Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Городецкая роспись и методика её преподавания детям дошкольного возраста ( по заказам с-7778 и с-8989)

  • 69 страниц
  • 30 источников
  • Добавлена 10.08.2012
3 050 руб. 6 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Тема: Городецкая роспись и методика ее преподавания детям дошкольного возраста
Содержание
Введение
Глава I. История бытования городецкой росписи
1.1. Зарождение росписи
1.2. Виды композиций городецкой росписи
1.3. Мастера городецкой росписи
Глава 2 Методика преподавания городецкой росписи детям старшего дошкольного возраста
2.1 Значение занятий изобразительной деятельностью для всестороннего развития детей дошкольного возраста
2.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
2.3 Программа занятий по городецкой росписи в старшей группе
2.4 Содержание занятий по городецкой росписи
2.5 Технология выполнения творческой работы «Гуси-лебеди»
Заключение
Список литературы
Приложение 1 Дидактическое пособие по городецкой росписи для старших дошкольников
Приложение 2 Иллюстрации

Фрагмент для ознакомления

Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.
Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.
Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.
Физкультурная минутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.
Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.
Самостоятельная работа детей.
В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.
Занятие. Роспись панно «Городецкая птица»
Программное содержание. Закреплять знания детей о городецкой росписи, умение составлять узор, состоящий из цветов, бутонов, листьев. Показать детям изображения сказочных городецких птиц. Учить рисовать птиц, похожих на городецких, и украшать рисунок цветами; рисовать по этапам (замалевок, прорисовка, оживка). Совершенствовать умение составлять узор в форме. Развивать творческую активность, интерес к народно-прикладному искусству.
Материалы.
Городецкие изделия с изображениями птиц. Листы бумаги овальной формы, тонированные под светлое дерево, кисти, гуашь.
Занятие «Роспись городецким узором овала, сложной формы (на выбор)»
Программное содержание. Закреплять знания детей о городецкой росписи, ее цветовой гамме, способах выполнения элементов «ромашка», «купавка», «розан». Учить выполнять сложный узор по этапам: замалевок (круги, листья), прорисовка (лепестки цветов, бутоны, прожилки листьев), оживка (белые точки, дуги). Совершенствовать умение самостоятельно составлять узор в выбранной форме. Развивать творческую активность, эстетические чувства.
Материалы.
Изделия городецких мастеров, образцы росписи, слайды. Листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанные в форме овалов, кругов, кухонных досок, гуашь, квачи, кисти.
Занятие «Украшение крышки сундука Городецкими птицами, цветами»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с изделиями городецких мастеров, их разнообразием. Закреплять знания детей о приемах и этапах выполнения городецких узоров, их цветовой гамме. Совершенствовать умение детей рисовать городецких птиц, цветы. Учить украшать панно двумя птицами, смотрящими друг на друга, цветами и листьями. Развивать ритмичность в выполнении росписи, творческую активность, самостоятельность.
Материалы.
Изделия городецких мастеров с нарисованными птицами и цве­тами, слайды, образцы росписи. Альбомные листы, тонированные под светлое дерево, гуашь, кисти.
Занятие Роспись «Городецкий конь»
Программное содержание. Расширять представление детей oб искусстве городецких мастеров. Учить рисовать гордых городецких коней, украшать рисунок цветами, листьями, закрепляв технические навыки рисования узоров. Учить детей делать набросок коня, расписывать изделия по этапам (замалевок, прорисовка, оживка). Развивать творческую активность, желание нарисовать яркий, красочный узор. Прививать любовь и уважение к народному творчеству.
Материалы.
Изделия городецких мастеров с изображениями коней, образец последовательности рисования коня. Листы бумаги, тонированные под светлое дерево, гуашь, кисти.
Занятие «Распиши любой предмет для украшения кухни по мотивам городецкого узора»
Программное содержание. Развивать детское творчество на основе полученных знаний о городецкой росписи, ее элементах, колорите, композиции; закреплять технические навыки поэтапного рисования городецких узоров. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Материалы.
Изделия городецких мастеров. Различные трафареты (кухонная доска, тарелка, крышка для хлебницы), гуашь, кисти.

2.5 Технология выполнения творческой работы «Гуси-лебеди»

Технологический процесс Городецкой росписи значительно проще, чем технологический процесс хохломской, особенно на уровне подготовки деревянной основы. Для технологического процесса необходимы определенные инструменты и материалы.
Оборудование:
Стеллажи для просушивания и хранения изделий.
Сушильный шкаф, регулирующий температуру от 30 до 50° для более быстрого просушивания расписанных и пролаченных изделий.
Токарный станок для вытачивания "белья" под роспись.
Банки (50-100 г) для разведения красок.
Чашки и миски для грунта и шпатлевки.
Инструменты:
Для точения изделий на токарном станке используют резцы по дереву: полукруглые стамески, стамеску-косяк и резец-крючок.
Тампоны. Для грунтовки и лачения используют тампоны из капроновых чулок или мягкого поролона.
Штампики. Служат для выполнения большого числа одинаковых элементов. Штампики вырезают из шляпного войлока, гриба-дождевика и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих сделать четкий отпечаток на изделии.
Кисти являются основным инструментом в данном технологическом процессе. Для росписи используют беличьи, хорьковые, колонковые кисти № 1-5, для росписи крупных изделий — более крупные кисти № 6-8. Для лачtния и грунтовки пригодятся мягкие плоские кисти. Для росписи кисти лучше всего перебрать, или изготовить самостоятельно. Для этого из средней части беличьего хвоста выбирают пучок волос. Аккуратно отрезают. Вместе с ворсом отрезается и подшерсток, поэтому его необходимо убрать. Концы ворса выравнивают и перевязывают ниткой. Подготовленный таким образом ворс можно вставить в металлический патрон или обычную ученическую ручку.
Материалы:
Материалы, используемые при технологическом процессе городецкой росписи, достаточно разнообразны. Это связано с тем, что роспись ведется как масляными красками, так и клеевыми по левкасу. В учебных заведениях роспись лучше всего вести гуашью.
Олифа натуральная.
Скипидар. Используют для разбавления масляных красок. Художественный скипидар (пинен) можно приобрести в художественном салоне [1, c.68].
Шпатлевка № 1. Делают из 20 г сухого столярного или рыбьего клея, залитого 180 мл холодной дистиллированной воды. Данную смесь варят до полного растворения в клееварке, на водяной бане. Шпатлевку, приготовленную из рыбьего клея, перед употреблением подогревают, так как остывший клей представляет собой желеобразную массу.
Шпатлевка № 2 готовится по следующему рецепту. В весовых частях смешивают: 17 ч. смолы МФ или 40 ч. смолы УКС, 2 ч. олифы льняной, 23 ч. талька, 33 ч. стеклопорошка, 8 ч. 10%-ного раствора щавелевой кислоты, 10 ч. каолина.
Все сыпучие компоненты, просеянные через сито, смешивают в порядке, указанном в рецепте. Также используют готовые шпатлевки НКШ.
Грунтовка № 1 готовится по следующему рецепту. Смешивают в весовых частях 5 ч. сухого столярного клея, 95 ч. воды, 50-60 ч. мела, 0,05 ч. фенола.
Грунтовку № 2 делают из картофельного крахмала. Сухой крахмал замачивают в теплой воде, добавляют кипяток и подогревают на огне до кипения (по принципу варки киселя). "Кисель" должен быть достаточно крут и без комков.
Помимо этого используют готовую грунтовку ПМ-1, П-046 или водоэмульсионную краску ВА-27А, а также другие марки этой краски.
Краски. Как уже говорилось, в технологическом процессе городецкой росписи используют масляные, казеиново-масляные и гуашевые краски. Это могут быть как готовые темперные краски на казеиново-масляной основе, так и краски, приготовленные перед росписью: Для их приготовления нужны пигменты (белила цинковые, кадмий желтый, кадмий красный, кадмий оранжевый, охра светлая, охра красная, сиена натуральная, киноварь ртутная, кобальт фиолетовый, окись хрома, зелень изумрудная, ультрамарин, сажа газовая). Их смешивают с казеиново-масляной эмульсией, которую готовят по следующему рецепту: 8% казеина, 2% буры, 0,63% фенола, 20,9% льняного или подсолнечного масла, 0,02% стеатита алюминия, 0,1% скипидара, 5,2% ализаринового масла, 63,15% воды. Для приготовления эмульсии необходимое количество казеина заливают холодной водой и добавляют буру. После набухания раствор подогревают до 50°С и перемешивают до полного растворения казеина. Взятые по рецепту стеатит алюминия и скипидар нагревают на водяной бане до растворения. Фенол растворяют в теплой воде. В охлажденный раствор казеина, постоянно помешивая, вливают последовательно масло ализариновое и льняное, раствор стеатита алюминия и через 30 мин раствор фенола. Эмульсию перемешивают в течение 40 мин и фильтруют через три слоя марли. Пигменты, смешанные с эмульсией, растирают курантом на гранитной плите. Для того чтобы приготовить краски впрок, пигменты предварительно разводят водой до пастообразного состояния, растирают до степени перетира, а для предупреждения образования плесени при хранении вводят 2% фенола. С эмульсией смешивают непосредственно перед росписью. Масляные краски приобретают в художественных салонах. На занятиях в учебных заведениях более всего подходит гуашевая краска. Лучше всего приобретать комплект двенадцатицветовой художественной гуаши.
Лаки. Для лачения изделий с городецкой росписью используют масляные лаки ПФ-283 (бывший С-4) и другие марки прозрачных масляных лаков, а также нитролаки. Рекомендуем лаки с матирующими добавками или матовые лаки, такие, как НЦ-241М, НЦ-243.
Древесина. Для росписи нужна древесина. Для городецкой росписи подойдут как мягкие, так и твердые сорта деревьев, не подвергающиеся рассыханию и растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и другие породы деревьев.
В современном производстве используют заготовки из прессованной древесины.
Технологическая последовательность выполнения городецкой росписи
Как мы уже упоминали, городецкую роспись пишут различными видами красок. В связи с этим различаются и материалы, используемые в подготовительных операциях данного технологического процесса. При росписи казеиново-масляными красками основу готовят следующим образом: деревянную основу — «белье» шлифуют шкурками с различным зерном, для того чтобы загладить риски, оставленные после резца, если это токарное изделие, или выглаживают шкурками изделие, вышедшее из-под рук столяра. Подготовленное таким образом изделие покрывают порозаполнителем. Теплый клей наносят плоской кистью в два слоя, с промежуточной сушкой при комнатной температуре в течение 2 часов. После полной просушки поверхность шлифуют мелкой шкуркой, чтобы снять ворсинки дерева, поднявшиеся после покрытия порозаполнителем. Последующая грунтовка производится клеемеловым грунтом. Столярные и токарные изделия, в зависимости от качества их поверхности, грунтуют щетинным флейцем от одного до трех раз с промежуточной и окончательной сушкой при температуре 18-23 градусов в течение 2 часов. Дефекты древесины исправляют шпатлевкой, приготовленной по рецепту грунтовки № 1, но с меньшим количеством воды, т.е. состав должен быть не жиже творожной массы. Перед шпатлеванием поверхность покрывают 30%-ным клеевым раствором. Через 2-3 часа высохшую поверхность зачищают шкуркой. В качестве грунтовки можно использовать водоэмульсионную краску ВА-27А, а также другие марки краски, которые наносят на сухую отшлифованную поверхность древесины плоской кистью или краскораспылителем в два слоя. После этого просушивают каждый слой в течение 2-3 часов при температуре 18-23°С. Чтобы придать фону какой-то оттенок, в грунтовку добавляют краску необходимого цвета или сухой пигмент. Все хорошо промешивают и тогда покрывают основу грунтом. Роспись производят казеиново-масляными красками. Продолжительность высыхания таких красок 2 часа при температуре 18-23°С. Нужно учитывать, что при высыхании краски немного светлеют, но покрытие лаком вновь восстанавливает их первоначальный цвет. Высохшую роспись покрывают олифой. Но так как она долго сохнет, то в современном производстве ее заменяют масляными и нитроцеллюлозными лаками. Лаки дают высококачественное покрытие и предохраняют роспись от повреждений как механических, так и химических. При выполнении росписи масляными красками основу следует также тщательно подготовить под роспись. Небольшие дефекты заделывают шпатлевкой. Лучше всего применять безусадочную, водорастворимую, быстросохнущую шпатлевку НКШ, используемую в мебельной промышленности. Можно использовать импортные шпатлевки, имитирующие по цвету различные породы деревьев. Они также разводятся на воде и высыхают в течение двух часов. Шпатлевку можно приготовить самим. Ее наносят в два слоя с промежуточной и окончательной сушкой в течение 2-3 часов при комнатной температуре [1, c.75].
Прошпатлеванную и просушенную поверхность тщательно шлифуют шкуркой, чтобы убрать излишки шпатлевки и выровнять поверхность изделия. Подготовленное таким образом изделие грунтуют. Для этого применяют грунтовку ПМ-1, ею покрывают изделие дважды с сушкой каждого слоя при температуре 18-23°С в течение часа. Грунтовку ПФ-046 наносят в один слой, и высыхает она за 10 часов при той же температуре. Можно грунтовать изделие олифой, которая высыхает за 48 часов. Затем изделие вновь шлифуют мелкой шкуркой, чтобы убрать поднявшийся деревянный ворс. Для окраски фона используют масляные краски, разведенные до малярной консистенции. Подготовленную основу расписывают масляными красками фабричного производства. Для разбавления красок применяют очищенный скипидар. Для того чтобы масляная краска быстрее высыхала, при росписи необходимо смешать скипидар с небольшим количеством лака ПФ-283. Роспись, выполненную масляными красками, можно не покрывать лаком. Однако для создания более высококачественного покрытия мы рекомендуем покрывать изделие одним или двумя слоями масляного лака ПФ-283. Роспись, выполненную масляными красками, нельзя покрывать нитролаками, так как в этом случае масляная краска может вспучиться и испортить роспись. В учебных заведениях лучше всего выполнять роспись гуашевыми красками. Это связано с тем, что гуашевые краски наиболее доступны для учащихся. Подготавливаемую под роспись основу следует отшлифовать шкурками с различным зерном, для того чтобы выровнять все неровности на поверхности, по которой будет вестись роспись. Если в деревянной основе есть сколы или выбоины, их следует заделать шпатлевкой, как описано в случае росписи масляными красками. После того как шпатлевка просохнет, заготовку вновь шлифуют мелкой шкуркой. Если заготовка была качественной и вам не пришлось заделывать сколы шпатлевкой, можно сразу приступить к грунтовке изделия. Для этого используйте грунтовку, полученную из картофельного крахмала. Остывшую грунтовку наносят в два-три слоя. После каждого слоя деревянной основе дают как следует просохнуть и обязательно шлифуют мелкой шкуркой. В качестве грунтовки можно использовать также жидко разведенный клей ПВА. Грунтуют им так же, как картофельным крахмалом. Если под роспись используется основа из прессованных опилок, то в качестве грунта применяется водоэмульсионная краска. Она наносится на поверхность в два слоя с промежуточным высыханием и шлифовкой шкуркой. Если под роспись необходим цветной фон, то грунтовку (как основы из прессованных опилок, так и деревянной основы) можно производить водоэмульсионной краской, подкрашенной гуашью нужного цвета. В этом случае не следует грунтовать, деревянную основу грунтовкой из крахмала или клеем ПВА. Выполняя роспись гуашевыми красками, необходимо учитывать, что после высыхания они становятся белесыми. Каждому слою краски необходимо давать хорошо просохнуть, прежде чем наносить следующий слой. Для того чтобы при росписи гуашевыми красками последующие слои после высыхания не поднимали предыдущие, рекомендуем в краску добавлять небольшое количество клея ПВА. Хорошо просушенное изделие покрывают масляным или нитролаком. Масляный лак ПФ-283 или другие марки масляного лака можно наносить тампонами, кистью или краскораспылителем. Нитролаки лучше всего наносить краскораспылителем, так как в этом случае покрытие будет более ровным. Лаки наносятся в два-три слоя с полной просушкой между слоями. В этом случае образуется качественная пленка, которая защищает роспись от физических и химических повреждений.
В детском саду роспись выполняется на грунтованной под древесину бумаге, гуашью.
Перед тем как начинать с детьми непосредственную поэтапную работу по подготовке к росписи, целесообразно заинтересовать и ориентировать их в предстоящей декоративной деятельности. В этом особенность подготовительного этапа. Можно, например, предложить детям несколько книжек одного и того же содержания, но с иллюстрациями к одним и тем же эпизодам разных по творческому почерку (графической манере) художников. Так, сказка «Гуси-Лебеди» в пересказе М. Булатова иллюстрирована художниками, например, И. Кузнецовым (приложение 2). Рассматривая иллюстративные образцы, дети наглядно убеждаются, что можно по-разному нарисовать картинки к одному и тому же эпизоду книжки, по-разному сделать цветовое решение.
Последовательность выполнения росписи городца можно разделить на четыре этапа. Работу начинаем с эскиза.
Первый этап. Выбор сказки для рисунка изделия. Выполнение рисунка на альбомном листе формата А4. Находим в композиции основной центр, акцентирующий внимание зрителя. При росписи сказку пишем в традициях городецкой росписи.
Второй этап. Следующим этапом в нашем эскизе идет “подмалевок”.
Обычно мастер брал один цвет и вырисовывал коня, птицу, и цветок. Этим цветом он проходил по всей партий донец. Затем брал другой цвет и вновь писал всю партию. И так до тех пор, пока все донца не были “замалеваны” основными цветковыми пятнами. Далее мастер белилами прописывал места, где должны быть изображены лица людей и кисти рук. Подмалевком намечаем основной сюжет композиции.
Третий этап. Этот этап мы можем назвать или даже правильнее будет его назвать “оттеневка”.
Более темными цветами, чем “подмалевок”, наносим мазки на цветы, выделяя тычинки, прописываем прожилки листочков.
Четвертый этап. Последний этап в выполнении эскиза, это “разживка”. Она выполняется белым цветом, способствующая оживлению росписи, объединяющая все мотивы в целостную композицию.
После подготовительного рисунка, подготовки эскиза на формате А4, можно приступать к нанесению рисунка и росписи изделия. Расписываем изделие точно также по этапам. В конце работы получается расписной горшочек, расписанный в традициях городецкой росписи.
Работу по обучению детей рисованию городецким узором необходимо проводить в следующей последовательности:
Познакомить детей с изделиями, расписанными городецкой росписью.
Сформировать у детей навыки рисования городецких узоров.
Работа проводится в первой половине дня (на занятии), при необходимости и во второй половине дня индивидуально.
Первое занятие направлено на углубленное знакомство детей с городецким узором. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждое изделие можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.
При рассматривании с детьми изделий Городца или иллюстраций, обращается внимание, во-первых, на особенности городецкой росписи, во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.
Целью рассматривания изделий городецких мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов городецкой росписи.
На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки.
Все это вызывает у дошкольников интерес к Городецкой росписи, чувство радости от встречи с прекрасным. После занятия они могут поделиться впечатлениями об увиденном и порадоваться своим первым положительным результатам.
Возможно, что после проведения этого занятия не каждый ребенок справиться с поставленной задачей. Поэтому необходимо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в городецкой росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка.[25, с. 112]
На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.
По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.
Городецкие птицы волшебного сада: петух, павлин, голубь, лебедь, кукушка. Написание птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Сначала изображается изгиб шеи и груди при помощи плавной линии. Затем наносят линию, определяющую форму головы и спины. Заканчивают определением линии крыла, делают нитевидный клюв и ноги. Чаще всего туловище птицы выполняется черным цветом. Оживки делают белилами.

Рис.1. Пример изображения лебедя в городецкой росписи

И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки городецкой, а главное - дети прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям.
В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей [14, с.30-44].
Критерии анализа и оценки созданных детьми изображений:
Цвет:
* - знает цветовую гамму для городецкой росписи;
**-знает цветовую гамму, иногда забывает цвета;
***-не знает цветовую гамму городецкой росписи.
Форма:
* - рисует простые и сложные элементы городецкой росписи, узор передает точно;
** - рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;
*** - рисует только простые элементы с искажением, а сложные не удаются.
Простые элементы: точка, прямая линия, круг.
Сложные элементы: капля, дуга, волнистая линия.
Умение работать кончиком кисти:
* - хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
** — умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
*** - не умеет работать кончиком кисти.
Композиция:
* - ребенок видит и украшает полностью всю фигуру, используя простые и сложные элементы городецкой росписи;
** — ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его;
***-скученное изображение.
Характер линии:
* - плавная без отрыва;
** — прерывистая;
*** - не получается.
Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного выбора:
* - плоскостной силуэт, кисть, тычок;
** - плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок;
*** - простой лист, тычок.
Уровень самостоятельности выполнения работы:
* - самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими элементами;
** - необходима частичная (небольшая) помощь педагога;
*** - не может выполнить работу.
Творчество:
* - самостоятельно придумывает композицию, изображает элементы росписи;
** - составляет композицию, но для этого ребенку надо иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога;
*** - рисует только то, что видит, нет творческой активности.
В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, рука будет более «твердой», они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.
Занятия, проведенные о городецком промысле, дидактические игры по данному виду росписи дадут возможность детям узнать приемы рисования и научат составлять узоры на различных формах.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах, желаниях.

Заключение

Целью данной работы являлась разработка методических основ проведения занятий по городецкой росписи. В ходе работы были проанализированы значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей дошкольного возраста и программы обеспечивающие творческое развитие детей на занятиях по изобразительной деятельности.
Занятия по изобразительному творчеству являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Существующие программы по дошкольному образованию, авторские включения в них, в целом, обеспечивают возможности использования занятий по изобразительному творчеству для всестороннего развития детей, а также для подготовки их к школе. В процессе изобразительного творчества у детей развивается тонкая моторика, познавательная активность, образное мышление, воображение, эстетическое восприятие, воспитывается чувство товарищества и взаимопомощи.
В ходе работы были рассмотреть теоретические основы проведения занятий по городецкой росписи. Городецкая роспись имеет свою историю, отличительные особенности, технику выполнения, существует много разновидностей простейших орнаментальных мотивов, которые являются интересными для детей. В работе была разработана система занятий по знакомству детей с городецкой росписью, обозначено содержание этих занятий в цикле обучения изобразительному творчеству для детей старшей группы ДОУ. В старшей группе дети обучаются новым элементам узора, осваивают характерные цветовые сочетания, элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов.
Гипотеза исследования подтвердилась. Разработки методических основ проведения занятий по городецкой росписи являются важными для творческого развития детей в процессе занятий по изобразительному творчеству.



Список литературы
Аверина В.И. Городецкая резьба и роспись. – Нижний Новгород, 2000.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-672 с.  Абрамова Т. С. Возрастная психология. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 486с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. - М., 1998.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000.
Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: серия таблиц по искусству для начальной школы. - М: Интерсигнал, 1997. - 12 табл. + Методические рекомендации. - М: Интерсигнал, 1997. -40 с.
Гудилина С.И. Декоративно-прикладное искусство: серия таблиц по искусству. - М: Интерсигнал, 1997. - 6 табл. + Методические рекомендации. - М: Интерсигнал, 1997. -24 с.
Здоровье ребенка. Большая медицинская энциклопедия. - М.: Эксмо, 2011. – 992с.
Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей./Под ред. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1992. – 208 с., ил., 16 л. вкл.
Крылова Е. Дидактический материал «Декоративно-прикладное творчество. Городец». – Одинцово, 2008. – 48 с.
Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2001. – 224 с.
Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 159 с.
Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники., М., 2001.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
Косминская В.Б.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду., М., «Просвещение», 1997.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера [Текст] / З. Максимова // Народное творчество. – 2000. - №3. – С. 44–45.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
Метиева Л.А., Удалова З.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2009.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /Сост. Л.В. Русскова. – М., 2001 – 400 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Попова, О.С. Русские художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова, Н.И. Каплан. – М.: Знание, 1984. – 144с., ил.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Перуница. Славянский языческий сайт. - http://www.perunica.ru/tradicii/943-gorodeckaya-rospis.html
Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [текст]/Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М., 1982. – 134с.
Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву [Текст] / Л.Я. Супрун. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1993. – 120с., ил.
Успех. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Березина Н.О., Бурлакова И.А., Веракса Н.Е., и др./Под редакцией Н.В.Фединой. – М.: Просвещение, 2009
Хрусталева Л. В. Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе игровой деятельности на уроках изобразительного искусства и художественного труда// Педагогика как наука и как учебный предмет: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (26-28 сентября 2000 г.) – С.89-92
Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с., ил.
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.


Приложение 1
Дидактическое пособие по городецкой росписи для старших дошкольников




















































































Приложение 2
Иллюстрации
Иллюстрации сказки «Гуси-Лебеди» в пересказе М.Булатова. Художник И.Кузнецов


«Гуси-Лебеди» в пересказе А.Толстого /Художники В.Петелин, И.Петелина.









5

Список литературы
1.Аверина В.И. Городецкая резьба и роспись. – Нижний Новго-род, 2000.
2.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-672 с. Абрамова Т. С. Возрастная психология. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 486с.
3.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. - М., 1998.
4.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной дея-тельности. М., 2000.
5.Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: се-рия таблиц по искусству для начальной школы. - М: Интерсигнал, 1997. - 12 табл. + Методические рекомендации. - М: Интерсигнал, 1997. -40 с.
6.Гудилина С.И. Декоративно-прикладное искусство: серия таблиц по искусству. - М: Интерсигнал, 1997. - 6 табл. + Методические рекомендации. - М: Интерсигнал, 1997. -24 с.
7.Здоровье ребенка. Большая медицинская энциклопедия. - М.: Эксмо, 2011. – 992с.
8.Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей./Под ред. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1992. – 208 с., ил., 16 л. вкл.
9.Крылова Е. Дидактический материал «Декоративно-прикладное творчество. Городец». – Одинцово, 2008. – 48 с.
10.Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2001. – 224 с.
11.Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 159 с.
12.Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники., М., 2001.
13.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в дет-ском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
14.Косминская В.Б.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду., М., «Просвещение», 1997.
15.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
16.Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера [Текст] / З. Максимова // Народное творчество. – 2000. - №3. – С. 44–45.
17.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное посо-бие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
18.Метиева Л.А., Удалова З.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2009.
19.Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» /Сост. Л.В. Русскова. – М., 2001 – 400 с.
20.Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
21.Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобрази-тельное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
22.Попова, О.С. Русские художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова, Н.И. Каплан. – М.: Знание, 1984. – 144с., ил.
23.Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
24.Перуница. Славянский языческий сайт. - http://www.perunica.ru/tradicii/943-gorodeckaya-rospis.html
25.Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [текст]/Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М., 1982. – 134с.
26.Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву [Текст] / Л.Я. Супрун. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1993. – 120с., ил.
27.Успех. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Березина Н.О., Бурлакова И.А., Веракса Н.Е., и др./Под редакцией Н.В.Фединой. – М.: Просвещение, 2009
28.Хрусталева Л. В. Развитие познавательного интереса у младших школьников в процессе игровой деятельности на уроках изобразительного искусства и художественного труда// Педагогика как наука и как учебный предмет: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (26-28 сентября 2000 г.) – С.89-92
29.Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с., ил.
30.Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декора-тивно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.


Узнать стоимость работы