"Концепция выявленных предпочтений: аксиомы и практическая значимость концепции"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 2525 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 05.06.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. ОРДИНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Теория поведения потребителя: ординалистский подход
1.2. Равновесие (оптимум) потребителя в ординалистской теории полезности
Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ВЫЯВЛЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
2.1. Основы теории выявленных предпочтений
2.2. Условие максимизации полезности в концепции выявленных предпочтений
Заключение
Список использованной литературы


?
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, при снижении цены блага х (Рх) потребитель увеличивает объем спроса на благо. Это означает, что для блага х функция спроса имеет отрицательный наклон. И, следовательно, выполняется закон спроса.Теперь сформулируем две аксиомы выявленных предпочтений. Вначале дадим понятие прямого и косвенного выявленных предпочтений. Пусть есть два товарных набора: (x1, y1) и (x2, y2). Если известны цены этих благ (Px1, Py1) и выполняется равенство:,то набор (x1, y1) прямо выявлено предпочитается набору(х2, y2).Пусть теперь имеется третий набор (х3, y3) и известно что набор (х2, y2) выявлено набор предпочитается набору (х3, y3). То есть выполняется следующее равенство:Если набор (x1,y1) > (х2,у2) и (х2,у2) > (x3,y3),то на основании аксиомы транзитивности можно заключить, что (x1,y1) > (x3,y3). Тогда говорят, что набор (х1, y1) косвенно выявленно предпочитается набору (x3, y3).В теории предполагается, что индивиды выбирают лучшие наборы из тех, которые они могли бы позволить себе и, тогда те наборы, которые им были доступны, но не выбраны, являются хуже выбранных. Эта идея получила название слабой аксиомы выявленных предпочтений (WARP - WeakAxiomofRevealedPreference). Если товарный набор (х1,y1) прямо выявлено предпочитается набору (х2,y2) и эти наборы не тождественны друг другу, то исключается ситуация, что набор (х2, y2) прямо выявленно предпочитался набору (х1, y1).Это означает, что если товарный набор (х1,y1) приобретается по ценам (Px1, Py1), а другой набор (х2, y2) по ценам (Px2, Py2), то тогда:WARP дает наблюдаемое условие, которому должны удовлетворять все индивиды, которые максимизируют свою полезность. В отличие от этой аксиомы сильная аксиома выявленных предпочтений (SARP - StrongAxiomofRevealedPreference), требует выполнения того же условия для косвенно выявленных предпочтений. Если товарный набор (x1,y1) косвенно выявлено предпочитается набору (x2, y2), и набор (x1, y1) отличается от набора (x2, y2), то набор (x2, y2) не может прямо или косвенно предпочитаться набору (x1, y1).Посредством концепции выявленных предпочтений можно определить достаточно узкую зону, в которой лежит кривая безразличия. То есть, определяем вид функции полезности. Чем больше будет число наблюдений изменений цен, доходов, ассортимента покупаемых благ, тем точнее представление о форме кривой безразличия и функции полезности. Концепция выявленных предпочтений дает возможность оценить кривую безразличия на основе статистических данных. Можно говорить, что и расчеты, проведенные согласно ординалистской концепции полезности, имеют практическую значимость.Концепция выявленных предпочтений имеет самостоятельную область применения при оценке изменений благосостояния потребителя.ЗаключениеТеория потребительского поведения – теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса.В экономической теории рассматриваются два основных подхода к решению этого вопроса: с точки зрения теории предельной полезности (кардиналистская теория - от слова "число") и с точки зрения кривых безразличия (ординалистская теория - от слова "порядок").Ординалистский подход к анализу потребительского поведения не требует точного количественного измерения полезности. Более важным считается возможность сопоставления и сравнения различных потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности для данного потребителя. Полезность в ординалистской теории – субъективное удовлетворение, которое потребитель получает из потребляемого им блага, измеренное по порядковой шкале.Ординалистское направление в микроэкономической теории представлено двумя наиболее влиятельными теориями: теорией кривых безразличия и концепцией выявленных предпочтений.Помогая добиться определенных результатов, концепция выявленных предпочтений тем не менее не стала, да и не могла стать универсальной теорией. Не говоря уж о том, что в стороне оставались вопросы внутренней взаимосвязи процесса формирования предпочтений со всем комплексом производственных отношений, прежде всего с механизмом распределения доходов, системой цен, структурой производства, рассматриваемая концепция оказывалась замкнутой в себе. Следовательно, теория выявленных предпочтений может дать достаточно обоснованную характеристику (некий моментальный снимок) различных состояний экономической системы, содержательный же анализ на этой основе предполагает привлечение еще целого комплекса компонентов. В данной концепции в неявной форме присутствует та же проблема измерения полезности, а вместе с ней возрождаются и многие недостатки предыдущих подходов. Безусловно, теория кривых безразличия и концепция выявленных предпочтений явились важным вкладом в преодоление господствовавшего благодаря работам теоретиков маржинализма субъективного подхода к исследованию экономических процессов. А это дало возможность формирования математического и экономико-статистического аппарата при анализе движения цен и структуры потребительского спроса. Использование ЭВМ позволило рассчитывать на основе этого аппарата сложные экономико-математические модели для получения практических выводов. Но это не освобождает рассматриваемые теории от недостатков, присущих всему микроэкономическому направлению. Приходится констатировать, что модификация понятия полезности, а зачастую и провозглашаемый отказ от его использования во многих случаях являются не более чем общими пожеланиями. И теоретикам ординализма под разными предлогами приходится вновь и вновь прибегать к этому понятию. До сих пор «не найдено никакого способа агрегирования полезностей отдельных компонентов, входящих в состав набора, и в этом случае нам приходится говорить о том, что полезность невозможно измерить». А это в свою очередь вызывает неоднозначность теоретических выводов и ставит границы использованию практических рекомендаций микроэкономической теории цен.Список использованной литературыВечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 3-х т./Общая редакция В. М. Гальперина. – М.: Омега-Л. – 2010. – 1022 с.Дмитриев А.Л., Переверзева С.В. Теория поведения потребителя. Микроэкономика-II: Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.А. Миэринь. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 44 c.Ивасенко А.Г. Микроэкономика: 100 экзаменационных ответов: учеб.пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПОР «МПСИ», 2012. – 232 с.Лейбенстайн X.Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. В кн.. Теория потребительского поведения и спроса СПб.: Экономическая школа, 1993. – С. 304-325.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 576 с.Савицкая. Е.В. Курс лекций по микроэкономике. – М., 2002.Сафрончук М.В. Микроэкономика : учебное пособие / М.В. Сафрончук. – 2-е изд., стер. – М .: КНОРУС, 2012. – 246 с.Симкина Л.Г. Микроэкономика: учебное пособие / Л.Г. Симкина. – М.:КНОРУС, 2012. – 360 с.http://www.finam.ru/dictionary/wordf023D600017/default.asp?n=1Samuelbson P. Foundations of Economic Analysis. Cambr., 1947. P. 220.

11

Вопрос-ответ:

Что такое ординалистский подход в анализе потребительского поведения?

Ординалистский подход в анализе потребительского поведения - это теория, которая основывается на предположении, что потребитель может упорядочить свои предпочтения и сравнивать различные товары по степени предпочтительности. Главной идеей ординалистского подхода является то, что потребитель не всегда способен количественно измерять удовлетворенность от товаров, но он может указать на то, что один товар является предпочтительнее другого.

Что представляет собой равновесие (оптимум) потребителя в ординалистской теории полезности?

Равновесие (оптимум) потребителя в ординалистской теории полезности - это точка, в которой потребитель максимизирует свою полезность на основе своих предпочтений. В равновесии потребитель выбирает комбинацию товаров, которая находится на кривой безразличия и соответствует его предпочтениям. Это такая комбинация товаров, которая при заданных ценах доставляет потребителю наибольшую удовлетворенность.

Что такое концепция выявленных предпочтений?

Концепция выявленных предпочтений - это теоретический подход в экономике, который основывается на предположении, что предпочтения потребителя можно выявить через его выбор товаров на рынке. Основная идея заключается в том, что поведение потребителя на рынке отражает его предпочтения и позволяет сделать выводы о его пользе и ценности товаров.

В чем состоит условие максимизации полезности в концепции выявленных предпочтений?

Условие максимизации полезности в концепции выявленных предпочтений заключается в том, что потребитель выбирает комбинацию товаров, которая доставляет ему наибольшую удовлетворенность с учетом его бюджетных ограничений. Это означает, что потребитель выбирает такую комбинацию товаров, при которой сумма полезностей от потребления каждого товара исчерпывает бюджет потребителя в оптимальном режиме.

Что такое ординалистский подход к анализу потребительского поведения?

Ординалистский подход - это теория поведения потребителя, основанная на предположении, что потребитель может упорядочить товары по своим предпочтениям, но не может выразить эти предпочтения в виде количественных значений.

В чем заключается равновесие (оптимум) потребителя в ординалистской теории полезности?

Равновесие потребителя в ординалистской теории полезности достигается, когда потребитель выбирает такой набор товаров и услуг, при котором он достигает наивысшего возможного уровня удовлетворения (полезности), учитывая его ограниченный бюджет. Это такой набор, который не может быть улучшен путем замены одного товара на другой, при условии постоянного уровня удовлетворения.

Что такое концепция выявленных предпочтений?

Концепция выявленных предпочтений - это концепция в теории потребительского поведения, которая предполагает, что предпочтения потребителя могут быть выявлены на основе его фактического выбора товаров и услуг.

В чем состоят основы теории выявленных предпочтений?

Основы теории выявленных предпочтений заключаются в том, что предпочтения потребителя можно определить на основе его фактического выбора товаров и услуг. Такой выбор отражает его реальные предпочтения и уровень удовлетворения от выбранного набора товаров.

Что такое условие максимизации полезности в концепции выявленных предпочтений?

Условие максимизации полезности в концепции выявленных предпочтений означает, что потребитель выбирает такой набор товаров и услуг, при котором его удовлетворение (полезность) максимален с учетом его бюджетных ограничений. Это означает, что потребитель максимизирует свою полезность, выбирая товары и услуги, которые приносят ему наибольшую пользу.

Что такое ординалистский подход к анализу потребительского поведения?

Ординалистский подход - это подход в теории поведения потребителя, основанный на предположении о том, что потребитель может упорядочить свои предпочтения по отношению к разным благам в виде шкалы или ранга. Это позволяет определить предпочтения потребителя и установить равновесные состояния, при которых потребитель максимизирует свою полезность.

Что значит равновесие (оптимум) потребителя в ординалистской теории полезности?

Равновесие потребителя - это состояние, при котором потребитель максимизирует свою полезность, с учетом ограничений его бюджета. В равновесии потребитель выбирает оптимальные комбинации благ таким образом, чтобы уровень полезности был наибольшим возможным.

В чем заключаются основы теории выявленных предпочтений?

Основы теории выявленных предпочтений заключаются в представлении потребителя, как принимающего решения на основе своих выявленных предпочтений, а не основных предпочтений или ожиданий. В этой теории предполагается, что потребитель может точно определить, какие товары он предпочитает другим, и принимает решение на основе этой информации.