Вам нужна дипломная работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Анализ рынка мазута в РФ.

  • 74 страницы
  • 26 источников
  • Добавлена 01.07.2012
3 300 руб. 6 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1.Анализ рынка нефтепереработки
1.1Место и роль нефтеперерабатывающей отрасли РФ в структуре мировой нефтяной отрасли
1.2 Характеристика нефтеперерабатывающей отрасли и оценка ее конкурентоспособности на мировом рынке
1.3 Структура рынка мазута
2.Экспорт мазута в РФ
2.1 Состояние и проблемы экспорта мазута
2.2 Перспективы развития экспорта мазута
2.3 Пути повышения эффективности экспорта мазута
3.Проблемы и рост эффективности рынка мазута
3.1 Основные проблемы российского рынка мазута
3.2 Перспективы развития производства, экспорта и потребления мазута на российском рынке
3.3 Мероприятия по повышению экономической эффективности реализации мазута
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Предложения по развитию отечественных производств присадок, направлялись в различные инстанции законодательной и исполнительной власти (Федеральное Собрание, Государственную Думу, Правительство РФ, министерство). К сожалению, решение этих вопросов идет медленно.
С 1 февраля 2011 года, согласно новой методике, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года, ставки экспортных пошлин на нефтепродукты рассчитываются по-новому. Коэффициенты расчета экспортной пошлины на светлые нефтепродукты теперь составляют 0.67 от ставки пошлины на нефть, в 2012 году эта величина будет составлять 0.64, в 2013 году – 0.6. На темные нефтепродукты коэффициент расчета с февраля 2011 год равен 0.467, в 2012 году – 0.529, в 2013 году – 0.6. Предполагается, что к 2013 году ставки экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты сравняются и составят 60% от пошлины на нефть. Таким нововведением правительство надеется стимулировать нефтяные компании увеличивать глубину переработки на своих НПЗ и увеличивать выход светлых нефтепродуктов.
Очевидно, что нужно вкладывать серьезные деньги в модернизацию. На 40% надо увеличивать выход дизельного топлива, но существует понимание того, что Европа никогда не пойдет на то, чтобы из России получать только дизельное топливо. Больше 70 млн. т мы в Европе не продадим, европейцы не допустят, чтобы мы стали монополистами на этом рынке. Будет наблюдаться умеренный рост производства бензина, если мы будем строить нормальные установки каталитического крекинга. Необходимо избавляться от мазута: прогноз до 13 млн. т, тогда как сегодня производство мазута более 60 млн.т. Прогноз по глубине переработки до 85%: это позволит заводам нормально выжить в мировой конкуренции, т.е. не существовать на государственные дотации, как это делалось до настоящего времени, а нормально функционировать в рыночных условиях.
РФ необходимо по примеру западных фирм более активно переходить на систему строительства и ввода в эксплуатацию объектов нефтепереработки и нефтехимии «под ключ» с учетом накопленного опыта в этом направлении таких российских фирм, как «Глобалстрой - Инжиниринг» и «Кедр-89».
Есть и другой путь. Вопрос модернизации отрасли может решаться альтернативным образом. Например, целевую субсидию владельцам на закрытие ряда устаревших, представляющих из себя потенциальную экологическую катастрофу НПЗ при одновременном содействии в решении социальных проблем моногородов. Одновременно с этим государство может способствовать в приобретении российскими компаниями долей в европейских НПЗ. Например, в обмен на участие международных компаний в проектах по разработке российских месторождений. Многие европейские заводы были спроектированы под нефть марки Urals и снабжаются по магистральной нефтепроводной системе, идущей из России. Находясь в географической близости от рынков сбыта, эти заводы наиболее эффективны с точки зрения выходной логистики и гибкого управления корзиной продуктов. Также высокая эффективность и  технологичность таких предприятий позволяет переносить управленческие и инженерные технологии в Россию, тем самым развивая отечественный нефтеперерабатывающий комплекс.
Указанные меры помогут достичь целевой глубины переработки нефти и целевых объемов экспорта-рис.20.


Рис.20. Целевые показатели
Источник. ТЭК РФ- portal.tpu.ru ›SHARED/
Выводы:
В целом, структура российского экспорта нефтепродуктов неудовлетворительна, основной продукт-мазут, светлые нефтепродукты не выдерживают конкуренции.
По качественной характеристике уровня развития своего производственного потенциала нефтепереработки (вторичных процессов) Россия занимает среди стран мир, а лишь 67-е место. Доля мазутов в балансе переработки нефти в России составляет порядка 27% от объема перерабатываемой нефти по причине отсутствия необходимых мощностей глубокой переработки нефти (для сравнения в США – 5%, в Западной Европе – 12%).
64% произведенного в России мазута поставлялось на экспорт (в качестве сырья для дальнейшей переработки в Европе и Китае) по низкой цене, что вело к росту цен на моторные топлива. Замена дешевых высокосернистого топочного мазута и низкокачественных нефтепродуктов, поставляемых на экспорт, моторными топливами европейского качества позволит дополнительно получить ежегодно нефтепродуктов на сумму более 20 млрд. долларов и значительно снизит себестоимость товарной продукции. 80% всех российских НПЗ, представляющих отечественную нефтепереработку, введены в действие более 50 лет назад. В стране уже в течение нескольких десятилетий не ведется строительство новых современных нефтеперерабатывающих заводов. Ряд НПЗ, таких, как дочерние предприятия компании « ЛУКОЙЛ», Башнефть, Татнефть, Ярославский, Омский и др., у же сегодня находятся на достаточно высоком у ровне развития и могут обеспечивать рынок высококачественным топливом.
Введенный в действие с 1 января 2009 г. технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочном у мазуту» предусматривает поэтапный выпуск моторных топлив, соответствующих экологическом у классу автомобильной техник и ЕВРО-3, 4, 5.
Соблюдение так их требований к качеству моторных топлив невозможно без соответствующего технического перевооружения нефтеперерабатывающих производств.
Высокодоходная составляющая переработки нефти оказывается за пределами страны в результате экспорта российского мазута в Европу и другие страны-импортеры. А тот мазут и дизельное топливо, которые не отвечают стандартам качества европейских государств оказываются не конкурентоспособными и продаются по заниженным ценам, что приводит к недополучению доходов бюджета России.
Структура нынешней переработки нефти в Российской Федерации содержит в себе потенциальную угрозу национальной безопасности, так как в случае появления каких-либо ограничений экспорта мазута российские НПЗ будут вынуждены сокращать объемы переработки, что приведет к дефициту светлых нефтепродуктов.
По мнению специалистов для стимулирования роста глубины нефтепереработки необходимо выравнивание таможенных пошлин на светлые и темные продукты переработки нефти.
3.Проблемы и рост эффективности рынка мазута
3.1 Основные проблемы российского рынка мазута
Российский сектор нефтепереработки отстает от западного и по глубине переработки, и по ее качеству. По мнению ряда экспертов, на сегодняшний день российская нефтеперерабатывающая отрасль одна из самых отсталых в мире. В этой связи российским ВИНК необходимо использовать текущую благоприятную ценовую конъюнктуру для инвестирования в нефтеперерабатывающий сектор. Ведь при низких ценах на нефть экспорт нефтепродуктов является более перспективным для российской экономики, а сохранять высокие объемы экспорта сырой нефти необходимо при высоких ценах. Сегодня российским компаниям необходимо снижать экспорт дизельного топлива и мазута для того, чтобы осуществлять их более глубокую переработку на российских предприятиях. В сфере нефтепереработки целесообразным для развития отрасли считается строительство новых НПЗ средней мощности.
Крупные же заводы России, в основном, имеют длительные сроки эксплуатации: количество предприятий, пущенных в эксплуатацию более 60 лет назад – максимальное (рис. 21).

Рис.21. Сроки эксплуатации российских НПЗ
Структура же производства продукции на российских НПЗ за предыдущие десять лет (2000 – 2010 гг.) практически не изменилась и серьезно отстает от мирового уровня. Доля выработки топочного мазута в России (28%) в несколько раз выше аналогичных показателей в мире – менее 5% в США, до 15% в Западной Европе.
При увеличении общего производства мазута за последние 10 лет резко возросла доля мазута, реализуемого на экспорт (в 2009 г. – 80% от всего произведенного мазута и более 40% от суммарного экспорта нефтепродуктов).
К 2020 г. рыночная ниша по мазуту в Европе для российских производителей будет крайне мала, поскольку весь мазут будет преимущественно вторичного происхождения. Поставка в другие регионы крайне затратна из-за высокой транспортной составляющей. Вследствие неравномерного размещения предприятий отрасли (большинство НПЗ размещены в глубине страны) увеличиваются транспортные затраты.
Технический уровень большинства НПЗ также не соответствует передовому мировому уровню. В российской нефтепереработке основными проблемами отрасли, после низкого качества получаемых нефтепродуктов, остаются низкая глубина переработки нефти – (в России – 72%, в Европе – 85%, в США – 96%), отсталая структура производства – минимум вторичных процессов, и недостаточный уровень процессов, улучшающих качество получаемых продуктов. Еще одна проблема – высокая степень износа основных фондов, и, как следствие, повышенный уровень энергопотребления. На российских НПЗ около половины всех печных агрегатов имеют КПД 50 – 60% при среднем показателе на зарубежных заводах – 90%.
Значения Индекса Нельсона для основной массы российских НПЗ ниже среднего значения этого показателя в мире (4,4 против 6,7) (рис. 22). Максимальный индекс российских НПЗ – около 8, минимальный порядка 2, что связано с невысокой глубиной переработки нефти, недостаточным уровнем качества нефтепродуктов и технически устаревшим оборудованием.

Рис. 22. Индекс Нельсона на НПЗ в РФ
Наличие на НПЗ процессов прямой перегонки нефти и установок, улучшающих качество прямогонных фракций, позволяют получить глубину не более 60%, наличие процессов переработки вакуумного газойля увеличивает глубину переработки до 75 – 80% , и только переработка гудрона и тяжелых остатков вторичных процессов позволяет перейти рубеж в 85 – 90% (рис. 23). Модернизация при сегодняшнем уровне развития технологических процессов в России потребует колоссальных затрат.

Рис. 23. Изменение глубины переработки нефти
Из 27 российских НПЗ уже на 18 заводах есть углубляющие процессы. 10 лет назад таких заводов было 11, к 2008 г. стало 16. Перейти рубеж в 75% сможем при наличии на всех НПЗ вторичных процессов. Основными процессами, углубляющими переработку нефти, являются деструктивные процессы, такие как коксование и все виды крекингов. Каталитический крекинг имеется на 13 заводах, из них только на 8 – современные процессы. На 5 заводах – настоящий гидрокрекинг, на 5 предприятиях – процесс коксования и на 9 – процесс висбрекинга (рис. 24). В 2008 г. таких установок было всего 6.

Рис. 24. Процессы углубления переработки нефти
Выходом из сложившейся ситуации является ускорение модернизации нефтеперерабатывающей промышленности России в направлении строительства установок, углубляющих переработку.
Вместе с тем, в связи с вводом в действие техрегламента на новые стандарты нефтепродуктов, перед российскими нефтяными компаниями стоят масштабные задачи по модернизации НПЗ, связанной с реконструкцией действующих и строительством новых установок, улучшающих качество топлив, в т. ч. гидроочистки топлив, каталитического крекинга, изомеризации, алкилирования, риформинга.
Рынок является экспортно-ориентированным: за рубеж поставляется 2/3 произведенного в России мазута. Спрос на мазут имеет ярко выраженную сезонность, обусловленную подготовкой и проведением отопительного сезона (сентябрь – март). Необходимость регулярных закупок энергокомпаниями мазута для отопления в осеннее-зимний период обуславливает низкую эластичность спроса по цене в отопительный период. Цена тепла и электроэнергии по большей части регулируется государством. В случае роста цен выше уровня, заложенного в расчете тарифа на тепловую или электрическую энергию, рост цен на мазут приводит к существенному увеличению расходов на топливо на предприятиях теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
Практика долгосрочных договоров с фиксацией цены отсутствует, как и инструменты, позволяющие предприятиям энергетики хеджировать ценовые риски. Единственной возможностью минимизации ценовых рисков является закупка в летний период значительных запасов мазута, нередко превышающих реальные потребности энергетики в осеннее-зимний период. Такую практику могут позволить себе компании, обладающие значительными финансовыми ресурсами и мощностями для хранения нефтепродуктов.

3.2 Перспективы развития производства, экспорта и потребления мазута на российском рынке
В последние годы развитие нефтеперерабатывающей промышленности России имеет явную тенденцию к улучшению состояния отрасли. Предыдущие пять лет можно назвать золотым веком нефтепереработки. Были реализованы интересные проекты, изменил направление финансовый вектор. За последние 1,5 года проведен также целый ряд важных совещаний по вопросам нефтепереработки и нефтехимии с участием руководства страны в гг. Омске, Нижнекамске, Киришах и Нижнем Новгороде, Самаре. Это повлияло на принятие целого ряда своевременных решений: были предложены новая методика расчета экспортных пошлин (когда постепенно уменьшаются ставки на светлые нефтепродукты и увеличиваются на темные, т. о. к 2013 г. ставки должны сравняться и будут составлять 60% от пошлины на нефть) и дифференциация акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в зависимости от качества, разработаны стратегия развития отрасли до 2020 г. развития нефтепереработки с объемом инвестиций ~1,5 трлн руб. и генеральная схема размещения объектов нефтегазопереработки, а также представлена система технологических платформ для ускорения разработки и внедрения конкурентоспособных на мировом рынке отечественных технологий нефтепереработки.
В документах по стратегии развития нефтеперерабатывающей отрасли отмечен опережающий рост по производству и потреблению дизельного топлива с увеличением реализации на внутреннем рынке до 45 млн т/год. Прогнозируется стабилизация производства топочного мазута на уровне 13 – 14 млн т/год и перераспределение его потребления в сторону бункеровочного топлива.
В рамках стратегии предполагается увеличение глубины переработки нефти до 85%. К 2020 г. планируется, что качество 80% выпускаемого бензина и 92% дизельного топлива будут соответствовать ЕВРО 5. При этом следует учитывать, что в Европе уже к 2013 г. будут введены более жесткие, экологические требования к топливам, соответствующие Евро 6. Тем не менее среди планируемых к строительству компаниями 57 новых установок по улучшению качества: по гидроочистке, риформингу, алкилированию и изомеризации (табл.4). Модернизация заводов с целью выполнения требований регламента в первую очередь связана с увеличением доли процессов, улучшающих качество нефтепродуктов. А углубляющие процессы отошли на второй план, их внедрение отодвинулось на более отдаленную перспективу.
Таблица 4- Ввод установок, повышающих качество нефтепродуктов, до 2020 г.

Для увеличения глубины переработки нефтяного сырья запланировано построить около 30 установок и несколько реконструировать (табл. 5). Среди процессов, позволяющих, наряду с углублением нефтепереработки, получать качественные компоненты топлив, в основном два типа процессов – каталитический крекинг (высокооктановый компонент бензинов, сырье для нефтехимии) и гидрокрекинг (высокооктановые компоненты автобензинов с низким содержанием серы, низкозастывающие Д.Т. с ультранизким содержанием серы и авиакеросин).
Таблица 5- Ввод до 2020 г. установок, углубляющих нефтепереработку

Для увеличения доли высококачественных нефтепродуктов в экспортируемой товарной продукции необходимо осуществить коренную модернизацию действующих НПЗ и построить новые, прежде всего экспортно-ориентированные нефтеперерабатывающие и нефтехимические комплексы на терминалах магистральных нефтепроводов в пограничных и приморских центрах. Такие комплексы запланированы. Часть из этих проектов находится на стадии реализации. Значительный объем работ по модернизации осуществляет ОАО «НК «Роснефть» на принадлежащих ей НПЗ. Ведется строительство Туапсинского НПЗ, планируется построить НПЗ в Приморске и Грозном.
По данным «Анализа рынка мазута», подготовленного BusinesStat, основной вклад в предложение мазута на российском рынке вносит производство. Доля производства мазута в 2011 г. от общего объема предложения составила 80,2% - 73,3 млн т. Доля импорта в 2011 г. составила 0,8% от объема предложения: 736,3 тыс т.
В 2007-2011 гг. производство мазута в России имело устойчивую тенденцию к росту. В 2011 г. производство мазута выросло на 5,6% относительно 2010 г. и составило 73,3 млн т. В структуре производства наибольшую долю занимает топочный мазут. Доля топочного мазута в общем объеме производства 2011 г. составила 99,4% - 72,9 млн т. Данный вид мазута применяется в качестве котельного топлива для различных тепловых генераторов и как основной источник тепловой энергии в отопительных системах.
Основными производителями мазута в России на региональном уровне в 2011 гг. были Башкортостан, Краснодарский край, Ленинградская область, Нижегородская область, Рязанская область, Самарская область, Хабаровский край и Ярославская область. Суммарная доля производства этих регионов в 2011 г. составила 63% - 46 млн т.
По прогнозам аналитиков, в 2012-2016 гг. цена экспорта мазута будет стабильно расти в среднем на 8,1% в год и к 2016 г. составит 1,3 тыс долл за т.

3.3 Мероприятия по повышению экономической эффективности реализации мазута
Обобщим сказанное в предыдущих главах. Для повышения экономической эффективности требуется:
-модернизация НПЗ через ввод установок, углубляющих качество нефтепродуктов и глубину переработки.
-для стимулирования роста глубины нефтепереработки необходимо выравнивание таможенных пошлин на светлые и темные продукты переработки нефти .
-использование беспроцессинговой схемы переработки нефти
-переходить на систему строительства и ввода в эксплуатацию объектов нефтепереработки и нефтехимии «под ключ» с учетом накопленного опыта в этом направлении таких российских фирм, как «Глобалстрой - Инжиниринг» и «Кедр-89».
-приобретение долей в европейских НПЗ, имеющих возможность переработки россйских нефтепродуктов.
-строительство новых нефтепродуктопроводов для снижения логистических затрат.

Заключение

Именно в области производства нефтепродуктов Россия весьма существенно отстает от достижений передовых стран. Это отставание сопряжено не только с ограниченными мощностями нефтеперерабатывающих заводов, но и с отсутствием современных технологий, с несопоставимо низким качеством продукции нефтепереработки, а также с несовершенной, нерационально организованной инфраструктурой нефтяного комплекса. К этому следует добавить, что функционирование ограниченного количества вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), по определению занимающих позиции монополистов (олигополистов) и доминирующих в добыче и переработке нефти, основывается на своеобразной организационной структуре, препятствующей достижению высокой эффективности хозяйствования. Несовершенными представляются также механизмы государственного регулирования деятельности нефтяных компаний.
Если посмотреть на состояние нефтеперерабатывающей отрасли РФ в последние годы, то можно отметить:
– экспорт сырой нефти остаётся практически неизменным и составляет порядка 50% от её добычи и в Генеральной схеме развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается из 500 млн. т/год добываемой нефти на переработку внутри страны 230 млн. т/год, на экспорт – 270 млн. т/год;
– глубина переработки нефти также практически остаётся неизменной и составляет порядка 71%;
– уровень внутреннего потребления нефти в стране за период 2005 – 2010 годы практически остается неизменным. Наибольшую выгоду (в разы) получает та страна, которая потребляет нефть, а не торгует нефтью. Потребление продукции нефтепереработки и нефтехимии на душу населения – важнейший показатель, влияющий на рост ВВП и уровень жизни населения;
– индекс комплексности Нельсона также остается практически неизменным.
По качественной характеристике уровня развития своего производственного потенциала (вторичных процессов) Россия занимает среди стран мира лишь место в шестом десятке; – в России за два десятилетия не построен ни один современный нефтеперерабатывающий завод (только в конце 2010 г. начался поэтапный ввод мощностей в ОАО «ТАНЕКО»);
– актуальной проблемой становится высокая зависимость российского рынка нефтепродуктов от импорта стратегических составляющих производства топлив и масел – катализаторов, присадок и химикатов, повсеместного внедрения западных технологий и оборудования. Решению проблем нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей промышленности в настоящее время уделяется большое внимание на всех уровнях государственной власти и нефтяными компаниями.
Основные проблемы российского рынка мазута:
1.Высокая степень износа оборудования крупных НПЗ (более 60%).
2.Недостаточная глубина и низкое качество переработки.
3.Отсталая структура производства.
4.Низкий индекс Нельсона.
5.Сезонность спроса.
6.Неразвитая транспортно- логистическая структура.
Структура нынешней переработки нефти в Российской Федерации содержит в себе потенциальную угрозу национальной безопасности, так как в случае появления каких-либо ограничений экспорта мазута российские НПЗ будут вынуждены сокращать объемы переработки, что приведет к дефициту светлых нефтепродуктов.
Для повышения экономической эффективности требуется:
-модернизация НПЗ через ввод установок, углубляющих качество нефтепродуктов и глубину переработки.
-для стимулирования роста глубины нефтепереработки необходимо выравнивание таможенных пошлин на светлые и темные продукты переработки нефти .
-использование беспроцессинговой схемы переработки нефти
-переходить на систему строительства и ввода в эксплуатацию объектов нефтепереработки и нефтехимии «под ключ.
-приобретение долей в европейских НПЗ, имеющих возможность переработки россйских нефтепродуктов.
-строительство новых нефтепродуктопроводов для снижения логистических затрат.

Список использованной литературы

1. Байков ПР., Смородов Е.А., Ахмадуллин К.Р. Методы анализа надежности и эффективности систем добычи и транспорта углеводородного сырья. - М.: ООО "Недра-Бизнесценгр", 2003. - 275 с
2.Басарыгин Ю.М. Пути решения проблем нефтегазового комплекса. - М.:Просвещение,2007.-257 с.
3.Брагинский О.Б. нефтегазовый комплекс мира. - М.:Нефть и газ,2006.-640 с.
4.Бушуев В.Эффективность нефтепрома.//Нефтегазовая вертикаль,№13-14,2010, с.7-18.
5.Грей Ф.Добыча нефти. - М.:Олимп-бизнес,2006.-416 с.
6.Добронравин Н.Нефть. Газ. Модернизация. - М.:Омега-Л,2008.-524 с.
7. Доналд Л. Бардик, Уильям Л. Леффлер. Нефтехимия. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2007. – 496 с.
8.Книжников А., Пусенкова Н. Социально-экономический взгляд на российскую переработку. - М.:WWF,2008.-52 с.
9. Иголкин А., Ю. Горжалцан Русская нефть, о которой мы так мало знаем. - М.:АСТ,2005.-289 с.
10.Леффлер У. Переработка нефти.-М.:Олимп-бизнес,2005.-244 с.
11. Леффлер У.Разведка и добыча нефти. -М.:Олимп-бизнес,2008.-272 с.
12.Мазур И.И.Нефть и газ.-М.:Елима,2004.-896 с.
13.Мастобаев Б.Н.,Муталлапов Н.Г.Развитие системы нефтепродуктообеспечения в РФ. - М.:Недра,2006.-320 с.
14.Миловидов К.Н.,Коржубаев А.Г. нефтегазовое обеспечение глобальной экономики. - М.:Центрлитнефтегаз,2006.-400 с.
15.Мищенко И. Скважинная добыча нефти. м.: Нефть и газ, 2003. - 816 с.
16. «Нефть. Нефтепереработка. Нефтехимия. 1985-2010 гг». Работа подготовлена авторским коллективом Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков и ОАО «ЦНИИТЭнефтехим» при  активном участии топ - менеджеров ОАО «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО НГК «Славнефть», ОАО «Татнефть», АНК «Башнефть», ОАО «Башнефтехим», ОАО НК «Альянс», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ВНИИОЭНГ». - М.: ОАО «ВНИИОЭНГ»,2010.-547 с.
17.Покрепин Б.В. Разработка нефтяных и газовых месторождений.-М.:Инфолио,2008.-192 с.
18.Рябов В. Экономика и ТЭК сегодня// Нефтегазовая вертикаль,№10,2010, с.25-35.
19.Тетельмин В.В.Нефть в семи проекциях. - М.:Мир,2004.-256 с.
20.Экспорт нефти и нефтепродуктов// Нефтегазовая вертикаль,№5-10,2010, с.60-89.
21. Независимое аналитическое обозрение- http://www.polit.nnov.ru/2008/02/22/crisisnaftahigh/
22. Исследования мировой экономики- http://www.iseswe.org/geo_pol.htm
23. Портал хим.промышленности-http://www.new chemistry.ru/letter.php?n_id=5966
24. ТЭК РФ- portal.tpu.ru ›SHARED/
25. Счетная палата http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSF_NEW201110141341/VSF_NEW201110141341_p_004.htm
26. Бурнефть (аналитический журнал) -http://burneft.ru/archive/issues/2011-05/2


Приложение

Источник: Счетная палата- http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSF_NEW201110141341/VSF_NEW201110141341_p_004.htm


Источник: Счетная палата- http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSF_NEW201110141341/VSF_NEW201110141341_p_004.htm

Счетная палата- http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSF_NEW201110141341/VSF_NEW201110141341_p_004.htm

А. Хаметов «Российская энергетика продвигается на мировые рынки». Вестник научной информации №4. Реформы: вчера, сегодня, завтра. Сборник научных статей. ИЭ ОМЭПИ РАН, М., 2006
Портал хим.промышленности-http://www.new chemistry.ru/letter.php?n_id=5966
Нефть. Нефтепереработка. Нефтехимия. 1985-2010 гг». Работа подготовлена авторским коллективом Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков и ОАО «ЦНИИТЭнефтехим» при  активном участии топ - менеджеров ОАО «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО НГК «Славнефть», ОАО «Татнефть», АНК «Башнефть», ОАО «Башнефтехим», ОАО НК «Альянс», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ВНИИОЭНГ». - М.: ОАО «ВНИИОЭНГ»,2010.-135 с

Нефть. Нефтепереработка. Нефтехимия. 1985-2010 гг». Работа подготовлена авторским коллективом Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков и ОАО «ЦНИИТЭнефтехим» при  активном участии топ - менеджеров ОАО «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО НГК «Славнефть», ОАО «Татнефть», АНК «Башнефть», ОАО «Башнефтехим», ОАО НК «Альянс», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ВНИИОЭНГ». - М.: ОАО «ВНИИОЭНГ»,2010.-137 с

Нефть. Нефтепереработка. Нефтехимия. 1985-2010 гг». Работа подготовлена авторским коллективом Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков и ОАО «ЦНИИТЭнефтехим» при  активном участии топ - менеджеров ОАО «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО НГК «Славнефть», ОАО «Татнефть», АНК «Башнефть», ОАО «Башнефтехим», ОАО НК «Альянс», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ВНИИОЭНГ». - М.: ОАО «ВНИИОЭНГ»,2010.-138 с

Грей Ф.Добыча нефти. - М.:Олимп-бизнес,2006.С.306
Брагинский О.Б. нефтегазовый комплекс мира. - М.:Нефть и газ,2006.С.156
http://www.slideshare.net/Geliskhanov/ss-9774907
Экспорт нефти и нефтепродуктов// Нефтегазовая вертикаль,№5-10,2010, с.60-89.

Экспорт нефти и нефтепродуктов// Нефтегазовая вертикаль,№5-10,2010, с.60-89.

Экспорт нефти и нефтепродуктов// Нефтегазовая вертикаль,№5-10,2010, с.60-89.

Экспорт нефти и нефтепродуктов// Нефтегазовая вертикаль,№5-10,2010, с.60-89.

Рябов В. Экономика и ТЭК сегодня// Нефтегазовая вертикаль,№10,2010, с.25-35.
Книжников А., Пусенкова Н. Социально-экономический взгляд на российскую переработку. - М.:WWF,2008.С14
Громов А. Витязь на распутье//Нефть России,2012,№1-С.19
Бушуев В.Эффективность нефтепрома.//Нефтегазовая вертикаль,№13-14,2010, с.7-18
Бушуев В.Эффективность нефтепрома.//Нефтегазовая вертикаль,№13-14,2010, с.7-18
Рябов В. Экономика и ТЭК сегодня// Нефтегазовая вертикаль,№10,2010, с.25-35.
Счетная палата- http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSF_NEW201110141341/VSF_NEW201110141341_p_004.htm
http://burneft.ru/archive/issues/2011-05/2
http://burneft.ru/archive/issues/2011-05/2
http://burneft.ru/archive/issues/2011-05/2
http://burneft.ru/archive/issues/2011-05/2
http://burneft.ru/archive/issues/2011-05/2
http://burneft.ru/archive/issues/2011-05/2
http://www.aup.ru/news/2012/04/16/6028.html









2

Список использованной литературы

1. Байков ПР., Смородов Е.А., Ахмадуллин К.Р.
Методы анализа надежности и эффективности систем добычи и транспорта углеводородного сырья. - М.: ООО "Недра-Бизнесценгр", 2003. - 275 с
2.Басарыгин Ю.М. Пути решения проблем нефтегазового комплекса. - М.:Просвещение,2007.-257 с.
3.Брагинский О.Б. нефтегазовый комплекс мира. - М.:Нефть и газ,2006.-640 с.
4.Бушуев В.Эффективность нефтепрома.//Нефтегазовая вертикаль,№13-14,2010, с.7-18.
5.Грей Ф.Добыча нефти. - М.:Олимп-бизнес,2006.-416 с.
6.Добронравин Н.Нефть. Газ. Модернизация. - М.:Омега-Л,2008.-524 с.
7. Доналд Л. Бардик, Уильям Л. Леффлер. Нефтехимия. Издание третье, переработанное и дополненное.- М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2007. – 496 с.
8.Книжников А., Пусенкова Н. Социально-экономический взгляд на российскую переработку. - М.:WWF,2008.-52 с.
9. Иголкин А., Ю. Горжалцан Русская нефть, о которой мы так мало знаем. - М.:АСТ,2005.-289 с.
10.Леффлер У. Переработка нефти.-М.:Олимп-бизнес,2005.-244 с.
11. Леффлер У.Разведка и добыча нефти. -М.:Олимп-бизнес,2008.-272 с.
12.Мазур И.И.Нефть и газ.-М.:Елима,2004.-896 с.
13.Мастобаев Б.Н.,Муталлапов Н.Г.Развитие системы нефтепродуктообеспечения в РФ. - М.:Недра,2006.-320 с.
14.Миловидов К.Н.,Коржубаев А.Г. нефтегазовое обеспечение глобальной экономики. - М.:Центрлитнефтегаз,2006.-400 с.
15.Мищенко И. Скважинная добыча нефти. м.: Нефть и газ, 2003. - 816 с.
16. «Нефть. Нефтепереработка. Нефтехимия. 1985-2010 гг». Работа подготовлена авторским коллективом Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков и ОАО «ЦНИИТЭнефтехим» при активном участии топ - менеджеров ОАО «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО НГК «Славнефть», ОАО «Татнефть», АНК «Башнефть», ОАО «Башнефтехим», ОАО НК «Альянс», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ВНИИОЭНГ». - М.: ОАО «ВНИИОЭНГ»,2010.-547 с.
17.Покрепин Б.В. Разработка нефтяных и газовых месторождений.-М.:Инфолио,2008.-192 с.
18.Рябов В. Экономика и ТЭК сегодня// Нефтегазовая вертикаль,№10,2010, с.25-35.
19.Тетельмин В.В.Нефть в семи проекциях. - М.:Мир,2004.-256 с.
20.Экспорт нефти и нефтепродуктов// Нефтегазовая вертикаль,№5-10,2010, с.60-89.
21. Независимое аналитическое обозрение- http://www.polit.nnov.ru/2008/02/22/crisisnaftahigh/
22. Исследования мировой экономики- http://www.iseswe.org/geo_pol.htm
23. Портал хим.промышленности-http://www.new chemistry.ru/letter.php?n_id=5966
24. ТЭК РФ- portal.tpu.ru›SHARED/
25. Счетная палата http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSF_NEW201110141341/VSF_NEW201110141341_p_004.htm
26. Бурнефть (аналитический журнал) -http://burneft.ru/archive/issues/2011-05/2


Введение

на Мировой рынок нефти является стратегическим товаров в силу своего положения лидера масла в топливно-энергетический баланс мира, в значительных масштабах международной торговли углеводородами и стремление государств к энергетической безопасности.

комплекс Нефтяного Россия обладает сравнительными преимуществами в экспорте сырой нефти и продуктов ее переработки, играет ключевую роль в обеспечении нефтяных ресурсов многих стран мира, прежде всего, в Европе, и выступает основой экономической, политической и социальной стабильности в стране. Добыча и переработка нефти играет ключевую роль в развитии многих регионов Российской Федерации. На территории нашей страны выделяют несколько территорий, которые располагают значительными запасами нефти и газа, которые называют нефтегазоносными провинциями (НГП). В их число входят традиционные регионы добычи: Западная Сибирь, Поволжье, Северном кавказе, так и новые нефтегазоносные провинции: на Северном континенте (Тимано-Печорский регион), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Для России микроэкономическое исследование тенденций и закономерностей развития мирового рынка нефти является чрезвычайно важным. Нефтяная отрасль дает мультипликативный эффект преобразования: валютные доходы от экспорта жидких углеводородов в сфере экономики и служб, ответственных за жизнеобеспечение общества, повышение уровня жизни населения. Роснефть.Российская нефть в цифрах/ http://www.mirnefti.ru/index.php?&id=1

Целью моей работы является анализ российского рынка нефти на основе данных, выявление проблем и перспектив развития отрасли добычи нефти.

Глава 1. Экономико-географическая характеристика нефтяной промышленности России

Нефтяная промышленность занимает важное место как в российском топливно-энергетическом комплексе, так и в экономике страны в целом. После спада в конце 1980-х - начале 1990-х годов (для 1988?1994 годы объем производства упал более чем на 20%), вызвано разрыв внешних хозяйственных связей нефтяной промышленности, в результате распада Советского Союза. В 1994 году, индустрия продолжает постоянно строить (хотя и с элементами спада) темпы добычи, переработки и экспорта нефти, постепенно занимая позиции мирового лидера по всем этим показателям.

Нефтяная отрасль Российской Федерации в настоящее время производит 12?14% промышленной продукции, обеспечивает 17?18% доходы федерального бюджета и более 35% валютных поступлений, в то время как в 2000 году, на рынке нефтепродуктов обеспечивал около 6% бюджетных поступлений, в 2001 году - 13%, в 2002 - 16%, в 2003-2004 гг. - 22%, и в 2010 году, нефтяная промышленность обеспечила уже 25% валютных поступлений страны. Кроме того, при всей сложности ситуации в нефтеперерабатывающей промышленности производство основных нефтепродуктов вырос более чем в 2004-2007 гг., в частности, бензина - на 30,3%, в том числе за 2004-2006 годы, с 26,5%; дизельного топлива - на 43,3%, в том числе за 2009-2010 годы с 30,5%; топочного мазута - на 1,2%, но за 2000-2006 гг. - с 23,0%, с тенденцией к значительному снижению его потребления на внутреннем рынке России.

Узнать стоимость работы