Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Специфика общения и межличностных отношений дошкольников в среде образовательных учреждений.

  • 31 страница
  • 22 источника
  • Добавлена 09.06.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
История дошкольного воспитания детей
Особенности межличностного общения дошкольников
Межличностные отношения и общение дошкольников в образовательных учреждениях
Изучение межэтнического общения у дошкольников
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

У фребелевской педагогической системы нашлось немало последователей в России, причем здесь она была обогащена местным опытом. В числе первых «фребелевцев» была С. А. Люгебиль, которая организовала платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста в конце ХIХ века. Игры и занятия в детском саду проводились без строгой регламентации, детям предоставлялась возможность играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре воспитательницы. Люгебиль вела записи своих наблюдений за индивидуальным поведением и развитием детей. Детьми проводились выезды на природу. Воспитательницы приглашали родителей наблюдать за своими детьми во время игр и занятий; давали им советы по воспитанию. В детских садах А.С. Симонович  было организовано все для совместной творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе. Дети вели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа, сопровождались русскими народными песнями. Занятия в младшей группе носили преимущественно индивидуальный характер, а занятия в старшей (дети 5–6 лет) – коллективный, причем имели природоведческий уклон. Е.И. Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения в конце ХIХ начале ХХ века, создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Ее основные идеи – преемственность воспитания в детском саду, семье, школе. Особое место отдавалось методике развития речи дошкольника. В 1913 году вышло первое издание ее книги «Родная речь и пути ее развития». Эта книга дополнялась и переиздавалась несколько раз. Некоторые положения этой книги сохранили свое значение до сих пор. Тихеева была горячей сторонницей общественного воспитания. В своей книге «Современный детский сад, его значение и оборудование» она изложила рекомендации по организационной работе в дошкольном учреждении. Более того, Е.И.Тихеева разработала свою оригинальную систему средств по организации сенсорного развития. Большое значение в дошкольном воспитании она отводила разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она считала их средствами формирования привычек и воли. Елизавета Ивановна придавала большое значение специальной профессиональной подготовке воспитателей.В дальнейшем в нашей стране проблема межличностных отношений дошкольников рассматривалась преимущественно в рамках социально – психологических исследований, где основными предметами изучения были структура, возрастные изменения детского коллектива и др. (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, Н.А. Березовин, А.Б. Широкова и др.). Был сделан вывод, что чем больше устойчивы качества личности, которые признаются в данном коллективе ценными, чем больше устойчивы сами требования, предъявляемые членами коллектива каждому человеку, тем большей устойчивости его положения в системе межличностных отношений следует ожидать. Исследователи замечали, что в лучше организованных группах с более устойчивым общественным мнением положение детей более устойчиво, чем в хуже организованных группах. В дошкольном возрасте формируется довольно сложная и относительно устойчивая система межличностных отношений, определяемая совместным пребыванием детей в детском саду, ежедневным общением детей. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.Анализ материалов, собранных о дошкольниках, занимающих неблагоприятное место в системе межличностных отношений, показывает, что наиболее распространенная черта этих детей - неуживчивость из-за аффективности. Она проявляется в драчливости, вспыльчивости, грубости, упрямстве. Эти качества характера затрудняют общение со сверстниками и делают ребенка, обладающего ими, несимпатичным. Изучение межэтнического общения у дошкольниковЧто касается изучения проблем педагогической деятельности в поликультурной среде, этой проблемой стали заниматься психологи и педагоги с начала ХХ века. Большую роль в разработке проблем интернационального, национального воспитания сыграли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Н.К. Крупская разработала программу интернационального (этнотолерантного) воспитания. Она призывала воспитывать с раннего возраста дружбу между детьми разных национальностей, указывая на то, что не годиться, чтобы дети смотрели с высока на отсталую в культурном отношении национальность. Крупская говорила, что самый интересный предмет для ребенка-это другой человеки человеческая жизнь и человеческие отношения делаются центром его внимания. Значительный вклад в разработку методики и теории толерантного воспитания внесла М.И.Богомолова. Она считала, что при планировании работы по толерантному воспитанию дошкольников необходимо решать ряд задач: определить объем знаний и представлений, расположить его по возрастным группам, отобрать эффективные средства и методы, с помощью которых должна осуществляться воспитательная работа.Исследования в этой области выявили необходимость сообщения знаний детям шестого года жизни в такой последовательности: знания о своем народе, о соседних национальностях и переходе постепенного расширения знаний о народах на седьмом году жизни. М.И.Богомолова указывает, что при выборе соседних республик, национальностей, с которыми воспитатель будет знакомить детей, необходимо учитывать возможность общения с людьми данной национальности, а так же сходство труда и быта, национальной культуры этого народа, большое значение имеет ознакомление детей с бытом, традициями, прикладным искусством того или иного народа.Э.К. Суслова обращала внимание педагогов на то, что ребенок не родится интернационалистом. Одна из причин необходимости воспитания этики межнационального общения и толерантности как раз и заключается в том, что в дошкольном возрасте наряду, в основном с доброжелательным встречается недоброжелательное отношение к представителям разных рас и национальностей.Во второй половине ХХ века проводились исследования О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриевым, М.Н. Кузьминым, В.С. Собкиным, Л.Л. Супруновой, В. А. Тишковым и др. Данные исследования проведены в рамках гуманистической парадигмы со значимостью межкультурных связей.О.В. Гукаленко делает акцент на социализации как основе поликультурного воспитания. Ю.А. Корягинцев выдвигает на первый план интеллектуальную, эмоциональную и духовную идентификацию индивида, развитие личной культуры по мере вхождения в другую культуру. В.А. Тишков размышлял над феноменом «культурное многообразие» применительно понимает его не как сумму культур, а как социум одной культуры, располагающей множеством форм. По мысли М.Н. Кузьмина, поликультурное воспитание означает реализацию свободного выбора и социального преуспевания представителей разных культурных традиций в общероссийском пространстве.Л. Ильиченко считает, что в условиях многонационального государства социальная стабильность зависит от того, является ли педагогика, в том числе дошкольная, педагогикой поликультурности. В этой связи в последнее время в системе отечественного дошкольного образования обозначились общемировые тенденции(отказ от единых для всех регионов государственных программ, введение в Госстандарты региональных компонентов, воспитание детей в духе правового, демократического общества, уважающего права и свободы личности, формирование у них целостного миропонимания, развитие культуры межэтнических отношений).Отношение ребенка к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Уже в дошкольном учреждении у детей необходимо формировать представление о многообразии человеческих отношений, вооружить моделями поведения, которые помогут им в жизни. Вопросы совершенствования межнациональных отношений, в том числе формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах. Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между детьми в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры, взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательным. Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие, направленные на формирование опыта межнационального общения. Исследования в области педагогики подтвердили, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, с людьми окружающими его. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них.За рубежом в настоящее время разработке проблем поликультурного воспитания посвящены исследования американских и канадских ученных. Исследователи Д. Голдник и П. Шин рассматривают поликультурное воспитание как стратегию, в условиях которой культурное окружение определяется как среда позитивная и существенная для обучения.Д. Ким характеризует поликультурное воспитание как педагогическую поддержку пониманию учащимися фактов, позиций, мнений и форм поведения, исходя из собственных и иных этнокультурных возможностей. А. Флерас , Ж. Эллио предлагают рассматривать поликультурное воспитание как широкую вариативность методов включения человека в культурное многообразие. На протяжении последних десяти с лишним лет целенаправленную работу в этом направлении ведут Академии педагогических и социальных наук, Российская Академия образования. Таким образом, как показывает анализ литературы, межличностные отношения и общение в дошкольном возрасте в группе, интересовал многих исследователей с самого начала организации дошкольных учреждений. Причем, если в начале внимание уделялось совместной игре детей друг с другом и важность сверстников и общения с ребенка с ними именно в процессе игры, то постепенно педагоги перешли к значимости совместной трудовой деятельности детей и к совместной учебной деятельности.Исследования показывают, что уже в детском саду необходимо приобщать детей к культуре своего народа и других народов с целью формирования у детей представлений о себе и других, как о личности, подчеркивания значимости общечеловеческого.ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена специфика общения и межличностных отношений дошкольников в поликультурной среде образовательных учреждений в ее историческом аспекте. В результате анализа научной литературы, выяснилось, что первые воспитательные системы сложились еще во времена античности, но сами дошкольные образовательные учреждения стали складываться только в ХIХ веке. Родоначальником детских садов является Фридриха Фребеля. В нашей стране первый детский сад был открыт А.С.Симонович. В дальнейшем совершенствовалась воспитательная система, образование дошкольных педагогов и обеспечению воспитания и обучения детей дошкольного возраста уделялось много внимания.В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия и общения детей друг с другом в поликультурной образовательной среде.Авторы отмечают, что развитие общения и его практической реализации в процессе взаимодействия детей между собой совершается поэтапно и зависит от организующих воздействий взрослого.Вначале развития образовательной дошкольной системы внимание уделялось совместной игре детей друг с другом и важность сверстников и общения с ребенка с ними именно в процессе игры, затем педагоги перешли к значимости совместной трудовой деятельности детей и к совместной учебной деятельности.Данная работа может представлять основу дальнейшего изучения специфики формирования отношений и общения, исследований влияния предметно-развивающей среды, в которой учитываются нюансы поликультурных модулей, объединяющих культуры детей групп, в совместном участии, как в играх, ведущей деятельности старшего дошкольного возраста, так и в любой другой деятельности, исследований формирования отношений детей, прививающих детям дух толерантности и миролюбия.Список литературыАшиков В. Азбука Мира //Дошкольное воспитание. - 2004,№10 - С.48-53.БогомоловаМ.И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1988.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). - М., 1969.Газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сентября». №11/2005.Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М.,: ТЦ Сфера, 2002, - 310с.Дошкольная педагогика / Г.А.Айдашева, Н.О.Пичугина, С.В.Ассаулова. – Издательство «Феникс», 2004.Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. – М., 2001.Ильиченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности.// Дошкольное воспитание.-2004,№8 – С.20-22.История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.Крулехт М.В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.ЛисинаМ.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев.: Лыбидь,1990.-191 с.Общение детей в детском саду и семье/Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Степкиной.- М.: Педагогика,1990.-248с.Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской. – М.: Просвещение, 1969.Поздняк Л.В. Стратегия дошкольного образования в ХIХ веке : проблемы и перспективы : матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921—2001 гг.). – М.: МПГУ, 2001. – С. 3.Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. - М., 1989. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Питер., 2005. СмирноваЕ. О. ЛаврентьеваТ.В. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006. - 270 с.СусловаЭ. К. Общение с людьми разных национальностей — важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.— 1990.—№ 6, с. 18 – 25.

Список литературы
1.Ашиков В. Азбука Мира //Дошкольное воспитание. - 2004, №10 - С.48-53.
2.Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1988.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.
4.Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). - М., 1969.
5.Газета «Дошкольное образование» издательского дома «Первое сен-тября». №11/2005.
6.Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. - М.,: ТЦ Сфера, 2002, - 310с.
7.Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова. – Издательство «Феникс», 2004.
8.Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. – М., 2001.
9.Ильиченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности.// До-школьное воспитание.-2004, №8 – С. 20-22.
10.История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев / под ред. Л. Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989.
11.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.
12.Крулехт М.В. Экспертные оценки в образовании: учеб. пособие для студ. фак. дошкольного образования высш. пед. учеб. заведений / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
13.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
14.Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев.: Лы-бидь,1990.-191 с.
15.Общение детей в детском саду и семье/Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Степкиной.- М.: Педагогика,1990.-248с.
16.Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской. – М.: Просвещение, 1969.
17.Поздняк Л.В. Стратегия дошкольного образования в ХIХ веке : про-блемы и перспективы : матер. науч.-практич. конфер., посвященной 80-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1921—2001 гг.). – М.: МПГУ, 2001. – С. 3.
18.Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. - М., 1989.
19.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988.
20.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Питер., 2005.
21.Смирнова Е. О. Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006. - 270 с.
22.Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей — важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.— 1990.—№ 6, с. 18 – 25.

Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений

огу,Институт Социальных Наук ,фак.Социлогии

Группа-411, I-курс , Щепотин Глеб







 




Щепотин Глеб

ТЕМА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.












Одесса, 1997.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Щепотин Глеб

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................ 3 - 4

ГЛАВА 1. Психологическая теория З. Фрейда.

Стр.

1.1. Структура личности...................................................... 5 - 9

1.2. Защитные механизмы личности..................................... 9 - 11

ГЛАВА 2. Аналитическая психология к. Г. Юнга.

2.1. Архетип коллективного бессознательного.................... 13 -13

2.2. Психологические типы личности................................... 13 - 18

ГЛАВА 3. Трансакционный анализ Э. Берна.

3.1. Структурный анализ..................................................... 19 - 26

3.2. Психологические особенности игры,

в которые играют люди................................................. 26 - 29

ВЫВОД.............................................................................................. 30 - 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................. 34 - 34


























ВВЕДЕНИЕ

Психологическое познание столь же древне, как сам человек . Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и характера своих ближних.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поиск смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и "грамотно ссориться", преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности студентов и учащихся высших учебных заведений.

Узнать стоимость работы