Налогообложение коммерческих предприятий и путь его совершенствования на примере ООО "ТФ "Ирина"

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 8585 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 01.06.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Теоретические аспекты оптимизации налогообложения на предприятиях
1.1. Понятие, сущность и значение налогов
1.2. Классификация налогов и методика налогообложения предприятий
1.3. Налоговое планирование как законный способ уменьшения налоговых платежей
2. Действующая система налогообложения на предприятии ООО ТФ «Ирина»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Характеристика налоговых выплат на предприятии ООО ТФ «Ирина»
2.3. Оценка налоговой нагрузки и факторов на нее влияющих
3. Пути оптимизации налоговых выплат на предприятии ООО ТФ «Ирина» путем перехода на УСН
3.1. Основные достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения
3.2. Налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения
3.3. Оценка эффективности перехода на специальный налоговый режим налогообложения
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Основные достоинства УСН (15%) те же что и при УСН (6%), а также:
подходит для производственных и торговых организаций, работающих с небольшими организациями или с розницей;
налоговое бремя ниже, чем на ОСНО.
Минусы:
затраты на организацию ведения бухучета такие же, как на ОСНО;
даже в случае, если фирма получила убыток (расходы превысили доходы), придется заплатить минимальный налог – 1% с доходов.
Таким образом, организациям, оказывающим услуги, как правило, выгодно объектом налогообложения выбирать «доходы» со ставкой 6%, так как расходы у них обычно малы; для производственных - «доходы за минусом расходов».


3.2. Налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения



Проведенное исследование показало, что ООО ТФ «Ирина» применяет традиционную систему налогообложения. Рассмотрим основные достоинства и недостатки общей (традиционной) системы налогообложения (ОСНО).
Основные достоинства:
в случае если организация получает убыток, она не платит налог на прибыль, и есть возможность этот убыток учесть в будущем (уменьшить сумму налога на сумму убытка);
возможность применения общего режима налогообложения вне зависимости от показателей выручки, стоимости имущества и других показателей;
возможность использования вне зависимости от вида деятельности, вида реализуемых товаров, работ, услуг;
возможность учитывать специфику деятельности, создание филиалов, представительств и других обособленных подразделений;
в зависимости от объема учетной информации возможность выбора форм ведения учета, в том числе упрощенных, для малых предприятий;
возможность ведения учета в привычных для бухгалтера формах на протяжении всей деятельности предприятия;
ведение учета в электронном виде в специализированных бухгалтерских программах, что значительно облегчает ведение учета и составление отчетности.
Недостатки:
высокие затраты на ведение учета, большой объем налоговой отчетности;
обязанность вести налоговый учет;
увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) за счет включения страховых взносов;
крайне обременительное налогообложение.
Проведенный анализ налоговой нагрузки предприятия показал, что налоговая нагрузка в 2011 году составляет 21,57%, что выше среднего значения по отрасли и в сумме платежей составляет более 6,5 млн. руб. Это обуславливает необходимость оптимизации налогообложения предприятия.
На сегодняшний день, законодательство предоставляет множество возможностей для уменьшения величины налоговых платежей, в частности за счет предусмотренных в законодательстве налоговых льгот, а также за счет наличия различных налоговых ставок и существования пробелов или неясностей в законодательстве. Но, необходимо отметить, что наиболее простым и эффективным способом сокращения налогов является выбор оптимальной системы налогообложения. Для каждого налогоплательщика выбор системы налогообложения и учета исключительно индивидуален. При этом следует исходить не только из оптимизации налогообложения и снижения затрат на ведение учета, но и учитывать специфику ведения хозяйственной деятельности.
На сегодняшний день в налоговой системе РФ предусмотрена возможность применения как традиционной системы налогообложения, так и специальных налоговых режимов для малых предприятий. Роль малого предпринимательства в мировой экономике резко возросла в 80-90-е годы. По данным ООН, в целом на малых и средних предприятиях в мире занято почти 50% трудового населения и производится 33-60% национального продукта.
В условиях трансформации мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развития малые предприятия становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.
Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах :
сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения;
развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы;
формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг;
создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса;
развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
Развитие малого предпринимательства позволяет создать предпосылки для более быстрых темпов роста экономики, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем сократить безработицу, сгладить конъюнктурные колебания, кризисные явления.
Малое предпринимательство содержит большие возможности для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Одной из основных черт субъектов малого предпринимательства является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. На практике это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики. Сектор малого предпринимательства - носитель конкурентного начала в экономике. Само его присутствие на рынке способствует снижению уровня цен, поддерживает структурную гибкость экономики и постоянное внимание производителей к потребительскому спросу и качеству продукции .
Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения. Также нельзя забывать о социальной значимости малых предприятий, которая заключается в создании рабочих мест.
Таким образом, малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ субъекты малого предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с определенными критериями к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. К основным критериям отнесения предприятия к малому являются единовременное выполнение следующих условий:
1. Государственная регистрация. К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
2. Уставный капитал (для юридических лиц). Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать двадцать пять процентов. Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.
3. Численность персонала. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек для малого предприятия. Среди малых предприятий выделяют микропредприятия – численность до 15 человек.
4. Выручка и стоимость активов. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
С 1 января 2008 года установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия - 60 млн. рублей;
малые предприятия - 400 млн. рублей;
средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Рассмотрим, можно ли ООО ТФ «Ирина» отнести к субъектам малого предпринимательства.
Таблица 20
Основные критерии малых предприятий
Показатель Критерий ООО ТФ «Ирина» 2009 год 2010 год 2011 год 1. Государственная регистрация Обязательна Предприятие зарегистрировано Предприятие зарегистрировано Предприятие зарегистрировано 2. Уставный капитал Доля участия государственных органов, иностранных предприятий и юридических лиц < 25% Участниками является 2 физических лица Участниками является 2 физических лица Участниками является 2 физических лица 3. Численность < 100 человек 32 36 37 4. Выручка < 400 млн. руб. 17 28 31
Таким образом, ООО ТФ «Ирина» соответствует всем критерия законодательства и является малым предприятием.
На сегодняшний день налоговым законодательством предусмотрена возможность для малых предприятий применение четырех специальных режимов.
Так как ООО ТФ «Ирина» не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, не заключает соглашений о разделе продукции, соответственно может применять либо упрощенную систему налогообложения (УСН), либо систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). ЕНВД может применяться только для определенных видов деятельности, в перечень которых не входит архитектурная деятельность. Таким образом, для малых предприятий, таких как ООО ТФ «Ирина», на сегодняшний есть возможность применения упрощенной системы налогообложения, которая облегчает учет и снижает налоговую нагрузку.
На первом этапе проверим, может ли ООО ТФ «Ирина» применять УСН. Соответствует ли предприятие критериям, определенным законодательством. Ранее было установлено, что предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, далее оценим, соответствует ли предприятие остальным критериям (см. табл. 21).
Таблица 21
Основные критерии при переходе на УСН
2009 год 2010 год 2011 год 2. Численность, чел. 32 36 37 3. Выручка, тыс. руб. 17448 28 030 31 115 4. Прочие доходы, тыс. руб. 198 247 214 5. Общая сумма доходов, тыс. руб. 17646 28 277 31 329

Ограничения по данным показателям для возможности перехода на упрощенную систему налогообложения:
Среднесписочная численность персонала не более 100 чел.
Доход по итогам 9 месяцев не должен превышать 45 млн.руб.
Соответственно предприятие может применять УСН. Как уже отмечалось, предприятие ООО ТФ «Ирина» применяет общую систему налогообложения. С целью определения наиболее эффективной системы налогообложения произведем расчет суммы налогов, которую предприятие заплатило бы, если бы применяло УСН по ставкам 6% и 15%. Расчеты будем проводить на 2012 год, предполагая, что все показатели деятельности останутся на прежнем уровне.
В 2011 году предприятие получило выручку в сумме 36 715 830 руб. с НДС. Соответственно при применении специального налогового режима УСН предприятию в цену продукции не нужно будет включать НДС. В связи с этим цены могут быть снижены, однако не должны сильно отличаться от цен конкурентов, поэтому планируется, что цена будет ниже на 8%. Соответственно доходы от продажи составят 33 778 564 руб. (36 715 830 * 8% = 2 937 266 руб.; 36 715 830 – 2 937 266 = 33 778 564 руб.).
Что касается закупки ТМЦ и услуг, то при переходе на специальный налоговый режим ООО ТФ «Ирина» должен будет пересмотреть свою закупочную деятельность и поменять основных поставщиков на поставщиков, не являющихся плательщиками НДС. Основными поставщиками являются ООО «Деревянный мир», ООО «МосКом», ООО «Альта». Аналогичными материалами и услугами торгуют ИП Смирнов С.Д., ИП Радужная О.Ю., ИП Морозов Д.К. и ООО «Сокол». Соответственно цена на такие материалы и услуги будет ниже в среднем на 8%, и не будет включать НДС.
Расходы на закупку материалов и услуг с НДС за 2011 год составили 15 366 076 руб. Соответственно при переходе на специальный налоговый режим расходы составят 14 136 790 руб.(15 366 076 руб. * 8% = 1 229 286 руб.; 15 366 076 – 1 229 286 = 14 136 790 руб.). Также предприятия, применяющие специальные налоговые режимы должны полностью уплачивать страховые взносы.
Выполним расчет налоговых платежей по УСН. Расчеты представим в таблице 22.
Таблица 22
Сумма налогов к уплате в бюджет по УСН
Показатель Упрощенная система величина показателя величина налога величина показателя величина налога 6 % 15% 1. Сумма доходов 33 778 564 33 778 564 2. Расходы 2.1. Заработная плата 7 214 100 7 214 100 2.2. Страховые взносы (34%) 2 452 794 2 452 794 2 452 794 2 452 794 2.3. Материалы и услуги 14 136 790 14 136 790 2.4. Прочие расходы (стр.3 – стр. 2.1 – 2.2 -2.3) 3 641 336 3 641 336 3. Сумма расходов 27 445 020 27 445 020 4. Объект налогообложения 33 778 564 6 333 544 5. Единый налог 2 026 714 950 032 6. Единый налог к уплате 1 013 357 1 013 357 950 032 950 032 8. Итого налогов 3 466 151 3 402 826 8. Удельный вес налогов на 1 руб. доходов 10,26 10,07
Проведенное исследование показало, что если бы ООО ТФ «Ирина» применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, то заплатило бы 3 466 151 руб. налогов (рис. 13).

Рис. 13. Величина доходов и налогов при УСН (6%)

Если бы предприятие выбрало объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то заплатило бы в бюджет за 2012 год налогов на сумму 3 402 826 руб. (рис. 14).

Рис. 14. Величина доходов и налогов при УСН (15%)
Изучив величину налоговой нагрузки при УСН 6% и УСН 15% выполним расчет эффективности и целесообразности применения того или иного налогового режима с целью оптимизации налогового бремени.



3.3. Оценка эффективности перехода на специальный налоговый режим налогообложения




Для выбора наиболее эффективной системы налогообложения необходимо сравнить сумму уплачиваемых налогов при ОСНО, УСН по ставкам 6% и 15%. Осуществим сравнение ОСНО, УСН в таблице 23.
Таблица 23
Сравнение систем налогообложения для ООО ТФ «Ирина»
Показатель Традиционная система Упрощенная система 6% 15% Налоги, подлежащие уплате 1. Налог на прибыль (20%) 917 341 2. Страховые взносы (34%) 2452794 2452794 2452794 3. Налог на имущество 85 219 4. НДС к уплате 3 256 742 5. Единый налог 1013357 950032 6. Итого налогов 6 712 096 3 466 151 3 402 826
Таким образом, в 2012 году ООО ТФ «Ирина» применяя традиционную систему налогообложения заплатило бы в бюджеты различных уровней налогов на сумму 6 712 096 руб.. Если бы данное предприятие подало заявление с начала 2012 года о переходе на УСН с объектом налогообложения доходы, то заплатило бы в бюджет налогов на сумму 3 466 151 руб., что гораздо меньше, чем при традиционной системе налогообложения.
Если бы предприятие приняло решение о переходе на УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, то заплатило бы в бюджет налогов на сумму 3 402 826 руб. Таким образом, очевидно, что для предприятия целесообразно применение УСН 15% (см. рис. 15).


Рис. 15. Величина доходов и налоговых издержек ООО ТФ «Ирина» при различных системах налогообложения

Произведем сравнение налоговой нагрузки предприятия при различных налоговых режимах (см. табл. 24).
Таблица 24
Сравнение налоговой нагрузки при различных системах налогообложения
Показатель Традиционная система Упрощенная система 6% 15% 1. Выручка, руб. 31 115 110 33 778 564 33 778 564 Продолжение таблицы 24 2. Сумма налогов, руб. (с учетом увеличения страховых взносов) 6 712 096 3 466 151 3 402 826 3. Налоговая нагрузка в 2012 году, % (с учетом изменения ставки страховых взносов) 21,57 10,26 10,07

Рис. 16. Величина налоговой нагрузки ООО ТФ «Ирина» при различных системах налогообложения

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что для ООО ТФ «Ирина» необходимо перейти на УСН (15%), что существенно снизит налоговую нагрузку (более чем в 2 раза). Несмотря на то, что с 2011 года при применении специальных налоговых режимов необходимо будет уплачивать страховые взносы в полном объеме (34%), применение УСН (15%) также целесообразно, так как нагрузка будет многократно меньше налоговой нагрузке при ОСНО за счет того, что предприятию не надо буде уплачивать НДС, налог на прибыль и налог на имущество.
Подводя итог всего вышесказанного, при отсутствии дальнейших изменений и дополнений к УСН, данный налоговый режим действительно предоставляет значительные выгоды субъектам малого бизнеса.
Помимо перехода на УСН предприятию в целях повышения прибыльности деятельности и совершенствования налогообложения рекомендуется составлять налоговые бюджеты. Налоговый бюджет отражает сроки и планируемые суммы налогов к уплате в бюджет, что позволяет резервировать денежные средства для уплаты налогов, избежать просрочки платежей или недостатков средств для своевременного погашения. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя организации.
Уменьшению числа ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить уплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.
Для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности необходим налоговый календарь.
Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, так как в этом случае в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством наступает жесткая ответственность.
Таким образом, реализация данных мероприятий позволит повысить качество управления налогообложением, что положительно скажется на результатах деятельности предприятия.
Заключение



В ходе проведенного в данной работе исследования было выяснено, что все юридические и физические лица должны участвовать в формировании бюджета государства путем внесения обязательных платежей. Совокупность платежей представляют собой налоговую систему. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж в государственный или местные бюджеты. Изучив понятие и сущность налогов, было определено, что налоги классифицируются по следующим признакам:
по законодательству Российской Федерации;
по способу взимания;
по порядку введения;
по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
по характеру использования налогового платежа;
по периодичности уплаты;
по объектам налогообложения.
Также в работе были определены основные признаки налогов, было выяснено, что в настоящий момент в Российской Федерации налоговое бремя превышает оптимальный уровень, что приводит к уклонению от налогообложения и недополучения доходов в бюджет.
Было установлено, что современные направления налоговой политики заключаются в создании эффективной налоговой системы, сохранении сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.
На следующем этапе было изучено понятие налоговой нагрузки. Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом или отдельного налогоплательщика. Было определено, что роль и значение показателя налогового бремени состоят в следующем:
Во-первых, определение налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятие решения о проведении налоговых реформ.
Во-вторых, данный показатель требуется государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и отменяя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определять и не преступать предельно допустимые уровни давления на экономику, за пределами которых могут возникнуть негативные экономические процессы.
В третьих, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Именно от его уровня зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о размещении производства, инвестиций и т.д.
В-четвертых, показатель налоговой нагрузки на общегосударственном уровне необходим для формирования социальной политики государства. Изучение тяжести налогообложения для разных социальных групп дает возможность государству более равномерно распределить налоговое бремя между социальными группами.
Далее были изучены методики определения налоговой нагрузки. Налоговое бремя на экономику представляет собой отношение всех поступивших налогов от юридических и физических лиц к валовому внутреннему продукту (ВВП). Для расчета налогового бремени на организацию используются четыре показателя. Доля налогов в выручке, чистой прибыли, добавленной стоимости и вновь созданной стоимости.
Затем были изучены понятие и способы налогового планирования. Под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность налогоплательщика, которая направлена на эффективное использование всех тонкостей существующего налогового законодательства с целью сокращения величины налоговых платежей. Наиболее эффективным и распространенным способом налогового планирования является выпор оптимальной системы налогообложения.
Затем была изучена характеристика ООО ТФ «Ирина». Предприятие применяет традиционную систему налогообложения и является плательщиком следующих налогов:
налог на доходы физических лиц;
налог на добавленную стоимость;
страховые взносы;
налог на прибыль организаций;
налог на имущество организаций.
Анализ налоговых платежей по основным налогом за период с 2009 по 2011 год показал следующее:
в 2009 году предприятие заплатило в бюджет НДС на сумму 1 778 757 руб., в 2010 году - 2 889 868 тыс. руб., в 2011 году – 3 256 742 тыс. руб.;
сумма налога на прибыль составила в 2009 году 250 487 руб., в 2010 году - 899 787 руб., а в 2011 году сумма налога составила 917 341 руб., то есть произошел прирост налога на 17 554 руб. или на 1,95% за два года или на 666 854 руб. за 3 года;
проведенный анализ показал, что сумма начисленной заработной платы выросла на 702 020 руб. за последние два года, а за период с 2009 года по 2011 на 1 988 100 руб., что вызвано как увеличением численности персонала (в 2009 году 32 человека, в 2010 – 36 человек, в 2011 – 37 человек), так и ростом ставки заработной платы. За 2009 год сумма НДФЛ составляет 673 270 руб., в 2010 год - 799 146 руб., за 2011 год – 890 305 руб., то есть произошел прирост налога на 91 159 руб. за два года и на 217 035 руб. за 3 года;
сумма страховых взносов за 2009 год составляет 1 358 760 руб., за 2010 год - 1 693 141 тыс. руб., а за 2011 год 2 452 794 тыс. руб., то есть произошел прирост суммы налога на 759 653 руб. за последние два года и на 1 094 034 руб. за три года;
в 2009 году предприятием начислен налог на имущество в сумме 187 965 руб., в 2010 году – 119 398 руб., а в 2011 году – 85219 руб., то есть произошло снижение налога на 34 179 тыс. руб. ввиду снижения налоговой базы (среднегодовой стоимости на 1 553 597 руб.) за два года.
Далее в работе проводился анализ налогового бремени предприятия. В 2009 году налоговая нагрузка на выручку предприятия составила 20,49%, в 2010 - 19,99%, а в 2011 году – 21,57%.
Налоговая нагрузка на прибыль предприятия в 2009 году составляет 450,82%, в 2010 – 155,65%, в 2011 году – 182,92%, что говорит о том, что сумма уплачиваемых налогов существенно превышает прибыль предприятия.
Нагрузка на добавленную стоимость составляет в 2009 году 33,16%, в 2010 – 40,69%, в 2011 году – 44,13%. Нагрузка на вновь созданную стоимость составляет 32,98% в 2009 году, 29,31% в 2010 году и 30,22% в 2011 году.
Таким образом, организация ООО ТФ «Ирина», применяя традиционную систему налогообложения, за 2011 год заплатило налогов на сумму 6 712 096 руб., в том числе налог на прибыль 917 341 руб. То есть с 31 115 110 руб. выручки данное предприятие, применяющее ОСНО, заплатит 21,57% налогов. Налоговая нагрузка ООО ТФ «Ирина» в 2011 году выросла на 1,59 по сравнению с 2010 годом и составила 21,57%, что говорит о необходимости оптимизации налогообложения предприятия и внедрения системы налогового планирования.
На заключительном этапе исследования проводился анализ систем налогообложения ОСНО, УСН с целью выявления направлений оптимизации налоговой нагрузки и снижения налогового бремени.
Для этого были выявлены основные достоинства и недостатки данных систем налогообложения, произведены расчеты сумм налогов к уплате в бюджет по каждой системе за 2011 год (с учетом повышения ставок страховых взносов) и проведен их сравнительный анализ, который показал, что налоговое бремя предприятия составило:
ОСНО – 21,57%;
УСН (6%) – 10,26%;
УСН (15%) – 10,07%.
По результатам исследования было определено, что применение ОСНО для данного предприятия крайне не выгодно, так как налоговое бремя многократно превышает сумму налогов по УСН. Таким образом, с целью оптимизации налоговой нагрузки, предприятию рекомендуется перейти на УСН 15%.
Помимо перехода на УСН 15% предприятию в целях повышения прибыльности деятельности и совершенствования налогообложения рекомендуется составлять налоговые бюджеты. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя организации.
Таким образом, реализация данных мероприятий позволит повысить качество управления налогообложением, что положительно скажется на результатах деятельности предприятия.
Список литературы


Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011);
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011);
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.11)
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.03.11)
Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212 от 24.07.09 (ред. от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011)
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года № 209-ФЗ (в ред. 05.07.2010)
Постановление от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
Приказ ФНС РФ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 08.04.2011)
Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»
Налоговая политика РФ в 2011-2013 гг направлена на противодействие негативным эффектам кризиса и создание условий для восстановления экономического роста. Электрон. дан. URL: http://www.prime-tass.ru/news/0/{EED84D06-5EC3-483C-AA0F-BEF57290B859}.uif
Алиев Б. Х. Налоги и налогообложение / Б. Х. Алиев. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 с.
Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗОВ / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. – М.: Финансы, 2009. – 685 с.
Брызгалин А. В. Комментарии к Налоговому Кодексу РФ / А. В. Брызгалин. – М.: Юрайт, 2008. – 1400 с.
Волкова Н. Д. Налоговая система в России: учеб. пособие / Н. Д. Волкова. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 450 с.
Вылкова Е.С., Сердюков А.В., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение / Е. С. Вылкова, А.В. Сердюков, А.Л. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2008, 752 с.;
Глухов В. В. Налоги. Теория и практика: учеб. пособие / В. В. Глухов. – СПб.: Питер, 2008. – 150 с.
Евстигнеев Е. Н., . Налоги и налогообложение. краткий курс, 2-е издание / Е.Н. Евстигнеев. - СПб.: Издательский дом «Питер», 2008 год, 288с.;
Еремина О.Ю. Налоги и налогообложение / О.Ю. Еремина – Н. Новгород: Издательство ВГОУ ВПО ВГАВТ, 2009. – 279с.;
Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009. — 480 с.
Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник / В. Я. Иохин. – М.: Юристъ, 2008. – 315 с.
Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Ковалев. М.: Проспект, 2011 – 1024с.
Козырев В. М. Основы современной экономики / В. М. Козырев. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 528 с.
Косарева Т. Е. Налогообложение юридических и физических лиц / Т. Е. Косарева. – СПб.: Бизнес – пресса, 2008. – 240 с.
Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. – СПб.: Питер, 2009. – 528 с.
Нестеров В.В. и др. Налоги и налогообложение / В.В. Нестеров, Н. С. Желтов, Вл. В. Нестеров - М.: Финансы и статистика, 2009, 256с.
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов / В.Г. Пансков. – М.: МЦФЭР, 2008.529с.
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Современный экономический словарь 5-е изд., перераб. и доп./ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. - М., 2009 // Электрон. дан. URL: http://slovari.yandex.ru/
Савицкая Г.В. Финансовый анализ: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп./ Г.В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2009. — 536 с..
Современная экономика. Лекционный курс / гл. ред. А. И. Иванов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 598 с.
Соловьева А.Г. Экономика предприятия в схемах / А.Г. Соловьева. – Н. Новгород: Издательство ВГОУ ВПО ВГАВТ, 2007. – 231 с.
Справочник директора предприятия. – М.: Инфра – М, 2009. – 493 с.
Иванова К., Профессиональное налоговое планирование: оптимизация налоговых выплат // Электрон. дан. URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003842;
Налоговые системы зарубежных стран // статья опубликована на сайте http://dit.perm.ru/articles/nalog/data/031207.htm
Понятие и основные принципы налоговой оптимизации // Электрон. дан. URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/1569/;
Справочно-информационный сайт // Электрон. дан. URL: http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2007_01/Bukina.htm;
Справочно-информационный сайт // Электрон. дан. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=5&article=254;
Энциклопедия налогов // Электрон. дан. URL: www.tax-nalog.km.ru;
www.minfin.ru – официальный сайт Министерства Финансов РФ;
www.consultant.ru – Справочно-правовая система.


Приложения






Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012). Ст. 8
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012). Ст. 8
Еремина О.Ю. Налоги и налогообложение / О.Ю. Еремина – Н. Новгород: Издательство ВГОУ ВПО ВГАВТ, 2009. Стр. 12- 19
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012). Ст. 21, п.1, подп.5
Энциклопедия налогов // Электрон. дан. URL: www.tax-nalog.km.ru
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011). Ст. 3
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012). Ст. 13-15
Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009. С. 31-32
Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009. С. 31-32
Там же. С. 32
Энциклопедия налогов. Web: www.tax-nalog.km.ru
Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009. С. 33-34
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Современный экономический словарь, 5-е изд., перераб. и доп.-М., 2009// Электрон. дан. URL: http://slovari.yandex.ru/
Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009. С. 36
Там же. С. 36-38
Справочно-информационный сайт // Электрон. дан. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=5&article=254
Понятие и основные принципы налоговой оптимизации // Электрон. дан. URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/1569/
Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». П.1
Справочно-информационный сайт // Электрон. дан. URL: http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2007_01/Bukina.htm
Справочно-информационный сайт // Электрон. дан. URL: http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2007_01/Bukina.htm
Там же
Горбань О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике // Электрон. дан. URL: http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section8/section8_24.html
Горбань О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике // Электрон. дан. URL: http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section8/section8_24.html
Горбань О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике // Электрон. дан. URL: http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section8/section8_24.html
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года № 209-ФЗ (в ред. 05.07.2010). Ст. 3-4
Постановление от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
Из совокупных расходов за 2011 год (25010318 руб. (себестоимость) + 1 320 010 руб. (коммерческие расходы)) вычитаем расходы на ТМЦ (13 022 098 руб.), затем прибавляем расходы на ТМЦ (14 136 790 руб.)
При ставке 6% сумма налога может быть уменьшена на величину страховых взносов, но не более чем на 50%. При ставке 15% величина налога к уплате не должна быть меньше минимальной суммы налога, равной 1% от суммы полученных доходов












3



Генеральный директор

Финансовый директор

Начальник склада

Грузчик

Кладовщик

Менеджер

Менеджер

Заместитель директора по поставкам

Зам директора по тех вопросам

Финансовый консультант

Заведующий складом

Коммерческий директор

Главный бухгалтер

Системный администратор

Бухгалтер

Затраты труда и времени на изучение налогового законодательства

Суммы уплаченных налогов

Финансовая ответственность за несвоевременную уплату налогов и сборов

Совокупная величина налоговой нагрузки на налогоплательщика

Содержание штата специалистов, занимающихся вопросами правильности расчета и уплаты налогов, обжалования действий налоговых органов и т.д.

Мобилизация денежных средств на момент уплаты налогов, часто требующая уплаты процентов за кредит

Показатели налогового бремени

Доля налогов в общем объеме выручки

Доля налогов в общем объеме прибыли

Доля налогов в общем объеме добавленной стоимости

Доля налогов в общем объеме вновь созданной стоимости

Частные недостатки

Выручка – не единственный источник дохода организации

Прибыль – часть дохода организации, оставшаяся после уплаты налогов

Искажение величины налогового бремени в результате учета амортизационных отчислений

Недостаточная универсальность

Общий недостаток

Невозможность определения того, в какой степени налоги перекладываются на конечного потребителя

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011);
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011);
3.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.11)
4.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.03.11)
5.Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212 от 24.07.09 (ред. от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011)
6.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года № 209-ФЗ (в ред. 05.07.2010)
7.Постановление от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
8.Приказ ФНС РФ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 08.04.2011)
9.Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»
10.Налоговая политика РФ в 2011-2013 гг направлена на противодействие негативным эффектам кризиса и создание условий для восстановления экономического роста. Электрон. дан. URL: http://www.prime-tass.ru/news/0/{EED84D06-5EC3-483C-AA0F-BEF57290B859}.uif
11.Алиев Б. Х. Налоги и налогообложение / Б. Х. Алиев. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 с.
12.Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗОВ / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. – М.: Финансы, 2009. – 685 с.
13.Брызгалин А. В. Комментарии к Налоговому Кодексу РФ / А. В. Брызгалин. – М.: Юрайт, 2008. – 1400 с.
14.Волкова Н. Д. Налоговая система в России: учеб. пособие / Н. Д. Волкова. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 450 с.
15.Вылкова Е.С., Сердюков А.В., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение / Е. С. Вылкова, А.В. Сердюков, А.Л. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2008, 752 с.;
16.Глухов В. В. Налоги. Теория и практика: учеб. пособие / В. В. Глухов. – СПб.: Питер, 2008. – 150 с.
17.Евстигнеев Е. Н., . Налоги и налогообложение. краткий курс, 2-е издание / Е.Н. Евстигнеев. - СПб.: Издательский дом «Питер», 2008 год, 288с.;
18.Еремина О.Ю. Налоги и налогообложение / О.Ю. Еремина – Н. Новгород: Издательство ВГОУ ВПО ВГАВТ, 2009. – 279с.;
19.Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо, 2009. — 480 с.
20.Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник / В. Я. Иохин. – М.: Юристъ, 2008. – 315 с.
21.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Ковалев. М.: Проспект, 2011 – 1024с.
22.Козырев В. М. Основы современной экономики / В. М. Козырев. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 528 с.
23.Косарева Т. Е. Налогообложение юридических и физических лиц / Т. Е. Косарева. – СПб.: Бизнес – пресса, 2008. – 240 с.
24.Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. – СПб.: Питер, 2009. – 528 с.
25.Нестеров В.В. и др. Налоги и налогообложение / В.В. Нестеров, Н. С. Желтов, Вл. В. Нестеров - М.: Финансы и статистика, 2009, 256с.
26.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов / В.Г. Пансков. – М.: МЦФЭР, 2008.529с.
27.Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Современный экономический словарь 5-е изд., перераб. и доп./ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. - М., 2009 // Электрон. дан. URL: http://slovari.yandex.ru/
28.Савицкая Г.В. Финансовый анализ: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп./ Г.В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2009. — 536 с..
29.Современная экономика. Лекционный курс / гл. ред. А. И. Иванов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 598 с.
30.Соловьева А.Г. Экономика предприятия в схемах / А.Г. Соловьева. – Н. Новгород: Издательство ВГОУ ВПО ВГАВТ, 2007. – 231 с.
31.Справочник директора предприятия. – М.: Инфра – М, 2009. – 493 с.
32.Иванова К., Профессиональное налоговое планирование: оптимизация налоговых выплат // Электрон. дан. URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=003842;
33.Налоговые системы зарубежных стран // статья опубликована на сайте http://dit.perm.ru/articles/nalog/data/031207.htm
34.Понятие и основные принципы налоговой оптимизации // Электрон. дан. URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/1569/;
35.Справочно-информационный сайт // Электрон. дан. URL: http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2007_01/Bukina.htm;
36.Справочно-информационный сайт // Электрон. дан. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=5&article=254;
37.Энциклопедия налогов // Электрон. дан. URL: www.tax-nalog.km.ru;
38.www.minfin.ru – официальный сайт Министерства Финансов РФ;
39.www.consultant.ru – Справочно-правовая система.



Вопрос-ответ:

Какие налоги существуют и какова их роль для предприятий?

Существует множество различных налогов, которые предприятия должны уплачивать в связи с осуществлением своей деятельности. Роль налогов заключается в финансировании государственных нужд, обеспечении социальной защиты и регулировании экономических процессов. Некоторые налоги, такие как НДС, подоходный налог и налог на прибыль, являются основными и составляют большую часть налоговых платежей предприятий.

Что такое налоговое планирование и как оно может помочь предприятию?

Налоговое планирование – это процесс разработки и применения стратегий, направленных на уменьшение налоговых платежей предприятия. Оно позволяет предприятию использовать различные налоговые льготы, выявлять допустимые способы оптимизации налогообложения и минимизировать свои налоговые обязательства. Налоговое планирование является законным и важным инструментом для повышения эффективности предприятия и сохранения его конкурентоспособности.

Какая система налогообложения применяется на предприятии ООО ТФ «Ирина»?

ООО ТФ «Ирина» в настоящее время использует общую систему налогообложения. Это означает, что предприятие обязано уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) от продажи товаров или услуг, а также подоходный налог с доходов своих сотрудников и налог на прибыль, который рассчитывается на основании финансовых результатов предприятия за определенный период.

Какая деятельность осуществляет предприятие ООО ТФ «Ирина»?

ООО ТФ «Ирина» занимается торговлей и предоставлением услуг в сфере туризма. Предприятие предлагает туры и экскурсии, бронирование гостиниц и транспорта для отдыхающих. Также компания занимается оказанием консультационных и информационных услуг в сфере туризма.

Какие налоги включаются в общую систему налогообложения предприятиями?

Основные налоги, которые включаются в общую систему налогообложения предприятиями, включают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, единый социальный налог, налог на землю и другие виды налогов, которые варьируются в зависимости от деятельности и размера предприятия.

Какие налоги подлежат оптимизации на предприятиях?

Оптимизации подлежат налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и прочие налоги, которые могут быть снижены или сведены к минимуму с помощью различных законных методов. Оптимизация налогообложения позволяет предприятию сократить свои налоговые платежи и повысить свою конкурентоспособность на рынке.

Какую роль играет налоговое планирование в уменьшении налоговых платежей предприятий?

Налоговое планирование является законным способом уменьшения налоговых платежей предприятий. Это процесс анализа и оценки налоговых норм и политик, разработки стратегий и методов, направленных на уменьшение налоговых платежей. Он позволяет предприятию оптимизировать свою налоговую нагрузку, выявить способы снижения налоговых ставок и использования льгот и снижения налоговых рисков.

Какая система налогообложения применяется в ООО ТФ "Ирина"?

В ООО ТФ "Ирина" применяется общая система налогообложения. Это означает, что предприятие обязано платить налоги на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций и другие налоги, которые предусмотрены законодательством. Правление предприятия осуществляет оптимизацию налоговых платежей в рамках законодательства и налогового планирования.

Какой деятельностью занимается ООО ТФ "Ирина"?

ООО ТФ "Ирина" занимается коммерческой деятельностью в сфере торговли и продажи товаров. Предприятие осуществляет оптовую торговлю различными товарами и предоставляет услуги по доставке и хранению товаров для своих клиентов. ООО ТФ "Ирина" успешно функционирует на рынке и имеет надежную репутацию среди своих партнеров и клиентов.

Что такое налоги и какова их роль для предприятий?

Налоги - это обязательные платежи, которые предприятия вносят в бюджет государства. Они являются одним из способов финансирования государственных нужд и обеспечивают функционирование общей системы социального и экономического развития страны.

Как классифицируются налоги и каковы основные методики их взимания для предприятий?

На налоги можно разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачиваются предприятиями собственно владельцами доходов, такими как налог на прибыль, налог на имущество. Косвенные налоги передаются предприятиями своим клиентам в виде налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов. Методика взимания налогов может быть фиксированной (независимо от объема доходов), прогрессивной (разный процент взимается в зависимости от уровня дохода) или пропорциональной (фиксированный процент взимается от объема дохода).

Каким образом предприятия могут сократить налоговые платежи законными способами?

Налоговое планирование является законным способом снижения налоговых платежей. Предприятия могут использовать различные юридические и финансовые стратегии, чтобы оптимизировать налогообложение, например, через использование налоговых вычетов и льгот, выбор оптимальной системы налогообложения или перераспределение доходов между различными юридическими лицами.