Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Франкфуртская школа

  • 30 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 04.08.2012
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ
2.1. Идеи Хоркхаймера и Адорно
2.2. Социально-философская концепция Герберта Маркузе
2.3. Теория Эриха Фромма
3. ДЕСТРУКЦИЯ КАК ОСНОВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, один из основных тезисов франкфуртской концепции гласит: генезис социальной деструкции кроется в попытке человека познать окружающий мир и осуществить господство над природой.
Властные отношения человека к природе выявляют гносеологический аспект социальной деструкции, так как с помощью разума человек выделяет себя из природного мира. Поэтому познание и осуществляющий этот процесс разум определяются франкфуртцами как источник социальной деструкции. Франкфуртцы подчеркивают, что познающий разум интересуется природой с точки зрения ее использования, поэтому мир распадается на субъект и объект манипулирования. В этом случае процесс познания осуществляет деструкцию, т. е. расчленяет на простейшие элементы и затем моделирует в понятный, соразмерный человеку мир-схему. Следуя логике франкфуртцев, можно утверждать, что сначала возникает теоретическая деструкция, а потом появляется и реализуется практическая деструкция.
О философском статусе проблемы социальной деструкции свидетельствует то, что в произведениях франкфуртцев обнаруживается ее онтологический аспект. Развивая идеи Хоркхаймера и Адорно, Маркузе максимальное внимание уделяет анализу бытийных моментов. Так, в ходе исследования принципа господства немецкий философ выявляет и анализирует онтологические свойства социальной деструкции: универсальность, аксиологическая нейтральность, позитивность, амбивалентность.
Маркузе конкретизирует идею Хоркхаймера и Адорно о соотношении деструкции и рациональности. Он справедливо отмечает относительность деструктивного характера рациональности, изменяющегося в соответствии с доминирующей исторической установкой. Поэтому выделяются такие недеструктивные рациональности, как дотехнологическая и посттехнологическая, способствующие умиротворению жизни. Парадоксальность анализируемого Маркузе одномерного общества заключается в том, что в ходе своего развития оно изменяет отношение между рациональным и иррациональным. В сравнении с фантастическими и безумными сторонами его рациональности, сфера иррационального превращается в дом подлинно рационального – тех идей, которые могут «способствовать искусству жизни». Поэтому определяющим фактором социальной деструкции становится технологическая рациональность господства. Последняя освобождается от контроля человека и сливается с производительностью. В результате технологическая рациональность становится иррациональной, чем обуславливает внутреннее противоречие цивилизации.
В работах франкфуртцев, помимо выявления источника и факторов социальной деструкции, можно увидеть возможные пути нейтрализации социальной деструкции: 1) личностный, связанный с наличием внутреннего индивидуального пространства; 2) исторический, осуществляющий продуктивное взаимодействие прошлого, настоящего и будущего; 3) креативно-эстетический, противопоставляющий деструкции творческий потенциал социума.
Хоркхаймер и Адорно говорят о возможности преодоления деструкции, но не верят в ее осуществление, так как разрушительное движение Просвещения достигло необратимых масштабов. Поэтому они прогнозируют тотальную самодеструкцию социума.
Г. Маркузе не поддерживает пессимизм старшего поколения Франкфуртской школы. Синтезируя идеи «Диалектики Просвещения» о непреходящей ценности высокого искусства и тезис 3. Фрейда о противостоянии культуры и инстинкта смерти, он пишет о возможности реализации исторической альтернативы – трансцендентного проекта или проекта умиротворенного существования нерепрессивной цивилизации. Мыслитель справедливо подчеркивает, что культура как сфера фантазии, свободы и памяти способна противостоять репрессивной цивилизации и стать связующим звеном между деструктивным настоящим и нерепрессивным посттехнологическим будущим.
Подводя итоги, надлежит отметить, что социальная деструкция в работах представителей разных поколений Франкфуртской школы трактуется как универсальный феномен, неизбежный и необходимый для динамики общества. Универсализация способствует выявлению философского статуса обозначенной проблемы, что переводит ее из локальных вопросов в разряд всеобъемлющих, свойственных разным обществам и культурам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, духовное состояние современного человека не наталкивает на утешительные выводы. Сегодня человек как никогда близко стоит над бездной потери самого себя, и эта бездна готова в любую минуту поглотить его, уничтожить, недаром представители франкфуртской школы считали, что само отчуждение сознания является главным фактором, который влечет социальное отчуждение. В частности, отчуждение сознания лежит в основе современного аксиологичной кризиса, а это в свою очередь может привести к самим непредсказуемым последствиям в будущем от экологической катастрофы до уничтожения жизни на Земле.
Поставив немало вопросов, которые остаются актуальными до сих пор, философия Франкфуртской школы незримо присутствует и в современных философских дискуссиях.
Представители франкфуртской школы, которые стремились соединить диалектическую философию с анализом общественных отношений и реалий, сделали все для того, чтобы «воспитать» критическое, нонконформистское сознание, которое бы могло реально посмотреть на то состояние, в котором оказалось современное общество, предать тщательному анализу и конструктивной критике тот порядок вещей, который доминирует в имеющейся социальной системе.
Критическое мышление, критическое восприятие мира, должно разрушить стереотипы того сознания, которое доминировало, тем самым обнаружить неистинность всего того, что происходит в нынешнем, а это, в свою очередь, подтолкнет человека к поиску путей освобождения от той реальности, которая насильственно была навязана каждому из нас существующей властью. Это освобождение от тотального контроля власти приведет к радикальному изменению существующего порядка, к качественно другому порядку вещей с «новым» конструктивным сознанием.
Франкфуртская школа, которая ставила под сомнение идеи Просвещения, все же сохранила идеал гуманистического общества, которое в своей основе предусматривало максимальную включенность человека в культуру, духовное развитие человеческой личности, благодаря чему человек имел бы возможность сохранить человеческое, соответственно, проблема отчуждения была бы снята, поскольку приверженность так называемым традиционным, ценностей исключает любое отчуждение. Сегодня на повестке дня главным заданием философии должен быть поиск путей выхода из этого психологического, аксиологического и духовного кризиса, в который попал наш современник.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бабак М. Развитие социально-философских взглядов Г.Маркузе // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2007. – Т.5. Вып.2. – С. 135-140.
Борисова Г. Проблема социальной деструкции в философии франкфуртской школы // Вопросы культурологии. – 2007. – №4. – С. 62-67.
Западная социальная философия в XX веке: Учеб. пособие / [Отв. ред. - Л.П. Тясина]. – Саранск: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2001. – 99 с.
Зотов А. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Фирма "Интерпракс", 1994. – 431 с.
Кузнецов М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути // История философии. – 2005. – №7. – С. 3-44.
Любутин К., Кондрашов П. Логика отчуждения и логика освобождения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – №8. – С. 23-38.
Микичур Е. "Критическая теория общества", анализ основополагающих принципов // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2009. – Т.7. – Вып. 2. – С. 122-127.
Петренко Е. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. – 1995. – С. 140-150.
Раевский П. Неомарксистские аспекты мировоззрения М. Хоркхаймера // Философия и общество. – 2009. – №3. – С. 131-135.
Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 209-225.
Wolin R. The Frankfurt school revisited: And other essays on politics a. soc. – N.Y.; L.: Routledge, 2006. – XIII, 307 p.
Бабак М. Развитие социально-философских взглядов Г.Маркузе // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2007. – Т.5. Вып.2. – С. 135-140; Борисова Г. Проблема социальной деструкции в философии франкфуртской школы // Вопросы культурологии. – 2007. – №4. – С. 62-67. Микичур Е. "Критическая теория общества", анализ основополагающих принципов // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2009. – Т.7. – Вып. 2. – С. 122-127.
Любутин К., Кондрашов П. Логика отчуждения и логика освобождения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – №8. – С. 23-38; Раевский П. Неомарксистские аспекты мировоззрения М. Хоркхаймера // Философия и общество. – 2009. – №3. – С. 131-135.
Wolin R. The Frankfurt school revisited: And other essays on politics a. soc. – N.Y.; L.: Routledge, 2006. – XIII, 307 p.
Петренко Е. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. – 1995. – С. 140-150.
Микичур Е. «Критическая теория общества», анализ основополагающих принципов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. – 2009. – Т.7. – №2. – С. 122.
Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 209.
Кузнецов М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути // История философии. – 2005. – №7. – С. 14.
Wolin R. The Frankfurt school revisited: And other essays on politics a. soc. - N.Y.; L.: Routledge, 2006. – Р. 34.
Раевский П. Неомарксистские аспекты мировоззрения М. Хоркхаймера // Философия и общество. – 2009. – №3. – С. 131.
Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 210.
Раевский П. Неомарксистские аспекты мировоззрения М. Хоркхаймера // Философия и общество. – 2009. – №3. – С. 132.
Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 211.
Западная социальная философия в XX веке: Учеб. пособие / [Отв. ред. - Л.П. Тясина]. – Саранск: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2001. – С. 28.
Любутин К., Кондрашов П. Логика отчуждения и логика освобождения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – №8. – С. 23.
Зотов А. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Фирма "Интерпракс", 1994. – С. 65.
Wolin R. The Frankfurt school revisited: And other essays on politics a. soc. - N.Y.; L.: Routledge, 2006. – Р. 39.
Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 212.
Западная социальная философия в XX веке: Учеб. пособие / [Отв. ред. - Л.П. Тясина]. – Саранск: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2001. – С. 40.
Зотов А. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Фирма "Интерпракс", 1994. – С. 102.
Кузнецов М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути // История философии. – 2005. – №7. – С. 21.
Там же. – С. 23.
Любутин К., Кондрашов П. Логика отчуждения и логика освобождения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – №8. – С. 25.
Кузнецов М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути // История философии. – 2005. – №7. – С. 38.
Бабак М. Развитие социально-философских взглядов Г.Маркузе // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2007. – Т.5. Вып.2. – С. 136.
Микичур Е. "Критическая теория общества", анализ основополагающих принципов // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2009. – Т.7. – Вып. 2. – С. 123.
Бабак М. Развитие социально-философских взглядов Г.Маркузе // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2007. – Т.5. Вып.2. – С. 137.
Бабак М. Развитие социально-философских взглядов Г.Маркузе // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2007. – Т.5. Вып.2. – С. 137.
Петренко Е. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. – 1995. – С. 141.
Там же. – С. 146.
Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 217.
Петренко Е. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. – 1995. – С. 146.
Зотов А. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Фирма "Интерпракс", 1994. – С. 144.
Петренко Е. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. – 1995. – С. 148.
Зотов А. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Фирма "Интерпракс", 1994. – С. 90.
Любутин К., Кондрашов П. Логика отчуждения и логика освобождения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – №8. – С. 26.
Микичур Е. "Критическая теория общества", анализ основополагающих принципов // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2009. – Т.7. – Вып. 2. – С. 125.
Борисова Г. Проблема социальной деструкции в философии франкфуртской школы // Вопросы культурологии. – 2007. – №4. – С. 63.
Wolin R. The Frankfurt school revisited: And other essays on politics a. soc. - N.Y.; L.: Routledge, 2006. – Р. 51.
Борисова Г. Проблема социальной деструкции в философии франкфуртской школы // Вопросы культурологии. – 2007. – №4. – С. 66.












4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бабак М. Развитие социально-философских взглядов Г.Маркузе // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2007. – Т.5. Вып.2. – С. 135-140.
2.Борисова Г. Проблема социальной деструкции в философии франкфуртской школы // Вопросы культурологии. – 2007. – №4. – С. 62-67.
3.Западная социальная философия в XX веке: Учеб. пособие / [Отв. ред. - Л.П. Тясина]. – Саранск: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2001. – 99 с.
4.Зотов А. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Фирма "Интерпракс", 1994. – 431 с.
5.Кузнецов М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути // История философии. – 2005. – №7. – С. 3-44.
6.Любутин К., Кондрашов П. Логика отчуждения и логика освобождения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – №8. – С. 23-38.
7.Микичур Е. "Критическая теория общества", анализ основополагающих принципов // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2009. – Т.7. – Вып. 2. – С. 122-127.
8.Петренко Е. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. – 1995. – С. 140-150.
9.Раевский П. Неомарксистские аспекты мировоззрения М. Хоркхаймера // Философия и общество. – 2009. – №3. – С. 131-135.
10.Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 209-225.
11.Wolin R. The Frankfurt school revisited: And other essays on politics a. soc. – N.Y.; L.: Routledge, 2006. – XIII, 307 p.

Опубликовано

20

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УКРАИНЫ

"КИЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"

Факультет социологии и права

Реферат

на новейших социальных теорий

на тему: "Франкфурт" школа социологии"

и Выполнил

div. 4 курс,

группа Я-82

Озерчук A. I.

Киев 2012

План

Введение

1. Генезис, развитие и программа frankfurt school

2. Теодор адорно "Негативная диалектика"

3. Герберт Маркузе и "Великий Отказ"

4. Эрих Фромм и "Класс"

Выводы

Список литературы

Введение

Период возникновения франкфурт школы связан с 60-70 годы, а именно с движением молодежного протеста, прокатившемся по США и западноевропейским странам в начале 70-х годов и вызвавшем к жизни как новые направления в социально-гуманитарном звании, так и ряд практических мероприятий государств, начиная от реформ систем высшего и среднего образования и кончая созданием правительственных ведомств по делам молодежи и молодежной политики, направленной на бесконфликтную адаптацию молодежи в современном обществе.

Наиболее известными представителями школы являются три автора: Макс Хоркхаймер, Теодор адорно и Герберт Маркузе. Все они начинали свою научную карьеру в Институте социальных исследований Франкфурта на-Майне. На формирование их взглядов оказали существенное влияние А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, К. Маркс и З. Фрейд, а также экзистенциализм М. Хайдегтера. Центр их философствования - человек в современном тоталитарном обществе и выявление возможностей превращения западного индустриального общества в свободную ассоциацию индивидов, где каждый может проявить свои возможности творчества.

Франкфурт-школа создает критическую теорию общества, основы которой закладываются в догитлеровской Германии, а затем развертывается главная аргументация в ряде работ, опубликованных в соединенных ШТАТАХ америки. По мнению авторов критической теории общества, все, существовавшие до сих пор социальные теории на основе заложенных еще Декартом принципов рационализма, пытаются создать такой общественной теории, которые имеют целью гармонизацию денежных существования общества с его мыслительными моделями, а также как и идеальная модель когда не тождественны, то все предшествующие философские теории оказываются беспочвенными. Точка зрения критической теории общества основывается на гегелевском противоречии, которое, по мысли основателей школы, позволяет избежать окаменелости, догматического представления о обществе.

Узнать стоимость работы