Вам нужна курсовая работа?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Образ семьи в творчестве Л. Улицкой (по роману "Медея и ее дети").

  • 25 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 03.08.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности творческого метода Л. Улицкой………………………8
1.1 Биография и творчество Л. Улицкой……………………………………….8
1.2 Тема семьи в прозе Л. Улицкой……………………………………………12
Глава 2. Роль семьи и семейных ценностей в романе «Медея и ее дети»…..16
2.1 Традиции семьи Медеи…………………………………………………….16
2.2 Ценности многонациональной семьи……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………..…………..…25

Фрагмент для ознакомления

Из уважения к Медее и этот, и другие необъяснимые законы всеми жильцами строго соблюдались». Все тайны семьи Синопли сохранял кожаный сундучок: «Это был настоящий семейный архив, и, как всякий настоящий архив, он укрывал неразгласимые тайны. Впрочем, тайны попали в надежные руки и сохранялись, насколько это от Медеи зависело, довольно тщательно». При этом Л. Улицкая усложняет и сюжетно-композиционный уровень произведения представляя разные виды семейных взаимоотношений: «Есть браки, скрепляющиеся в постели, есть — распускающиеся на кухне, под мелкую музыку столового ножа и венчика для взбивания белков, встречаются супруги-строители, производящие ремонты, закупающие по случаю дешевые пиломатериалы для дачного участка, гвозди, олифу и стекловату, иные держатся на вдохновенных скандалах». В романе представлено описание семьи Алика и Маши: «брак Маши и Алика совершался в беседах. Девятый год они были вместе, но, встречаясь каждый день по вечерам, после его возвращения с работы, они давали супу простыть, а котлетам сгореть, рассказывая о всем важном, что произошло в течение дня. Жизнь каждым из них проживалась дважды: первый раз непосредственно, второй — в избранном пересказе. Пересказ немного смещал события, выделяя незначительное и внося в происшедшее личную окраску, но и это оба они знали и даже, двигаясь навстречу друг другу, то и предлагали, что должно быть особенно интересно другому». При этом автор подчеркивает их свободные отношения: «Они не давали друг другу обетов верности. Напротив, накануне свадьбы они договорились, что союз их — союз свободных людей, что они никогда не унизятся до ревности, потому что за каждым сохраняется право на независимость». Мир семьи Медеи – это сама Медея, ее родственники и все, что с ними связано. Символическое значение имеет образ дома Медеи – это родовое гнездо, куда члены семьи Синопли ежегодно возвращаются. В гостеприимном доме преемственность поколений не нарушается даже после смерти героини. Стремление Георгия перебраться в Крым насовсем мы еще видим в начале романа: «Как хорошо бы он жил здесь, в Крыму, если бы решился плюнуть на потерянные десять лет <…> Построил бы здесь дом… <…> Можно в Атузах или по дороге к Новому Свету, там маячит полуразрушенная чья-то дача - надо спросить, чья…». И в конце романа Георгий выполняет свою мечту, он переселяется в Крым, однако родовое гнездо Синопли потеряно, Медея завещает его крымским татарам. Но на этом многонациональная семья Синопли не разрушается, наследником Медеи становится ее племянник Георгий. Он обладает сходным с ней нравственным устройством, семейным чувством и достаточной тонкостью организации. Получивший свое имя в честь деда он, когда приходит время и это становится необходимым для Семьи, возвращается жить на родину предков. Георгий строит свой Дом, наследник Дома Медеи, который в свою очередь был наследником Дома прадеда, старого Харлампия. Он принимает на себя главенствующую роль Медеи в семье, традиции не прерываются. 2.1. Ценности многонациональной семьиВ романе Л. Улицкой «Медея и ее дети» отражена позиция автора, касающаяся вопросов существования многонациональной семьи. Л. Улицкая не призывает сохранять обычаи и традиции какой-то одной культуры, напротив она выступает за проникновение в семейный быт традиций разных народов: «Семья Синопли была представлена всеми своими ветвями — ташкентской, тбилисской, вильнюсской, сибирской…»Ни один из братьев или сестер Медеи не связал свою судьбу с греком, или хотя бы с уроженцем родных мест. Сама Медея вышла замуж за еврея, ее сестра Анеля за грузина, Сандра за обрусевшего немца; братья женились на армянке, француженке, латышке. Они легко покидали родные места. Эта традиция сохранилась и в следующих поколениях, например, дочь Федора и Елены - Наташа - вышла замуж за корейца, а третьем мужем Ники станет итальянец, и она уедет жить в Равенну. Приобщаясь к другой национальной культуре, живя далеко от родного Крыма, члены этой семьи не боятся потерять семейную идентичность, раствориться в другой культуре. Обычно, этого не происходит: они сами, да и их дети продолжают осознавать себя потомками семьи понтийских греков и, если есть возможность, приезжают в семейный храм - Дом Медеи. Способность сохранять самобытность в чуждом культурном окружении и одновременное стремление к основанию поселений в далеких местах - это не просто семейная традиция. Любой человек, оказавшийся на чужбине, всегда вспоминает свою родину и в своих мыслях всегда стремится вернуться к ней.  Глобализационные процессы, происходящие в современном мире, еще больше подталкивают народы сохранить устои национальной идентичности – культуры, религии, языка. Однако семья Медеи - традиционная семья в том смысле, что в ней сохраняются семейные традиции и правила, модели поведения привитые предками, относящимися к разным народам. Эта семья в каком-то смысле асоциальна, она не меняется от того, в каком социуме она живет, поведенческие модели в ней определяются ее внутренними законами. Она не отдает государству роль по обеспечению своей безопасности, эти функции остаются в семье, поэтому в ней должны встречаться такие монументальные фигуры, как Медея. Женщины этой семьи ощущают в себе родство с древнегреческими царицами. Медея - царственная, жреческая материнская фигура, которая не отдала свое достоинство социуму. Семейнаясага Л. Улицкой «Медея и ее дети» отражает национальное и общечеловеческое в подходах к семейной теме, что, прежде всего, заключено во внутренних монологах центральной героини. В центре повествования всегда остается, самая главная и волнующая человека проблема, проблема семьи – ее наличие или отсутствие, Любовные, бытовые, психологические, этические и другие проблемы, связанные с семьей должны быть ориентированы на компромисс и достижение согласия .Семья как центр усвоенного мира, доминантная первичная структура, организующая жизненное пространство индивида, его систему координат в мире – основное поле событийности в прозе Л. Улицкой. Бездетная Медея собирает вокруг себя огромное количество людей: семья Синопли разъехались по всему свету, и теперь потомки тех - представители разных национальных культур - вновь собираются в старом уютном доме. Улицкая показывает не просто семью, а целый род. Подробно рассказывает его историю. Представители этой семьи живут в разных странах, и создается ощущение, эта семья призвана объединить весь мир. Семья оказывается настолько большой, что всех ее членов даже не знаешь в лицо, и они теряются в перспективе бывшего, не бывшего и будущего. Через связь поколений в одной семье (выросшие дети привозят сюда своих детей) в этом доме на вершине холма почти физически ощущается связь времен: «До сих пор в Поселок приезжают Медеины потомки — русские, литовские, грузинские, корейские. <…> Это удивительно приятное чувство — принадлежать к семье Медеи, к такой большой семье, что всех ее членов даже не знаешь в лицо и они теряются в перспективе бывшего, небывшего и будущего.Таким образом, концепция «многонациональной семьи» предложенная автором в романе «Медея и ее дети» предполагает и открывает возможность осуществления крупных преобразований в межнациональных вопросах. Ее важнейшей значимостью является обеспечение диалога и сотрудничества в едином социуме. Решение подобных задач отвечало не только задаче культурно-цивилизационного возрождения семьи, но и отвечало бы национально-государственным интересам возрождающейся России. ЗаключениеТема «семьи» в творчестве Л. Улицкой занимает большую часть ее произведений, где затрагиваются самые разнообразные семейные проблемы.Автор отмечает неоценимую роль семьи в формировании гуманистически ориентированной личности, миротворческого сознания молодых поколений. При этом писательница показывает, как нарушается понимание людьми друг друга, как теряется духовное единение между близкими родственниками. И в этом случае мы можем говорить о проблеме разрушения и распада семьи, утраты человеком, воспитывающимся в Советском Союзе (так как именно в это время происходит действие большинства произведений Л. Улицкой), духовных и нравственных основ семейной жизни. Семья с ее традициями перестает быть ценностью для многих героев писательницы (например, Таня из повести «Сонечка»). В то же время, Улицкая не делает такую ситуацию единственно возможной. Она показывает и другую, возможную жизнь, когда семья является для человека защитой и опорой. Именно в таких произведениях как «Второе марта того же года» раскрывается вся сила таланта Л. Улицкой. Одной из важнейших произведений Л. Улицкой можно назвать семейную сагу «Медея и ее дети». Семейные взаимоотношения в романе автор раскрывает через биографию героев и попыткой тем самым раскрыть внутренний мир персонажей. Такое введение в текст отсылок к прошлому героев помогает понять особенности характера и причины тех или иных поступков. В целом же, моно сказать, что проблема семья рассматривается Л. Улицкой как с социальной точки зрения, так и с точки зрения становления личности и межличностных отношений. Использование в романе модели многонациональной семьи, позволило автору доказать, что семья обретает свои традиции на стыке культур, религий, цивилизаций, толерантности и согласия. Она не должна жить в рамках культурной традиции одного народа, а впитывать в себя обычаи разных культурных миров, мировоззренческих систем. Столетиями в мире идет борьба за формирование толерантной модели мирного сосуществования, соседствования, межнационального и межконфессионального согласия, диалога, сотрудничества между разными народами мира. В семье формируются основы характера человека. Ведь не зря говорят, какая семья, такой вырастет в ней человек. Многонациональная семья Медеи оказалась способной к усвоению и развитию ценностей греческого рода Синопли.Список использованной литературыИсточники:1. Улицкая, Л. Медея и ее дети: Роман / Л. Улицкая. - М.: Издательство Эксмо, 2002. - 288 с.Литература:2.Егорова Н.А.Проза Л. Улицкой 1980-2000-х годов :проблематика и поэтика: Дис. … канд. филол. наук./ Н.А. Егорова. –Волгоград, 2007. –180 с.3. Огрызко, В. Улицкая: Вопль о семье / В. Огрызко. // Литературная Россия. - 2005. - №37. - С. 1 - 3.4. Русская проза конца ХХ века: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.В. Агеносов, Т.М. Колядич, Л.А. Трубина и др.; под ред. Т.М. Колядич. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 424 с.5.Русская литература XX века. Школы, направления, методы творческой работы / под ред. С.И. Тиминой, В.Н. Альфонсова.6. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы» / Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий. – М., 2003. 7. Тимина С. Ритмы вечности.  Роман Л. Улицкой «Медея и ее дети» / С. Тимина // Русская литература ХХ века в зеркале критики. – СПб., 2003. С. 537-549 с.8. Черняк М.А. Современная русская литература: Учебное пособие / М.А. Черняк. - СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2004. - 336 с.9. Чистякова О.Н. Концепт СЕМЬЯ в повести Л.Улицкой «Медея и ее дети» / О.Н.Чистякова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Труды и материалы: / Под общ.ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2004.– C.278-279.10.Щеглова Е.П. О спокойном достоинстве - и не только о нем: Людмила Улицкая и ее мир / Е.П. Щеглова // Нева. – 2003. – № 7. – С. 183-189.


Список использованной литературы
Источники:
1. Улицкая, Л. Медея и ее дети: Роман / Л. Улицкая. - М.: Издательство Эксмо, 2002. - 288 с.
Литература:
2.Егорова Н.А.Проза Л. Улицкой 1980-2000-х годов :проблематика и поэтика: Дис. … канд. филол. наук./ Н.А. Егорова. –Волгоград, 2007. –180 с.
3. Огрызко, В. Улицкая: Вопль о семье / В. Огрызко. // Литературная Россия. - 2005. - №37. - С. 1 - 3.
4. Русская проза конца ХХ века: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.В. Агеносов, Т.М. Колядич, Л.А. Трубина и др.; под ред. Т.М. Колядич. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 424 с.
5.Русская литература XX века. Школы, направления, методы творческой работы / под ред. С.И. Тиминой, В.Н. Альфонсова.
6. Современная русская литература: 1950 – 1990-е годы» / Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий. – М., 2003.
7. Тимина С. Ритмы вечности. Роман Л. Улицкой «Медея и ее дети» / С. Тимина // Русская литература ХХ века в зеркале критики. – СПб., 2003. С. 537-549 с.
8. Черняк М.А. Современная русская литература: Учебное пособие / М.А. Черняк. - СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2004. - 336 с.
9. Чистякова О.Н. Концепт СЕМЬЯ в повести Л.Улицкой «Медея и ее дети» / О.Н.Чистякова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Труды и материалы: / Под общ.ред. К.Р.Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2004.– C.278-279.
10.Щеглова Е.П. О спокойном достоинстве - и не только о нем: Людмила Улицкая и ее мир / Е.П. Щеглова // Нева. – 2003. – № 7. – С. 183-189.


КУРСЫ

психологизм В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЕГО.E. УЛИЦКОЙ

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические основы исследования

    1.1 Понятие психологизма в литературе, приемы и способы психологического изображения

    1.2 Особенности творчества Людмилы Улицкой

    2. Особенности выражения психологизма в произведениях людмилы улицкой

    2.1 Автор и его персонажи. Социально-психологический аспект

    2.2 Жанра в произведениях Л. Улицкой

    2.3 Сна и монолог как средство обновления психологизма в романе Л. Улицкой "Зеленый шатер"

    Вывод

    Список литературы

    Введение

    В современной художественной литературе видно стремление авторов не только отразить глобальной человеческой катастрофы конца XX века, но и показать значение отдельно ее личности. И формулирование проблемы психологизма современной женской прозы, в частности, проза Л. Е. Улицкой, становится декоративной рамки для исследования и моральные, занят сторон жизни современного человека.

    стоит отметить, что на самом деле, проблема психологизма в прозе Л. Улицкой исследовал немного, потому что ученые чаще всего стремятся рассмотреть жанровое своеобразие произведений писательницы. Это объясняет актуальность данного исследования.

    В творчестве Л. Улицкой прямой и косвенной формы психологизма встречаются чаще всего-закладки. Использование прямой формы психологизма проявляется влияние классической литературы в творчестве писателя (в интервью для "Российской Газеты" Л. Улицкая отмечает, что для нее имеет большое значение, творчество Л. Н. Толстого [4]). Использование косвенных форм является, вероятно, желание не непосредственно просмотр психологического состояния указывают на предметы, и, поэтому, менее частотна всего-указывает на форму.

    Узнать стоимость работы