Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Влияние познавательных процессов на успеваемость детей младшего школьного возраста

  • 56 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 30.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения влияния познавательных процессов на успеваемость детей младшего школьного возраста……………………..6
1.1.Общая психологическая характеристика детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….6
1.2.Познавательные процессы в младшем школьном возрасте……………11
1.3.Влияние познавательных процессов на успеваемость детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….20
Выводы по главе I……………………………………………………………….24
ГЛАВА II. Анализ результатов эмпирического исследования влияния познавательных процессов на успеваемость детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………….25
2.1. Организация и методы исследования……………………………………..25
2.2. Результаты констатирующего исследования…………………………..34
Выводы по главе II………………………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагмент для ознакомления

Насколько в целом полученные соотношения значимы, проверим с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

Успеваемость и уровень развития памяти
Ход работы:
В сопоставлении будут участвовать два признака как переменные: А – уровень успеваемости и В – уровень развития познавательного процесса «память».
Проранжируем значения переменных A и В, начисляя ранг 1 наименьшему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занесем ранги в третий и пятый столбцы таблицы по порядку номеров испытуемых.
Подсчитаем разности d между рангами A и B по каждой строке таблицы и занесем в шестой столбец таблицы.
Возведем каждую разность в квадрат: d2. Эти значения занесем в седьмой столбец таблицы. Подсчитаем сумму d2. (Таблица 3)
Таблица 3
Данные А, В, d, d2 для критериев успеваемость и уровень развития памяти
N Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А - ранг В) d2 1 10 29 4.9 25.5 3.5 12.25 2 9 25 5 29 -4 16 3 7 13 4.9 25.5 -12.5 156.25 4 9 25 5 29 -4 16 5 7 13 3.6 19 -6 36 6 9 25 3.5 16 9 81 7 7 13 3.2 8 5 25 8 7 13 3.5 16 -3 9 9 9 25 4.8 23 2 4 10 3 2 3 1.5 0.5 0.25 11 7 13 4.1 20 -7 49 12 7 13 3 1.5 11.5 132.25 13 7 13 3.1 4.5 8.5 72.25 14 7 13 3.5 16 -3 9 15 7 13 4.9 25.5 -12.5 156.25 16 7 13 5 29 -16 256 17 10 29 3.5 16 13 169 18 9 25 3.2 8 17 289 19 3 2 3.1 4.5 -2.5 6.25 20 3 2 3.2 8 -6 36 21 7 13 3.4 12 1 1 22 7 13 3.5 16 -3 9 23 7 13 3.1 4.5 8.5 72.25 24 7 13 3.3 10 3 9 25 7 13 3.4 12 1 1 26 7 13 4.9 25.5 -12.5 156.25 27 10 29 3.1 4.5 24.5 600.25 28 7 13 4.5 21.5 -8.5 72.25 29 7 13 3.4 12 1 1 30 7 13 4.5 21.5 -8.5 72.25 Суммы   465   465 0 2525
Сформулируем гипотезы:
H0 - корреляция между уровнем развития памяти и успеваемостью не отличается от 0;
H1 – корреляция между уровнем развития памяти и успеваемостью отличается от 0.
Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции rs по формуле:
,
где ∑(d2) - сумма квадратов разностей между рангами;
N - количество испытуемых, участвовавших в ранжировании.
Получаем: rs = 0.438
Сравним значение rs по модулю со значениями rs критического при (p≤0,05; p≤0,01, т.е. вероятность безошибочного прогноза (р) больше 95% и больше 99%).
rs кр. = 0.36 (p≤0,05); 0.47 ( p≤0,01).
Сформулируем вывод:
H0 отвергается. Принимается гипотеза H1. Корреляция между уровнем развития памяти и успеваемостью значительно отличается от нуля и является статистический значимой. Следовательно, с вероятностью безошибочного прогноза (р) больше 95% можно утверждать, что наличие высокого уровня развития памяти способствует высокому уровню успеваемости.

Успеваемость и объем внимания
Ход работы:
В сопоставлении будут участвовать два признака как переменные: А – уровень успеваемости и В – уровень развития познавательного процесса «объем внимания».
Проранжируем значения переменных A и В, начисляя ранг 1 наименьшему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занесем ранги в третий и пятый столбцы таблицы по порядку номеров испытуемых.
Подсчитаем разности d между рангами A и B по каждой строке таблицы и занесем в шестой столбец таблицы.
Возведем каждую разность в квадрат: d2. Эти значения занесем в седьмой столбец таблицы. Подсчитаем сумму d2. (Таблица 4)
Таблица 4
Данные А, В, d, d2 для критериев успеваемость и объем внимания
N Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А - ранг В) d2 1 10 27 4.9 25.5 1.5 2.25 2 10 27 5 29 -2 4 3 10 27 4.9 25.5 1.5 2.25 4 9 21.5 5 29 -7.5 56.25 5 7 14 3.6 19 -5 25 6 7 14 3.5 16 -2 4 7 5 4.5 3.2 8 -3.5 12.25 8 7 14 3.5 16 -2 4 9 10 27 4.8 23 4 16 10 5 4.5 3 1.5 3 9 11 7 14 4.1 20 -6 36 12 10 27 3 1.5 25.5 650.25 13 7 14 3.1 4.5 9.5 90.25 14 10 27 3.5 16 11 121 15 7 14 4.9 25.5 -11.5 132.25 16 9 21.5 5 29 -7.5 56.25 17 5 4.5 3.5 16 -11.5 132.25 18 5 4.5 3.2 8 -3.5 12.25 19 7 14 3.1 4.5 9.5 90.25 20 5 4.5 3.2 8 -3.5 12.25 21 9 21.5 3.4 12 9.5 90.25 22 5 4.5 3.5 16 -11.5 132.25 23 7 14 3.1 4.5 9.5 90.25 24 7 14 3.3 10 4 16 25 5 4.5 3.4 12 -7.5 56.25 26 10 27 4.9 25.5 1.5 2.25 27 5 4.5 3.1 4.5 0 0 28 7 14 4.5 21.5 -7.5 56.25 29 7 14 3.4 12 2 4 30 9 21.5 4.5 21.5 0 0 Суммы   465   465 0 1915.5
Сформулируем гипотезы:
H0 - корреляция между объемом внимания и успеваемостью не отличается от 0;
H1 – корреляция между объемом внимания и успеваемостью отличается от 0.
Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции rs по формуле:
,
где ∑(d2) - сумма квадратов разностей между рангами;
N - количество испытуемых, участвовавших в ранжировании.
Получаем: rs = 0.574
Сравним значение rs по модулю со значениями rs критического при (p≤0,05; p≤0,01, т.е. вероятность безошибочного прогноза (р) больше 95% и больше 99%).
rs кр. = 0.36 (p≤0,05); 0.47 ( p≤0,01).
Сформулируем вывод:
H0 отвергается. Принимается гипотеза H1 .Корреляция между объемом внимания и успеваемостью значительно отличается от нуля и является статистический значимой. Следовательно, с вероятностью безошибочного прогноза (р) больше 99% можно утверждать, что наличие высокого уровня объема внимания способствует высокому уровню успеваемости.

Успеваемость и фантазия
Ход работы:
В сопоставлении будут участвовать два признака как переменные: А – уровень успеваемости и В – уровень развития познавательного процесса «фантазия».
Проранжируем значения переменных A и В, начисляя ранг 1 наименьшему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занесем ранги в третий и пятый столбцы таблицы по порядку номеров испытуемых.
Подсчитаем разности d между рангами A и B по каждой строке таблицы и занесем в шестой столбец таблицы.
Возведем каждую разность в квадрат: d2. Эти значения занесем в седьмой столбец таблицы. Подсчитаем сумму d2. (Таблица 5)
Таблица 5
Данные А, В, d, d2 для критериев успеваемость и уровень развития фантазии
N Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А - ранг В) d2 1 7 12.5 4.9 25.5 -13 169 2 7 12.5 5 29 -16.5 272.25 3 9 23.5 4.9 25.5 -2 4 4 10 28.5 5 29 -0.5 0.25 5 7 12.5 3.6 19 -6.5 42.25 6 7 12.5 3.5 16 -3.5 12.25 7 3 2.5 3.2 8 -5.5 30.25 8 7 12.5 3.5 16 -3.5 12.25 9 7 12.5 4.8 23 -10.5 110.25 10 3 2.5 3 1.5 1 1 11 9 23.5 4.1 20 3.5 12.25 12 7 12.5 3 1.5 11 121 13 3 2.5 3.1 4.5 -2 4 14 7 12.5 3.5 16 -3.5 12.25 15 9 23.5 4.9 25.5 -2 4 16 10 28.5 5 29 -0.5 0.25 17 9 23.5 3.5 16 7.5 56.25 18 7 12.5 3.2 8 4.5 20.25 19 7 12.5 3.1 4.5 8 64 20 7 12.5 3.2 8 4.5 20.25 21 10 28.5 3.4 12 16.5 272.25 22 10 28.5 3.5 16 12.5 156.25 23 7 12.5 3.1 4.5 8 64 24 7 12.5 3.3 10 2.5 6.25 25 9 23.5 3.4 12 11.5 132.25 26 9 23.5 4.9 25.5 -2 4 27 3 2.5 3.1 4.5 -2 4 28 7 12.5 4.5 21.5 -9 81 29 7 12.5 3.4 12 0.5 0.25 30 7 12.5 4.5 21.5 -9 81 Суммы   465   465 0 1769.5
Сформулируем гипотезы:
H0 - корреляция между уровнем развития фантазии и успеваемостью не отличается от 0;
H1 – корреляция между уровнем развития фантазии и успеваемостью отличается от 0.
Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции rs по формуле:
,
где ∑(d2) - сумма квадратов разностей между рангами;
N - количество испытуемых, участвовавших в ранжировании.
Получаем: rs = 0.606
Сравним значение rs по модулю со значениями rs критического при (p≤0,05; p≤0,01, т.е. вероятность безошибочного прогноза (р) больше 95% и больше 99%).
rs кр. = 0.36 (p≤0,05); 0.47 ( p≤0,01).
Сформулируем вывод:
H0 отвергается. Принимается гипотеза H1 .Корреляция между уровнем развития фантазии и успеваемостью значительно отличается от нуля и является статистический значимой. Следовательно, с вероятностью безошибочного прогноза (р) больше 99% можно утверждать, что наличие высокого уровня развития фантазии способствует высокому уровню успеваемости.

Успеваемость и восприятие
Ход работы:
В сопоставлении будут участвовать два признака как переменные: А – уровень успеваемости и В – уровень развития познавательного процесса «восприятие».
Проранжируем значения переменных A и В, начисляя ранг 1 наименьшему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занесем ранги в третий и пятый столбцы таблицы по порядку номеров испытуемых.
Подсчитаем разности d между рангами A и B по каждой строке таблицы и занесем в шестой столбец таблицы.
Возведем каждую разность в квадрат: d2. Эти значения занесем в седьмой столбец таблицы. Подсчитаем сумму d2. (Таблица 6)
Таблица 6
Данные А, В, d, d2 для критериев успеваемость и уровень развития восприятия
N Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А - ранг В) d2 1 10 28 4.9 25.5 2.5 6.25 2 9 21.5 5 29 -7.5 56.25 3 7 11.5 4.9 25.5 -14 196 4 9 21.5 5 29 -7.5 56.25 5 7 11.5 3.6 19 -7.5 56.25 6 7 11.5 3.5 16 -4.5 20.25 7 7 11.5 3.2 8 3.5 12.25 8 3 3 3.5 16 -13 169 9 10 28 4.8 23 5 25 10 7 11.5 3 1.5 10 100 11 9 21.5 4.1 20 1.5 2.25 12 3 3 3 1.5 1.5 2.25 13 7 11.5 3.1 4.5 7 49 14 3 3 3.5 16 -13 169 15 9 21.5 4.9 25.5 -4 16 16 10 28 5 29 -1 1 17 7 11.5 3.5 16 -4.5 20.25 18 7 11.5 3.2 8 3.5 12.25 19 9 21.5 3.1 4.5 17 289 20 10 28 3.2 8 20 400 21 3 3 3.4 12 -9 81 22 7 11.5 3.5 16 -4.5 20.25 23 3 3 3.1 4.5 -1.5 2.25 24 9 21.5 3.3 10 11.5 132.25 25 7 11.5 3.4 12 -0.5 0.25 26 9 21.5 4.9 25.5 -4 16 27 7 11.5 3.1 4.5 7 49 28 9 21.5 4.5 21.5 0 0 29 7 11.5 3.4 12 -0.5 0.25 30 10 28 4.5 21.5 6.5 42.25 Суммы   465   465 0 2002

Сформулируем гипотезы:
H0 - корреляция между уровнем развития восприятия и успеваемостью не отличается от 0;
H1 – корреляция между уровнем развития восприятия и успеваемостью отличается от 0.
Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции rs по формуле:
,
где ∑(d2) - сумма квадратов разностей между рангами;
N - количество испытуемых, участвовавших в ранжировании.
Получаем: rs = 0.555
Сравним значение rs по модулю со значениями rs критического при (p≤0,05; p≤0,01, т.е. вероятность безошибочного прогноза (р) больше 95% и больше 99%).
rs кр. = 0.36 (p≤0,05); 0.47 ( p≤0,01).
Сформулируем вывод:
H0 отвергается. Принимается гипотеза H1 .Корреляция между уровнем развития восприятия и успеваемостью значительно отличается от нуля и является статистический значимой. Следовательно, с вероятностью безошибочного прогноза (р) больше 99% можно утверждать, что наличие высокого уровня развития восприятия способствует высокому уровню успеваемости.
Успеваемость и восприятие 2
Ход работы:
В сопоставлении будут участвовать два признака как переменные: А – уровень успеваемости и В – уровень развития познавательного процесса «восприятие» (методика № 5).
Проранжируем значения переменных A и В, начисляя ранг 1 наименьшему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занесем ранги в третий и пятый столбцы таблицы по порядку номеров испытуемых.
Подсчитаем разности d между рангами A и B по каждой строке таблицы и занесем в шестой столбец таблицы.
Возведем каждую разность в квадрат: d2. Эти значения занесем в седьмой столбец таблицы. Подсчитаем сумму d2. (Таблица 7)
Таблица 7
Данные А, В, d, d2 для критериев успеваемость и уровень развития восприятия
N Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А - ранг В) d2 1 9 24.5 4.9 25.5 -1 1 2 10 28.5 5 29 -0.5 0.25 3 7 15 4.9 25.5 -10.5 110.25 4 7 15 5 29 -14 196 5 9 24.5 3.6 19 5.5 30.25 6 7 15 3.5 16 -1 1 7 10 28.5 3.2 8 20.5 420.25 8 7 15 3.5 16 -1 1 9 7 15 4.8 23 -8 64 10 3 4 3 1.5 2.5 6.25 11 7 15 4.1 20 -5 25 12 3 4 3 1.5 2.5 6.25 13 3 4 3.1 4.5 -0.5 0.25 14 9 24.5 3.5 16 8.5 72.25 15 7 15 4.9 25.5 -10.5 110.25 16 10 28.5 5 29 -0.5 0.25 17 3 4 3.5 16 -12 144 18 3 4 3.2 8 -4 16 19 3 4 3.1 4.5 -0.5 0.25 20 7 15 3.2 8 7 49 21 7 15 3.4 12 3 9 22 7 15 3.5 16 -1 1 23 10 28.5 3.1 4.5 24 576 24 7 15 3.3 10 5 25 25 7 15 3.4 12 3 9 26 7 15 4.9 25.5 -10.5 110.25 27 3 4 3.1 4.5 -0.5 0.25 28 9 24.5 4.5 21.5 3 9 29 7 15 3.4 12 3 9 30 7 15 4.5 21.5 -6.5 42.25 Суммы   465   465 0 2044.5

Сформулируем гипотезы:
H0 - корреляция между уровнем развития восприятия и успеваемостью не отличается от 0;
H1 – корреляция между уровнем развития восприятия и успеваемостью отличается от 0.
Рассчитаем коэффициент ранговой корреляции rs по формуле:
,
где ∑(d2) - сумма квадратов разностей между рангами;
N - количество испытуемых, участвовавших в ранжировании.
Получаем: rs = 0.545
Сравним значение rs по модулю со значениями rs критического при (p≤0,05; p≤0,01, т.е. вероятность безошибочного прогноза (р) больше 95% и больше 99%).
rs кр. = 0.36 (p≤0,05); 0.47 ( p≤0,01).
Сформулируем вывод:
H0 отвергается. Принимается гипотеза H1 .Корреляция между уровнем развития восприятия и успеваемостью значительно отличается от нуля и является статистический значимой. Следовательно, с вероятностью безошибочного прогноза (р) больше 99% можно утверждать, что наличие высокого уровня развития восприятия способствует высокому уровню успеваемости.
Таким образом, данные статистического анализа подтверждают результаты качественного анализа, с высокой степенью соответствия можно утверждать о влиянии уровня развития основных познавательных процессов на уровень школьной успеваемости детей младшего школьного возраста.
В дальнейшем, на основании полученных результатов необходимо провести коррекционно-развивающую работу с рядом испытуемых, имеющих низкий уровень развития тех или иных процессов. Работа должна быть направлена именно на развитие памяти, внимания и т.п., а не носить учебно-познавательный характер.







Выводы по главе II

Проведенное констатирующее исследование позволило сделать ряд выводов.
1. Цель эмпирической работы на констатирующем этапе состояла в исследовании влияния познавательных процессов на успеваемость детей младшего школьного возраста.
2.Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Уфы Республики Башкортостан. Контингент участников исследования составил 30 человек.
3.На констатирующем этапе исследования были использованы следующие методики: Методика «Запомни рисунки»; Методика «Запомни и расставь точки»; Методика «Вербальная фантазия» (Немов Р. С.); Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.); Методика «Чем залатать коврик?» (Равен).
4.По результатам констатирующего исследования можно сделать вывод:
При интерпретации данных по методике «Запомни рисунки» выявилось, что у 3 учеников очень высокий уровень развития, у 5 учеников высокий уровень развития, у 19 - средний уровень и у 3 учеников низкий уровень.
При интерпретации данных по методике «Запомни и расставь точки» выявилось, что у 7 учеников очень высокий уровень развития, у 4 учеников высокий уровень развития, у 11 - средний уровень и у 8 учеников низкий уровень.
При интерпретации данных по методике «Вербальная фантазия» (Немов Р. С.) выявилось, что у 4 учеников очень высокий уровень развития, у 6 учеников высокий уровень развития, у 16 - средний уровень и у 4 учеников низкий уровень.
При интерпретации данных по методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.) выявилось, что у 5 учеников очень высокий уровень развития, у 8 учеников высокий уровень развития, у 12 - средний уровень и у 5 учеников низкий уровень.
При интерпретации данных по методике «Чем залатать коврик?» (Равен) выявилось, что у 4 учеников очень высокий уровень развития, у следующих 4 учеников высокий уровень развития, у 15 - средний уровень и у 7 учеников низкий уровень.
5. Данные статистического анализа подтверждают результаты качественного анализа, с высокой степенью соответствия (в большинстве случаев с вероятностью безошибочного прогноза (р) больше 99%) можно утверждать о влиянии уровня развития основных познавательных процессов на уровень школьной успеваемости.
6.Полученные результаты позволяют обосновать необходимость профилактической, а в ряде случаев коррекционной работы, направленной на предупреждение и коррекцию развития памяти, внимания, воображения, мышления.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг - включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые».
Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка.
Развитие познавательных процессов, происходящее в младшем школьном возрасте, имеет чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного обучения и развития.
У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий, что ведет к снижению успеваемости ребят в классе. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций. Невнимательность младших школьников - одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения - самые обидные для детей. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Проведенное констатирующее исследование позволило сделать ряд выводов.
1. Цель эмпирической работы на констатирующем этапе состояла в исследовании влияния познавательных процессов на успеваемость детей младшего школьного возраста.
2. Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Уфы Республики Башкортостан. Контингент участников исследования составил 30 человек.
3. На констатирующем этапе исследования были использованы следующие методики: Методика «Запомни рисунки»; Методика «Запомни и расставь точки»; Методика «Вербальная фантазия» (Немов Р. С.); Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.); Методика «Чем залатать коврик?» (Равен).
4. По результатам констатирующего исследования можно сделать вывод:
При интерпретации данных по методике «Запомни рисунки» выявилось, что у 3 учеников очень высокий уровень развития, у 5 учеников высокий уровень развития, у 19 - средний уровень и у 3 учеников низкий уровень.
При интерпретации данных по методике «Запомни и расставь точки» выявилось, что у 7 учеников очень высокий уровень развития, у 4 учеников высокий уровень развития, у 11 - средний уровень и у 8 учеников низкий уровень.
При интерпретации данных по методике «Вербальная фантазия» (Немов Р. С.) выявилось, что у 4 учеников очень высокий уровень развития, у 6 учеников высокий уровень развития, у 16 - средний уровень и у 4 учеников низкий уровень.
При интерпретации данных по методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.) выявилось, что у 5 учеников очень высокий уровень развития, у 8 учеников высокий уровень развития, у 12 - средний уровень и у 5 учеников низкий уровень.
При интерпретации данных по методике «Чем залатать коврик?» (Равен) выявилось, что у 4 учеников очень высокий уровень развития, у следующих 4 учеников высокий уровень развития, у 15 - средний уровень и у 7 учеников низкий уровень.
5. Данные статистического анализа с помощью расчета коэффициента ранговой корреляции Ч.Спирмена подтверждают результаты качественного анализа, с высокой степенью соответствия (в большинстве случаев с вероятностью безошибочного прогноза (р) больше 99%) можно утверждать о влиянии уровня развития основных познавательных процессов на уровень школьной успеваемости.
6. Полученные результаты позволяют обосновать необходимость профилактической, а в ряде случаев коррекционной работы, направленной на предупреждение и коррекцию памяти, внимания, воображения, мышления.
























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абрамов, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 624 с.
2.Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Гамезо и др.- М.: Просвещение, 2001.- 256с.
3. Возрастные возможности усвоения знании / Под ред. Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова. - М. Просвещение, 2000.
4.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 2000. С. 66-97.
5.Ермолаев -Томин, О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаева, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. - М.: Знание, 1999. - 79 с.
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина; Ун-т Рос. акад. образования. - 4-е изд. - М. : УРАО, 1999. - 177 с.
7.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Издательство московского университета, 1999. - 88 с.
8.Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: Издательство московского университета, 1999. - 253 с.
9. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
10. Младший школьный возраст / Г.И. Боровая и др.; Ред.-сост. Сенько В.Г. - 1999. - 86 с.
11.Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 2001.- 432с.
12.Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2002. - 816 с.
13. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -160 с.
14.Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2000. - 584с.
15.Репкин В.В., Ячина А. С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. - Харьков, 1985.
Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2000. - 447 с.
16.Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1999. - 160 с.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1999 - Т. 1. - 485 с.
18. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. - СПб: Речь, 2005. - 373 с.
19. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ. - М.: Школа-пресс, 2000. - 383 с.
20.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; АПН СССР. - М.: Педагогика, 2001. - 554 с.









55

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абрамов, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 624 с.
2.Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчнк, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Гамезо и др.- М.: Просвещение, 2001.- 256с.
3. Возрастные возможности усвоения знании / Под ред. Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова. - М. Просвещение, 2000.
4.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 2000. С. 66-97.
5.Ермолаев -Томин, О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаева, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. - М.: Знание, 1999. - 79 с.
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учеб. пособие / И.Ю. Кулагина; Ун-т Рос. акад. образования. - 4-е изд. - М. : УРАО, 1999. - 177 с.
7.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Издательство московского университета, 1999. - 88 с.
8.Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М.: Издательство московского университета, 1999. - 253 с.
9. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
10. Младший школьный возраст / Г.И. Боровая и др.; Ред.-сост. Сенько В.Г. - 1999. - 86 с.
11.Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 2001.- 432с.
12.Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2002. - 816 с.
13. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -160 с.
14.Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2000. - 584с.
15.Репкин В.В., Ячина А. С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. - Харьков, 1985.
Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2000. - 447 с.
16.Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1999. - 160 с.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1999 - Т. 1. - 485 с.
18. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст / Н. Семаго, М. Семаго. - СПб: Речь, 2005. - 373 с.
19. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ. - М.: Школа-пресс, 2000. - 383 с.
20.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; АПН СССР. - М.: Педагогика, 2001. - 554 с.

Влияние тревожности на эффективность обучения младшего школьного возраста

диссертация

по дисциплине "Педагогика"

по теме: "Влияние тревожности на эффективность обучения младшего школьного возраста"

Содержание

 

Введение

1. Теоретическое обоснование проблемы влияния тревожности на успеваемость обучения детей младшего школьного возраста

1.1 Успеваемость школьного обучения психолого-педагогическая проблема

1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы учащихся

1.3 Тревожность как негативный фактор результаты обучения учащихся

2. Деятельность экспериментальные исследования тревожности как фактора успеваемости обучения детей младшего школьного возраста

2.1 Выявление взаимосвязи уровня тревожности и результаты обучения учащихся начальной школы

2.2. Система работы по коррекции тревожности у учащихся начальных классов

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования на этапах констатирующего и формирующего экспериментов

2.4. Методические рекомендации для повышения производительности ученика по средством коррекции их тревожности

Вывод

библиография


Введение


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях является одним из определяющих факторов в формировании личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. О том, как они будут установлены, все зависит от его развития в будущем. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойство, неуверенность, эмоциональная нестабильность. Таким образом, проблема детей, тревоги и своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Многие психологи, такие как В. М. Лстапова, V. K. Вилюнас, К. Е. Изард, Н. Д. Левитов, Н. Д. Спилбергер и другие занимались проблемой тревожности. В работах E. L. Калиниа, Ю. Л. Ханина и другие показали, что тревога как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние на человека. Однако, как отмечается в работах A. I. Захаров, Н. В. Имеладзе, Л. М. Прихожан и других, постоянные чувства тревоги становятся личным новообразованием – тревожностью. Анализ исследований различных авторов показывает, что беспокойство ребенка имеет, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны, является результатом социализации. Для беспокойства и страхов, которые открываются в условиях социализации, существует возможность коррекции в детстве.

Узнать стоимость работы