о правовом положении и ответственности регента должен быть, казалось бы, совсем иным, чем вопрос о статусе монарха. По своему положению регент, вероятно, не должен претендовать на ту неприкосновенность и неответственность, которые присваиваются монарху. Однако, случается, что поскольку регент выполняет функции монарха, то на него законодательно распространяются нормы, касающиеся монарха. Так, согласно § 7 гл. 5 Формы правления Швеции 1974 г. регент не может быть привлечен к ответственности за свои действия в качестве главы государства.

3.2. Место монарха в механизме государства
Монарх (гр. monarchos, от monos – один, единственный + archos – правитель; англ. monarch) – наследственный глава государства при монархической форме правления ( царь, император, король, фараон, султан, шах т.п.).
При различных формах монархического правления на главу государства могут возлагаться дополнительные функции. Так, например, при конституционной форме монарх является гарантом основного закона государства, а его полномочия определяются в Конституции либо аналогичным законодательством.
Характерными особенностями правового статуса монарха в настоящее время являются:
а) Наследуемость передачи полномочий: монарх занимает свой пост обычно по праву наследия, его власть носит первоначальный характер, и не зависит напрямую от какой-либо другой власти.
б) Пожизненное осуществление власти: монарх занимает свой пост пожизненно. Особенности престолонаследия в парламентарных монархиях регулируются законом, принимаемым парламентом и иногда внутренними правилами, установленными самой династией. Эти законы вводят правила передачи поста внутри одной династии или при переходе престола от династии к династии, но не вводят правил замещения высшей государственной должности на основе решения другого органа. Исключением из этого правила являются случаи поведения монарха или наследника запрещенным законом образом.
в) Отсутствие политической и юридической ответственности за принятые решения: действует принцип «монарх не ответственен». Как правило, монарх не вправе по своему усмотрению изменять материальное содержание того или иного документа, а также не обладает правом вето. Его полномочия ограничиваются формальной проверкой правильности оформления документа. Подпись монарха обязательно нуждается в контрасигнации. Таким образом ответственность за принятое решение ложится на должностное лицо, скрепившее своей подписью подпись монарха (премьер-министр или ответственный министр). Фактически все акты монарха готовятся правительством.
г) Расходы на нужды монарха и его семьи оплачиваются на основании отдельной статьи расходов бюджета государства, но при этом монарх не получает заработную плату. Средства на содержание монарха, царствующего дома и двора ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта строка именуется «цивильным листом». Нередко монарх и королевская семья владеют огромным личным состоянием, размеры которого не сообщаются и составляют государственную тайну. Помимо этого монарх обладает особыми льготами, правами и привилегиями (неподсудность по уголовным и гражданским делам, освобождение от налогообложения и др.).
д) Монарх является символом государственности и незыблемости политических традиций. Подтверждение необходимости монархии в результате проведенного референдума в Норвегии в 1905 г., в Бельгии в марте 1950 г. наглядно показывают консервативный настрой общества. Государственная и общественная система Великобритании неразрывно связана с символом монархии – короной. Опросы общественного мнения показывают, что монархия для британцев является предметом особой национальной гордости. Право на особый титул и регалии и знаки власти, особо почетную встречу, участие в управлении государством (носит формальный характер) показывает стабильность политического курса и преемственность традиций.
е) Монарх является резервом государственной власти. В ряде государств законодательно прописаны также полномочия монарха, как правило роспуска палат парламента, законодательная инициатива, право промульгации законов, командование вооруженными силами, назначение высших чиновников и др. На практике, однако монарх не осуществляет все эти полномочия, они реализуются правительством. Роль монарха в значительной мере возрастает. Во время политических кризисов, когда ему, например, принадлежит право предложить лидеру одной из фракций в парламенте сформировать «дееспособное» правительство. В случае кризисной ситуации у короля есть весьма действенное оружие: он может отказаться санкционировать доклад правительства, пригрозив отречением от престола.
Таким образом, положение монарха существенно различается в зависимости от конкретного вида монархии. В абсолютной монархии глава государства – отнюдь не только орган (высшее должностное лицо), сосредотачивающий в своих руках исполнительную власть. Согласно Конституциям Брунея, Катара Кувейта, Бахрейна вся власть (законодательная, исполнительная, судебная) исходит от монарха. В европейских монархиях право вето – это «мёртвое право», король подписывает законы, не используя его. В условиях дуалистической монархии управление государством находится в руках короля, он имеет право вето, обладает правом указанного законодательства, его (декрет - законы) мало в чём уступают законам по юридической силе. Он назначает и смещает премьер-министра и министров, а иногда берёт себе должности главы правительства и руководителя важнейших министерств. Назначение и смещение не требуют согласия парламента, и правительство за свою деятельность не несёт политической ответственности перед парламентом, оно отвечает только перед королём. Положение короля как главы в парламентарных монархиях совершено иное - король царствует, но не правит.
Судебная власть – отдельная ветвь государственной власти, обладающая полномочиями разрешать различные конфликты и споры на основе права с применением в необходимых случаях принуждения для исполнения своих решений. Например, в Великобритании формально монарх играет главенствующую роль в формировании судебной системы: правосудие осуществляется от имени монарха, монарх назначает судей, ему принадлежит право амнистии и помилования.


Заключение
«Форма правления», как и любое иное понятие в теории государства и права, отражает устойчивые взаимосвязи между различными политико-правовыми явлениями и процессами. Будучи одним из главных элементов более общего понятия «форма государства», понятие «форма правления» отражает структуру и порядок и порядок образования высших органов государственной власти, раскрывает влияние этих факторов на эффективность их деятельности. Понятие «формы правления» отражает способы организации верховной государственной власти, структуру и компетенцию ее органов, принципы взаимоотношений между органами власти и взаимоотношений между органами власти и взаимодействия с населением. Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в промышленно развитых европейских странах, таких как Великобритания, Бельгия. Швеция. Дания, Норвегия, Испания. Таким образом, форму правления можно определить как способ формирования высших органов государственной власти, определяющий их компетенцию, структуру и принципы взаимоотношений, степень участия населения в их образовании.
Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или «царствующему дому» и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия. Указанные положения характеризуют современную монархию, однако в течении многих веков исторический опыт множества государств породил большее разнообразие монархий, которое трудно охватить единой выверенной формулой.
Монархия является одной из наиболее древних форм правления, зародившихся еще в раннеклассовых обществах. Исторически первой монархией была империя месопотамского царя Саргона I (2371 - 2230 гг. до н. э.). Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия стала основной формой правления в средние века. Несмотря на буржуазно-демократические революции XVII - XVIII вв., монархии продолжали оставаться преобладающей формой правления.
Период расцвета монархии – это рубеж Нового времени. Именно тогда со всей четкостью проявляется отличие монархии от республиканской формы правления, вырабатываются важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная уже парламентом.
Монарх приобретает свою власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву. Он не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия. В руках главы такого государства сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявлением те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени вершится правосудие, ему принадлежит право помилования.
На международной арене в сношениях с другими государствами монарх пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану личности. Объем прав и полномочий зависит от вида монархии, в некоторых монархиях глава государства является одновременно и религиозным главой.
Итак, монархии делятся на два основных вида: абсолютную и ограниченную, первая характерна в основном для Древних и средневековых государств, вторая – для государств Нового и Новейшего времени.
В абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства. Как правило, любые формы коллегиальных органов имеют совещательный характер. Монарх является полным властителем, его особа священна, а решения общеобязательны. Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного тем или иным количеством полномочий.
Несмотря на все изменения, которые претерпела монархия, в ходе своего развития, на данный момент эта форма государственного правления занимает четвёртую часть государств Земли, что свидетельствует о сохранении монархического сознания и уважения к традициям. Наибольшее число монархий ныне существует в Европе (Англия, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Испания), в Африке, Марокко, Тунис, в Азии , Япония, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. В современном мире абсолютная монархия представлена Оманом и Саудовской Аравией, дуалистическая монархия - Иорданией и Марокко, парламентарная монархия существует в Великобритании, Испании, Норвегии, Швеции, Японии.


Список использованных источников и литературы

Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное государствоведение / К.В. Арановский. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1996. – 447 с.
Гоббс Т. Сочинения: в 2тт. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – 622 с.
Голубева Л.А. Сравнительное государствоведение: учеб. для вузов / Л.А. Голубева, А.Э. Черноков. – СПб.: Знание, 2009. – 556 с.
Еллинек Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 752 с.
Ильин И.А. Наши задачи: в 2 т. Т. 1 / И.А. Ильин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1992. – 432 с.
Ильин И.А. О монархии и республике / И.А. Ильин. // Вопросы философии. – 1991. – №4. – С. 108-123.
Исаев М.А. Механизм государственной власти в скандинавских странах / М.А. Исаев. – М.: Городец, 2004. – 400 с.
История политических и правовых учений: учеб. для вузов. / Отв. ред. О.В. Мартышин. – М.: Норма, 2006. – 912 с.
Конституции зарубежных стран: сборник. / Сост. В.Н. Дубровин. – М.: ООО Издательство «Юрилитинформ», 2006. – 448 с.
Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран: учеб. для вузов / В.В. Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 896 с.
Солоневич И. Народная монархия / И. Солоневич. – М.: Феникс, 1991. – 512 с.
Степанов В. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени: О теории парламентаризма / В. Степанов. // Родина. – 1993. – №4. – С. 60-68.
Тихомиров Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров. – СПб.: АО «Комплект»,1992. – 360 с.
Фомичев А.В. Основы конституционного права Великобритании: учеб. пособие / А.В. Фомичев. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. – 40 с.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учеб. для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт, 1999. – 432 с.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения: учеб. пособие / В.Е. Чиркин. – М.: Артикул, 1997. – 352 с.

Гоббс Т. Сочинения. – М., 1989. – С. 355.
Ильин И.А. Наши задачи. – М., 1992. – Т. 1. – С. 46.
Там же. – С. 47.
Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное государствоведение. – Владивосток, 1996. – С. 133.
См.: Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. – 1991. – №4. – С. 108-123.
Ильин И.А. О монархии и республике // Вопросы философии. – 1991. – №5. – С. 124.
Солоневич И. Народная монархия. – М., 1991. – С. 78.
Липсет С.М. Политическая социология // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. – М., 1972. – С. 207.
Еллинек Г. Общее учение о государстве. – СПб., 2004. – С. 636.
Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное государствоведение. – Владивосток, 1996. – С. 150.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М., 1999. – С. 125.
Конституции зарубежных стран / Сост. Дубровин В.Н. – М., 2006.
Статья 4 Конституции Японии. // Конституции зарубежных стран / Сост. Дубровин В.Н. – М., 2006. – С. 430.
История политических и правовых учений. / Отв. ред. Мартышин О. В. – М., 2006. – С.643-644.
Степанов В. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени: О теории парламентаризма // Родина. – 1993. – №4. – С.66.
Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. – СПб., 1992. – С. 95.
Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение. – СПб., 2009. – С. 318.
Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2006. – С. 727.
Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2006. – С. 723.
Фомичев А.В. Основы конституционного права Великобритании. – СПб., 2008. – С. 15.
Исаев М.А. Механизм государственной власти в скандинавских странах. – М., 2004. – С. 185.
Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997. – С. 242.









35

Список использованных источников и литературы

1.Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное государствоведение / К.В. Арановский. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1996. – 447 с.
2.Гоббс Т. Сочинения: в 2тт. Т.1. – М.: Мысль, 1989. – 622 с.
3.Голубева Л.А. Сравнительное государствоведение: учеб. для вузов / Л.А. Голубева, А.Э. Черноков. – СПб.: Знание, 2009. – 556 с.
4.Еллинек Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 752 с.
5.Ильин И.А. Наши задачи: в 2 т. Т. 1 / И.А. Ильин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1992. – 432 с.
6.Ильин И.А. О монархии и республике / И.А. Ильин. // Вопросы философии. – 1991. – №4. – С. 108-123.
7.Исаев М.А. Механизм государственной власти в скандинавских странах / М.А. Исаев. – М.: Городец, 2004. – 400 с.
8.История политических и правовых учений: учеб. для вузов. / Отв. ред. О.В. Мартышин. – М.: Норма, 2006. – 912 с.
9.Конституции зарубежных стран: сборник. / Сост. В.Н. Дубровин. – М.: ООО Издательство «Юрилитинформ», 2006. – 448 с.
10.Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран: учеб. для вузов / В.В. Маклаков. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 896 с.
11.Солоневич И. Народная монархия / И. Солоневич. – М.: Феникс, 1991. – 512 с.
12.Степанов В. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени: О теории парламентаризма / В. Степанов. // Родина. – 1993. – №4. – С. 60-68.
13.Тихомиров Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров. – СПб.: АО «Комплект»,1992. – 360 с.
14.Фомичев А.В. Основы конституционного права Великобритании: учеб. пособие / А.В. Фомичев. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. – 40 с.
15.Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учеб. для вузов / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт, 1999. – 432 с.
16.Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения: учеб. пособие / В.Е. Чиркин. – М.: Артикул, 1997. – 352 с.

Опубликовано

Опубликовано

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ"
ИНСТИТУТ ПРАВА И ПОЛИТИКИ
КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ

работа

На тему:

Эдмунд Берк - основоположник современный консерватизм

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНСЕРВАТИЗМ: СУЩНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ

1.1 Теоретико-методологические подходы к анализу природы консерватизма

1.2 Особенности генезиса и развития консерватизма

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА Э. БЕРК

2.1 Социально-политические предпосылки формирования консервативного мировоззрения Э. Берк

2.2 Традиционализм Берка. Критика просвещенческого разума

ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЭДМУНД БЕРК: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО КОНСЕРВАТИЗМА

3.1 Неоконсервативный этап развития консерватизма

3.2 Консерватизм в эпоху глобализации

ВЫВОД

СПИСОК литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертации определяется рядом следующих обстоятельств:

первый, современной национальной науке отмечается рост интереса к истории западной и восточной политической мысли, переосмыслить творческое наследие ключевых мыслителей и идеологов прошлого, среди которых ведущее место занимает выдающийся британский мыслитель и политический деятель второй половины xviii века Эдмунд Берк. Именно благадоря работы последнего на политической арене Европы, наряду с распространенным в тот период идеологии либерализма, появилась новая идеология - идеология консерватизма, в виде реакции на неудачи, причиной которых было чрезмерное злоупотребление принципы, отмеченный выше идеологии либерализма. Несмотря на то, что понятие " консерватизм относится к ряду наиболее общие политические условия в нашей стране и за рубежом, до сих пор не существует единого понимания и определения этого явления, что приводит к своего рода полифоничности подходы к его определению. Именно поэтому, изучение теоретического наследия Эдмунд Берк - основатель концепции классического консерватизма - чрезвычайно важно в контексте развития мировой и национальной политической науки и практики;

Узнать стоимость работы