Девиантное поведение подростков как социальная проблема

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 2828 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 01.06.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы девиантного поведения подростков
1.1 Понятие «девиантное поведение» и «девиантный подросток»
1.2 Социальная ситуация развития самосознания в подростковом возрасте
1.3 Виды и формы проявления девиантного поведения подростков
1.4 Девиантное поведение – как следствие семейного воспитания
Вывод по первой главе
Глава 2. Основные тенденции развития проблемы девиантного поведения в подростковой среде
2.1 Влияние СМИ на девиантное поведение подростков
2.2 Влияние подростковой субкультуры на формирование девиантного поведения в социальной среде
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Современные подростки сами определяют места для своих субкультурных сообществ (тусовок), и путь в тусовку для взрослых закрыт. В каждой группе, будь то хиппи, панки, байкеры, рэйверы, рэперы, граффитчики, есть свой лидер, вокруг которого находятся фанаты, способные поддержать имидж группы и самоутвердиться в ней. Центром группы всегда служит лидер со своими аргументами жизненных нравственных ценностей: для того чтобы стать «положительным» лидером, ему приходится приложить огромные усилия для создания своей программы и установки. Для создания отрицательной лидер-позиции не требуется усилий. Все представители второй позиции не придерживаются норм поведения и часто объединяются с другими группами, у которых нравственные критерии могут быть похожими или более негативными. Всем подросткам, входящим в такие группы, присуща высокая социальная мобильность. При переходе в другое учебное учреждение они быстро адаптируются и приспосабливаются к новой обстановке, находят другие группировки, близкие им по духу. Надо отметить, что здесь и кроются причины межкультурных связей в новом окружении: они могут стать лидерами и продолжать традиции первичной группы, либо стать «изгоями», принимая новые условия. Принадлежность подростков к субкультуре не всегда определяется характером его деятельности или общения, она является результатом их культурного развития, самоопределения, реже связана с потребностью в успешной социализации и личностного роста. Таким образом, общение с ровесниками базируется на едином или похожем стиле жизни, взглядов и нравственных принципов. Представители каждой группы подростков имеют свои психологические особенности, обычаи, традиции, общие ценности, суждения .
Коммуникация в подростковом возрасте осуществляется не на основании понимания поступков, которые совершают подростки, а на основе общих взаимных ожиданий. Учитывая многообразие субкультур, иногда невозможно определить принадлежность подростка к какому-либо типу. Этот факт связан с тем, что большинство подростков являются представителями разных групп: по возрасту, по интересу или общему делу, по потребности.
- Первый тип: открытая субкультура. В основе этой субкультуры лежат пути сотрудничества: в конфликтной ситуации участники приходят к варианту, учитывающему интересы сторон. Данный тип характерен для эмоционально раскованных детей.
- Второй тип: компромиссная субкультура. Саморазвитие участников этой культуры строится за счет интер- и интракоммуникаций, которые базируются на правовом общении.
- Третий тип: самодостаточная субкультура. Носители данной культуры предпочитают в конфликтных ситуациях убегать от решения, из-за пониженного познавательного интереса подростки не имеют возможности саморазвития.
- Четвертый тип: «ломающая» субкультура. Данная культура отличается свободным входом, но отсутствием свободного выхода. Для этих представителей характерно агрессивное поведение, нетерпимость и инакомыслию, свои интересы в группе превыше всего.
- Пятый тип: закрытая субкультура. Характеризуется стойким эгоистическим непониманием или нежеланием понять и осмыслить чужую точку зрения.
Подростки легко и быстро поглощает новые проявления культуры, в том числе и суррогат-культуры, проживают их гетерогенное многообразие, а это, в свою очередь, усиливает педагогическую запущенность, и подросток превращается в «трудного ребенка» .
Следовательно, социальное пространство является важным структурным звеном для развития личности подростка, так как это звено служит завершением структуры самосознания. Осознание своего места в культурном пространстве нации происходит благодаря интеграции всех звеньев: представлений о своем имени, теле, лице, притязаний на признание, половой идентификации и психологического времени личности.
Выводы по второй главе
Таким образом, исследование причин и проблем девиантного поведения в подростковой среде позволило сделать следующие выводы:
1. Вся идеологическая пропаганда СМИ направлена на молодежную среду – на подростков, так как этот возраст является критическим: школьники отказываются от прежних нравственных идеалов, а смещение духовного фокуса с истинных ценностей ведет к взаимоотношению запретных предметов: сигареты, алкоголь, наркотики
3. Основная причина девиантного поведения кроется в нестабильной социальной среде, в размывании нравственных ориентиров и ценностей. Главная опасность асоциального поведения заключается в количестве психических заболеваний, которые приводят к неспособности контролировать свои эмоции и агрессивность, даже иногда к деградации личности.


Заключение

Современные исследования самосознания подростков (Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкой, Н.С. Толстоуховой, Б.С. Волкова, В.Т. Лисовского) отражают дух времени, социальные проблемы молодого поколения, среду обитания. Сложности и противоречия в общественной и политической сферах большим потоком вливаются в несформированное сознание подростков: это изменение и даже потеря нравственных ориентиров, обесценивание престижа семьи, большое количество неполных семей, алкоголизация нации, проблемы наркомании в подростковой среде. В обществе появилось огромное количество подростков с девиантным поведением, у которых уровень самосознания отличается от их ровесников, не имеющих отклонений в поведении. Изучение девиантного поведения и его профилактика было представлено в трудах великих педагогов двадцатого века А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого. Позднее проблемы таких детей были рассмотрены в трудах психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей: в основе их положений возрастные психологические особенности развития детей и подростков на разных этапах, включая кризисные периоды развития.
Арзуманян С.Д., Беличева С.А. к подросткам с отклоняющимся поведением используют термин «асоциальный». По их мнению асоциальное поведение – это поведение подростков, при котором устойчиво проявляется отклонение от социальных норм: эти отклонения могут носить агрессивный или социально-пассивный характер. С.А. Беличева, рассматривая социальные отклонения подростков корыстной направленности, связывает правонарушения с их желанием получить материальную, денежную выгоду. Это может проявиться в виде уголовно-наказуемых действий, в виде правопроступков и аморального поведения. Агрессивное поведение проявляется чаще всего во взаимоотношениях с одноклассниками: это может быть оскорбление личности, гулиганство, драка. Социально-пассивное поведение заключается в уклонении от своих гражданских обязанностей, нежелания решать как личные, так и социальные проблемы. Подростки такого типа склонны к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических средств .
В работе были рассмотрены основные противоречия подростков, влияющие на уровень самооценки, на уровень самосознания. Особую роль в самосознании играет самовоспитание подростков: именно, самовоспитание помогает старшеклассников осознать настоящее и готовит их к будущему в жизни. Этот процесс может быть успешным только в том случае, если подростки преодолеют трудности в разных коммуникативных направлениях: признание самостоятельности в семье, обретение настоящих друзей и самоутверждение в их среде, саморазвитие, исключение всех негативных качеств, психологических барьеров. Самосознание служит саморегулятором поведения подростков и побуждает их к познанию собственных особенностей развития, к формированию уменить адаптироваться к изменившимся жизненным ситуациям. Чтобы добиться конкретных результатов, подростки принимают часто такие решения, которые могут противоречить нормам и правилам общества, не совпадать с собственными желаниями.

Список использованной литературы

Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах / Е.А. Александрова // – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – 182с.
Аракелов Г.Г. Психология подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. – М.: Высшая школа, 2009. – 304с.
Богданчиков В. Энциклопедия независимости / В. Богданчиков, О. Болдарев, А. Сурайкин. – Можайск: Здоровая страна, 2008. – 158с.
Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 240с. – (Серия Детскому психологу).
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. – СПб., 1999. – 107с.
Дерман Н.Я. Алкоголь и курение (Кластерный анализ) / Н.Я. Дерман // СоцИс. – 2011. - № 3. – С.79.
Дик В.П. Влияние семьи на подростковое курение / В.П. Дик // СоцИс. – 2010. - № 12. – С.131.
Дубровский Р.Г. Причины появления девиантного поведения в молодежной среде / Р.Г. Дубровский // - Пока не поздно. – 2009. - № 8 (233).
Ильин И.П. Психология воли в подростковом возрасте / И.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 170с.
Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2001.- 185с.
Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // - Обозр. психиат. и мед. психол., 2001. - № 1.
Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе / В.В. Кривошеев // СоцИс. – 2004.- № 3. - С.84.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колоцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003. – 464с.
Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: Наука, 2008. – 381 с.
Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 519с.
Маркова Н.Е. Интервенция культур / Н.Е. Маркова // - Пока не поздно. – 2009. - № 7 (232), № 10 (235).
Маняткин Е.Ю. Концепция государственной антинаркотической политики / Е.Ю. Маняткин // - Пока не поздно. – 2009. - № 9 (234).
Маюров А.Н. Алкогольно-наркотический геноцид России / А.Н. Маюров // – Пока не поздно. – 2009. - № 6 (231).
Москалькова Т.Н. Помочь советом и делом / Т.Н. Москалькова // - Пока не поздно. – 2009. - № 16 (241).
Мустафаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи / Ф.А. Мустафаева // СоцИс. – 2009. - № 7. – С. 118.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – 184с.
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2010. – 254с.
Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи / М.А. Ядова // 2012. - № 1. – С.131.


Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУП, 2000. – С. 96.
Лисовский В.Т. Указ. соч. – 2000. – С. 206.
Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр.психиат. и мед. психологии. – 2001. - № 1. – С.92.
Лисовский В.Т. Указ. соч. – 2000. – С. 213.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003. – С. 209.
Волков Б.С. Психология подростка. – СПб.: Питер, 2010. – С. 9.
Волков Б.С. Указ. соч. – 2010. – С. 104.
Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе. – СоцИс. – 2004. - № 3. – С.84.
Богданчиков В., Болдарев О., Сурайкин А. Энциклопедия независимости. – Можайск: Здоровая страна, 2008. – С. 19.
Лисовский В.Т. Указ. соч. – 2000. – С.232.
Мустафаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи. – СоцИс. – 2009. - № 7. – С.118.
Гарбузов В.И. Практическая психология, или как вернуть подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье. – СПб., 1999. – С.14.
Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи. – СоцИс. – 2012. - № 1. – С.115.
Маюров А.Н. Алкогольно-наркотический геноцид России. - Пока не поздно. – 2009. - № 6 (231).
Домрачеев А.П. Потерянное детство. – Новосибирск: Изд-во ООО РИФ, 2009. – С. 7.
Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах. – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – С. 101.
Дубровский Р.Г. Причины появления девиантного поведения. - Пока не поздно. – 2009. - № 8 (233).
Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. , Толстоухова Н.С. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: ВАКО, 2010. – С.27.









8

Список использованной литературы

1.Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах / Е.А. Александрова // – Школьные технологии. – 2000. - № 5. – 182с.
2.Аракелов Г.Г. Психология подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. – М.: Высшая школа, 2009. – 304с.
3.Богданчиков В. Энциклопедия независимости / В. Богданчиков, О. Болдарев, А. Сурайкин. – Можайск: Здоровая страна, 2008. – 158с.
4.Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 240с. – (Серия Детскому психологу).
5.Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. – СПб., 1999. – 107с.
6.Дерман Н.Я. Алкоголь и курение (Кластерный анализ) / Н.Я. Дерман // СоцИс. – 2011. - № 3. – С.79.
7.Дик В.П. Влияние семьи на подростковое курение / В.П. Дик // СоцИс. – 2010. - № 12. – С.131.
8.Дубровский Р.Г. Причины появления девиантного поведения в молодежной среде / Р.Г. Дубровский // - Пока не поздно. – 2009. - № 8 (233).
9.Ильин И.П. Психология воли в подростковом возрасте / И.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 170с.
10.Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2001.- 185с.
11.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // - Обозр. психиат. и мед. психол., 2001. - № 1.
12.Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе / В.В. Кривошеев // СоцИс. – 2004.- № 3. - С.84.
13.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колоцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003. – 464с.
14.Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. – Новосибирск: Наука, 2008. – 381 с.
15.Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 519с.
16.Маркова Н.Е. Интервенция культур / Н.Е. Маркова // - Пока не поздно. – 2009. - № 7 (232), № 10 (235).
17.Маняткин Е.Ю. Концепция государственной антинаркотической политики / Е.Ю. Маняткин // - Пока не поздно. – 2009. - № 9 (234).
18.Маюров А.Н. Алкогольно-наркотический геноцид России / А.Н. Маюров // – Пока не поздно. – 2009. - № 6 (231).
19.Москалькова Т.Н. Помочь советом и делом / Т.Н. Москалькова // - Пока не поздно. – 2009. - № 16 (241).
20.Мустафаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи / Ф.А. Мустафаева // СоцИс. – 2009. - № 7. – С. 118.
21.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – 184с.
22.Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 651с. (Большая университетская библиотека).
23.Фалькович Т.А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. – М.: ВАКО, 2010. – 254с.
24.Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи / М.А. Ядова // 2012. - № 1. – С.131.

Вопрос-ответ:

Как можно определить девиантное поведение подростка?

Девиантное поведение подростка может быть определено как существенное отклонение от нормального поведения, которое не соответствует социальным ожиданиям и считается неприемлемым с точки зрения общества.

Какие виды и формы проявления девиантного поведения у подростков?

Девиантное поведение у подростков может проявляться в виде употребления наркотиков, алкоголя, преступных действий, буллинга, суицидального поведения и других негативных действий.

Как семейное воспитание может влиять на девиантное поведение подростков?

Семейное воспитание имеет огромное влияние на развитие подростка и его поведение. Если в семье отсутствуют забота, внимание, поддержка и нормы морали, то подросток может стать склонным к девиантному поведению.

Как СМИ влияют на поведение подростков?

СМИ могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на поведение подростков. Негативное влияние может проявляться в показе агрессии, насилия, неправильных ценностей и стереотипов, что может стимулировать девиантное поведение.

Как социальная ситуация развития самосознания влияет на девиантное поведение подростков?

Социальная ситуация развития самосознания в подростковом возрасте может быть сложной и конфликтной, что может способствовать возникновению девиантного поведения. Расстройство самосознания и неопределенность в ролях могут быть причинами отклоняющегося поведения у подростков.

Что такое девиантное поведение и девиантный подросток?

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от установленных норм и ценностей в обществе. Девиантный подросток - это подросток, проявляющий такое поведение.

Какие виды и формы девиантного поведения могут проявлять подростки?

Подростки могут проявлять различные виды и формы девиантного поведения, такие как употребление наркотиков, алкогольных напитков, преступления, агрессивное поведение, суицидальное поведение и другие.

Какое влияние оказывает семейное воспитание на девиантное поведение подростков?

Семейное воспитание имеет существенное влияние на девиантное поведение подростков. Негативное влияние семьи, такое как недостаток внимания, насилие, разрыв семейных отношений, может способствовать появлению девиантного поведения.

Какая социальная ситуация развития самосознания влияет на поведение подростков?

Социальная ситуация развития самосознания в подростковом возрасте, связанная с поиском своего места в обществе, формированием своей личности, может влиять на поведение подростков и стать причиной девиантного поведения.

Какое влияние оказывают СМИ на проблему девиантного поведения подростков?

СМИ имеют значительное влияние на проблему девиантного поведения подростков. Они могут формировать определенные стереотипы и идеалы, которые подростки начинают воспринимать и стремиться к ним, что может иногда привести к девиантному поведению.

Что такое девиантное поведение и как можно определить девиантного подростка?

Девиантное поведение подростков – это поведение, отклоняющееся от нормальных социальных и моральных норм, установленных в обществе. Девиантный подросток – это подросток, проявляющий такое поведение. Определить девиантного подростка можно по его отклоняющимся от нормального поведенческим симптомам, таким как нарушение законов, агрессия, нарушение школьной дисциплины и проблемы социализации.