Особенности методики совершенствования выносливости у школьников младшего возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 2424 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 03.08.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1 Теоретические основы воспитания выносливости младших школьников
1.1 Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста
1.2 Физическое качество выносливости
1.3 Особенности совершенствования выносливости
2 Развитие выносливости у детей младшего школьного возраста
2.1 Средства развития выносливости у детей младшего школьного возраста
2.2 Результативность работы по воспитанию выносливости
Выводы
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Коллективизм, дружба, ориентация на труд создают предпосылки для роста коллектива, и, следовательно, каждого спортсмена.
В сравнении с другими физическими упражнениями спортивные игры относятся к наиболее сложным, поскольку в процессе игровой деятельности предъявляются высокие требования к деятельности анализаторов, регуляции двигательной деятельности и обеспечения метаболических потребностей органов и тканей. Особенно растут требования в соревновательных условиях.
По мнению других авторов (Игнатьева В.Я., 1996), спортивные игры представляют собой совершенство исключительное по своему значению средство физического воспитания.
Исключительно высоко оценивается и оздоровительное значение занятий спортивными играми. Систематические тренировки и соревнования, проводимые в различных условиях, закаливают организм. Переменный, прерывистый характер нагрузок при достаточной возможности само дозировки укрепляет деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.
Широкий диапазон, глубина и разносторонность влияния, особая значимость происходящих изменений в организме делают спортивные игры незаменимым средством укрепления здоровья, физического и психологического развития и формирование всесторонней личности. Этим объясняется широкое использование спортивных играх в целях физического воспитания, рекреации, реабилитации (Портнов Ю.М., 1965).
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координации (ориентировки в пространстве, быстроты реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивание пространственных, временных и силовых параметров движений в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также всевозможных сочетаний этих групп особенностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, память, мышления, воображения и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что создается главным образом необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласование индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Уже с пятого класса необходимо стремиться учить детей индивидуальным и простым технико-тактическим взаимодействиям (с мячом и без мяча) в нападении и защите (Портнов Ю.М.,1965, Портных Ю.И.1986, Е.Р.Яхонтов, 1987).
Игровые упражнения и формы занятия создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом реализация в практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим в этой связи существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в ход осуществления разнообразных видов игровой деятельности.
Поскольку самые распространенные методы развития различных видов выносливости (равномерный метод, повторный метод, интервальный метод) малоприемлемы для младших школьников, для совершенствования выносливости может использоваться игровой метод.

2.2 Результативность работы по воспитанию выносливости

Для исследования эффективности спортивных игр в воспитании выносливости у младших школьников, были выбраны две группы учащихся 3 класса по 10 человек. В экспериментальной группе проводились специальные упражнения и спортивные игры на развитие выносливости. После проведения формирующего эксперимента было организовано повторное исследование учащихся по тем же тестам, что и на констатирующем этапе.
Результаты контрольного эксперимента получены следующие.
Таблица 2
Результаты ИГТС у школьников, контрольный этап
№ испыт. ЭГ КГ 71 52 53 53 73 59 68 55 68 51 73 50 61 48 70 50 64 46 73 47
Наглядно результаты контрольного этапа представлены на рис.1.

Рисунок 1 - Результаты Гарвардского степ-теста, контрольный этап

Сравнительный анализ результатов по итогам обоих этапов представлен на рис.2.

Рисунок 2 - Сравнительный анализ результатов Гарвардского степ-теста

По результатам Гарвардского степ – теста можно увидеть что ИГТС у занимающихся спортивными играми, после проведения специальной физической подготовки повысилась с уровня «ниже средней» до уровня «средней», а у не занимающихся ИГТС осталась такой же т. е. «плохая». А у одного из испытуемых повысилась до уровня «ниже средней». Это свидетельствует о положительном влиянии тренировок на развитие выносливости.
Таблица 3
Результаты ортостатической пробы у школьников, контрольный этап
№ испыт. ЭГ КГ 4 6 6 8 6 8 6 6 6 8 6 8 4 6 6 8 6 12 6 6
Наглядно, данные результаты представлены на рис.3.

Рисунок 3 - Результаты ортостатической пробы, контрольный этап

Динамика результатов ортостатической пробы представлена на рис.4.

Рисунок 4 - Динамика результатов ортостатической пробы

По результатам ортостатической пробы можно наблюдать, что испытуемые экспериментальной группы, стали более выносливее, им стало легче переносить длительные физические нагрузки, восстановление организма стало более быстрым. Результаты контрольной группы остались на том же уровне, при котором после длительно физической нагрузки наблюдалось недовосстановление и уровень выносливости остался на низком уровне.
Таким образом, нам удалось доказать важное значение спортивных игр для воспитания выносливости у детей младшего школьного возраста.


Выводы

1. По мнению специалистов, особенности психо-физиологического развития детей в младшем школьном возрасте недостаточны для развития общей, скоростной, силовой и других видов выносливости. Лимитирующим фактором при этом выступает недостаточное развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
2. Самые распространенные методы развития различных видов выносливости (равномерный метод, повторный метод, интервальный метод) малоприемлемы для младших школьников. Для совершенствования выносливости может использоваться игровой метод.
3. По результатам Гарвардского степ – теста можно увидеть что ИГТС у занимающихся спортивными играми, после проведения специальной физической подготовки повысилась с уровня «ниже средней» до уровня «средней», а у не занимающихся ИГТС осталась такой же т. е. «плохая». А у одного из испытуемых повысилась до уровня «ниже средней». Это свидетельствует о положительном влиянии тренировок на развитие выносливости.
4. По результатам ортостатической пробы можно наблюдать, что испытуемые экспериментальной группы, стали более выносливее, им стало легче переносить длительные физические нагрузки, восстановление организма стало более быстрым. Результаты контрольной группы остались на том же уровне, при котором после длительно физической нагрузки наблюдалось недовосстановление и уровень выносливости остался на низком уровне.
Таким образом, нам удалось доказать важное значение спортивных игр для воспитания выносливости у детей младшего школьного возраста.



Список использованной литературы

Вайцеховский С.М. Книга тренера. М.: Физкультура и спорта,1971.-С.59-61.
Волков Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №3 - с.15-21
Верхошанский Ю.В., Чарыева А.А. Проблемы развития выносливости // Научно-спортивный вестник. - 2004. - № 3. - С. 22-28.
Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. – Минск, Вышайшая школа, 1985.
Дедковский С.М. Скорость или выносливость – М.: Физкультура и спорт, 2006.
Донской Д.Д. Законы движений в спорте. – М.: Физкультура и спорта,1968.
3ациорский В.М., Алешинский С.Ю., Якунин Н.А. Биомеханические основы выносливости. - М.: Физкультура и спорт, 2002.- С. 18-27.
Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте - М.: Физкультура и спорт, 2002.
Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта. –М., ИНСАН, 2005.
Каганов Л.С. Развитие выносливости. – М.: Знание, 2000. – 262с.
Коц Я.М. Физиологические основы выносливости // Спортивная физиология: Учебник для ИФК. - М., 2006. - С. 70-98.
Курамшин Ю.Ф. Выносливость и методика её развития. / В кн.: Теория и методика физической культуры. Учебник /Под ред. Ю.Ф.Курамшина - М., Советский спорт, 2003, с.146-155.
Мякинченко Е.Б. Концепция воспитания локальной выносливости в циклических видах спорта: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени докт. пед. наук. - РГАФК. - М., 2007. - 48 с.
Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 223 с.
Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - с. 19.
Портных Ю.И. Спортивные игры и методика преподавания.: Учеб.пособ.-М.,1986.
Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд 2-е –М.: Олимпия Пресс, 2005.
Туманян Г.С, Коблев Я.К. Выносливость: как ее измерять // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. - С. 59-61.
Филин В.П., Прокудин Б.Ф. Значение выносливости в системе многолетней подготовки юных спортсменов // Научно-спортивный вестник. - 2004. - №3.- С. 14-17.
Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / Под ред.В.И. Ляха, Г. Б, Мейксона. М.: физкультура и спорт, 1997.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания. - М.: физкультура и спорт, 2007.
Шитикова Г.Ф. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста / В кн.: Теория и методика физической культуры. Учебник /Под ред.Ю.Ф.Курамшина - М.: Советский спорт, 2003. - с.236-259.
Шолих М. Круговая тренировка. М.: физкультура и спорт, 1965.





















1


2

Список использованной литературы

1.Вайцеховский С.М. Книга тренера. М.: Физкультура и спорта,1971.-С.59-61.
2.Волков Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №3 - с.15-21
3.Верхошанский Ю.В., Чарыева А.А. Проблемы развития выносливости // Научно-спортивный вестник. - 2004. - № 3. - С. 22-28.
4.Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. – Минск, Вышайшая школа, 1985.
5.Дедковский С.М. Скорость или выносливость – М.: Физкультура и спорт, 2006.
6.Донской Д.Д. Законы движений в спорте. – М.: Физкультура и спорта,1968.
7.ациорский В.М., Алешинский С.Ю., Якунин Н.А. Биомеханические основы выносливости. - М.: Физкультура и спорт, 2002.- С. 18-27.
8.Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
9.Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте - М.: Физкультура и спорт, 2002.
10.Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта. –М., ИНСАН, 2005.
11.Каганов Л.С. Развитие выносливости. – М.: Знание, 2000. – 262с.
12.Коц Я.М. Физиологические основы выносливости // Спортивная физиология: Учебник для ИФК. - М., 2006. - С. 70-98.
13.Курамшин Ю.Ф. Выносливость и методика её развития. / В кн.: Теория и методика физической культуры. Учебник /Под ред. Ю.Ф.Курамшина - М., Советский спорт, 2003, с.146-155.
14.Мякинченко Е.Б. Концепция воспитания локальной выносливости в циклических видах спорта: Автореф. дисс. на соиск. учен, степени докт. пед. наук. - РГАФК. - М., 2007. - 48 с.
15.Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 223 с.
16.Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - с. 19.
17.Портных Ю.И. Спортивные игры и методика преподавания.: Учеб.пособ.-М.,1986.
18.Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд 2-е –М.: Олимпия Пресс, 2005.
19.Туманян Г.С, Коблев Я.К. Выносливость: как ее измерять // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. - С. 59-61.
20.Филин В.П., Прокудин Б.Ф. Значение выносливости в системе многолетней подготовки юных спортсменов // Научно-спортивный вестник. - 2004. - №3.- С. 14-17.
21.Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / Под ред.В.И. Ляха, Г. Б, Мейксона. М.: физкультура и спорт, 1997.
22.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания. - М.: физкультура и спорт, 2007.
23.Шитикова Г.Ф. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста / В кн.: Теория и методика физической культуры. Учебник /Под ред.Ю.Ф.Курамшина - М.: Советский спорт, 2003. - с.236-259.
24.Шолих М. Круговая тренировка. М.: физкультура и спорт, 1965.




Вопрос-ответ:

Какие возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста влияют на их выносливость?

В младшем школьном возрасте (7-10 лет) происходит быстрый рост и развитие организма. Особенности физического и психического развития в этом периоде могут оказывать влияние на выносливость детей. Например, в этом возрасте у детей происходит укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшается работа дыхательной системы. В это время также формируются физические навыки и привычки, что также может повлиять на уровень выносливости.

Что представляет собой физическое качество выносливость?

Физическое качество выносливость представляет собой способность организма выдерживать физическую нагрузку на протяжении продолжительного времени. Оно включает в себя работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также выносливость мышц и суставов. Уровень выносливости определяет, сколько времени и с какой интенсивностью человек может выполнять физическую активность без утомления.

Какие особенности присущи методике совершенствования выносливости у детей младшего школьного возраста?

Методика совершенствования выносливости у детей младшего школьного возраста должна соответствовать их физическим и психологическим особенностям. Важно учитывать, что в этом возрасте дети еще находятся на стадии формирования физических навыков и привычек. Поэтому методика должна быть доступной, разнообразной и игровой. Это поможет детям развиваться и улучшать свой уровень выносливости с удовольствием.

Какие существуют средства развития выносливости у детей младшего школьного возраста?

Средства развития выносливости у детей младшего школьного возраста могут быть разнообразными. Это могут быть физические упражнения и игры, направленные на развитие выносливости сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также мышц и суставов. Например, бег, прыжки, игры с мячом, занятия на спортивной площадке. Важно подбирать такие средства, которые будут интересны и доступны детям, чтобы они с радостью занимались и развивали свою выносливость.

Какие возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста влияют на методику совершенствования выносливости?

Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста, такие как быстрый рост и развитие органов и систем, повышенная подвижность и активность, а также пластичность нервной системы, влияют на методику совершенствования выносливости. Дети в этом возрасте могут легко адаптироваться к новым нагрузкам и быстро повышать свои физические результаты.

В чем заключаются особенности совершенствования выносливости у детей младшего школьного возраста?

Особенности совершенствования выносливости у детей младшего школьного возраста включают в себя использование разнообразных игровых и моторных заданий, основанных на их возрастных особенностях и интересах. Важно учесть, что у детей этого возраста еще не полностью сформировано понимание значимости здорового образа жизни, поэтому методика должна быть интересной и мотивирующей.

Какие средства можно использовать для развития выносливости у детей младшего школьного возраста?

Для развития выносливости у детей младшего школьного возраста можно использовать различные средства, например, игры с мячом, прыжки через скакалку, забеги на короткие дистанции, упражнения с использованием ленточек и шарфиков, а также командные игры на свежем воздухе. Важно, чтобы тренировки были разнообразными и включали в себя элементы соревнований и игр.

Какая результативность работы по воспитанию выносливости у детей младшего школьного возраста?

Работа по воспитанию выносливости у детей младшего школьного возраста имеет положительную результативность. Постепенно улучшается физическая подготовленность детей, повышается их выносливость и укрепляется здоровье. Дети начинают лучше справляться с физическими нагрузками, более активны и выносливы в повседневной жизни.

Какие возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста влияют на методику совершенствования их выносливости?

Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста, такие как увеличение мышечной массы, улучшение координации движений, развитие сердечно-сосудистой системы, способствуют формированию и развитию выносливости. В этом возрасте дети активно осваивают новые виды физической активности и могут успешно осуществлять тренировки, направленные на развитие выносливости.

Какое физическое качество определяет выносливость?

Выносливость - это физическое качество, которое определяет способность организма продолжительное время поддерживать работоспособность при выполнении физической активности. Оно зависит от работы сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы и мышц. Вовлечение всех этих систем в процесс тренировки помогает улучшить и развить выносливость.