Правовой статус уполномоченного по правам человека: становление и развитие института омбудсмана в РФ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 7373 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 01.07.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Институт омбудсмана: цели и задачи
1.1. Понятие института омбудсмана
1.2. История развития института омбудсмана
1.3. Функции института омбудсмана
Глава 2. Институт омбудсмана в современной России
2.1. Правовые основы конституциональной регламентации института омбудсмана
2.2. Институт омбудсмана в системе механизма правообеспечения современной России
2.3. Пути развития института омбудсмана в современной России
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Аккредитационный статус присваивается на срок не более пяти лет, далее предусматривается процедура реаккредитации. Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин в своем ежегодном докладе за 2007 г. впервые подчеркнул, что Уполномоченный по правам человека в РФ - институт, функционирующий в соответствии с Парижскими принципами. Однако Международный координационный комитет национальных учреждений по поощрению и защите прав человека институту Уполномоченного по правам человека в РФ в декабре 2007 г. оставил статус аккредитации "B" (видимо, по причине непредставления документов для реаккредитации), т.е. тот же, который был присвоен ему в 2000 и 2001 гг. Таким образом, в категорию внесудебных способов защиты права включается государственная внесудебная система защиты прав граждан и негосударственная система, получившая название "альтернативных способов разрешения спора". Природа государственной системы защиты прав, как судебной, так и внесудебной, обусловлена имманентно присущей правовому государству, признающему и гарантирующему права и свободы человека, необходимостью их защиты. Средствами такой защиты является возможность обращения заинтересованных лиц в органы государственной власти с общей или специальной административной жалобой, в органы прокуратуры, а также к Уполномоченному по правам человека в РФ. Порядок создания и функционирования указанных органов и порядок рассмотрения ими поступивших обращений граждан урегулированы законодательством. Вместе с тем существенная роль при использовании заинтересованным лицом рассматриваемых средств правовой защиты принадлежит институту адвокатуры. Общее понимание и оценка эффективности рассматриваемых государственных внесудебных способов защиты прав сопряжены с их природой и правовым уровнем составления конкретного обращения. Кроме того, для решения о практической реализации какого-либо из указанных средств защиты прав человека значимую роль играет не только сложность порядка обращения к нему, срок рассмотрения обращения гражданина и применимая процедура, но и эффективность применяемого средства, включая окончательность решения. Указанные факторы должны приниматься во внимание не только самим гражданином-заявителем, но и адвокатом в случае обращения к нему за оказанием квалифицированной юридической помощи.Таким образом омбудсмен представляет собой эффективный вспомогательный институт контроля за деятельностью государственных органов в их взаимоотношениях с гражданами, чьи права нарушаются должностными лицами этих органов.Институт омбудсмена является своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов. Дублирующее звено мониторинга прав человека в виде омбудсмена улавливает ошибки и вскрывает несправедливости управления, оставшиеся вне поля зрения иных обеспечивающих соблюдение прав органов.В то же время Уполномоченный не претендует на то, чтобы заменить собой традиционные органы и механизмы контроля. Его работа направлена на то, чтобы критически сотрудничать с администрацией, а не публично конфликтовать с ней в расчете на дешевый "пиаровский" эффект. В своей деятельности он прилагает усилия для осуществления посреднической деятельности между властью и гражданами. Институт Уполномоченного - это демократический институт народа, укрепляющий правовое государство. Омбудсмен должен противостоять не правовому государству, а попыткам подорвать или исказить его правовой характер.С другой стороны, государственный правозащитник ни в коем случае не должен превратиться в декоративный придаток чиновничьего аппарата. Специфика положения омбудсмена по отношению к органам власти такова, что его работа заключается в исследовании и исправлении недостатков государственной и правовой системы.Формальные рычаги воздействия Уполномоченного на ситуацию с соблюдением прав человека весьма ограниченны. У него нет исполнительной власти, чтобы заставить чиновников повиноваться; он не судья, который может вынести приговор или обязательное для всех решение; у него нет права законодательной инициативы (хотя это право ему и обществу в целом не помешало бы). В своей работе Уполномоченный опирается на общественное мнение, потому что он защищает законные права граждан. А для этого общество должно быть информировано о работе омбудсмена. Исходя из этого, одним из основополагающих моментов в деятельности Уполномоченного является его сотрудничество со средствами массовой информации. С одной стороны, СМИ, распространяя его выступления и инициативы, могут формировать тем самым общественное мнение, с другой - они служат незаменимым источником информации для самого Уполномоченного о нарушениях прав человека в стране. Вот почему еще одним необходимым условием эффективной работы омбудсмена является свобода слова. Без свободных СМИ он не сможет узнать об истинном положении дел в сфере соблюдения прав человека. Не менее важной задачей омбудсмена является правовое просвещение и разъяснительная работа по всем вопросам прав человека, формам и методам их защиты.Конечно, отстаивание прав требует определенного гражданского мужества и вносит свои коррективы в размеренную жизнь, но, как гласит народная мудрость, мертвая рыба плывет по течению, а живая - против течения. Зачастую права человека нарушаются, потому что о своих правах люди попросту мало осведомлены. Учить правам и обязанностям гражданина надо уже с детства. Поэтому необходимо включить в обязательную школьную программу преподавание конституционных прав и свобод либо в рамках обществознания, либо отдельным предметом. Это может быть существенным подспорьем в деле воспитания правового сознания.Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации создан и действует, получил признание Европейского сообщества и продолжает совершенствовать свою деятельность.При всем при этом не будем забывать нашу историю, в первую очередь многовековое существование Новгородской республики, где все важнейшие должности были выборными и существовала отлаженная система демократического управления на местах. Можно вспомнить и подготовленную еще в 1610 г. М. Салтыковым первую русскую конституцию, и конституционные проекты Д. Голицына (1730 г.), М.М. Сперанского и декабристов (начало XIX в.). И наконец, Основные законы, разработанные С.Ю. Витте и подписанные Николаем II в 1906 г. К началу XX в. даже самодержавие оказалось не в состоянии игнорировать все эти феномены и вынуждено было ограничить монархию, признав за народом его естественные политические и гражданские права. Поднимаясь по эволюционной спирали истории, правители России неизбежно вынуждены были в той или иной форме возвращаться к планам либеральных реформ. Любая тирания неизбежно сменялась "оттепелью".Сегодняшние попытки превратить Россию в правовое государство не на словах, а на деле стали закономерным итогом предпринимавшихся из века в век, из поколения в поколение героических усилий по обузданию самовластия и тоталитаризма, а значит, и расширению прав человека.Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, несмотря на свою молодость, укоренился на российской почве. Он нужен как людям, так и власти. Без постоянного диалога власти и народа в России невозможно выполнить задачу построения демократического государства, в котором соблюдение прав и свобод человека было бы священной обязанностью государственных органов и государства в целом.ЗаключениеДанная работа представляет собой комплексное исследование юридической природы условий становления, а также конституционно-правовых основ деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его места в механизме защиты субъективных прав, порядка взаимодействия с государственными органами и негосударственными институтами с учётом особенностей формирования основ гражданского общества и правового государства в современной России.Место правового института Уполномоченного по правам человека в системе государственной власти определяется сущностью и особенностями государственного устройства с учетом исторически сложившихся национально-государственных традиций, форм правления и политических режимов, и также тесно связано с реформированием социальной структуры общества, правового сознания, социальной активности и ответственности гражданского общества. В России институт Уполномоченного по правам человека находится в процессе формирования, в его становлении и развитии имеются существенные противоречия, для разрешения которых требуется дальнейшее совершенствование правового регулирования его деятельности. Список использованных источников и литературыНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря N 237; 2009. 21 января. N 7.Постановление ВС РФ от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 26.12.1991. N 52. Ст. 1865.Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ (ред. от 10 июня 2008 г.) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 03.03.1997. N 9. Ст. 1011; 16.06.2008. N 24. Ст. 2788.Указ Президента РФ от 4 августа 1994 г. N 1587 "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" // СЗ РФ. 08.08.1994. N 15. Ст. 1713.ЛитератураChart Of The Status Of National Institutions Accredited By The International Coordinating Committee Of National Institutions For The Promotion And Protection Of Human Rights Accreditation status as of December 2007 // http:// www.nhri.net/ 2007/ List_ Accredited_ NIs_ Dec_ 2007.pdf.The World Book Encyclopedia. Field Enterprise as Educational Corporation // Holert N. Corrol. N.Y., 1972/V. 14, P. 574.Автономов А.С. Правовая онтология политики. К построению системы понятий. М.: ООО "Фирма Инфограф", 1999. С. 270.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Издательство "Норма", 2000. С. 340.Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". М.: Издательство "Норма", 1997. С. 22.Вагизов Р.Г. Внутригосударственный механизм осуществления международных стандартов и норм в сфере гражданских и политических прав человека (Российская Федерация и Республика Татарстан): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 1998. С. 2.Вагизов Р.Г. Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине // Российская юстиция. 2008. N 11. С.20.Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти для противодействия коррупции // Государство и право. 2002. N 3. С. 9 - 16.Борсученко С.А. Деятельность уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в правовом аспекте функционирования публичной власти и управления в России // Государство, право и управление: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 23 апреля 2004 г. М.: Издательство ГУУ, 2004. Вып. 1. С. 96.Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2003. С. 24 - 25.Колобашкина С.С. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ во внесудебной системе защиты прав граждан // Адвокат. 2011. N 3. С. 39.Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. 1999. N 9. С. 27.Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Рук. авт. кол. С.М. Шахрай. М., 1995. С. 141 - 142.Лебедев А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. 2000. N 1. Январь-март. С. 129.Ливеровский А.А. О контрольных функциях представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции. Москва, 21 - 23 марта 2002 г. М.: Издательство МГУ, 2003. С. 394 - 395.Лукин В.П. Роль и значение института омбудсмена в деле защиты прав человека (на примере Российской Федерации) // История государства и права. 2009. N 22. С. 5.Маркелова Е.Г. Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 4. Сходная точка зрения высказывается и другими авторами. См., например: Корнеева Н.В. Конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 9.Махов В.Х. Контрольные функции органов государственной власти Российской Федерации в условиях проведения административной реформы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 17.Мелик-Дадаев И.А. Институт омбудсмена (история, основные функции и особенности деятельности в Скандинавских странах) // Научная информация о состоянии преступности и борьбе с нею в Скандинавских странах. 1986. N 94. С. 96.Миронов О.О. Уполномочен защищать // Человек и закон. 2001. N 2. С. 13.Общая теория прав человека / Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА, 1996. Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 1999. С. 38.Парламентское право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. Екатеринбург, 2006 // www.usla.ru/metodika/umk1/mnogo/ParlamPravo.html.Права человека. История, теория и практика / Под ред. Б. Назарова. М.: РУССЛИТ, 1995. С. 235 - 236.Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, 2005. С. 108 - 109; Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: Издательство "БЕК", 1996. С. 73.Пустынцев Б. Региональный омбудсмен или еще один депутат? // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен. С. 194.Соколов А.Н., Трумпель К.Б. Парламентский омбудсмен: генезис, формирование, тенденции развития. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2000. С. 23.Соломатина Е.А. Сущность, основные черты и формы осуществления контрольной функции законодательной власти в механизме разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. N 3. С. 24.Строкатов А.В. Позитивистский взгляд на процесс формирования статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации // Комиссии и уполномоченные по правам человека: Опыт российских регионов / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2002. С. 132.Сунгуров А.Ю. Региональный уполномоченный по правам человека - первые шаги в России // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен / Под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". СПб., 1999. С. 198. Также см.: Матвеев С.Н. Конституционно (уставно-)-правовые основы статуса Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации: Дис. ... к.ю.н. Казань, 2004.Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмена // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен / Под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". СПб., 1999. С. 198.Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 287.Хиль-Роблес Альваро. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена). М.: Ad marginem, 1997. С. 38.Цымбалова Н.А. Институт омбудсмена в современном мире: история развития и общая концепция // Комиссии и уполномоченные по правам человека: Опыт российских регионов / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2002. С. 96.Чиркин В.Е. Государство и общество // Гражданин и право. 2007. N 4.Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юрист, 1999. С. 360; Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2002. С. 115; Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1994. N 4. С. 11.Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. N 4. С. 18.Чуксина В. Внесудебные специализированные правозащитные институты: опыт России и зарубежных стран.Чуксина В.В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Сайт Верховного Суда РФ: http:// www.advocate-realty.ru/ press/ unitpress/ ?id= 413357.Эмих В.В. Уполномоченные по правам человека в механизме разделения властей // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 5.

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря N 237; 2009. 21 января. N 7.
2.Постановление ВС РФ от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 26.12.1991. N 52. Ст. 1865.
3.Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ (ред. от 10 июня 2008 г.) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ. 03.03.1997. N 9. Ст. 1011; 16.06.2008. N 24. Ст. 2788.
4.Указ Президента РФ от 4 августа 1994 г. N 1587 "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" // СЗ РФ. 08.08.1994. N 15. Ст. 1713.

Литература

1.Chart Of The Status Of National Institutions Accredited By The International Coordinating Committee Of National Institutions For The Promotion And Protection Of Human Rights Accreditation status as of December 2007 // http:// www.nhri.net/ 2007/ List_ Accredited_ NIs_ Dec_ 2007.pdf.
2.The World Book Encyclopedia. Field Enterprise as Educational Corporation // Holert N. Corrol. N.Y., 1972/V. 14, P. 574.
3.Автономов А.С. Правовая онтология политики. К построению системы понятий. М.: ООО "Фирма Инфограф", 1999. С. 270.
4.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Издательство "Норма", 2000. С. 340.
5.Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". М.: Издательство "Норма", 1997. С. 22.
6.Вагизов Р.Г. Внутригосударственный механизм осуществления международных стандартов и норм в сфере гражданских и политических прав человека (Российская Федерация и Республика Татарстан): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 1998. С. 2.
7.Вагизов Р.Г. Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине // Российская юстиция. 2008. N 11. С.20.
8.Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти для противодействия коррупции // Государство и право. 2002. N 3. С. 9 - 16.
9.Борсученко С.А. Деятельность уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в правовом аспекте функционирования публичной власти и управления в России // Государство, право и управление: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, 23 апреля 2004 г. М.: Издательство ГУУ, 2004. Вып. 1. С. 96.
10.Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2003. С. 24 - 25.
11.Колобашкина С.С. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ во внесудебной системе защиты прав граждан // Адвокат. 2011. N 3. С. 39.
12.Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. 1999. N 9. С. 27.
13.Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Рук. авт. кол. С.М. Шахрай. М., 1995. С. 141 - 142.
14.Лебедев А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. 2000. N 1. Январь-март. С. 129.
15.Ливеровский А.А. О контрольных функциях представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт: Материалы научной конференции. Москва, 21 - 23 марта 2002 г. М.: Издательство МГУ, 2003. С. 394 - 395.
16.Лукин В.П. Роль и значение института омбудсмена в деле защиты прав человека (на примере Российской Федерации) // История государства и права. 2009. N 22. С. 5.
17.Маркелова Е.Г. Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 4. Сходная точка зрения высказывается и другими авторами. См., например: Корнеева Н.В. Конституционно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 9.
18.Махов В.Х. Контрольные функции органов государственной власти Российской Федерации в условиях проведения административной реформы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 17.
19.Мелик-Дадаев И.А. Институт омбудсмена (история, основные функции и особенности деятельности в Скандинавских странах) // Научная информация о состоянии преступности и борьбе с нею в Скандинавских странах. 1986. N 94. С. 96.
20.Миронов О.О. Уполномочен защищать // Человек и закон. 2001. N 2. С. 13.
21.Общая теория прав человека / Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА, 1996.
22.Парламентское право России: Учебное пособие / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 1999. С. 38.
23.Парламентское право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. Екатеринбург, 2006 // www.usla.ru/metodika/umk1/mnogo/ParlamPravo.html.
24.Права человека. История, теория и практика / Под ред. Б. Назарова. М.: РУССЛИТ, 1995. С. 235 - 236.
25.Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, 2005. С. 108 - 109; Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: Издательство "БЕК", 1996. С. 73.
26.Пустынцев Б. Региональный омбудсмен или еще один депутат? // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен. С. 194.
27.Соколов А.Н., Трумпель К.Б. Парламентский омбудсмен: генезис, формирование, тенденции развития. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2000. С. 23.
28.Соломатина Е.А. Сущность, основные черты и формы осуществления контрольной функции законодательной власти в механизме разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. N 3. С. 24.
29.Строкатов А.В. Позитивистский взгляд на процесс формирования статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации // Комиссии и уполномоченные по правам человека: Опыт российских регионов / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2002. С. 132.
30.Сунгуров А.Ю. Региональный уполномоченный по правам человека - первые шаги в России // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен / Под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". СПб., 1999. С. 198. Также см.: Матвеев С.Н. Конституционно (уставно-)-правовые основы статуса Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации: Дис. ... к.ю.н. Казань, 2004.
31.Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмена // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен / Под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". СПб., 1999. С. 198.
32.Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 287.
33.Хиль-Роблес Альваро. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена). М.: Ad marginem, 1997. С. 38.
34.Цымбалова Н.А. Институт омбудсмена в современном мире: история развития и общая концепция // Комиссии и уполномоченные по правам человека: Опыт российских регионов / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2002. С. 96.
35.Чиркин В.Е. Государство и общество // Гражданин и право. 2007. N 4.
36.Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юрист, 1999. С. 360; Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2002. С. 115; Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1994. N 4. С. 11.
37.Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 1993. N 4. С. 18.
38.Чуксина В. Внесудебные специализированные правозащитные институты: опыт России и зарубежных стран.
39.Чуксина В.В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Сайт Верховного Суда РФ: http:// www.advocate-realty.ru/ press/ unitpress/ ?id= 413357.
40.Эмих В.В. Уполномоченные по правам человека в механизме разделения властей // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 5.

Вопрос-ответ:

Что такое институт омбудсмана?

Институт омбудсмана представляет собой специальное учреждение, которое занимается защитой и соблюдением прав человека и гражданина. Основной задачей омбудсмана является защита граждан от нарушений их прав со стороны государственных и муниципальных органов власти.

Как развивался институт омбудсмана?

Институт омбудсмана имеет свои корни в древности, когда создавались специальные должностные лица для защиты прав граждан. В современном виде институт омбудсмана стал формироваться во время Великой Французской революции. В России омбудсмены начали появляться позднее, после ратификации Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Какие функции выполняет институт омбудсмана?

Институт омбудсмана выполняет ряд функций, основные из которых - защита прав и свобод граждан, контроль за исполнением законов и нормативных актов, информирование и консультирование граждан, представительство интересов граждан перед органами власти и многое другое.

Какие правовые основы регламентируют институт омбудсмана в России?

В России институт омбудсмана регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об омбудсмане по правам человека в Российской Федерации" и другими нормативными документами. Конституционной основой работы омбудсмана является гарантия прав и свобод человека, закрепленных в Конституции.

Как институт омбудсмана развивается в современной России?

В современной России институт омбудсмана продолжает развиваться. Омбудсмен получает все больше полномочий и возможностей для защиты прав граждан. Происходит расширение компетенции омбудсмана, развитие сети региональных уполномоченных и повышение эффективности работы института омбудсмана.

Что такое институт омбудсмана?

Институт омбудсмана — это орган государственной власти, независимый от исполнительной, законодательной и судебной власти, который осуществляет защиту прав и свобод граждан, а также контроль за соблюдением законности со стороны государственных и муниципальных органов власти, органов внутренних дел и прокуратуры.

Как развивался институт омбудсмана в России?

Институт омбудсмана в России начал свое становление в 1993 году, когда был создан пост Уполномоченного по правам человека при Верховном Совете Российской Федерации. В 2004 году было принято законодательство, которое определило новый статус Уполномоченного, предоставив ему более широкие полномочия и гарантии независимости. С тех пор институт омбудсмана в России активно развивается и расширяет свою деятельность.

Какие функции выполняет институт омбудсмана?

Институт омбудсмана выполняет несколько основных функций. Во-первых, он осуществляет защиту прав и свобод граждан, в том числе по жалобам от граждан. Во-вторых, он контролирует соблюдение прав человека со стороны органов государственной власти. В-третьих, он проводит мониторинг и анализ ситуации с правами человека в стране и предлагает рекомендации по ее улучшению. В-четвертых, он содействует развитию сотрудничества с международными организациями по защите прав человека.