Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

правопорядок и законность:соотношение понятий

  • 28 страниц
  • 25 источников
  • Добавлена 28.07.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие режима законности
2. Гарантии законности
3. Понятие и основные характеристики правопорядка
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Однако, «в условиях массового индустриального общества (а современное общество пока является именно таковым) объективно возрастает роль лидерства. Поэтому вместо тенденции демократизации наблюдается скорее противоположное, инверсионное движение к олигархичности современных политических режимов, ибо большинство населения … и субъективно и объективно отстранено от управления делами государства. … Возможно, ситуация изменится в постиндустриальном обществе, в которое вступают наиболее развитые страны (или регионы мира). В сегодняшних же условиях инновации в подавляющем большинстве случаев продуцируются государственной властью». Идея народной законодательной инициативы, реализуемая в современном мире, ярко отражает это мнение.
Измерение правопорядка наталкивается на проблему того, что правомерное поведение (а правопорядок связан именно с правомерным, прежде всего, поведением) не поддается количественному учету. Единственным возможным вариантом в данном случае является «метод от противного» - измерение правопорядка по количеству совершенных правонарушений: чем меньше совершено правонарушений, тем выше уровень правопорядка.
Вопросом учета и анализа правонарушений занимается наука криминология, из которой можно позаимствовать показатели правонарушаемости:
1) объем правонарушаемости (количество правонарушений, зарегистрированных на определенной территории за определенную единицу времени). Данная характеристика сталкивается с такой проблемой, как латентные правонарушения – когда правонарушение совершено, но не выявлено (не зарегистрировано).
2) уровень правонарушаемости (количество правонарушений, зарегистрированных на определенной территории за единицу времени в расчете на определенное количество жителей этой же территории). Данная характеристика дает возможность сравнивать состояние правопорядка в различных местностях, невзирая на то, что количество населения там неодинаково. Но, соответственно, погрешность вводит не только латентность, но и отсутствие четкого и досконального учета проживающих на определенной территории лиц.
3) структура правонарушаемости (классификация совершенных правонарушений по видам);
4) динамика правонарушаемости (изменение всех показателей на протяжении более или менее длительного промежутка времени).
Исходя из обозначенных критериев, можно говорить о такой характеристике как эффективность права, измерение которой еще более затруднено, чем сам правопорядок.
Таким образом, степень соотношения права и закона, права и общественного понимания «справедливости» отражает уровень законности и правопорядка.

Заключение
В связи с проводящейся правовой реформой в современной Российской Федерации процесс увеличения нормативно-правовых актов всех уровней и внесение изменений в действующие имеет более интенсивный характер, чем в периоды стагнации государства. В настоящее время Российская Федерация находится в стадии переходного государства, что влечет за собой формирование новой правовой системы в Российской Федерации в связи с изменением конституционного строя государства.
В правовом государстве не только провозглашается первичность, верховенство, прямое действие Конституции и конституционного права в целом, но и реально обеспечивается их действие специальной системой мер обеспечения и защиты. Система обеспечения действия Конституции включает гарантии положительной наиболее полной реализации конституционных положений, усиливающих действие положительных факторов, повышающих эффективность реализации Конституции, меры и средства профилактики конституционных правонарушений, направленные на устранение причин такого рода правонарушений, на ослабление действия негативных факторов, влияющих на действие норм конституции, а охрана (защита) конституционной законности связана с нарушениями последней и с ее восстановлением.
Концепция режима законности (и соответствующая реальность) является достаточно универсальной, объединяющей источник права (в широко смысле с точки зрения процесса правообразования), форму внешнего выражения права (источник права в материальном смысле) и ее реализацию в правопорядке. Режим законности обусловливается состоянием общества, в том числе противоречивостью отношения между объективными потребностями в правовом регулировании и ее выражении в законотворческой функции государства. Между «живым правом» и «правом на бумаге» всегда неизбежны коллизии. Для того, чтобы свести их по возможности к минимуму, законотворческая деятельность государства должна шире привлекать научную экспертизу, призванную выявлять объективные потребности в нормативно-правовом регулировании.
Дискуссионность содержания термина «законность» обеспечивается не только плюрализмом мнений в политико-правовой науке, и но и различиями конкретных государственно-правовых систем. При этом законность видоизменяется с течением времени, представляя собой объективную характеристику общества, которое невозможно застать в статике.
Закон представляет собой основное средство регулирования общественных отношений и характеризуется наибольшей устойчивостью, стабильностью, большей четкостью изложения материала, длительностью существования и действия. Но необходимо учитывать, что не все законы выполняют в реальности такую цель. Само по себе соблюдение правонарушающего закона, сколь бы всеобщим и точным оно ни было, не может превратить неправовой закон в правовой и преобразовать неправо в реальный правовой порядок. Правопорядок является реальным итогом, результатом действия законности как конституционного принципа и режима жизни общества. Он включает в себя сложившуюся систему правовых отношений общества и правомерное поведение, в том числе акты правомерного поведения в рамках общей правовой структуры, установленной нормами о правосубъектности (в рамках общего правового положения субъектов). Реальный правопорядок может быть результатом соблюдения требований лишь правового закона и соответствующей правовой законности. Под правовым законом при этом имеется в виду объективное право (и, следовательно, предусмотренный им абстрактно-должный правопорядок), соответствующее принципу формального равенства. Именно закон как универсальный регулятор общественных отношений позволяет установить в обществе механизм защиты прав и интересов лиц, устанавливая меры юридической ответственности за те или иные правонарушения.
Правопорядок отражает уровень законности в конкретном обществе и конкретных исторических условиях. Если попытаться перевести это выражение на логический язык, то законность можно воспринимать как целое (например, единицу), а правопорядок будет составлять часть этого целого. Идеальное состояние общества, когда уровень правопорядка совпадет с уровнем законности, к сожалению, невозможен в связи с влиянием на эффективность права большого числа условий (исторических, культурных, экономических, политических, психологических и многих других).
Список использованных источников и литературы

Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237. 25.12.1993.
ФЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ // Российская газета. № 46. 10.03.1998.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // Российская газета. № 240. 14.12.1995.
Алексеев С.С. Общая теория права. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 576 с.
Алексеев С.С. Теория права. М.: Юрид.Лит., 1994. 224 с..
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: рекомендации. М.: Статут, 1997. 682 с.
Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М.: Норма, 2009. 259 с.
Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. Курс лекций. СПб.: Юридический центр Пресс, 2009. 512 с.
Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. 557 с.
Законность в Российской Федерации. М.: Спарк, 1998. 215 с.
Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М. Юрид. лит., 1962. 381 с.
Кассирер Э. Техника политических мифов // Октябрь. 1993. № 7.
Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М.: Юристъ, 2006. 345 с.
Конституции зарубежных стран / Сост. Дубровин В.Н. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2006. 448 с.
Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М.: Манускрипт, 1996. 552 с.
Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Отв. Ред. М.Н. Марченко. Том 2. М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. 528 с.
Поляков А.В. Общая теория права. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. 845 с.
Режим законности в современном российском обществе. / Науч. Ред. И.Л. Честнов. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. 150 c.
Российское законодательство: проблемы и перспективы. М.: Издательство БЕК, 2005. 478 с.
Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. 279 с.
Спиридонов Л.И. Избранные произведения по теории права. СПб.: Знание, 2010. 541 с.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М.:ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. 304 с.
Сравнительное конституционное право: Уч. пособие. / отв. Ред. Чиркин В.Е. М.: Международные отношения, 2002. 448 с.
Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. М.: Юринформцентр, 2005. 381 с.
Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Российская юридическая энциклопедия. М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 1997. 526 с.
Ст. 55 Конституции РФ от 12.12.1993. // РГ. № 237. 25.12.1993.
Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние. // Законность в Российской Федерации. М., 1998. С. 4.
Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2008. С. 159-164.
Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1962. С. 293.
Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 2005. 478 с.
Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В.. Правовые акты. М., 2005. С. 11.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: рекомендации. М., 1998. С. 26-27.
Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Российская юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 889.
Сравнительное конституционное право. / отв. ред. Чиркин В.Е. М., 2002. С. 18-20.
Конституции зарубежных стран / Сост. Дубровин В.Н. М., 2006. С. 3.
Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М., 2009. С. 118.
Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 1996. С. 247.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2001. С. 187.
Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 197-198.
Поляков А.В. Общая теория права. СПб., 2001. С. 624.
Режим законности в современном российском обществе. / Науч. Ред. И.Л. Честнов. СПб., 2004. С. 11.
Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория государства и права. Академический курс. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999. Т. 2. С. 508.
Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. СПб., 2006. С. 249-251.
Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. СПб., 2006. С. 71-73.
ФЗ от 04.03.1998 № 33-ФЗ О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ // Российская газета. № 46. 10.03.1998.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 № 15-П По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // Российская газета. № 240. 14.12.1995.
См. подробнее: Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика. М., 2006.
Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. СПб., 2006. С. 252.
Спиридонов Л.И. Избранные произведения по теории права. СПб., 2010. С. 414.
Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. СПб., 2006. С. 253.
См.: Кассирер Э. Техника политических мифов // Октябрь. 1993. № 7.
Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение. СПб., 2009. С. 387.
Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. Курс лекций. СПб., 2002. С. 43-44.
См.: Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. СПб., 2006. С. 257-260.









2

25

- 6 -

ВВЕДЕНИЕ.

Рассматриваемые нами ниже понятия сложны по своей структуре и содержанию и имеют множество спорных понятий и определений. За исключением, пожалуй, дисциплины, которую в юридической литературе кратко и четко определяют, как форму поведения и общественных связей людей. Дисциплина делится на несколько видов, которые опираются строго на нормативно-правовые, индивидуально-правовые требования, а также нравственные принципы и другие требования. Структура дисциплины конкретных, с одной стороны, устойчивость (стабильность), обеспечивающая необходимую порядка общественных отношений, с другой - динамизм, способность к развитию.

Понятия же правопорядка и законности четко не определены. С одной стороны, похожи, взаимосвязанных друг с другом понятий, с другой стороны - в значительной степени разные. Различны их связи и зависимости: Если законность выступает как причина, то правопорядок - как следствие. При анализе законности оперируют количественными и качественными характеристиками, при рассмотрении правопорядка - состояниями и их качеством.

в Случае, если право и законы выступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность - реальность их реализации, а правопорядок - осуществленность, действительность. Если законность-это качество, стандарты и правореализационного процессов, правопорядок является одним из существенных проявлений этих состояний.

Каждая из этих форм выражения законности имеет определенные последствия. Не следует включать в понятие законности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности в нормотворческом процессе обуславливают тонкую и разветвленную систему демократического и справедливого законодательства.

рассматривая эти понятия нельзя не обратить внимания на проблемы и основные пути укрепления законности и правопорядка. Законность и правопорядок - крупнейшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества и граждан. Таким образом, укрепление их - одна из основных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране достигла критических норм. В последние годы увеличилось количество преступлений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений. Укрепление законности, борьба с растущей преступностью - жизненно важные задачи нашего сегодня.

не достаточно распространена, что на рост преступлений, виноват, прежде всего, юристы, которые якобы недостаточно активно в борьбе с нарушителями правопорядка. Практика показывает ошибочность такого мнения. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране-это пережитки прошлого в сознании людей. Юридической и политической практике доказала, что причины правонарушений нужно искать не в "пережитках", не в прошлом, а в реальности. Они разводят тех условий, целей (экономических, политических, социальных), в которых находится общество на конкретном этапе развития страны.

Узнать стоимость работы