Право собственности и иные права на землю. Автор введения к работе И-48508.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 7979 страниц
  • 68 + 68 источников
  • Добавлена 09.08.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение

Глава 1. Право собственности на землю в Российской Федерации……. …7
1.1. Понятие, сущность и содержание права собственности
1.2. Право собственности на землю в Российской Федерации
1.3. Субъекты, объекты права собственности и формы собственности на землю в Российской Федерации ……………………………………… ……….20
1.4. Разграничение государственной собственности на землю
Глава 2. Иные права на землю. Основания возникновения и прекращения
прав
2.1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
2.2. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком
2.3. Сервитут
2.4. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком
2.5. Право аренды
2.6. Основания возникновения и прекращения права собственности в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Кабинет Министров Республики Татарстан сообщил письмом от 28.12.2007 N 01.9-99/8026 администрации города Сургута, что источником финансирования строительства объекта является долевое участие компаний Республики Татарстан, а также собственные средства ООО "ТД "Татарстан" и ООО "Сибнефтемашсервис".Письмом от 11.11.2009 N 01-11-3362/9 администрация города Сургута отказала в предоставлении ООО "ТД "Татарстан" земельного участка, сообщив, что предоставление земельных участков для строительства объектов, осуществляемого за счет бюджетных средств, в данном случае для нужд субъекта Российской Федерации Республики Татарстан, осуществляется в соответствии со статьей 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное (срочное пользование) лицу, с которым заключен государственный контракт на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд".При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ администрации города Сургута в предоставлении ООО "ТД "Татарстан" земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101142:44 в аренду для строительства здания представительства Республики Татарстан, выраженный в письме от 11.11.2009 N 01-11-3362/9, не соответствует нормам статьи 22, пункта 5 статьи 30, пункта 8 статьи 31, пункта 1 статьи 32, пункта 2 статьи 32 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.Таким образом, арбитражный суд правомерно на основании частей 2, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал оспариваемый ненормативный правовой акт незаконным и в качестве способа восстановления нарушенного права возложил на администрацию города Сургута обязанность предоставить ООО "ТД "Татарстан" в аренду для строительства здания представительства Республики Татарстан земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101142:44 в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу.Удовлетворение заявления ООО "ТД "Татарстан" также соответствует разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", о том, что для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица.Апелляционный суд правильно согласился с законным и обоснованным решением суда первой инстанции.Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения и постановления, арбитражные суды не допустили».2.5. Право арендыПорядок предоставления в аренду земельных участков установлен ст. 22 ЗК РФ. При этом общие вопросы аренды земли вместе с положениями земельного законодательства также регулируются и гражданским законодательством (п. 2 ст. 22 ЗК РФ). Таким образом, к отношениям аренды земельных участков применимы положения параграфа 1 гл. 34 "Общие положения об аренде" ГК РФ.В связи с этим, важным является тот факт, что права государственных или муниципальных предприятий по распоряжению арендованными земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, сильно ограничены (п. 5 ст. 18 и п. 3 ст. 19 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:1) сдавать такой земельный участок в субаренду, за исключением случая, предусмотренного п. 6 ст. 18 Закона N 161-ФЗ;2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением случая, предусмотренного п. 6 ст. 18 Закона N 161-ФЗ;3) отдавать арендные права в залог;4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ на право аренды арендная плата за использование указанных земельных участков определяется следующим образом.Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, арендная плата устанавливается в соответствии с положениями ст. 65 ЗК РФ. Указанной статьей установлено, что порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.Исключение составляют арендные платежи за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.2.6. Основания возникновения и прекращения прав на землю в Российской ФедерацииВ России право собственности на земельные участки и расположенную на них недвижимость может принадлежать разным лицам, к примеру, право на землю - государству или муниципальным образованиям, а право на строения, здания и сооружения - физическому лицу (гражданину). В данном случае уже действует обратное правило. Точнее, осуществляется переход права собственности на земельный участок при продаже расположенного на нем недвижимого объекта покупателю такого объекта (ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации).Для приобретения прав на земельный участок гражданин обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации) с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).В заявлении указываются: лицо или лица, которым необходимо предоставление земельного участка, вид права на земельный участок. К видам прав, возникающих у заинтересованных лиц в результате предоставления земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, относятся право собственности и право аренды.Ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации будет действовать в полную силу только после фактического разграничения государственных земель на федеральные земли, земли субъектов Российской Федерации и муниципальные земли. До этого момента распоряжение государственными землями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления каких-либо иных дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.Приобретение права на землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, при нескольких владельцах здания, строения или сооружения (то есть недвижимое имущество принадлежит нескольким гражданам на праве собственности, аренды и т.п.) реализуется с помощью совместного обращения граждан (владельцев и арендаторов, обладающих помещениями в здании, находящемся на испрашиваемом земельном участке) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (см. ранее).Орган государственной власти или местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления подобного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, либо при отсутствии основания для бесплатного предоставления земельного участка готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.Если вдруг исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, то собственник строения, здания или сооружения имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативными правовых актов или незаконными действий (бездействия) данных органов в порядке, установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.В случае признания действия или бездействия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконными арбитражный суд обязывает данный орган подготовить соответствующий проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимого имущества.Вся процедура предоставления земельного участка в собственность, закрепление на местности данного участка, оформление прав на землю осуществляются на основании земельного законодательства и положений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Все сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) данных прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на основании иных юридических документов.Перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок достаточно краток и включает такие основания, как отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок и принудительное изъятие у собственника его земельного участка, порядок которого установлен гражданским законодательством (в частности в статьях 235, 237 - 239, 242, 243, п. 2 ст. 272, 278 - 282, 284 - 286 Гражданского кодекса Российской Федерации).Указанный в ст. 44 Земельного кодекса Российской Федерации перечень соответствует основаниям прекращения права собственности в целом, закрепленным в ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением лишь такого основания, как гибель или утрата имущества, которое не может быть применено к земельному участку вследствие невозможности его полной утраты даже в результате ненадлежащего использования, в силу наличия особых свойств земли, являющейся одновременно и объектом недвижимости, и природным объектом. Однако, в отличие от ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 44 Земельного кодекса Российской Федерации содержит закрытый перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок, являющийся исчерпывающим. Указанное подтверждается судебной практикой, а именно: Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.09.2008 N А10-6465/06-Ф02-4387/08 по делу N А10-6465/06, согласно которому решение об отказе в удовлетворении иска о признании права собственности постоянного (бессрочного) пользования земельным участком оставлено без изменения, так как доказательства прекращения у ответчика права собственности на спорный участок материалы дела не содержат.Одним из оснований прекращения права собственности на земельный участок ст. 44 Земельного кодекса Российской Федерации называет отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам по договорам купли-продажи, мены, дарения, ренты. Порядок заключения таких договоров регламентируется гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных нормами земельно-правовых актов. Так, все перечисленные выше договоры должны пройти процедуру государственной регистрации в соответствующих учреждениях юстиции, для договора ренты в обязательном порядке требуется также нотариальное удостоверение.Земельное законодательство (ст. 52 Земельного кодекса Российской Федерации) устанавливает условия и порядок отчуждения земельного участка с учетом ограничений его оборотоспособности, предусмотренных в ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, не могут быть объектом сделок земельные участки, изъятые из оборота (п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Те участки земель, которые ограничены в обороте (п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации), не могут быть переданы в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральными законами.Отчуждение части земельного участка может иметь место лишь в случае, если участок является делимым, то есть когда в результате сделки образуются самостоятельные земельные участки, разрешенное использование которых может осуществляться без перевода их в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации). Неделимые земельные участки могут отчуждаться лишь целиком.Другим основанием прекращения права частной собственности на земельный участок является добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок определены в ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации. В отличие от аналогичных норм гражданского законодательства (ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации) земельно-правовые нормы более четко регламентируют способ выражения волеизъявления правообладателя, предусматривая подачу заявления об отказе от права на земельный участок надлежащей формы. Иные действия: публичный отказ от права, прекращение выполнения всяких работ на земельном участке и другие, свидетельствующие об устранении правообладателя от намерения сохранить право на земельный участок, - тем не менее не могут выступать в качестве правопрекращающего юридического факта. Более того, даже в случае отказа лица от принадлежащего ему права собственности на земельный участок, выраженного в надлежащей письменной форме, автоматического прекращения соответствующего права не происходит. В этом случае согласно п. 2 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством, в частности п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации .Бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. И лишь по истечении года со дня постановки такого участка на учет орган, уполномоченный управлять недвижимым имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок. В течение всего этого достаточно длительного периода прежний собственник должен продолжать выполнять обязанности, вытекающие из права собственности на земельный участок: уплачивать земельный налог, нести бремя содержания принадлежащего ему земельного участка, поддерживать его в надлежащем состоянии, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почвы и иные.В ряде случаев право собственности на земельный участок может быть прекращено в принудительном порядке. Принудительное изъятие у собственника его имущества, по общему правилу, не допускается, за исключением случаев, перечисленных в п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации. Применительно к земельным участкам можно выделить следующие из них.1. Обращение взыскания на имущество (в частности, земельный участок) по обязательствам собственника допускается лишь на основании решения суда согласно ст. 278 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (иной порядок обращения взыскания в соответствии со ст. 237 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть предусмотрен законом или договором в отношении другого имущества). Право собственности на земельный участок, на который обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.2. Отчуждение земельных участков, которые в силу закона не могут принадлежать данному лицу. 3. Выкуп у собственника земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Условия, порядок и основания такого выкупа регламентированы ст. 49 и ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации. В ст. 49 установлены лишь два исключительных случая, когда осуществляется изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд: во-первых, выполнение международных обязательств Российской Федерации; во-вторых, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.4. Реквизиция земельного участка (ст. 51 Земельного кодекса Российской Федерации) означает временное изъятие у собственника земельного участка при возникновении обстоятельств чрезвычайного характера в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства с возмещением собственнику причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость земельного участка или по желанию предоставляется равноценный земельный участок.5. Конфискация является единственным случаем безвозмездного изъятия земельного участка, так как применяется она как крайняя мера в качестве санкции за общественно опасные деяния (преступления), причем лишь тяжкие и особо тяжкие, совершенные из корыстных побуждений.6. Изъятие у собственника земельного участка при ненадлежащем его использовании. Земельный кодекс Российской Федерации в ст. 45 содержит основания изъятия земельных участков в подобных случаях у землевладельцев и землепользователей, но не распространяет их на собственников. Основания же прекращения права собственности на земельный участок, который не используется в соответствии с его назначением либо используется с нарушением законодательства, прописаны в ст. 284 и ст. 285 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, земельный участок может быть изъят у собственника не в любом случае неиспользования его по назначению, а лишь в случае, когда участок предназначен для с/х производства, либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия с/х земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Таким образом, изъятие земельного участка как крайняя мера земельно-правовой ответственности применяется лишь в случаях грубого нарушения земельного законодательства.7. Отчуждение земельного участка в принудительном порядке предусмотрено также в п. 4 ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае выплаты участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре. Такая ситуация может иметь место, когда небольшой земельный участок переходит по наследству к нескольким наследникам, доли которых оказываются меньше минимального размера, установленного для конкретного целевого использования земельного участка, и поэтому не могут быть выделены в натуре.8. Собственник может быть лишен решением суда своего права на земельный участок в случае признания права собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположена эта недвижимость согласно п. 2 ст. 272 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом, как правило, стоимость недвижимости значительно превышает стоимость земельного участка, на котором она расположена.Кроме того, прекращение прав собственности на землю может произойти в результате приватизации и национализации.Таким образом, можно сделать вывод о том, что виды прекращения права собственности на земельные участки, нуждаются в более четкой регламентации и устранении "пробелов" законодательства.ЗаключениеПроведенное исследование обусловило некоторые основные выводы, представленные ниже.Право собственности - это наиболее полное, широкое, устойчивое, эластичное вещное право, которое предполагает юридическое или фактическое наличие у конкретного лица (собственника) в отношении своего имущества (собственности) системы условных правомочий, которые собственник реализует по своему усмотрению, в своем интересе, свободно и самостоятельно, по своей воле и независимо от воли других лиц.Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.Как было отмечено в п. 5 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, подготовленной на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации", в отличие от большинства развитых западных правопорядков в российском законодательстве не создана система стабильных вещных прав на землю и другие природные ресурсы.В связи с этим регулирование земельных отношений предполагает определенную специфику, включающую участие публично-правовых образований и наличие определенных ограничений при использовании и обороте земли. В то же время это не означает введение необоснованных ограничений на участие земли в гражданском обороте.Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому осуществление права собственности в отношении земельных участков регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства. Более того, земля как уникальный природный ресурс имеет особый юридический статус.Субъектами права собственности на землю являются: физические и юридические лица, в том числе иностранные; Россия, ее субъекты и муниципальные образования.В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются:1) земля как природный объект и природный ресурс;2) земельные участки;3) части земельных участков.Согласно положениям ч. 1 ст. 2 Конституции РФ полномочия по разграничению государственной собственности на землю отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.На сегодняшний день разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве арендыДоговор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:1) прохода или проезда через земельный участок;2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;4) проведения дренажных работ на земельном участке;5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;10) свободного доступа к прибрежной полосе.По результатам рассмотрения считаем необходимым внесение в статью 3.1 Федерального закона от 21 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изменений, дополнив ее пунктом 6 следующего содержания:"6. При формировании земельных участков, собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, уполномоченный орган местного самоуправления разрабатывает проекты схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и согласовывает их с территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Указанные органы обязаны в течение 30 дней с момента получения проекта схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории принять решение о его согласовании либо об отказе в согласовании.Если по истечении указанного срока территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом или орган государственной власти субъекта Российской Федерации не примет решение о согласовании проекта и не представит отказ о его согласовании, то направленный на рассмотрение проект считается согласованным.Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерацией и муниципальными образованиями по проектам схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории разрешаются с использованием согласительных процедур.В этих целях уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются согласительные комиссии, в состав которых входят представители компетентных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласительная комиссия рассматривает разногласия в течение месяца со дня обращения заинтересованных органов.По результатам работы согласительная комиссия принимает решение об утверждении проектов схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или о передаче спора в суд.".Список использованной литературыЛитература Адиханов Ф.Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли // Государство и право. 2001. N 1. С. 34.Бобылев А.И., Боголюбов С.А. Еще раз об аграрном праве // Журнал российского права. 2010. N 7. С. 134 - 138. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенные части: Учебник. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2007. С. 265.Волков Г. Комментарий к ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Хозяйство и право. 2003. N 5. С. 13.Голубцов В.Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. СПб., 2009. С. 113.Гражданское право / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2000. Часть первая. С. 263.Гражданское право. Учебник / В.П.Мозолин, А.И. Масляев – Москва: Юность 2007. – Т. 1. – С. 362 – 791 с.Гражданское право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2008. Т. 1.Гражданское право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Статут, 2009. Т. 1. С. 347.Горемыкин В.А. Российский земельный рынок: Учебное и практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 5.Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 2008. С. 51.Земельное право / Под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова и др. М., 2006. С. 125.Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М., 2010. С. 14.Корнеев А.Л. Сделки с земельными участками: Учебное пособие. М., 2010. С. 46.Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (постатейный) / С.Н. Волков, М.И. Васильева, Е.А. Галиновская и др.; отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков. М.: Юстицинформ, 2009. 864 с.Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Собственность в XXI столетии М: Экономика, 2004. С. 32.Мисник Н.Н., Петровская Т.С. О природе права безвозмездного срочного пользования земельными участками // Бюллетень нотариальной практики. 2010. N 2. С. 40 - 43.Мисник Н.Н. Возникновение ограниченного права собственности и ограниченных вещных прав по договорам о передаче имущества в собственность // Нотариус. 2011. N 1. С. 33 - 35.Мейер Д.И. Русское гражданское право (в двух частях, часть вторая). М., 1997. С. 145.Малова Н. Б. Муниципальная собственность на землю: Механизмы ее приобретения в процессе разграничения государственной собственности на землю // Местное право. 2010. N 7 - 8. С. 28 - 29.Мисник Г.А. Публичный сервитут в земельном праве: содержание, основания возникновения и прекращения // Правовые вопросы связи. 2010. N 1. С. 11 - 13.Павлов В. П.Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. Монография. Москва.2000. http://www.pavlov-vp.narod.ru/.Рябов А.А. Отрицательные сервитуты и сервитут вида в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2007. N 5.Сухова Е.А. Правовые и экономические основы приобретения земельных участков под застройку. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. 184 с.Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002. С. 39 - 40.Хмелева Т.И. Соотношение Гражданского и Земельного кодексов (основные коллизии гражданского и земельного законодательства) // Кабытов Н.П., Хмелева Т.И. Гражданско-правовые коллизии: выкуп земельного участка. Самара, 2009.Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М., 2006.Чаркин С.А. О судебных спорах между участниками долевой собственности на землю сельскохозяйственного назначения // Российская юстиция. 2007. N 1. С. 24Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. М., 2006. С. 55 – 56.Эйриян Г. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение // Хозяйство и право. 2009. N 10. С. 109.Нормативные актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011) // "Российская газета", N 211-212, 30.10.2001.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // "Российская газета", N 137, 27.07.2002.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Российская газета", N 206, 19.10.1999.Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О некоммерческих организациях" // "Российская газета", N 14, 24.01.1996.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета", N 202, 08.10.2003.Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // "Российская газета", N 211-212, 30.10.2001.Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" // "Парламентская газета", N 114, 13.07.2006.Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" // "Парламентская газета", N 99-101, 09.08.2007.Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" // "Российская газета", N 141, 04.07.2007.Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // "Парламентская газета", N 138, 09.08.2005.Указ Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Российская газета", N 155, 23.07.2008.Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // "Вестник ВАС РФ", N 11, ноябрь, 2009.Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ (ред. от 03.06.2006) "О разграничении государственной собственности на землю" // Документ утратил силу с 1 июля 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ.Судебная практикаПостановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 7, июль, 2010.Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" // "Экономика и жизнь", N 17, 2005.Определение ВАС РФ от 17 сентября 2009 г. N ВАС-10747/09 по делу N А62-5376/2008// СПС «Консультант Плюс».Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.10.2010 по делу N А33-1617/2010 // СПС «Консультант Плюс». Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 по делу N А32-17689/2009-3/138-14АЖ// СПС «Консультант Плюс». Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011 по делу N А57-2200/2011// СПС «Консультант Плюс». Определение Московского областного суда от 17.03.2011 по делу N 33-5863/11 // СПС «Консультант Плюс».Определение Пермского краевого суда от 19.01.2011 по делу N 33-11433/14// СПС «Консультант Плюс».Определение Приморского краевого суда от 13.07.2011 по делу N 33-6426 // СПС «Консультант Плюс».Определение Приморского краевого суда от 13.07.2011 по делу N 33-6426 // СПС «Консультант Плюс».Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.10.2011 по делу N А53-22921/2010 // СПС «Консультант Плюс».Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.09.2011 по делу N А32-18365/2010// СПС «Консультант Плюс».Определение Московского областного суда от 21.09.2010 по делу N 33-18188 // СПС «Консультант Плюс».Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 июня 2009 г. по делу N А42-2393/2008 // СПС «Консультант Плюс».Постановление ФАС Поволжского округа от 30 января 2008 г. по делу N А55-132/2007// СПС «Консультант Плюс».Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 марта 2010 г. по делу N А56-52296/2008 // СПС «Консультант Плюс».Постановление ФАС Уральского округа от 20 февраля 2008 г. по делу N А47-12374/06 // СПС «Консультант Плюс».Определение ВАС РФ от 19 ноября 2009 г. N ВАС-13138/09 по делу N А54-5310/2008-С9 // СПС «Консультант Плюс».Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 марта 2007 г. по делу N А21-577/2005-С2 // СПС «Консультант Плюс».Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 14.10.2010 по делу N А75-2259/2010 // СПС «Консультант Плюс».Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.09.2008 N А10-6465/06-Ф02-4387/08 по делу N А10-6465/06// СПС «Консультант Плюс».

Список использованной литературы
Литература
1.Адиханов Ф.Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли // Государство и право. 2001. N 1. С. 34.
2.Бобылев А.И., Боголюбов С.А. Еще раз об аграрном праве // Журнал российского права. 2010. N 7. С. 134 - 138.
3. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенные части: Учебник. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2007. С. 265.
4.Волков Г. Комментарий к ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Хозяйство и право. 2003. N 5. С. 13.
5.Голубцов В.Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. СПб., 2009. С. 113.
6.Гражданское право / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2000. Часть первая. С. 263.
7.Гражданское право. Учебник / В.П.Мозолин, А.И. Масляев – Москва: Юность 2007. – Т. 1. – С. 362 – 791 с.
8.Гражданское право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2008. Т. 1.
9.Гражданское право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Статут, 2009. Т. 1. С. 347.
10.Горемыкин В.А. Российский земельный рынок: Учебное и практическое пособие. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 5.
11.Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 2008. С. 51.
12.Земельное право / Под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова и др. М., 2006. С. 125.
13.Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М., 2010. С. 14.
14.Корнеев А.Л. Сделки с земельными участками: Учебное пособие. М., 2010. С. 46.
15.Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (постатейный) / С.Н. Волков, М.И. Васильева, Е.А. Галиновская и др.; отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков. М.: Юстицинформ, 2009. 864 с.
16.Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Собственность в XXI столетии М: Экономика, 2004. С. 32.
17.Мисник Н.Н., Петровская Т.С. О природе права безвозмездного срочного пользования земельными участками // Бюллетень нотариальной практики. 2010. N 2. С. 40 - 43.
18.Мисник Н.Н. Возникновение ограниченного права собственности и ограниченных вещных прав по договорам о передаче имущества в собственность // Нотариус. 2011. N 1. С. 33 - 35.
19.Мейер Д.И. Русское гражданское право (в двух частях, часть вторая). М., 1997. С. 145.
20.Малова Н. Б. Муниципальная собственность на землю: Механизмы ее приобретения в процессе разграничения государственной собственности на землю // Местное право. 2010. N 7 - 8. С. 28 - 29.
21.Мисник Г.А. Публичный сервитут в земельном праве: содержание, основания возникновения и прекращения // Правовые вопросы связи. 2010. N 1. С. 11 - 13.
22.Павлов В. П.Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. Монография. Москва.2000. http://www.pavlov-vp.narod.ru/.
23.Рябов А.А. Отрицательные сервитуты и сервитут вида в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2007. N 5.
24.Сухова Е.А. Правовые и экономические основы приобретения земельных участков под застройку. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. 184 с.
25.Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 2002. С. 39 - 40.
26.Хмелева Т.И. Соотношение Гражданского и Земельного кодексов (основные коллизии гражданского и земельного законодательства) // Кабытов Н.П., Хмелева Т.И. Гражданско-правовые коллизии: выкуп земельного участка. Самара, 2009.
27.Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М., 2006.
28.Чаркин С.А. О судебных спорах между участниками долевой собственности на землю сельскохозяйственного назначения // Российская юстиция. 2007. N 1. С. 24
29.Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. М., 2006. С. 55 – 56.
30.Эйриян Г. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение // Хозяйство и право. 2009. N 10. С. 109.

Нормативные акты
31.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.
32.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011) // "Российская газета", N 211-212, 30.10.2001.
33.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
34.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
35.Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // "Российская газета", N 137, 27.07.2002.
36.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
37.Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Российская газета", N 206, 19.10.1999.
38.Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О некоммерческих организациях" // "Российская газета", N 14, 24.01.1996.
39.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета", N 202, 08.10.2003.
40.Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // "Российская газета", N 211-212, 30.10.2001.
41.Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" // "Парламентская газета", N 114, 13.07.2006.
42.Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" // "Парламентская газета", N 99-101, 09.08.2007.
43.Федеральный закон от 26.06.2007 N 118-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" // "Российская газета", N 141, 04.07.2007.
44.Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // "Парламентская газета", N 138, 09.08.2005.
45.Указ Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Российская газета", N 155, 23.07.2008.
46.Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // "Вестник ВАС РФ", N 11, ноябрь, 2009.
47.Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ (ред. от 03.06.2006) "О разграничении государственной собственности на землю" // Документ утратил силу с 1 июля 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ.

Судебная практика
48.Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 7, июль, 2010.
49.Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" // "Экономика и жизнь", N 17, 2005.
50.Определение ВАС РФ от 17 сентября 2009 г. N ВАС-10747/09 по делу N А62-5376/2008// СПС «Консультант Плюс».
51.Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.10.2010 по делу N А33-1617/2010 // СПС «Консультант Плюс».
52.Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 по делу N А32-17689/2009-3/138-14АЖ// СПС «Консультант Плюс».
53.Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011 по делу N А57-2200/2011// СПС «Консультант Плюс».
54.Определение Московского областного суда от 17.03.2011 по делу N 33-5863/11 // СПС «Консультант Плюс».
55.Определение Пермского краевого суда от 19.01.2011 по делу N 33-11433/14// СПС «Консультант Плюс».
56.Определение Приморского краевого суда от 13.07.2011 по делу N 33-6426 // СПС «Консультант Плюс».
57.Определение Приморского краевого суда от 13.07.2011 по делу N 33-6426 // СПС «Консультант Плюс».
58.Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.10.2011 по делу N А53-22921/2010 // СПС «Консультант Плюс».
59.Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.09.2011 по делу N А32-18365/2010// СПС «Консультант Плюс».
60.Определение Московского областного суда от 21.09.2010 по делу N 33-18188 // СПС «Консультант Плюс».
61.Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 июня 2009 г. по делу N А42-2393/2008 // СПС «Консультант Плюс».
62.Постановление ФАС Поволжского округа от 30 января 2008 г. по делу N А55-132/2007// СПС «Консультант Плюс».
63.Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 марта 2010 г. по делу N А56-52296/2008 // СПС «Консультант Плюс».
64.Постановление ФАС Уральского округа от 20 февраля 2008 г. по делу N А47-12374/06 // СПС «Консультант Плюс».
65.Определение ВАС РФ от 19 ноября 2009 г. N ВАС-13138/09 по делу N А54-5310/2008-С9 // СПС «Консультант Плюс».
66.Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 марта 2007 г. по делу N А21-577/2005-С2 // СПС «Консультант Плюс».
67.Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 14.10.2010 по делу N А75-2259/2010 // СПС «Консультант Плюс».
68.Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.09.2008 N А10-6465/06-Ф02-4387/08 по делу N А10-6465/06// СПС «Консультант Плюс».

Вопрос-ответ:

Какое понятие, сущность и содержание права собственности на землю?

Право собственности на землю является одним из основных прав в сфере недвижимости. Это право дает владельцу полное владение, пользование и распоряжение земельным участком. В сущности, право собственности на землю означает, что земельный участок принадлежит определенному лицу или организации, которые в полном объеме контролируют его использование и могут передавать его другим лицам.

Как регулируется право собственности на землю в России?

Право собственности на землю в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, гражданским кодексом, земельным кодексом и другими законодательными актами. В соответствии с законодательством, земля может принадлежать государству, муниципалитету, частным лицам или юридическим лицам. Различные категории земельных участков и формы их собственности описаны в законодательстве.

Кто является субъектами права собственности на землю в России?

Субъектами права собственности на землю в России могут быть государство, муниципалитеты, физические лица и юридические лица. Государство может владеть и распоряжаться землей для общественных нужд, муниципалитеты - для местных нужд. Физические лица и юридические лица имеют право собственности на землю в соответствии с законодательством и уставами.

Какие объекты права собственности на землю существуют в России?

Объектами права собственности на землю в России могут быть земельные участки различной категории: сельскохозяйственного назначения, промышленности, жилой застройки, лесного фонда и другие. Каждая категория имеет свои особенности использования и ограничения по праву собственности.

Что предусматривает разграничение государственной собственности на землю?

Разграничение государственной собственности на землю предусматривает определение границ государственных земельных участков и их категорий, а также установление правил использования этих участков. Такое разграничение осуществляется в соответствии с законодательством и планами землеустройства.

Что такое право собственности на землю?

Право собственности на землю представляет собой право владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, находящимся в собственности физического или юридического лица. Это основное и наиболее полное право на землю.

Каково содержание права собственности на землю?

Содержание права собственности на землю включает в себя такие основные элементы, как право пользования земельным участком, право на сбор плодов, добываемых с земли, право на участие в распределении участков, право на преобразование земли и право на обращение вещи в полную собственность.

Кто может быть субъектом права собственности на землю?

Субъектами права собственности на землю могут быть физические и юридические лица. Физические лица могут обладать правом собственности на землю как физическое лицо или в качестве индивидуального предпринимателя. Юридические лица могут иметь право собственности на землю в рамках своей деятельности.

Какие формы собственности на землю существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации существуют такие формы собственности на землю, как государственная, муниципальная и частная. Государственная форма собственности принадлежит государству, муниципальная - муниципальным образованиям, а частная форма собственности - физическим и юридическим лицам.