Франкфуртская школа

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 3030 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 04.08.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ
2.1. Идеи Хоркхаймера и Адорно
2.2. Социально-философская концепция Герберта Маркузе
2.3. Теория Эриха Фромма
3. ДЕСТРУКЦИЯ КАК ОСНОВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, один из основных тезисов франкфуртской концепции гласит: генезис социальной деструкции кроется в попытке человека познать окружающий мир и осуществить господство над природой.
Властные отношения человека к природе выявляют гносеологический аспект социальной деструкции, так как с помощью разума человек выделяет себя из природного мира. Поэтому познание и осуществляющий этот процесс разум определяются франкфуртцами как источник социальной деструкции. Франкфуртцы подчеркивают, что познающий разум интересуется природой с точки зрения ее использования, поэтому мир распадается на субъект и объект манипулирования. В этом случае процесс познания осуществляет деструкцию, т. е. расчленяет на простейшие элементы и затем моделирует в понятный, соразмерный человеку мир-схему. Следуя логике франкфуртцев, можно утверждать, что сначала возникает теоретическая деструкция, а потом появляется и реализуется практическая деструкция.
О философском статусе проблемы социальной деструкции свидетельствует то, что в произведениях франкфуртцев обнаруживается ее онтологический аспект. Развивая идеи Хоркхаймера и Адорно, Маркузе максимальное внимание уделяет анализу бытийных моментов. Так, в ходе исследования принципа господства немецкий философ выявляет и анализирует онтологические свойства социальной деструкции: универсальность, аксиологическая нейтральность, позитивность, амбивалентность.
Маркузе конкретизирует идею Хоркхаймера и Адорно о соотношении деструкции и рациональности. Он справедливо отмечает относительность деструктивного характера рациональности, изменяющегося в соответствии с доминирующей исторической установкой. Поэтому выделяются такие недеструктивные рациональности, как дотехнологическая и посттехнологическая, способствующие умиротворению жизни. Парадоксальность анализируемого Маркузе одномерного общества заключается в том, что в ходе своего развития оно изменяет отношение между рациональным и иррациональным. В сравнении с фантастическими и безумными сторонами его рациональности, сфера иррационального превращается в дом подлинно рационального – тех идей, которые могут «способствовать искусству жизни». Поэтому определяющим фактором социальной деструкции становится технологическая рациональность господства. Последняя освобождается от контроля человека и сливается с производительностью. В результате технологическая рациональность становится иррациональной, чем обуславливает внутреннее противоречие цивилизации.
В работах франкфуртцев, помимо выявления источника и факторов социальной деструкции, можно увидеть возможные пути нейтрализации социальной деструкции: 1) личностный, связанный с наличием внутреннего индивидуального пространства; 2) исторический, осуществляющий продуктивное взаимодействие прошлого, настоящего и будущего; 3) креативно-эстетический, противопоставляющий деструкции творческий потенциал социума.
Хоркхаймер и Адорно говорят о возможности преодоления деструкции, но не верят в ее осуществление, так как разрушительное движение Просвещения достигло необратимых масштабов. Поэтому они прогнозируют тотальную самодеструкцию социума.
Г. Маркузе не поддерживает пессимизм старшего поколения Франкфуртской школы. Синтезируя идеи «Диалектики Просвещения» о непреходящей ценности высокого искусства и тезис 3. Фрейда о противостоянии культуры и инстинкта смерти, он пишет о возможности реализации исторической альтернативы – трансцендентного проекта или проекта умиротворенного существования нерепрессивной цивилизации. Мыслитель справедливо подчеркивает, что культура как сфера фантазии, свободы и памяти способна противостоять репрессивной цивилизации и стать связующим звеном между деструктивным настоящим и нерепрессивным посттехнологическим будущим.
Подводя итоги, надлежит отметить, что социальная деструкция в работах представителей разных поколений Франкфуртской школы трактуется как универсальный феномен, неизбежный и необходимый для динамики общества. Универсализация способствует выявлению философского статуса обозначенной проблемы, что переводит ее из локальных вопросов в разряд всеобъемлющих, свойственных разным обществам и культурам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, духовное состояние современного человека не наталкивает на утешительные выводы. Сегодня человек как никогда близко стоит над бездной потери самого себя, и эта бездна готова в любую минуту поглотить его, уничтожить, недаром представители франкфуртской школы считали, что само отчуждение сознания является главным фактором, который влечет социальное отчуждение. В частности, отчуждение сознания лежит в основе современного аксиологичной кризиса, а это в свою очередь может привести к самим непредсказуемым последствиям в будущем от экологической катастрофы до уничтожения жизни на Земле.
Поставив немало вопросов, которые остаются актуальными до сих пор, философия Франкфуртской школы незримо присутствует и в современных философских дискуссиях.
Представители франкфуртской школы, которые стремились соединить диалектическую философию с анализом общественных отношений и реалий, сделали все для того, чтобы «воспитать» критическое, нонконформистское сознание, которое бы могло реально посмотреть на то состояние, в котором оказалось современное общество, предать тщательному анализу и конструктивной критике тот порядок вещей, который доминирует в имеющейся социальной системе.
Критическое мышление, критическое восприятие мира, должно разрушить стереотипы того сознания, которое доминировало, тем самым обнаружить неистинность всего того, что происходит в нынешнем, а это, в свою очередь, подтолкнет человека к поиску путей освобождения от той реальности, которая насильственно была навязана каждому из нас существующей властью. Это освобождение от тотального контроля власти приведет к радикальному изменению существующего порядка, к качественно другому порядку вещей с «новым» конструктивным сознанием.
Франкфуртская школа, которая ставила под сомнение идеи Просвещения, все же сохранила идеал гуманистического общества, которое в своей основе предусматривало максимальную включенность человека в культуру, духовное развитие человеческой личности, благодаря чему человек имел бы возможность сохранить человеческое, соответственно, проблема отчуждения была бы снята, поскольку приверженность так называемым традиционным, ценностей исключает любое отчуждение. Сегодня на повестке дня главным заданием философии должен быть поиск путей выхода из этого психологического, аксиологического и духовного кризиса, в который попал наш современник.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бабак М. Развитие социально-философских взглядов Г.Маркузе // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2007. – Т.5. Вып.2. – С. 135-140.
Борисова Г. Проблема социальной деструкции в философии франкфуртской школы // Вопросы культурологии. – 2007. – №4. – С. 62-67.
Западная социальная философия в XX веке: Учеб. пособие / [Отв. ред. - Л.П. Тясина]. – Саранск: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2001. – 99 с.
Зотов А. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Фирма "Интерпракс", 1994. – 431 с.
Кузнецов М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути // История философии. – 2005. – №7. – С. 3-44.
Любутин К., Кондрашов П. Логика отчуждения и логика освобождения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – №8. – С. 23-38.
Микичур Е. "Критическая теория общества", анализ основополагающих принципов // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2009. – Т.7. – Вып. 2. – С. 122-127.
Петренко Е. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. – 1995. – С. 140-150.
Раевский П. Неомарксистские аспекты мировоззрения М. Хоркхаймера // Философия и общество. – 2009. – №3. – С. 131-135.
Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 209-225.
Wolin R. The Frankfurt school revisited: And other essays on politics a. soc. – N.Y.; L.: Routledge, 2006. – XIII, 307 p.
Бабак М. Развитие социально-философских взглядов Г.Маркузе // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2007. – Т.5. Вып.2. – С. 135-140; Борисова Г. Проблема социальной деструкции в философии франкфуртской школы // Вопросы культурологии. – 2007. – №4. – С. 62-67. Микичур Е. "Критическая теория общества", анализ основополагающих принципов // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2009. – Т.7. – Вып. 2. – С. 122-127.
Любутин К., Кондрашов П. Логика отчуждения и логика освобождения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – №8. – С. 23-38; Раевский П. Неомарксистские аспекты мировоззрения М. Хоркхаймера // Философия и общество. – 2009. – №3. – С. 131-135.
Wolin R. The Frankfurt school revisited: And other essays on politics a. soc. – N.Y.; L.: Routledge, 2006. – XIII, 307 p.
Петренко Е. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. – 1995. – С. 140-150.
Микичур Е. «Критическая теория общества», анализ основополагающих принципов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. – 2009. – Т.7. – №2. – С. 122.
Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 209.
Кузнецов М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути // История философии. – 2005. – №7. – С. 14.
Wolin R. The Frankfurt school revisited: And other essays on politics a. soc. - N.Y.; L.: Routledge, 2006. – Р. 34.
Раевский П. Неомарксистские аспекты мировоззрения М. Хоркхаймера // Философия и общество. – 2009. – №3. – С. 131.
Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 210.
Раевский П. Неомарксистские аспекты мировоззрения М. Хоркхаймера // Философия и общество. – 2009. – №3. – С. 132.
Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 211.
Западная социальная философия в XX веке: Учеб. пособие / [Отв. ред. - Л.П. Тясина]. – Саранск: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2001. – С. 28.
Любутин К., Кондрашов П. Логика отчуждения и логика освобождения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – №8. – С. 23.
Зотов А. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Фирма "Интерпракс", 1994. – С. 65.
Wolin R. The Frankfurt school revisited: And other essays on politics a. soc. - N.Y.; L.: Routledge, 2006. – Р. 39.
Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 212.
Западная социальная философия в XX веке: Учеб. пособие / [Отв. ред. - Л.П. Тясина]. – Саранск: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2001. – С. 40.
Зотов А. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Фирма "Интерпракс", 1994. – С. 102.
Кузнецов М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути // История философии. – 2005. – №7. – С. 21.
Там же. – С. 23.
Любутин К., Кондрашов П. Логика отчуждения и логика освобождения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – №8. – С. 25.
Кузнецов М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути // История философии. – 2005. – №7. – С. 38.
Бабак М. Развитие социально-философских взглядов Г.Маркузе // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2007. – Т.5. Вып.2. – С. 136.
Микичур Е. "Критическая теория общества", анализ основополагающих принципов // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2009. – Т.7. – Вып. 2. – С. 123.
Бабак М. Развитие социально-философских взглядов Г.Маркузе // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2007. – Т.5. Вып.2. – С. 137.
Бабак М. Развитие социально-философских взглядов Г.Маркузе // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2007. – Т.5. Вып.2. – С. 137.
Петренко Е. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. – 1995. – С. 141.
Там же. – С. 146.
Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 217.
Петренко Е. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. – 1995. – С. 146.
Зотов А. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Фирма "Интерпракс", 1994. – С. 144.
Петренко Е. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. – 1995. – С. 148.
Зотов А. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Фирма "Интерпракс", 1994. – С. 90.
Любутин К., Кондрашов П. Логика отчуждения и логика освобождения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – №8. – С. 26.
Микичур Е. "Критическая теория общества", анализ основополагающих принципов // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2009. – Т.7. – Вып. 2. – С. 125.
Борисова Г. Проблема социальной деструкции в философии франкфуртской школы // Вопросы культурологии. – 2007. – №4. – С. 63.
Wolin R. The Frankfurt school revisited: And other essays on politics a. soc. - N.Y.; L.: Routledge, 2006. – Р. 51.
Борисова Г. Проблема социальной деструкции в философии франкфуртской школы // Вопросы культурологии. – 2007. – №4. – С. 66.












4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бабак М. Развитие социально-философских взглядов Г.Маркузе // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2007. – Т.5. Вып.2. – С. 135-140.
2.Борисова Г. Проблема социальной деструкции в философии франкфуртской школы // Вопросы культурологии. – 2007. – №4. – С. 62-67.
3.Западная социальная философия в XX веке: Учеб. пособие / [Отв. ред. - Л.П. Тясина]. – Саранск: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2001. – 99 с.
4.Зотов А. Западная философия XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Фирма "Интерпракс", 1994. – 431 с.
5.Кузнецов М. Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого пути // История философии. – 2005. – №7. – С. 3-44.
6.Любутин К., Кондрашов П. Логика отчуждения и логика освобождения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2008. – №8. – С. 23-38.
7.Микичур Е. "Критическая теория общества", анализ основополагающих принципов // Вестн. НГУ. Сер.: Философия и право. – Новосибирск, 2009. – Т.7. – Вып. 2. – С. 122-127.
8.Петренко Е. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. – 1995. – С. 140-150.
9.Раевский П. Неомарксистские аспекты мировоззрения М. Хоркхаймера // Философия и общество. – 2009. – №3. – С. 131-135.
10.Walentowicz H. Philosophy and science in the social theory of the Frankfurt School // Dialogue a. universalism. – Warsaw, 2009. – Vol. 19. – №3-5. – P. 209-225.
11.Wolin R. The Frankfurt school revisited: And other essays on politics a. soc. – N.Y.; L.: Routledge, 2006. – XIII, 307 p.

Вопрос-ответ:

Какие идеи генерализуются франкфуртской концепцией?

Одной из основных идей Франкфуртской школы является критика современного общества и его деструктивных процессов. Основное внимание уделяется анализу культуры, идеологии и власти, а также их взаимосвязи.

Какова периодизация развития Франкфуртской школы?

Развитие Франкфуртской школы можно условно разделить на несколько периодов. Первый период (1923-1931) характеризуется формированием и становлением школы. Второй период (1931-1933) связан с приходом нацистов к власти в Германии и эмиграцией ученых из страны. Третий период (1949-1969) отмечен работами, в которых уже сформировались основные идеи и концепции Франкфуртской школы. Последний период (1969-по настоящее время) связан с продолжением и развитием философских исследований школы.

Какой тезис является одним из основных в франкфуртской концепции?

Один из основных тезисов франкфуртской концепции заключается в том, что генезис социальной деструкции кроется в попытке человека познать окружающий мир и осуществить господство над ним. Философы школы утверждали, что именно стремление к власти и контролю приводит к деструктивным процессам в обществе.

Какую роль играет деструкция в философии Франкфуртской школы?

В философии Франкфуртской школы деструкция играет центральную роль. Она рассматривается как основное социально-философское понятие, которое описывает процессы разрушения и деградации общества. Философы школы исследовали различные аспекты деструкции, начиная от культуры и идеологии, и заканчивая нравственностью и человеческой природой.

Какова роль Герберта Маркузе в Франкфуртской школе?

Герберт Маркузе является одним из важнейших представителей Франкфуртской школы. Он разработал социально-философскую концепцию, в которой отмечалось важное значение культуры в формировании общества. Маркузе также внес значительный вклад в теорию критической теории, развивая идеи о взаимосвязи экономики, политики и культуры.

Какова периодизация развития франкфуртской школы?

Франкфуртская школа была сформирована в 1920-х годах во Франкфурте-на-Майне в Германии и продолжала свою работу до 1970-х годов. Ее развитие можно условно разделить на три периода: первый период (1920-е - 1930-е годы) – формирование, второй период (1940-е - 1950-е годы) – эмиграция в США и третий период (1960-е - 1970-е годы) – расцвет и распад школы.

С какими идеями связаны представители франкфуртской школы?

Представители франкфуртской школы разработали ряд идей, связанных с критической теорией и социальной философией. Они рассматривали проблемы культуры, идеологии, социальной доминирования, тоталитаризма, массовой культуры и другие. Одной из основных идей франкфуртской школы было понимание культуры как инструмента социального контроля и манипуляции.

Какие идеи представляли Хоркхаймер и Адорно?

Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно были одними из главных представителей франкфуртской школы. Они разработали теорию "культуры индустриальной эпохи", выдвинули понятие "культурной промышленности" и критиковали массовую культуру, считая ее механизмом социального контроля и идеологической манипуляции.

Какую концепцию развил Герберт Маркузе?

Герберт Маркузе разработал концепцию "одномерного общества" и критиковал идею "благополучного общества". Он утверждал, что в современном обществе все аспекты жизни, идеи, отношения пронизаны логикой потребления и коммерциализации, что приводит к потере индивидуальности и свободы.

О чем говорит тезис о "генезисе социальной деструкции"?

Тезис о "генезисе социальной деструкции" говорит о том, что причина социальных проблем и неравенства кроется в самой попытке человека познать и контролировать окружающий мир. Франкфуртская школа считает, что такая попытка приводит к разрушению традиционных ценностей, неравенству и аморальности в обществе.

Что такое Франкфуртская школа?

Франкфуртская школа - это группа философов и социологов, сформировавшаяся в Германии в 1920-е годы. Она стала известной своим критическим подходом к существующей социальной системе и исследованиями культуры и идеологии. Основные представители школы: Макс Горкхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм и др.