Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности отношения и коммуникации матери и ребенка дошкольного возраста.

  • 40 страниц
  • 44 источника
  • Добавлена 10.09.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Психологические особенности отношений матери и ребенка дошкольного возраста
1.1. Система социально-психологических отношений дошкольника
1.1.1. Социальная ситуация развития и возрастные особенности дошкольников
1.1.2. Возрастные особенности взаимоотношений дошкольников
1.1.3. Виды и особенности детско-родительских отношений
1.2. Анализ роли матери в психологическом развитии ребенка
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникаций и отношения матери к старшему ребенку и их отличия от отношений матери к младшему ребенку
2.1. Программа исследования
2.2. Обсуждение полученных результатов
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Младшие дети считают, что от родителей к ним приходят сильные положительные чувства, а от старших брата/сестры – слабые.Старшие дети приписывают родителям отрицательные чувства по отношению к себе. Младшие дети склонны же отрицательно относиться к самим себе.Таким образом, дети рисуют ассиметричный узор отношений в семье. Старшие дети видят семейные отношения так (если упростить схему): ребенок сильно любит родителей, но родители любят его недостаточно сильно (сомневается в их любви); не любит младшего брата/сестру, которые сильно любят его.Видение младших детей: ребенок сильно любит маму, любит папу и брата/сестру. Но не любит сам себя. Родители любят ребенка, но брат/сестра любви не проявляет.Младшие дети воспринимают отношения со своими родителями как взаимные, в отличие от старших детей, которым кажется, что они «недополучили» родительской любви.И старшие, и младшие дети одинаково отмечают, что младшие в большей степени привязаны к старшим, чем наоборот.Рис. 1. Положительные чувства ребенка к членам семьи.На диаграмме изображено распределение положительных чувств между членами семьи. Синим цветом представлено «идеальное» распределение: ребенок больше всех любит маму, затем папу, затем брата/сестру и уже себя.У старших детей положительное отношение к матери гипертрофировано по сравнению с отношением к отцу и другим членам семьи. Себя старший ребенок любит больше, чем брата или сестру. Младший ребенок же принижает свое значение по сравнению со старшим.При помощи интервью для ребенка и матери выявлена степень совпадений ответов матерей с ответами детей, которая отражает осведомленность матери об интересах и увлечениях своего ребенка (Таблица 4, рисунок 2).Таблица 4 Осведомленность матерейоб интересах и увлечениях своего ребенкапорядок рождениястаршиймладшийинтересы и предпочтения65%85%настроение70%75%отношения55%80%Обнаружено, что матери лучше знают своих младших детей, чем старших. Им лучше известны любимые занятия, герои, песни и мультфильмы младших детей, они лучше знают, с кем ребенок любит заниматься и проводить время. Осведомленность о старших детях также присутствует, однако, не такая полная. Различий в знаниях матерей о старших и младших детях не выявлено лишь по параметру «настроение». То есть, матери одинаково хорошо различают эмоции и старших, и младших детей. Прочие же различия можно объяснить тем, что матери вынуждены больше времени проводить в уходе за младшим ребенком, так как старший уже довольно самостоятельный.Рис. 2. Осведомленность матерейоб интересах и увлечениях своего ребенка.Диаграмма наглядно показывает разницу в осведомленности матерей о старших и о младших детях. Видно, что знания о вкусах, привычках, желаниях старшего ребенка не настолько полны, как знания о предпочтениях младшего.При помощи методики «Неоконченные предложения» (модифицированный вариант) выявлены различия в типичном поведении матерей в отношении старшего и младшего ребенка, а также их коммуникативные ценности.Матери отмечают, что старший ребенок более терпелив к матери в ситуациях, когда она устала, в плохом настроении, если она занята. Старшие дети могут заняться своими делами, в то время как младшие проявляют нетерпение, требуют от мамы внимания и усилий не смотря ни на что. Различия в отношении к себе мамы видят между младшими и старшими детьми в том, что младшие больше радуются, когда мама уделяет им внимание, когда занимается чем-то вместе с ребенком, включается в его игру. Старшего же больше радуют доказательства их «взрослости»: мама разрешает что-то, предоставляет право выбора и самостоятельного решения. От старшего ребенка матери ждут самостоятельности в бытовых вопросах (соблюдать порядок и чистоту, есть, одеваться и т.п.), во времяпровождении (самостоятельно поиграть или с друзьями, не требуя маминого участия), проявления творческих успехов (рисование, навыки чтения и письма, музыкальные таланты и т.п.). От младшего ребенка матери ждут спокойного и примерного поведения («не кричать», «не капризничать», «слушаться» и т.п.), успехов в физической активности и любознательности, хорошего настроения. В отношении младших детей матери высказывают свои переживания об их здоровье.Результаты по методике ОДРЭВ представлены в таблице 5.Таблица 5Результаты по методике ОДРЭВблокпараметрстаршиймладшийБлок чувствительностиСпособность воспринимать состояние ребенка3,14,2Понимание причин состояния4,13,0Способность к эмпатии2,63,4Блок эмоционального принятииЧувства родителя в ситуации взаимодействия с ребенком3,53,6Безусловное принятие2,93,1Принятие себя в качестве родителя3,53,6Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия3,23,1блок поведенческих особенностей эмоционального взаимодействияСтремление к телесному контакту3,44,1Оказание эмоциональной поддержки2,93,7Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия2,13,4Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка3,73,2По большинству параметров чувствительности, эмоционального принятия и взаимодействия отношения с младшими детьми позиционируются как более благоприятные. Матери более чувствительны к состоянию своих младших детей, более склонны принимать их и себя в качестве родителя, стремятся к телесному контакту и оказанию эмоциональной поддержки младшим детям, более ориентированы на их состояние при взаимодействии. Однако лучше понимают причины эмоционального состояния старшего ребенка и более успешно на это состояние воздействуют, что, наверняка, объясняется большим опытом взаимодействия.Результаты анализа совместного рисования матери и детей представлены в таблице 6.Таблица 6Результаты анализа совместного рисованияпараметр оценки процессастарший ребенокмладший ребенокХарактер рисованияобычно матери стараются рисовать совместно с ребенкомвозможны 2 ситуации: мама рисует, ребенок наблюдает, и наоборот, ребенок рисует, а мама наблюдаетРаспределение ролейявный лидер отсутствуетлидерство отдается либо ребенку, либо маме, идет борьба за лидерствоОбсуждение во время рисованияв процессе наблюдается постоянный речевой контакт, инициатива может периодически переходить от мамы к ребенку и обратново время рисования наблюдаются редкие обращения друг к другу, либо преобладают мамины комментарииОсобенности принятия руководства ведомымзаинтересованность в достижении цели, спокойная реакция на замечанияформальность выполнения, плач, тревога, агрессияСтремление к взаимодействиюпобуждение к действию, поддержание и уважение инициативыбездействие партнера, повод для прекращения, игнорирование инициативы, отсутствие попыток поддержания контактаЭмоционально принятие – отвержениеневербальные проявления принятия, позитивная оценка личности партнера невербальные проявления принятия, раздражительность по поводу действий партнера, позитивная оценка личности партнера Судя по результатам наблюдения, взаимодействие матери со старшим ребенком носит более партнерский и равноправный характер, чем взаимодействие в процессе совместной деятельности с младшим ребенком. Матери склонны либо вырывать инициативу из рук младшего ребенка, либо, наоборот, отпускать процесс на самотек с видом, говорящим «делай что хочешь» и сопровождающим это явным недовольством. Таким образом, полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась: существуют различия в отношении матери к старшему и младшему ребенку и коммуникациях между ней и детьми.ЗаключениеЦелью данногоисследования являлось сравнение особенностейкоммуникации и отношения матери к старшему и младшему ребенку.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического исследования выяснилось, что дошкольный возраст характеризуется уникальными особенностями развития детской психики, которые определяются социальной ситуацией развития ребенка и сами, в свою очередь, определяют ее. Эти особенности непосредственным образом влияют на межличностные отношения ребенка, которые выстраиваются на основе законов детской психики.В отечественной и зарубежной психологической литературе существуют разнообразные типологии детско-родительских отношений. Взаимоотношения ребенка со матерью в большей мере зависят от содержания общения с ее стороны. В условиях эмоционального положительного отношения со стороны матери ребенок доверительно относится к ней, стремясь быть успешным в деятельности и выполнять известные ему правила поведения. Общительность и доброжелательность взрослого выступают как условия развития положительныхсоциальных качеств у ребенка. Отчуждение, раздражительность и даже невнимание со стороны материприводят к тому, что ребенок стремиться избежатьнеприятных эмоций и замыкается. Отчуждение взрослого может привести к развитиютаких отрицательных качеств, как замкнутость, агрессия, ложь, лесть, угодничество и покорность. Наиболее полно отражает детско-родительские отношения, на наш взгляд, типологии, предложенные отечественными учеными А.Я. Варга и И.М. Марковской.В ходе эмпирического исследования выявлено, что контроль преобладает в детско-родительском взаимодействии тех пар, у которых коммуникация происходит в системе «мать-младший ребенок». Возможно, это обусловлено тем, что с появлением второго ребенка в семье контроль над старшим ребенком ослабевает, так как большая доля материнского внимания переключается на младшего ребенка, требующего большей заботы и опеки в силу своего меньшего опыта. Но матери одинаково любят своих детей, как младших, так и старших.Сами дети рисуют ассиметричный узор отношений в семье. Старшие дети видят семейные отношения так: ребенок сильно любит родителей, но родители любят его недостаточно сильно (сомневается в их любви); не любит младшего брата/сестру, которые сильно любят его. Видение младших детей: ребенок сильно любит маму, любит папу и брата/сестру. Но не любит сам себя. Родители любят ребенка, но брат/сестра любви не проявляет. Младшие дети воспринимают отношения со своими родителями как взаимные, в отличие от старших детей, которым кажется, что они «недополучили» родительской любви. И старшие, и младшие дети одинаково отмечают, что младшие в большей степени привязаны к старшим, чем наоборот. Матери лучше знают своих младших детей, чем старших. Матери одинаково хорошо различают эмоции и старших, и младших детей. Прочие же различия можно объяснить тем, что матери вынуждены больше времени проводить в уходе за младшим ребенком, так как старший уже довольно самостоятельный. По большинству параметров чувствительности, эмоционального принятия и взаимодействия отношения с младшими детьми позиционируются как более благоприятные.Взаимодействие матери со старшим ребенком носит более партнерский и равноправный характер, чем взаимодействие в процессе совместной деятельности с младшим ребенком. Матери склонны либо вырывать инициативу из рук младшего ребенка, либо, наоборот, отпускать процесс на самотек. Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась: особенности отношений и коммуникации матери со старшим ребенком отличаются от особенностей отношений и коммуникации с младшим ребенком.Данные исследования могут быть основой для разработки коррекционных и тренинговых программ для улучшения коммуникации и отношений родителей и детей.Список литературыБожович Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе. В кн. Проблемы формирования личности.– М.: Институт практической психологии, 1995, с. 193 – 224.Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2004.Булыгина М.В. Особенности коммуникации между матерью и ребенком с хроническим соматическим расстройством: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.13 Москва, 2007. – 174 с. Быкова М.В., Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения //Вопросы психологии, 2000, №3.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб: Питер, 2001.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия.– СПб.: Речь, 2001.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.– М.: Владос-Пресс, 2003.Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М.: «Класс», 1998.Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя.– Екатеринбург: Литур, 2004.– 400с.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.– СПб: Союз, 1999. – 224 с.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2005.– 320 с.Кедрова Н.Б. «Здесь и теперь» в контакте матери с ребенком. //Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 3, с. 187 – 193.Кляйн, М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе. – М.: Академический проект, 2001.Кулагина И.Ю., Возрастная психология.– М., 2003.Леонтьев А.А. Психология общения.– М.: Смысл, 2005.– 386 с.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.Лидерс А.Г. Семья как психологическая система.– М., 2004.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.Малер М.Психологическоерождение человеческого ребенка. – М.: Наука, 1975.МарковскаяИ.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.Марковская И.М. О возможностях применения теста семейных отношений в психологической консультации // Семейная психология и семейная психотерапия, 1999, № 2., с. 42 – 50.Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. – 1998.- №3.- с.51-56.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.Пайнз Д. Беременность и материнство. / Бессознательное использование своего тела женщиной. – Спб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и Б.С.К., 1997.Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. – СПб.: Питер, 2004. — 160 с.Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008.Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.,2002. – 322с.Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии, 2000 № 3. С. 3—13.Спиваковская А. С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). – М.,1986.Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития.– М.: Когито-Центр, 2006.– 407 с.Флейк – Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1993.Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа, тт. 1-2. – М., 1999.Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности. / Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста.– М.: Университетская книга, 2001.Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.– М.: Академия, 2004. – 384с.Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 2000.ПриложениеРезультаты по методике «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковскойпорядок№1) нетребовательность – требовательность2) мягкость – строгость3) автономность – контроль4) эмоциональная дистанция – близость5) отвержение – принятие6) отсутствие сотрудничества – сотрудничество7) тревожность за ребенка8) непоследовательность – последовательность9) воспитательная конфронтация в семье10) удовлетворенность отношениями с ребенкомстаршие1171813,51617,517141314162141211,51419,518161413222181613,5211021132115184151812178,518151717175181510199,519181313156162192381514121118719199,5219171215122281521816102117121124916229,51815241613112510191691513,521131814211121188179,5201015132412191710,51911181212161713162211161019121112181417199,5179,518131410211516181321121915101322Х ср.171810,51811,51914141320младшие1161318,52017,52020161121215131711172113151619318182115121917129244141418209,51411198245162116,5231021191512196131716,5241320211811217191618221114251610248211921151218231415209182118,52111241817131910182416,5209,51917131222111818212511241315112112141916209,5231512152013121618,51910222113111914131319,52110191916141815151421249,52218141224Х ср.161718,52011,52018151221Результаты по методике «Семейный Тест Отношений» И.М. МарковскойОтношенияОбъект Испытуемые Старшие Младшие 123456789101112131415123456789101112131415слабые положительные чувстваМама022000000000100000100000000100Папа225678678647268051340526374566Я221000000000000021000000000000Брат/сестра101010012001221101243503542353сильные положительные чувства, исходящие от ребенкаМама343684695477687527468587453633Папа112000000000000020000000000000Я101012011201201010000000000000Брат/сестра331000000000000030232303233210слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенкаМама131202121112222030000000000000Папа422220121222231021120100210111Я100000000000001012523546354646Брат/сестра224342403143235121323032323202сильные отрицательные чувства, исходящие от ребенкаМама312000000000000030231320121011Папа213121111010102001000010100000Я132000000000000021563434565265Брат/сестра121687935768958030232034242034слабые положительные чувства, приходящие к ребенкуМама212546754763253111324303425132Папа112340243535423131120243202323Я023000000000000021000000000000Брат/сестра100000001000001020325326343235сильные положительные чувства, приходящие к ребенкуМама323242320143131302532543434568Папа221210102131110131340243132465Я221000000000000020000000010000Брат/сестра111463653442565021000000001000слабые отрицательные чувства, приходящие к ребенкуМама200563421403256020354352320236Папа210432340342356111000000000000Я130120310231210033356434243647Брат/сестра320000000000000221000000010000сильные отрицательные чувства, приходящие к ребенкуМама230120141213123261210123100322Папа202323132032424101201321011121Я300320423221212012324243021231Брат/сестра100213023132020011432012341323Результаты по методике ОДРЭВ№ исп.Порядок рожденияБлок чувствительностиБлок эмоционального принятияБлок поведенческих особенностей эмоционального взаимодействияспособность воспринимать состояние ребенкапонимание причин состоянияспособность к эмпатиичувства родителя в ситуации взаимодействия с ребенкомБезусловное принятиепринятие себя в качестве родителяПреобладающий эмоциональный фон взаимодействиястремление к телесному контактуоказание эмоциональной поддержкиориентация на состояние ребенка при построении взаимодействияУмение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка1старшие3,44,62,23,82,83,62,83,6223,822,63,432,82,42,83,62,83,83,63,233,23,823,62,43,833,43,22,24,243,23,43,43,83,63,43,23,232,43,653,43,82,64,22,833,63,82,62,42,862,44,62,43,63,22,84,24,22,433,472,84,82,83,42,83,23,84,22,62,23,683,24,22,62,42,83,63,23,43,61,83,293,64,42,23,42,83,62,83,831,63,6102,84,623,833,42,63,22,41,62,2113,24,22,44,22,43,833,62,81,82,4122,63,82,63,82,63,62,63,43,21,43133,83,62,82,82,84,22,43,82,82,62,6143,24,42,83,43,243,22,62,823,6153,2433,633,33,62,231,62,8Хср.3,14,12,63,52,93,53,23,42,92,13,21младшие4,22,83,63,62,83,42,84,23,83,63,422,242,82,83,21,63,82,82,62,42,634,83,23,23,434,23,23,83,63,8344,432,82,62,84,63,64,42,83,43,454,22,62,43,82,63,23,23,83,42,83,264,22,83,84,22,42,82,64,63,83,22,873,83,24,23,82,82,63,24,84,23,83,484,22,43,63,83,22,4344,23,62,693,62,83,843,64,22,83,83,83,43,8104,43,43,43,83,83,83,23,63,63,63,4114,633,64,23,64,634,24,242,8124,62,63,233,43,82,44,63,432,8134,833,63,83,24,62,84,83,83,23,8144,22,43,43,834,23,24,23,83,43,4154,63,43,83,83,23,83,644,43,83,8Х ср.4,23,03,43,63,13,63,14,13,73,43,2Результаты анализа процесса совместного рисования№ исп.Порядок рожденияхарактер рисованияраспределение ролейобсуждение во время рисованияпринятие руководствастремление к взаимодействиюпринятие - отвержениесовместномама рисуетребенок рисуетнет лидерамамаребеноксотрудничествоуказаниянет контактаспокойноформальнобурноподдержание инициативыбездействиеигнорирование инициативыпринятиеотвержение11++++++2++++++21++++++2++++++31++++++2++++++41++++++2++++++51++++++2++++++61++++++2++++++71++++++2++++++81++++++2++++++91++++++2++++++101++++++2++++++111++++++2++++++121++++++2++++++131++++++2++++++141++++++2++++++151++++++2++++++Сумма1112212211131103212211502384492294573294150


1.Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанности у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка – М.: Смысл, 2003. – 152 с.
2.Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье», - //Семейная психология и семейная терапия №2- 1999, с.14–50.
3.Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды- М.: Международная педагогическая академия, 1995.
4.Божович Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе. В кн. Проблемы формирования личности, - М.: Институт практической психологии, 1995, с. 193 -224.
5.Боулби Дж. Привязанность – М.: Гардарики, 2003
6.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей – М.: Академический проект, 2004.
7.Булыгина М.В. Особенности коммуникации в семьях детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы // Психологическая наука и образование. 2005, №4.
8.Быкова М.В., Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения //Вопросы психологии, 2000, №3.
9.Валлон А. Психическое развитие ребенка – СПб: Питер, 2001.
10.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия, - СПб., Речь, 2001.
11.Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологии и парадоксов взаимодействия - М.: Апрель- Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, - 320 с.
12.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты - М.: Владос-Пресс, 2003.
13.Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: «Класс», 1998.
14.Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя - Екатеринбург: Литур, 2004, - 400с.
15.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии, - СПб: Союз, 1999,- 224 с.
16.Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка / Психология – М.: Апрель – Пресс. Эксмо-Пресс, 2000. С.828 – 892.
17.Захаров А.И., Предупреждение отклонений в поведении ребенка - СПб: Питер, 1997.
18.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования – М.: Гардарики, 2005, - 320 с.
19. Кедрова Н.Б. «Здесь и теперь» в контакте матери с ребенком. //Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 3, с. 187 – 193.
20.Кляйн, М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. (2001). Развитие в психоанализе. М.: Академический проект.
21.Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения// Вопросы психологии,1987, №3, с. 70-77.
22.Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения //Психологический журнал, 1997, т.18, №5, с. 85 - 96.
23.Леонтьев А.А. Психология общения - М.: Смысл, Академия, 2005, - 386 с.
24.Лидерс А.Г. Семья как психологическая система - М., Обнинск: ИГ «Социальные науки», 2004.
25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
26.Марковская И.М. О возможностях применения теста семейных отношений в психологической консультации // Семейная психология и семейная психотерапия, 1999, № 2., с. 42 – 50.
27.Меграбян М. Психодиагностика невербального поведения, - СПб.: Речь, 2001, - 256 с.
28.Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей – СПб: Речь, 2001.
29.Особенности психического развития детей 6 – 7 летного возраста /под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера, - М., 1988.
30.Пайнз, Д. (1972). Беременность и материнство. / Бессознательное использование своего тела женщиной. Спб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и Б.С.К., 1997, 54-68.
31.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков, - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000, – 304 с.
32.Сапогова Е.Е. Ребенок и знак, - Тула, 1993.
33.Сатир В. Психотерапия семьи - СПб: Ювента, 1999.
34.Стерн Д. Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш - М.: Генезис, 2001, - 192 с.
35.Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития, - М.: Когито-Центр, 2006, - 407 с.
36.Фейнберг Е.И., Асмолов А.И. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации: за порогом рациональности //Психологический журнал, 1989, №6.
37.Филиппова Е.В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной //Психологическая наука и образование, 1996, №3, с.85 - 93.
38.Филиппова Е.В. Эффективность использования детьми знаковых средств в задачах разного типа //Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования – М., 1996.
39.Фрейд, З. (1905). Три очерка по теории сексуальности. / Психология бессознательного, М.: “Просвещение”, 1990.
40.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., РИПОЛ КЛАССИК, 2003 – стр.
41.Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста - М.: Университетская книга, 2001.
42.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В.. Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов, - СПб: Речь, 2006, -352с.
43.Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, - М.: «Академия», 2004. – 384с.
44.Эриксон Э. Детство и общество – СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 2000.

Особенности развития социально эмоциональной сферы ребенка более дошкольного возраста

Особенности развития социально эмоциональной сферы ребенка более дошкольного возраста

Лаврентьева М. В.

Дошкольный возраст является предметом внимания ученых и практиков как важный и ответственный в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, самооценка формируется, происходит построение иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным на развитие личности ребенка является влияние семьи и существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений [1, c. 9].

Многие исследователи указывают на большое влияние первое общение ребенка, в его способности, чтобы в дальнейшем строить отношения с людьми. В онтогенезе первой формой общения является эмоциональное общение, которое образуется при взаимодействии между матерью и ребенком. Таким образом, первые отношения, в которые вступает ребенок, являются детско-родительские. Таким образом, нарушение отношений с родителями может привести к трудностям в общении с другими взрослыми и коллег.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Сокращение свободного времени родителей, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выбрасывать свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких и дорогих людей. Таким образом, дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это не самым лучшим образом сказывается на психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе созревания. Проблема состо-ит в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их. Следовательно, умение детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отвечать на опыте других, т. е. проблема социально-эмоциональной компетентности детей является актуальной.

Узнать стоимость работы