Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

  • 32 страницы
  • 15 источников
  • Добавлена 01.08.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Творческое развитие учащихся средствами
театрального искусства
1.1 Закономерности развития творческих способностей в период дошкольного детства
1.2. Цели и задачи театральной деятельности
Глава 2. Методика проведения театральных занятий в ДОУ
2.1. Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса
2.2. Контроль освоения программы
Заключение
Литература
Приложение
Примерные игры и упражнения

Фрагмент для ознакомления

Развивая эмоционально–нравственную сферу детей использовать игры: * На развитие речи («Подскажи словечко», скороговорки)

* На развитие воображения, мышления, памяти («Зеркало», «Где мы были, мы не скажем»).

*На развитие детской пластики («Котята», «Скала», «Скульптор»)

* На развитие выразительной мимики («Поссорились-помирились», «Театр мимики», «Испорченный телефон», «Лото настроений»)

* На хорошее эмоциональное состояние («Приветствие», «Угадай настроение», «Мирная считалка»).

Театрализация – это импровизация, оживление предметов и звуков, поэтому на занятиях можно использовать пение, движение под музыку, слушание. Дети узнают музыку по характеру и показывают её мимикой, жестами, движениями.
Дети не сразу могут овладеть умением правильно держаться на сцене: они еще скованны, речь их невразумительна, небрежна. Нужно помочь ребятам раскрыть их потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринужденно и на специальных играх – занятиях: «Понимаю себя – понимаю других».
Учитывая возрастные особенности детей, можно включать в занятия игры, этюды, упражнения, знакомые и доступные детям произведения, сказки.
Кульминацией всей проделанной работы служит спектакль, где дети стараются передать не только сюжет сказки, но и пережить сердцем эмоции и чувства всех героев. Нужно стараться, чтобы дети использовали все средства актерской выразительности, усвоенные ими на занятиях.
2.2. Контроль освоения программы

Промежуточный контроль освоения программы по приобретению творческих навыков заключается в вынесении творческих работ на суд зрителей в виде открытых уроков для родителей, учебного показа драматических этюдов, фрагментов драматических произведений или целого спектакля, с обсуждением и тщательным разбором выступлений, подробным анализом творческих работ и достижений детей.
Основными критериями являются:
1. Эмоциональный след от занятий, удовлетворение от творчества, возрастающая уверенность в своих силах, желание прийти в театральный коллектив снова.
2. Качество полученных знаний, умений и навыков.
3. Способность учиться и общаться, действовать в условиях творческого коллектива.
Результативность – это степень соответствия ожидаемых и реально полученных результатов. Формирование творческих навыков сложно оценивать, поскольку это процесс длительный, носит отсроченный характер. Только спустя несколько лет можно увидеть результат, какими стали дети, и какова в этом заслуга педагога.
Учитывая, что дети имеют разные исходные возможности, разные темпы усвоения учебного - воспитательного материала, промежуточные показы не могут отразить истинных достижений ребенка. Регулярные занятия, сопряженные с преодолением трудностей, приводят одних учащихся к снижению интереса к театральной деятельности, других, наоборот, к переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием глубже и полнее освоить театральную деятельность.
Анализируя результаты деятельности, можно выявить следующие показатели:
- театральная деятельность детей имеет положительный результат в развитии творческого воображения.
- поддерживается и улучшается самооценка и самоуважение каждого ребенка.
- дети стали более активны на уроках.
- уверенно держатся на аудитории.
- умеют работать согласованно в группе
- свободно выражают свои мысли.
- дружный коллектив без отвергнутых детей
- ребята - активные участники в разных творческих конкурсах (художественного слова, актерского мастерства, прикладного искусства, всех школьных мероприятиях, концертах, агитбригадах).
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их на начальной ступени школьного образования и как оказалось лучшая почва для роста творческих задатков – это театральное искусство.
Заключение

В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. С каждым годом возрастают требования к умственной деятельности, удлиняются сроки обучения, растет объем усваиваемых знаний, но беспредельно увеличивать время обучения невозможно. Театральная деятельность – это тот необходимый эффективный метод, который наилучшим образом помогает раскрыть творческий потенциал ребенка.
На мой взгляд, именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Я считаю, если в работе с детьми по развитию творческих способностей использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
1. В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
3. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
4. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
5. Происходит коррекция поведения;
6. Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
7. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Специально организованные театрализованные занятия позволяют развить речь детей, что является одной из основных проблем воспитания детей дошкольного возраста, развитию психических процессов, пластики. Овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе позволяет формировать опыт нравственного поведения, повышает жизненный тонус ребят.

Литература

1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Даниловский
благовестник.М. 1999. С.164
2. Амонашвили Шалва. Размышления о гуманной педагогике. Издат.Дом Шалвы Амонашвили, - М., 1996.С.396.
3. Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности. Развивающая про-
грамма для младших школьников. – М.: Генезис, 2003.
4. Бахтин Н. Детский театр и значение его для народной школы.//Художественно-педагогический журнал. 1914. №2 С.23-26. №3
5. Беседы Станиславского в Студии Большого театра. Записаны К.Антаровой.– М.,1947. С.38.
6. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения.
– М., 2000.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. -92С., С.61.
8. Ганелин Е.Р. Проблемы театральной педагогики и любительский театр. Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. искус-вед.. Наук. СПб.:2000.
9. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2007. 377с.- (Золотой фонд актерского мастерства).
10. Сорокина Н.Ф. Программа «Театр-Творчество-Дети». Издательство АРКТИ , 2004.
11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
12. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. /Пособие для работников дошкольных учреждений/ М., 2001г.
13. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М., 2004.
14. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М., 1982.
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.
15. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. С-П., 2001.
Приложение
Примерные игры и упражнения

Театральная игра
Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству, развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры - в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными. Предлагаемые игры и упражнения допустимо использовать и в работе педагога.

«Поймай хлопок»
Цель: развивать произвольное слуховое внимание, быстроту реакции. Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку).

«Поезд»
Цель: развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство сплоченности. Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед ними ребенок - «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности стоят его «вагоны». Затем «паровоз» отворачивается и называет детей-«вагонов» в четкой последовательности.

«Словесный портрет»
Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ - Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (прическу, цвет волос, одежду, ее цвет) названного ребенка.


«Я положил в мешок …»

Цель: развивать произвольную слуховую память. Педагог объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке. Педагог начинает игру словами: «Я положила в мешок …» (называет любой предмет). Следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. Постепенно запоминаемых слов становится все больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности.

«У бабушки в огороде растет …»

Цель: та же, что и в описанной выше. Педагог говорит детям о волшебном огороде, на котором может вырасти все что угодно. Главное - запомнить последовательность «выросшего».

«Тень»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.

«Разведчики»
Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции. По определенному сигналу одного из детей - командира, дети-«разведчики» должны выполнять действия. Например, по сигналу синей ракеты (карандаш синего цвета) - присесть и притаиться, а по сигналу красной ракеты - перепрыгнуть через воображаемое препятствие.

«Внимательные звери»

Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координациюдвижений. Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети
внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

«Веселые обезьянки»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Дети-«обезьянки» стоят врассыпную. Лицом к ним стоит посетитель
зоопарка (один из детей), который выполняет различные движения и жесты.
«Обезьянки», передразнивая его, все точно повторяют.

«Зеркало»
Цель: та же, что и в игре «Веселые обезьянки». Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок - «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.

«Снежный ком»
Цель: развивать слуховое внимание, произвольную память, сплоченность
группы. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает «катать большой снежный ком».
Темы игры могут быть различные: имена сидящих детей, профессии их родителей, любимые фрукты, цветы и т.д. Например, выбрана тема «Улица, на которой я живу». Первый ребенок называет свою улицу, следующий говорит улицу, на которой живет сказавший ребенок, а затем свою и т.д.

«Стульчики»
Цели: прививать умение свободно перемещаться в пространстве;
координировать свои действия с товарищами. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус и т.д.

«Дружные звери»
Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий. Дети распределяются на три команды: медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, медведи - топнуть ногой, обезьяны - хлопнуть в ладоши, слоны - поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.

«Работа с моделями эмоций»
Цель: знакомить с мимическим изображением эмоций. Педагог обращает внимание детей на глаза, брови, рот, схематичные изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают карточки и разрезают их пополам поперек. Детям предлагают найти две подходящие половинки и соединить их.

«Работа со схемами-эмоциями»
Цель: развивать фантазию, воображение, логическое мышление. Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображенных моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать историю. В этой истории с героем происходят события, при которых он проявляет указанные эмоции. Например, схема: грусть - удивление - радость. «Шел грустный цыпленок, увидел своего братца, плывущего по реке на листочке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе. Обрадовался цыпленок и отправился с братом в плавание».

«Этюды»
Цели: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными
средствами; умение действовать сообща. Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Темы для этюдов должны быть близки и понятны детям («Ссора», «Обида», «Встреча», «Радость», «Гнев», «Грусть» и др.). Следующий этап - сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам («Колобок и Лиса», «Таня
и мячик», «Девочка и кукла» и др.). Игры по данному направлению могут быть дополнены или изменены по усмотрению педагога.

«Звериные скороговорки»
Цель: развитие речи. Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
Ткет ткач ткани на платок
Тане.
От топота копыт пыль по
полю летит.
Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кукушка кукушонку
купила капюшон.
Шесть мышат в камышах
шуршат.
Слишком много ножек у
сороконожек.
Наш Полкан попал в
капкан.
Хохлатые хохлушки
хохотом хохотали.
У четырех черепашек по
четыре черепашонка.
Еле-еле Лена ела, есть от
лени не хотела.

«Диалогические скороговорки»
Цель: развитие речи. Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
- Расскажи мне про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Или
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не
спишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть
дополнены или заменены педагогом по своему усмотрению.

Этюд «Осенние листья»
Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр). Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).

«Снегурочка»
Наступила весна. Все оживает и рассветает. Грустно лишь одной Снегурочке:
солнечные теплые лучи несут ей гибель; она прощается со всем, что ей дорого, и медленно тает (романс Г. Свиридова из кинофильма «Метель»).

«Факир и змеи»
Факир играет на дудочке, спокойно лежащие на полу змеи начинают свой танец, плавно покачиваясь и извиваясь (П. Чайковский «Арабский танец» из балета «Щелкунчик»).

«Времена года»
Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы (отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»).
















3

Литература

1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Даниловский
благовестник.М. 1999. С.164
2. Амонашвили Шалва. Размышления о гуманной педагогике. Издат.Дом Шалвы Амонашвили, - М., 1996.С.396.
3. Баранова И.В., Гупта С.Р., Фигина Е.Н. Нравственные ценности. Развивающая про-
грамма для младших школьников. – М.: Генезис, 2003.
4. Бахтин Н. Детский театр и значение его для народной школы.//Художественно-педагогический журнал. 1914. №2 С.23-26. №3
5. Беседы Станиславского в Студии Большого театра. Записаны К.Антаровой.– М.,1947. С.38.
6. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения.
– М., 2000.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. -92С., С.61.
8. Ганелин Е.Р. Проблемы театральной педагогики и любительский театр. Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. искус-вед.. Наук. СПб.:2000.
9. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2007. 377с.- (Золотой фонд актерского мастерства).
10. Сорокина Н.Ф. Программа «Театр-Творчество-Дети». Издательство АРКТИ , 2004.
11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
12. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. /Пособие для работников дошкольных учреждений/ М., 2001г.
13. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. М., 2004.
14. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М., 1982.
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.
15. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. С-П., 2001.

Содержание

  • Введение
  • 1. Формирование творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности с точки зрения психолого-педагогического исследования
  • 1.1 Музыкально-театрализованная деятельность как совокупность структуры креативности дошкольников
  • 1.2 Основы формирования и организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников
  • 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников
  • 2.1 Цели, задачи и организация опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников
  • 2.2 Ход и результаты опытно-экспериментального исследования по формированию творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников
  • Вывод
  • Список литературы

Введение

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования в подготовке детей к школе. Одним из этих требований является развитие художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие художественно-творческого компонентов, способствующих развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, д. Б. Эльконин и др., основой художественно-творческие способности являются способностями. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то он, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все больше привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в личности творческой, способной действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения для любых жизненных проблем. Именно музыкально-театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественных и творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников требует определения иной технологии, использования музыкально-театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Узнать стоимость работы