Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Закономерности внутренней психологической деятельности личности.

  • 40 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 05.06.2012
900 руб.1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты внутренней психологической деятельности личности
1.1 Индивидуальность психических процессов личности
1.2 Психологическая характеристика деятельности человека
1.3 Факторы и закономерности внутренней психологической деятельности личности
Выводы по первой главе
Глава 2. Организация и методики исследования внутренней психологической деятельности личности
2.1 Эффективные формы и методы исследования психических процессов личности
2.2 Характеристика методик для исследования психических процессов у детей дошкольного возраста
Вывод по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

- В том случае, если ребенок не понял задание, педагог или психолог показывает, как надо выполнять задание, на первых двух элементах – в самую большую мисочку вкладывается мисочка поменьше. Дальше ребенок должен выполнять задание самостоятельно.Критерии оценивания:Высокий уровень выполнения задания соответствует решению задачи на основе зрительного соотнесения. Для детей четвертого года жизни допустимо выполнение этого задания с одной-двумя практическими пробами.Средний уровень выполнения задания характеризуется тем, что положительный результат достигается не с первой попытки. Ребенок сложил правильно 2– 3 мисочки, затем пропустил нужную, продолжил складывание, добавив еще одну (две) мисочки. У него осталась лишняя, и он сам начал складывать заново. Для выполнения требуется несколько практических проб для правильного складывания мисочек, но в конечном итоге ребенок самостоятельно выполняет задание.Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного решения данной задачи. В этом случае ребенку можно предложить сложить меньшее количество элементов (3–4) или видоизменить задачу: выбрать больший элемент из двух, а затем из трех.3. Методика «Мисочки»используется также и для оценки восприятия цвета по выбору и для выяснения знаний названий цветов.Материал: 5-7 мисочек разного цвета.Критерии оценивания:Высокий уровень сформированности восприятия цвета – ребенок умеет соотносить цвета с образцом, располагает цвета в соответствии с образцом, находит и называет сенсорные эталоны цвета: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый. Кроме этого ребенок различает дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый и оттенки: серый, розовый, голубой.Средний уровень сформированности восприятия цвета – ребенок допускает 1-2 ошибки в определении основных эталонов цвета, но при помощи дополнительных вопросов сам исправляет ошибки, дополнительные цвета не различает.Низкий уровень восприятия цвета – ребенок допускает ошибки в определении основных эталонов цвета, путает названия цвета.4. Методика «Разрезные картинки» направлена на определение степени овладения зрительным синтезом – объединением нескольких элементов в одно целое. Для этого используются картинки, которые состоят из нескольких частей – от двух до шести. Все картинки разложены перед ребенком так, чтобы ему необходимо было не просто сдвинуть их вместе, а создать картинкам пространственное положение.Ход действий: - Педагог при объяснении задания вначале спрашивает у каждого ребенка: «Как ты думаешь, что нарисовано (изображено) на этой картинке? Что у нас получится, если сложить все части вместе?».- Картинки раскладываются перед ребенком поэтапно: вначале двухсоставные, затем трехсоставные, в конце – шестисоставные. - При оценке действий детей учитывается способ складывания и называние того, что изображено на каждой картинке.Высокий уровень владения зрительным синтезом – ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения изображения на картинке. При составлении шестисоставной картинки допускается 1-2 пробы.Средний уровень владения зрительным синтезом – ребенок правильно складывает картинке методом проб, прикладываний 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти составных.Низкий уровень владения зрительным синтезом – ребенок складывает картинки с ошибками методом многочисленных проб или совсем не может правильно сложить картинки. Для исследования мыслительных процессов, выявления уровня мышления были использованы методики вербального и невербального характера. 1. Методика невербального характера – тест прогрессивных матриц Дж. Равена. Тест Равена помогает выявить уровень интеллектуального развития испытуемого. Материал теста представлен в черно-белом варианте и состоит из 60 матриц или композиций с пропущенными элементами. Все задания разделены на пять серий: А, В, С, D, Е – в каждой серии по 12 однотипных по сложности заданий. Задания по сложности возрастают от серии к серии. Каждый ребенок должен выбрать недостающий элемент матрицы среди предложенных вариантов. - Серия А – это диагностика способностей к дифференциации основных элементов структуры;- Серия В – диагностика способностей к аналогии;- Серия С – диагностика способностей в изменениях закономерностей непрерывного развития (по вертикали и горизонтали);- Серия D– диагностика способностей к пространственной перестановке фигур в матрице по всем направлениям;- Серия Е – диагностика способностей мыслительной деятельности Можно использовать модернизированный вариант прогрессивных матриц Равена. Идея модернизации теста принадлежит психологу Т.В. Розановой. При использовании прогрессивных матриц Дж. Равена, она уменьшила их количество до 36 цветных матриц-заданий. Матрицы расположены на трех отдельных листах (три серии). В данной методике инструкция дана доступным простым языком с использованием коммуникативных средств. Инструкция содержит указания на отсутствие фрагмента в «коврике», внизу даны шесть вариантов, ребенок должен выбрать подходящий вариант, то есть недостающий элемент. Каждому ребенку надо предоставить обучающий пример, на этом примере разобрать все вариации допущенных ошибок. При подсчете итога этот вариант не засчитывался ребенку. Если дошкольники допускают ошибки, педагог должен оказать стимулирующую помощь, говоря: «Подумай еще!» При большом количестве ошибок испытуемому надо предложить другой вариант деятельности: в матрице сделан вырез, а детям даны шесть вставок, которые они могут двигать (прикладывать к матрице). Оценка результативности: правильный ответ с первой попытки = 1 балла, со второй – 0,5, с третьей – 0,25, после трех попыток – 0 баллов. По результатам исследования выделяются четыре уровня успешности: IVуровень – высший уровень успешности – 28 -35 баллов;III уровень = 23 – 27,9 баллов;IIуровень = 17 – 22,9 баллов;Iуровень = 16,9 и менее - очень низкий уровень успешности. 2. Методика «Последовательность событий». Детям предлагается задание на понимание смысла сюжета, изображенного на картинках. Картинки предлагаются ребенку в неправильной последовательности. Методика позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития.В качестве стимульного материала используются четыре сюжетные картинки, предъявленные испытуемому в неправильной последовательности.Методика последовательности действий ребенка: - Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. - Ребенок рассматривает картинки, чтобы осмыслить сюжет.- Последовательно раскладывает картинки.- Составляется связный рассказ по картинкам.Перед ребенком ставится две задачи: правильно расположить картинки и составить рассказ.Критерии оценивания:Высокий уровень – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. Допущена ошибка в последовательности рисунков, но испытуемый сочиняет логическую версию рассказа.Средний уровень – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить связный рассказ. Рассказ составляется с помощью наводящих вопросов. Низкий уровень – а) ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;б)сам составил последовательность картинок, но не смог составить логический рассказ;в) составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;г) каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате нет рассказа;д) на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.Для исследования уровня сформированности внимания чаще всего используется метод - контент-анализ по проективным методикам. В основе этого метода заложен принцип психологической проекции, благодаря которому дети отражают на неструктурированный стимульный материал свое неосознанное внимание. Этот интерпретивный метод имеет относительную свободу в выборе ответа и тактики поведения детей. При исследовании внимания подсчитывалось частота появления определенных элементов в материале наблюдения, затем по отношению этих частот делались психологические выводы. В основе метода лежат так называемые «кодированные» единицы, поэтому здесь была использована методика «Шифровка». 1. Методика «Найди и вычеркни» предназначена установить уровень продуктивности и устойчивости внимания. Каждому ребенку дается рисунок, на котором в разном порядке расположены простые фигурки: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Инструкция: перед тобой рисунок, по сигналу «начинай» ты будешь находить и зачеркивать те предметы, которые называются. Зачеркивать надо до сигнала «стоп». После сигнала «стоп» необходимо показать последнее изображение предмета. После того, как будет отмечено место остановки, работа продолжается. Задание будет закончено после слова «конец». Вся работа занимает 2,5 минуты, в течение этого времени ребенку пять раз говорят «стоп» и «начинай». В задании предполагается зачеркивание предметов разными способами: вертикальной линией, горизонтальной линией. При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, увиденных ребенком за все время эксперимента и отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу: S= 0,5 . N -2,8n (1)tПо данной формуле определяется два уровня сформированности свойств внимания: продуктивность и устойчивость. В формуле S – показатель продуктивности и устойчивости внимания каждого ребенка; N–количество изображений предметов, увиденных ребенком; t–время работы ребенка; n - количество ошибок, которые были у ребенка. При количественной обработке психодиагностических данных определяется шесть показателей: один за все время – 2,5 минут, остальные пять – за 30 секунд, поэтому переменная tв методике будет иметь значение – 150 и 30. Критерии уровня развития внимания:- 10 баллов – продуктивность и устойчивость внимания очень высокая;- 8-9 баллов – продуктивность и устойчивость внимания высокая; - 4-7 баллов – продуктивность и устойчивость внимания средняя;- 2-3 балла – продуктивность и устойчивость внимания низкая;- 0-1 балл – продуктивность и устойчивость внимания очень низкая.2. Методика «Проставь значки» или «Шифровка» помогает оценить переключение и распределения внимания дошкольников. Перед выполнением задания детям показывается рисунок и объясняется задача: в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков надо поставить тот значок, который дан вверху на образце – галочку, черту, плюс или точку. Вся работа ребенка занимает две минуты, полученные данные по умению переключать и распределять внимание рассчитывалась по формуле: S = 0,5.N - 2,8n, (2)120где S -показатель переключения и распределения внимания;N - количество геометрических фигур, правильно помеченных значками;n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Уровень развития: 10 баллов- очень высокий уровень переключения и распределения внимания; 8-9 баллов – высокий; 6-7 баллов – средний; 4-5 балла – низкий; 0-3 балла-очень низкий.Данная методика имеет вариативность оценивания результатов деятельности детей: Критерии оценивания:Успешный (высокий) уровень внимания – ребенок без ошибок заполняет геометрические фигуры, согласно образцу за 2 минуты – 5 баллов. Допустимо собственное единичное исправление или единичный пропуск заполняемой фигуры. Одна случайная ошибка или наличие двух самостоятельных исправлений оценивается в 4,5 балла. При двух пропусках заполняемых фигур, исправлениях или одной- двух ошибках в заполнении качество выполнения задания оценивается в 4 балла. Если задание выполнено без ошибок, но ребенок не укладывается во времени – 4 балла.Средне успешный (средний) уровень внимания – ребенок пропустил две фигуры, имеется одно исправление или одна-две ошибки – 3 балла. В 3 баллаоценивается безошибочное заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. Неуспешный (низкий) уровень внимания– ребенок допустил две-три ошибки и успел выполнить половину задания – 2балла или 1 балл. Оценивается в 1 баллтакой вариант выполнения, когда имеются не соответствующие образцам метки в фигурах, ребенок не способен выполнить инструкцию. Если ребенок не смог закончить ни одной строчки, работа оценивается 0 баллов [8, с.211].3. Методика «Запомни и расставь точки» направлена на оценку уровня внимания детей дошкольного возраста. Для этого был использован стимульный материал – это рисунок, состоящий из восьми квадратов. Перед началом эксперимента лист с точками разрезается на восемь маленьких квадратиков, складывается друг на друга – внизу находится квадратик с девятью точками, вверху – с двумя. Инструкция для детей: - Игра требует от вас внимания: будут показаны друг за другом карточки, на которых нарисованы точки. Необходимо нарисовать точки в пустых квадратиках в тех местах, где они находятся на карточках. - Карточки показываются в определенной последовательности. В течение 1-2 минут ребенок смотрит на карточку, затем она убирается, и воспроизводятся точки. - Строго регламентируется время – ребенок должен воспроизвести точки за 15 секунд в пустом квадрате.Результаты оценивания: Объем внимания детей определяется из правильно воспроизведенных точек – максимальное количество точек на любой карточке оценивалось баллами: - 6-9 точек = 10 баллов – очень высокий объем внимания;- 4-5 точек = 8-9 баллов – высокий объем внимания;- 3-4 точки = 6-7 баллов – средний объем внимания;- 2-3 точки = 4-5 баллов – низкий объем внимания;- 0-1 точка = 0-3 балла – очень низкий объем внимания. 4. Для исследования переключения внимания используется метод Шульте. Детям предлагаются черно-красные таблицы, которые представляют модифицированный квадрат Шульте. В квадрате в произвольном порядке размещены цифры черного и красного цвета. Каждый ребенок должен попеременно и в определенном порядке находить и показывать указкой или карандашом черные и красные цвета. Дети не только должны переключать внимание от одного цвета к другому, но и не показывать повторно числа. Данные результатов заносятся психологом в таблицу, в которой фиксируется время и количество ошибок на каждом этапе. По затраченному времени на выполнение задания и характеру поиска цветовых цифр, определяется скорость переключения внимания. По суммарным данным на каждом этапе вычисляются следующие показатели: показатель точности работы по формуле:А = S/(S+O) (3), где S – количество правильно названных цифр, О – число пропущенных знаков. Продуктивность работы вычислялась по формуле:Е = S∙А, где S – число всех цифр (4)Для исследования процессов памяти можно использовать ряд продуктивных методов: метод удерживания членов ряда – в этом случае каждый испытуемый все элементы ряда – слоги, числа, фигуры, слова даются последовательно в разных модальностях: зрительно и на слух. Количество правильно воспроизведенных элементов служит показателем степени запоминания. Использование метода парных ассоциаций помогает изучить прочность запоминания, метод заучивания и метод узнавания также способствуют определению уровня сформированности памяти.Вывод по второй главеТаким образом, выбор методик для исследования закономерностей внутренней психологической деятельности личности основан на теоретических положениях курсовой работы, на утверждении, что закономерности всех психических процессов обусловлены развивающейся системой познавательных функций личности на протяжении детского, подросткового и взрослого возрастов.ЗаключениеИзучение теоретического материала по проблеме исследования доказывает, что главную роль в развитии психологических взглядов на происхождение внутренних мыслительных операций сыграло появление нового понятия «интериоризация». Интериоризация - это переход внешних процессов умственной и психической деятельности во внутреннюю деятельность. Этот процесс сопровождается осознанной трансформацией действий: обобщение, вербализация, сокращение. Измененные действия ведут от сенсомоторного плана к мысли. В работе отмечено, что проблемы изучения преобразований внешних, материализованных действий в действия внутренние (мыслительные, умственные) особенно детально исследованы в работах П.Я. Гальперина и Л.С. Выготского. Исследования происхождения и закономерностей развития внутренней психологической деятельности основаны на особенностях специфической человеческой деятельности – деятельности трудовой, продуктивной, общественной, то есть, на таких видах деятельности, которые способны развиваться в процессе коммуникативной направленности. Доказано, что высшие специфические человеческие психологические процессы могут возникнуть только во взаимодействии человека с человеком. Кроме этого, определено положение о том, что внутренняя психологическая деятельность происходит из практической деятельности, которая сложилась в ходе вековой истории развития общества. В основе каждого поколения происходит изменение форм психического развития личности: они связаны с осознанным восприятием реального окружающего мира. Список использованной литературы1. Божович Д.И. Проблемы формирования личности: Избранные психол. труды / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М., Воронеж, 2001. 2. Венгер Л.А. Развитие мышления дошкольника. – Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7.3. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / П.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. М., 1994. 4. Волков Б.С. Основные закономерности психического развития ребенка / Б.С. Волков, Я.В. Волкова. - М., 1999. 5. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 240с. – (Серия Детскому психологу).6. Выготский Д. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991. 7. Дубровина И.В.Психология : Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова. - М., ИЦ Академия, 2004. - 464 с.8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колоцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003. – 464с.9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Академия, 2004. - 352 с.10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 456с.11. Поливанова К.Н. Шестилетки: Диагностика готовности к школе / К.Н. Поливанова. – М.: Эксмо, 2010. – 208с.12. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1991. – С.24.

Список использованной литературы

1. Божович Д.И. Проблемы формирования личности: Избранные психол. труды / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М., Воронеж, 2001.
2. Венгер Л.А. Развитие мышления дошкольника. – Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / П.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. М., 1994.
4. Волков Б.С. Основные закономерности психического развития ребенка / Б.С. Волков, Я.В. Волкова. - М., 1999.
5. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 240с. – (Серия Детскому психологу).
6. Выготский Д. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
7. Дубровина И.В.Психология : Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова. - М., ИЦ Академия, 2004. - 464 с.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колоцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003. – 464с.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Академия, 2004. - 352 с.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 456с.
11. Поливанова К.Н. Шестилетки: Диагностика готовности к школе / К.Н. Поливанова. – М.: Эксмо, 2010. – 208с.
12. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1991. – С.24.

Опубликовано

Содержание

Введение

1. Закономерности внутренней психологической деятельности. Методы исследования личности

1.1 теория Психологической деятельности и возможности индивидуального сознания

1.2 Психологические методы исследования личности

2. Закономерности внутренней психологической деятельности. Методы исследования личности, например, ООО "Агроторг-Самара"

2.1 краткая характеристика ООО "Агроторг-Самара"

2.2 Методы исследования личности, например, ООО "Агроторг-Самара"

2.3 Мероприятия по совершенствованию процесса исследования личности на примере ООО "Агроторг-Самара"

Вывод

библиография

Приложения

внутренняя психологическая деятельность

Вделают

Представленная работа посвящена теме "Методы исследования личности". Проблема данной работы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема "Методы исследования личности" изучается на стыке нескольких взаимосвязанных дисциплин. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы, связанные с "Методы исследования личности в различных направлениях психологии". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной в темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Методы исследования личности определяют несомненную новизну данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Методы исследования личности", в современной науке, с другой стороны, отсутствие разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной темой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методов анализа "Методы исследования личности в различных направлениях психологии". Объектом данного исследования является анализ условий методы исследования личности. При этом объектом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью исследования является изучение темы "Методы исследования личности" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований аналогичной проблематики. В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

Узнать стоимость работы