Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проблемы гармонизации норм регулирования государственных и муниципальных закупок стран Таможенного союза

  • 39 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 03.05.2012
750 руб. 1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Теоретические подходы к анализу законодательного регулирования закупочных процессов в ЕЭП
1.1. История возникновения Таможенного Союза
1.2. Соглашение «О государственных (муниципальных) закупках»: общие положения
Глава II. Проблемы и направления гармонизации законодательных норм государственных закупок в России, Белоруссии и Казахстане
2.1. Текущее состояние регулирования государственных закупок в России, Белоруссии и Казахстане
Лукашенко подписал указ об электронных аукционах при проведении государственных закупок.
2.2. Законодательство России, Казахстана и Белоруссии о государственных закупках и Соглашение о государственных (муниципальных) закупках: противоречия
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Глава государства Александр Лукашенко 17 ноября подписал Указ № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», которым был введен новый порядок государственных закупок. Документом закреплены ключевые принципы регулирования в области государственных закупок: обеспечение максимальной эффективности расходования бюджетных средств, гласности и прозрачности закупочного процесса, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, а также дебюрократизация и упрощение закупочного процесса. В целях предоставления большей самостоятельности и повышения ответственности принятие решений по вопросам государственных закупок предоставлено руководителям государственных органов и самих закупающих организаций. Отменяется многоступенчатая процедура согласований с различного уровня государственными органами. При этом ликвидирован институт межведомственных комиссий, экспертных советов, участвовавших в принятии таких решений, отменена необходимость согласования принимаемых решений с вышестоящими государственными органами. С учетом накопленного опыта проведения процедур закупок в Указе уточнено понятие государственных закупок, сохранена возможность их централизации, определены принципы ее осуществления. Документом определен перечень видов процедур государственных закупок. Это конкурс (открытый, закрытый, которые могут быть двухэтапными), процедура запроса ценовых предложений, процедура оформления конкурентного листа, а также как альтернатива указанным процедурам процедура закупки из одного источника. Отдельные государственные органы наделены дополнительными полномочиями. Так, на Министерство финансов возлагается обязанность ведения регистрации договоров о государственных закупках, Национальному статистическому комитету поручается ведение единой статистической отчетности по вопросам государственных закупок. Указом определены и некоторые другие положения. Кроме того, устанавлена ответственность в отношении должностных лиц всех уровней, участвующих в процедурах закупок: руководителей государственных органов (организаций) – персональная, вплоть до освобождения от занимаемой должности, за необеспечение требований законодательства о государственных закупках; председателей и членов комиссий, созданных для проведения конкурсов (иных видов процедур закупок), других специалистов заказчика, участвующих в процессе осуществления государственных закупок – дисциплинарная, административная, уголовная и (или) иная за нарушение правил в сфере государственных закупок, причинившее вред государству, организациям или гражданам. Положения Указа в целом направлены на совершенствование порядка государственных закупок в Республике Беларусь с учетом типовых международных требований к распорядителям бюджетных средств по эффективности их использования. Сейчас в Беларуси дорабатывается нормативно-правовая база по государственным закупкам товаров. Лукашенко подписал указ об электронных аукционах при проведении государственных закупок.Государственные учреждения получат возможность до 31 декабря 2012 года осуществлять государственные закупки на электронных торгах (электронных аукционах) товарами (работами, услугами) с понижением их цены, проводимых юридическими лицами. Соответствующий указ №112 был подписан 27 февраля 2012 года.При этом электронные аукционы разрешено проводить без применения процедур государственных закупок, предусмотренных действующим законодательством.Перечень юридических лиц, имеющих право проводить электронные аукционы, будет определен Совмином РБ, которому также поручено утвердить положение о проведении электронных аукционов.С 1 января 2012 года Беларусь и Россия в рамках Единого экономического пространства начали работать в соответствии с соглашением о государственных закупках. Чтобы этот процесс пошел четко, сейчас идет работа над проектом закона Беларуси "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" и проектами подзаконных нормативных правовых актов. " Новое законодательство предусматривает следующие виды процедур государственных закупок: конкурс (открытый, закрытый), электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, процедура закупки из одного источника, биржевые торги.Такая процедура, как оформление конкурентного листа, применяться уже не будет. При этом при ориентировочной годовой стоимости закупки до 300 базовых величин будет применяться процедура закупки из одного источника, от 300 до 1000 базовых величин - запрос ценовых предложений, свыше 1000 базовых величин - электронный аукцион или биржевые торги (в зависимости от вида товара).Проведение конкурса предусматривается в электронном формате. Причем сфера его применения будет значительно ограничена, поскольку использование конкурса предусматривается в случаях, где применяются иные виды процедур государственных закупок. Таким образом, принципиальным аспектом нового законодательства будет то, что для подавляющего большинства госзакупок со следующего года будет применяться преимущественно электронный аукцион. Изменения также коснулись схемы аккредитации заказчиков на электронных торговых площадках. Проекты нормативных правовых актов предусматривают аккредитацию заказчиков на официальном сайте (www.icetrade.by), на публикуется вся информация о закупках. С момента аккредитации организации на официальном сайте она будет признаваться аккредитованной на обеих торговых площадках.При этом в Беларуси изучается опыт коллег из России и Казахстана, в том числе и негативный. Что касается отличий в процедуре торгов, то они есть, и довольно существенные. Основное отличие - предоставление белорусским законодательством возможности заказчику разбивать крупные закупки на отдельные лоты, что автоматически увеличивает число участников - потенциальных поставщиков. На электронной торговой площадке биржи были примеры подобных закупок: овощей, компьютерно-кассовых систем, компьютерной техники и др. Казахстан взял паузу в процессе интеграции электронных систем государственных закупок государств ТС, однако рассчитывает завершить разработку своей системы к 1 июля 2012 года.Казахстанская система была не полностью готова к интеграции с российской и белорусской... С 1 июля 2012 года вступает в силу этот договор (о государственных закупках в рамках ТС), в указанные сроки все необходимые ресурсы из бюджета выделены.В свою очередь, премьер-министр РФ Владимир Путин подтвердил, что Россия готова допустить казахстанские и белорусские компании к российской системе государственных закупок.2.2. Законодательство России, Казахстана и Белоруссии о государственных закупках и Соглашение о государственных (муниципальных) закупках: противоречияВ п.4 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривается, что нормы ЗаконаN 94-ФЗ не применяются, если международным договором РФ установлены иные правила. Такое же положение содержится в п. 2 ст. 2 Закона Республики Казахстан от 21.07.2007 N 303-3 "О государственных закупках".В п. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ установлены все указанные способы осуществления государственных закупок. Следует отметить, что законодательство Республики Беларусь разрешает осуществлять государственные закупки также посредством оформления конкурентного листа (этот способ Соглашением не предусмотрен).В отношении конкурса и аукциона в Соглашении установлено, что они могут проводиться только в электронном формате. Победителем конкурса признается потенциальный поставщик, предложивший лучшие условия исполнения договора (контракта) о закупке (п. 1 ст. 8 Соглашения). Победителем аукциона признается потенциальный поставщик, предложивший наименьшую цену договора (контракта) о закупке (п. 1 ст. 10 Соглашения).Аукцион может проводиться только в отношении закупки товаров (работ, услуг) из перечня, установленного в Приложении № 2 к Соглашению. Законодательства Сторон могут дополнять данный перечень.Следует отметить, что Закон Республики Казахстан от 21.07.2007 N 303-3 "О государственных закупках" не предусматривает проведение государственных закупок путем проведения аукциона. Вместо этого он предполагает осуществление закупок по конкурсу или на организованных электронных торгах.Что касается белорусского законодательства, то основные положения об аукционах содержатся в Указе Президента РБ от 30.12.2010 N 708 "О проведении электронных аукционов" и в Постановлении Совета Министров РБ от 31.12.2010 N 1923 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. N 708". Данные нормативные акты не противоречат положениям Соглашения.Впрочем, в отношении закупки способом аукциона товаров (работ, услуг) из перечня, указанного в Приложении № 2 к Соглашению, все же возможны исключения. Дело в том, что законодательством Сторон может быть предусмотрено осуществление закупок способом запроса ценовых предложений (запроса котировок). Однако в п. 4 ст. 9 Соглашения установлено, что Стороны должны стремиться к переходу от указанного способа проведения закупок к проведению их посредством аукциона в электронной форме.В законодательстве Стороны должно быть установлено, что закупки способом запроса ценовых предложений (запроса котировок) могут осуществляться только при непревышении определяемой в соответствии с законодательством Стороны начальной (максимальной) цены договора (контракта) о закупке. Впрочем, Соглашение в п. 1 ст. 9 предусматривает и отход от этого правила в исключительных случаях. Что может пониматься под исключительными случаями, в Соглашении не поясняется.Победителем запроса ценовых предложений (запроса котировок) признается потенциальный поставщик, предложивший наименьшую цену договора (контракта) о закупке в соответствии с национальным законодательством Стороны.Товары (работы, услуги), перечисленные в Приложении № 2 к Соглашению, могут закупаться и путем проведения биржевых торгов. Законодательством Стороны могут предусматриваться государственные закупки и других товаров (работ, услуг) указанным способом. Основным принципом осуществления закупок путем проведения биржевых торгов является законодательное ограничение числа товарных бирж, на которых могут осуществляться такие закупки (вплоть до единственной). На это указано в ст. 12 Соглашения.Закупки способом из одного источника (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) могут осуществляться в случаях, установленных Приложением № 1 к Соглашению. Однако это должно быть предусмотрено национальным законодательством Стороны. Дополнить указанный перечень возможных случаев закупки способом из одного источника (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) Стороны могут, лишь уведомив Комиссию Таможенного союза и каждую из Сторон (ст. 13 Соглашения). В соответствии со ст. 4 Соглашения дополнения к указанному перечню могут быть отменены в порядке отмены изъятий из национального режима в сфере государственных закупок.В соответствии со ст. 17 Соглашения оно должно реализовываться поэтапно.На первом этапе все Стороны должны привести свое законодательство в соответствие с требованиями, изложенными в Соглашении. Российская Федерация и Республика Беларусь до 1 января 2012 г. должны внести в свое законодательство изменения, направленные на внедрение информационных систем, обеспечивающих процесс проведения закупок в электронном формате, и на введение национального режима для этих двух государств. Предоставление национального режима иностранным поставщикам уже предусмотрено (ст. 13 Закона N 94-ФЗ).На втором этапе аналогичным образом Республика Казахстан должна привести свое законодательство в соответствие с Соглашением - до 1 июля 2012 г.На третьем этапе все Стороны должны ввести национальный режим для всех Сторон - до 1 января 2014 г.Если же одна из Сторон не выполнит указанные обязательства, то другие Стороны вправе инициировать процесс признания факта нарушения Соглашения.ЗаключениеВ рамках формирования правовой базы Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 09.12.2010 в г. Москве подписаны Соглашение о  единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, ратифицированные Республикой Беларусь законами от 28 декабря 2010 г. № 206-Зиот 28 декабря 2010 г. № 207-З соответственно.Соглашение предусматривает возможность введения ценового регулирования по усмотрению Стороны на отдельные виды товаров при определенных обстоятельствах, а также  исходя из соображений национальной безопасности с уведомлением Сторон через Комиссию таможенного союза.Федеральным законом, принятым 15 июля 2011 года, ратифицировано Соглашение о государственных (муниципальных) закупках.В настоящее время странами Соглашения о государственных закупках ведется работа по гармонизации законодательств Сторон в области государственных закупок.В итоге, такая работа откроет и реализует следующие возможности для предпринимателей наших стран:- равный подход к процедурам участия в закупках;- равный доступ к участию в закупках, благодаря тому, что закупки будут проводиться в электронном формате;- открытость процедур закупок на всех стадиях их проведения, тем самым минимизирует коррупциогенность.главные ожидаемые результаты от межгосударственного сотрудничесва в сфере госзакупок – это предоставление национального режима предприятиям-резидентам сторон при участии в государственных закупках. Очевидно, что в этом контексте справедлива формула: «Национальный режим + Гармонизация правил проведения госзакупок + Унифицированный документооборот = ЕЭП». Для формирования межгосударственной системы государственных закупок в качестве первоочередных шагов представляются следующие: 1. Информация о планах закупок (не только на бюджетный год). 2. Создание межгосударственного Агентства по госзакупкам. 3. Разработка и заключение Рамочных соглашений между заказчиками и поставщиками (конкурентный баланс, эффективный при реализации крупных народнохозяйственных проектов: строительство дорог и мостов, обновление подвижного состава и т.д. и т.п.). 4. Электронизация госзакупок на основе электронных паспортов товаров по системе GS1 и электронного документооборота как инструмента непосредственной помощи предприятиям в экспортно-импортной деятельности, учитывая, что (GS1 + ЭЦП) – язык современного бизнеса. 5. Создание Центра деловых операций (логистика). 6. Формирование каталогов товаров в соответствии с национальными стандартами и международными рекомендациями (система GS1 – «электронные паспорта товаров). 7. Мониторинг национальных рынков государственных закупок. 8. Обобщение и использование лучшей мировой практики: опыт ЕС (SIMAP), Федеральной контрактной системы США, системы госзаказа России, системы госзакупок Беларуси, Украины, Латвии, Молдовы и других государств. 9. Организация подготовки кадров для работы на рынках Таможенного союза и мировых рынках закупок. 10. Финансирование работ по обобщению мирового опыта госзакупок и развития результативных методов его практического применения.Список использованной литературыКонституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп. от 30.12.2008). // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // "Собрание законодательства РФ", 13.12.2010, N 50, ст. 6615.Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105.Федеральный закон от 11.07.2011 N 185-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции" // Собрание законодательства РФ", 18.07.2011, N 29, ст. 4276.Федеральный закон от 11.07.2011 N 176-ФЗ "О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках" // Собрание законодательства РФ", 18.07.2011, N 29, ст. 4267.Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. // СПС «Гарант», апрель, 2012.Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. // СПС «Гарант», апрель, 2012.План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 – 2011 годы. // СПС «Гарант», апрель, 2012.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов: В 3 частях. М.: Издательство "Дело и Сервис", 2012. Государственные закупки в России, Белоруссии и Казахстане: сравнительный анализ правового регулирования. – М., 2011.Давыдов Ю.Г. Таможенное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2011. Кичик К.В. «Пороговые значения» по законодательству о государственных закупках России и зарубежных стран.- М.: Юрист, 2010. Кнутов А.В., Маслова Н.С., «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение», 2010, №19.Комментарий к Таможенному кодексу ТС / Под ред. В.А. Максимцева, Б.Н. Габричидзе. М.: Издательская группа "ИНФРА-М-НОРМА", 2012. Маркелов К.Б. Проблемы реализации правовых норм, регулирующих государственные и муниципальные закупки., Юрист. №5. 2011Надежин Н.Н. Тенденции унификации международного и национального права в современных условиях формирования единого экономического пространства. // "Общество и право", 2011, N 2.Саватюгин А.А. Единое пространство для разных экономик. // ("Банки и деловой мир", 2011, N 8. С. 36 - 37.Таможенное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.Г. Драганова. М.: Экономика, 2012. Ярышев С.Н. От Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана к Единому экономическому пространству. М., 2010. С. 12-15.http://www.glazev.ru/econom_polit/295/http://ria.ru/spravka/20120101/529308191.htmlhttp://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268031474/6.pdf

1.Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп. от 30.12.2008). // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // "Собрание законодательства РФ", 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
3.Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105.
4.Федеральный закон от 11.07.2011 N 185-ФЗ "О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции" // Собрание законодательства РФ", 18.07.2011, N 29, ст. 4276.
5.Федеральный закон от 11.07.2011 N 176-ФЗ "О ратификации Соглашения о государственных (муниципальных) закупках" // Собрание законодательства РФ", 18.07.2011, N 29, ст. 4267.
6.Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. // СПС «Гарант», апрель, 2012.
7.Договор о Таможенном кодексе таможенного союза. // СПС «Гарант», апрель, 2012.
8.План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 – 2011 годы. // СПС «Гарант», апрель, 2012.
9.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов: В 3 частях. М.: Издательство "Дело и Сервис", 2012.
10.Государственные закупки в России, Белоруссии и Казахстане: сравнительный анализ правового регулирования. – М., 2011.
11.Давыдов Ю.Г. Таможенное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2011.
12.Кичик К.В. «Пороговые значения» по законодательству о государственных закупках России и зарубежных стран.- М.: Юрист, 2010.
13.Кнутов А.В., Маслова Н.С., «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение», 2010, №19.
14.Комментарий к Таможенному кодексу ТС / Под ред. В.А. Максимцева, Б.Н. Габричидзе. М.: Издательская группа "ИНФРА-М-НОРМА", 2012.
15.Маркелов К.Б. Проблемы реализации правовых норм, регулирующих государственные и муниципальные закупки., Юрист. №5. 2011
16.Надежин Н.Н. Тенденции унификации международного и национального права в современных условиях формирования единого экономического пространства. // "Общество и право", 2011, N 2.
17.Саватюгин А.А. Единое пространство для разных экономик. // ("Банки и деловой мир", 2011, N 8. С. 36 - 37.
18.Таможенное право: Курс лекций: В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.Г. Драганова. М.: Экономика, 2012.
19.Ярышев С.Н. От Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана к Единому экономическому пространству. М., 2010. С. 12-15.
20.http://www.glazev.ru/econom_polit/295/
21.http://ria.ru/spravka/20120101/529308191.html
22.http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268031474/6.pdf

В целом, во время функционирования единого рынка государственных закупок Европейского союза, доля участия иностранных поставщиков в проведенных тендерах выросла с 13% до 21%., хотя некоторые отрасли все еще падают из положения.

2.2 Соглашение о государственных закупках ВТО и ее воздействие на региональные торговые соглашения

Мировая практика сложилась таким образом, что на международном уровне в области государственных закупок можно регулировать, как в Соглашение о государственных закупках ВТО, так и региональных торговых соглашений, содержащих положения о либерализации в этой области. Соответственно, возникают ситуации, когда пересекаются компетенции СПЗ ВТО и РТС в области государственных закупок. Некоторые исследователи определили три категории торговых соглашений (в зависимости от участия стран в СПЗ ВТО), которые должны включать требования по регулированию рынка государственных закупок, Пономарев В., Лысенко А. Особенности регулирования правительственных закупок в соглашениях о свободной торговле. Мосты. Нет. 7. 2014. Электронные ресурсы. http://ru.ictsd.org/bridges-news/мосты/news/особенности-регулирования-правительственных-закупок-в-соглашениях-о Проверено 15.05.2016,:

1) торговые соглашения между странами-членами СПЗ ВТО. В этой ситуации страны предоставляют друг другу более льготные условия участия на рынке государственного заказа, чем это предусмотрено Соглашением о государственных закупках ВТО. При таких соглашений являются соглашения о свободной торговле Канада-ЕАСТ, США-южная Корея, южная Корея-ЕС;

2) торговые соглашения между странами-членами СПЗ ВТО, и страны, которые не присоединились к соглашению ВТО. Таким образом, из-за обязательств, взятых на себя странами, которые присоединились к СПЗ ВТО заключены торговые соглашения должны согласовать с СПЗ ВТО. Примерами таких соглашений являются соглашения, Канада-Колумбия, США-Перу и другие.

3) заключение торговых соглашений между странами, которые не присоединились к СПЗ ВТО. Участники таких соглашений, также преследуют цель либерализации рынка государственных закупок, и используются те же механизмы, что и в СПЗ ВТО. Тем не менее, страна не СПЗ ВТО, потому что они не готовы открыть свой рынок для всех участников, к Соглашению о государственных закупках ВТО, к которому, кстати, присоединилась большинстве развитых стран.

Узнать стоимость работы