Мир символов, пророчества и грёз в творчестве М. Ю. Лермонотова.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 1515 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 25.05.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть 1. Определение понятий «символ» и «пророчество»
Часть 2. Роль символов и пророчеств в поэзии М.Ю. Лермонтова
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Вернуться в столицу, в прежний круг общения у него нет желания. На Кавказе ему скучно, он привык к свисту пуль и к опасности, не собирается он и в Европу. Особенность Печорина, как символа, собирательного образа русского человека определённой эпохи заключается в том, что в родной культуре он живет по формуле «чужой среди своих», и при этом в современном ему пространстве культуры он не находит «родной» для себя культуры, с которой он бы себя идентифицировал, и в которой ему хотелось бы быть.Любая личность является своеобразным символом в мире. Существование человека предполагает некую модель присутствия его в мире.В художественных произведениях М.Ю. Лермонтова такой моделью становится иллюзия пребывания индивидуального внутреннего «Я» во внешнем мире в авторском его усмотрении.Так, повествование романа «Герой нашего времени» строится по принципу постоянного противостояния я/другой, то есть в данном случае мы сталкиваемся с символом поиска, противоречия. Сюжет каждой главы произведения представляет вариант взаимодействия «Я» Печорина с «Другими». Как сам Печорин говорит о себе: «…я чувствую в душе моей силы необъятные...Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых инеблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратилнавеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколькораз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал наголову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовьникому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, коголюбил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я толькоудовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом визнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина;он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; нотолько проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние!»(«Герой нашего времени»; М.Ю. Лермонтов).Смысловое напряжение внутри персонажа, постоянной оппозиции я-другие основано на двойственности существования человека, которая заключается в том, что человек одновременно одинок и при этом всегда связан с другими. В течение жизни человеку приходится устанавливать общность с другими, преодолевая раскол между собой и другими, природой, миром. «Я» Печорина сознательно устраняется от всякого «Другого». «Другой» для Печорина служит лишь способом самоутверждения, установления своей власти над «Другим», в результате смысловое напряжение в рамках бинарной оппозиции я/другой не снимается, оно всегда является максимально выраженным (Седина Е.В. Мифопоэтическая картина мира в творчестве М.Ю. Лермонтова как феномен художественной культуры России XIX века). Мир символов и иллюзий о Печорине можно определить как драму уединенного сознания, внутренне отстраняющегося от всякого «я», в результате обреченного на одиночество среди «других», не находящего при этом для себя в мире никакого смысла существования (Тюпа В.А. Анализ художественного текста/ В.И. Тюпа. – М. :Издательский центр «Академия», 2006. С.48). ЗаключениеРезюмируя всё вышесказанное, отметим, что основываясь на традициях романтизма и развивая и углубляя их, М.Ю. Лермонтов в своих произведениях создал новый символический мир.В основе поэтики Лермонтова лежит сознательное использование символов и пророчеств, а также особого литературного, философского, культурного, исторического и автобиографического материала.Под символами и пророчествами М.Ю. Лермонтова принято понимать его собственные объяснения бытия, имеющее повествовательный и смысловой аспект. В символах Лермонтова всегда существует противопоставление: жизнь-смерть; судьба-воля; время-вечность; человек-общество; любовь-ненависть и пр. Кроме того, у Лермонтова внутренний разлад человека усугубляется непременным присутствием зла в мире и в самом человеке. Человек осознаёт, что добро и зло в человеке тесно взаимосвязаны.Также необходимо отметить, что мир каждого произведения М.Ю. Лермонтова сосредотачивается вокруг одного героя, другие лишь поясняют его, пытаются войти в его жизнь, так или иначе придать ей направление. Список литературыБольшая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А.М. Прохорова. – М. : Сов.энцикл., 1978.Кассирер Э. Опыт о человеке: моногр./ Э. Кассирер. – М. :Гардарика, 1998.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство/ А.Ф. Лосев. – М. : Искусство, 1976.Лотман Ю.М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова //Лермонтовский сборник. Л.: Изд-во «Наука», 1985.Седина Е.В. Мифопоэтическая картина мира в творчестве М.Ю. Лермонтова как феномен художественной культуры России XIX века. – Чита., 2012.Тюпа В.А. Анализ художественного текста/ В.И. Тюпа. – М. :Издательский центр «Академия», 2006.

Список литературы
1.Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А.М. Прохорова. – М. : Сов. энцикл., 1978.
2.Кассирер Э. Опыт о человеке: моногр./ Э. Кассирер. – М. : Гардарика, 1998.
3.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство/ А.Ф. Лосев. – М. : Искусство, 1976.
4.Лотман Ю.М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова //Лермонтовский сборник. Л.: Изд-во «Наука», 1985.
5.Седина Е.В. Мифопоэтическая картина мира в творчестве М.Ю. Лермонтова как феномен художественной культуры России XIX века. – Чита., 2012.
6.Тюпа В.А. Анализ художественного текста/ В.И. Тюпа. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

Вопрос-ответ:

Что такое символ и пророчество?

Символ - это знак или объект, который представляет определенное значение и используется для передачи скрытого смысла или идеи. Пророчество - это предсказание будущих событий или состояний, которые могут быть сделаны на основе различных признаков и знаков.

Какая роль символов и пророчеств в поэзии М.Ю. Лермонтова?

Символы и пророчества играют важную роль в поэзии М.Ю. Лермонтова. Они помогают ему выразить различные эмоции, идеи и концепции, а также создают атмосферу загадочности и тайны в его стихотворениях. Они также помогают читателю глубже понять и оценить произведения Лермонтова.

Какие символы использовал Лермонтов в своих произведениях?

Лермонтов использовал различные символы в своих произведениях. Например, символ пути часто встречается в его стихотворениях и обозначает жизненный путь или развитие персонажа. Другой популярный символ, использованный Лермонтовым, - это символ темноты и света, который может указывать на противоречия и конфликты внутри героев.

Что значит, что Печорин является символом русского человека определенной эпохи?

Печорин, главный герой романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", является символом русского человека определенной эпохи. Он отражает типичные черты и особенности русской интеллигенции того времени, такие как скептицизм, безразличие к окружающему миру и постоянное чувство неудовлетворенности.

Какие мотивы и образы Лермонтов использует для создания пророчеств в своих произведениях?

Лермонтов использует различные мотивы и образы для создания пророчеств в своих произведениях. Например, мотивы природы, такие как гроза или снег, могут предсказывать грядущие несчастные события. Он также использовал образы птиц, которые могут символизировать свободу или предупреждать о будущем.

Что такое символ?

Символ - это образ, предмет или действие, которое обычно обладает буквальным значением, но используется для представления абстрактных идей, понятий или чувств.

Как можно определить понятие "пророчество"?

Пророчество - это предсказание будущих событий, которое считается результатом божественного или сверхъестественного откровения.

Какую роль играют символы и пророчества в поэзии М.Ю. Лермонтова?

Символы в поэзии Лермонтова используются для передачи сложных эмоциональных и философских идей, а также для создания особой атмосферы. Пророчества же часто являются способом выражения авторских предсказаний и размышлений о будущем.

Что является особенностью персонажа Печорина в творчестве Лермонтова?

Печорин - символ русского человека определенной эпохи. Он представляет собой сложное сочетание качеств, которые характеризуют русскую душу – меланхолию, самоиронию, страсть к приключениям, поиски смысла жизни.

Почему Печорин не хочет возвращаться в родную столицу или в Европу?

Печорин не испытывает желания вернуться в прежний круг общения или в столицу, потому что он уже привык к опасности и приключениям на Кавказе. Ему скучно в повседневной жизни, и он не видит ничего интересного в переезде в Европу.

Что такое символ и пророчество?

Символ - это знак, образ или явление, которые имеют вторичное значение и сообщают определенное глубокое смысловое содержание. Пророчество - это предсказание или знание о будущих событиях, которое обычно получено через надъестественные средства или дар божественного откровения.