Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Формы и методы взаимодействия учителя и учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе

  • 21 страница
  • 22 источника
  • Добавлена 03.08.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1 Формы обучения и воспитания
Понятие о формах обучения и воспитания и условия их выбора
Формы обучения: классификация и характеристика
Формы воспитания: классификация и характеристика
Глава 2 Методы, используемые в учебно-воспитательном процессе
Понятие о методах обучения и воспитания и условия их выбора
Методы обучения: классификация и характеристика
Методы воспитания: классификация и характеристика
Современные подходы к выбору методов обучения и воспитания
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Лекция более доступна старшеклассникам. Рассказ и объяснение скорее подходят для младших и средних школьников. [Педагогика под ред. Л.П. Крившенко, 2008, с.132-133[Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут — это такие методы, где имеeт место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа, дискуссия состоят, как правило, из краткого вступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения преимущественно проблемного характера. Диспут — довольно специальный метод воспитания, предполагает обязательное столкновение противоположных мнений. В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера. [Педагогика под ред. В.А. Сластенина, 2002, с. 350-351]В отечественной педагогике организация деятельности воспитанников является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, поручение, общественное мнение, воспитывающие ситуации. [Педагогика под ред. Л.П. Крившенко, 2008, с.136]В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др. [Педагогика Под ред. В.А. Сластенина, 2002, с. 356]Методы контроля, самоконтроля и самооценки.направлены на анализ и оценку результатов воспитания. К ним, как было сказано выше, относят наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности, — по сути, это методы диагностики личности. Их вряд ли можно считать собственно методами воспитания, если помнить, что метод — это способ воздействия. Воспитательная функция методов контроля является скорее не основной, а сопутствующей. Они влияют на формирование воспитанников скорее косвенно. Основная функция методов контроля – оценка степени достижения целей воспитательного процесса, т. е. оценка его эффективности по результатам воспитания. [Педагогика под ред. Л.П. Крившенко, 2008, с.138]2.4 Современные подходы к выбору методов обучения и воспитанияМетоды воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения цели. В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово - средство, а реплика, замечание, сравнение - приемы).На современном этапе рациональными считаются методы, которые ведут детей к самостоятельному получению знаний и воспитанию базовых качеств личности. Некоторые методы наиболее эффективны для поддержания познавательного интереса и мотивации к самосовершенствованию. Перечислим их и кратко охарактеризуем их суть. Метод вживания. Посредством чувственно- образных и мыслительных представлений учащиеся «переселяются» в изучаемый объект, чувствуют и познают его изнутри.Метод эвристических вопросов. Вопросы    Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? активизируют мыслительную деятельность детей и приводят к необычным решениям и идеям.Метод сравнения. В ходе сопоставления различных процессов, явлений, фактов, персоналий ученики выявляют определенные особенности изучаемого объекта, проблемы, явления, их суть и т.д. Метод конструирования понятий. Сформулировать определение понятия коллективными усилиями помогает именно этот метод.Метод путешествия в будущее развивает воображение, навыки предвидения, прогнозирования.Метод ошибок. Поиск ошибок помогает понять определенное знание, найти взаимосвязь с верной сущностью изучаемого объекта. Метод придумывания. В процессе творчества создается новый продукт, ранее не известный учащимся. Метод «если бы…» развивает воображение, позволяет лучше понять реальность. Это становится возможным, когда дети рисуют картину или составляют описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. «Мозговой штурм» С помощью данного метода в результате обсуждения участники могут собрать большое число идей, отличающихся от общепринятых представлений. При использовании выше перечисленных методов учитель ведет детей к получению знаний детьми и приобретению ими базовых качеств путем активизации мыслительных процессов, практическим способом, основанном на собственном опыте детей, осознанию ими значимости всех их действий.Один из относительно молодых эффективных методов взаимодействия педагога и ученика - метод проектов, отличительной чертой которого является поиск информации, впоследствии обрабатываемой, осмысленной и представленной участниками проектной группы. Различные сочетания форм и методов обучения и воспитания открывают новые возможности межличностного взаимодействия учителя и учащегося, это мощный фактор повышения эффективности учебно- воспитательного процесса.ЗаключениеДва ключевых понятия в педагогике – обучение и воспитание.Эти процессы включают множество других понятий.Эффективность учебно-воспитательной деятельности зависит от выбора используемых форм и методов.Форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процессаФорма воспитания – организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса.  Метод воспитания – это способ воздействия педагога на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков.Существуют разные подходы к классификация методов и форм обучения и воспитания. Чаще всего на практике используется сочетание нескольких форм и нескольких методов. Выбор тех или иных форм и методов обусловлен в основном целями и задачами, содержанием учебно-воспитательного процесса, особенностями ученического коллектива, личностью учителя, степенью его профессионализма и его опытом. Изменения, происходящие в системе образования, влекут за собой преобразования в организации преподавания и воспитания в образовательных учреждениях, а значит, педагоги должны использовать в своей деятельности современные подходы для лучшего взаимодействия с учениками и большей рациональности и эффективности учебно-воспитательного процесса.Список литературы:БабанскийЮ.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.:Просвещение, 1985.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство «Питер»,2000Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1.Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Роспедагенство, 1998.Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.,1988Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – м.: педагогическое общество России, 2002Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.Прокопьев И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб.пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. - 544 с.Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. - 2005Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. - Ростов на Дону: Феникс, 2003. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – м., 2002Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998.Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5. Харламов И.П. Педагогика. - М., 1998.Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999Чередов И. М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. - М., 1987.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Учеб.пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1998

Список литературы:
1.БабанскийЮ.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.:Просвещение, 1985.
2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ? СПб: Издательство «Питер»,2000
3.Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.
4.Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. - 2003. - № 1.
5.Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Роспедагенство, 1998.
6.Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.,1988
7.Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002
8.Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008
9.Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – м.: педагогическое общество России, 2002
10.Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.
11.Прокопьев И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб.пособие. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. - 544 с.
12.Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. - 2005
13.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. - Ростов на Дону: Феникс, 2003.
14.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – м., 2002
15.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
16.Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998.
17.Тюнников, Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5.
18.Харламов И.П. Педагогика. - М., 1998.
19.Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999
20.Чередов И. М. Система форм организации обучения в советской
общеобразовательной школе. - М., 1987.
21.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Учеб.пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
22.Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1998



Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе

Резюме.

 

 

 

В данной работе затронуты такие вопросы как: понятие темперамента человека, соотношение типов темперамента и типов нервной системы, психологическая характеристика типов темперамента, исследование темперамента по В. Белову, учет темперамента в учебно-воспитательной работе.

Введение.

 

 

 

Я считаю, что работа педагога не может быть успешной без глубокого знания им личности учащегося и личности психологии подросткового коллектива. Без этого знания невозможно управление процессами развития личности и коллектива. Именно поэтому меня заинтересовала выбранная мною тема "Тип темперамента учащихся и учет его особенностей в учебно-воспитательской работе". В личности каждого человека главенствует ее социально обусловленная сторона, ориентированная на. Таким образом, обучая и воспитывая учащегося, нельзя недооценивать и биологически обусловленных особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Это объясняет актуальность темы.

Понятие темперамент.

 

 

 

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

В настоящее время существуют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления действовать, самовыражаться в различных мероприятиях, в различных быстроте и силе протекания психических процессов, в различной степени двигательной (или двигатель) подвижности, быстроте или замедленности реакций. Правления активности у различных людей по-разному. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движения, речи, а с другой-пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности, движений, речи. Второй динамический показатель — эмоциональность — выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость к воздействиям эмоционального характера).

Узнать стоимость работы