Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности отношения к семье у детей воспитующихся в условиях детского дома.

  • 32 страницы
  • 13 источников
  • Добавлена 08.07.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы отношения к семье у воспитанников детского дома
1.1. Роль семьи в жизни ребенка
1.2. Психологическая характеристика воспитанников детских домов
Глава 2. Экспериментальное исследование отношения к семье у воспитанников детского дома
2.1. Организация исследования
2.2. Обсуждение результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

У других детей, напротив, родители (оба или один из родителей) изображены с чрезмерно длинными руками или большими пальцами или же вообще без рук. Этим самым дети указывают на проявления физической агрессии со стороны этого взрослого, которая могла проявляться при совместной жизни ребенка в семье.
У некоторых детей в рисунках отмечается следующее (15%): преувеличение размеров фигуры ребенка. Это свидетельствует о желании ребенка быть более значимым в семье, занимать более высокое положение среди других членов, т.е. так называемое чувство соперничества по отношению, прежде всего, родителям.
Полученные рисунки детей – воспитанников детского дома можно обобщить по качественным характеристикам: дети показывают социальную изолированность, отстраненность от других членов семьи, эмоциональную отчужденность от родителей, отсутствие тепла, привязанности, заботы, констатирующие то, что дети – воспитанники детских домов не представляют себе полноценной семьи. В их представлении преобладает семейная ситуация, связанная с отсутствием достаточного эмоционального тепла.
По результатам исследования по методике Р. Жиля получены данные, зафиксированные в приложении 2. Согласно полученным данным, по шкале «Отношение к матери» у детей выражены различные показатели отношения. Так, 45% детей в целом отмечают положительное отношение к матери, у остальных данное отношение более негативное.
Отношение к отцу оценивается большинством респондентов как негативное (80%). У остальных 20% отмечается положительное отношение к отцу.
Отношение к родительской чете более чем у половины школьников (55%) оценивается как позитивное. У остальных 45% отмечаются негативные тенденции в отношении к родителям.
Отношение к братьям и сестрам у половины воспитанников детских домов (55%) оценивается как положительное. У остальных 45% проявляются негативные тенденции.
Отношение к бабушкам и дедушкам у 70% детей явно положительное, у остальных 30% отмечаются негативные проявления.
У 55% детей отмечаются положительное отношение к другу, у остальных 45% отмечаются негативные проявления.
Проявления любознательности у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, недостаточны. Только у 25% детей отмечены высокие баллы по шкале. У остальных данный показатель низкий.
Проявления доминантности в группе минимальны. У большинства детей (90%) наблюдается низкий процент доминантности в отношениях с окружающими.
Общительность также у большинства детей (80%) характеризуется негативностью. Эта подгруппа характеризуется замкнутостью, негативными коммуникативными навыками.
Закрытость практически у всех детей имеет высокие показатели. Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, замкнуты, социально не контактны.
Социальная адекватность поведения большинства детей (75%) характеризуется низкими баллами, что также оценивает малый социальный опыт взаимодействия с окружающими.
Таким образом, согласно данным методики Р. Жиля, получены сведения о том, что у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, имеются негативные и позитивные отношения к родителям. При этом к матери отношение более позитивно, чем к отцу. Возможно, это связано с тем, что с матерью у ребенка в любой ситуации более привязанные отношения, чем с отцом, либо с агрессией, проявляемой отцом по отношению с ребенку. Отношение к обоим родителям оценивается как положительное у половины детей. Высокие баллы получены по шкале «Отношение к бабушкам и дедушкам». Это позволяет оценить позитивность детей по отношению к данным родственникам. Социальное поведение детей и степень коммуникативности по данной методике крайне низки. Дети не проявляют общительности, они замкнуты, закрыты.
В целом проведенное исследование позволяет констатировать тот факт, что восприятие семейных отношений детьми, воспитывающимися в условиях детского дома, не достаточно позитивное. Воспитанники детских домов показывают свою отчужденность, изолированность, социальное неблагополучие, что вызвано именно отсутствием необходимого семейного опыта. При этом все дети хотят жить « в семье».
Проведенное практическое исследование подтвердило выводы теоретического анализа о том, что у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, отмечаются негативные отношения к семейной ситуации. В целом дети характеризуют семейную ситуацию как неблагоприятную, конфликтную, враждебную. Дети ощущают чувство неполноценности в данной ситуации, чувствуют себя изгоем, ощущают неуверенность, незащищенность. Особенно это характерно для детей, по отношению к которым в семье проявлялась агрессия.
Результаты исследования подтвердили и факт негативных межличностных отношений со значимыми взрослыми. Воспитанники детских домов проявляют негативные отношения при взаимодействии с взрослыми – учителями, воспитателями (не слушаются, часто грубят).
Кроме того, в исследовании выяснилось, что социальная адаптация детей, воспитывающихся в условиях детского дома, достаточно неблагоприятная. Это обусловлено общей замкнутостью, социальной закрытостью ребенка, отсутствием необходимого уровня общительности.
Результаты исследования позволили подтвердить гипотезу о том, что восприятие семейных отношений, которые большинством детей оцениваются как негативные, влияет на уровень межличностных отношений и взаимодействия со взрослыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование выявило, что семья играет большую роль в воспитании ребенка, в формировании его личности. Многие исследователи прошлого и современности указывают на преимущества семейного воспитания. Характер межличностных отношений в семье непосредственно сказывается на психическом и физическом здоровье личности человека, на настроении и на его деятельности. Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Неблагополучное психическое развитие ребенка происходит в условиях эмоциональной депривации при отсутствии эмоциональных контактов с родителями, в особенности с матерью. Неправильное воспитание, нерациональные внутрисемейные отношения являются источником нарушений личностного развития ребенка. В результате постоянного воздействия психотравмирующего фактора у здорового от рождения ребенка может формироваться дисгармоничное развитие. Моделью дисгармоничного развития является ряд психопатий, а также патологическое формирование личности.
Теоретический анализ показал, что отсутствие семейного опыта, родительской ласки и любви у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, приводит к нарушению в психическом и личностном развитии. Таким детям свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности. У них наблюдаются снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, искаженные воспоминания о себе в прошлом, скудные представления о настоящем и будущем. У воспитанников детских домов отмечается целый набор негативных черт характера у детей, воспитывающихся в условиях детского дома: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность. Наблюдается нервозность многих воспитанников, повышенная возбудимость, подверженность ночным страхам, фантазиям и выдумкам либо о страшном, либо о хорошем, что демобилизует ребенка. На многих детях даже внешне появляется печать отверженности: нередко наблюдаются психическая мышечная напряженность лица и тела, общее подавленное состояние, тики, дефекты речи и т.д.
Отношения со взрослыми и сверстниками у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, складываются под влияем того небогатого социального опыта, который дети успели приобрести, воспитываясь в условиях закрытого учреждения или, если имелся, из опыта проживания в семье. В связи с этим было выдвинуто предположение о том, что восприятие семейных отношений влияет на уровень межличностных взаимодействий с окружающими.
Экспериментальное исследование показало, что у воспитанников детских домов отмечаются крайне неблагоприятные представления о семейных отношениях. Дети описывают семейную среду как негативную, враждебную, конфликтную. Вместе с тем, отношение к родителям половины детей позитивное. Дети желают найти свою семью, найти родителей, жить в семье. У детей отмечается низкий уровень общительности и взаимодействия с социальным миром. Это связано с тем, что отсутствие семьи в детстве не дает ребенку необходимого опыта взаимодействия с окружающим миром из-за отсутствия любви, заботы, индивидуального внимания к ребенку. Анализ данных исследования показал, что действительно, восприятие семейных отношений, сформированная модель детско – родительских отношений в сознании ребенка оказывает влияние на социальный опыт и взаимодействие с окружающими людьми воспитанников детских домов.
На основании полученных результатов предлагаются рекомендации по повышению позитивности в восприятии семейных отношений детьми, воспитывающимися в условиях детского дома. Данные рекомендации относятся, прежде всего, к созданию условий, в которых воспитанники детских домов смогут реализовать свои потребности в межличностных отношениях, общении: малая наполняемость групп, создание семейных условий. В таких условиях ребенку легче реализовать свои потребности в общении, т.к. он будет чувствовать внимание, заботу к себе. Выполнение условий, необходимых для данной рекомендации, прежде всего нуждаются в материальном и финансовом обеспечении, что не всегда реализуется в современных детских домах. Тем не менее, проявление внимания, заботы, любви зависит и от персонала детского дома. Принятие детей, окружение их заботой и вниманием способствует более эффективному межличностному общению. В этих ситуациях персонал детского дома воспринимается как родитель (мать или отец). Поэтому поведение персонала обеспечивает, но не заменяет, модель семейных отношений.
ЛИТЕРАТУРА

Боулби Дж. Детям – любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия – М., 1991.
Галагузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах. // Вопросы психологии. – 1990. - №6. – С. 17-25
Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП, 1996. – 156 с.
Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка. //Дефектология. – 2005. - №1. – С. 42-46
Манеров Р.В. Психология отцовства // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. Т. 5. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2003
Методика Рене Жиля. //Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. С. 367–386
Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения – М., 1995. – Вып. 4.
Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред Н. Н. Посысоева. – М.: Владос, 2004. – 328с.
Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма. // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия – М., 1991.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002.- 192с
Шахманова А.Ш. Воспитание детей – сирот дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005. – 192 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 2
Особенности отношения к семье младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, по результатам КРС
№ п/п Шкалы Благоприятная семейная ситуация тревожность конфликтность Чувство неполноценности враждебность 1 0,1 0,8 0,5 1 1 2 0,2 0,5 0,6 1 1 3 0,1 0,6 0,7 1 1 4 0,1 0,6 0,7 1,2 1 5 0,2 0,8 0,8 0,9 0,8 6 0,3 0,9 0,5 1,2 1 7 0 1 0,2 1,1 1 8 0 0,7 0,9 0,9 1 9 0,1 0,8 0,8 0,8 0,8 10 0 0,6 0,9 1,2 1 11 0,2 0,8 0,8 1 1 12 0,3 0,8 0,6 1 1 13 0,1 0,7 0,5 1 0,5 14 0,2 0,5 0,6 1 1,9 15 0,2 0,9 0,6 1 0,8 16 0 0,8 0,9 0,9 0,9 17 0,3 0,7 0,8 0,8 1 18 0 0,8 0,8 0,9 1 19 0 0,7 0,7 0,9 0,8 20 0,3 0,5 0,6 1,2 1 Среднее выборочное 0,14 0,72 0,71 0,96 0,9
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 3

Особенности отношения к семье младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, по результатам методики Р. Жиля
№ п/п Шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 11 1 1 8 5 8 4 5 1 1 10 5 2 5 2 5 8 12 5 6 5 1 1 10 4 3 2 8 5 4 14 9 8 4 1 0 14 4 4 8 4 6 5 10 5 7 2 2 2 15 2 5 12 2 8 9 10 18 4 6 2 1 14 3 6 15 5 4 12 14 15 5 8 0 2 12 6 7 2 10 4 17 14 12 8 4 1 2 14 5 8 6 15 2 15 12 2 5 4 2 1 8 5 9 7 2 3 16 8 6 9 2 1 1 10 8 10 8 9 5 15 9 5 10 5 2 1 10 7 11 18 18 8 2 5 7 12 2 2 1 12 2 12 2 2 5 14 2 15 10 2 0 1 11 2 13 19 4 2 14 6 10 5 2 1 0 12 3 14 2 5 5 15 5 5 8 5 2 1 8 4 15 5 12 2 2 8 8 6 2 2 1 12 1 16 12 1 5 14 14 14 5 5 2 0 14 2 17 14 0 2 10 10 15 4 5 3 1 8 3 18 3 0 5 15 15 5 4 8 2 1 9 3 19 15 7 2 6 2 8 5 7 0 1 9 3 20 16 4 5 4 15 4 10 1 1 1 10 2 Среднее выборочное 9,4 5,1 5,6 9,1 11,2 7,6 7,2 4,2 1,6 1,2 10,9 4,9 Условные обозначения:
1 – отношение к матери, 2 – отношение к отцу, 3 – отношение к родителям, 4 – отношение к братьям и сестрам, 5 – отношение к бабушкам и дедушкам, 6 – отношение к другу, 7 – отношение к авторитетному взрослому, 8 – любознательность, 9 – доминантность, 10 – общительность, 11 – закрытость, 12 – социальная адекватность











34


18

ЛИТЕРАТУРА

1.Боулби Дж. Детям – любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия – М., 1991.
2.Галагузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах. // Вопросы психологии. – 1990. - №6. – С. 17-25
3.Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП, 1996. – 156 с.
4.Мазурова Н. В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка. //Дефектология. – 2005. - №1. – С. 42-46
5.Манеров Р.В. Психология отцовства // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. Т. 5. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2003
6.Методика Рене Жиля. //Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. С. 367–386
7.Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения – М., 1995. – Вып. 4.
8.Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред Н. Н. Посысоева. – М.: Владос, 2004. – 328с.
9.Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма. // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия – М., 1991.
10.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с
11.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.
12.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002.- 192с
13.Шахманова А.Ш. Воспитание детей – сирот дошкольного возраста. – М.: Академия, 2005. – 192 с.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В родной СЕМЬЕ И детском ДОМЕ.

работа

Минск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В родной СЕМЬЕ И детском ДОМЕ

1.1 Особенности физического, психического и интеллектуального развития детей дошкольного возраста

1.2 Влияние семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста

1.3 Личностные особенности детей, воспитывающихся в детских домах

Выводы

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В родной СЕМЬЕ И детском ДОМЕ

2.1 Организация и методы исследования

2.2 определение особенностей уровня интеллектуального развития у детей, воспитывающихся в родной семье и детском доме

2.3 Исследование уровня тревожности у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в родной семье и детском доме

2.4 Определение степени позитивного или негативного психического состояния детей, воспитывающихся в родной семье и детском доме

Выводы

ВЫВОД

библиография

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве [1, 28]. По всем линиям психического развития возникают опухоли различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.

В период дошкольного детства - перестраивается вся жизнь психическую ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регулировка поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании ребенка.

таким Образом, чрезвычайно важным является активное и целенаправленное воспитание и развитие детей в дошкольном возрасте, то, что возможно в результате последовательной работы, в семью, или в детский дом.

Цель работы-изучить психологические особенности развития личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в родной семье и детском доме.

Узнать стоимость работы