Вам нужна курсовая работа?
Интересует Финансы?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Государственная финансовая поддержка развития малого предпринимательства в России.

  • 48 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 28.04.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике
1.2 Опыт функционирования малых предприятий в разных странах
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1 Этапы развития малого предпринимательства в России
2.2 Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности
3. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
3.1 Проблемы малого предприятия. Пути решения проблем
3.2 Поддержка малого бизнеса в Новосибирской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающий трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия. Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.3. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ3.1 Проблемы малого предприятия. Пути решения проблемПроблемы, с которыми сталкивается предприниматель, связаны [8, c.384-385]: с предметом предпринимательской деятельности; ее формой; ее смыслом. У отечественного малого и среднего бизнеса множество проблем. Это и тяжелое налоговое бремя, и давление со стороны крупных конкурентов и коррумпированных чиновников. Рис. 2. Основные трудности российского предпринимателя [12, c.74]Другой серьезной проблемой малого бизнеса является отсутствие нормального режима кредитования [11, c.175]. Особенно данная проблема обострилась в современных условиях мирового финансово-экономического кризиса.Предпосылками для расширения кредитования малых предприятий служат после кризисное оживление в России промышленного производства, определенная стабилизация ресурсной базы коммерческих банков, развитие новых банковских технологий.Итак, в современных условиях необходимо активное совершенствование процессов кредитования инвестиционных проектов, что связано с пагубным воздействием мирового финансово-экономического кризиса.Проблемы предпринимательства можно разделить на: Кредитование:Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита - как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Недостаточная подготовка руководителей:Значительная часть новых предприятий создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета. Часто препятствием для развития МБ становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. Нехватка информации:Несмотря на существование многих программ помощи МБ, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным.Анализ мировой практики показывает, что помощь сегменту МСБ в мире в большей части финансовая, основанная на доверии и взаимных обязательствах, подкрепленных законом. Рассмотрим, как реализуется практика развития сектора МСБ в России, учитывая в числовых данных последствия принятия закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ [2]. Данный закон установил новые критерии отнесения субъектов предпринимательства к сектору МСБ. Государство проводит поддержку предпринимателей в двух направлениях: Минздравсоцразвития курирует и проводит подпрограмму содействия малому и среднему предпринимательству и самозанятости безработных, а Минэкономразвития реализует программу субсидий-грантов на создание собственного бизнеса. Результатом на настоящий момент является проблемная ситуация с финансами для малого и среднего бизнеса. Она с начала 2010 года стала меняться в лучшую сторону, но, по данным Общероссийской общественной организации «Опора России» [7], в ноябре 2009 года лишь для 15 процентов предпринимателей привлечь заемные средства стало возможно, а вот в январе 2009 года их было всего 8 процентов, то есть число субъектов МСБ, для которых привлечь финансирование проблематично в ноябре 2009 года было 56 процентов, против 75 процентов в январе 2009 года. Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ-РА», на основании сведений ЦБ РФ сообщало о том, что в первом полугодии 2010 года на 40 процентов вырос объем кредитов, выданных предприятиям МБ банками [10].Информация аналитического центра «Эксперт-Урал» [9]: о реальном кредитовании субъектов МБ показана на рисунке 3. Рис. 3. Данные опроса банков агентством «Эксперт-Урал»Можно видеть, что сложная экономическая ситуация перекрывает рост кредитования МБ ростом сопровождается уровня просроченной задолженности [6], что доказывает о крайнюю неустойчивость сектора, об отсутствии платежеспособного спроса. Таким образом, для реализации собственной инициативы формирование неучтенных оборотных средств поступает из двух источников: за счет теневого производства поступает оборот, не отражаемый в отчетности, и за счет обналичивания денежных средств (рис.7).Получается, что теневая активность предприятий с небольшим оборотом выше, чем у крупных предприятий потому, что существует потребность в финансировании, которая не реализуется со стороны банков и государства, и предприятия МБ вынужденно финансируются из теневых источников. Общему же сокращению наличного теневого оборота по источникам его формирования способствует сокращение использования неучтенной наличности, которое проиллюстрировано рисунком.Рис. 4.Динамика оборота типичного малого предприятия, не отражаемого в отчетности, и идущего на «обналичивание [5]»В таблице ниже показана доля предприятий МБ, которые делали теневые выплаты по разным статьям своих расходов. Безусловно, малый бизнес сам выходит из тени, и доля фирм, которые использовали теневые выплаты по всем статьям расходов, постепенно уменьшается, но в объеме фактической аренды и сырья, оплаты труда, теневая составляющая велика, в конвертах выплачивается 30 процентов зарплат, 21 процент расчетов с поставщиками, платежи за аренду оценены в 23,6 процентов от общей арендной платы.Таким образом, в итоге реализации программ поддержки, предприятия сектора МБ, находящиеся на неблагоприятных стадиях жизненного цикла, показывают большую вынужденность к оплате факторов производства «негативно». Таблица 1 - Доля предприятий, делавших теневые выплаты по отдельным статьямСтатья расходов2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.Зарплата69,469,764,859,556,055,2Аренда50,050,848,746,443,141,4Поставщики42,944,445,242,541,643,5Неформальные выплаты чиновникам56,456,755,453,749,353,2Выплаты «крышам»44,044,540,436,434,7На рисунке 5 показана динамика этих долей до 2009 года. Рис.5.Доля теневых выплат для основных статей расходов предприятий (для фирм, делавших теневые выплаты) [5]Антикоррупционная политика государства сказалась так, что если в 2005 году доля выплат чиновникам или госорганам в виде подарков, взяток, неформальных платежей в обороте МБ достигала 5 процентов, то в 2010 году она сократилась до 4 процентов. Таким образом, предприятия, чтобы получить поддержку в той мере, которая им нужна, обращаются к тем источникам, которые им доступны, и получают ту форму поддержки, которую считают нужной – но в итоге помощь государства оказывается не финансовой, а консультационной, но не востребованной. На рисунке 6 показано обобщенное состояние поддержки со стороны государства, по стадиям жизненного цикла предприятия. Рисунок показывает, что финансовая поддержка, которая необходима для развития предприятия, расширения сферы деятельности или диверсификации бизнеса в случае рыночных угроз на всех фазах существования, чтобы не доходить до состояния «спад», присутствует только на фазе становления. Естественно, что если жизненный цикл предприятия не прерывается, то ему приходится искать иные источники средств, в итоге терять средства на покрытие теневых расходов, и, таким образом, не накапливать, а расходовать стартовый капитал. Все это говорит в совокупности о негативных итогах реализации программ господдержки в России, и требует анализа состояния господдержки в отдельном регионе.Рис.6.Оценка денежных потоков на среднем предприятии на основе модели Мигина-ЩетининаРисунок 7 Виды господдержки по жизненному циклу предприятия (матрица Шамрая)Анализ мировой практики, показывает, что помощь сегменту МБ в мире в большей части финансовая, основанная на доверии и взаимных обязательствах, подкрепленных законом. На Российском же рынке, не смотря на то, что количественный рост субъектов МБ очень велик, внутри самого сектора произошли качественные изменения. Самая большая динамика была у микросектора, то есть бизнеса, где занято до 15 человек, он вырос на 30,6 процента. Если в мировой практике в кризис поддержка была оказана финансовая, на Российском рынке этого не происходило, так как государство строит формы и методы, как консультационные и разрешительные в большей мере. 3.2 Поддержка малого бизнеса в Новосибирской областиОдно из ведущих направлений деятельности Новосибирской Торгово-промышленной палаты – поддержка малого бизнеса. Согласно законодательству Российской Федерации малое и среднее предпринимательство имеет различные льготы. Все члены Новосибирской ТПП получают дополнительные скидки на все услуги, предоставляемые палатой.Важно отметить, что мировой экономический кризис явился причиной того, что поддержка, оказываемая новосибирским предпринимателям начиная с 2009 года, стала еще существеннее. Помимо внесения изменений в базовый региональный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства" и областную целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009 - 2013 годы", власти приняли целый ряд нормативно-правовых актов, стимулирующих деловую активность.В результате для начинающих предпринимателей были учреждены специальные гранты; принято решение о субсидировании части затрат на патентование (оформление прав интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом). В настоящее время во всех муниципальных образованиях, где проживает не менее 10 тысяч человек, создаются информационно-консультационные пункты на основе интернет-портала "Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области". Обратившись туда, коммерсанты смогут получать любую необходимую информацию. Например, о том, куда и к кому в обладминистрации следует обращаться за помощью, как получить сравнительно недорогие банковские кредиты и т.д. В рамках реализации мероприятий по развитию инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в первом квартале 2009 года был создан Фонд развития малого предпринимательства Новосибирской области, задача которого - предоставление поручительств при кредитовании банковскими учреждениями субъектов малого предпринимательства. Меры государственной поддержки, предусмотренные в Областной целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы»[13]:Субсидирование части затрат по обучению работников на образовательных курсах.Субсидирование части затрат по участию в выставках или ярмарках.Субсидирование части процентных выплат по банковским кредитам.Субсидирование части арендных платежей.Субсидирование части затрат, связанных с выплатой вознаграждения по гарантиям и по договорам поручительства, заключенным между субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, обеспечивающими исполнение обязательств по кредитам и по договорам лизинга.Субсидирование части затрат СМиСП, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации.Субсидирование части затрат на обновление основных средств.Субсидирование части затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) субъектов малого и среднего предпринимательства к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Новосибирской области.Субсидирование части затрат на патентование (оформление прав интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом).Субсидирование части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта (гранты начинающим собственный бизнес).Возможность получения СМиСП сравнительно недорогого кредита под поручительство Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области.Формы государственной поддержки СМиСП в рамках ведомственной целевой программы "Развитие бытового обслуживания населения Новосибирской области"Предоставление СМиСП в аренду на льготных условиях площадей в здании бизнес-инкубатора наукограда Кольцово.Государственная поддержка товаропроизводителей Новосибирской области в форме субсидирования части затрат на приобретенное новое основное технологическое оборудование.Формы государственной поддержки по направлениям, курируемым департаментом науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской областиФормы государственной поддержки малого предпринимательства в агропромышленном комплексе Новосибирской области.Государственная услуга содействия предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан в Новосибирской области, предоставляемая центрами занятости населения.Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в Новосибирской области, реализуемые департаментом стратегического управления и планирования Новосибирской области.Субсидирование части затрат, связанных связанных с подачей заявки на международную регистрацию товарного знака и (или) с государственной регистрацией товарного знака в Российской Федерации.Субсидирование части затрат действующих малых инновационных компаний в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услугВозможность для малых предприятий области получить сравнительно недорогой кредит в Фонде микрофинансирования НСО.Субсидирование части лизинговых платежей.На софинансирование программных мероприятий областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы" в 2009 году из средств федерального бюджета получено 409,7 млн рублей, в 2010 году – 427,0 млн рублей, а в 2011 году – 439,0 млн рублей. В завершении по работе отметим, что го состоянию на 2012 год господдержкаразвивается в двух направлениях. Первое - это системы грантов, доступ к которым должен быть как у предприятий, так и у отдельных предпринимателей, а также у общественных организаций. Второе направление - прямые бюджетные инвестиции. ЗАКЛЮЧЕНИЕКак было выяснено, малый бизнес процветает там, где не требуется значительных капитальных затрат, где нет больших объемов и огромной кооперации работников. Малые формы производства функционируют там, где невыгодно крупным производствам, где проще приспособиться к местным рынкам и запросам населения, где достаточно небольшое производство продукции. МБ обладает гибкостью, они оперативно реагируют на все изменения потребительского спроса, охватывают определенный круг клиентов. Поскольку происходит дифференциация спроса и предложения, именно малое и среднее производство приводит к многообразию выбора, специализации производства.  На базе МБ, как показывает недавняя практика, выросли многие крупные корпорации.Развитие МБ создает благоприятные условия для функционирования прогрессивной экономики, которая влияет на конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, что позволяет сократить безработицу и снизить социальную напряженность, расширить потребительский сектор. Эти предприятия проявляют живучесть, способность к воспроизводству, несмотря на трудности, стоящие на пути их развития.Однако, на МБ существенное влияние оказал мировой кризис. Выяснили при этом, что взможными мерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельность МБ, могут выступать: меры в области увеличения финансовой поддержки; меры в области имущественной поддержки; меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий; меры в области информационной поддержки. Необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки МБ. Так, можно увеличить объемы кредитования по программам государственных банков (например, Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы в свою очередь негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий. Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки МБ.Второй группой мер являются меры в области имущественной поддержки. Отдельной группой мер выступают специальные меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. Итак, меры, направленные на развитие МБ в условиях экономического кризиса, можно разделить на три группы: меры в области налогового регулирования; меры в области сокращения административных барьеров; меры в области кадровой поддержки малых предприятий. В данной работе, таким образом, были рассмотрены особенности функционирования и перспективы современных малых предприятий в России. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп.). // Российская газета". - 22 июня 2006 г. – с.6-7Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - Консультант плюс 2011 г. Албастов А.Д. Предпринимательство и предпринимательское право.- М.: «АСТ», 2011.- 439 с., с. 46Батурин М.В. Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций // Сentryug.-2009.- №1«Жизненный цикл малого предприятия. Раунд 2», под редакцией А.А.Шамрая - фонд «Либеральная Миссия», Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, Москва-2010.- 199 с.Мамута М. «Уроки кризиса и новые возможности. Кредитование и микрофинансирование малого бизнеса», презентация 2010 года.Мониторинг состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса, ноябрь 2009 года.Никитина С.К. История российского предпринимательства. М., Экономика, 2010. – 482 с.Орлова Е., Толмачев Д. «Кредитование малого и среднего бизнеса на Урале: тенденции посткризисного развития», презентация 2010 года.Самиев П. заместитель генерального директора Рейтингового Агентства «Эксперт РА», «Кредитование малого и среднего бизнеса в России в I полугодии 2010 года: посткризисное оживление», презентация 2010 года.Филовский А.Д. Предпринимательство в России. М., РОССПЭН, 2006.-249 с.Хорькова Е. П. Предпринимательство в России: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2008. – 390 с.Электронный ресурс: http://www.ntpp.ru/forma/index.html (дата обращения 26.04.2012 г.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп.). // Российская газета". - 22 июня 2006 г. – с.6-7
2.Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - Консультант плюс 2011 г.
3.Албастов А.Д. Предпринимательство и предпринимательское право.- М.: «АСТ», 2011.- 439 с., с. 46
4.Батурин М.В. Юридические аспекты деятельности некоммерческих организаций // Сentryug.-2009.- №1
5.«Жизненный цикл малого предприятия. Раунд 2», под редакцией А.А.Шамрая - фонд «Либеральная Миссия», Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, Москва-2010.- 199 с.
6.Мамута М. «Уроки кризиса и новые возможности. Кредитование и микрофинансирование малого бизнеса», презентация 2010 года.
7.Мониторинг состояния малого и среднего бизнеса России в условиях кризиса, ноябрь 2009 года.
8.Никитина С.К. История российского предпринимательства. М., Экономика, 2010. – 482 с.
9.Орлова Е., Толмачев Д. «Кредитование малого и среднего бизнеса на Урале: тенденции посткризисного развития», презентация 2010 года.
10.Самиев П. заместитель генерального директора Рейтингового Агентства «Эксперт РА», «Кредитование малого и среднего бизнеса в России в I полугодии 2010 года: посткризисное оживление», презентация 2010 года.
11.Филовский А.Д. Предпринимательство в России. М., РОССПЭН, 2006.-249 с.
12.Хорькова Е. П. Предпринимательство в России: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2008. – 390 с.

Государственная поддержка малого бизнеса

Министерство образования РОССИЙСКОЙ федерации

Государственного образовательного учреждение среднего профессионального образования

КОЭК

РЕФЕРАТ

по дисциплине: "Основы предпринимательской деятельности"

на тему: "государственная Поддержка малого и среднего бизнеса в российской Федерации

Российской федерации" студента 43-й группы специальности 2002

Крутова Ивана Николаевича

а, Клуж

2003
Приоритеты развития малых и средних предприятий определяется
Постановление Совета Министров "О первоочередных мерах развития șisusținerea государством малых и средних предприятий в РОССИИ" от 11 мая 1993g. нет. 446. Они:

. Производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

. Производства продуктов питания, промышленной продукции, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

. Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

. Жилищного строительства, производственного и социального назначения;

. Инновации.

В соответствии с Законом "О государственной поддержке предприятий miciantreprenoriatului в российской федерации" от 14 июля 1995 года, №. 88-ФЗ от statde поддержки малых и средних предприятий осуществляется на основе
Устав государственной программы поддержки малого и mijlociiregionale (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) șimunicipale программы развития, разрабатываемыми Правительством РФ,органами исполнительной власти субъектов РОССИЙСКОЙ федерации и органами localeauto. Цель составления таких программ – определение specificemăsuri для реализации этих областях поддержки stata малых и средних предприятий на предстоящий финансовый год. Sediulexecutorul Федеральной программы, является Министерство Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП
Россия).

В соответствии с Федеральной программой, в проект бюджета federalîn каждый год, предусмотрено выделение средств для ее реализации, а в finalanului бюджета Правительство РФ представляет в госдуму raportcu о состоянии и развитии малых и средних предприятий в российской Федерации șimăsurile в государственной поддержке, в том числе отчет о utilizareaalocate на эти цели из федерального бюджета.

Указом президента РФ "О первоочередных мерах поддержки stata малых и средних предприятий в РОССИЙСКОЙ федерации" от 4 апреля 1996 года, нет. 491 Правительства российской RUSEa было предписано:

Узнать стоимость работы