Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Игровые методы работы в логопедической практике с детьми имеющими нарушение слуха.

  • 30 страниц
  • 13 источников
  • Добавлена 08.07.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования игровых методов работы в логопедической практике с детьми, имеющими нарушение слуха
1.1.Особенности речевого развития детей, имеющих нарушение слуха
1.2.Образовательно-коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения слуха
Глава 2. Рекомендации по использованию игровых методов работы в логопедической практике с детьми, имеющими нарушение слуха
2.1.Исследование речи детей с нарушением слуха
2.2.Рекомендации по развитию речи у детей с нарушением слуха при помощи игровых методов
Заключение
Список литературы
Приложение


Фрагмент для ознакомления

Игра будет являться оптимальным методом для развития речи у дошкольников с нарушением слуха.
Заключение
Многообразие проявлений нарушения слуха обусловливает необходимость дифференциации, выделения основных групп детей. Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Это – особый вид дизонтогенеза – дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи – функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.
Для слабослышащих детей характерны грубые искажения звуко-слоговой структуры слов, что объясняется недифференцированностью их восприятия на слух. Одним из важнейших проявлений недоразвития речи у слабослышащих является несформированность у них грамматического строя речи, выражающаяся в так называемом аграмматизме. Усвоению правильных грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия слабослышащими его окончаний, являющихся одним из основных средств выражения связей между словами в русском языке, и невозможность восприятия на слух многих предлогов, также выражающих эти связи. Многие слабослышащие долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собой слов.
Для речи слабослышащих характерна общая смазанность, обедненность интонации. Голос у таких детей глухой и слабомодулированный. Темп речи, как правило, замедленный.
Для более эффективного развития речи у детей дошкольного возраста воспитатели и специалисты используют различные дидактические игры, рассказывание по картинке, стихотворные шарады и т.д. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и: активизация занимают очень большое место. Наряду с другими задачами речевой работы в детском саду большого внимания требует воспитание звуковой культуры речи. Разные частные разделы, входящие в состав звуковой культуры, по-разному относятся к эффективности, успешности речевого общения.
Список литературы
Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654с.
Жигорева М.В. Актуальные вопросы диагностики комплексных нарушений развития у детей // Коррекционная педагогика, 2004. - №4(6). - С 3-10
Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
Жигорева М.В. Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития // Коррекционная педагогика – № 5 (35) – 2009. – С.5 - 12
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М., 2004. – 72с.
Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 704с.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2009. – 128с.
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. —224с.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103с.
Черкасова Е.Л. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва. Стратегия логопедического воздействия при сочетании недоразвития речи и минимальных нарушений слуха у детей дошкольного возраста // Дефектология - 2001. - №4. - с. 57-67.
Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М.: Педагогика, 1969,- 120 с.
Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Гуманит. изд. центр BJIAДОС, 2003. — 272с.
Приложение
Приложение 1
1. Исследование звукопроизношения (Р.И. Лалаева).
Процедура и инструкция:
Для проверки произнесения звука С, ребёнку предлагают задание.
Инструкция:
1) Давай поиграем в «эхо». Я буду говорить, а ты повтори: С-С-С, СА-СО-СУ-СЫ, АС-ОС-УС-ЫС; СКА-СКО-СКУ; АСК-ОСК –УСК.
2) «Я буду показывать картинки, ты их назови».
Речевой материал картинки с изображением предметов: сыр, сапоги, сумка.
3) «Я буду говорить предложения, а ты их повтори»
Речевой материал: В солонке соль. Собаке дали кусок мяса. У лисы длинный хвост.
Аналогичным образом проверяется произношение других согласных звуков.
Оценка результатов:
Высокий уровень (4 балла) – нормальное произнесение всех звуков
Уровень выше среднего (3 балла) – дефект 1 звука
Средний уровень (2 балла) – дефект 2 звуков
Уровень ниже среднего (1 балл) – нарушены 3-4 звука
Низкий уровень (0 баллов) – нарушены все звуки
2. Исследование сформированности фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений (Р.И. Лалаева).
Задание № 1.
Процедура: Произнесение слогов - квазиомонимов.
Инструкция: Повтори за мной
Та – да том – дом зайка – сайка ложки – рожки
Да – та лук – люк миска – мишка чайка – сайка
Ка – га сок – цок шар – жар рад – ряд
Задание № 2.
Процедура: Предлагается определить наличие заданного звука на фоне слова. Задание в устной форме.
Инструкция: Слушай внимательно. Я буду называть тебе слова, если услышишь звук М ( Ч ) в словах хлопни.
- Есть ли звук М в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа, письмо, стол.
- Есть ли звук Ч в словах: чулок, горка, качели, дрова, чистый, почка, мяч, чай, табуретка.
Задание № 3.
Процедура: Определение первого звука в слове.
Инструкция: Слушай внимательно. Я буду называть слова, а ты назови первый звук.
Речевой материал: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный.
Задания предлагаются ребенку в устной форме. Ребенок отвечает на вопросы.
Задание № 4.
Процедура: Определение последнего звука в слове.
Инструкция: Слушай внимательно, какой последний звук в словах.
Речевой материал: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга.
Задание № 5.
Процедура: Определение места звука в слове (начало, конец, середина).
Инструкция: Послушай и назови, где слышится звук Р ( Ц) в словах.
Речевой материал:
- ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, корка, радуга
-цапля, цветок, настурция, огурец, цыплёнок, перец, умница, панцирь.
Задание № 6.
Процедура: предлагается составить из отдельных звуков целое слово.
Инструкция: Я произношу звуки, ты внимательно слушаешь, а потом скажи, какое слово получилось?
Речевой материал: ч-а-с, п-а-р-к, з-в-у-к, с-т-и-х-и, ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з-д-и, ас-т-р-а, о-с-а, к-о-ш-к-а.
Задание № 7.
Процедура: Определение способности осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений.
Инструкция: Придумать слова, в которых есть звук Ш.
Оценка результата выполнения всех заданий:
4 балла (высокий уровень) – полностью справился с заданием без помощи логопеда
3 балла (выше среднего) – допускает небольшое количество ошибок, которые исправляет при помощи логопеда
2 балла (средний)– правильно выполняет половину заданий, нуждается в помощи логопеда
1 балл (ниже среднего)– выполняет менее половины задания, совершает ошибки даже при помощи логопеда
0 баллов – (низкий) все задания выполнены неправильно
Баллы, начисленные за каждую из семи групп, суммируются. Максимальное число баллов за все задание - 28.
Высокий уровень успешности – 28 баллов.
Уровень успешности выше среднего – 21-27 баллов
Средний уровень успешности – 14 -20 баллов.
Уровень успешности ниже среднего – 7 - 13 баллов.
Низкий уровень успешности – 0 - 7 баллов.
3. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова (Р.И. Лалаева).
Задание №1
Инструкция: Слушай внимательно, сейчас я буду называть слова, повторяй их за мной.
Материал:
А) Односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев.
Б) Двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, папа, баба, муха, вата, кофе.
В) Трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута, копыто, полено, монета.
Г) Двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, петух, венок, туман, лимон, моток.
Д) Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка, танки, папка, муфта.
Е) Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик, тюльпан, капкан, вокзал, каркас.
Ж) Трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пулемет, теленок, патефон, цыпленок, котелок.
З) Трехсложные слова со стечением согласных: улитка, конфеты, котлеты, комната, калитка, коробка.
И) Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник, автобус, маятник, коровник, ягненок, половник.
К) Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка, матрешка, морковка, котлетка, таблетка, конфетка.
Л) Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: кнут, танк, клей, хлеб, стол, стул, лист.
М) Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка, плетка, крышка, втулка, кромка.
Н) Четырехсложные слова из открытых слогов: паутина, пианино, батарея, комедия, питание, дыхание.
Задание №2
Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я сейчас буду называть тебе предложения, а ты внимательно слушай и повторяй их».
Речевой материал:
Старый автомобиль оказался большим. Большой трактор использовали в поле. С маленького ручейка начинается большая река. Одиннадцать мотоциклов показались на дороге. На поверхности стула были заметны следы. Летчик предупредил пассажиров о взлете. Нам показали сломанный трансформатор. Старенькие валенки лежали на крылечке. Барабанщик бьет в барабан. В тарелку насыпали гречиху. Смешной клоун выходит на арену цирка. Брату подарили настоящие часы.
Критерием оценки служит количество правильно воспроизведенных слов. Замены звуков, обусловленные нарушением звукопроизношения, не учитываются при обработке результатов исследования.
Высокий уровень (4 балла) – правильное воспроизведение всех предложенных слов.
Уровень выше среднего (3 балла) – неправильное воспроизведение пятисложных слов и четырехсложных со стечением согласных.
Средний уровень (2 балла) – неправильное воспроизведение пятисложных, четырехсложных слов и трехсложных слов различной звукослоговой структуры.
Уровень ниже среднего (1 балл) - правильное воспроизведение только односложных и двусложных слов различной звуко-слоговой структуры.
Низкий уровень (0 баллов) – правильное воспроизведение только простых односложных и двухсложных слов.


Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
Жигорева М.В. Актуальные вопросы диагностики комплексных нарушений развития у детей // Коррекционная педагогика, 2004. - №4(6). - С 3-10
Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата.- М.: Педагогика, 1969,- 120 с.
Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 704с.
Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Гуманит. изд. центр BJIAДОС, 2003. — 272с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654с.
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д.Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. —224с
Жигорева М.В. Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития // Коррекционная педагогика – № 5 (35) – 2009. – С.5 - 12
Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Гуманит. изд. центр BJIAДОС, 2003. — 272с.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М., 2004. – 72с.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М., 2004. – 72с.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М., 2004. – 72с.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103с.
Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. —224с.
Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2009. – 128с.
Черкасова Е.Л. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва. Стратегия логопедического воздействия при сочетании недоразвития речи и минимальных нарушений слуха у детей дошкольного возраста // Дефектология - 2001. - №4. - с. 57-67.









2

Список литературы
1.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654с.
2.Жигорева М.В. Актуальные вопросы диагностики комплексных нарушений развития у детей // Коррекционная педагогика, 2004. - №4(6). - С 3-10
3.Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 240 с.
4.Жигорева М.В. Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития // Коррекционная педагогика – № 5 (35) – 2009. – С.5 - 12
5.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М., 2004. – 72с.
6.Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 704с.
7.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
8.Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2009. – 128с.
9.Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. —224с.
10.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103с.
11.Черкасова Е.Л. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва. Стратегия логопедического воздействия при сочетании недоразвития речи и минимальных нарушений слуха у детей дошкольного возраста // Дефектология - 2001. - №4. - с. 57-67.
12.Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М.: Педагогика, 1969,- 120 с.
13.Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Гуманит. изд. центр BJIAДОС, 2003. — 272с.

Игровые методы в логопедической практике.

Введение

1.1 С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц, и др, Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь звуки речи, и то только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. И прежде чем ребенок научится понимать и произносить некоторые слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе - угрозу, но произнесенные одинаково,ребенок будет воспринимать точно так же, не различая их по смыслу.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, то есть, обратить внимание в сторону звука слов. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить несоответствия произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и на них.

1.2 Ребенок не может произносить правильно то, что они слышали слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко определяет все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов и в первую очередь в зависимости от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, независимо от того, какую форму он принимает (распластан и образует канал, кончик языка сужен и касается верхних резцов, etc), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, в первую очередь, за счет правильного произношения согласных звуков. Усвоение происходит на протяжении многих лет. Сначала дети учатся наиболее легко артикуляционном отношении звуки: гласные (и то не все, но в основном звуки , и); согласные: м, n, b, k, g и др. На следующем этапе, дети учатся звуки е, э, х, твердыми свистящими (с, з ), звуком ль. И не в последнюю очередь, дети учатся звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук, c, группа шипящих звуков (ш, w, h, r), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов.

Узнать стоимость работы