Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Cтиль руководства как фактор эффективности трудовой деятельности.

  • 25 страниц
  • 13 источников
  • Добавлена 15.05.2012
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I Теоретические аспекты и проблемы стиля руководства
1.1. Определения стиля деятельности руководителя……………………5
1.2.Классификация стилей руководства…………………9
Глава II Стиль руководства коллективом и его влияние на эффективность труда
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Петровский А. В. и В. В. Шпалинский (1978), Р. С. Немов (1981) считают, что для групп разного уровня развития требуются и различные стили руководства. Для коллектива, в котором каждый ее член “знает свой маневр”, наиболее подходят демократический и попустительский стили. Для диффузной же группы, не готовой к самоуправлению, они окажутся наименее подходящими, так как предоставление ей самостоятельности может лишь дезорганизовать групповую деятельность. В этом случае требуется авторитарный стиль руководства. Кроме того, последний необходим и при лимите времени на принятие решения, когда рассуждать и спорить просто некогда.
Дж. Гольдберг (J. Goldberg, 1985), ссылаясь на некоторых авторов, отмечает, что наиболее эффективен стиль, ориентированный на конечный результат деятельности, а также стиль делегирования, предполагающий отбор лидера и передачу ответственности на низший уровень управления деятельностью. По мнению Р. Блейка и Дж. Мутона, наиболее эффективным является стиль, опирающийся на групповое управление.
Согласно Ф. Фидлеру (F. Fiedler, 1967), эффективность применения того или иного стиля руководства зависит от трех основных факторов: силы позиции руководителя, структуры задачи и отношений между руководителем и членами группы.
Спрашивается, что же следовало бы поменять, если определенный стиль руководства оказывается в данной конкретной ситуации неэффективным: сам этот стиль, ситуацию или руководителя? Ф. Фидлер предлагает изменить условия, поскольку считает: стиль руководства выражает некоторую совокупность личностных черт руководителя. Напротив, как утверждают Р. Л. Кричевский и М. М. Рыжак (1985), Р. С. Немов, М. Шоу (М. Shaw, 1971), лучше поменять стиль. Однако, учитывая, что последний обусловлен личностными особенностями и свойствами темперамента и нервной системы, сделать подобное окажется делом непростым, требующим определенного времени и насилия над собой. Поэтому быстро приспособиться к новой ситуации за счет выработки нового стиля как устойчивого психологического образования не удастся. Если же оперативно менять способы руководства, то это будет уже не стиль, а тактика.
Ситуацию тоже изменить трудно, так как она может быть связана с постоянными факторами, не зависящими от воли человека. Поэтому легче всего, казалось бы, поменять руководителя. Однако эффективность руководства, хотя и определяется во многом его стилем, зависит не только от него, но и от квалификации данного человека, наличия у него организаторских качеств и т. д. Поэтому стиль руководства не может служить главным критерием подбора руководителя для того или иного коллектива. Кроме того, надо учитывать еще и отношение подчиненных к определенному стилю руководства, которое, естественно, может быть разным.
Если до сих пор речь шла о том, какой стиль руководства более эффективен в разных ситуациях, то Б. Б. Косов (1983) пошел обратным путем: он попытался выявить, какими способами руководят успешные и неуспешные руководители. Автор посчитал, что есть такие динамические показатели, в которых успешный руководитель обязательно должен превосходить менее успешного, и по ним, возможно, прогнозировать успешных руководителей. К таким показателям Б. Б. Косов отнес самообладание, эмоциональную устойчивость, умение организовать эффективное взаимодействие исполнителей и др. Это действительно важные составляющие успешного руководства. Но стиль не определяется по успешности деятельности руководителя. Один и тот же стиль может сделать руководителя как успешным, так и неуспешным в зависимости от того, в какой ситуации тот оказывается.
Эффективность стилей руководства по отдельным элементам деятельности организации можно представить в виде таблицы:
Эффективность стилей
Слагаемые эффективности Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль Эффективность достижения цели Обеспечивает выживание в случае кризиса;
Снижение убытков при работе в условиях дефицита;
Малые затраты на менеджера;
Низкая мотивация сотрудников в экономии ресурсов Использует рыночные шансы для заинтересованных сотрудников;
Снижение убытков при отсутствии менеджера;
Большие затраты на координацию работ;
Высокая мотивация сотрудников в экономии ресурсов Предоставляется сотрудникам полная свобода действий для работы и самореализации;
Высокие затраты на протяжении всей деятельности организации;
Плохая координация работ;
Низкая мотивация сотрудников Эффективность выполнения работ Быстрое решение;
Использование творческого потенциала только лидера;
Четкое расположение ролей;
Зависимость от лидера Медленное решение;
Использование творческого потенциала лидера и сотрудников;
Неясное разделение ролей;
Независимость от лидера Медленное решение;
Использование творческого потенциала только сотрудников;
Отсутствие разделения ролей;
Независимость от лидера Социальная эффективность Потеря инициативы среди сотрудников;
Только организованная забота о молодежи Инициативность, предприимчивость сотрудников;
Более высокая заинтересованность в будущей смене менеджеров Инициативность, предприимчивость сотрудников;
Отсутствие какой-либо заинтересованности и заботы о персонале и его развитии.
У каждого стиля руководства есть недостатки и преимущества, но, возможно на конкретном предприятии какие-то из недостатков не будут иметь большого значения: в одних организациях инициативность и использование творческого потенциала не будут актуальны, а жесткий контроль качества работы или быстрое принятие решения будет намного важнее; в других - не нужно четкое разделение труда или строгий контроль руководителя, а сплоченность коллектива, инициативность имеют первостепенное значение.
Все это необходимо учитывать при формировании стиля руководства.
Заключение

В стиле руководства находит свое отражение внутренняя культура, знания, опыт руководителя. Стиль так тесно связан с личностью руководителя, что его иногда называют “почерком” управленческой деятельности.
Обобщив все понятия можно представить стиль руководства, как совокупность приемов, форм и методов осуществления какой-либо работы, деятельности, поведения. В теории организации управления этот термин используется для обозначения стиля руководства, стиля организаторской деятельности руководителя, культуры управления и т.п.
Родоначальник учения о стилях руководства известный психолог К. Левин выделил три стиля — авторитарный, демократический и анархический. Но в нашей литературе классификация стилей различными авторами трактуется не однозначно.
В заключении можно сказать, что при всем многообразии подходов к определению стиля руководства предприятия, не существует идеального “правильного” стиля взаимодействия. Выбор линии поведения зависит от множества факторов, и, прежде всего, от ситуации внутри коллектива и во внешней среде организации.
После определения существующего в организации стиля руководства следует оценить его эффективность, т.е. степень его соответствия сложившейся ситуации. Наиболее подходящий стиль управления способствует мобилизации всех ресурсов предприятия (человеческих, финансовых) для достижения поставленной цели и, как следствие, повышает результативность деятельности предприятия, усиливает его конкурентные позиции на рынке.
Список использованной литературы

1. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. – Минск: Новое знание, 2002 г., 250стр.
Бухалков М. И. Управление персоналом. - М: Инфра-М, 2005 г., 386 стр.
Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для вузов/ В.Р. Веснин.-М.: Проспект, 2004 г., 502 стр.
Веснин В.Р. Управление персоналом: учебное пособие для вузов/ В.Р. Веснин – М.: Промпект, 2006 г., 239 стр.
Генов Ф. Психология управления. Основные проблемы. - М.: Прогресс, 2007 г., 422 стр.
Глумаков В.Н. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. – М.: Финстатинформ: КноРус., 2002 г., 256 стр.
Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-е изд, испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2003 г., 720 стр.
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник для вузов. – Минск: БГЭУ, 2001 г., 284 стр.
Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика: Учеб. пособие/ С.Н. Князев – Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2002 г., 512 стр.
Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/А.Г. Ковалев.-М.: Политиздат, 1975 г., 271 стр.
Культура управления// Современная торговля - №1 – 2004 г.
Менеджмент: учебное пособие для вузов/ под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой – М.: ЮНИТИ, 2005 г., 255 стр.
Нефедов Ю.В. Особенности самовоспитания при реализации принципа лидерства руководителя// Методы менеджмента качества - №4 – 2006 г.










Веснин В.Р. Управление персоналом: учебное пособие для вузов/ В.Р. Веснин – М.: Промпект, 2006 г., стр. 22
Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-е изд, испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2003 г., стр. 45
Глумаков В.Н. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. – М.: Финстатинформ: КноРус., 2002 г., стр.67

Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика: Учеб. пособие/ С.Н. Князев – Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2002 г., стр. 87
Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для вузов/ В.Р. Веснин.-М.: Проспект, 2004 г., стр. 234

Генов Ф. Психология управления. Основные проблемы. - М.: Прогресс, 2007 г., стр. 124
Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник для вузов. – Минск: БГЭУ, 2001 г., стр. 15
Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/А.Г. Ковалев.-М.: Политиздат, 1975 г., стр. 132
Менеджмент: учебное пособие для вузов/ под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой – М.: ЮНИТИ, 2005 г., стр. 31
Нефедов Ю.В. Особенности самовоспитания при реализации принципа лидерства руководителя// Методы менеджмента качества - №4 – 2006 г., стр. 189
Культура управления// Современная торговля - №1 – 2004 г., стр. 52
Бухалков М. И. Управление персоналом. - М: Инфра-М, 2005 г., стр. 162
Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. – Минск: Новое знание, 2002 г., стр. 122-123









22

1. Беляцкий Н.П. Менеджмент. Основы лидерства. – Минск: Новое знание, 2002 г., 250стр.
2.Бухалков М. И. Управление персоналом. - М: Инфра-М, 2005 г., 386 стр.
3.Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для вузов/ В.Р. Веснин.-М.: Проспект, 2004 г., 502 стр.
4.Веснин В.Р. Управление персоналом: учебное пособие для вузов/ В.Р. Веснин – М.: Промпект, 2006 г., 239 стр.
5.Генов Ф. Психология управления. Основные проблемы. - М.: Прогресс, 2007 г., 422 стр.
6.Глумаков В.Н. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. – М.: Финстатинформ: КноРус., 2002 г., 256 стр.
7.Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 4-е изд, испр. – Н. Новгород: НИМБ, 2003 г., 720 стр.
8.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник для вузов. – Минск: БГЭУ, 2001 г., 284 стр.
9.Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика: Учеб. пособие/ С.Н. Князев – Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2002 г., 512 стр.
10.Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства/А.Г. Ковалев.-М.: Политиздат, 1975 г., 271 стр.
11.Культура управления// Современная торговля - №1 – 2004 г.
12.Менеджмент: учебное пособие для вузов/ под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой – М.: ЮНИТИ, 2005 г., 255 стр.
13.Нефедов Ю.В. Особенности самовоспитания при реализации принципа лидерства руководителя// Методы менеджмента качества - №4 – 2006 г.

командный стиль работы как фактор эффективности совместной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

командный стиль работы как фактор эффективности совместной деятельности














Организованная совместная деятельность людей подчиняется общим закономерностям независимо от природы организации. Поэтому в теории менеджмента часто прибегают к аналогиям, заимствуя примеры эффективного управления из мира спорта, политики или армейской жизни. Идея управления, методов работы возникла по аналогии со спортом коллективных. Нередко тренеры, объясняя успехи команды, состоящие из масштаба игроков, ссылаются на известную поговорку: "Порядок бьет класс". Оказалось, что это верно и по отношению к производственным группам, где одним из самых больших достижений эффективного руководителя считается создание сплоченной команды единомышленников.

Процессы командообразования в организациях из-за своей сложности с трудом поддаются изучению и целенаправленному управлению, поскольку для того, чтобы выявить истинные факторы регуляции организационного поведения, необходимо проникать в глубокие слои межличностных отношений.

Чтобы понять, как формируется и действует команда и определить ее преимущества и недостатки, приходится обращаться к концепциям и методам экономической психологии, теории мотивации и групповой динамики. С признанием роли человеческого фактора неоднократно отвергнутая концепция "психологизации" социальных и экономических явлений в жизни общества, лежит в изучении процесса управления. При необходимости, полного учета и использования человеческого фактора в управлении организаций, на самом деле, сводится требование софтизации менеджмента, представленная основателями теории организационного поведения и управленческой антропологии.

Функциональный, или механистический подход к использованию человеческого фактора

К числу активно обсуждаемых проблем стратегического менеджмента относится вопрос о том, кто из двух давно известных подходов к достижению высокой эффективности совместной деятельности любимый – классический, моделей организации, управления или поведенческим концепциям экономической психологии.

Узнать стоимость работы