Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Теория международной торговли.

  • 30 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 27.05.2012
750 руб.1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Политика в международной торговле
1.1Протекционизм
1.2 Фритрейдерство
Глава 2. Классические и современные теории международной торговли
2.1. Теория абсолютного преимущества Адама Смита
2.2. Теория сравнительного преимущества Давида Рикардо
2.3. Теория Хекшера-Олина
2.4. Парадокс Леонтьева
2.5. Теория жизненного цикла продукта
2.6. Теория технологического разрыва
2.7. Теория эффекта масштаба (теория снижающихся издержек)
2.8. Теория Майкла Портера (теория конкурентных издержек)
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Этот процесс может сопровождаться и прямыми иностранными инвестициями из страны-разработчика в страну с более дешевой рабочей силой. Верной также выделил причины, по которым дорогостоящее и трудосберегающее производство лучше внедрять в богатых странах.
Они заключаются в следующем: (1) богатые страны располагают лучшими условиями для внедрения, (2) разработка новых продуктов требует максимального приближения к рынку, для того чтобы использовать выгоды от обратной связи с потребителями при разработке различных модификаций продукта и (3) эти страны могут обеспечить послепродажное обслуживание. Обратим внимание на то, что в модели технологического разрыва акцент делается на изобретении товара, а в модели жизненного цикла продукта - на его стандартизации.
В соответствии с этими двумя моделями, можно предположить, что страны с высоким уровнем технологического развития будут специализироваться на экспорте нестандартизированной продукции, выпуск которой требует применения новых и наиболее продвинутых технологий. Импортировать же им лучше товары, которые производятся посредством старых или менее продвинутых технологий.
2.7. Теория эффекта масштаба (теория снижающихся издержек)
В начале 80-х гг. П.Крюгман, К.Ланкастер и некоторые остальные экономисты рекомендовали альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное в так именуемом эффекте масштаба. Сущность данного отлично известного из микроэкономической теории эффекта содержится в том, что при конкретной технологии и организации производства длительные средние издержки сокращаются сообразно мере увеличения объема издаваемой продукции, т.е. появляется экономия, объясненная массовым производством.
Сообразно точке зрения создателей данной теории, почти все страны (в частности, индустриально развитые) обеспечены главными факторами производства в похожих пропорциях, и в данных условиях им станет рентабельно продавать между собой при специализации в этих отраслях, которые характеризуются присутствием результата массового Производства. В данном случае специализация дозволяет увеличить объемы изготовления и создавать работа с наименьшими расходами и, следовательно, сообразно наиболее невысокой цене. Для того, чтоб данный результат массового производства смог быть реализован, нужен довольно ёмкий рынок. Интернациональная торговля играет в данном постановляющую значимость, так как дозволяет увеличить рынки сбыта. Иными словами, международная торговля дозволяет образовать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок хоть какой отдельно взятой страны, и таковым образом делает вероятным рекомендовать покупателям более продукции и сообразно наиболее невысоким ценам.
Совместно с тем, осуществление результата масштаба как правило ведет к нарушению абсолютной конкуренции, так как сопряжена с сосредоточиванием производства и укрупнением компаний, которые становятся монополистами. Поэтому изменяется структура рынков, которые становятся или олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, или рынками монополистической конкуренции с образованный внутриведомственный продажей дифференцированными продуктами. В данном случае международная торговля все больше сосредоточивается в руках гигантских международных компаний, межнациональных компаний, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутризаводской торговли, направленности которой нередко ориентируются никак не принципом относительных преимуществ либо различиями в обеспеченности факторами изготовления, а хитрыми целями лично компании.
В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбинировать факторы производства, но и изменять количество применяемых факторов, т.е. изменять масштабы производства.
Оказывается, изменение факторов в одной и той же пропорции может привести к различным результатам. Соотношение между относительным изменением объема выпуска и относительным изменением затрат факторов производства называется эффектом масштаба. В зависимости от характера указанного соотношения различают:
положительный (растущий) эффект масштаба, когда объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов — F(aX) < aF(X)
постоянный (неизменный) эффект масштаба, когда объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов — F(aX) = aF(X)
отрицательный (снижающийся) эффект масштаба, если объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты факторов производства,F(aX) > aF(X) .
Сохранение неизменным соотношения факторов производства для любого уровня выпуска позволяет проследить проявление эффекта масштаба, анализируя карту изоквант. Если при одной и той же пропорции увеличения объема факторов изокванты сближаются, это свидетельствует о положительном эффекте масштаба; если они расходятся, то имеет место отрицательный эффект масштаба; если сохраняют шаг — постоянный.
Законов, регулирующих направленность действия эффекта масштаба, не существует, и определение характера эффекта масштаба возможно только путем эмпирических наблюдений.
Характер действия эффекта масштаба обусловлен:
не действием закона убывающей отдачи (все факторы являются переменными)
не интенсивностью использования какого-то фактора (предполагает неизменность соотношения факторов)
Факторы, способствующие росту отдачи от масштаба:
действие размерного фактора рост производительности из-за более глубокого разделения труда
большие возможности применения новых технологий и техники
более полная загрузка мощностей
использование высококвалифицированной рабочей силы и специализация в управлении
Факторы противодействующие росту эффекта от масштаба:
рост вероятности возникновения узких мест и аварийности
нарастание трудностей управления и координации
рост транспортных расходов и затрат по сбыту
рост административных расходов
Поскольку характер и длительность действия эффекта масштаба обусловлена особенностями технологии, то для каждой отрасли будет характерен свой оптимальный масштаб производства.
Принципиально важным моментом является то, что в рамках данной модели нельзя предсказать, каким именно образом произойдет специализация в условиях свободной торговли. В силу предположений модели каждая страна будет производить только уникальные товары, то есть пересечения ассортиментов товаров, производимых в разных странах, не будет. Нужно иметь в виду, однако, что внутри отдельно взятой страны количество производимых в равновесии со свободной торговлей товаров, а следовательно, и число фирм, сократится по сравнению со случаем закрытой экономики. Это необходимое условие роста производства на оставшихся фирмах, благодаря чему и растет эффективность производства в силу экономии от масштаба. Однако, пользуясь моделью, ничего нельзя сказать относительно того, какие фирмы уйдут с рынка, высвободив ресурсы для развития оставшихся фирм.
Важный результат модели — возникновение торговли между абсолютно одинаковыми странами, которую можно трактовать как внутриотраслевую, поскольку предположение о функции полезности (1) указывает на свойство близкой замещаемости рассматриваемых в модели товаров.
2.8. Теория Майкла Портера (теория конкурентных издержек)
Понимание конкурентоспособности стран в глобальной конкуренции. Diamond Model (Модель ромба) Майкла Портера (Michael Porter) конкурентного преимущества стран предлагает модель, которая может помочь понять сравнительное положение стран в глобальной конкуренции. Модель также можно использовать для крупных географических регионов.
Традиционно, экономическая теория упоминает следующие факторы Сравнительного преимущества для регионов или стран:
Земля (Land ) Положение (Location) Природные ресурсы (минеральное сырье, энергоресурсы) (Natural resources) Трудовые ресурсы (Labor), и Численность местного населения (Local population size).
В связи с тем, что на эти 5 факторов трудно оказать влияние, данный подход подразумевает достаточно Пассивный (унаследованный) взгляд относительно экономических возможностей стран.
Портер считает, что устойчивый промышленный рост едва ли когда-либо основывался на вышеупомянутых базовых унаследованных факторах. Обилие таких факторов может, на самом деле, подорвать конкурентное преимущество. Он предлагает концепцию «Кластеров» или групп в составе взаимосвязанных фирм, поставщиков, смежных отраслей и организаций, которые возникают в определенных местах.
Эти кластеры являются географическими сосредоточениями взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг и ассоциированных организаций в определенной области. Они вырастают там, где сосредотачивается достаточно ресурсов и компетенций, которые достигают критического порога и преобретают ключевую роль в некоторой экономической сфере с решающим устойчивым конкурентным преимуществом над другими местами, или даже глобальное превосходство в данной области. Портер утверждает, что кластеры могут оказывать влияние на конкуренцию 3 способами:
Они могут увеличить производительность компаний в кластере. Они могут стимулировать инновации. Они могут стимулировать к развитию новые бизнес направления.
Некоторыми известными примерами кластеров в мире являются Силиконовая долина в США (USA/Silicon Valley) (компьютерные технологии), Роттердам в Нидерландах (Netherlands/Rotterdam) (логистика), Бангалор в Индии (India/Bangalore) (аутсорсинг производства программного обеспечения), Голливуд в США (USA/Hollywood) (киноиндустрия), Париж во Франции (France/Paris) (мода).



Рис. 1 – Модель Портера
Согласно Портеру, как правило, конкурентное преимущество стран является результатом 4 взаимосвязанных расширенных факторов (advanced factors) и взаимодействий между компаниями в этих кластерах. Правительство может оказывать Активное влияние на эти факторы.
В мире преобладают динамические условия. Прямая конкуренция побуждает фирмы увеличивать производительность и стимулировать инновации. Условия спроса (Demand Conditions). Если клиенты очень требовательны, то на фирмы оказывается постоянное давление улучшать свою конкурентоспособность через иновационные продукты, высокое качество, и т. д. Пространственная близость начальных или нисходящих отраслей облегчает обмен информацией и способствует непрерывному обмену идей и инноваций. Наперекор устоявшемуся мнению, Портер утверждает, что «ключевые» факторы производства (или специализированные факторы) создаются, а не наследуются. Специализированными факторами производства являются квалифицированные трудовые ресурсы, капитал и инфраструктура. «Неключевые» факторы или факторы общего пользования, такие как неквалифицированные трудовые ресурсы и сырье, могут быть приобретены любой компанией и, следовательно, не создают устойчивое конкурентное преимущество. Однако, специализированные факторы предполагают значительные, устойчивые инвестиции. Их трудно дублировать. Это и создает конкурентное преимущество, потому что если другие фирмы не могут легко скопировать эти факторы, то они ценны.
Правительство в Модели ромба Портера выполняет роль катализатора; оно должно поощрять - или даже побуждать - компании к тому, чтобы повышать свои намерения и уровень конкурентной эффективности. Они должны стимулировать компании к повышению своей эффективности, содействовать созданию спроса на ранней стадии на продукты с высокой добавленной стоимостью, концентрироваться на создании специализированных факторов и развитии локальной конкуренции путем ограничения прямого сотрудничества и усиления антимонопольного регулирования.
Заключение
В данной работе рассмотрены основные направления политики в области международной торговли: протекционизм и фритредерство. Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм и фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь.
Нельзя сказать, что для той или иной страны протекционизм всегда вреден, а свобода торговли всегда выгодна, или наоборот.
В работе рассмотрены классические и современные теории международной торговли. Основоположником теории явилась школа меркантилистов, которая объясняет международную торговлю сравнительными преимуществами отдельных стран в производительности факторов производства или обеспеченности ими. В ее рамках обычно выделяют теорию абсолютных преимуществ А. Смита, теорию относительных преимуществ Д. Рикардо и теорию обеспеченности факторами производства Э. Хекшера и Б. Оли-на. Среди современных теорий можно выделить теории жизненного цикла продукта, технологического разрыва,эффекта масштаба, конкурентных издержек.

Список литературы
Булатов А.С. Мировая экономика.- М.:Экономистъ, 2005
История экономических учений (современный этап): Учебник/Под общ. ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 2008. — 733
Киреев А.П. Международная экономика. Ч. I..-М.:Инфа-М, 2007 .- 286 с.
Николаева И.П.Мировая экономика.- М., 2003г.;
Сущность политики протекционизма и фритредерства http://newinspire.ru//20111211123/Лекции-по-мировой-экономике/Сущность-политики-протекционизма-и-фритредерства
Технологический разрыв и модели производственного цикла//http://www.rueconomy.ru/news
http://re-beat.narod.ru/edu/exam.htm
http://www.yuri-kuzovkov.ru/theory/protektsionizm/
http://www.yuri-kuzovkov.ru/theory/protektsionizm/
Сущность политики протекционизма и фритредерства http://newinspire.ru//20111211123/Лекции-по-мировой-экономике/Сущность-политики-протекционизма-и-фритредерства
Киреев А.П. Международная экономика. Ч. I..-М.:Инфа-М, 2007 .- 286 с.
http://re-beat.narod.ru/edu/exam.htm
История экономических учений (современный этап): Учебник/Под общ. ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 2008. — 733
Технологический разрыв и модели производственного цикла//http://www.rueconomy.ru/news









2

Список литературы
1.Булатов А.С. Мировая экономика.- М.:Экономистъ, 2005
2.История экономических учений (современный этап): Учебник/Под общ. ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 2008. — 733
3.Киреев А.П. Международная экономика. Ч. I..-М.:Инфа-М, 2007 .- 286 с.
4.Николаева И.П.Мировая экономика.- М., 2003г.;
5.Сущность политики протекционизма и фритредерства http://newinspire.ru//20111211123/Лекции-по-мировой-экономике/Сущность-политики-протекционизма-и-фритредерства
6.Технологический разрыв и модели производственного цикла//http://www.rueconomy.ru/news
7.http://re-beat.narod.ru/edu/exam.htm
8.http://www.yuri-kuzovkov.ru/theory/protektsionizm/

Теория международной торговли и валютная система

Содержание

1. Теории международной торговли

2. Денежной системы

Список литературы

1. Теории международной торговли

Международная торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемых между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Очень часто под международной торговлей подразумевают только торговлю товарами.

Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, сумма которых называется товарооборотом, а соотношение между ними – торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как суммы стоимости экспорта всех стран мира.

Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Так, в конце 90-х годов прошлого века на них приходится около 75% мирового экспорта товаров.

Развитые страны торгуют друг с другом. Торговля развивающихся стран также ориентирована в основном на рынки развитых стран, а их доля на рынке экспорта составляет около 15%. В странах с переходной экономикой приходится около 10% от экспорта товаров, а также в Китае, а также гонконге растет (6,3%). Значение в мировой торговле стран-экспортеров нефти в последние годы значительно уменьшилось. Все становится более видимым роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских.

Характерной чертой мировой торговли является наличие особой системы цен – мировых цен. В их основе лежат интернациональные издержки производства, которые тяготеют к среднемировым затратам экономических ресурсов на создание данного вида продукции. Интернациональные издержки производства формируются под преимущественным влиянием стран, которые являются основными поставщиками данных видов товаров на мировой рынок. Кроме того, значительное влияние на уровень цен оказывает соотношение спроса и предложения на этот вид продукции на мировом рынке[1].

Классические теории международной торговли заложили основы анализа мирохозяйственных связей. Выводы, содержащиеся в этих теориях, стали своего рода отправными аксиомами для дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой области.

Теория абсолютных преимуществ А. Смита

Основатель экономической науки Адам Смит в своей книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) внимание предоставленное разделение труда на основе специализации экономической деятельности. При этом выводы о разделении труда А. Смит распространил и на мирохозяйственную сферу, впервые теоретически обосновав принцип абсолютных преимуществ (или абсолютных издержек): "основное правило каждого благоразумного главы семьи, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, производство которых будет стоить дороже, чем при покупке их на стороне... То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может оказаться мудрым для всего королевства. В случае, если любой иностранец страна может нам через товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, которая входит в состав области, в которой у нас есть некоторое преимущество"

Узнать стоимость работы