Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Девиантное поведение подростков как социальная проблема

  • 28 страниц
  • 24 источника
  • Добавлена 01.06.2012
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы девиантного поведения подростков
1.1 Понятие «девиантное поведение» и «девиантный подросток»
1.2 Социальная ситуация развития самосознания в подростковом возрасте
1.3 Виды и формы проявления девиантного поведения подростков
1.4 Девиантное поведение – как следствие семейного воспитания
Вывод по первой главе
Глава 2. Основные тенденции развития проблемы девиантного поведения в подростковой среде
2.1 Влияние СМИ на девиантное поведение подростков
2.2 Влияние подростковой субкультуры на формирование девиантного поведения в социальной среде
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Современные подростки сами определяют места для своих субкультурных сообществ (тусовок), и путь в тусовку для взрослых закрыт. В каждой группе, будь то хиппи, панки, байкеры, рэйверы, рэперы, граффитчики, есть свой лидер, вокруг которого находятся фанаты, способные поддержать имидж группы и самоутвердиться в ней. Центром группы всегда служит лидер со своими аргументами жизненных нравственных ценностей: для того чтобы стать «положительным» лидером, ему приходится приложить огромные усилия для создания своей программы и установки. Для создания отрицательной лидер-позиции не требуется усилий. Все представители второй позиции не придерживаются норм поведения и часто объединяются с другими группами, у которых нравственные критерии могут быть похожими или более негативными. Всем подросткам, входящим в такие группы, присуща высокая социальная мобильность. При переходе в другое учебное учреждение они быстро адаптируются и приспосабливаются к новой обстановке, находят другие группировки, близкие им по духу. Надо отметить, что здесь и кроются причины межкультурных связей в новом окружении: они могут стать лидерами и продолжать традиции первичной группы, либо стать «изгоями», принимая новые условия. Принадлежность подростков к субкультуре не всегда определяется характером его деятельности или общения, она является результатом их культурного развития, самоопределения, реже связана с потребностью в успешной социализации и личностного роста. Таким образом, общение с ровесниками базируется на едином или похожем стиле жизни, взглядов и нравственных принципов. Представители каждой группы подростков имеют свои психологические особенности, обычаи, традиции, общие ценности, суждения .
Коммуникация в подростковом возрасте осуществляется не на основании понимания поступков, которые совершают подростки, а на основе общих взаимных ожиданий. Учитывая многообразие субкультур, иногда невозможно определить принадлежность подростка к какому-либо типу. Этот факт связан с тем, что большинство подростков являются представителями разных групп: по возрасту, по интересу или общему делу, по потребности.
- Первый тип: открытая субкультура. В основе этой субкультуры лежат пути сотрудничества: в конфликтной ситуации участники приходят к варианту, учитывающему интересы сторон. Данный тип характерен для эмоционально раскованных детей.
- Второй тип: компромиссная субкультура. Саморазвитие участников этой культуры строится за счет интер- и интракоммуникаций, которые базируются на правовом общении.
- Третий тип: самодостаточная субкультура. Носители данной культуры предпочитают в конфликтных ситуациях убегать от решения, из-за пониженного познавательного интереса подростки не имеют возможности саморазвития.
- Четвертый тип: «ломающая» субкультура. Данная культура отличается свободным входом, но отсутствием свободного выхода. Для этих представителей характерно агрессивное поведение, нетерпимость и инакомыслию, свои интересы в группе превыше всего.
- Пятый тип: закрытая субкультура. Характеризуется стойким эгоистическим непониманием или нежеланием понять и осмыслить чужую точку зрения.
Подростки легко и быстро поглощает новые проявления культуры, в том числе и суррогат-культуры, проживают их гетерогенное многообразие, а это, в свою очередь, усиливает педагогическую запущенность, и подросток превращается в «трудного ребенка» .
Следовательно, социальное пространство является важным структурным звеном для развития личности подростка, так как это звено служит завершением структуры самосознания. Осознание своего места в культурном пространстве нации происходит благодаря интеграции всех звеньев: представлений о своем имени, теле, лице, притязаний на признание, половой идентификации и психологического времени личности.
Выводы по второй главе
Таким образом, исследование причин и проблем девиантного поведения в подростковой среде позволило сделать следующие выводы:
1. Вся идеологическая пропаганда СМИ направлена на молодежную среду – на подростков, так как этот возраст является критическим: школьники отказываются от прежних нравственных идеалов, а смещение духовного фокуса с истинных ценностей ведет к взаимоотношению запретных предметов: сигареты, алкоголь, наркотики
3. Основная причина девиантного поведения кроется в нестабильной социальной среде, в размывании нравственных ориентиров и ценностей. Главная опасность асоциального поведения заключается в количестве психических заболеваний, которые приводят к неспособности контролировать свои эмоции и агрессивность, даже иногда к деградации личности.


Заключение

Современные исследования самосознания подростков (Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкой, Н.С. Толстоуховой, Б.С. Волкова, В.Т. Лисовского) отражают дух времени, социальные проблемы молодого поколения, среду обитания. Сложности и противоречия в общественной и политической сферах большим потоком вливаются в несформированное сознание подростков: это изменение и даже потеря нравственных ориентиров, обесценивание престижа семьи, большое количество неполных семей, алкоголизация нации, проблемы наркомании в подростковой среде. В обществе появилось огромное количество подростков с девиантным поведением, у которых уровень самосознания отличается от их ровесников, не имеющих отклонений в поведении. Изучение девиантного поведения и его профилактика было представлено в трудах великих педагогов двадцатого века А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого. Позднее проблемы таких детей были рассмотрены в трудах психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей: в основе их положений возрастные психологические особенности развития детей и подростков на разных этапах, включая кризисные периоды развития.
Арзуманян С.Д., Беличева С.А. к подросткам с отклоняющимся поведением используют термин «асоциальный». По их мнению асоциальное поведение – это поведение подростков, при котором устойчиво проявляется отклонение от социальных норм: эти отклонения могут носить агрессивный или социально-пассивный характер. С.А. Беличева, рассматривая социальные отклонения подростков корыстной направленности, связывает правонарушения с их желанием получить материальную, денежную выгоду. Это может проявиться в виде уголовно-наказуемых действий, в виде правопроступков и аморального поведения. Агрессивное поведение проявляется чаще всего во взаимоотношениях с одноклассниками: это может быть оскорбление личности, гулиганство, драка. Социально-пассивное поведение заключается в уклонении от своих гражданских обязанностей, нежелания решать как личные, так и социальные проблемы. Подростки такого типа склонны к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических средств .
В работе были рассмотрены основные противоречия подростков, влияющие на уровень самооценки, на уровень самосознания. Особую роль в самосознании играет самовоспитание подростков: именно, самовоспитание помогает старшеклассников осознать настоящее и готовит их к будущему в жизни. Этот процесс может быть успешным только в том случае, если подростки преодолеют трудности в разных коммуникативных направлениях: признание самостоятельности в семье, обретение настоящих друзей и самоутверждение в их среде, саморазвитие, исключение всех негативных качеств, психологических барьеров. Самосознание служит саморегулятором поведения подростков и побуждает их к познанию собственных особенностей развития, к формированию уменить адаптироваться к изменившимся жизненным ситуациям. Чтобы добиться конкретных результатов, подростки принимают часто такие решения, которые могут противоречить нормам и правилам общества, не совпадать с собственными желаниями.

Список использованной литературы

Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах / Е.А. Александрова // – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – 182с.
Аракелов Г.Г. Психология подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. – М.: Высшая школа, 2009. – 304с.
Богданчиков В. Энциклопедия независимости / В. Богданчиков, О. Болдарев, А. Сурайкин. – Можайск: Здоровая страна, 2008. – 158с.
Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 240с. – (Серия Детскому психологу).
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. – СПб., 1999. – 107с.
Дерман Н.Я. Алкоголь и курение (Кластерный анализ) / Н.Я. Дерман // СоцИс. – 2011. - № 3. – С.79.
Дик В.П. Влияние семьи на подростковое курение / В.П. Дик // СоцИс. – 2010. - № 12. – С.131.
Дубровский Р.Г. Причины появления девиантного поведения в молодежной среде / Р.Г. Дубровский // - Пока не поздно. – 2009. - № 8 (233).
Ильин И.П. Психология воли в подростковом возрасте / И.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 170с.
Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2001.- 185с.
Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // - Обозр. психиат. и мед. психол., 2001. - № 1.
Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе / В.В. Кривошеев // СоцИс. – 2004.- № 3. - С.84.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колоцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003. – 464с.
Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: Наука, 2008. – 381 с.
Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 519с.
Маркова Н.Е. Интервенция культур / Н.Е. Маркова // - Пока не поздно. – 2009. - № 7 (232), № 10 (235).
Маняткин Е.Ю. Концепция государственной антинаркотической политики / Е.Ю. Маняткин // - Пока не поздно. – 2009. - № 9 (234).
Маюров А.Н. Алкогольно-наркотический геноцид России / А.Н. Маюров // – Пока не поздно. – 2009. - № 6 (231).
Москалькова Т.Н. Помочь советом и делом / Т.Н. Москалькова // - Пока не поздно. – 2009. - № 16 (241).
Мустафаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи / Ф.А. Мустафаева // СоцИс. – 2009. - № 7. – С. 118.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – 184с.
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2010. – 254с.
Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи / М.А. Ядова // 2012. - № 1. – С.131.


Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2000. – С. 96.
Лисовский В.Т. Указ. соч. – 2000. – С. 206.
Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр.психиат. и мед. психологии. – 2001. - № 1. – С.92.
Лисовский В.Т. Указ. соч. – 2000. – С. 213.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003. – С. 209.
Волков Б.С. Психология подростка. – СПб.: Питер, 2010. – С. 9.
Волков Б.С. Указ. соч. – 2010. – С. 104.
Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе. – СоцИс. – 2004. - № 3. – С.84.
Богданчиков В., Болдарев О., Сурайкин А. Энциклопедия независимости. – Можайск: Здоровая страна, 2008. – С. 19.
Лисовский В.Т. Указ. соч. – 2000. – С.232.
Мустафаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи. – СоцИс. – 2009. - № 7. – С.118.
Гарбузов В.И. Практическая психология, или как вернуть подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье. – СПб., 1999. – С.14.
Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи. – СоцИс. – 2012. - № 1. – С.115.
Маюров А.Н. Алкогольно-наркотический геноцид России. - Пока не поздно. – 2009. - № 6 (231).
Домрачеев А.П. Потерянное детство. – Новосибирск: Изд-во ООО РИФ, 2009. – С. 7.
Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах. – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – С. 101.
Дубровский Р.Г. Причины появления девиантного поведения. - Пока не поздно. – 2009. - № 8 (233).
Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. , Толстоухова Н.С. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: ВАКО, 2010. – С.27.









8

Список использованной литературы

1.Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах / Е.А. Александрова // – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – 182с.
2.Аракелов Г.Г. Психология подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. – М.: Высшая школа, 2009. – 304с.
3.Богданчиков В. Энциклопедия независимости / В. Богданчиков, О. Болдарев, А. Сурайкин. – Можайск: Здоровая страна, 2008. – 158с.
4.Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 240с. – (Серия Детскому психологу).
5.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. – СПб., 1999. – 107с.
6.Дерман Н.Я. Алкоголь и курение (Кластерный анализ) / Н.Я. Дерман // СоцИс. – 2011. - № 3. – С.79.
7.Дик В.П. Влияние семьи на подростковое курение / В.П. Дик // СоцИс. – 2010. - № 12. – С.131.
8.Дубровский Р.Г. Причины появления девиантного поведения в молодежной среде / Р.Г. Дубровский // - Пока не поздно. – 2009. - № 8 (233).
9.Ильин И.П. Психология воли в подростковом возрасте / И.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 170с.
10.Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2001.- 185с.
11.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // - Обозр. психиат. и мед. психол., 2001. - № 1.
12.Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе / В.В. Кривошеев // СоцИс. – 2004.- № 3. - С.84.
13.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колоцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003. – 464с.
14.Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: Наука, 2008. – 381 с.
15.Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 519с.
16.Маркова Н.Е. Интервенция культур / Н.Е. Маркова // - Пока не поздно. – 2009. - № 7 (232), № 10 (235).
17.Маняткин Е.Ю. Концепция государственной антинаркотической политики / Е.Ю. Маняткин // - Пока не поздно. – 2009. - № 9 (234).
18.Маюров А.Н. Алкогольно-наркотический геноцид России / А.Н. Маюров // – Пока не поздно. – 2009. - № 6 (231).
19.Москалькова Т.Н. Помочь советом и делом / Т.Н. Москалькова // - Пока не поздно. – 2009. - № 16 (241).
20.Мустафаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи / Ф.А. Мустафаева // СоцИс. – 2009. - № 7. – С. 118.
21.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – 184с.
22.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
23.Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2010. – 254с.
24.Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи / М.А. Ядова // 2012. - № 1. – С.131.

КУРСЫ

Девиантное поведение как социальная проблема

Содержание

Введение

Глава I. Девиантное поведение как социальная проблема

1.1 Сущность девиантного поведения: формы и уровни девиаций у подростков

1.2 Основные факторы, способствующие девиантному поведению подростков

Глава II. Основные технологии социальной работы с подростками, склонных к девиантному поведению

2.1 Диагностика как технология социальной работы с подростками, склонных к девиантному поведению

2.2 Технология социальной профилактики девиантного поведения подростков

Вывод

библиография

Введение

Социально-политические и экономические преобразования в Российском государстве в большей степени, чем другие категории населения, отразились на несовершеннолетних, особенно в подростковом возрасте. Подростки, в настоящее время является одним из наиболее социально и экономически незащищенных категорий населения. Увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Это приводит к росту числа подростков с девиантным поведением. В последние 5 лет на 34,6% выросла преступность несовершеннолетних и в 2 раза превысил темпы роста взрослой преступности (2, c. 147).1/7 из всех преступников составляют несовершеннолетние в возрасте 14-18 лет. До 90% преступлений совершаются группами неформальные, в одиночку подростков очень редко совершают преступления. Наиболее типичные преступления этих групп являются: кражи личного и государственного имущества - 86,4%, хулиганство - 79,8%, атака - 18,4%, изнасилование - 14,3%, грабежи - на 27,5%, телесные повреждения - 25,3% и другие преступления - 10,5% (16, с. 72). Кроме того, имеет место рост девиаций социально-пассивного типа, таких как алкоголизм, наркомания и самоубийства среди подростков. По официальным данным, сертификаты об избиении детей, составленных Прокуратурой СССР в начале 1991 года, самоубийства находятся на третьем месте (после туберкулеза и травматизма) среди причин детской смертности (2, c. 151).

Девиантное поведение - (от лат. Deviation - отклонение) - система фактов или фактов, которые противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам (3, c. 67). В литературе понятие "девиантное", "асоциальное", "дезадаптивное", "отклоняющееся" поведение являются в равной степени важны.

Девиантное поведение не является врожденной и не возникает неожиданно, его развитию предшествует ряд этапов: докриминальный, делинквентный, асоциально-устойчивы. На формирование девиантного поведения находится под влиянием ряда факторов. Психобиологические предпосылки, которые включают в себя индивидуальные и врожденные свойства личности. Психолого-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания. Социально-экономические факторы, которые состоят в коммерциализации культуры, спорта и искусства. Из-за высоких цен на подростков недоступно большинство форм досуга. С точки зрения морально-этических факторов выражается в том, что современный подросток не имеет положительных примерах для подражания, идеалов, к которым он может стремиться. Происходит криминализация общества, рост влияния культа власти, потеря престижа образования и честного, чтобы выиграть.

Узнать стоимость работы