Вам нужна курсовая работа?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Парадный портрет 18 века (На материале коллекции русского музея)

  • 29 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 30.07.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Парадные царские портреты кисти русских живописцев XVIII века
Глава 2. Парадные портреты в творчестве Д.Г. Левицкого и Ф.С. Рокотова
Заключение
Список литературы
Иллюстрации

Фрагмент для ознакомления

Портрет Нелидовой — один из самых жизнерадостных и светлых портретов Левицкого как по колориту, так и по настроению. Он прекрасно передает характер девушки-подростка, беспечно наслаждающейся игрой в театр. Ее фигурка отчетливо и объемно лепится на фоне пейзажной декорации, как будто движется под звуки музыки, легкая и грациозная, несмотря на шелковое платье с жестковатыми складками. Это светло-серое платье, отделанное розовыми лентами, написано с высоким мастерством; тончайшие оттенки и направление уверенных широких мазков передают фактуру упругого шелка и воздушной кисеи передника.
Портрет очень декоративен, наряден, даже параден, и в то же время, вопреки этим внешним качествам, есть в нем глубокая задушевность. Потому что не столько театральный костюм и поза определяют его характер, сколько милое лицо с доверчивым, ласковым и лукавым выраженьем, в котором особенно хороши черные, искрящиеся смехом глаза.
Несколько особое положение в серии занимает «Портрет А. П. Левшиной» (1775) — «черномазой Левушки», любимицы Екатерины II, которой императрица посылала подарки и шутливые письма. На портрете семнадцатилетняя девушка выглядит не по летам взрослой. Ее нарядный театральный костюм не очень-то гармонирует с почти строгой внешностью и горделиво откинутой головой. В то же время именно костюм объединяет это изображение с предыдущими «театральными» портретами, тогда как танцевальная поза Левшиной и фон, воспроизводящий дворцовый интерьер, предвосхищают «Портрет Н. С. Борщовой» (1776).
По мере выполнения портретов росло мастерство Левицкого, а его модели взрослели. В 1776 году кроме Борщовой художник изображает Г. И. Алымову и Е. И. Молчанову. Все трое принадлежат к старшему, выпускному, или «белому», возрасту. Эти портреты, объединенные общим замыслом и композиционным решением, составляют самостоятельный триптих внутри серии.
Одетая в праздничное белое платье, так называемый «полонез на большом панье», Молчанова изображена сидящей в трехчетвертном повороте на фоне драпировки, с книгой в руке. Рядом с ней на столике — физический прибор (вакуумный насос). Своим собранным, строгим видом девушка демонстрирует приверженность точным наукам. Поэтому при аллегорическом истолковании серии в ее образе видели олицетворение Науки.
Музыку (шире — Гармонию) связывали с портретом Г. И. Алымовой, перебирающей струны арфы. Она изображена сидящей в той же позе, что и Молчанова, однако в зеркальном повороте. Эта признанная красавица, к которой был неравнодушен И. И. Бецкой, выделяется среди всех смольнянок своей взрослостью, светскостью и почти неприличной пышностью наряда.
Между двумя этими девушками в белых платьях, обращенными навстречу друг другу, превосходно чувствует себя танцующая Наталья Борщова в эффектном туалете из черного бархата. Ничего, что ее правая вытянутая рука немного коротковата. Этот анатомический дефект рисунка с лихвой компенсирует виртуозная живопись Левицкого.
Художник искренне восхищается своими юными моделями. Он правдиво передает присущий их возрасту оптимизм и нетерпеливое ожидание начала «настоящей», взрослой жизни. Особый, празднично-костюмированный характер серии позволил Левицкому в полную меру проявить декоративные качества своей живописи и блестящее мастерство в изображении разнообразных, богатых в фактурном отношении костюмов.
Перед нами уже семнадцати-восемнадцатилетние девушки, готовые оставить Смольный и выйти в свет. Пожалуй, Борщова кажется более наивной и непосредственной, чем ее подруги. Она издавна принимала участие в спектаклях и наравне с Нелидовой пользовалась в них успехом. Хотя руки, ноги в атласных белых туфельках и все тело, затянутое в тугой корсет, выполняют привычные, заученные движения, круглое румяное личико улыбается с портрета естественно и слегка застенчиво.
Если портрет Борщовой строится на цветовом контрасте: черное платье на высветленном фоне, то на портретах Молчановой и Алымовой соотношения цветов обратные: белые платья на темном фоне. Издавна известно, что передать в живописи белый цвет - одна из труднейших задач, она по силам только большому мастеру. «У Левицкого тяжелые белые шелка и легчайшая кисея написаны различными оттенками серого, желтого, зеленоватого, и все же они остаются белыми; здесь живописец выступает во всем блеске и заставляет зрителя любоваться переливами складок материи. Видно, на всю жизнь останется в нем влюбленность в зримую и почти осязаемую на картине прелесть окружающих человека вещей. Левицкий не мог остаться равнодушным к изображению прекрасных вещей, окружавших Алымову: золоченая арфа, сверкающий белый атлас платья, прозрачная накидка, цветы и жемчуг в волосах — все это завораживает художника и под его рукой превращается в подлинные шедевры живописи».
Цельности колорита в портретах Хованской и Хрущовой и Нелидовой Левицкий достигает не господством одного доминирующего тона, а изысканной гармонией отдельных цветов, просвечиванием одного цвета из-под другого. Цветом лепится объем, подчеркивается трехмерность, вещественность. Основной колористический аккорд — сочетание жемчужных и серых оттенков с теплым розовым, с зеленовато-серым в этих портретах сменяется другим приемом — большого однотонного пятна: коричневого платья Давыдовой и голубого — Ржевской, жемчужно-белого — в портретах Алымовой и Молчановой. Но это большое однотонное пятно (особенно в портретах Молчановой и Алымовой) полно тончайшей игры оттенков и света. Не просто иллюзорно, а образно воссоздана фактура, передана материальность изображенного предметного мира.
Портреты «смолянок» — декоративные красочные полотна, их декоративность слагается из определенного пластического и линейного ритма, композиционного и колористического решения. Они предназначались для Большого Петергофского дворца.
Единого мнения относительно их развески в науке нет, но большинство исследователей предполагает, что центральным пятном был портрет Левшиной (любимицы императрицы), с одной стороны от него располагались портреты Ржевской и Давыдовой, Нелидовой, Хованской и Хрущовой, по другую — портреты Борщевой, Молчановой, Алымовой. Архивный же документ 1844 г. указывает, что портреты располагались в Петергофском дворце на разных этажах. «Левшина», «Хованская и Хрущова», «Нелидова», «Ржевская и Давыдова»— в бельэтаже, «Молчанова», «Борщева», «Алымова»— «перед уборной комнатой». Но развеска в XIX столетии по сравнению со временем Левицкого могла быть неоднократно изменена, так что вряд ли этот документ проливает свет на вопрос размещения полотен.


Заключение

Для русской станковой живописи XVIII век — время, быть может, самое значительное и сложное. Именно в этот период происходит ее рождение, оформление и стремительное развитие как искусства светского, всецело связанного с жизнью общества и государства. Постепенно на протяжении всего столетия складываются структура и иерархия жанров, а к концу века уже с полным основанием можно говорить об устойчивых признаках национальной художественной школы.
Завершая разговор о портрете первой половины XVIII века, стоит обратить внимание и на используемые художником формы изображения. Чаще всего встречается классическая форма более или менее вытянутого по вертикали холста. Реже избирается овал и совсем редко — горизонтальная композиция. Портретируемых, как правило, пишут в легком или трехчетвертном повороте, реже — строго анфас. Однако известны и профильные портреты (И.-Г. Таннауер «Портрет Петра I», 1710-е гг.), правда весьма редкие.
Таким образом, на основании данного исследования можно выделить несколько направлений классификации царских портретов XVIII века. По группам художников: зарубежные и российские. По стилям: парадные, репрезентативные и камерные. Хронологически в данной работе были рассмотрены портреты Петра I, Екатерины I, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II.


Список литературы

Выставка русской портретной живописи за 150 лет//Художественные сокровища России. 1902. № 4.
Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999. С. 323—324.
Маркина Л.А. Владимир Боровиковский. - М.: Белый город, 2003. – 47 с.
Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. – СПб: Искусство-СПб, 2002.
Петров П. Н. Русские портретисты В.Л. Боровиковский и Д. Г. Левицкий//Художественный сборник. СПб., 1866.
Иллюстрации


Луи Каравак. Портрет Петра I.



Петр I в Полтавской битве. Русский музей

Адольский И. Портрет Екатерины I с арапчонком. Русский музей.


И.-П. Люден. Портрет Петра II. Русский музей.



Никитин И.Н. Портрет Екатерины I. Русский музей.



Никитин И.Н. Петр на смертном одре. 1725. Русский музей.



Луи Каравакк. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1750. Русский музей.






Алексей Петрович Антропов. Портрет императора Петра III (портрет для Святейшего Синода). 1762. Русский музей

Левицкий Д.Г. Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия. 1783.
Культура и искусство России XVIII века: новые материалы и исследования : сб. ст./ Гос. ордена Ленина Эрмитаж ; [науч. ред. Б. В. Сапунов, И. Н. Уханова]. - Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние,1981.
Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. – СПб: Искусство-СПб, 2002.
Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999. С. 323—324.
Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. — М.: Книга, 1990. С. 253, 249—252.
Татаринцев А. К творческой биографии Д. Е. Левицкого. // Искусство - 1971 - № 7 - - С. 65-66
Цит. по Гершензон-Чегодаева Н. М. Д. Г. Левицкий. - М.: Искусство, 1964.
Петинова Е. Ф. Фрейлины ее величества. Портреты воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Дмитрия Левицкого. - СПб.: Аврора, 2000. – С. 15.
Гершензон-Чегодаева Н. М. Д. Г. Левицкий. - М.: Искусство, 1964. – С. 167.
Поспелов Ел. Портреты смольнянок Д. Е. Левицкого // Искусство - 1957 - № 3 - С. 69-75.
Васильева Н. Радовать и волновать людей. (Портреты Д. Г. Левицкого в Государственном Русском музее). - В кн.: Белые ночи. О тех, кто прославил город па Неве. Л.: Лениздат, 1975. С. 296-319
Гершензон-Чегодаева Н. М. Д. Г. Левицкий. - М.: Искусство, 1964
Маркина Л. Д. Г. Левицкий. Жизнь и творчество. - М.: Белый город, 2001.

Список литературы

1.Выставка русской портретной живописи за 150 лет//Художественные сокровища России. 1902. № 4.
2.Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999. С. 323—324.
3.Маркина Л.А. Владимир Боровиковский. - М.: Белый город, 2003. – 47 с.
4.Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. – СПб: Искусство-СПб, 2002.
5.Петров П. Н. Русские портретисты В.Л. Боровиковский и Д. Г. Левицкий//Художественный сборник. СПб., 1866.

Опубликовано http://www.Allbest.ru/

Министерство культуры Российской Федерации

Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования

Московский государственный институт культуры

Кафедра истории, истории культуры и музееведения (отделение музееведения)

Курсы

Тема:

История формирования музейного собрания Государственного исторического музея

Содержание

Введение

Глава 1. Музейное собрание Государственного Исторического музея

1.1 Ведомств собрания ГИМ

1.2 Вклад известных фондообразователей в собрании ГИМ

Глава 2. Этапы формирования музейного собрания ГИМ

Вывод

Список источников

библиография

Введение

Тема данной диссертации посвящена истории становления и развития музейного собрания Государственного исторического музея (далее-ГИМ) в период с момента его возникновения до настоящего времени. ГИМ с отделами комплекс для хранения большого количества ценных музейных предметов, важных для всей страны. Все это и, как передают непосредственно жизнь и нравы людей, которые жили много сотен лет назад на территории нашей страны и показать разнообразие жизни прошедших эпох.

Незнание отечественной истории виден пробел в нашей общественной жизни. Образованных людей, за исключением узкого круга специалистов, знание истории ограничивается, в основном, сведением эпохи последнего времени и анекдоты про замечательных людей прошлого. В нашем случае, и образованное общество, мало знать прошлое, тем меньше его знают большинства необразованное. За видимости, еще необходимее, чем для образованных людей. Живописи и сцены - лучших воспитателей масс, Сведения об устройстве Музея имени Государя Наследника Цесаревича. М.: Синодальная типография, 1874.С. 7. - указал на создание музея. Государственный музей истории и думал, такой воспитатель.

Научно-фондовая работа в музее - одно из основных направлений деятельности музея, которое включает комплектование, учет, хранение и изучение объектов наследия.

Узнать стоимость работы