Разработка стратегии развития предприятия на примере ООО "Олимпик Авто".

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Менеджмент
  • 111111 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 16.06.2012
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегического плана развития предприятия
1.1. Методология анализа отрасли и конкурентной среды
1.2. Ключевые факторы успеха развития предприятия
1.3 Анализ внутренней среды предприятия
1.4 Использование инструментов SWOT-анализа
Выводы по главе 1
Глава 2. Общая характеристика ООО «Олимпик Авто»
2.1. Анализ деятельности ООО «Олимпик Авто»
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Олимпик Авто»
2.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Олимпик Авто»
Выводы по главе 2
Глава 3. Стратегия развития ООО «Олимпик Авто»
3.1 Разработка стратегического плана
3.1.1 Оценка первоначальных капитальных вложений
3.1.2 Потребность в инвестициях, источники финансирования
3.2 Оценка перспективности предложений. Результаты SWOT-анализа
3.3 Определение экономической эффективности стратегического плана
3.3.1 Метод определения чистого дисконтированного дохода
3.3.2 Метод расчета рентабельности инвестиций
3.3.3 Метод расчета внутренней нормы прибыли
3.3.4 Метод расчета дисконтированного периода окупаемости инвестиций
3.4 Анализ чувствительности и устойчивости стратегического плана
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Приложение 1

Фрагмент для ознакомления

Главными заинтересованными лицами, осуществляющими инвестиции в проект, являются учредители компании. Также заинтересованной стороной является банк, финансирующий проект выдачей кредита.
Для оценки эффективности данного проекта будет произведена его коммерческая оценка, которая включает в себя расчет следующих показателей:
период окупаемости проекта;
чистый дисконтированный доход (или «NPV»);
внутренняя норма рентабельности (показатель «IRR»);
индекс прибыльности (индекс «PI»).
Для того чтобы определить эти показатели необходимо сначала рассчитать затраты на инвестиции в проект, прогнозируемые объемы реализации и текущие затраты, которые будут у предприятия после диверсификации.
Расчет инвестиционных затрат на диверсификацию
Исходя из данных предыдущей главы, можно рассчитать инвестиционные затраты на диверсификацию деятельности предприятия ООО «Олимпик Авто». Расчет представлен в таблице 3.1 ниже, где перечислены все необходимые для диверсификации затратные мероприятия и покупки.

Таблица 3.1 - Расчет инвестиционных затрат
Статья затрат Ед. измерения Количество Стоимость за единицу, руб. Стоимость за общее кол-во, руб. Создание интернет сайта шт. 1 30 000,00 30 000,00 Ремонт помещения шт. 1 400 000,00 400 000,00 Камера видеонаблюдения шт. 4 12 000,00 48 000,00 Инструменты, кабели, одежда для работ по устройству помещения шт. много 7 000,00 7 000,00 Оборудование для продажи в магазине (для выставления на витринах и хранения в наличии) шт. много 1 500 000,00 1 500 000,00 Стенд-витрина для выставления продукции шт. 11 3 500,00 38 500,00 Мебельная стойка шт. 1 3 500,00 3 500,00 Стол шт. 1 2 000,00 2 000,00 Стул шт. 3 830,00 2 500,00 Демонстрационный стенд шт. 1 7 000,00 7 000,00 Кассовый аппарат шт. 1 15 000,00 15 000,00 Денежный ящик для кассового аппарата шт. 1 3 500,00 3 500,00 Регистрация кассового аппарата шт. 1 2 000,00 2 000,00 Устройство считывания магнитных карт шт. 1 3 000,00 3 000,00 Рекламные листовки, буклеты, журналы и прочее шт. много 7 000,00 7 000,00 Прочее (канцелярские принадлежности, мусорные ведра, лампочки) шт. много 4 000,00 4 000,00 Инструменты, кабели, одежда для работ по устройству помещения шт. много 7 000,00 7 000,00 Итого 2 073 000
Следует отметить, что на полтора миллиона рублей для магазина было закуплено оборудование, частично для выставления на витринах и частично для хранения в наличии. Сотрудники отдела розничных продаж, работавшие ранее в другом магазине, составили оптимальный, по их опытному мнению, перечень товаров, пользующихся высоким спросом в магазинах автомобильной техники. Учредители предприятия проконтролировали, чтобы в этом списке был преимущественно такой товар, который при случае мог бы заинтересовать кого-то из постоянных клиентов компании, чтобы продукция не залеживалась в наличии, если на нее не будет спроса в магазинах.
Итак, инвестиционные затраты составляют 2 073 000 рублей, что равняется приблизительно 60-ти тысячам долларов США. Для инвестиционного проекта цифра не очень большая, но и для такой суммы нужен источник финансирования.
Источник финансирования инвестиций
Для любых инвестиций необходим источник финансирования. Выделяют следующие основные виды стратегии финансирования в зависимости от их источников:
Финансирование из внутренних источников.
Финансирование из привлеченных средств.
Финансирование из заемных средств.
Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.
Внутренними источниками являются собственные средства предприятия: амортизация, прибыль, остающаяся в распоряжении организации, и прочие собственные средства.
Особенности внешних источников финансирования:
1. Привлеченные инвестиции (инвестором может быть другая компания, государство, какой-либо инвестиционный фонд и т.д.):
инвестору интересны высокая прибыль и компания, нуждающаяся в инвестициях;
инвестор может иметь (или не иметь) намерения когда-либо избавиться от инвестиций;
доля собственности инвестора определяется из соотношения его инвестиций ко всему капиталу компании.
2. Заемные инвестиции:
компания получает обязательство по контракту вернуть сумму займа;
заем должен быть погашен в соответствии с условиями, на которых был получен;
компания платит за полученный заем проценты;
компания предоставляет необходимые и приемлемые для кредитора гарантии (возможно личное имущество предприятия или его учредителей);
если кредит не возвращается по согласованному графику, то кредитор может изъять гарантии;
после возвращения суммы займа обязательства перед кредитором прекращаются.
У рассматриваемого предприятия есть свои денежные средства, но которых или недостаточно для инвестиционных затрат диверсификации, или нецелесообразно вливать большую часть собственного капитала в проект, тогда как можно прибегнуть к использованию заемного капитала. В итоге было принято решение финансировать диверсификацию деятельности компании за счет собственных денег и за счет банковского кредита, т.е. применено смешанное (комплексное) финансирование проекта. Компания инвестировала 573 000 рублей своих средств, и требовался кредит в размере 1 500 000 рублей. Кредит сроком на три года под 20 процентов годовых был получен в филиале «КМБ Банка». В таблице 3.2 представлен расчет кредитных затрат.
Таблица 3.2 - Расчет затрат на погашение банковского кредита
Сумма кредита, руб. Ежемесячный платеж по возврату кредита, руб. Ставка процента Ежемесячный процентный взнос, руб. Общий ежемесячный взнос, руб. 1 500 000 41 667 20% 8 333 50 000
Стоимость заемного капитала составила 300 000 рублей.
Расчет текущих затрат после диверсификации
Классификация затрат предприятий достаточно широка: прямые и косвенные, производственные и непроизводственные и другие.[1] В данном случае рассматриваются постоянные и переменные затраты организации. Переменные противопоставляются постоянным и наоборот, с которыми в сумме составляют общие затраты. Постоянные затраты не зависят от величины объема выпуска и присутствуют даже во время простоя предприятия. Что касается переменных затрат, то основным признаком, по которому можно их определить, является их исчезновение при остановке производства.[1]
К постоянным затратам относятся выплаты по возврату банковского кредита. У компании ООО «Олимпик Авто» два кредита. Первый в размере трех миллионов рублей и сроком на три года был взят в банке «ВТБ» при открытии предприятия. Ежемесячная выплата по нему составляет 100 000 рублей. Второй кредит взят для реализации проекта диверсификации, информация о нем представлена в таблице 3.2 на предыдущей странице.
Также к постоянным затратам относятся лизинговые выплаты за автотранспорт, плата за аренду офисного и складских помещений и заработная плата персонала, которая с приходом новых сотрудников составляет 408 000 рублей в месяц.
Уплата некоторых налогов также относится к постоянным затратам: это налог на имущество (2,2% от среднегодовой стоимости основных средств) и ЕСН в размере 26% от общей суммы заработных плат. Предприятие также является налоговым агентом при уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ), но плательщиком этого налога являются работники компании.
Другой постоянной затратой является начисление амортизации. Амортизация в данном случае начисляется линейным методом в течение пяти лет, т.е. при общей стоимости активов предприятия равной приблизительно полутора миллионам рублей, ежегодно будет начисляться 300 000 рублей, а норма амортизации составит 20% в год.
К прочим условно-постоянным затратам можно отнести расходы на: бензин, содержание транспортных средств, обеды для персонала, содержание офиса, связь, обслуживание интернет сайта, рекламу и некоторые другие. Ниже в таблице 3.3 произведен расчет постоянных затрат предприятия после диверсификации на три года вперед.
Таблица 3.3 - Текущие постоянные затраты после диверсификации
Статья затрат Затраты в месяц, руб. Затраты за год, руб. Первый год Второй год Третий год Плата за аренду помещения 120 000 1 440 000 1 440 000 1 440 000 Выплата по возврату кредита банку «ВТБ» 100 000 1 200 000 1 200 000 0 Выплата по возврату кредита «КМБ Банку» 50 000 600 000 600 000 600 000 Выплата за лизинг автотранспорта 30 000 360 000 360 000 0 Расходы на содержание автотранспорта (бензин, ремонт ) 40 000 480 000 480 000 480 000 Амортизация оборудования 25 000 300 000 300 000 300 000 Заработная плата сотрудников 408 000 4 896 000 4 896 000 4 896 000 Выплата ЕСН и ОПС (26% от ФОТ) 106 080 1 272 960 1 272 960 1 272 960 Расходы на содержание офиса (канцелярские товары, питьевая вода, мыло и прочее) 17 500 210 000 210 000 210 000 Расходы на связь (телефон и интернет) 25 000 300 000 300 000 300 000 Оплата рекламы 3 000 36 000 36 000 36 000 Оплата рекламы на лайтбоксах 6 000 72 000 72 000 72 000 Обслуживание интернет сайта 12 000 144 000 144 000 144 000 Продление регистрация сайта в сети 0 15 000 10 000 10 000 Налог на имущество 2 083,3 25 000 25 000 40 000 Прочие расходы (выплаты по прочим договорам обслуживания, расходы на обеды и другие затраты) 30 000 360 000 360 000 360 000 ИТОГО 974 665 11 710 960 11 705 960 10 160 960

3.1.2 Потребность в инвестициях, источники финансирования

Далее необходимо попытаться спрогнозировать переменные затраты предприятия, они, как известно, напрямую зависят от объема реализации.
К переменным затратам в данном случае отнесены: расходы на закупку товара у поставщиков, премии сотрудникам (зависят от прибыли) и налоги: НДС и налог на прибыль.
Для того чтобы рассчитать эти показатели нужно знать, на какую сумму предприятие реализует свои продукцию и услуги. Поэтому сперва следует сделать расчет прогнозируемых объемов реализации, который представлен в таблице 3.4 ниже. Расчет сделан на основе экстраполяции показателей ежемесячной реализации в предыдущем году работы компании. В этой таблице учтены доходы от возможных крупных сделок, но с уменьшением этих показателей в два раза, так как есть риск снижения количества крупных контрактов, также учтены желаемый рост объемов реализации.
Таблица 3.4 - Расчет прогнозируемого объема реализации
Источник дохода Объем реализации за месяц, руб. Объем реализации за год, руб. Первый год Второй год Третий год Доходы от договоров на обслуживание 50 000 600 000
660 000
(+10%)
710 000
(+7,5%) Реализация услуг по ремонту техники «Шкода» (выплаты от «Шкода») 40 000 480 000
550 000
(+15%)
605 000
(+10%) Реализация товара постоянным корпоративным клиентам 6 000 000 72 000 000
77 400 000
(+7,5%)
81 270 000
(+5%) Реализация товара по крупным сделкам 4 500 000 54 000 000 54 000 000 54 000 000 Реализация товара прочим организациям 800 000 9 600 000
10 320 000
(+7,5%) 10 320 000 Реализация продукции магазином и интернет магазином 1 500 000 18 000 000
19 350 000
(+7,5%)
20 317 500
(+5%) ИТОГО 12 890 000 154 680 000 162 280 000 167 222 500
Теперь, зная объемы реализации можно посчитать переменные затраты. Расчет носит весьма условный характер, так как зависит от прогнозируемых показателей, поэтому при другом объеме реализации переменные затраты будут иными. Расчет переменных затрат представлен в таблице 3.5, некоторые результаты округлены.
Таблица 3.5 - Расчет прогнозируемых переменных затрат
Статья затрат Затраты в месяц, руб. Затраты за год, руб. Первый год Второй год Третий год Закупка товара у поставщиков 11 413 440 136 960 000 143 520 000 147 780 000 Налог на добавленную стоимость (НДС) 225 220 2 702 650 2 861 820 2 965 680 Премии сотрудникам 0 0 200 000 700 000 Налог на прибыль, 20% (до 01.01.09 – 24%) 66 400 727 405 838 445 1 263 170 ИТОГО 11 705 060 140 390 055 147 420 265 152 708 850
Закупка товара у поставщиков осуществляется на сумму меньшую, чем сумма реализация где-то на 10-20%. При продаже автомобильной техники менеджеры отдела продаж прибавляют к закупочной цене товара около 12%. При заключении крупных сделок – где-то девять (15% на технику «Шкода» и 3-4% на все остальное). Цены в магазинах превышают закупочные приблизительно на 20%. Следовательно, из данных таблицы 2.4 можно получить:
Реализация товара постоянным клиентам – шесть миллионов рублей в месяц, что составляет около 112% от закупочной цены, т.е. закупочная – это 5 357 000 рублей;
реализация товара по крупным сделкам – четыре с половиной миллиона рублей в месяц, что составляет где-то 109% от цены закупки, тогда закупочная цена – это 4 128 440 рублей;
реализация товара прочим организациям – 800 тысяч рублей, это 118% от цены поставщика, которая равняется 678 000 рублей;
реализация продукции магазинами – 1 500 000 рублей, 120% от закупочной цены, которая равна одному миллиону с четвертью.
Сложив полученные цифры получается месячная сумма затрат на покупку товара у поставщиков, из которой легко получить сумму за год. Аналогично рассчитывается данная сумма для следующих двух лет.
Далее необходимо рассчитать НДС. НДС составляет 18% от 118% общей суммы реализации минус 18% от 118% общей суммы закупочных цен.
Рассчитать премии сотрудникам и налог на прибыль можно только зная, какая будет прибыль предприятия. Для этого ниже в таблице 3.6 посчитана прибыль без учета налога и премий.
Таблица 3.6 - Прибыль предприятия без учета налога
За месяц, руб. За год, руб. Первый год Второй год Третий год Общий объем реализации 12 890 000 154 680 000 162 280 000 167 222 500 Постоянные затраты 974 665 11 710 960 11 705 960 10 160 960 Переменные затраты Закупка товара у поставщиков 11 413 440 136 960 000 143 520 000 147 780 000 Налог на добавленную стоимость (НДС) 225 220 2 702 650 2 861 820 2 965 680 Прибыль 276 675 3 306 390 4 192 220 6 315 860


3.2 Оценка перспективности предложений. Результаты SWOT-анализа

SWOT-анализ для рассматриваемого предприятия представлен ниже в таблице 3.7.
Таблица 3.7 - SWOT-анализ
Положительное влияние Отрицательное влияние Внутренняя среда Наличие собственного автотранспорта (два грузовых автомобиля) – возможность осуществлять доставки своими силами;
наличие складского помещения и опытного кладовщика;
наличие сервисного центра, в котором работают инженеры технического отдела, осуществляющие диагностику и ремонт оборудования;
наличие партнерских сертификатов некоторых крупных поставщиков автомобильной техники;
автоматизация большинства внутрифирменных бизнес-процессов (работа в базе «1С»), что позволяет сотрудникам экономить время Отсутствие должного опыта работы у большинства менеджеров отделов продаж и снабжения, инженеров технического отдела, а на долю именно этих сотрудников выпадает вся основная, рутинная и кропотливая работа;
неопытность учредителей в управлении своими подчиненными;
отсутствие у менеджеров и инженеров компании грамотно составленных должностных инструкций;
сильная зависимость работы предприятия от функционирования сервера внутренней сети и базы «1С» (если что-то неисправно, менеджеры не могут ничего сделать) Внешняя среда Возможность работать с широкой сетью оптовых и мелкооптовых поставщиков;
наличие статуса «Премьер партнера» компании «Шкода»;
большое количество проводимых государственными заказчиками конкурсов (предметом которых очень часто является автомобильная техника);
давно устоявшиеся тесные контакты учредителей с представителями и начальниками фирм-покупателей очень высокий уровень внутриотраслевой конкуренции;
высокий уровень коррупции в работе государственных заказчиков (лоббирование чиновниками конкретных поставщиков)
большая зависимость от поставщиков и транспортных компаний номенклатуры товара, его качества, сроков доставок покупателю;
мировой экономический кризис
-Основные стратегические цели-
К основным стратегическим целям отнесено завоевание существенной доли на рынке оборудования для корпоративных клиентов. Рынок достаточно насыщен, но явных лидеров нет. Продвижение марки «Шкода» и тесное сотрудничество с другими поставщиками должны поспособствовать достижению этой цели. Другие важные цели:
рост прибыли (должен быть обеспечен рост прибыли в размере 5-10% в каждом квартале);
расчет и покрытие текущих затрат;
минимизация издержек;
контроль качества покупаемой и продаваемой продукции;
контроль задолженности перед поставщиками, общая сумма задолженности перед поставщиками не должна превышать 1 000 000 рублей, отсрочки платежей (входящих и исходящих) не должны превышать 30-40 календарных дней;
обязательный контроль своевременности всех платежей (проведение актов-сверок);
грамотное ведение складского учета (ежемесячные или ежеквартальные инвентаризации, документирование товарооборота внутри фирмы (между отделами, между менеджерами) расходными накладными);
эффективное управление персоналом (мотивация, развитие, профессиональный рост сотрудников, контроль внутренней дисциплины и другое).
Цели основных заинтересованных сторон:
Для генерального и коммерческого директоров: рост прибыли фирмы, уменьшение издержек, эффективный финансовый контроль, передача основных управленческих функций руководителям отделов.
Для руководителей отделов: рост прибыли фирмы, быстрое и качественное обучение молодых сотрудников и их адаптация на рабочем месте, высокий уровень мотивации своих подчиненных.
Для остальных сотрудников: рост заработной платы, выплата премий, профессиональный рост, должностной рост, предоставление льгот.
Цели по отношению к покупателям: удовлетворение основных требований клиента (короткие сроки поставок, доставка в удобное для покупателя время), привлечение клиентов к закупке более широкого ассортимента продукции (например, расходных материалов, сетевого оборудования, программного обеспечения и другого), контроль высокого качества поставляемой продукции.
Цели по отношению к поставщикам: большое количество заказов, совершение оптовых закупок (при закупке оптовых партий товара снижается цена за единицу товара, в общую стоимость включается бесплатная доставка), своевременная оплата счетов.
Цели по отношению к государству: оплата налогов, участие в государственных тендерах, постава качественной надежной техники государственным учреждениям.


3.3 Определение экономической эффективности стратегического плана
3.3.1 Метод определения чистого дисконтированного дохода

Существует еще дисконтированный срок окупаемости, который можно посчитать, только зная чистый дисконтированный доход (ЧДД) каждого i-го периода проекта. ЧДД для каждого из трех периодов проекта рассчитывается по формуле показателя «NPV», где учитывается ставка дисконтирования – стоимость капитала, привлеченного для инвестиционного проекта. Стоимость заемного капитала 20%, но для реализации проекта диверсификации использован частично собственный капитал (27,6% от суммы всех инвестиций по проекту), поэтому ставка дисконтирования будет равна 14,45%. Ставка дисконтирования включает в себя ставку рефинансирования – размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.
Итак, ЧДД для периодов проекта: первый год – 2 253 370 рублей, второй год – 2 407 460 рублей, третий – 2 901 790. Теперь можно рассчитать дисконтированный срок окупаемости:
r (discounted)= 2 073 000 / 2 253 370 = 0,9 года
Дисконтированный срок окупаемости составляет 11 месяцев.


3.3.2 Метод расчета рентабельности инвестиций

Расчет срока окупаемости инвестиций
Срок окупаемости – это период времени необходимый инвестору для того, чтобы вернуть вложенные в инвестиционный проект деньги за счет средств генерируемых этими инвестициями.[5] Срок окупаемости вычисляется по следующей формуле:
r = Инвестиционные затраты / ЧПi
Где инвестиционные затраты известны, посчитаны в таблице 3.1 и составляют 2 073 000 рублей, ЧПi – чистая прибыль i-го периода. ЧП посчитана в таблице 3.7 выше. Срок окупаемости в данном случае равен:
r = 2 073 000 / 2 578 985 = 0,8 года
Итак, срок окупаемости инвестиций на диверсификацию составит девять с половиной месяцев.

3.3.3 Метод расчета внутренней нормы прибыли

Расчет IRR
«IRR» (англ. Internal Rate of Return) – внутренняя норма прибыли (или внутренняя норма рентабельности). Это ставка дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход от инвестиций равен нулю. Определяет максимальную стоимость привлекаемого капитала, при которой инвестиционный проект остается выгодным.[1]
В данном случае показатель IRR посчитан путем подбора в электронной таблице «Excel» и равняется 130%.


3.3.4 Метод расчета дисконтированного периода окупаемости инвестиций

Существует еще дисконтированный срок окупаемости, который можно посчитать, только зная чистый дисконтированный доход (ЧДД) каждого i-го периода проекта. ЧДД для каждого из трех периодов проекта рассчитывается по формуле показателя «NPV», где учитывается ставка дисконтирования – стоимость капитала, привлеченного для инвестиционного проекта. Стоимость заемного капитала 20%, но для реализации проекта диверсификации использован частично собственный капитал (27,6% от суммы всех инвестиций по проекту), поэтому ставка дисконтирования будет равна 14,45%. Ставка дисконтирования включает в себя ставку рефинансирования – размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств.
Итак, ЧДД для периодов проекта: первый год – 2 253 370 рублей, второй год – 2 407 460 рублей, третий – 2 901 790. Теперь можно рассчитать дисконтированный срок окупаемости:
r (discounted)= 2 073 000 / 2 253 370 = 0,9 года
Дисконтированный срок окупаемости составляет 11 месяцев.
«NPV» (англ. Net Present Value) – чистый дисконтированный доход. Показывает возможный доход от инвестиционного проекта с учетом ставки дисконтирования. Формула вычисления «NPV»:

где NCFi – чистый денежный поток для i-го периода;
Inv – начальные инвестиции;
r – ставка дисконтирования
NPV для рассматриваемого проекта равен:
NPV = (2 253 370/1,14+2 407 460/1,31+2 901 790/1,5) -
- 2 073 000 = 5 489 620 рублей


3.4 Анализ чувствительности и устойчивости стратегического плана

Анализ чувствительности представляет собой расчет изменения основных показателей эффективности проекта NPV и IRR при проявлении факторов риска. В результате анализа выявляются устойчивые и неустойчивые к изменению внешней ситуации проекты. В качестве факторов риска при разработке курсового проекта без использования программного продукта принимаются:
возможные изменения объемов реализации продукции по проекту,
- возможные изменения показателей затрат,
возможные изменения стоимости используемого по проекту капитала, т.е. изменения ставки сравнения.
К устойчивым проектам в общем случае относятся нововведения, для которых изменение факторов риска на 20% и более не приводит к их убыточности. Т.е. при снижении плановых объемов реализации продукции по проекту на 20% от расчетной величины из-за уменьшения спроса или других причин, чистая текущая стоимость NPV остается положительной. Или, при увеличении текущих затрат по содержанию проектируемого предприятия на 20% от расчетной величины, также в силу любых причин, чистая текущая стоимость NPV остается больше нуля.
Для неустойчивых проектов характерно появление убыточности уже при незначительном, в пределах до 20% снижении объемов реализации или росте затрат.
В табл. 3.8 приведены примеры устойчивых и неустойчивых проектов,

Таблица 3.8
тыс.у.е.
  перечень проектов инноваций   1 2 3 4 5 6                             Плановый объем реализации 8000 9000 9500 10000 10200 10500 (среднегодовая расчетная величина)             Чистая текущая стоимость NPV 224 350 300 400 380 420               90% от планового объема 7200 8100 8550 9000 9180 9450 Чистая текущая стоимость NPV 105 140 -50 -14 280 80               80% от планового объема 6400 7200 7600 8000 8160 8400 Чистая текущая стоимость NPV 8 15 -600 -550 135 -250               70% от планового объема 5600 6300     7140   Чистая текущая стоимость NPV -111 -150     12                
полученные на основе анализа чувствительности. Проект 5 является высоко устойчивыми, так как при снижении объемов реализации на 30% (до 70% от расчетной величины) NPV у него остается положительным: 12 тыс.у.е. Проекты 1 и 2 – устойчивы, так как при снижении планового объема реализации на 20% NPV остается у них больше нуля – соответственно 8 и 15 тыс.у.е. Проекты 3, 4 и 6 – неустойчивы: при снижении объемов реализации на 10% (проекты 3 и 4) и на 20% (проект 6) чистая текущая стоимость NPV становится отрицательной .
Для анализа чувствительности проекта строятся специальные таблицы и графики.
В первую очередь необходимо оценить чувствительность проекта к изменению объемов реализации. Если по этому проекту объемы реализации продукции уменьшить на 10% при сохранении текущих затрат, то проект сразу становится убыточным см. Табл. 3.9.
Таблица 3.9.

  Годы проекта                  В среднем   1 2 3 4 5 за год                             Объемы реализации 4500 6300 7200 7200 7200 6480                           Текущие расходы 4700 6600 7500 7500 7500 6760                           Прибыль от продаж -200 -300 -300 -300 -300 -280                             Инвестционные затраты 200                         Ставка сравнения                          
По-видимому это не вполне реально. Более реалистичным является предположение, что при сокращении объемов реализации также сократится переменная часть текущих затрат. Тогда результаты анализа чувствительности по этому проекту, представленные в табл. 3.10., показывают, что он достаточно устойчив: при снижении объемов реализации на 20% (до 80% от расчетной величины) чистая текущая стоимость NPV остается положительной – 7,6 тыс.у.е.

Таблица 3.10

              1 2 3 4 5                         Объемы реализации в тыс.у.е. 5600 6400 7200 8000 8800 в %% 70 80 90 100 110           NPV -111,1 7,6 104,8 223,5 342,1                        
Можно представить графически изменение NPV от объема реализации. На основе данных табл. 3.11. строится график зависимости чистой текущей стоимости от изменения объемов реализации продукции рис. 3.1.


NPV

тыс.у.е. 300 200 100 70 80 90 100 Объем реализции в %
Рис. 3.1 Анализ чувствительности проекта


Выводы по главе 3

В результате SWOT-анализа были выявлены стратегические цели проекта диверсификации: завоевание существенной доли на рынке оборудования для корпоративных клиентов, рост прибыли, расчет и покрытие текущих затрат, минимизация издержек, контроль качества покупаемой и продаваемой продукции, контроль задолженности перед поставщиками, обязательный контроль своевременности всех платежей (проведение актов-сверок), грамотное ведение складского учета, эффективное управление персоналом.
В результате было выявлено, что ЧДД для периодов проекта: первый год – 2 253 370 рублей, второй год – 2 407 460 рублей, третий – 2 901 790. Дисконтированный срок окупаемости составил 0,9 года – 11 месяцев.
NPV = 5 489 620 рублей
Так можно сделать вывод, что проект достаточно устойчив: при снижении объемов реализации на 20% (до 80% от расчетной величины) чистая текущая стоимость NPV остается положительной – 7,6 тыс.у.е.


Заключение

В данном дипломном проекте была рассмотрена диверсификация деятельности организации ООО «Олимпик Авто». Целью диверсификации было повышение прибыли компании за счет расширения производства, которое не требует больших инвестиций.
В работе было подробно описано предприятие, после чего были выявлены причины, повлекшие за собой необходимость в принятии мер по диверсификации. Основные причины, по мнению автора, следующие:
высокая конкуренция на автомобильном рынке;
отсутствие необходимого управленческого опыта у руководителей компании;
отсутствие должной мотивации у персонала в начальном периоде работы компании;
сильная зависимость предприятия от многих внешних факторов: мировой экономический кризис; зависимость от качества работы поставщиков и транспортных компаний; сложность в прогнозировании заключений крупных сделок с государственными заказчиками – одним из основных источников прибыли в стратегическом планировании деятельности компании.
В итоге одновременно было рассмотрено два варианта диверсификации производства: открытие магазина и интернет магазина. Были описаны мероприятия и посчитаны инвестиционные затраты, необходимые для запуска обоих проектов. Был составлен маркетинговый план продвижения обоих магазинов. Инвестиционные затраты составили чуть более двух миллионов рублей, что является сегодня сравнительно невысокой суммой для инвестиционного проекта.
Срок окупаемости затрат с учетом дисконтирования составил чуть менее года (11 месяцев). Однако стоит заметить, что инвестиции в основном покрываются за счет прибыли от продаж автомобильной техники старыми, постоянными корпоративными клиентами предприятия. В то время как прогнозируемая прибыль от реализации товара новыми магазинами составляет порядка 20 процентов от общей суммы прибыли. Следовательно, можно сделать вывод, что оценка вложенных в диверсификацию инвестиций носит неоднозначный характер, так как, возможно, предприятие получало бы такую же прибыль, не инвестируя два миллиона рублей в диверсификацию. Однако стоит отметить, что в условиях высочайшей конкуренции расширение каналов сбыта, поиск новых покупателей при наличии уже сформировавшейся большой клиентской базы – это фактор, только упрочняющий конкурентную позицию предприятия, увеличивая ее потенциал.
Благодаря диверсификации у компании ООО «Олимпик Авто» появились оригинальный и удобный в использовании сайт, новое, отремонтированное и красивое помещение магазина, пришли два опытных сотрудника, работавших ранее в магазине «Субару» и появились новые каналы сбыта, нацеленные на очень широкий сегмент покупателей.
В общем, цель работы, по мнению автора, выполнена в ООО «Олимпик Авто» определены причины, повлекшие за собой необходимость в изменениях, и описано, как за счет не требующей больших затрат диверсификации деятельности компании, добиться роста прибыли.
Список литературы

Аверков А.М. Методика разработки конкурентной стратегии предприятия малого бизнеса // Вестник Академии. 2010. № 3. С. 16-19.
Ахмедов Н.А. Методологические основы разработки стратегии перспективной инвестиционной политики экономического роста промышленных предприятий // Транспортное дело России. 2009. № 3. С. 31-36.
Гриднев Е.С. Применение матрицы БКГ при разработке стратегии предприятия // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2010. № 10. С. 61-64.
Гришин В.В. Методические аспекты разработки инновационной стратегии предприятия в современных условиях // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2010. № 1. С. 68-72.
Деменев И.В. Этапы разработки экономической стратегии воспроизводства основных фондов на предприятиях электроэнергетики // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. Т. 32. № 5. С. 268-271.
Зубов Я.О. Формирование и обоснование инвестиционного портфеля при разработке хозяйственной стратегии предприятия // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 12. С. 29-32.
Кайгородов А.Г., Хомякова А.А. Методические аспекты разработки стратегии финансового оздоровления предприятия // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 5. С. 302-306.
Караев Р.А. Когнитивное моделирование хозяйственных стратегий предприятий: опыт разработки и тестирования в Азербайджане // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 122-126.
Коноваленко Н.П. Проблемная диагностика в механизме разработки стратегии газодобывающего предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 04. С. 154-157.
Методология поэтапного комплексного бизнес-планирования для разработки стратегии развития предприятия горнодобывающей промышленности / Назаров С.Г., Фридман А.Я., Цукерман В.А. // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал) Mining informational and analytical bulletin (scientific and technical journal). 2010. № 1. С. 304-313.
Михневич А.В., Витебская Е.Б. Принципы разработки стратегии управления строительными предприятиями // Экономика и управление. 2009. № 7. С. 38-41.
Моргания О.Л. Подходы и методы разработки стратегии инновационного развития предприятия // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. Т. 3. С. 39-43.
Набиев Р.Г.О. Стратегия разработки и управления брендом предприятия // Транспортное дело России. 2009. № 10. С. 53-55.
Наумова Ю.В., Чернявский С.В. Система критериев оптимального экономического потенциала предприятия при разработке стратегии диверсификации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. Т. 3. С. 202-207.
Никешина Е.В. Принципы и методы разработки стратегий развития промышленных предприятий // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2009. № 1. С. 86-89.
Носкова Е.В., Любавская А.U. Методические положения по разработке стратегии маркетинга торгового предприятия // Управление каналами дистрибуции. 2010. № 2. С. 138-153.
Процедура формирования системы управления предприятием на основе разработки инновационных стратегий / Журавлев Ю.В., Прозоровская Л.В., Лазарев А.Н. // Экономические науки. 2010. № 62. С. 301-305.
Сабиров Б.Ф. Основы использования теории игр при разработке стратегии предприятия энергетики // Энергетика Татарстана. 2010. № 3. С. 78-81.
Сандракова И.В., Парамонова Т.Н. Использование портфельных моделей при разработке стратегии торгового предприятия // Практический маркетинг. 2011. № 3. С. 13-20.
Синявина М.П., Бурмистров А.Н. Методика разработки сбалансированной системы показателей для оценки эффективности стратегии малого предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2009. № 81. С. 129-132.
Солдатенкова Е.В. Основные этапы разработки функциональных стратегий предприятия в рамках рыночного и ресурсного подходов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2010. № 96. С. 78-82.
Степаненко А.В. Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия // Успехи современного естествознания. 2010. № 4. С. 95-97.
Сушкова Н.С. Методические основы разработки инвестиционной стратегии предприятия // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2010. № 05. С. 11a-14.
Сушкова Н.С. Особенности разработки и реализации инвестиционной стратегии туристского предприятия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 77-81.
Сушкова Н.С. Совершенствование разработки инвестиционной стратегии на предприятиях туризма РФ // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2011. № 01. С. 16-19.
Теория и методология разработки стратегии развития предприятия / Булава И.В., Батьковский А.М., Батьковский М.А., Бушуев С.А., Мингалиев К.Н., Потапенко В.И., Олейник Т.Л., Ярошук М.П. // Научная монография / МОСКВА, 2009.
Троицкий С.Н. Принципы и методы разработки стратегии инновационной деятельности промышленных предприятий // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 3. С. 99-105.
Хейфиц Б.И. Современные инструменты разработки и реализации стратегии предприятия // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2009. Т. 38. № 2. С. 135-139.
Шульгина Л.В., Овсянников С.В. Актуальные проблемы разработки антикризисной стратегии промышленного предприятия // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2009. № 3. С. 11-15.

Приложение 1
Отчет о прибылях и убытках
Организация – ООО «Олимпик Авто»
Организационно-правовая форма –ООО
Единица измерения – тыс.руб.

Показатели Код строки Данные на 31.12.09, тыс.руб Данные на 31.12.10, тыс.руб. Данные на 31.12.11, тыс.руб. I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности 10 254376 212910 239580 Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 20 158367 160 827 179 862 Валовая прибыль 29 56473 52 083 59 718 Коммерческие расходы 30 260 250 500 Управленческие расходы 40 16378 16019 17110 Прибыль (убыток) от продаж (строки (010-020-030-040)) 50 51035 35 814 42 108 II. Операционные доходы и расходы 60 10 9 13 Проценты к получению Проценты к уплате 70 100 117 0 Доходы от участия в других организациях 80     Прочие операционные доходы 90 4573 7108 6809 Прочие операционные расходы 100 2385 2198 3035 Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности 110 41748 40 616 45 895 III. Внереализационные доходы и расходы 120 1278 1238 1255 Внереализационные доходы Внереализационные расходы 130 134 128 142 Прибыль (убыток) до налогообложения 140 45345 41 726 47 008 Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 150 8678 8458 9451 Штрафы и пени, подлежащие оплате в бюджет 151 14 18 12 Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 34567 33 250 37 545 IV. Чрезвычайные доходы и расходы 170     Чрезвычайные доходы Чрезвычайные расходы 180     Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки (160+170-180)) 190 36574 33250 37545
Приложение 2
Исходные данные для сравнительного анализа баланса

Наименование показателя Обозначение, формула для расчета Значение показателя, млн.руб. Изменение
2009 2010 2011 абсолютное относительное, % Данные для расчета Собственные средства СС 47328 64905 126838 61933 95,42 Заемный капитал ЗК 10879 110251 142533 32282 29,28 Краткосрочные обязательства КО 78661 96921 136638 39717 40,98 Долгосрочные обязательства ДО 28706 13330 5895 -7435 -55,78 Собственные оборотные средства СОС = СС + ДО - ВА 16230 9138 47541 38403 420,26 Внеоборотные активы ВА 59804 69097 85192 16095 23,29 Оборотные активы ОА 143512 106059 184179 78120 73,66 Денежные средства ДС 16650 16650 16650 0 0,00 Краткосрочная дебиторская задолженность КДЗ 25674 21063 36152 15089 71,64 Выручка от реализации, тыс.руб. ВР 254376 212 910 239 580 26670 12,53 Чистая прибыль ЧП 34567 33 250 37545 4295 12,92 Затраты на производство З 156837 177 096 197 472 20376 11,51 Валюта баланса ВБ 154695 175156 269371 94215 53,79

















4


3

Список литературы

1.Аверков А.М. Методика разработки конкурентной стратегии предприятия малого бизнеса // Вестник Академии. 2010. № 3. С. 16-19.
2.Ахмедов Н.А. Методологические основы разработки стратегии перспективной инвестиционной политики экономического роста промышленных предприятий // Транспортное дело России. 2009. № 3. С. 31-36.
3.Гриднев Е.С. Применение матрицы БКГ при разработке стратегии предприятия // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2010. № 10. С. 61-64.
4.Гришин В.В. Методические аспекты разработки инновационной стратегии предприятия в современных условиях // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2010. № 1. С. 68-72.
5.Деменев И.В. Этапы разработки экономической стратегии воспроизводства основных фондов на предприятиях электроэнергетики // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. Т. 32. № 5. С. 268-271.
6.Зубов Я.О. Формирование и обоснование инвестиционного портфеля при разработке хозяйственной стратегии предприятия // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2011. № 12. С. 29-32.
7.Кайгородов А.Г., Хомякова А.А. Методические аспекты разработки стратегии финансового оздоровления предприятия // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 5. С. 302-306.
8.Караев Р.А. Когнитивное моделирование хозяйственных стратегий предприятий: опыт разработки и тестирования в Азербайджане // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 122-126.
9.Коноваленко Н.П. Проблемная диагностика в механизме разработки стратегии газодобывающего предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 04. С. 154-157.
10.Методология поэтапного комплексного бизнес-планирования для разработки стратегии развития предприятия горнодобывающей промышленности / Назаров С.Г., Фридман А.Я., Цукерман В.А. // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал) Mining informational and analytical bulletin (scientific and technical journal). 2010. № 1. С. 304-313.
11.Михневич А.В., Витебская Е.Б. Принципы разработки стратегии управления строительными предприятиями // Экономика и управление. 2009. № 7. С. 38-41.
12.Моргания О.Л. Подходы и методы разработки стратегии инновационного развития предприятия // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. Т. 3. С. 39-43.
13.Набиев Р.Г.О. Стратегия разработки и управления брендом предприятия // Транспортное дело России. 2009. № 10. С. 53-55.
14.Наумова Ю.В., Чернявский С.В. Система критериев оптимального экономического потенциала предприятия при разработке стратегии диверсификации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. Т. 3. С. 202-207.
15.Никешина Е.В. Принципы и методы разработки стратегий развития промышленных предприятий // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2009. № 1. С. 86-89.
16.Носкова Е.В., Любавская А.U. Методические положения по разработке стратегии маркетинга торгового предприятия // Управление каналами дистрибуции. 2010. № 2. С. 138-153.
17.Процедура формирования системы управления предприятием на основе разработки инновационных стратегий / Журавлев Ю.В., Прозоровская Л.В., Лазарев А.Н. // Экономические науки. 2010. № 62. С. 301-305.
18.Сабиров Б.Ф. Основы использования теории игр при разработке стратегии предприятия энергетики // Энергетика Татарстана. 2010. № 3. С. 78-81.
19.Сандракова И.В., Парамонова Т.Н. Использование портфельных моделей при разработке стратегии торгового предприятия // Практический маркетинг. 2011. № 3. С. 13-20.
20.Синявина М.П., Бурмистров А.Н. Методика разработки сбалансированной системы показателей для оценки эффективности стратегии малого предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2009. № 81. С. 129-132.
21.Солдатенкова Е.В. Основные этапы разработки функциональных стратегий предприятия в рамках рыночного и ресурсного подходов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2010. № 96. С. 78-82.
22.Степаненко А.В. Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия // Успехи современного естествознания. 2010. № 4. С. 95-97.
23.Сушкова Н.С. Методические основы разработки инвестиционной стратегии предприятия // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2010. № 05. С. 11a-14.
24.Сушкова Н.С. Особенности разработки и реализации инвестиционной стратегии туристского предприятия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 77-81.
25.Сушкова Н.С. Совершенствование разработки инвестиционной стратегии на предприятиях туризма РФ // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2011. № 01. С. 16-19.
26.Теория и методология разработки стратегии развития предприятия / Булава И.В., Батьковский А.М., Батьковский М.А., Бушуев С.А., Мингалиев К.Н., Потапенко В.И., Олейник Т.Л., Ярошук М.П. // Научная монография / МОСКВА, 2009.
27.Троицкий С.Н. Принципы и методы разработки стратегии инновационной деятельности промышленных предприятий // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 3. С. 99-105.
28.Хейфиц Б.И. Современные инструменты разработки и реализации стратегии предприятия // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2009. Т. 38. № 2. С. 135-139.
29.Шульгина Л.В., Овсянников С.В. Актуальные проблемы разработки антикризисной стратегии промышленного предприятия // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2009. № 3. С. 11-15.

Вопрос-ответ:

Какая методология используется для анализа отрасли и конкурентной среды?

Для анализа отрасли и конкурентной среды применяется методология, основанная на проведении SWOT-анализа. Этот инструмент позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия, а также определить возможности и угрозы, с которыми оно может столкнуться.

Какие ключевые факторы успеха развития предприятия рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные ключевые факторы успеха развития предприятия, такие как качество товара или услуги, конкурентоспособность цены, наличие преимуществ перед конкурентами, уровень инноваций и технологического развития, умение предпринимателей прогнозировать изменения на рынке и адаптироваться к ним и другие.

Какие инструменты SWOT-анализа используются в статье?

В статье используется анализ внешней среды предприятия, включая PEST-анализ (анализ политических, экономических, социокультурных и технологических факторов), анализ отрасли с использованием модели "Пяти сил Портера", а также анализ внутренней среды предприятия, включающий определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Какая общая характеристика ООО "Олимпик Авто" представлена в статье?

В статье представлена общая характеристика ООО "Олимпик Авто", включающая анализ его деятельности и анализ внешней и внутренней среды. В анализе деятельности описываются основные виды предоставляемых услуг и продукции, целевая аудитория, преимущества и конкурентные преимущества предприятия. В анализе внешней и внутренней среды анализируются внешние факторы, влияющие на предприятие, такие как экономическая и политическая ситуация, анализ отрасли и конкуренты, а также внутренние факторы, такие как организационная структура, управление и ресурсы.

Какие методологии используются при разработке стратегического плана развития предприятия?

При разработке стратегического плана развития предприятия используются различные методологии, включая анализ отрасли и конкурентной среды, анализ внутренней среды предприятия, а также инструменты SWOT-анализа.

Какие ключевые факторы успеха развития предприятия существуют?

Существует множество ключевых факторов успеха развития предприятия, включая правильное понимание рыночных трендов, наличие конкурентного преимущества, умение адаптироваться к изменениям внешней среды, эффективное использование ресурсов и т.д.

Как проводится анализ внутренней среды предприятия?

Анализ внутренней среды предприятия проводится путем изучения его ресурсной базы, операционных процессов, корпоративной культуры, управленческого потенциала и других внутренних факторов, которые могут влиять на развитие предприятия.

Что такое SWOT-анализ и как он используется при разработке стратегического плана развития предприятия?

SWOT-анализ - это инструмент стратегического планирования, который позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия, а также определить возможности и угрозы, с которыми оно может столкнуться внешней среде. В результате SWOT-анализа формулируются стратегические цели и задачи развития предприятия.

Какие выводы можно сделать по главе 1 статьи?

По главе 1 статьи можно сделать выводы о том, что разработка стратегического плана развития предприятия требует проведения анализа отрасли и конкурентной среды, определения ключевых факторов успеха, анализа внутренней среды предприятия и использования инструментов SWOT-анализа.

Какие методологии анализа отрасли и конкурентной среды можно применить при разработке стратегии развития предприятия?

При разработке стратегии развития предприятия можно использовать различные методологии анализа отрасли и конкурентной среды. Например, можно провести PESTEL-анализ для изучения политического, экономического, социального, технологического, экологического и юридического влияния на отрасль. Также полезен анализ Five Forces Майкла Портера, который позволяет выявить силы, влияющие на конкурентоспособность предприятия в отрасли. Еще одной методологией является анализ SWOT, который помогает определить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы на внешнем рынке.

Какие ключевые факторы успеха развития предприятия могут быть определены?

При разработке стратегии развития предприятия важно определить ключевые факторы успеха. В частности, это может быть качество продукции или услуг предприятия, его конкурентное преимущество, доступность финансовых ресурсов и эффективность использования средств, наличие высококвалифицированных сотрудников, инновационность и гибкость бизнес-модели, а также уровень доверия потребителей и имидж предприятия.