Вам нужен реферат?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Мир символов, пророчества и грёз в творчестве М. Ю. Лермонотова.

  • 15 страниц
  • 6 источников
  • Добавлена 25.05.2012
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть 1. Определение понятий «символ» и «пророчество»
Часть 2. Роль символов и пророчеств в поэзии М.Ю. Лермонтова
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Вернуться в столицу, в прежний круг общения у него нет желания. На Кавказе ему скучно, он привык к свисту пуль и к опасности, не собирается он и в Европу. Особенность Печорина, как символа, собирательного образа русского человека определённой эпохи заключается в том, что в родной культуре он живет по формуле «чужой среди своих», и при этом в современном ему пространстве культуры он не находит «родной» для себя культуры, с которой он бы себя идентифицировал, и в которой ему хотелось бы быть.Любая личность является своеобразным символом в мире. Существование человека предполагает некую модель присутствия его в мире.В художественных произведениях М.Ю. Лермонтова такой моделью становится иллюзия пребывания индивидуального внутреннего «Я» во внешнем мире в авторском его усмотрении.Так, повествование романа «Герой нашего времени» строится по принципу постоянного противостояния я/другой, то есть в данном случае мы сталкиваемся с символом поиска, противоречия. Сюжет каждой главы произведения представляет вариант взаимодействия «Я» Печорина с «Другими». Как сам Печорин говорит о себе: «…я чувствую в душе моей силы необъятные...Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых инеблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратилнавеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколькораз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал наголову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовьникому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, коголюбил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я толькоудовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом визнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина;он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; нотолько проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние!»(«Герой нашего времени»; М.Ю. Лермонтов).Смысловое напряжение внутри персонажа, постоянной оппозиции я-другие основано на двойственности существования человека, которая заключается в том, что человек одновременно одинок и при этом всегда связан с другими. В течение жизни человеку приходится устанавливать общность с другими, преодолевая раскол между собой и другими, природой, миром. «Я» Печорина сознательно устраняется от всякого «Другого». «Другой» для Печорина служит лишь способом самоутверждения, установления своей власти над «Другим», в результате смысловое напряжение в рамках бинарной оппозиции я/другой не снимается, оно всегда является максимально выраженным (Седина Е.В. Мифопоэтическая картина мира в творчестве М.Ю. Лермонтова как феномен художественной культуры России XIX века). Мир символов и иллюзий о Печорине можно определить как драму уединенного сознания, внутренне отстраняющегося от всякого «я», в результате обреченного на одиночество среди «других», не находящего при этом для себя в мире никакого смысла существования (Тюпа В.А. Анализ художественного текста/ В.И. Тюпа. – М. :Издательский центр «Академия», 2006. С.48). ЗаключениеРезюмируя всё вышесказанное, отметим, что основываясь на традициях романтизма и развивая и углубляя их, М.Ю. Лермонтов в своих произведениях создал новый символический мир.В основе поэтики Лермонтова лежит сознательное использование символов и пророчеств, а также особого литературного, философского, культурного, исторического и автобиографического материала.Под символами и пророчествами М.Ю. Лермонтова принято понимать его собственные объяснения бытия, имеющее повествовательный и смысловой аспект. В символах Лермонтова всегда существует противопоставление: жизнь-смерть; судьба-воля; время-вечность; человек-общество; любовь-ненависть и пр. Кроме того, у Лермонтова внутренний разлад человека усугубляется непременным присутствием зла в мире и в самом человеке. Человек осознаёт, что добро и зло в человеке тесно взаимосвязаны.Также необходимо отметить, что мир каждого произведения М.Ю. Лермонтова сосредотачивается вокруг одного героя, другие лишь поясняют его, пытаются войти в его жизнь, так или иначе придать ей направление. Список литературыБольшая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А.М. Прохорова. – М. : Сов.энцикл., 1978.Кассирер Э. Опыт о человеке: моногр./ Э. Кассирер. – М. :Гардарика, 1998.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство/ А.Ф. Лосев. – М. : Искусство, 1976.Лотман Ю.М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова //Лермонтовский сборник. Л.: Изд-во «Наука», 1985.Седина Е.В. Мифопоэтическая картина мира в творчестве М.Ю. Лермонтова как феномен художественной культуры России XIX века. – Чита., 2012.Тюпа В.А. Анализ художественного текста/ В.И. Тюпа. – М. :Издательский центр «Академия», 2006.

Список литературы
1.Большая советская энциклопедия: в 30 т. / под ред. А.М. Прохорова. – М. : Сов. энцикл., 1978.
2.Кассирер Э. Опыт о человеке: моногр./ Э. Кассирер. – М. : Гардарика, 1998.
3.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство/ А.Ф. Лосев. – М. : Искусство, 1976.
4.Лотман Ю.М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова //Лермонтовский сборник. Л.: Изд-во «Наука», 1985.
5.Седина Е.В. Мифопоэтическая картина мира в творчестве М.Ю. Лермонтова как феномен художественной культуры России XIX века. – Чита., 2012.
6.Тюпа В.А. Анализ художественного текста/ В.И. Тюпа. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.

Пророчество Платонова в повести "Котлован"

Пророчество Платонова в повести "Котлован"

Творчество Андрея Платонова помогает современному читателю понять события, которые происходили в России в 20-30-е годы XX века, в период укрепления в нашей стране Советской власти. К числу произведений, правдиво отразивших события этого времени, относится его известная повесть "Котлован".

Платонов начал писать в декабре 1929 года, в самый пик "великого перелома", или, как говорится в самой повести, в "свет момент обобществления имущества". Работа писателя над "Котлованом" была закончена в первой половине 1930-х годов. Эта странная история и социальная притча, и философский гротеск.

главный герой произведения Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Мы узнаем, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над "планом общей жизни". Так, в начале рассказа перед нами предстает традиционный для русской литературы образ народного искателя счастья и правды. В то же время, это представитель первого поколения советской интеллигенции, только-только нарождавшейся в двадцать лет. Вощев тоскует из-за того, что никто не может объяснить ему, в чем заключается смысл жизни. Однако вскоре рабочие-землекопы объясняют ему, что смысл . жизни — на благо будущих поколений.

Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут в ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы. Они живут "впрок", "заготовляя" свою жизнь для будущего всеобщего благоденствия. Эти люди негативно относятся к идеи Вощева, потому что, по их мнению, мыслительная деятельность является отдыхом, а не работой. В то время как в отпуске, сейчас не время. Кажется, что задумавшийся "среди общего темпа труда" Вощев потенциально опасно для идеи, рыть ямы. Но копать в соответствии с директивой выше, в соответствии с генеральной линии! Но герой не может понять, что нужно этой колеи. Он просто развивается во всех направлениях, благодаря ударному труду рабочих, не приобретая никакой функциональности.

Сомнения, главный герой нам передают мысли самого автора, оказавшиеся действительно пророческими. Дамп основан на энтузиазме рабочих до бесконечности — он будет постоянно расти, калеча землю, уничтожая пашни и реки... Потому что главное, что движет людьми, которые ведут этот "проект", — "угодить наверняка и забежать вперед генеральной линии". К сожалению, огромное количество ударных и часто бессмысленных строек советских времен действительно изменило нашу землю порой до неузнаваемости. В "Котловане" Платонов пытался предупредить своих современников об этом. Но история не была опубликована, потому что во времена единомыслия не может иметь свое мнение. И об этом Платонов тоже говорит, их история. Тема овладевшего людьми всеобщего психоза, превращения человека в "винтик" системы — едва ли не главная в "Котловане". Создавая скорбный гротеск, Платонов показывает массовый психоз всеобщего послушания, безумной жертвенности. Судьба Вощева трагически. Он так и не нашел истины: не только сути бытия, но и более близкой к истине, которая помогла бы ему сделать, ежедневно значительно и достойно. Ведь даже идея светлого будущего, олицетворением которой в повести является девочка Настя, не терпит испытания временем.

Узнать стоимость работы