Сущность права

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 2424 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 21.06.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Сущность права с точки зрения разных типов правопонимания
Глава 2. Теории происхождения права о сущности права
Глава 3. Принципы права как отражение его сущности
Заключение
Список использованных источников и литературы


Фрагмент для ознакомления

Внутри общеправовых принципов исследователи выделяют морально-этические (нравственные) и организационные принципы. Согласно концепции единства естественного и позитивного права морально-этические принципы современного российского права составляют естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека и гражданина, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в последующих международных и внутригосударственных документах, в том числе Конституции РФ.
В качестве отраслевого принципа можно рассмотреть принцип свободы договора в сфере частного права: как в гражданском, так и семейном, трудовом законодательстве. Например, ст. 42 Семейного кодекса РФ указывает на свободу заключения брачного контракта и право его изменить или прекратить его действие по желанию супругов - сторон договора.
Исходя из процесса глобализации, происходящего в мире на сегодняшний день, можно определить в качестве исходных, базовых, фундаментальных форм права общепризнанные принципы международного права – например, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ прямо указывает на их верховенство в российской правовой системе.
Принципом построения системы источников современного российского права состоит в закреплении за Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством верховенства и высшей юридической силы на всей территории России . При этом все законы или иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.
Сущность законности при этом не ограничивается простым выполнением правовых норм во избежание правонарушений: необходимо учитывать и степень соответствия этих норм правовой действительности конкретного государства, т.к. при отсутствии взаимосвязи правового регулирования и правовой действительности возникает не только отсутствие законности, но, наоборот, торможение общественного прогресса. Таким образом, при рассмотрении проблемы законности на первое место выделяются вопросы соответствия законодательства принципам права, в том числе принципу справедливости.
Наличие законодательства и существование законности не являются тождественными фактами в правой действительности современного государства: нередко существующие законы являются неправовыми, признаются противоречащими действующим конституциям либо прямо нарушают права и свободы человека и гражданина (например, в тоталитарных государствах). В этом случае количество нормативно-правовых актов, обладающих силой закона, увеличение объема конституционного регулирования не обеспечивает, в свою очередь, повышение уровня законности, но можно привести к обратному результату в случае возникновения путаницы и противоречивости внутри самой системы законодательства государства.
Под правовым законом при этом имеется в виду объективное право (и, следовательно, предусмотренный им абстрактно-должный правопорядок), соответствующее принципу формального равенства. Очевидно, что реальный правопорядок может быть результатом соблюдения требований лишь правового закона и соответствующей правовой законности. Само же по себе соблюдение правонарушающего закона, сколь бы всеобщим и точным оно ни было, не может превратить неправовой закон в правовой и преобразовать неправо в реальный правовой порядок.
Правопорядок является реальным итогом, результатом действия законности как конституционного принципа и режима жизни общества. Он включает в себя сложившуюся систему правовых отношений общества и правомерное поведение, в том числе акты правомерного поведения в рамках общей правовой структуры, установленной нормами о правосубъектности (в рамках общего правового положения субъектов).
Заключение

Право представляет собой определенный вид социальных норм, то есть правил поведения. Кроме права в обществе существуют и другие социальные нормы, такие как нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правила хорошего тона, нормы общественных организаций. Все они регулируют поведение человека. Однако право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.
Сущность права состоит в том, что его нормы устанавливаются или санкционируются, то есть утверждаются государством, которое гарантирует их исполнение властной принудительной силой. Нормы права могут также устанавливаться непосредственно самим народом в порядке референдума, либо в качестве правовых могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства. Все другие социальные нормы не связаны с государством.
Однако связь права с государством, характеризующая его сущность не раскрывает всех черт и характерных особенностей. Характер права обусловлен экономическими, политическими, культурными, национальными и иными объективными условиями жизни общества. У других социальных норм нет такой непосредственной связи с экономическими, политическими и иными реальными обстоятельствами. Право регулирует наиболее важные, главные общественные отношения, а именно: государственное устройство, порядок формирования и деятельности основных государственных органов, характер их взаимодействия. Право представляет собой единую иерархичную, систематизированную и взаимосвязанную совокупность правовых норм. Другие социальные нормы не имеют такой жесткой системы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы, относящиеся к различным видам общественных отношений (например, нормы морали, нравственности, культуры), к разным религиям, нациям, общественным организациям и могут иметь существенные различия.
При исследовании вопросов сущности и происхождения права, точки зрения синергетического подхода, необходимо учитывать, что право представляет собой систему и при этом является элементом других систем. Таким образом, в теории права принято выделять объективное и субъективное право. Объективное право представляет собой совокупность правил поведения, которые фактически реализуются через меры возможного поведения субъекта (субъективное право) в конкретных условиях.
Говоря о причинах происхождения права, следует учитывать следующие обстоятельства:
1. Усложнение социальной структуры общества привело к недостаточности мононорм, как основы социального регулирования и к их трансформации. Выделились нормы права, морали и религии. Кроме того, следует обратить внимание на появление агрокалендарей с фиксированными в них правилами поведения.
2. Увеличение численности людей привело к их концентрации на наиболее пригодных для жизни территориях, что, в свою очередь, стало причиной возникновения городов /возникновение права как результата появления и развития городов подробно рассмотрено М. Вебером/.
3. Становление обменных связей между людьми также вело к возникновению права, как регулятора отношений между формально равными субъектами.
Обращаясь к конкретным путям формирования права, следует учитывать исторические условия, в которых оно происходило. К основным путям формирования права относятся:
1. Развитие судебной практики /система общего права/
2. Правотворческая деятельность государства /право стран континентальной Европы/.
3. Санкционирование государством обычаев и традиции /религиозно-традиционные правовые системы/.
Список использованных источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // РГ. 25.12.1993. № 237.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223−ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. ст. 16.
Гражданский кодекс российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51−ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.

2. Специальная литература
Алексеев С.С. Общая теория права. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 576 с.
Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2010. 576 с.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Высшая школа, 2004. 325 с.
Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 356 с.
Марченко М.Н. Источники права. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 760 с.
Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х тт. Т. 2. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. 528 с.
Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. 279 с.
Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001. 776 с.
Фролов С.Н. Связь концепций происхождения права и типов правопонимания. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 25 с.
Царьков И.И. Развитие правопонимания в европейской традиции права. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. 346 с.
Честнов И.Л. Современные типы правопонимания: феноменология, герменевтика, антропология и синергетика права. СПб: СПб юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2002. 96 с.

Фролов С.Н. Связь концепций происхождения права и типов правопонимания. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 5.
Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. М., 2010. С. 111.
Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х тт. Т. 2. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. С. 5.
Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 131-137.
Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 134.
Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 135.
Честнов И.Л. Современные типы правопонимания: феноменология, герменевтика, антропология и синергетика права. СПб., 2002. С. 7-9.
Царьков И.И. Развитие правопонимания в европейской традиции права. СПб., 2006. С. 10.
Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2008. С. 38-39.
Фролов С.Н. Связь концепций происхождения права и типов правопонимания. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 12.
Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. М., Ростов н/Д, 2003. С. 281.
Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 151.
Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. СПб., 2006. С. 198-199.
Гражданский кодекс российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51−ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // РГ. 25.12.1993. № 237.
Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. С. 152-153.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223−ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. ст. 16.
Марченко М.Н. Источники права. М., 2006. С. 330-335.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // РГ. 25.12.1993. № 237.
Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2008. С. 159-164.









2


1. Нормативно-правовые акты
1.1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // РГ. 25.12.1993. № 237.
1.2.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223?ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. ст. 16.
1.3.Гражданский кодекс российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51?ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.

2. Специальная литература
2.1.Алексеев С.С. Общая теория права. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 576 с.
2.2.Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. М.: НОРМА, 2010. 576 с.
2.3.Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Высшая школа, 2004. 325 с.
2.4.Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 356 с.
2.5.Марченко М.Н. Источники права. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 760 с.
2.6.Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х тт. Т. 2. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. 528 с.
2.7.Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. 279 с.
2.8.Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2001. 776 с.
2.9.Фролов С.Н. Связь концепций происхождения права и типов правопонимания. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 25 с.
2.10.Царьков И.И. Развитие правопонимания в европейской традиции права. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. 346 с.
2.11.Честнов И.Л. Современные типы правопонимания: феноменология, герменевтика, антропология и синергетика права. СПб: СПб юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2002. 96 с.

Вопрос-ответ:

Что такое сущность права?

Сущность права - это основная сущностная характеристика права, отражающая его основные признаки и свойства. Она определяет цель, функции и принципы права.

Какие типы правопонимания существуют и как они понимают сущность права?

Существуют различные типы правопонимания, такие как нормативное, социологическое и идеалистическое. В нормативном правопонимании сущность права сводится к нормам и правилам, в социологическом - к отражению общественных отношений, а в идеалистическом - к выражению высших идеалов и ценностей.

Какие теории происхождения права существуют и как они понимают сущность права?

Существуют различные теории происхождения права, такие как договорная, натуральная и духовно-идеалистическая. Договорная теория считает, что право возникает на основе договоренностей и соглашений между людьми, натуральная - что право имеет естественное происхождение и базируется на законах природы, а духовно-идеалистическая - что право является результатом идеальных и духовных начал.

Что такое принципы права и как они отражают его сущность?

Принципы права - это основные положения, которые определяют правила и нормы, на которых основывается правовая система. Они отражают сущность права, потому что обеспечивают ее основные принципы - справедливость, равенство перед законом, законность, свободу и т. д.

Какие принципы современного российского права являются естественными законами?

В современном российском праве естественными законами являются морально-этические принципы, такие как справедливость, достоинство личности, недопустимость насилия и т. д. Они являются основой правовой системы и обеспечивают ее этическую основу.

Какова сущность права с точки зрения разных типов правопонимания?

Согласно разным типам правопонимания, сущность права может интерпретироваться по-разному. Индивидуалистическое правопонимание подразумевает, что сущность права заключается в установлении и защите индивидуальных прав и свобод каждого человека. Коллективистическое правопонимание, напротив, считает, что сущность права заключается в обеспечении коллективных интересов и благосостояния общества в целом. Объективное правопонимание утверждает, что сущность права определяется независимо от желаний и интересов отдельных лиц и работает в соответствии с объективными нормами и принципами.

Какие теории происхождения права существуют?

Существует несколько теорий происхождения права. Эволюционистская теория считает, что право возникло и развивалось естественным путем, по мере эволюции общества. Конструктивистская теория предполагает, что право создается и формируется человеком на основе его воли и соглашений. Догматическая теория утверждает, что право основывается на высшем моральном авторитете или религии. Функциональная теория считает, что право служит определенным функциям и целям в обществе, таким как регулирование отношений и обеспечение порядка.

Какие принципы права отражают его сущность?

Принципы права отражают его сущность и основные ценности общества. Например, принцип законности подразумевает, что право должно быть установлено и применено на основе законов, а не на неконтролируемое произволом власти. Принцип справедливости гарантирует, что право должно быть применено справедливо ко всем гражданам и не должно привилегировать одних за счет других. Принцип равноправия предполагает, что все граждане должны быть равны перед законом и иметь равные права и возможности.