Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Различие самоотношения у представителей различных профессий

  • 22 страницы
  • 25 источников
  • Добавлена 22.06.2012
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ
1.1 Место и роль самоотношения в личностном развитии
1.2 Самооценка и «Я»-концепция как содержательная сторона самоотношения
1.3 Самоотношение как фактор успешности профессиональной деятельности
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ
2.1 Описание профессиональных качеств юриста
2.2 Описание профессиональных качеств строителя
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

К когнитивным (познавательным) функциям относятся внимание, воображение, мнемические процессы, мышление, речь, сенсорные процессы (восприятие) [7].
К регуляторной сфере деятельности юриста следует отнести:
- эмоциональные свойства: гуманность, ответственность, патриотизм, честность;
к волевой сфере – лидерство, настойчивость, организованность, принципиальность;
- к коммуникативной сфере личности юриста следует отнести такие свойства, как коллективизм, общительность, социальную активность, способность к взаимодействию, способность к приему и передаче вербальной и образной информации [7].
К личным качествам юриста можно отнести:
- аналитический склад ума и незаурядный интеллект;
- коммуникабельность;
- логическое мышление и хорошая память;
- нервно – психическая устойчивость;
- организаторские способности;
- способность абстрагироваться от конкретных обстоятельств, даже если они касаются вас напрямую;
- уверенность при публичных выступлениях, постоянная тренировка ораторских навыков;
- умение принимать важные решения «на ходу»;
- усидчивость - копаться в нормативных актах, особенно в начале карьеры, придется подолгу [7].
Помимо перечисленных факторов у каждого юриста должна быть мотивационная сфера его деятельности. Он должен стремиться к всеобщему уважению, к достижению высоких результатов своей работы, престижу профессии. Указанные профессионально важные качества юриста обеспечивают решение разнообразных по содержанию и трудности профессиональных задач, совершенствуются и развиваются в этом процессе, повышая эффективность системы деятельности юриста в целом.



2.2 Описание профессиональных качеств строителя

Строитель - одна из древнейших профессий. Многие археологические памятники, благодаря которым мы узнаем о прошлом человечества - это древние строения. Многие сооружения стоят до сих пор, хотя их возраст измеряется тысячелетиями. Секреты строительного ремесла бережно хранились, накапливались веками и передавались из поколения в поколение, от мастеров к ученикам [7].
Труд строителя существенно различается в зависимости от того, работает ли он на крупном производстве, где четко разделены функции различных работников, или в небольшой многопрофильной бригаде, выполняющей различные виды строительных работ. В первом случае большую часть времени он занят выполнением небольшого числа довольно однообразных действий (нанесение раствора, укладка кирпичей), зависящих от его строительной специальности. Этих специальностей внутри профессии «строитель» довольно много - бетонщики, каменщики, монтажники, плиточники, плотники, штукатуры. Работая в составе небольшой многопрофильной бригады строители, как правило, не имеют возможности узко специализироваться на чем-то одном, а совмещают несколько специальностей, являются «мастерами на все руки». Их работа оказывается более разнообразной и, соответственно, требования к уровню их профессиональной подготовки выше.
Личностные качества включают в себя аккуратность, внимательность, настойчивость, трудолюбие, усидчивость и стремление доводить до конца начатое дело. Более того, отличная физическая форма, достаточные показатели здоровья, а также выносливость обеспечат высокую продуктивность при работе, как на открытом воздухе, так и в помещении. Высоко ценятся исполнительность, пунктуальность работника. Достижения строителя зависят не только от собственно профессиональных навыков, но и от умения работать в команде, поддерживать отношения с коллегами [7].
Тому, кто работает в составе крупных бригад и специализируется на каком-то конкретном виде деятельности, следует в совершенстве овладеть своим видом труда и представлять в общих чертах, чем занимаются другие люди, работающие на стройке. Следует знать правила строительных работ, специфику применения инструментов и оборудования, технику безопасности. Строитель, который работает в небольшой бригаде, выполняющей заказы «под ключ» (например, занимающейся возведением коттеджей или ремонтом квартир), должен уметь выполнять сразу несколько видов работ.
Строитель - профессия востребованная и массовая, ее представители пользуются стабильным спросом на рынке труда. Спрос подвержен сезонности - летом он повышается, зимой понижается. Карьерные перспективы: стать руководителем невысокого ранга (бригадиром, прорабом) или заниматься индивидуальным предпринимательством, оказывая строительные услуги [7].
Таким образом, обобщая результаты вышесказанного, можно подвести итог, что все что сложилось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Познавая качества других, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственное самоотношение. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Всё это входит в самоотношение личности и определяет её психологическое самочувствие.
Проанализировав теоретико - методологические подходы к феномену самоотношения, мы выяснили, что в психологии на сегодняшний день существует множество направлений его изучения:
- самоотношение как свойство личности, психическое образование (Б.Г. Ананьева, B.H. Мясищев);
- самоотношение как высшая форма регуляции поведения (A.K. Абульханова, A.K. Осницкий);
- самоотношение как центральное образование человеческой субъективности (B.И. Слободчиков);
- самоотношение как способ и важная предпосылка личностно-профессионального развития человека (A.A. Бодалев, A.K. Маркова).
Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом H.И. Сарджвеладзе. Мы будем в нашем исследовании рассматривать самоотношение, как интегральное психическое качество, выражающее осознание человеком своей способности произвольно и самостоятельно осуществлять значимые преобразования в объекте деятельности, других людях и самом себе.
Самоотношение включает в себя когнитивный, конативный и эмоциональный компоненты. Ш.H. Чхартишвили предложил трехструктурное измерение человеческого самоотношения: биологическое, психологическое и социальное. Система самоотношений полифункциональна и включает в себя:
- функцию отображения себя;
- функцию самовыражения и самореализации;
- функцию сохранения внутренней стабильности и континуальности «Я»;
- функцию самоконтроля и саморегуляции;
- функцию психологической защиты;
- функцию интракоммуникации.
Содержательными сторонами самоотношения являются «Я – концепция» и самооценка. Исследования показывают, что существует связь между успешностью профессиональной деятельности и развитием самоотношения. Именно деятельность человека обуславливает формирование его сознания и самоотношения, а они в свою очередь являются регуляторами его деятельности. Профессиональное самоотношение рассматривается как самоотношение работника к результату сопоставления реального и идеального «Я-профессионал», формирующегося в результате процесса самооценивания в контексте профессиональных качеств, в сравнении с другими и с самим собой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Альбуханова-Славская, K.A. Стратегия жизни / K.A. Альбуханова-Славская – М.: Мысль, 1999. – 301 с.
Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания / Б.Г. Ананьев – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
Баранов, П.П., Курбатов, B.И. Юридическая психология / Под общей редакцией A.H. Ерыгина.
Бодалев, A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев - М.: Флинта: Наука, 1998. – 316 с.
Борисов, Ю.A., Кудрявцев И.A. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена // Психосемантика // Психологический журнал. - 2003. -№1. – С. 91-103.
Гульянова, H.A.. О связи самоприятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник МГУ. - Психология. - 2001. - №3. - С.68-75.
Ильин, E.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / E.П. Ильин – СПб.: Питер, 2006. – 354 с.
Квинн, B.H. Прикладная психология / B.H. Квинн - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
Климов, E.A. Введение в психологию труда / E.A. Климов - М.: Академия, 2000. - 200 с.
Кон, И.C. Открытие «Я» / И.C. Кон - М.: ИП РАН, 2008. - 365с.
Корнеева, Л.H. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. - 1999. - № 4. - С.91-96.
Коростылева, Л.A. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. - № 5 / под ред. Г.C. Никифорова, Л.A. Коростылевой. - СПб.: Питер, 2001. – 232 с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, B.H. Колюцкий – М.: Сфера, 2008. – 464 с.
Мясищев, B.H. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек - человек» / Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития / Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции / под ред. Карелиной M.Ю. - М.: МИССО, 2003. - 195 с.
Леонтьев, A.H. Деятельность. Сознание. Личность / A.H. Леонтьев - М.: Сфера, 2007. - 304 с.
Маркова, A.K. Психология профессионализма / A.K. Маркова. - Самара: АСВТ, 2004. - 254 с.
Осницкий, A.K. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: автореф. докт. дис.: / A.K. Осницкий. - М.: ИП РАН, 2001. - 370 с.
Родина, O.H. Предпосылки успеха в труде // Вестник МГУ - Психология. - 1999. - №3. - С.60-67
Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн - М.: ИП РАН, 2006. - 428 с.
Самоукина, H.B. Психология и педагогика профессиональной деятельности H.B. Самоукина - М.: Экмос, 2002. - 352 с.
Слободчиков, B.И. Актуальные проблемы педагогики и психологии развития / B.И. Слободчиков – М.: ИП РАН, 2007. – 228 с.
Чеснокова, И.И. К проблеме психических состояний человека / И.И. Чеснокова // Психология состояний: хрестоматия / под. ред. A.O. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 47-50.
Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен - СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
Шибутани, T. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности / T. Шибутани - Самара: Бахрах, 2003. - С.62-81.
Энциклопедический словарь в шести томах / Под общ. ред. A.B. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
























24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Альбуханова-Славская, K.A. Стратегия жизни / K.A. Альбуханова-Славская – М.: Мысль, 1999. – 301 с.
2.Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания / Б.Г. Ананьев – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
3.Баранов, П.П., Курбатов, B.И. Юридическая психология / Под общей редакцией A.H. Ерыгина.
4.Бодалев, A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев - М.: Флинта: Наука, 1998. – 316 с.
5.Борисов, Ю.A., Кудрявцев И.A. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена // Психосемантика // Психологический журнал. - 2003. -№1. – С. 91-103.
6.Гульянова, H.A.. О связи самоприятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник МГУ. - Психология. - 2001. - №3. - С.68-75.
7.Ильин, E.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / E.П. Ильин – СПб.: Питер, 2006. – 354 с.
8.Квинн, B.H. Прикладная психология / B.H. Квинн - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
9.Климов, E.A. Введение в психологию труда / E.A. Климов - М.: Академия, 2000. - 200 с.
10.Кон, И.C. Открытие «Я» / И.C. Кон - М.: ИП РАН, 2008. - 365с.
11.Корнеева, Л.H. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. - 1999. - № 4. - С.91-96.
12.Коростылева, Л.A. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. - № 5 / под ред. Г.C. Никифорова, Л.A. Коростылевой. - СПб.: Питер, 2001. – 232 с.
13.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, B.H. Колюцкий – М.: Сфера, 2008. – 464 с.
14.Мясищев, B.H. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек - человек» / Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития / Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции / под ред. Карелиной M.Ю. - М.: МИССО, 2003. - 195 с.
15.Леонтьев, A.H. Деятельность. Сознание. Личность / A.H. Леонтьев - М.: Сфера, 2007. - 304 с.
16.Маркова, A.K. Психология профессионализма / A.K. Маркова. - Самара: АСВТ, 2004. - 254 с.
17.Осницкий, A.K. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: автореф. докт. дис.: / A.K. Осницкий. - М.: ИП РАН, 2001. - 370 с.
18. Родина, O.H. Предпосылки успеха в труде // Вестник МГУ - Психология. - 1999. - №3. - С.60-67
19.Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии / C.Л. Рубинштейн - М.: ИП РАН, 2006. - 428 с.
20.Самоукина, H.B. Психология и педагогика профессиональной деятельности H.B. Самоукина - М.: Экмос, 2002. - 352 с.
21.Слободчиков, B.И. Актуальные проблемы педагогики и психологии развития / B.И. Слободчиков – М.: ИП РАН, 2007. – 228 с.
22. Чеснокова, И.И. К проблеме психических состояний человека / И.И. Чеснокова // Психология состояний: хрестоматия / под. ред. A.O. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 47-50.
23.Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен - СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
24.Шибутани, T. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности / T. Шибутани - Самара: Бахрах, 2003. - С.62-81.
25.Энциклопедический словарь в шести томах / Под общ. ред. A.B. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

Опубликовано

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федерального государственного образовательного учреждения

образования

"КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра педагогики и психологии

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (дипломной) РАБОТЫ

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ старшеклассников С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Работу выполнил

Рождество I. I.

Краснодар 2014

Содержание

Введение

1. Анализ концептуальных единиц исследования

1.1 Возрастные особенности учащихся средней школы,

1.2 Самоотношение как компонент самосознания личности

1.3 Психологическая сущность состояния тревожности

2. Организация и методы эмпирического исследования

3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования

3.1 Анализ результатов исследования самоотношения старшеклассников

3.2 Анализ результатов исследования тревожности учащихся средней школы,

3.3 Анализ результатов исследования особенностей самоотношения старшеклассников с разным уровнем тревожности

Вывод

Список используемых источников

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. На современном этапе развития психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности, стержнем которой является понятие. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в психологии, привели к условно схематическому свои усилия вне теории целостной личности. Исследователи рассматривали его общие и частые аспекты, не опираясь на все достижения в сфере исследования личности, во-первых, и не используя все известные методологические принципы и подходы к его изучению, что позволило бы интегрировать научное знание о Я-концепции и самоотношении в связи с категориями "личность", "сознание", "самосознание", во-вторых.

В то же время изучение современной специальной литературы показывает, что в области психологии уже сложились определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории самоотношения. В психологии к проблемам самоотношения, рассматриваются такие психологи, как С. Р. Пантелеев,

Узнать стоимость работы