Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Психологические особенности женщин, посещающих и не посещающих курсы подготовки к родам

  • 68 страниц
  • 66 источников
  • Добавлена 24.08.2012
3 050 руб. 6 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психологических особенностей беременных женщин
1.1. Подходы к изучению психологии материнства в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2. Психологические особенности переживания женщиной беременности
1.3. Психологические аспекты подготовки к родам
Глава 2 Эмпирическое изучение. Психологические особенности женщин, посещающих и не посещающих курсы подготовки к родам
2.1. Этапы и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Выделение мишеней психологической коррекции в работе с беременными женщинами
Выводы по 2 Главе
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Фрагмент для ознакомления

Женщины, не посещающие курсы, демонстрируют интернальный локус контроля, то есть считают, что могут контролировать происходящее, уверены в себе, в своем состоянии.
Однако и данная ситуация при чрезмерной фиксации на мысли о том, что все происходящее женщина в состоянии контролировать, может выступать фактором риска. В этом случае опасность исходит из того, то женщина может переоценить свои силы и в какой-то момент не справиться со своими эмоциями и переживаниями, что может негативно сказаться на протекании беременности и здоровье ребенка.
Далее, для того, чтобы определить существенные различия по исследуемым показателям в обеих выборках, данные были проанализированы по методу Манна - Уитни
Расчеты приведены в Приложении 1.
Как видно из расчетов, существуют выраженные различия между выборками по показателям ситуативной и личностной тревожности, жизненных ориентиров – цели, процесса, локуса контроля, типа гестационной доминанты у беременных женщин, посещающих и не посещающих подготовительные курсы.
Рассмотрим более подробно результаты статистического расчета.
Выявлены существенные различия между экспериментальной и контрольной группы по следующим показателям: ситуативной и личностной тревожности, активности, самочувствию и настроению (см. таблицу 7)
Таблица 7
Значение U – критерия по показателям ситуативной и личностной тревоги беременных, активности, самочувствию и настроению

Группа СТ ЛТ активность самочувствие настроение   U1 U1 U1 U1 U1  экспериментальная 189,5 200,5 209,5 32 26,5   U2 U2 U2 U2 U2  контрольная 35,5 24,5 15,5 193 198,5
При критическом значении для выборки, равном 64, полученные данные достоверны.
Выявлены существенные различия между экспериментальной и контрольной группами по следующим показателям: цели, процесс, локус контроля Я, локус контроля Жизнь (см. таблицу 8)
Таблица 8
Значение U – критерия по показателям жизненных ориентиров у беременных женщин

Группа цели процесс результат локус контроля Я локус контроля ЖИЗНЬ   U1 U1 U1 U1 U1  экспериментальная 195,5 220 70 4,5 191,5   U2 U2 U2 U2 U2  контрольная 29,5 5 155 220,5 33,5
При критическом значении для выборки, равном 64, полученные данные достоверны.
Выявлены существенные различия между экспериментальной и контрольной группы по следующим показателям: эйфорический тип отношения к беременности и тревожный тип (см. таблицу 9)
Таблица 9
Значение U – критерия по показателям типа отношения к беременности у беременных женщин

Группа оптимальный гипогнозический эйфорический тревожный депрессивный  экспериментальная U1 U1 U1 U1 U1   133,5 119 47 218,5 122,5  контрольная U2 U2 U2 U2 U2 91,5 106 178 6,5 102,5
При критическом значении для выборки, равном 64, полученные данные достоверны.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что женщины, посещающие курсы подготовки к родам обладают повышенным уровнем тревожности и особенностями отношения к беременности, подтвердилась.
Также для выявления наличия или отсутствия связи между уровнем тревожности беременной женщины и ее отношением к беременности был проведен корреляционный анализ по методу Браве – Пирсона.
Рассмотрим значение корреляции, приведенное в таблицах более подробно. Согласно значению r можно выделить следующие значения корреляции:
Сильная корреляция – значения r от 1 до 0,89 (от - 1 до - 0,89) – в таблице отражена зеленой заливкой
Средняя корреляция – значения r от 0,88 до 0,50 (от - 0,88 до - 0,50) – в таблице отражена белой заливкой
Слабая корреляция – значения r от 0,49 до 0 (от - 0,49 до 0) – в таблице отражена розовой заливкой
Итак, женщины, испытывающие высокий уровень личностной тревожности во время беременности, чаще всего демонстрируют тревожный тип отношения к беременности.
Также проведена корреляция между показателями, полученными в группе беременных женщин, посещающих подготовительные курсы, и не посещающих данные курсы.
Таблица расчетов приведена в Приложении 2
Итак, в группе женщин посещающих курсы по подготовке к родам выявлены следующие связи:



























Рис. 6. Корреляционная плеяда исследуемых показателей у беременных женщин, посещающих курсы по подготовке к родам

сильные положительные достоверные (р<0,05) между: ситуационной и личностной тревожностью (r=0,99), самочувствием и настроением (r=0,73);
умеренные положительные достоверные (р<0,05) между: настроением и направленностью на цели (r=0,69), настроением и локус контролем Я (r=0,62), направленностью на цели и оптимальным отношением к беременности (r=0,58), направленностью на результат и локус контролем Жизнь(r=0,60);
сильные отрицательные достоверные (р<0,05) между: ситуационной тревожностью и направленностью на цели (r=-0,86), ситуационной тревожностью и оптимальным отношением к беременности (r=-0,72), личностной тревожностью и направленностью на цели (r=-0,84);
умеренные отрицательные достоверные (р<0,05) между: ситуационной тревожностью и настроением (r=-0,54), личностной тревожностью и оптимальным отношением к беременности (r=-0,69).
В группе женщин не посещающих курсы по подготовке к родам выявлены следующие связи:
сильные положительные достоверные (р<0,05) между: ситуационной и личностной тревожностью (r=0,99);
умеренные положительные достоверные (р<0,05) между: ситуационной тревожностью и оптимальным отношением к беременности (r=0,58), личностной тревожностью и оптимальным отношением к беременности (r=0,53), активностью и направленностью на процесс (r=0,62), самочувствием и оптимальным отношением к беременности (r=0,62), направленностью на цели и локус контролем Я (r=0,62), направленностью на результат и локус контролем Я (r=0,56);
сильные отрицательные достоверные (р<0,05) между: ситуационной тревожностью и локус контролем Я (r=-0,78), личностной тревожностью и и локус контролем Я (r=-0,82);



































Рис. 7. Корреляционная плеяда исследуемых показателей у беременных женщин, не посещающих курсы по подготовке к родам

умеренные отрицательные достоверные (р<0,05) между: ситуационной тревожностью и направленностью на цели (r=-0,62), ситуационной тревожностью и направленностью на результат (r=-0,59), личностной тревожностью и направленностью на цели (r=-0,63), личностной тревожностью и направленностью на результат (r=-0,61), активностью и локус контролем Жизнь (r=-0,53), самочувствием и направленностью на цели (r=-0,53), направленностью на цели и оптимальным отношением к беременности (r=-0,57).



2.3. Выделение мишеней психологической коррекции в работе с беременными женщинами

Итак, теоретически изучив проблему формирования психологической готовности женщин к материнству, а также эмпирически изучив психологические особенности беременных женщин, посещающих и не посещающих курсы по подготовке к родам, можно предложить следующие практические рекомендации.
Можно выделить следующие мишени психо – коррекционной работы с беременными женщинами:
формирование оптимального типа переживания беременности, когда женщина эмоционально – положительно относится к своей беременности, ребенку, имеет положительный образ послеродового периода;
коррекция тревожного состояния, то есть уровня снижение ситуативной и личностной тревожности;
формирование оптимального уровня ответственности, когда женщина адекватно оценивает свои силы и возможности, понимает, что от ее поведения и эмоционального состояния зависит протекание беременности и здоровье ребенка, знает, что при необходимости может обратиться к специалистам, которые окажут квалифицированную медицинскую и психологическую помощь и поддержку.
Работа с женщинами по формированию психологической готовности к материнству строится на так называемом ценностно – смысловом уровне, то есть уровне установок, убеждений и ценностей.
Самое важное – это выявить так называемые «нересурсные», «негативные» установки женщин, связанные с ролью матери:
Страх утраты привычного стиля жизни,
неуверенность в будущем
Страх стать непривлекательной
Недоверие к супругу или мужчинам вообще.
Опасения за здоровье – свое и малыша
Слишком сильное желание иметь ребенка
Итак, основная цель работы с беременной женщиной – формирование установок, способствующих адекватному восприятию своей беременности, отношения к ней без тревоги и в то же время с адекватной оценкой всех рисков.


Выводы по 2 Главе

Беременные женщины, посещающие и не посещающие курсы по подготовке к родам, имеют психологические особенности, касающиеся эмоционально – личностного отношения к беременности.
Можно выделить следующие существенные отличия женщин, посещающих курсы по подготовке к родам:
Женщины, посещающие курсы по подготовке к родам, имеют высокий уровень ситуативной и личностной тревожности; женщины, не посещающие данные курсы, - умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности.
Женщины, посещающие курсы по подготовке к родам, демонстрируют склонность к пониженному настроению и болезненному самочувствию, вызванными состоянием фрустрации и тревоги, и, чтобы снизить состояние фрустрации, проявляют активность. Женщины, не посещающие курсы по подготовке к родам, демонстрируют тенденцию к более радостному настроению и положительному самочувствию, однако склонны к меньшей активности.
Женщины, посещающие курсы по подготовке к родам, в большей степени озабочены своим настоящим и будущим, однако не склонны брать на себя ответственность за происходящее, демонстрируя, таким образом, экстернальный локус контроля. Женщины, посещающие курсы по подготовке к родам, не демонстрируют беспокойства в отношении своего настоящего и будущего, склонны считать себя способными контролировать ситуацию, демонстрируя интенальный локус контроля.
У женщины, посещающих курсы по подготовке к родам, в большей степени выражен тревожный тип гестационной доминанты, женщинам, не посещающим курсы – эйформический.
Исходя из выше перечисленных эмоционально – личностных особенностей беременных женщин, те респонденты, которые посещают подготовительные курсы, таким способом стремятся снизить состояние фрустрации и тревоги, которые они испытывают; вторая группа респондентов, не посещающих курсы, переоценивают свои возможности, что является риском в их положении.
В качестве психологических мишеней коррекционной работы с беременными женщинами необходимо рассматривать мероприятия по снижению ситуативной и личностной тревожности, формированию адекватного и позитивного отношения к беременности, снятие страхов перед родами и послеродовом периоде; формированию перспективных целей, связанных с будущим, позитивным образом ребенка.
Заключение

Подготовка женщины к роли матери является одной из наиболее актуальных проблем современной науки и практики. Современное общество одним из наиболее приоритетных направлений в своем развитии пропагандирует здоровье нации, что и отражается в обеспечении условий для развития здорового поколения.
«Положительное отношение женщины к своему состоянию (беременности), знания о процессе родов, обретение навыков поведения и расслабления в родах, регулярные тренировки способствуют повышению устойчивости организма к воздействию стрессогенных факторов, в том числе к боли, и обеспечивает нормальное внутриутробное развитие ребенка, благополучное дальнейшее родоразрешение и нормальное течение послеродового периода» - формирование данных установок является целью посещения беременными женщинами различных специальных курсов по подготовке к родам [56]
Основной программой данных курсов является: поддержать беременную женщину; оказать психологическую помощь; помочь сформировать доверие к себе; научить общению с ребенком уже во время беременности; дать информацию об особенностях физиологии течения беременности, родов и послеродового периода; обучить навыкам мышечной релаксации, дыхательным техникам, приемам самомассажа; дать информацию о родильных домах; подготовить ее к грудному вскармливанию и т.д.
Однако не все беременные женщины посещают подобные курсы.
Поэтому целью данной работы было изучение проблемы психологических особенностей женщин, посещающих курсы подготовки к родам.
В данной работе мы изучили психологические особенности беременных, состоящих на учете в женской консультации и не посещающих курсы подготовки к родам и родительству; изучили психологические особенности беременных, посещающих курсы подготовки к родам; сравнили психологические особенности женщин, посещающих и не посещающих, курсы подготовки к родам; выделили мишени психокоррекционной и психопрофилактической работы с беременными на курсах подготовки к родам.
Мотивацией посещения подобных занятий или снижение значимости этих занятий является эмоционально – личностные особенности женщины, которые обуславливают специфику восприятия ею своей беременности, отношение к себе и к беременности, самочувствию и переживаниям в этот период.
В результате эмпирического исследования мы определили, что особенностью женщин, посещающих подготовительные курсы, является высокий уровень тревожности и фрустрации, озабоченность своим настоящим и будущим, неспособность управлять внешней ситуацией. Поэтому данные курсы являются для таких женщин способом снижения негативных переживаний и обретения уверенности.
Женщины, не посещающие данные курсы, в большинстве своем переоценивают свои возможности, не ориентированы на будущее, что является риском в их положении, что позволяет нам высказать мнение о необходимости психологической диагностики беременных женщин и формировании мотивации у них на посещение курсов подготовки к родам.
Необходим также учет психологических особенностей женщины для планирования программы подготовки к родам с учетом мишеней коррекции эмоционально - личностного отношения к беременности, родам и послеродового периода, что будет являться важной составляющей в процессе психологической подготовки женщины к родам и к роли матери.
Итак, выдвинутая гипотеза о том, что личностные особенности женщин, посещающих курсы подготовки к родам, отличаются от личностных особенностей женщин, не посещающих курсы подготовки к родам, подтверждена.
Женщины, почещающие курсы по подготовке к родам, демонстрируют повышенный уровень реактивной и личностной тревожности, тревожный тип гестационной доминанты, ориентацию на помощь извне (экстернальность). Женщинам, не посещающим курсы, свойственен эйфорический тип гестационой доминанты, умеренный уровень тревожности, стремление брать ответственность за происходящее на себя (интернальность)
Таким образом, основной направленностью работы в первой категорией женщин является снижение тревоги, со второй – формирование адекватной оценки своего состояния и ситуации.


Список литературы

Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: теория, методология, опыт. - СПб., 2001
Аптулаева Т. Я скоро стану мамой. В ожидании ребенка. – М., 2008
Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001
Блюм Г.С. Психоаналитические теории личности. – М., 2004
Бойко В. В. От чего зависит потребность в детях? // Рождаемость: известное и неизвестное /Под ред. Э. К. Васильева. - М., 2005. – 341 с.
Брехман Г.И. Перинатальная психология: открывающиеся возможности. //Перинатальная психология и медицина. /Сб. научных работ. – СПб, 2003
Брехман Г.И. Пути многоуровнего взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка / Перинатальная психология и медицина. - Иваново, 2001. - С. 164 - 179
Брутман В.И. Речь женщин в разные периоды беременности // Детский психолог.- 2004. - №7. С. 21 – 27
Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психол. – 2002. - №1. С. 59 – 68; №3.-с.109-117
Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 2009. -№4. –С. 17-31
Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян //СОЦИС.-2006. №11.- С. 61-73.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2007
Гнедина Т. Г., Невструева Т. Х. Динамика карьерных ориентаций личности руководителя. М., 2005.
Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект // Практическая психология и психоанализ. -2010. №3. // [электронный ресурс]
Гусева Ю.Е. Женщина на страницах женских изданий // Обзор журнальной прессы. -1999
Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб., 2011
Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. – 1996. – № 6
Захарова Е.И., О.А. Карабанова. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность //Психолог в детском саду. – 2002. – № 1. – С. 23–31
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2006
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2011
Исенина Е.И. Предпосылки качеств матери у беременных женщин (3 триместр) / Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. - СПб., 1998
Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. - 2000. - № 11
Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М., 2007
Коваленко Н. П. Перинатальная психология. - СПб, 2005
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2007
Ланцбург М.Е. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация: Материалы. Росс. Конференции 26–28 мая 1999 г. – СПб., 2000
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: – М., 2007
Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2005
Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб, 1999
Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. – К., 2004
Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству //Вопросы психологии. - 2002. -№ 5. - С. 18-27
 Мещерякова С.Ю. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошк. восп. - 2002. - № 11. - С. 81–88
Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопр. психол. – 2003. - № 4. С. 63 – 75
Мулкиджанян А. П. Влияние этнокультурных факторов на формирование психологической готовности к материнству // Материалы научно-практической конференции. - М., 2004
Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. - М., 2006
Орлевская М. Я хочу ребёнка // Cчастливые родители. - 2004. - № 3. - С. 76-78
Папушек Х., Папушек М. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития // Психологический журнал. - 2000. - № 3. - С . 65-72
Перну Л. Я жду ребенка. - М., 1989
Психика и роды / Под ред. Э.К. Айламазяна. – СПб., 1996
Психология и психоанализ беременности / Ред. – сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2003
Практическая психодиагностика / Ред. – сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000
Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребёнком // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. – С. 67-81
Сирс У., Сирс М. В ожидании малыша. — М., 2007
Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников Психологического института // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 54 - 62
Социальная психология / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М., 2003
Строкова Н.В. Изучение динамики взаимосвязи уровня тревожности и отношения матери к будущему ребенку // Перинатальная психология и психология родительства. -2005. - №2. - С. 97-98
Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. С грузинского Е. Ш.Чомахидзе; Под редакцией И.В. Имедадзе. – М.; СПб., 2004
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/13114.html/?utm_campaign=hotdocs&utm_source=ya.direct&utm_medium=context&utm_content=law_code&utm_term=nov11&utm_conten=27511978&
Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь // Семья и школа. - 2001. - № 3 .- С. 14-17
Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопр. психол. - 2001. - №2. С. 22 - 36
Филиппова Г.Г. Материнство: Сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. -1999. - №5. - С. 81-88
Филиппова Г.Г. Нарушение репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы // Журнал практического психолога. -2003. -№ 4-5. – С. 83-108
Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства - новая область исследования и практики в психологии // Перинатальная психология и психология родительства. Тематический выпуск. - № 4-5. -2003
Филиппова Г. Г. Психология материнства. - М., 2002
Филиппова Г.Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнка // Cемья и школа. - 2003. - № 2. - С. 7-9
Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства // Семья и школа. - 2001. -№ 1 - 2. –С. 7-9
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.; - М., 2003
Ховат Ф. Любовь, материнство, будущее. – М., 1999
Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Филиппова Г.Г; cост. А.Н.Васина. - М., 2005
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб, 2005
Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года. – М., 2006
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999
Яныкина А.Н. Материнство как кризис идентичности современной женщины // Альтернативная медицина. - 2006. - №2. - С.15-18
http://www.sweli.ru/beremennost/rodi/rodi/podgotovka-k-rodam.html




Приложение 1
Расчет показателей по U – образному критерию Манна – Уитни для определения наличия существенных различий между показателями личностной и ситуативной тревожности, самочувствия, настроения и выраженности активности у беременных женщин, посещающих и не посещающих курсы по подготовке к родам

№ СТ ранг ЛТ ранг активность ранг самочувствие ранг настроение ранг 1 34 24,5 32 23 6,7 3,5 4,4 24 5,2 22 2 37 21,5 35 21 5,9 12,5 5,2 15 5,1 23 3 39 19,5 39 18 6,3 6,5 5,1 17,5 4,9 24 4 42 16,5 43 14,5 6,4 5 5,9 7 6,7 4 5 46 14 47 12 6,8 1,5 6,1 5 5,9 14 6 49 12 49 10 6,1 9,5 4,2 25,5 6,1 11,5 7 51 11 49 10 5,7 16 3,7 29,5 4,2 25 8 54 8,5 51 8 5,4 17,5 3,9 28 4,1 27 9 57 7 53 6,5 6,8 1,5 4,6 23 5,5 20 10 59 6 53 6,5 5,9 12,5 4,9 20,5 5,7 18,5 11 62 5 56 5 6,3 6,5 5,3 14 5,8 16,5 12 65 4 58 4 5,4 17,5 4,2 25,5 4,1 27 13 67 3 59 3 6,1 9,5 3,7 29,5 3,2 30 14 69 2 62 2 5,9 12,5 4,8 22 4,1 27 15 71 1 64 1 6,7 3,5 4,1 27 3,7 29 1 26 30 21 30 5,1 21 5,4 12 6,3 9 2 28 28,5 23 29 4,8 22 5,1 17,5 6,8 2 3 28 28,5 25 28 5,3 19,5 6,7 1 5,9 14 4 31 27 26 27 5,8 15 5,8 9 5,7 18,5 5 33 26 28 25,5 4,6 23,5 5,7 10 6,4 7,5 6 34 24,5 28 25,5 4,1 28,5 5,1 17,5 6,9 1 7 36 23 31 24 3,8 30 5,4 12 5,9 14 8 37 21,5 33 22 4,5 25 4,9 20,5 6,7 4 9 39 19,5 36 20 5,3 19,5 6,2 3,5 6,6 6 10 41 18 38 19 5,9 12,5 5,9 7 6,4 7,5 11 42 16,5 40 17 6,2 8 5,4 12 5,8 16,5 12 45 15 42 16 4,2 27 5,1 17,5 5,4 21 13 48 13 43 14,5 4,1 28,5 6,2 3,5 6,1 11,5 14 52 10 46 13 4,6 23,5 6,4 2 6,7 4 15 54 8,5 49 10 4,4 26 5,9 7 6,2 10 64                         сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1     155,5   144,5   135,5   313   318,5     сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2     309,5   320,5   329,5   152   146,5     U1   U1   U1   U1   U1     189,5   200,5   209,5   32   26,5     U2   U2   U2   U2   U2     35,5   24,5   15,5   193   198,5




Расчет показателей по U – образному критерию Манна – Уитни для определения наличия существенных различий между показателями жизненных ориентиров у беременных женщин, посещающих и не посещающих курсы по подготовке к родам

№ цели ранг процесс ранг результат ранг локус контроля Я ранг локус контроля ЖИЗНЬ ранг 1 39 4 40 2,5 28 17,5 19 20 38 3 2 42 1 40 2,5 25 22,5 17 22,5 37 4,5 3 38 6 37 7 24 25 16 24,5 35 8,5 4 39 4 34 11,5 23 27 20 17,5 32 12 5 40 2 35 9,5 29 12,5 17 22,5 40 1 6 37 7,5 39 4,5 31 5,5 15 27 37 4,5 7 36 9,5 37 7 24 25 16 24,5 31 15,5 8 35 11 29 15,5 28 17,5 19 20 31 15,5 9 39 4 31 13,5 21 29 19 20 28 24 10 34 12,5 35 9,5 21 29 21 16 27 26 11 36 9,5 39 4,5 24 25 23 13 36 6,5 12 28 18 41 1 29 12,5 15 27 34 10 13 31 15,5 34 11,5 32 3 14 29 32 12 14 27 21 37 7 34 1,5 13 30 39 2 15 26 24 28 18 25 22,5 15 27 35 8,5 1 34 12,5 24 26 31 5,5 28 1,5 28 24 2 31 15,5 25 23 34 1,5 27 3,5 30 19,5 3 25 26 28 18 31 5,5 26 5,5 30 19,5 4 28 18 28 18 28 17,5 26 5,5 26 27,5 5 27 21 20 29 29 12,5 24 10 24 30 6 32 14 19 30 30 9 28 1,5 31 15,5 7 37 7,5 24 26 30 9 27 3,5 30 19,5 8 23 28 26 21 29 12,5 25 7,5 30 19,5 9 26 24 29 15,5 28 17,5 25 7,5 29 22 10 26 24 31 13,5 26 21 24 10 25 29 11 28 18 25 23 28 17,5 23 13 26 27,5 12 27 21 25 23 28 17,5 20 17,5 32 12 13 21 29 21 28 31 5,5 24 10 28 24 14 20 30 24 26 30 9 23 13 36 6,5 15 24 27 27 20 21 29 22 15 31 15,5 64                         сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1     149,5   125   275   340,5   153,5     сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2     315,5   340   190   124,5   311,5     U1   U1   U1   U1   U1     195,5   220   70   4,5   191,5     U2   U2   U2   U2   U2     29,5   5   155   220,5   33,5





Расчет показателей по U – образному критерию Манна – Уитни для определения наличия существенных различий между показателями типа гестационной доминанты у беременных женщин, посещающих и не посещающих курсы по подготовке к родам

№ оптимальный ранг гипогнозический ранг эйформический ранг тревожный ранг депрессивный ранг 1 11 4 0 22,5 0 27,5 17 1 0 25,5 2 8 10,5 0 22,5 1 24 10 10 5 11,5 3 10 6 0 22,5 4 18 11 9 4 15 4 8 10,5 0 22,5 5 16 9 13,5 7 7 5 8 10,5 3 9 3 21 9 13,5 9 5 6 8 10,5 2 12 0 27,5 12 7 11 4 7 11 4 0 22,5 5 16 14 3,5 4 15 8 11 4 0 22,5 3 21 12 7 5 11,5 9 4 22,5 4 5,5 0 27,5 16 2 0 25,5 10 0 29 2 12 12 6,5 13 5 5 11,5 11 6 14,5 4 5,5 3 21 9 13,5 0 25,5 12 5 18 7 1,5 0 27,5 14 3,5 6 9 13 5 18 1 14 11 10 12 7 0 25,5 14 4 22,5 0 22,5 3 21 8 17,5 2 19,5 15 1 27 3 9 8 13,5 9 13,5 5 11,5 1 5 18 0 22,5 13 4 0 29 12 3 2 0 29 0 22,5 11 10 9 13,5 14 2 3 6 14,5 0 22,5 12 6,5 4 23 0 25,5 4 6 14,5 0 22,5 8 13,5 2 25,5 7 7 5 3 26 4 5,5 14 3 0 29 3 17,5 6 4 22,5 6 3 12 6,5 8 17,5 0 25,5 7 6 14,5 2 12 9 12 9 13,5 4 15 8 4 22,5 3 9 11 10 7 20 0 25,5 9 4 22,5 4 5,5 0 27,5 1 27 21 1 10 9 7,5 0 22,5 12 6,5 7 20 2 19,5 11 4 22,5 7 1,5 0 27,5 2 25,5 7 7 12 0 29 0 22,5 16 1,5 4 23 3 17,5 13 20 1 0 22,5 5 16 0 29 0 25,5 14 17 2 0 22,5 3 21 7 20 0 25,5 15 9 7,5 0 22,5 16 1,5 4 23 0 25,5 64                         сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1   сумма R1     211,5   226   298   126,5   222,5     сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2   сумма R2     253,5   239   167   338,5   242,5     U1   U1   U1   U1   U1     133,5   119   47   218,5   122,5     U2   U2   U2   U2   U2     91,5   106   178   6,5   102,5

Приложение 2
Расчет корреляции между показателями в группе беременных женщин, посещающих курсы по подготовке к родам
  СТ ЛТ активность самочувствие настроение цели процесс результат локус контроля Я локус контроля ЖИЗНЬ оптимальный гипогнозический эйформический тревожный депрессивный СТ 1,00                             ЛТ 0,99 1,00                           активность -0,21 -0,18 1,00                         самочувствие -0,40 -0,35 0,43 1,00                       настроение -0,54 -0,47 0,39 0,73 1,00                     цели -0,86 -0,84 0,31 0,49 0,69 1,00                   процесс -0,35 -0,40 -0,23 0,16 0,23 0,22 1,00                 результат 0,24 0,25 -0,23 -0,27 -0,41 -0,41 0,22 1,00               локус контроля Я -0,27 -0,28 0,19 0,41 0,62 0,50 -0,04 -0,67 1,00             локус контроля ЖИЗНЬ -0,22 -0,20 0,23 0,32 0,05 0,03 0,45 0,60 -0,34 1,00           оптимальный -0,72 -0,69 -0,12 0,00 0,12 0,58 0,28 0,13 0,04 0,28 1,00         гипогнозический 0,49 0,49 0,05 0,00 0,02 -0,31 0,08 -0,08 0,07 -0,07 -0,48 1,00       эйформический 0,40 0,38 -0,04 -0,12 -0,28 -0,36 -0,42 -0,16 0,01 -0,45 -0,50 -0,18 1,00     тревожный -0,21 -0,27 -0,04 -0,50 -0,07 0,19 0,13 -0,19 0,12 -0,43 0,19 0,13 -0,23 1,00   депрессивный -0,23 -0,11 -0,15 0,24 0,36 0,13 0,04 0,11 -0,19 0,20 0,11 0,07 -0,11 -0,30 1,00
Расчет корреляции между показателями в группе беременных женщин, не посещающих курсы по подготовке к родам
  СТ ЛТ активность самочувствие настроение цели процесс результат локус контроля Я локус контроля ЖИЗНЬ оптимальный гипогнозический эйформический тревожный депрессивный СТ 1,00                             ЛТ 0,99 1,00                           активность -0,23 -0,15 1,00                         самочувствие 0,25 0,26 0,24 1,00                       настроение -0,09 -0,15 -0,16 -0,09 1,00                     цели -0,62 -0,63 -0,08 -0,53 -0,08 1,00                   процесс 0,03 0,11 0,62 0,30 -0,20 -0,18 1,00                 результат -0,59 -0,61 -0,14 -0,12 0,22 0,28 -0,39 1,00               локус контроля Я -0,78 -0,82 0,00 -0,15 0,41 0,62 -0,17 0,56 1,00             локус контроля ЖИЗНЬ 0,38 0,33 -0,53 0,05 0,20 -0,20 -0,11 0,10 -0,14 1,00           оптимальный 0,58 0,53 -0,14 0,62 0,07 -0,57 -0,10 -0,08 -0,17 0,20 1,00         гипогнозический -0,09 -0,06 0,11 -0,33 0,21 0,21 -0,36 -0,01 0,12 -0,24 -0,34 1,00       эйформический -0,20 -0,23 -0,36 -0,33 -0,08 0,22 -0,09 -0,19 -0,01 -0,01 -0,35 -0,37 1,00     тревожный 0,00 -0,03 -0,30 -0,33 0,36 0,22 0,07 0,14 0,20 0,49 -0,13 -0,05 0,18 1,00   депрессивный -0,39 -0,35 0,36 -0,08 0,13 0,36 0,28 0,23 0,30 -0,20 -0,42 0,12 -0,38 -0,25 1,00















76



Ситуативная тревожность и направленность на результат
r = - 0,59



Ситуативная тревожность и оптимальное отношение к беременности
r = 0,58


Личностная тревожность и направленность на результат
r = - 0,61



Настроение и локус контроля Я
r = 0,62


Ситуативная и личностная тревожность
r = 0,99


Активность и локус контроля ЖИЗНЬ
r = - 0,61


Ситуативная тревожность и настроение
r = - 0,54


Настроение и направленность на цели
r = 0,69


Беременные женщины, посещающие курсы по подготовке к родам

Личностная тревожность и направленность на цели
r = - 0,84



Ситуативная тревожность и оптимальное отношение к беременности
r = - 0,72



Самочувствие и настроение
r = 0,73


Ситуативная и личностная тревожность
r = 0,99


Ситуативная тревожность и направленность на цель
r = - 0,86


Направленность на результат и локус контроля ЖИЗНЬ
r = 0,60


Направленность на цель и оптимальное отношение к беременности
r = 0,58






Личностная тревожность и оптимальное отношение к беременности
r = - 0,69


Личностная тревожность и оптимальное отношение к беременности
r = 0,53


Беременные женщины, не посещающие курсы по подготовке к родам

Активность и направленность на процесс
r = 0,62


Личностная тревожность и локус контроля Я
r = - 0,82


Ситуативная тревожность и локус контроля Я
r = - 0,78


Самочувствие и оптимальное отношение к беременности
r = 0,62






Направленность на цель и локус контроля Я
r = 0,62


Направленность на результат и локус контроля Я
r = 0,56


Ситуативная тревожность и направленность на цели
r = - 0,62


Личностная тревожность и направленность на цели
r = - 0,63



Самочувствие и направленность на цели
r = - 0,53



Направленность на цели и оптимальное отношение к беременности
r = 0,57

1.Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: теория, методология, опыт. - СПб., 2001
2.Аптулаева Т. Я скоро стану мамой. В ожидании ребенка. – М., 2008
3.Берк Л. Развитие ребенка. – СПб., 2006
4.Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001
5.Блюм Г.С. Психоаналитические теории личности. – М., 2004
6.Бойко В. В. От чего зависит потребность в детях? // Рождаемость: известное и неизвестное /Под ред. Э. К. Васильева. - М., 2005. – 341 с.
7.Брехман Г.И. Перинатальная психология: открывающиеся возможности. //Перинатальная психология и медицина. /Сб. научных работ. – СПб, 2003
8.Брехман Г.И. Пути многоуровнего взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка / Перинатальнаяпсихология и медицина. - Иваново, 2001. - С. 164 - 179
9.Брутман В.И. Речь женщин в разные периоды беременности // Детский психолог.- 2004. - №7. С. 21 – 27
10.Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психол. – 2002. - №1. С. 59 – 68; №3.-с.109-117
11.Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 2009. -№4. –С. 17-31
12.Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян //СОЦИС.-2006. №11.- С. 61-73.
13.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2007
14.Гнедина Т. Г., Невструева Т. Х. Динамика карьерных ориентаций личности руководителя. М., 2005.
15.Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект // Практическая психология и психоанализ. -2010. №3. // [электронный ресурс]
16.Гусева Ю.Е. Женщина на страницах женских изданий // Обзор журнальной прессы. -1999
17.Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб., 2011
18.Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. – 1996. – № 6
19.Захарова Е.И., О.А. Карабанова. Диагностика характера детско-родительских отношений в пробе на совместную деятельность //Психолог в детском саду. – 2002. – № 1. – С. 23–31
20.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб., 2006
21.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2011
22.Исенина Е.И. Предпосылки качеств матери у беременных женщин (3 триместр) / Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. - СПб., 1998
23.Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социс. - 2000. - № 11
24.Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М., 2007
25.Коваленко Н. П. Перинатальная психология. - СПб, 2005
26.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2007
27.Ланцбург М.Е. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация: Материалы. Росс. Конференции 26–28 мая 1999 г. – СПб., 2000
28.Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: – М., 2007
29.Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2005
30.Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб, 1999
31.Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. – К., 2004
32.Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству //Вопросы психологии. - 2002. -№ 5. - С. 18-27
33. Мещерякова С.Ю. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошк. восп. - 2002. - № 11. - С. 81–88
34.Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопр. психол. – 2003. - № 4. С. 63 – 75
35.Мулкиджанян А. П. Влияние этнокультурных факторов на формирование психологической готовности к материнству // Материалы научно-практической конференции. - М., 2004
36.Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. - М., 2006
37.Орлевская М. Я хочу ребёнка // Cчастливые родители. - 2004. - № 3. - С. 76-78
38.Папушек Х., Папушек М. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития // Психологический журнал. - 2000. - № 3. - С . 65-72
39.Перну Л. Я жду ребенка. - М., 1989
40.Психика и роды / Под ред. Э.К. Айламазяна. – СПб., 1996
41.Психология и психоанализ беременности / Ред. – сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2003
42.Практическая психодиагностика / Ред. – сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2000
43.Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребёнком // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. – С. 67-81
44.Сирс У., Сирс М. В ожидании малыша. — М., 2007
45.Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
46.Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников Психологического института // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 54 - 62
47.Социальная психология / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М., 2003
48.Строкова Н.В. Изучение динамики взаимосвязи уровня тревожности и отношения матери к будущему ребенку // Перинатальная психология и психология родительства. -2005. - №2. - С. 97-98
49.Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. С грузинского Е. Ш.Чомахидзе; Под редакцией И.В. Имедадзе. – М.; СПб., 2004
50.ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/13114.html/?utm_campaign=hotdocs&utm_source=ya.direct&utm_medium=context&utm_content=law_code&utm_term=nov11&utm_conten=27511978&
51.Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь // Семья и школа. - 2001. - № 3 .- С. 14-17
52.Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопр. психол. - 2001. - №2. С. 22 - 36
53.Филиппова Г.Г. Материнство: Сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. -1999. - №5. - С. 81-88
54.Филиппова Г.Г. Нарушение репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы // Журнал практического психолога. -2003. -№ 4-5. – С. 83-108
55.Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства - новая область исследования и практики в психологии // Перинатальная психология и психология родительства. Тематический выпуск. - № 4-5. -2003
56.Филиппова Г. Г. Психология материнства. - М., 2002
57.Филиппова Г.Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнка // Cемья и школа. - 2003. - № 2. - С. 7-9
58.Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства // Семья и школа. - 2001. -№ 1 - 2. –С. 7-9
59.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.; - М., 2003
60.Ховат Ф. Любовь, материнство, будущее. – М., 1999
61.Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Филиппова Г.Г; cост. А.Н.Васина. - М., 2005
62.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб, 2005
63.Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года. – М., 2006
64.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999
65.Яныкина А.Н. Материнство как кризис идентичности современной женщины // Альтернативная медицина. - 2006. - №2. - С.15-18
66.http://www.sweli.ru/beremennost/rodi/rodi/podgotovka-k-rodam.html

Психологические особенности подготовки пианиста к концертному речи

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПОДГОТОВКИ ПИАНИСТА

К КОНЦЕРТНОМУ РЕЧИ

ВВЕДЕНИЕ

Тема данного доклада выбрана с соответствием с общей методической темой
ГККП Петропавловский колледж искусств "Персонал-orientedpoate, чтобы достичь обучение". Свою работу я рекомендую к изучению profesorilorspec. классов и учащимся исполнительских отделений колледжа для pregătireala сценическому речи.

Личный опыт выступления на сцене; успешные и неудачные исполнения в eleviopere на концертах побудили меня к написанию данного доклада. Analizagreșeli исполнения заставил меня обратить особое внимание на psihologicăpartea подготовки к выступлению на сцене.

Цель работы: научить молодых музыкантов избавляться от очков negativescenă эмоций; сделать его более ответственным перед концертномуexecutarea программы.

В подготовке данного доклада я опирался на различные источники – publicațiide методике и педагогике, до работы, психологии и artisticăliteratura специальности.

отчет я разделить условно на две части:

1. Анализ психологии концертного выступления

2. Советы и рекомендации для подготовки к исполнению на сцене

Я надеюсь, что изучение данного материала поможет более успешному executareprogramul; окажет помощь в преодолении страха молодого исполнителя перед ascena.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ

"Исполнение программы без творческого подъема – не более, чем математическая организация звуков во времени".

Из личного опыта

Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертномуdiscurs – одна из важнейших тем в музыкально-исполнительском искусстве.
Ни один художник, который никогда не пострадал от негативных форм от scenăde эмоции.

Большой Лист утверждал: "Техника рождается из духа". Progresivede исследования, трактующие музыкальное исполнительство, caпсихофизиологический акт, оценивают роль психологии как более существенное afactor в формировании навыков музыканта.

Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше,чем хуже узнал, эссе. Однако, я не хочу, чтобы изучить situațiascenă неудачи, возникшие из-за банальной недоученности программы.
Для начинающих музыкантов я бы хотел напомнить известное правило: на scenaaleatoare может оказаться неудача, но никогда не возникает случайно успех.
Однако, стадия состояние исполнителя зависит не только от acât уверен и твердо усвоили, музыкальное произведение.

Узнать стоимость работы