Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Анализ и оценка энергетической безопасности РФ.

  • 33 страницы
  • 14 источников
  • Добавлена 17.10.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1 Энергетическая безопасность России в контексте национальной безопасности и глобализационных процессов
1.1 Роль и место энергетического фактора в обеспечении национальной безопасности России
1.2 Современные подходы к измерению экономической безопасности
1.3 Особенности и направления обеспечения энергетической безопасности РФ в условиях глобализации
2 Анализ положения РФ на основных энергетических рынках в контексте внутренних и внешних вызовов энергетической безопасности
2.1 Анализ нефтяной, газовой и угольной промышленности России
2.2 Анализ эластичностей ВВП, экспорта и объема производства по ценам на основные энергоносители, и оценка их относительных долей
2.2 Оценка оптимальности экспортных портфелей России
3 Проблемы и перспективы обеспечения энергетической безопасности РФ
3.1 Основные проблемы в сфере энергетической безопасности РФ
3.2 Перспективы и стратегические инициативы развития топливно-энергетического комплекса
3.3 Совершенствование нормативно-правового обеспечения РФ
Заключение
Список использованных источников


?
Фрагмент для ознакомления

Индикаторы стратегического развития минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса на период до 2030 года приведены в таблице 5.Таблица 5 – Индикаторы стратегического развития минерально-сырьевой базы топливно-энергетического комплекса на период до 2030 годаИндикаторы/направления1-й этап2-й этап3-й этапПрирост запасов нефти (млн. тонн)Российская Федерация - всего185455975122в том числе:Западно-Сибирская провинция120525002500Восточная Сибирь16512001200Европейский Север91330200Прирост запасов природного газа (млрд. куб. м)Российская Федерация - всего410054006500в том числе:Западная Сибирь120021003000Восточная Сибирь48014001200моря России35017002000Объемы глубокого бурения (тыс. метров)Российская Федерация - всего73502410039850в том числе:Западная Сибирь3300122502300Тимано-Печорская провинция70016001800Восточная Сибирь125033006100моря России85021503200Объемы сейсморазведки (тыс. км)Российская Федерация - всего73011801500в том числе:Западная Сибирь240350500Восточная Сибирь190270350моря России180350500Прирост запасов угля (процентов)Среднегодовые темпы роста балансовых запасов0,5 - 0,81 - 1,52 - 3Доля балансовых запасов угля, экономически эффективных для извлечения согласно мировым стандартам48 - 5055 - 5860 - 65Прирост запасов и ресурсов уранаОбеспечение прироста запасов к 2030 году в объеме (тыс. тонн):С1- 150, С2 - 300; прогнозных ресурсов - Р1 - 1200, Р2 - 2000, Р3 - 1700Прогнозный топливно-энергетический баланс России на период до 2030 года приведен в таблице 6. Таблица 6 –Прогнозный топливно-энергетический баланс Россиина период до 2030 года2005 год(факт)2008 год(факт)1-йэтап2-йэтап3-йэтапВнутреннее потребление (млн. тонн условного топлива)9499911008 - 11071160 - 12501375 - 1565то же (процентов к 2005 году)100104106 - 116122 - 131144 - 164в том числе из общего потребления (млн. тонн условного топлива):газ495526528 - 573592 - 619656 - 696жидкие (нефть и конденсат)181187195 - 211240 - 245309 - 343твердое топливо (уголь и прочее)167175168 - 197198 - 238248 - 302нетопливные106103117 - 127130 - 147163 - 224то же (процентов):газ52,253,151,8 - 52,349,5 - 51,144,5 - 47,7жидкие (нефть и конденсат)19,118,919 - 19,419,6 - 20,721,9 - 22,5твердое топливо (уголь и прочее)17,617,716,7 - 17,817,1 - 19,118 - 19,3нетопливные11,210,411,5 - 11,611,2 - 11,811,8 - 14,3Вывоз (млн. тонн условного топлива)865883913 - 943978 - 1013974 - 985в том числе:СНГ177162172 - 175174 - 179153 - 171из них газ11091101 - 103100 - 10590 - 106дальнее зарубежье688720741 - 768804 - 834803 - 832из них газ184190210 - 235281 - 287311 - 317Прирост запасов (млн. тонн условного топлива)-110223Итого расход (млн. тонн условного топлива)181318841923 - 20522140 - 22662363 - 2542Ресурсы (млн. тонн условного топлива)181318841923 - 20522140 - 22662363 - 2542в том числе:импорт808396 - 10092 - 9386 - 87из них газ646476 - 8079 - 8080 - 81Производство - всего (млн. тонн условного топлива)173318031827 - 19522047 - 21732276 - 2456то же (в процентах к 2005 году)100104105 - 113118 - 125131 - 142из общего производства (млн. тонн условного топлива):газ736,5760,9784 - 853919 - 9581015 - 1078жидкие (нефть и конденсат)667,2694,2691 - 705718 - 748760 - 761твердое топливо (уголь и прочее)202,8221,8212 - 260246 - 311282 - 381нетопливные126,5126,1134 - 140156 - 164219 - 236то же (в процентах):газ42,542,242,9 - 43,744,1 - 44,943,9 - 44,6жидкие (нефть и конденсат)38,538,536,1 - 37,834,4 - 35,131 - 33,4твердое топливо (уголь и прочее)11,712,311,6 - 13,312 - 14,312,4 - 15,5нетопливные7,376,9 - 7,77,2 - 89,5 - 9,6Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (далее – Стратегия) предусматривает реализацию стратегических инициатив в сфере развития топливно-энергетического комплекса, призванных обеспечить возрастающие потребности экономики страны в энергетических ресурсах, оптимизировать структуру производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, повысить энергоэффективность экономики и энергетики, содействовать укреплению международной, национальной и региональной энергетической безопасности. К числу важнейших стратегических инициатив относятся:формирование нефтегазовых комплексов в восточных регионах страны;освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей и северных территорий России;развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры;развитие нетопливной энергетики;развитие энергосбережения.Формирование нефтегазовых комплексов в восточных регионах страны (континентальный шельф острова Сахалин, Республика Саха (Якутия), Магаданская, Иркутская области и Красноярский край) с развитием соответствующей производственной, транспортной и социальной инфраструктуры позволит не только обеспечить собственными энергетическими ресурсами указанные регионы, но и диверсифицировать экспортные поставки российских углеводородов, направив их в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Вовлечение в промышленное освоение сложнокомпонентных углеводородных ресурсов региона даст импульс развитию нефтехимического и газохимического производства, будет способствовать опережающему социально-экономическому развитию районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, обеспечит темпы роста регионального валового внутреннего продукта, превышающие средние по стране не менее чем на 0,5 - 1,5 процента в год.Освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей и северных территорий России призвано сыграть стабилизирующую роль в динамике добычи нефти и газа, компенсируя возможный спад уровня добычи в традиционных нефтегазодобывающих районах Западной Сибири в период 2015 - 2030 годов.Создание промышленных центров добычи газа на полуострове Ямал, на морских месторождениях газа континентального шельфа Баренцева, Печорского и Карского морей удовлетворит перспективную потребность экономики в природном газе, обеспечит энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса государства в долгосрочной перспективе в условиях возрастающей потребности экономики в энергоресурсах.Комплексное освоение указанных территорий с созданием соответствующей инфраструктуры морского и трубопроводного транспорта будет способствовать развитию отраслей промышленности, связанных с созданием современных технических средств, технологий поиска, разведки, добычи и транспортировки нефти и газа на континентальном шельфе Российской Федерации, а также развитию Северного морского пути.Развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры являются необходимыми условиями устойчивого социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу с учетом системообразующей роли в российской экономике ее энергетического сектора.Важнейшими стратегическими инфраструктурными проектами в сфере энергетики, реализация которых уже началась или предусматривается в ближайшем будущем, являются:строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан;строительство нефтепродуктопроводных систем "Север" и "Юг";строительство газопроводов "Северный поток" и "Южный поток";строительство многониточной газотранспортной системы с полуострова Ямал;развитие портовой и транспортной инфраструктуры для перевозки жидких углеводородов (нефти, конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов).Развитие нетопливной энергетики обусловлено необходимостью ограничения экологической нагрузки на окружающую среду со стороны предприятий топливно-энергетического комплекса, а также перспективной стабилизацией уровней добычи углеводородов в условиях продолжающегося роста спроса на топливно-энергетические ресурсы. Стратегия предусматривает развитие атомной энергетики и гидроэнергетики сообразно с региональными особенностями спроса на электроэнергию, а также особенностями регулирования графика нагрузок и размещения разных видов генерирующих мощностей. В соответствии с этим развитие атомных электростанций предусмотрено преимущественно в европейской части России, а гидрогенерирующих электростанций - в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.Существенная роль в Стратегии также отводится развитию использования новых возобновляемых источников энергии и энергоносителей. Вовлечение в топливно-энергетический баланс таких новых возобновляемых источников энергии, как геотермальная, солнечная, ветровая энергия, биоэнергия и др., позволит сбалансировать энергетический спрос и снизить экологическую нагрузку со стороны предприятий энергетики на окружающую среду.Энергосбережение также является одной из важнейших стратегических инициатив Стратегии, поскольку без его масштабной реализации развитие экономики России будет ограничено энергетическими и экологическими факторами. Реализация имеющегося технологического и структурного потенциала энергосбережения позволит обеспечить сбалансированность производства и спроса на энергоресурсы, а также существенно ограничить выбросы парниковых газов при поддержании высоких темпов экономического роста. Достижение этих целей потребует формирования адекватных механизмов заинтересованности потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов в энергосбережении.3.3Совершенствование нормативно-правового обеспечения РФБазовымидокументамиявляютсяЭнергетическаястратегияразвитияРФдо 2030 года, утвержденнаявсентябре 2009 годаиКонцепциядолгосрочногосоциально-экономическогоразвитияРФдо 2020 года. Проанализировав эти документы, приходим к выводу, что внихимеетместоявныйуклонвсторонуповышенияэнергетическойэффективностироссийскойэкономикивущербдругимхарактеристикамэнергетическойбезопасности. ПроведенныйсучетомранееполученныхвыводовирезультатованализКонцепциипоказал, чтодиверсификация, экология, внешнеэкономическиеотношения, идругиехарактеристикиэнергетическойбезопасностипозиционируютсякак«побочныеэффекты»другихстратегическихприоритетов. Концепцияноситвомногомдекларативныйхарактер, т.е.отсутствуютчеткиеиясныемеханизмыреализацииобозначенныхвнейцелейизадач. ПредложенныевКонцепциицелевыепоказателивчастиразвитияальтернативнойэнергетикипредставляютсянеобоснованными. ВКонцепциипрактическинерассматриваетсяэкологическийаспектэнергетическойбезопасности: неотраженымероприятияипрограммы, направленныенасозданиеэкологичнойэнергетики, отсутствуетпозицияпоотношениюкКиотскимсоглашениям, вчастности, нерассмотренвопроспотенциальногоучастияРоссиинарынкеквотнавыбросывредныхвеществ, отсутствуютцелевыеориентирыииндикаторывобластиэкологии. ПроведенныйанализЭнергетическойСтратегиипоказал, чтоонатакженеотражаетвсехаспектовобеспеченияэнергетическойбезопасностиРФ. Практическинерассмотренастратегияповедениянамировыхэнергетическихрынках, «внешний»вызовроссийскойэнергетикинеотраженвперечнезадачицелевыхиндикаторовэнергетическойполитики, чтоснижаетобъективностьоценкиеереализации.В научно-методической литературе разработанынекоторыепредложенияподоработкевышеуказанныхдокументов. Вчастности, вобластивнешнеэкономическойполитикисформулированрядпредложений,касающихсяпринциповмеждународногоэнергетическогосотрудничествапослевыходаРоссииизДЭХ, необходимыхсточкизренияэнергетическойбезопасности. Определеныосновныеспособыповышениядиверсификацииэкспортныхпотоковэнергоресурсов: стимулированиемодернизациииразвитияэнерготранспортнойинфраструктуры, втомчислестроительствоморскихтерминаловиразвитиесегментаСПГ, строительствомощностей,ориентированныхнастраныАТР, итехнологическихвозможностейэнергетикивцеломдляобеспеченияэнергетическойбезопасностистраны. Проанализировав проектзакона«Обэнергосбережениииповышенииэнергетическойэффективности», обнаруживаем отсутствие дифференцированногоподходакразличнымпредприятиямигруппампотребителей. Вцеломзаконопроектвместосозданияусловий, делающихтехнологииэнергосбереженияэкономическипривлекательными, создаетинститутыпринуждениякихприменению, тоестьориентируетсянаформированиесистемыштрафовисанкций, расчетапоказателейинормативов, учетаиконтроля. Поэтомудляэффективногоразвитияэнергосбережениявпервуюочередьнеобходимовключениевзаконопроектстимулирующихмеханизмов, направленныхнаповышениерентабельностипроектов. Вкачестветакихмеханизмов могут быть использованы: определенныеналоговыельготы; ускореннаяамортизацияэнергосберегающегооборудования; введениестатьипофинансированиюэнергосбережениявбюджетывсехуровней; введениедифференцированныхтарифовдляпотребителей, содействующихэнергосбережению; введениегосударственногоэнергетическогореестраиединойбазытехнологийэнергосбережения; включениевсуществующиенациональныестандартынормативовэнергоэффективности.Врамкахоптимизациивнутреннейэнергетическойполитикисчитаем необходимым выделить такиенаправления, какформированиесистемыконкурентныхрынков,выравниваниерентабельностивнутреннихивнешнихрынков, созданиеэффективнойсистемытарифообразования, увеличениеглубиныпереработкипервичныхэнергоресурсовистимулированиеинновационногоразвитиясектора.В этих условиях считаем целесообразным разработкупроектазакона«ОбэнергетическойбезопасностиРФ». Подобныйзакондолженопределятьсамопонятиеэнергетическойбезопасности, основныенаправления, методыимерыееобеспечения,характеризоватьсуществующиеугрозыэнергетическойбезопасности,способствоватьснижениювероятностиихвозникновенияиослабленияихпоследствий. Взаконедолжнытакжеустанавливатьсямеханизмыопределенияивозмещенияущербаотнарушенияэнергетическойбезопасности, четкие«правилаигры»вобластистрахованияэнергетическихрисковсцельювозмещенияущербавэнергетикеиупотребителей.ЗаключениеСучетомсложившейсяконъюнктурыосновнойакцентприходитсяна«углеводородную»частьэнергетическогокомплекса–нефтяную, газовуюиугольнуюпромышленность. Прианализеуглеводороднойэнергетикидетальнорассмотренытакиеаспекты, как: положениевсистемемеждународныхрынков; состояниезапасов, производства, потребленияиэкспорта; состояниепроизводственныхитранспортныхмощностейиихгеографическоеразмещение; организационнаяструктура. Врезультатевыявленыосновныеособенностиисуществующиепроблемныеточкивэтихотраслях, сформулированысоответствующиеимугрозыэнергетическойбезопасностиинамеченывозможныепутиихрешения.Средиугрозэнергетическойбезопасностиспомощьюфундаментальныхметодовэкономическогоанализавыделеныследующие: выработанностьресурсаи«старение»существующихместорождений, недостатокгеологоразведочныхработ, дефицитинвестицийиотсутствиестимуловдляихосуществления, низкаяглубинапереработкипервичныхэнергоресурсов, плохоесостояниетранспортнойинфраструктуры. Спомощьюколичественныхметодовэкономическогоанализадоказананедостаточнаядиверсификацияэнергетическогосекторавцелом, высокаяуязвимостьмакроэкономическихпоказателейстраныотконъюнктурымировыхэнергетическихрынков, неоптимальнаяструктураэкспортаэнергоресурсов.Предложены«доходная»и«осторожная»стратегииоптимизацииструктурыэнергетическогоэкспорта. Показано, чтовдокументахстратегическогоразвитияэнергетикиРФуделенонедостаточноевниманиенекоторымаспектамобеспеченияэнергетическойбезопасности, особенновопросамвнешнейэкономической, энергетическойиэкологическойполитики, исформулированыпредложениипоихдоработкевэтихнаправлениях. Наконец, сделанвыводоцелесообразностиразработкипроектазакона«ОбэнергетическойбезопасностиРоссийскойФедерации»исформированыпредложенияпоегосодержанию.Список использованных источниковФедеральный закон «О безопасности». Действует с 29 декабря 2010 г. – М.: КНОРУС, 2011. – 16 с.Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715-рГончаренко Л.П. Экономическая и национальная безопасность: учебник. – М.: Экономика, 2008. – 543 с.Гончаренко Л.П. Управление безопасностью: учебник / Л.П. Гончаренко, Е.С. Куценко. – М.: КНОРУС, 2010. – 272 с.Кокошин А. Международная энергетическая безопасность: монография. – М.: Европа, 2006. – 80с.Кулагин В.М. Современная международная безопасность: учебное пособие / В.М. Кулагин. – М.: КНОРУС, 2012. – 432 с.Лахтовский Н.М. Концепции обеспечения международной энергетической безопасности. М., Обозреватель – Observer. №7, 2010 г.Лахтовский Н.М. Особенности трансформации НАТО в современных условиях: энергетический аспект. – М., Обозреватель – Observer. №3, 2010 г. Энергетическая политика России на рубеже веков. В 2-х т. М.: "Папирус ПРО". 2001. Т. 2. Приоритеты энергетической политики: от энергетической безопасности - к энергетической дипломатии. 2001. С. 23, 90.ЭнергетическаябезопасностьРоссии / В.В. Бушуев, Н.И. Воропай, А.М. Мастепанов, Ю.К. Шафраникидр. –Новосибирск: Наука, 1998. – 302 с.Школлер Р.А. Различные подходы к анализу энергетической безопасности и ее универсальных характеристик // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. - № 9. – С. 137 – 140.Шафраник Ю. России грозит потеря энергетической независимости // Независимая газета - НГ-политэкономия. 1999. № 2. Февраль. С. 3.Школлер Р.А. Энергетическая безопасность, энергоэффективность и развитие отраслей ТЭК// Доклад РСПП о взаимодействии бизнеса и власти в 2008 году [Доклад]. – М.: ООО «АРТ Людвиг», 2008. – с.17-19.Школлер Р.А., Отраслевой срез: энергетика// Глухова М.Н., Школлер Р.А., Российские проявления глобального кризиса глазами бизнеса: статистика, мнения, ожидания [Доклад]. – М.: ООО «Полезная полиграфия», 2009. – 32 с.

Список использованных источников

1.Федеральный закон «О безопасности». Действует с 29 декабря 2010 г. – М.: КНОРУС, 2011. – 16 с.
2.Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715-р
3.Гончаренко Л.П. Экономическая и национальная безопасность: учебник. – М.: Экономика, 2008. – 543 с.
4.Гончаренко Л.П. Управление безопасностью: учебник / Л.П. Гончаренко, Е.С. Куценко. – М.: КНОРУС, 2010. – 272 с.
5.Кокошин А. Международная энергетическая безопасность: монография. – М.: Европа, 2006. – 80с.
6.Кулагин В.М. Современная международная безопасность: учебное пособие / В.М. Кулагин. – М.: КНОРУС, 2012. – 432 с.
7.Лахтовский Н.М. Концепции обеспечения международной энергетической безопасности. М., Обозреватель – Observer. №7, 2010 г.
8.Лахтовский Н.М. Особенности трансформации НАТО в современных условиях: энергетический аспект. – М., Обозреватель – Observer. №3, 2010 г.
9.Энергетическая политика России на рубеже веков. В 2-х т. М.: "Папирус ПРО". 2001. Т. 2. Приоритеты энергетической политики: от энергетической безопасности - к энергетической дипломатии. 2001. С. 23, 90.
10.Энергетическая безопасность России / В.В. Бушуев, Н.И. Воропай, А.М. Мастепанов, Ю.К. Шафраник и др. – Новосибирск: Наука, 1998. – 302 с.
11.Школлер Р.А. Различные подходы к анализу энергетической безопасности и ее универсальных характеристик // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. - № 9. – С. 137 – 140.
12.Шафраник Ю. России грозит потеря энергетической независимости // Независимая газета - НГ-политэкономия. 1999. № 2. Февраль. С. 3.
13.Школлер Р.А. Энергетическая безопасность, энергоэффективность и развитие отраслей ТЭК// Доклад РСПП о взаимодействии бизнеса и власти в 2008 году [Доклад]. – М.: ООО «АРТ Людвиг», 2008. – с.17-19.
14.Школлер Р.А., Отраслевой срез: энергетика// Глухова М.Н., Школлер Р.А., Российские проявления глобального кризиса глазами бизнеса: статистика, мнения, ожидания [Доклад]. – М.: ООО «Полезная полиграфия», 2009. – 32 с.

Введение

Актуальность работы определяется тем, что энергоресурсы имеют важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира - как развитых, так и развивающихся. Таким образом, обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного электрической энергии по ценам, которые отражают основополагающие принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для нашей страны и для всего человечества.

Можно сказать, что в данный момент не производится понимание самого понятия энергетической безопасности государства (ЭБГ), а в некоторых случаях, значения, страны, которые вкладывают в это понятие прямо противоположны друг другу. Но в контексте понимания этого понятия глобального, энергетическая безопасность означает не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между поставщиками и потребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группы потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам. Невозможность развития экономики без энергетики означает также невозможность преодоления проблем, которые давно признаны мировым сообществом как глобальные: бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др. Из этого следует, что энергетическая безопасность является составной частью глобальной системы безопасности.

В данный момент в мировом сообществе существует понимание того, что углеводородные ресурсы, которые в данный момент основной, могут быть исчерпаны через определенное время. Соответственно страны-поставщики, так же, как и все остальные, будут постепенно приходят к необходимости изменения структуры своего топливно-энергетического баланса, уделяя все большее внимание альтернативным источникам энергии.

Сохранение ситуации, при которой 2 млрд. людей не имеют доступа к энергетическим ресурсам, лицо гуманитарной катастрофы, рост напряженности в мире, появлением новых конфликтов и усугублением имеющихся глобальных проблем. И именно в рамках международного механизма по обеспечению энергетической безопасности возможен выход за пределы исключительно торгово-финансовых энергетических взаимоотношений отдельных стран, и создание системы устойчивого обеспечения энергетическими ресурсами всех стран.

Основной сферой деятельности данной инстанции должно стать обеспечение глобальной энергетической безопасности путем предотвращения и разрешения конфликтов в данной области, а также путем управления глобальным сбалансированным энергетическим потенциалом. Для этого необходимо добиться как можно более широкого согласия стран, которые на данный момент в качестве поставщиков или потребителей имеют устойчивый доступ к энергетическим ресурсам. Ключевой целью управления глобальным энергетическим потенциалом должно стать как поддержание базы энергетических ресурсов планеты, а также справедливое распределение. В ближайшее время на первый план в этом направлении будет выпущен задача обеспечения энергетическими ресурсами тех стран, которые не имеют к ним доступа, прочный и лишены возможности обеспечить это за счет слабости экономики и других факторов.

Узнать стоимость работы