Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Нарушение устной экспрессивной речи при моторных формах афазии

  • 38 страниц
  • 28 источников
  • Добавлена 02.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы



Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей нарушения речи у больных с афазией
1.1.Анализ различных подходов к пониманию афазии в медицинской и логопедической науке
1.2.Различные подходы классификации афазии
1.3. Характеристика моторной афазии
Глава 2. Организация и методика эксперимента
2.1.Цель, задачи, методы и организация экспериментального исследования
2.2. Научно-теоретические основы исследования
2.3. Методика констатирующего исследования
2.4. Сравнительный анализ устной экспрессивной речи у больных с разными формами афазии
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Критерии оценки качества выполнения задания:
4 балла – выполнение без ошибок
3 балла - допускаются 2-1 ошибки.
2 балла - допускаются ошибки в названии картинок с профессиями и профессиональными действиями, транспортом.
1 балл - ошибки в назывании картинок с бытовой тематикой.
0 баллов - отказ от ответа.


Выводы

Афазия относится к наиболее тяжёлым формам речевой патологии и проявляется в полном или частичном распаде речи.
При поражении речевых зон происходит нарушение так называемой первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональной системы языка и речи.
Изучением афазии занимались многие учёные (А.Р. Лурия, Э.С. Бейн и др.). Среди исследователей - афазиологов в настоящее время ведущими являются М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель и др.
Участие в эксперименте больных с различными формами афазии позволило исследовать влияние на нарушение устной экспрессивной речи специфических особенностей каждой формы афазии.
Настоящее исследование было направлено на исследование устной экспрессивной речи больных с разными формами афазии, особенности актуализации конкретного лексического минимума. Выполняя задание, больной называл картинки, которые показывал экспериментатор.
Таким образом, данная методика позволяет выявить особенности нарушения устной речи больных с разными формами афазии, которые необходимо учитывать в коррекционно - педагогической деятельности по преодолению речевых нарушений.

2.4. Сравнительный анализ устной экспрессивной речи у больных с разными формами афазии


Все больные экспериментальной группы правильно назвали 36 картинок.
Отказ реже всего следовал при необходимости назвать картинку по стимулу-существительному.
При выполнении задания, особую трудность для испытуемых представляли следующие картинки: «морковь», «репа», «редис», «платье», «туфли», «лейка», «швейная машина», «троллейбус», «трамвай», «такси», «теплоход», «строитель», «парикмахер», «космонавт», «транспорт», «овощи».
В экспериментальной группе отмечены ошибки, связанные с называнием картинок, изображающих хорошо знакомые больным с разными формами афазии предметы, названия которых в обиходе часто заменяются синонимами с более широким значением или словосочетаниями (например: «такси»-машина, «теплоход»-корабль).
У больных афазией часто отсутствовали названия некоторых предметов, не связанных с их деятельностью, но доступных их восприятию (например: «метла», «космонавт», «самосвал», «строитель», «швейная машина»).
Наибольшие трудности и количества отказов выявлены на стимул-глагол. В экспериментальной группе отказы получены на 15 стимулов-глаголов из 26-ти, в т.ч.: «шьет», «гладит», «рисует», «несет», «ведет», «везет», «чистит», «подметает», «строит», «стрижет», «бреет», «учит», «поливает».
Большинство больных с разными формами афазии не выполнили предложенное задание полностью.


Диаграмма 1

Успешность выбора картинок




Было выявлено нарушение устной речи при динамической афазии. Ошибки в основном допускались при назывании тех слов, которые обозначают действия (глаголов), при этом подавляющее большинство ошибок носило характер вербальных парагнозий.
Например, пациент П.В.В. допускал такие ошибки как рисует – пишет, идет - едет, ведет – везет, подметает – чистит. Пациент Г.Ф.М. не смог назвать картинки, обозначающие профессиональные действия, при назывании бытовых действий наименьшее количество ошибок (варит – жарит). Подавляющее большинство ошибок носило характер вербальных парагнозий, пациент Ю.С.Г. перед тем как назвать нужную картинку говорил «Я знаю», ошибки в названии людей различных профессий (продавец – повар), в названии транспорта (троллейбус – трамвай), не смог назвать глаголы, обозначающие бытовые действия (подметает, строит, стрижет). Наибольшие трудности при данной форме афазии были отмечены при назывании картинок: репа, редис, лейка, швейная машина, такси, строитель, парикмахер, космонавт, овощи.
Влияние длины слова на его воспроизведение при динамической афазии не было выявлено в нашем эксперименте. Известные при данной форме афазии дефекты устной речи, такие как нарушение активного высказывания, «глагольная слабость», сочетаются с негрубыми, но отчетливыми трудностями называния отдельного слова.
При эфферентной моторной афазии, центральным механизмом которой является инертность возникающих стереотипов, также выявляется нарушение устной экспрессивной речи отдельного слова: отмечаются дефекты называния как существительных, так и глаголов, но нарушение называния глаголов выражено отчетливее.
Например, пациент В.И.П. успешно справился с называнием существительных, предметы домашнего обихода вызвали незначительные затруднения, но нарушение называния глаголов выражено отчетливее (идет – едет, ведет – везет, шьет – гладит). Пациентка К.Л.Ф справилась с называнием картинок, обозначающих овощи и предметы домашнего обихода, а глаголы на занятия и движения вызвали наибольшие трудности (рисует - пишет, идет - едет, несет – везет), не смогла назвать глаголы профессиональных действий.
На фоне различных типов ошибок, допускаемых испытуемыми этой группы, преобладают вербальные парагнозии. Влияние длины слова на его воспроизведение при эфферентной моторной афазии, так же, как и при динамической, выявлено не было.
Рассматривая те данные, которые были получены в группе больных, страдающих афферентной моторной афазией, мы пришли к выводу, что называние отдельного слова в данном случае выражено грубее, чем при двух уже рассмотренных формах афазии.
Например, пациентка К.В.З. не смогла назвать картинки: лук, врач, шарф. Не вызвали трудности слова: репа шапка, идет, некоторые слова повторялись несколько раз, но наибольшие отказы наблюдались в группе глаголы: поливает, стирает, шьет, гладит, подметает, чистит, режет, варит, жарит, покупает, стрижет, бреет.
В этой группе больных отмечалось нарушение называния как существительных, так и глаголов, хотя и здесь преобладало нарушение называния глаголов. При выполнении заданий эксперимента встречались ошибки различных типов: значителен процент литеральных парагнозий, что связано с первичным дефектом, лежащим в основе данной формы афазии – нарушением кинестетического анализа. Однако трудности различения слов, близких по значению, преобладают, видимо, происходят смысловые перестройки, вторично возникающие из-за дезинтеграции всей речевой деятельности больного с афазией. Выраженным оказалось влияние длины слова на его воспроизведение при данной форме афазии: проще всего для воспроизведения двусложные слова, самыми трудными оказались короткие слова, состоящие из одного закрытого слога.
При акустико-мнестической афазии также был подтвержден феномен нарушения воспроизведения слова.
Пациент П.В.В. испытывал трудности при различении близких по значению (репа - редис, платье – юбка, шарф – платок), наибольшие трудности вызвали слова: помидор, картофель, рубашка, ботинки, швейная машина, стиральная машина, пылесос, холодильник, телевизор, самосвал, легковой автомобиль. Такие трудности были выявлены и у пациентов C.B.И. и М.В.Г. Больные с акустико-мнестической афазией не смогли назвать слова: шьет, гладит, рисует, несет, ведет, везет, чистит, подметает, строит, стрижет, бреет, учит, поливает.
Оказалось более выраженным нарушение называния слов, обозначающих действия, по сравнению со словами, обозначающими предметы. Как и в других группах испытуемых, страдающих афазией, мы получили преобладание вербальных парагнозий, т.е. больным труднее различать слова, близкие по значению. Увеличение длины слова при данной форме афазии приводит к ухудшению его понимания и воспроизведения.
В группе больных с семантической афазией также выявилось нарушение экспрессивной речи на уровне отдельного слова.
Пациент А.К.И. наибольшее количество ошибок допустил в назывании глаголов (варит – жарит, стрижет – бреет, подметает – чистит), отказ: поливает, стирает, гладит. Пациентка О.Г.Е. наибольшее количество ошибок также допустила при назывании глаголов.
Эти дефекты выражены не так грубо, как, например, при сенсорной или же акустико-мнестической афазиях, но носят отчетливый характер. Больше страдает понимание и называние глаголов. При практическом отсутствии ошибок звукоразличения выявляются вербальные парагнозии. Негрубо выражено ухудшение называния слова с увеличением его длины.

Также было обнаружено, что увеличение объема зрительного поля (количества картинок) не приводит к облегчению процесса называния отдельного слова, как можно было предположить, а затрудняет его, что выражается в увеличении времени понимания.
Условно разделив вербальные парагнозии, выявленные у больных с разными формами афазии, на ошибки, связанные с «сужением» или же «расширением» значения слова, мы обнаружили у больных с так называемыми «передними» формами афазии тенденцию к «сужению» значения слова, в то время как при «задних» формах афазии отмечалось преобладание «расширения» значения слова.
Таким образом, в ходе нашего исследования было выявлено влияние специфических особенностей разных форм афазии на процесс воспроизведения отдельного слова, что выразилось в характере допускаемых ошибок, их распределении по типам, в степени выраженности процесса нарушения устной экспрессивной речи.
Были отмечены общие нарушения устной экспрессивной речи при различных формах афазии:
- более выраженное нарушение называния глаголов по сравнению с существительными. Данные ошибки можно объяснить различной внутренней структурой глагола и существительного и разной их ролью в процессе речепроизводства и речевосприятия. Глагол является более емкой частью речи с более сложной смысловой структурой, неся на себе свойство предикативности, глагол практически может отождествляться с целым высказыванием.
- нарушение называния близких по значению слов.
Изучение влияния фактора частотности на понимание слова позволило нам сделать вывод о том, что для фонологического уровня слова этот параметр не играет решающей роли в процессе воспроизведения, но на семантическом уровне влияние частотности выражено отчетливо, что еще раз позволяет говорить о связи частотности слова, прежде всего, с его семантической организацией.
При анализе полученных результатов было выявлено, что при динамической, эфферентной моторной и семантической афазиях увеличение длины слова в нашем эксперименте не оказывало влияния на его воспроизведение. При акустико-мнестической афазии, как и следовало ожидать, увеличение длины слова ухудшает его воспроизведение. При сенсорной и афферентной моторной афазиях самыми трудными для называния оказались короткие слова. Можно предположить, что такие слова несут слишком малую звуковую информацию.

Результаты исследования представлены на гистограмме 2.




Гистограмма 2

Нарушения называния существительных и глаголов при разных формах афазии



Таким образом, выделение нарушения устной экспрессивной речи позволяет уточнить синдромы различных форм афазии с учетом тех специфических особенностей изученного нами процесса, которые связаны с центральными механизмами, лежащими в основе каждой из форм афазии.
Результаты нашего исследования имеют не только теоретическое значение, позволяя уточнить и углубить представления о механизмах нарушения экспрессивной речи при афазии.

Выводы

1. Нарушение называния отдельного слова имеет место при всех исследованных нами формах афазии: динамической, эфферентной и афферентной моторных, акустико-мнестической и семантической.
2. При всех формах афазии выявляются трудности называния слов, близких по семантическим характеристикам.
3. При всех формах афазии обнаруживается худшее воспроизведение глаголов по сравнению с существительными, что можно объяснить сложной семантической структурой глагола и его особой ролью в процессе речепроизводства и речевосприятия.
4. Влияние специфических механизмов разных форм афазии на называние слова выражается в разной степени нарушения изучаемого процесса, а также в распределении различных типов ошибок.
5. Длина слова не влияет на его называние при динамической, эфферентной моторной и семантической афазиях. Увеличение длины слова отрицательно сказывается на его понимании и назывании при акустико-мнестической афазии. При афферентной моторной афазии наиболее трудны для понимания и называния короткие односложные слова.
6. У больных с афферентной моторной афазией проявлялись ошибки при произнесении отдельных речевых звуков, прежде всего гомоорганных. Речь данных больных непонятна, в ней наблюдаются многочисленные замены звуков.
7. У больных с эфферентной моторной афазией отдельные звуки произносятся верно, но при переключении с одной речевой единицы на другую наблюдаются нарушения произношения. Речь данных больных медленная. Они повторяют отдельные слова, но не могут повторить фразу.
8. У больных с динамической моторной афазией наблюдается правильное произношение отдельных звуков, слов, но речь упрощенная.
Заключение

Речь - комплексная функция головного мозга является главным средством общения. Расстройства речи в виде афазий возникают при поражении, так называемых, речевых зон мозга, расположенных в заднем отделе нижней лобной извилины, в верхней височной извилине, нижней теменной доле и на стыке теменной, височной и затылочной областей доминантного полушария. Афазия - наиболее тяжёлая форма речевой патологии и проявляется в полном или частичном распаде речи.
В основу работы легли важнейшие теоретические положения нейропсихологии, разработанные А.Р. Лурия, о дезинтеграции высших психических функций мозга, наступающей при локальных поражениях мозга в результате выпадения того или иного фактора, об афазии как сложном системном нарушении речи, структура которого зависит от первичного дефекта.
Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления афазии внесли Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), Т.Г. Визель, А.Р. Лурия и др.
Выделение нарушения понимания отдельного слова позволяет уточнить синдромы различных форм афазии с учетом тех специфических особенностей изученного нами процесса, которые связаны с центральными механизмами, лежащими в основе каждой из форм афазии.
Результаты нашего исследования имеют не только теоретическое значение, позволяя уточнить и углубить представления о механизмах нарушения экспрессивной речи при афазии.
При разработке логопедической работы обязательно учитывать индивидуальные особенности расстройств речи, личность больного, его интересы и потребности.
Следует учитывать, что при постановке задач логопедической работы по восстановлению понимания речи у больных с разными видами афазии необходима:
дифференциация методик коррекционной работы при разных формах афазических расстройств;
при организации и выборе метода логопедической работы надо учитывать стадию восстановления речевых функций;
при афазии обязательна работа над всеми сторонами речи, независимо от того, какая является первично нарушенной;
при всех формах афазии надо развивать как обобщающую, так и коммуникативную (используемую в общении) сторону речи;
восстанавливать речевую функцию не только с логопедом, в кругу семьи, но и в более широкой социальной среде;
при всех формах афазии развитие способности самоконтроля над своей собственной речевой продукцией.

Список литературы


Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста./Под ред. Л.С.Цветковой. – М.-Воронеж: Изд-во НПО – «МОДЭК», 2001. – 265с.
Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. – М., 1975. – 143с.
Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина, 1998. – 607с.
Бейн Э.С., Шохор-Троцкая М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. — М.: Медицина, 1982. – 184с.
Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. – София: Медицина и физкультура, 1970. – 240с.
Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. – М., 1997
Бурлакова (Шохор-Троцкая) М.К. Нарушения понимания устной и письменной речи и их преодоление при эфферентной моторной афазии // Дефектология. – 1981. - № 4.
Бурлакова (Шохор-Троцкая) М.К. Ещё раз о преодолении апраксии артикуляционного аппарата у больных с афферентной моторной афазией // Проблемы патологии развития и распада речевой функции / Отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб., 1999
Бурлакова (Шохор-Троцкая) М.К., Логачёва М.П. Некоторые вопросы преодоления аграмматизма при афазии // Проблемы патологии развития и распада речевой функции / Отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб., 1999
Бурлакова (Шохор-Троцкая) М.К. Речь и афазия. – М.: Медицина, 1976. – 280с.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384с.
Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. – М.: Медицина, 1971. – 216с.
Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. - Т.1. – 527с.
Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999. – 129с
Зайцев И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 36c.
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1968. – 315с.
Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 325с.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2004. – 384с.
Лурия А.Р. Травматическая афазия. - М.: Медицина, 1987. – 368с.
Коган В.М. Восстановление речи при афазии. – М., 1962
Нарушение речи у школьников. / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун.— М.: Педагогика, 1972. – 145с.
Недоразвитие и утрата речи. /Сб. под ред. Беляковой Л.И. и др.- М., 1985. – 289с.
Нейропсихология сегодня./Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: МГУ, 1995. – 416с.
Основы коррекционной педагогики. / Сост. Д.В.Зайцев, Н.В.Зайцева. – Саратов: ПИСГУ им. Н.Г. Чернышевского, 1999. – 110с.
Проблемы афазии и восстановительного обучения. / Под ред. Л.С.Цветковой. – М.: Педагогика, 1972. – 152с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. – 223с.
Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. – М., 1997
Шаховская С.Н., Шостак Б.И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий//Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. – 16с.
Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 288с.













40

Список литературы


1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста./Под ред. Л.С.Цветковой. – М.-Воронеж: Изд-во НПО – «МОДЭК», 2001. – 265с.
2.Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. – М., 1975. – 143с.
3.Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина, 1998. – 607с.
4.Бейн Э.С., Шохор-Троцкая М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. — М.: Медицина, 1982. – 184с.
5.Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. – София: Медицина и физкультура, 1970. – 240с.
6.Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. – М., 1997
7.Бурлакова (Шохор-Троцкая) М.К. Нарушения понимания устной и письменной речи и их преодоление при эфферентной моторной афазии // Дефектология. – 1981. - № 4.
8.Бурлакова (Шохор-Троцкая) М.К. Ещё раз о преодолении апраксии артикуляционного аппарата у больных с афферентной моторной афазией // Проблемы патологии развития и распада речевой функции / Отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб., 1999
9.Бурлакова (Шохор-Троцкая) М.К., Логачёва М.П. Некоторые вопросы преодоления аграмматизма при афазии // Проблемы патологии развития и распада речевой функции / Отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб., 1999
10.Бурлакова (Шохор-Троцкая) М.К. Речь и афазия. – М.: Медицина, 1976. – 280с.
11.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384с.
12.Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. – М.: Медицина, 1971. – 216с.
13.Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций // Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. - Т.1. – 527с.
14.Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999. – 129с
15.Зайцев И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие. – Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 36c.
16.Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1968. – 315с.
17.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 325с.
18.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2004. – 384с.
19.Лурия А.Р. Травматическая афазия. - М.: Медицина, 1987. – 368с.
20.Коган В.М. Восстановление речи при афазии. – М., 1962
21.Нарушение речи у школьников. / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун.— М.: Педагогика, 1972. – 145с.
22.Недоразвитие и утрата речи. /Сб. под ред. Беляковой Л.И. и др.- М., 1985. – 289с.
23.Нейропсихология сегодня./Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: МГУ, 1995. – 416с.
24.Основы коррекционной педагогики. / Сост. Д.В.Зайцев, Н.В.Зайцева. – Саратов: ПИСГУ им. Н.Г. Чернышевского, 1999. – 110с.
25.Проблемы афазии и восстановительного обучения. / Под ред. Л.С.Цветковой. – М.: Педагогика, 1972. – 152с.
26.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. – 223с.
27.Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. – М., 1997
28.Шаховская С.Н., Шостак Б.И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий//Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. – 16с.
Шохор-Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 288с.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Аудиовизуальное оптимизация для восстановления речи у больных с двигателем афазией

Содержание

Введение

1. Развитие учения об афазии и анализ методов стимулирования речи

1.1 История изучения проблемы восстановления речи у больных с последствиями очаговых поражений головного мозга

1.1.1 Классификация форм афазии

1.1.2 Особенности, направления и методы логопедической работы с больными с последствиями очаговых поражений головного мозга

1.2 Методика восстановления обучения при афферентной афазия моторная

1.3 Методика восстановления обучения при эфферентной афазии, двигательные

1.4 Аудиовизуальные методы

Выводы по главе I

2. Экспериментальное исследование нарушений речи у больных с афазией (Констатирующего эксперимента)

2.1 цель, Задачи и организация экспериментального исследования

2.2 Логопедическое исследование

Выводы по главе 2

3. Логопедическая работа с больным с очаговыми поражениями головного мозга с двигателя афазией

3.1 Логопедические рекомендации

Выводы по 3 главе

Вывод

библиография

Введение

афазия приходит мозг

Наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. (примерно в 40-50% от общего числа больных) являются нарушения голосовой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрии, которые нередко сочетаются с другими патологиями высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий), правосторонним гемипарезом и проблемы психического здоровья. Последние связаны либо непосредственно с очаговой или общемозговой патологией, либо являются реакцией на дефект, то есть на резко изменившийся социальный статус и положение в семье. На выходе из острого состояния больной начинает оценивать свое положение: невозможность речевого общения, социально-бытовую некомпетентность, ограничение самостоятельного передвижения, и, наконец, неверие в возможность возвращения на работу. Все это приводит к появлению депрессии, тяжелые невротические состояния, суицидальные мысли и на ряд других психических расстройств, которые являются причиной социальной депривации.

Согласно статистическим данным, в настоящее время отмечается быстрый, тенденция роста числа пациентов с инсультом, а также с их "омоложения". По данным ВОЗ, 30% больных составляют лица трудоспособного возраста (соотношение мужчин и женщин 3:1). Криминогенная обстановка в стране, участие российских граждан в войнах, значительно увеличить число пациентов с последствиями черепномозговой травмы. 75-80% больных, перенесших инсульт или получивших тяжелую черепно-мозговую травму, полностью утрачивают профессиональные навыки и трудоспособность. В результате нарушения речи и расстройств двигательной сферы пациентов проходят к инвалидности 1 или 2 группы без права работы. В то же время, важным фактором при определении степени инвалидности является нарушение речи.

Узнать стоимость работы