Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Формирование культурологических знаний у младших школьников ( 2 класс) на интегрированных занятиях по истории и культуре СПб

  • 28 страниц
  • 30 источников
  • Добавлена 27.07.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1.Особенности формирования культурологических знаний у младших школьников на интегрированных уроках истории и культуры
1.1.Особенности культурологического знания
1.2.Интегрирация уроков истории и культуры как средство развития культурологических знаний
Глава 2. Особенности культурологических знаний младших школьников
2.1.Организация и методы исследования
2.2.Результаты исследования сформированности культурологических знаний младших школьников
Глава 3. Формирование культурологических знаний у младших школьников на интегрированных занятиях по истории и культуре СПб
3.1.Система интегрированных занятий по истории и культуре СПб
3.2.Контрольные результаты эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

(Чудское озеро, Ледовое побоище, 1242 г.)Таблица заполняется по ходу отгадывание четверостишия, кроме 1709 года, эту строку заполним после изучения Полтавской битвы.Год сраженияМесто сраженияПолководецПротивник1380Куликово полеДмитрий ДонскойТатаро-монголы1240Река НеваАлександр Невскийшведы1242Чудское озероАлександр НевскийНемецкие рыцари1709ПолтаваПётр I шведыIV. Изучение нового материала Ученики читают высказывание: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». – Как вы это понимаете?Ответы учеников: Прошлое действительно небезупречно, много разрушений и страданий принесли войны, 250 лет тяжёлая жизнь русского народа под гнётом монголо-татарского ига, смутное время и ослабление Московского государства. Упрекать прошлое бессмысленно, это было, и изменить ничего нельзя. А вот изучать необходимо, чтобы не допускать ошибок прошлого.Учитель: В конце урока мы ещё вернёмся к этому высказыванию.Учитель: В конце XVII века в 1682 г. российским царём стал внук Михаила Романова Пётр I. Сегодня мы узнаем, что это был за человек и как он повлиял на развитие России. Россия в это время переживала трудный момент своей истории: она сильно отставала в своём развитии от других стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из этого положения. Для этого нужны были образованные люди. Пётр I постоянно учился сам и заставлял учиться других. Он был очень работоспособен, трудолюбив, был обучен многим ремёслам.Ученик 1. Вступление с сообщением «Каким был первый император».– Что вы узнали о Петре I? (Ответы учеников)Учитель дополняет: Пётр I вошёл в историю как царь-реформатор, как Петр Великий. Пётр I был суров, требователен, порой жесток и непримирим. А кто знает, что такое реформа? (Преобразование, изменение, переустройство.)– Пётр I всю свою жизнь стремился сделать Россию великой страной. Сейчас мы узнаем: как был создан первый русский флот.Ученик 2. Выступление с сообщением «Как был создан первый русский флот».– Что называют «дедушкой русского флота»? (Ответы учеников)Учитель дополняет: В короткое время с помощью приглашённых Петром из Голландии и Англии мастеров, удалось построить и оснастить российский флот. Сам Пётр участвовал в строительстве больших кораблей – фрегатов, исполняя мужицкую работу, за что и назвали его царём плотником. При Петре I в Росси была создана сильная армия, вооружённая новыми ружьями и пушками. Зачем Петру I нужно было построить флот? (Флот – развитие военного дела, торговля с другими государствами, государство, как Россия, без военного и торгового флота не в состоянии стать великой державой.)– А как вы думаете какому городу было посвящено это стихотворение? (Санкт-Петербург)И думал он:Отсель грозить мы будем шведу.Здесь будет город заложёнНазло надменному соседу.Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно.(А. С. Пушкин)Ученик 3. Выступление с сообщением о том, как строился Санкт-Петербург.– Какие трудности были при строительстве города?– Как чувствовали себя рабочие, какие тяготы легли на их плечи? (Ответы учеников)Учитель дополняет: Когда строился Санкт-Петербург, Карл XII говорил: «Пусть русские строят город. А жить в нём будем мы». Но история доказала, что это не так. Шведский король хотел дать решительный бой Петру. В 1709 году осадил Полтаву и здесь решил разбить русские войска. Непобедимая до этого шведская армия была разбита. Знаменитый полтавский бой принёс новую славу Петру. А через 5 лет после Полтавской битвы молодой флот России разгромил и шведскую эскадру. Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан и стала морской державой. А в 1713 году Пётр объявил Санкт-Петербург новой столицей. 1721 г. – важная дата в истории России, Пётр I принял титул императора, и Россия стала называться Российской империей. Империя (от лат. imperium — власть), монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора, все государственные органы управления беспрекословно подчинялись императору, могущественное государство с огромной территорией и большим влиянием в мире.– А сейчас давайте вернёмся к нашей таблице и заполним последнюю строчку.Полки ряды свои сомкнули.В кустах рассыпались стрелки.Катятся ядра, свищут пули;Нависли хладные штыки.Сыны любимые Победы,Сквозь огонь окопов рвутся шведы…(1709 г. Полтава, Пётр I, шведы)V. ФизкультминуткаДети летом на лугуРисовали радугу.Рисовали, рисовали,А потом вдруг спорить стали.Из каких цветов онатак красиво сложена?– Жёлтый!– Красный!– Голубой!Выбирай себе любой!Дети радугу опятьДружно стали рисоватьРисовали, рисовали,После снова спорить стали.Что какой цвет означает?Жёлтый цвет – теплом согрет.Ласку дарит он и свет.Синее и голубое – Символ мира и покоя.Самый яркий и прекрасныйЭто цвет конечно – красный.Дети в солнечном кругу Рисовали радугу.– Какие цвета мы рисовали в нашей радуге?– А что если жёлтый мы заменим на белый. О чём теперь говорят вам цвета? (Эти цвета есть на флаге России)– Кто знает, что обозначает каждый цвет? (Ответы учеников)Учитель: А знаете, что своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту. 1667–1669 гг. была построена первая флотилия России. К этому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги. 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество синей, красной, белой материи. Все три цвета издавна почитали на Руси. VI. Работа с учебником– О каких преобразованиях и реформах Пётра I вы уже знаете? (Новое летоисчисление, перенос празднования Нового года на 1 января, украшение домов еловыми ветками.)– А сейчас давайте прочитаем в учебнике «Что изменилось в России за время правления Пётра I». (Учебник стр. 76-77.)Ученики дополняют текст учебника. Выступление с сообщением «Что изменилось в России при Петре». После чтения и заслушивания сообщения, учащиеся составляют схему.Учитель: Разделим лист пополам и отметим положительные и отрицательные стороны преобразований Петра, сначала положительные, а после обсуждения – отрицательные.Реформы Пётра IСоздал флотОсновал Санкт-Петербург Развитие культуры Развитие промышленности Выход к Балтийскому морюСоздал сильную армиюРазвитие грамотностиОткрытие школОткрытие аптекДобыча полезных ископаемыхУстановил абсолютную властьВо время строительства гибли людиНалоги с крестьянРекрутские наборыУчитель: Давайте вернёмся к высказыванию: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». Всё ли было безупречно при правлении Пётра I? (Ответы учеников)Учитель: В царе Петре ценили то, что он был дальновидным человеком, у него был могучий ум и талант государственного деятеля. Все эти черты помогали ему достигнуть намеченные цели. Но при этом он пользовался жестокими мерами. Он принуждал к тяжелым работам простых людей и не старался улучшить их жизнь. Тысячи крестьян гибли в ужасных условиях при строительстве Петербурга, под землей в шагах, прикованные к тачкам.Чтобы укрепить власть, военную мощь страны, строить корабли и мануфактуры, царь все время увеличивал налоги на простое население.Хоть Петр I вошел в историю под именем Петра Великого за огромное преобразование в стране. С них начался путь России из отсталости, но какой ценой?Вывод: Перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа. Все тяготы преобразований легли на плечи народа. После обсуждения отмечаем отрицательные стороны реформ Пётра I.VII. Итог урока– Мы много говорили о России. Назовите дерево – Символ России. (Берёза)Учитель прикрепляет на доске рисунок берёзы без листьев.– Вы сегодня хорошо поработали и заработали много берёзовых листьев. Украсьте наше дерево своими листьями.Ученики выходят к доске и прикрепляют листья, в это время звучит песня «Берёзы».– Своими знаниями и трудом вы будете укреплять мощь нашего государства, т.к. вы – будущее России и продолжатели дела наших предков."Путешествие по Санкт-Петербургу"Цель урока: Обучающая: познакомить учащихся с историей основания и развития, а также достопримечательностями Санкт-ПетербургаРазвивающая: Продолжить формирование умений самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой, ПК, обобщать отдельные факты.Воспитательная: Воспитание уважения и любви к истории и культуре своего Отечества, к русскому искусству;Обогащение духовного мира учащихся, развитие у них понимание искусства, способности быть зрителем, читателем, слушателем, исследователем. Оборудование: Карта “Российская империя в XVIII веке”, электронная презентация “Путешествие по Санкт-Петербургу”, рабочие листы каждому ученику, учебник Данилова А.А. “История России”Ход урока1. Организационный момент.2. Изложение нового материала.На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный челнПо ней стремился одиноко.По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел.И думал он:Отсель грозить мы будем шведу.Здесь будет город заложен…Учитель: В конце апреля – начале мая 1703 года Петр 1 и его помощники выбрали место для будущей крепости у правого берега Невы. 16 мая по старому стилю (27 мая по новому) 1703 года на острове Заячий началось строительство. 29 июня в Петров день произошло важнейшее событие в жизни будущего города – крепость получила имя Петропавловская крепость. Так было положено начало Санкт – Петербургу. В бумагах петровского времени город Санкт –Петербург назывался по разному: и Петрополем, и Питерполом, и Санкт-Питербурхом, и Санкт– Питерхофом. Чьим именем назван город? Большинство историков считают, что город назван по имени святого покровителя города – Святого Петра. Через 9 лет, в 1712 году, новый город стал столицей России.Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окноА.С.ПушкинНасколько прав оказался поэт? Вспомните особенности природно-географического расположения города и оцените их с как с благоприятной точки зрения, так и с неблагоприятной.Учитель: Первым строителям города пришлось столкнуться с многочисленными трудностями. Северный климат, леса, болота, зыбкий грунт – все это нужно преодолеть, чтобы построить город. Особенно много было земляной работы. Копали пруды, каналы, рвы – ведь острейшей проблемой был избыток воды. Система каналов смягчала натиск наводнений. Несомненно, каналы копали и красоты ради, к тому же они связывали воедино все реки и протоки в черте города. Город сейчас расположен на 44 островах, которые образует река Нева. Стройка на Неве кроме того нуждалась и в камне. В 1714 году был введен особый налог – приезжавшие по суше должны были привезти 3 камня общим весом 2 кг, а по воде 12 кг. Петр мечтал построить Петербург в камне. Он говорил, что “город должен быть величайшим и славнейшим паче всех городов в свете”.Для петербургской архитектуры сразу же стало характерным типовое строительство. Образцовые проекты домов для петербуржцев с разным достатком разработали Леблон и Трезини. Их печатали как гравюры, и, взяв такой проект в полиции, человек приступал к постройке своего дома.На доске проекты образцовых домов для именитых, для зажиточных, для подлых. Определите, какие дома кому предназначались. Выберите общие черты всех трех проектов и различия между ними: Выход фасада на улицу,количество этажей,степень нарядности,площадь дома,стремление к симметрии.Чего больше – сходства или различий?Прошло сто лет, и юный град…Из тьмы лесов, из топи блатВознесся пышно, горделиво…Ныне тамПо оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятсяВ гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Темно-зелеными садами Ее покрылись острова…Задание на урок: Вы знаете, что очень часто проводятся конкурсы красоты. В конце урока мы проведем конкурс красоты среди зданий Санкт-Петербурга и выберем здание по– настоящему красивейшее. У вас на партах лежат листочки, на которых вы проголосуете в конце урока.Итак, давайте отправимся в путешествие по Петербургу.Символом Петербурга является памятник Петру Великому. Мысль воздвигнуть памятник принадлежит дочери Петра – Елизавете Петровне. Но эта идея осуществилась при Екатерине Второй. Памятник сооружал Этьен-Морис Фальконе. Для возведения памятника в деревне Лахте под Петербургом был найден огромный камень. Его привезли в город и скульптор воздвиг на это камне статую Петра. Торжественное открытие памятника состоялось в 1782 году. Надпись на памятнике сделана на латинском языке и гласит “Петру Первому – Екатерина Вторая”.Отражает ли надпись на памятнике действительную ситуацию? Докажите, что Екатерина – преемница ПетраЛюблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак…Городу повезло, его строительством руководили великолепные мастера как русские, так и иностранные. Соседство воды и камня, строгой архитектуры с рябью бесчисленных каналов, рек и речушек приносит живость и разнообразие в городской пейзаж, сообщает ему гармоничность, придает городу торжественность.В эпоху дворцовых переворотов ведущим архитектурным стилем становится стиль барокко. Вспомните, что такое – эпоха дворцовых переворотов?Опишите этот стиль – стиль барокко.В правление Екатерины Второй ведущим стилем становится классицизм. Опишите этот стиль.На ваших листах есть таблица:БароккоКлассицизм  На ваших рабочих листах перемешаны характерные черты этих двух стилей: странный стиль, просвещенный стиль, строгость, вычурность, причудливость, пропорциональность, симметрия, декоративность, простота, величественность, скульптура, сдержанность, нарядность, четкость. Распределите эти черты по столбцамБароккоКлассицизмстранный стиль, вычурность, причудливость, декоративность, скульптура, нарядностьпросвещенный стиль, строгость, пропорциональность, симметрия, простота, величественность, сдержанность, четкостьУчитель: Петр хотел, чтобы строительство города проходило по плану. Но однообразия не получилось. Кто знает, на какой город похож Петербург, как его часто называют? “Северная Венеция”. Но в облике города много и от других европейских городов, в его планировке прослеживается наследие других времен, других культур. Адам Мицкевич так описывал строительство Петербурга:В Париже был – парижских площадей подобья сделалПожил в Амстердаме – велел плотины строитьОт людей он услыхал, что славен Рим дворцами – дворцы воздвигВенеция пред ним сиреной Адриатики предсталаДавайте, угадаем, где какой город?И все же, несмотря на то, что город строился на основе накопленного человечеством опыта, достижений европейской культуры, он приобрел ни с чем не сравнимый облик. На берегах Невы сложился особый петербургский стиль.Давайте проголосуем. Закрепление новой темы – найдите ошибки в тексте:Город был основан в 1702 году, в год, когда началась Северная война. И сразу же стал столицей большой империи. Петр I, побывав в Италии, был покорен красотой Венеции и решил, что новый город будет таким же – городом на воде, городом каналов и дворцов. Царь разработал план застройки города. Именно по этому плану все остальные правители России и должны были достраивать Петербург. Петр I любил роскошь, удобства, и поэтому в первую очередь начал строительство города с дворца – первым зданием Петербурга стал Зимний дворец. Символом города стал монумент “Медный всадник”. Его царь приказал установить в городе в честь окончания Северной войны в 1725 году. Вообще, только иностранцам доверяли строить дома и дворцы в Петербурге. Екатерина II продолжила дело Петра I. Она не жалела средств для украшения города. Именно она решила, что городу необходим музей. И именно она такой музей основала – Кунсткамеру. Город был основан в 1702 году, в год, когда началась Северная война. И сразу же стал столицей большой империи. Петр I, побывав в Италии, был покорен красотой Венеции и решил, что новый город будет таким же – городом на воде, городом каналов и дворцов. Царь разработал план застройки города. Именно по этому плану все остальные правители России и должны были достраивать Петербург. Петр I любил роскошь, удобства, и поэтому в первую очередь начал строительство города с дворца – первым зданием Петербурга стал Зимний дворец. Символом города стал монумент “Медный всадник”. Его царь приказал установить в городе в честь окончания Северной войны в 1725 году. Вообще, только иностранцам доверяли строить дома и дворцы в Петербурге. Екатерина II продолжила дело Петра I. Она не жалела средств для украшения города. Именно она решила, что городу необходим музей. И именно она такой музей основала – Кунсткамеру.

1.Бахарева Л.И. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. // Начальная школа. - 1991.- № 8. - С. 48-51
2.Голубева, Т.С. Об истории в начальных классах [Текст] / Т.С. Голубева //Начальная школа, 2005.- № 4.- С.35-36
3.Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.
4.Данилов, Д.Д., Тырин, С.В. Мое отечество/ Д.Д. Данилов, С.В. Тырин. - М.: Баллас, 1998. – 48с.
5.Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города с заданиями и тестами.- СПб.: «Корона принт», 2001.
6.Даринский А.В. Санкт-Петербург ХХ века. Что? Где? Когда? - СПб.: «Паритет», 2000.
7.Ермолаева Л.К., Искровская Л.В, Штейн Н.Г., Давыдова С.А. Петербург – город музей. Петербургская тетрадь. Ч.1-2-3. – СПб., СМИО Пресс, 2004.
8.Жукова, С.А. Средства обучения истории в начальных классах [Текст]/ С.А. Жукова //Начальная школа, 2005.- №4.- С. 35 – 36
9.Иванцова В.И. Реализация идеи интеграции науки в систему базового образования. // Начальная школа. -1993. - № 2. - С. 51-53
10.Коложвари И. Как организовать интегрированный урок? // Народное образование. - 1996. - I. -с. 87-89.
11.Маллюга Ю.А. Культурология. - М., 1998.
12.Материалы с сайта : http://festival.1september.ru
13.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст]/ Н.Г. Морозова // Психология и педагогика, 1999.- №2.- С. 5.
14.Образовательные программы петербургской школы. Предметная область «История и культура Санкт-Петербурга»/Комитет по образованию Администрации Санкт-Петербурга. – СПб., 2000; Махинько Л.Н. История и культура Санкт-Петербурга: Программа курса для начальной и средней школы. – СПб., 2000. – 32 с. Библиогр.: с. 30 – 32. (Серия «Библиотека петербургского учителя»).
15.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
16.Пидкасистый П.И., Партнов А.И. Искусство преподавания. М., 1998.
17.Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы. - СПб.: «Паритет», 2001.
18.Павлова С.В. Пушкинский Лицей. Путеводитель.-СПб.: «Паритет», 2004.
19.Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга.- СПб: Лениздат, 2007.
20.Памятники архитектуры Ленинграда.- Л: «Стройиздат», 1976.
21.Петербург. Художественная жизнь 1900-1916 г.г. Фотолетопись.- СПб: «Искусство - СПб», 2001.
22.Пыляев М.И. Старый Петербург.- М: «Сварог и К», 1997.
23.Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Уч. пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
24.Санкт-Петербург ХХ века. Что? Где? Когда? - СПб.: «Паритет», 2000.
25.Сухаревская Е. Ю. Интегрированное обучение в начальной школе.- М.: Просвещение , 2003 г.
26.Студеникин, М.Т., Добролюбова, В.И., Методика преподавания истории в начальной школе [Текст] / М.Т. Студеникин, В.И. Добролюбова. - М.: Владос, 2004.- 252 с.
27.Сластёнин, В.А., Каширин, В.П., Психология и педагогика [Текст] / В.А. Сластёнин, В.П.Каширин. - М.: Академия, 2001. – 480с.
28.Хуторской , А.В. Практикум по дидактике и методике обучения [Текст] / А.В.Хуторской - Сп.б.: Питер, 2004.- 541с.
29.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
30.. Юдовская А.Я. Учебники истории России// Питерbook плюс, 1998. № 9. С. 13.

1. Психолого-педагогические основы формирования обществоведческих знаний у младших школьников

1.1 Понятие "формирование знаний" в науке

Любой учебный предмет многих ученых, по праву, рассматривается как сложная система, в случае, если подсистема знаний является основой его содержания и теоретический материал [11,21] Основной элемент содержания образования - знания о природе, обществе, технологии и человек, как существо социальное. Без знаний никакая целенаправленная деятельность человека не представляется возможным. Без них общество не может воспроизводить себя, то есть, чтобы воспроизвести условия, в продолжение существования, производства, социальной жизни, духовной культуре. Возможность такого размножения обусловлена многообразными функциями знаний. Не случайно, что общество требует от школы, чтобы обеспечить прочный, обширные знания, расширят кругозор человека, которые формируют глубину понимания им действительности и умения использовать свои знания.

Понятие "знание" многозначно и имеет несколько определений. Оно определяется то как часть сознания, то как нечто общее в отражении в многообразии, как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.

В новой "Российской педагогической энциклопедии" "знания" определяются следующим образом: "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественных и искусственных языков". [37, c. 287]

элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, и животные, которые они служат в качестве необходимого условия их жизни, реализации поведенческих актов. Знания являются органическим единство чувственного и рационального. На основе знаний, развития умений и навыков. [46, c. 48]

Во всех этих определений, можно сказать, главным образом, о научных знаниях. Но, кроме научных? есть житейские знания, знания личностные, которые известны только одному человеку. Л. М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия "знание", приводит его определение более общего: "Знание-это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или внечувственно, непосредственно или косвенно; другими словами, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т. д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знак формы. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствия мнения о чем-то или о ком-нибудь". [51, as 29]

Узнать стоимость работы