Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Школьная дезадаптация детей младшего школьного возраста с проблемами психического развития.

  • 67 страниц
  • 37 источников
  • Добавлена 01.08.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты учебной деятельности первоклассников с проблемами психического развития.
1.1.Психолого-педагогические особенности детей 6-7 лет
1.3.Понятие, причины и виды школьной дезадаптации
1.4.Особенности адаптации первоклассников
Глава 2. Исследование уровня адаптации ребенка к школьному обучению в зависимости от типа темперамента
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2. Методика исследования
2.3.Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3


?
Фрагмент для ознакомления

В 1 группу с высокой или быстрой степенью адаптации вошли 33,3% - 8 учеников с высоким уровнем развития: познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, умения устанавливать контакты, общительности. По своим психологическим особенностям эти школьники общительны, быстро устанавливают контакт как с детьми. Так и со взрослыми, в общении эмоциональны, поэтому быстро обзаводятся друзьями, тем самым достаточно легко и быстро влились в коллектив и освоились в школе, классе. Дети практически всегда находятся в хорошем расположении духа, настроениемажорное, доброжелательны, готовы прийти на помощь. К концу двух месяцев учения школьники данной группы привыкают к новому положению, требованиям. В эту группу вошли 5 школьников, имеющих старших и младших братьев/сестер, 1 ученик из семьи с отчимом.Во 2 группу вошли 41,7% - 10 учеников. Для них период адаптации удлиняется примерно до полугода. Первоклассники не всегда могут принять новую социальную роль. В школу приносят игрушки и на уроках с ними играют. На замечания учителя могут реагировать неадекватно: обидой, слезами, вспышками гнева и агрессии. Школьники держатся в стороне от сверстников, не проявляют инициативу в установлении контакта, но охотно откликаются на предложения других познакомиться, поиграть. В силу ссуженного представления об окружающем мире, речевых нарушений, неловкости и т.п. школьники испытывают трудности в усвоении школьных знаний. И в последнюю группу с низким уровнем адаптации составили 25 % - 6 школьников. Школьники часто жалуются на недомогание, они часто пребывают в плохом настроении. Испытывают большие затруднения в процессе обучения: материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, к урокам готовится нерегулярно. Работоспособность сохраняется при длительных и игровых паузах. Поручения выполняет без особого желания, под тщательным контролем педагога. Начинают проявляться асоциальные формы поведения: ложь, физическая агрессия, пропуски уроков, опоздания и т.п.Сделаем вывод, что степень адаптации зависит от уровня познавательной активности, готовности к школьному обучению, усвоения школьных норм поведения, эмоционального благополучия, успешности социальных контактов. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.Список литературыБожович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 424с.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Просвещение, 2000. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 234с.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224с.Гарбузов В.И. Нервные дети. – СПб.: «Сфера», 1990. – 189с.Глозман Ж.М., Потанина А.Ю. Нарушения общения и школьная дезадаптация // Вестник Московского Университета, серия 14. Психология. – 2001.- №3.- с. 35-46.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2005Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Кпроблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы психологии, Сб. науч. труд., выпуск 1 – Омск: ОмГУ, 2002Додонов Б.И. Эмоция как ценность // Вопросы психологии. 2005. №3, С.34.Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464с.Заваденко Н., Манелис Н., Успенская Т., Суворинова Н., Борисова Т. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. – 1999.- №4. – с.2-28.Захаров А.И. Детские неврозы. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 1995. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии.- 1984.- №4.- с.89-95.Ковалев, А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995.Ковалева, Л. Е. Формула эмоций.: Публицист.очерки / Л.Е. Ковалева; - М. : дет. лич. 1974.Корнилов К. Н. Воля и ее воспитание / К.Н. Корнилов; - М. : Знание 1957.Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг: перевод с английского; - Питер, 2001.Крутецкий ВА. Психология: Учебник для пед.училищ. – М.: Просвещение, 1980Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: «Сфера», 2001. – 464с.Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. – 2002.- №1.- с.111-120.Кэррол, Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969. – 295с.МакарушкинаМ.А.Проблемаволивзарубежнойпсихологии // Вопросы психологии. 1988. № 3 Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576с.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 2009. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л.: Издательство "Наука", 1983. – 240с.Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272с.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1990. – 175с.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – 352с.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: «Сфера», 2000. – 448с.Раттер М. Помощь трудным детям: Пер с англ. /Общ. ред. А.С.Спиваковской. – М.: Прогресс, 1987. – 424с.Рогов, Е. И. Эмоции и воля. - Москва, Владос, 2001СлободяникН.П.Формированиеэмоционально-волевойрегуляциивдетском возрасте. М.: АЙРИС, 2004 г.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: Просвещение, 1988. – 234с.Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: «Знание», 1989. – 178с.Якобсон П.М. Патология чувств и мотиваций. М: изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 г.Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М: Просвещение, 1986 г.ПриложениеПриложение 1Рисунки к методике А.Б. Эльконина и Л.Г. Венгера «Изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе»Приложение 2Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения1. Психологическая и социальная готовность к школе (соответствующий уровень обводится кружком)A.Желание учиться в школеРебенок хочет идти в школу.Особого желания идти в школу пока нет.Идти в школу не хочетБ. Учебная мотивация1.Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т. д.).Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.B.Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию 1.Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя. 2.Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны. 3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации. Г. Организованность поведенияПоведение организованное.Поведение недостаточно организованное.Поведение неорганизованное. Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школеВыше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.Ниже среднего: большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уровнем.2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функцийА. Фонематический слух, артикуляционный аппаратНарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда). Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).Б. Мелкие мышцы руки1.Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом,ножницами.2.Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением.3.Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.В. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкостьДостаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок.Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.Ориентация в пространстве, координация движений развитыплохо, неуклюж, малоподвижен. Г. Координация в системе глаз — рукаМожет правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски).Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится в тетрадь с незначительными искажениями. При переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.Д. Объем зрительного восприятия (поколичеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров)Соответствует средним показателям возрастной группы.Ниже средних показателей возрастной группы.Намного ниже средних показателей возрастной группы.Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функцийВыше среднего, средний: большинство показателей готовности оценивается 1-м уровнем.Ниже среднего: большинство показателей готовности оценивается 2-м уровнем.Низкий: большинство показателей готовности оценивается 3-м уровнем.3. Развитие познавательной деятельностиА. КругозорПредставления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года.Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.Б. Развитие речи1. Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна. 2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна. 3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).В. Развитие познавательной активности, самостоятельности1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. 2.Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, нопри выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. 3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.Г. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого.Задания выполняются с "организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.Д. Произвольность деятельностиРебенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке.Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.Е. Контроль деятельности1. Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью.2.Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие. 3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия.Ж. Темп деятельностиСоответствует средним показателям возрастной группы.Ниже средних показателей возрастной группы.Намного ниже средних показателей возрастной группы.Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельностиВыше среднего, средний: большинство показателей оценивается 1-м уровнем.Ниже среднего: большинство показателей оценивается 2-м уровнем.Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уровнем.Очень низкий: интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем при оценке большинства показателей 3-м.4. Состояние здоровьяОсобенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания).Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность — сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).Группа здоровья.Заключение.Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.Возможен другой подход при обследовании будущих первоклассников. В основе его принцип достаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а, следовательно, и наиболее благоприятныйдля него тип класса. Такими показателями считаются:способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;словарное развитие и способность фонематического восприятия(слуха).В этом случае степень готовности ребенка 6—7 лет к обучению определяется при помощи комплекса, состоящего из одного сложного и трех простых тестов. К простым относятся тест фонематического слуха, тест копирования бессмысленных слогов и тест словаря. Сложным является тест кратковременной памяти и умозаключений. Испытание проводится в течение 15—20 мин.Тест фонематического слухаПроверяющий предлагает ребенку: «Давай с тобой задумаем слово, например «окно». Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру «табуретка». Как только услышишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал по ошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбрали, тогда в конце ты скажешь: «Все правильно». Понятно?»После удовлетворительного ответа можно приступить непосредственно к испытанию. Оно включает четыре задания. Первое задание ознакомительно-тренировочное (его результаты не учитываются при выставлении оценки за выполнение данного теста). Остальные три задания - зачетные.Первое задание — контрольная фонема РРама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама. Рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, лампа, рампа. Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок. Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик.Второе задание — контрольная фонема ССон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон.Коса, коса, коса, коса, коса, кос», коса, коса, коза, коса, косаРассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, расцвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет.Сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый. Третье задание — контрольная фонема ЧЧелка, челка, челка, челка, челка челка, щелка, челка. Чадить, чадить, чадить, чадить чадить, чадить, щадить чадить.Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, щикать, чикать, чикать.Почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, пошесть, почесть.Четвертое зрение — контрольная фонема ГГора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос. Граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб. Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (I слово за 10 с) ребенок не смог выявить «лишнее» слово или допустил ошибку, то через 1—2 следующих задания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленном темпе (1 слово за 1,5 с).Шкала оценокСистема выставления оценок в данном тексте имеет существенную особенность: с одной стороны, высшая оценка (3 балла) выставляется только при безупречном выполнении всех трех зачетных заданий, с другой — не имеет значения, в каком количестве зачетных заданий ученик допустил ту или иную ошибку — в одном или в трех. При наличии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, которое выполнено наихудшим образом (т. е. ошибки, допущенные в нескольких заданиях, не суммируются). Используется четырехбалльная шкала оценок:0 баллов — если хотя бы в одном задании дошкольник не смог правильно заметить «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление данного ряда слов.1 балл-заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.2 балла - заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но не хлопнул вовремя ладонью по столу — «лишнее» слово назвал лишь после прослушивания всего ряда. 3 балла - во всех заданиях с первого предъявления вовремя хлопнул ладонью по столу и правильно назвал «лишнее» слово.Шкала эта применяется как к шестилеткам, так и к семилеткам. Ведь сам по себе возраст мало влияет на развитие данной способности. Ее уровень определяется по следующим единым критериям:Количество полученных балловУровень развития фонематического слуха0Низкий1Средний 2-3ВысокийТест копирования бессмысленных слоговЭто могут быть бессмысленные слоги, написанные каллиграфическим почерком. Один набор слогов из приведенных пяти предъявляется ребенку на специальной карточке. «Посмотри, - говорит проверяющий, - тут что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй это перерисовать. Хорошенько присмотрись, как тут написано, и сделай также вот на этом листочке». При этом время выполнения задания не ограничивается.Бывает, несмелый ребенок заявляет, что он не может выполнить задание, потому что не умеет писать. В таком случае можно предложить ему перерисовать вначале домик, затем простой геометрический узор (квадратики, кружки, ромбики) и только затем, после неоднократного поощрения выполненных действий, - буквенные слоги. Оценивается, конечно, только это последнее задание.Шкала оценокбалл — каракули.2 балла — есть сходство с образцом, но распознается не более трех букв.3 балла — прочитывается по крайней мере 4 буквы.4 балла — можно прочитать все буквы. 5 баллов — каждая буква написана четко, вся фраза имеет наклон не более чем на 30°.Количество полученных балловУровень развития саморегуляции1Низкий2—3Средний4—5ВысокийТест словаряКак и другие тесты проверочного комплекса, данный тест построен по принципу выборки: берется определенная (стандартная) совокупность слов и определяется, какие из них ребенку известны. На основании полученных ответов судят о словарном развитии ребенка вообще. В распоряжении проверяющих пять стандартных взаимозаменяемых наборов. Поэтому в процессе обследования будущих первоклассников проверяющие могут и должны чередовать эти комплексы: одному ребенку дается один набор, другому — другой и т. п.Наборы словВелосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.Приступая к проверке словарного запаса ребенка, учитель говорит: «Представь себе, что ты встретился (встретилась) с иностранцем — человеком из другой страны, который плохо понимает русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означает слово «велосипед». Как ты ответишь?» Поскольку свои ответы ребенок дает в словесной форме, можно судить о его словаре — как пассивном (знает значение лишь отдельных слов), так и активном (употребляет те или иные слова активной речи). Если ребенок не может дать словесного ответа, то проверяющий предлагает ему нарисовать предмет или показать значение этого слова с помощью жестов или движений.Следует подчеркнуть, что тест не предполагает проверку умения владеть понятием, обозначенным определенным словом. Случается, что ребенок этим понятием владеет, но, не будучи знаком с соответствующим словом литературного языка, употребляет вместо него какое-нибудь другое, чаще всего диалектное слово.Нельзя в подобной ситуации предлагать детям слова-синонимы, которые, по мнению проверяющего, они знают, поскольку тест направлен не на проверку овладения тем или иным понятием, а на знание слов, причем именно таких, которые принадлежат литературному языку.Оценкой по данному тесту служит сумма баллов, выставленных за каждое из десяти слов набора.Шкала оценок0 баллов — отсутствует понимание слова. Ребенок заявляет, что не знает значения слова, или неправильно объясняет его содержание, например: «Мех — его кладут в подушку и спят на нем».1 балл — понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования, практических действий или жестов.1,5 балла — ребенок словесно описывает предмет, например:«Велосипед — на нем катаются, у него бывает два колеса, а бывает и больше — два больших и одно маленькое». Или: «Это — чтобы на нем кататься». «Зонтик — чтобы прятаться от дождя».2 балла — ребенок дает определение, которое приближается к научному (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные видовые-признаки). Например: «Письмо — это бумага, на которой можно написать о себе и послать в конверте по почте».Таким образом, максимально возможная оценка по данному тесту составляет 2 х 10 = 20 баллов.Поскольку с возрастом словарь ребенка быстро обогащается, ответы шестилеток и семилеток логично оценивать по-разному. В связи с этим для определения уровней развития данной способности рекомендуется пользоваться следующей таблицей:Возрастные группыУровень словарного развития (сумма набранных баллов)низкийсреднийвысокийШестилетки6,57-1212,5Семилетки11,512-1515,5Тест кратковременной памяти и умозаключенийКак видно из названия, данный тест носит комбинированный характер. Выражается это виспользовании одного и того же учебного материала для оценивания двух хотя и взаимосвязанных, но качественно разных способностей — кратковременной памяти и логического мышления. Последняя способность представлена одним из видов умозаключений.Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку:— Ты любишь слушать разные рассказы? (Ребенок обычно отвечает утвердительно.)Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен? (Ребенок обычно отвечает согласием.)Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.Если ребенок не может полностью и без существенных искажений воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит: «Ничего, не унывай. Сразу это не получится. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно... Жили-были...»В протоколе фиксируется количество повторений, которые потребовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель служит для оценки уровня кратковременной смысловой памяти обследуемого ребенка: чем меньше потребовалось повторений, тем выше его уровень. При этом используется следующая таблица:Возрастные группыУровень памяти (количество потребовавшихся повторений)Низкий СреднийвысокийШестилетки85-71-4Семилетки74-61-3Как только ребенок даст правильный и полный ответ, проверяющий переходит к проверке его способностей осуществлять простейшие умозаключения:—Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь подумайи скажи: кто из мальчиков самый высокий?Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, проверяющий говорит:—Ну-ка давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя нижеВани. Так кто из них самый высокий? (Повторяется лишь заключительная часть рассказа — сам вопрос.)После того как ребенок дает правильный ответ, ему задается еще один вопрос:—А кто из мальчиков самый низкий?При определении уровня развития способности ребенка осуществлять простейшие умозаключения учитывается общее количество повторений, которые потребовались ему для выполнения данного теста в целом (начиная с запоминания). При этом используется следующая таблица:Возрастные группыУровень развития способности осуществлятьпростейшие умозаключения (количествоповторений, потребовавшихся для выполненияданного теста в целом)низкийсреднийвысокийШестилетки105-91-4 Семилетки84-71-3 Наблюдения за выполнением ребенком всех четырех описанных выше тестов дают возможность судить об уровне его умственной активности. При этом используются следующие критерии:1.Низкий уровень умственной активности: к выполнению заданий ребенок приступает только после дополнительных побуждений, а во время работы часто отвлекается при выполнении теста фонематического восприятия интерес ребенка вызывает не обнаружение ошибок в артикуляционных действиях проверяющего, как это предполагается замыслом теста, а возможность сугубо внешней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу).2.Средний уровень: ребенок не проявляет интереса к выполнению предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ребенок вначале проявляет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро угасает. Вопросов задает сравнительно немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепенные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А инопланетянин хороший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с преподавателем и выполнении заданий отсутствует.3. Высокий уровень умственной активности: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, обстановке, в которой проводится собеседование, к учителю. Охотно поддерживает с ним разговор, сам задает вопросы. В выполнение заданий включается без промедления, прилагает усилия к преодолению трудностей, нередко пытается продолжить общение с учителем. При выполнении теста словаря охотно включается в игровую ситуацию, внося в нее элементы фантазирования.Приложение 3Карта адаптацииФ.И.О. __________________________________класс__________________ 1. Уровень готовности к школе:высокий — средний — низкий.2. Успеваемость за 1-е и 2-е полугодие:Чтениерусский язык математикалучше письменные — лучше устные — без различия3. Выполнение письменных работ:лучше выполняет классные работы — лучше выполняет домашние работы — разницы в их выполнении нет.4. Отношение к учебе:ответственное — безответственное.5. Отношение к школьным неудачам:сильно переживает — быстро забывает о них — совсем не переживает.6. Заболеваемость:частая — временами — очень редко.7. Дисциплина:всегда хорошая — средняя — недисциплинирован.8. Темп работы:быстрый — средний — медленный.9. Работоспособность:ровная — скачкообразная — быстро падающая.10. Внимание:устойчивое — неровное — легко отвлекаемое.11. Сообразительность:быстрая — средняя — медленная — ограниченная.12. Моторика:чрезмерно подвижен — умеренная — малоподвижен.13. Речьразвита очень хорошо — не очень развита — плохо развита.14. Выдержка:хорошая — средняя — снижена — ничтожна.15. Контактность:общителен — замкнут — незаметен — неконтактен.16. Положение в классе:любим — пользуется вниманием — незаметен — нелюбим — отгорожен.17. Настроение:радостное — ровное — незаметное — серьезное — подавленное.18. По сравнению со сверстниками:1) менее труден да нет2) сильно отвлекаемда нет3) более утомляемда нет4) чаще волнуетсяда нет5) труднее в контакте да нет6) больше колебаний в работоспособности да нет7) более пуглив и робокда нет8) более чувствителенда нет9) более возбудим, раздражителенда нет10) более плаксивда нет11) более беспокоенда нет12) более подвиженда нет19. Адаптация к школе произошла:быстро — медленно — не произошла

Список литературы
1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 424с.
2.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Просвещение, 2000.
3.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 234с.
4.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224с.
5.Гарбузов В.И. Нервные дети. – СПб.: «Сфера», 1990. – 189с.
6.Глозман Ж.М., Потанина А.Ю. Нарушения общения и школьная дезадаптация // Вестник Московского Университета, серия 14. Психология. – 2001.- №3.- с. 35-46.
7.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2005
8.Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Кпроблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы психологии, Сб. науч. труд., выпуск 1 – Омск: ОмГУ, 2002
9.Додонов Б.И. Эмоция как ценность // Вопросы психологии. 2005. №3, С.34.
10.Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464с.
11.Заваденко Н., Манелис Н., Успенская Т., Суворинова Н., Борисова Т. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. – 1999.- №4. – с.2-28.
12.Захаров А.И. Детские неврозы. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 1995.
13.Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии.- 1984.- №4.- с.89-95.
14.Ковалев, А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995.
15.Ковалева, Л. Е. Формула эмоций.: Публицист.очерки / Л.Е. Ковалева; - М. : дет. лич. 1974.
16.Корнилов К. Н. Воля и ее воспитание / К.Н. Корнилов; - М. : Знание 1957.
17.Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг: перевод с английского; - Питер, 2001.
18.Крутецкий ВА. Психология: Учебник для пед.училищ. – М.: Просвещение, 1980
19.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: «Сфера», 2001. – 464с.
20.Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. – 2002.- №1.- с.111-120.
21.Кэррол, Е. Изард. Эмоции человека. Пер. с английского - Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г. Лун, А.Н. Эмоции и личность / А.Н. Лун; - М.: Знание, 1982.
22.Левитов Н.Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969. – 295с.
23.МакарушкинаМ.А.Проблемаволивзарубежнойпсихологии // Вопросы психологии. 1988. № 3
24.Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576с.
25.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников и младших школьников. - М.: АРКТИ, 2009.
26.Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л.: Издательство "Наука", 1983. – 240с.
27.Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272с.
28.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1990. – 175с.
29.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – 352с.
30.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: «Сфера», 2000. – 448с.
31.Раттер М. Помощь трудным детям: Пер с англ. /Общ. ред. А.С.Спиваковской. – М.: Прогресс, 1987. – 424с.
32.Рогов, Е. И. Эмоции и воля. - Москва, Владос, 2001
33.СлободяникН.П.Формированиеэмоционально-волевойрегуляциивдетском возрасте. М.: АЙРИС, 2004 г.
34.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: Просвещение, 1988. – 234с.
35.Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.: «Знание», 1989. – 178с.
36.Якобсон П.М. Патология чувств и мотиваций. М: изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 г.
37.Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М: Просвещение, 1986 г.

- 63 -

  • Введение. 3
  • Глава I. Школьная дезадаптация как предмет психологического исследования. 7

  • I. 1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников. 7
  • I. 2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения. 14

    I. 3. Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка. 23

  • Выводы по первой главе. 26
  • Глава II. Методологические основы исследования психологических аспектов школьной дезадаптации первоклассников. 28

  • II.1. Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников. 28
  • II.2. Результаты экспериментального исследования. 44

  • Выводы по второй главе. 60
  • Вывод. 62

    Литература. 64

    Приложение. 67

    Введение.

    Понятие "школьной дезадаптации" стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

    С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, которые имеют нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

    В основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития и пучковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие к ребенку педагогических требований его возможностям. Среди факторов, которые влияют на развитие ребенка, являются следующие:

    - несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей;

    - несоответствие этим особенностям темпа обучения в гетерогенном классе;

    Узнать стоимость работы