Проблема модернизации в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 3232 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 25.05.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Понятие, виды и содержание модернизации
2. Современные проблемы и возможности модернизации в России
3. Особенности и проблемы политической модернизации в России
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Сама по себе эта система не создала и, очевидно, не способна создать механизмы согласования решений и урегулирования конфликтов, задать обществу должные стимулы для созидания и инноваций. Эти задачи приходится решать в кулуарах исполнительной власти, а эффективность и издержки таких решений практически невозможно оценить.
Спор сегодня должен вестись не о том, нуждается ли политическая система в переменах, и не о первичности экономики или политики в деятельности государственной власти. Проблема стоит совершенно четко: страна выходит на активную стадию модернизации не в оптимальной экономической и политической среде. Модернизационный курс – это политика, затрагивающая интересы всего общества и всех общественных слоев. Осуществлять эту политику, распределять ресурсы и эффективно управлять ими – серьезнейшая и комплексная политическая задача. Российская политика не имеет права не стать умной и современной.
Модернизация в России невозможна без опоры на структуры гражданского общества, создающих социальную базу модернизации. В современных условиях эффективность решения общественных задач  должна определяться не столько бюрократической иерархией или рыночно-государственным менеджментом, сколько  совместными  действиями государства и общества, политических структур с разноообразными группами интересов, представленных гражданскими инициативами.  Наряду с государством в новую систему управления попадают бизнес структуры, ассоциации гражданского общества, местное самоуправление, международные организации. Возрастает роль гражданских инициатив, особенно в нестабильных обществах,  создающих «почву» для возникновения массовых общественных и политических движений в будущем. Они преодолевают атомизированность и отчуждение современного общества через установление неформальных социальных связей и  формируют новые практики – активного и непосредственного участия населения в локальной политике.  А при кризисе властных отношений становятся питательной средой для появления новых лидеров, идей.
В настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах одним из главных связующих звеньев между населением и властью,  делят свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организациями и движениями. В России партийная система существует в условиях снижения конкурентности выборов, повышения уровня их предсказуемости и управляемости и как следствие отсутствия реальной многопартийности . В рамках уходящего политического цикла активно проходили процессы «поглощения» действующими политическими игроками общественно-политических структур. Например,  партия «Единая Россия» объединилась с «Российская объединенная промышленная партия» (РОПП), с Аграрной партией России – крупнейшим политическим представителем интересов сельскохозяйственных производителей страны. В партию «Справедливая Россия»  вошли Народная партия Российской Федерации, Социалистическая единая партия России, «Развитие предпринимательства», Партия конституционных демократов (до выборов в декабре 2007 года), Партия социальной справедливости, партия «Зелёные». Как правило, после «слияния» происходит их дальнейшей перерегистрация  в Общественные движения и организации, а также   стремление их лидеров сохранить сетевые структуры. Следует принимать в расчёт и те факты, что в условиях господства «суверенной демократии» многие общественные силы, претендовавшие на регистрацию в качестве политических партии, так и не сумели отстоять свою субъектность и вынуждены довольствоваться статусом общественных организаций (Сельская Россия, Аграрии России, «Воля», «Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» и другие). В Докладе Института современного развития  «Обретение будущего» поставлен следующий социально-политический диагноз – «моноцентрический, вертикальный характер власти, глухота власти и забитость каналов общественного влияния», что стало серьёзным вызовом  накануне активного политического сезона парламентской кампании в декабре 2011 года и президентской в 2012 году как для партийной системы, так для правящей элиты.
По мнению И. Бусыгиной, успех политической модернизации возможен только в долгосрочном плане.
Период рисков и издержек. Если государство сделает выбор в пользу политических реформ, положительный эффект для экономической модернизации возникнет только после продолжительного периода повышенных рисков и издержек, который станет не периодом ожидания, а периодом ухудшения. Такие периоды характеризуются возрастанием коррупции и преступности, ослаблением защиты прав собственности, появлением угрозы территориальной целостности страны. Применительно к России причины этого будут заключаться в отсутствии политической конкуренции и подавлении независимых СМИ до начала предполагаемых политических изменений, а также в слабости гражданского общества и неукорененности демократических традиций.
Факторы, влияющие на риски и издержки. Для периода рисков и издержек имеют значение такие факторы, как возраст демократии и качество управления (при проведении политических реформ частичные и молодые демократии страдают от коррупции даже больше, чем авторитарные режимы); богатство и бедность (при низком уровне жизни и благосостояния населения коррупция ниже в тех странах, где демократии меньше); насколько проводимые реформы удачны или неудачны; и пр.
Риски изменения политических институтов. Чем больше страна и чем разнообразнее общество, тем больше рисков будет связано с процессом изменения институтов в ходе реформ. В России неизбежен конфликт по поводу того, какие институты важны, а какие – нет.
Опасность остановки процесса политической модернизации. На каждом этапе реформ происходит формирование групп т.н. «ранних победителей», которые затрудняют продолжение реформ, поскольку боятся потерять то, чего они уже достигли. Для большинства «победителей» выгодно, чтобы спад, вызванный переходным периодом, был долгосрочным, а реформы затянулись на неопределенный срок. Из-за этого политическая модернизация может остановиться на любом этапе, что приведет к ситуации еще худшей, чем до ее начала.
Итак, модернизация в России вряд ли может обойтись без политической реформы, которая важна как фактор:
формирования модернизационной элиты;
создания механизмов вертикальной социальной мобильности;
выработки эффективной модели управления модернизационным процессом.
Заключение

Модернизация представляет собой процесс формирования или реформирования в конкретных обстоятельствах места и времени базовых социальных институтов, образующих каркас общества модерна. В их числе – система массового образования, административная система, армия, суды и система исполнения наказаний, институционализированная наука и многое другое.
Главная миссия модернизации – полноценная социализация человека и формирование нации как культурно однородного и солидарного сообщества на базе этих и им подобных институтов.
Существующий в России политический режим неспособен обеспечить условия для экономической модернизации, которая может быть осуществлена только при наличии политической конкуренции. Следовательно, в стране необходимо реформировать политическую систему.
Вопрос о новой попытке российской модернизации – это вопрос о стимулах к её осуществлению. Власть, в том числе и на уровне регионов, не имеет стимулов для нее, а население лишено и ресурсов и стимулов для того, чтобы настаивать на проведении реформ.
На пути модернизации немало препятствий, самые крупные из которых – коррупция, устаревшая инфраструктура и неприязнь к переменам.
Действительно, модернизация имеет судьбоносное значение для выживания России в современном мире. Полномасштабное решение этой задачи равноценно формированию конкурентоспособного общества, которое будет в состоянии выйти на передовые позиции в мире и обеспечить высокие показатели благосостояния граждан. Для этого должна быть перестроена основа основ эффективного функционирования общества, а именно, создана социально-экономическая система, способная к саморазвитию и качественному росту. А это значит, что России, как бы это не было сложно, предстоит пройти через глубокую трансформацию сложившегося за многие десятилетия социального уклада, осуществить переход на новую модель развития, создать эффективную и, что очень важно, диверсифицированную экономику. При этом главная специфика России здесь состоит в необходимости осуществления не одноотраслевой, односферной, социально и политически ограниченной, а в проведении системной модернизации. Это качественное обновление общества и по горизонтали, и по вертикали. Оно должно охватывать и все сферы жизнедеятельности, и все уровни организации государственной и общественной жизни.
На данный момент государство неспособно реально осуществить экономическую модернизацию, поскольку в России отсутствует политическая конкуренция. В таких условиях эффективность государства понижается, а уровень коррупции повышается. Поэтому необходимо новое государство, что предполагает политическую модернизацию и восстановление политической конкуренции.
Политические реформы в России не столько необходимы, сколько неизбежны: ситуация в экономике ухудшается, и в таких условиях государство, в котором нет демократической конкуренции и контроля со стороны гражданского общества, рано или поздно начинает слабеть. Это приведет к еще большей неэффективности государства и его децентрализации. Если в России не будет политической модернизации стране могут угрожать политические беспорядки.

Список литературы

Баранов Н.А. Теория политики. – СПб., 2008.
Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика // Государство и право. – 2010. – № 3.
Гавров С.Н. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. – М.: Эдиториал УРСС, 2010.
Готово ли российское общество к модернизации? // Аналитический доклад. / Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. – М.: РАН, Институт социологии, 2010.
Дискин И. Российская модернизация: социально-институциональное измерение. // Доклад на Научном совете ВЦИОМ. – 2010. – 10 февраля.
Заславская Т.И, Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. – 2009. – № 1.
Ильин М.В. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости. – М., 2009.
Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. – 2007. – № 6.
Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. – 2011. – № 3.
Линник Е.В. Модернизация общества как фактор глобализации: Сравнительный анализ и типологизация / Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. – Ростов-на-Дону, 2005.
Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. – М., 2009.
Межуев В. М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – Философия. Политология.
Никологорский Д. Модернизация как этап развития // Экономист. – 2010. – № 6.
Орлов Д., Бадовский Д., Виноградов М. Перезапуск России: контур прорыва // Известия. – 2010. – 18 января.
Пантин В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития. – М., 2007.
Пивоваров Ю., Фурсов А. Русская система и реформы // Государственное управление. – 2009. – № 4.
Побережников И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. – М.: РОССПЭН, 2006.
Россияне считают коррупцию главным тормозом модернизации // Коммерсант. – 2012. – № 5.
Теория политики: Учебное пособие. / Под ред. Б. А. Исаева. – СПб., 2008.
Человек. Государство. Глобализация: Сборник философских статей. Вып. 3. / Под ред. В.В. Парцвания. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество; Тбилиси: Институт политологии АН Грузии, 2005.
Ядов В.А. Лекции о состоянии современной социологической теории в приложении к российским трансформациям. – СПб.: Интерсоцис, 2009.
Ясин Е.Г. Модернизация и общество. Доклад на VШ Международной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие» 3-5 апреля 2007 г. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2007.

Человек. Государство. Глобализация: Сборник философских статей. Вып. 3. / Под ред. В.В. Парцвания. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество; Тбилиси: Институт политологии АН Грузии, 2005. – с. 88.
Линник Е.В. Модернизация общества как фактор глобализации: Сравнительный анализ и типологизация / Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. – Ростов-на-Дону, 2005. – с. 155.
Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. – 2007. – № 6. – с. 73.
Теория политики: Учебное пособие. / Под ред. Б. А. Исаева. – СПб., 2008. – с. 107.
Пантин В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития. – М., 2007. – с. 164.
Баранов Н.А. Теория политики. – СПб., 2008. – с. 191.
Побережников И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. – М.: РОССПЭН, 2006. – с. 124.
Межуев В. М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – Философия. Политология. – с. 182.
Дискин И. Российская модернизация: социально-институциональное измерение. // Доклад на Научном совете ВЦИОМ. – 2010. – 10 февраля. – с. 118.
Орлов Д., Бадовский Д., Виноградов М. Перезапуск России: контур прорыва // Известия. – 2010. – 18 января. – с. 21.
Ядов В.А. Лекции о состоянии современной социологической теории в приложении к российским трансформациям. – СПб.: Интерсоцис, 2009. – с. 223.
Ясин Е.Г. Модернизация и общество. Доклад на VШ Международной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие» 3-5 апреля 2007 г. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2007. – с. 112.
Ильин М.В. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости. – М., 2009. – с. 122.
Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика // Государство и право. – 2010. – № 3. – с. 115.
Гавров С.Н. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. – М.: Эдиториал УРСС, 2010. – с. 214.
Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. – М., 2009. – с. 197.
Пивоваров Ю., Фурсов А. Русская система и реформы // Государственное управление. – 2009. – № 4. – с. 25.
Заславская Т.И, Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. – 2009. – № 1. – с. 104.
Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. – 2011. – № 3. – с. 211.
Готово ли российское общество к модернизации? // Аналитический доклад. / Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. – М.: РАН, Институт социологии, 2010. – с. 208.
Россияне считают коррупцию главным тормозом модернизации // Коммерсант. – 2012. – № 5. – с. 23.
Никологорский Д. Модернизация как этап развития // Экономист. – 2010. – № 6. – с. 52.












33


1.Баранов Н.А. Теория политики. – СПб., 2008.
2.Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика // Государство и право. – 2010. – № 3.
3. Гавров С.Н. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. – М.: Эдиториал УРСС, 2010.
4.Готово ли российское общество к модернизации? // Аналитический доклад. / Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. – М.: РАН, Институт социологии, 2010.
5.Дискин И. Российская модернизация: социально-институциональное измерение. // Доклад на Научном совете ВЦИОМ. – 2010. – 10 февраля.
6.Заславская Т.И, Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. – 2009. – № 1.
7.Ильин М.В. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости. – М., 2009.
8.Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. – 2007. – № 6.
9.Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. – 2011. – № 3.
10.Линник Е.В. Модернизация общества как фактор глобализации: Сравнительный анализ и типологизация / Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. – Ростов-на-Дону, 2005.
11.Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. – М., 2009.
12.Межуев В. М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – Философия. Политология.
13.Никологорский Д. Модернизация как этап развития // Экономист. – 2010. – № 6.
14.Орлов Д., Бадовский Д., Виноградов М. Перезапуск России: контур прорыва // Известия. – 2010. – 18 января.
15.Пантин В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития. – М., 2007.
16.Пивоваров Ю., Фурсов А. Русская система и реформы // Государственное управление. – 2009. – № 4.
17.Побережников И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. – М.: РОССПЭН, 2006.
18.Россияне считают коррупцию главным тормозом модернизации // Коммерсант. – 2012. – № 5.
19.Теория политики: Учебное пособие. / Под ред. Б. А. Исаева. – СПб., 2008.
20.Человек. Государство. Глобализация: Сборник философских статей. Вып. 3. / Под ред. В.В. Парцвания. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество; Тбилиси: Институт политологии АН Грузии, 2005.
21.Ядов В.А. Лекции о состоянии современной социологической теории в приложении к российским трансформациям. – СПб.: Интерсоцис, 2009.
22.Ясин Е.Г. Модернизация и общество. Доклад на VШ Международной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие» 3-5 апреля 2007 г. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2007.

Вопрос-ответ:

Что такое модернизация?

Модернизация - процесс изменения и обновления в различных сферах общества, таких как экономика, политика, социальная сфера, культура и др. Это стремление к прогрессу, развитию и приспособлению к современным вызовам и требованиям. Модернизация может включать в себя технические, социальные, культурные и институциональные изменения.

Какие виды модернизации существуют?

Существует несколько видов модернизации. Техническая модернизация связана с обновлением технической базы и технологий. Социально-экономическая модернизация направлена на повышение уровня жизни населения и снижение социальных неравенств. Культурная модернизация связана с изменением ценностей и поведенческих норм общества. Политическая модернизация связана с обновлением политической системы и укреплением демократических институтов.

Какие проблемы и возможности модернизации существуют в современной России?

В России существуют различные проблемы и возможности модернизации. Проблемы включают отставание в сфере науки и технологий, бюрократические преграды для инноваций, недостаток инвестиций в современные проекты, слабость правовой системы и непрозрачность бизнес-среды. Однако существуют и возможности, такие как развитие цифровой экономики, стимулы для инноваций, рост внимания к экологическим проблемам и международное сотрудничество.

Какие особенности и проблемы политической модернизации в России?

В России существуют особенности и проблемы в политической модернизации. Одна из особенностей - это преобладание вертикальной политической системы и отсутствие реальной политической конкуренции. Проблемы включают ограничения на свободу выражения мнений и независимость СМИ, слабость гражданского общества и недостаток открытости и прозрачности в принятии политических решений.

1. Что такое модернизация и какие виды модернизации существуют?

Модернизация - это процесс обновления и совершенствования социальной, экономической и политической системы. В зависимости от направления обновления, модернизацию можно разделить на несколько видов: экономическую модернизацию, социальную модернизацию, политическую модернизацию, культурную модернизацию и технологическую модернизацию.

2. Какие современные проблемы и возможности модернизации существуют в России?

В России существуют различные проблемы и возможности модернизации. К проблемам можно отнести недостаток инноваций и малоэффективные институты, ограниченный доступ к финансированию проектов, низкую степень конкуренции на рынке, слабую развитость сектора услуг и т.д. Возможности модернизации включают развитие высокотехнологичных отраслей, улучшение системы образования, стимулирование предпринимательства и инноваций, улучшение делового климата и т.д.

3. Какие особенности и проблемы существуют в политической модернизации в России?

Политическая модернизация в России сталкивается с определенными особенностями и проблемами. Одной из особенностей является сосуществование авторитарных и демократических элементов в политической системе. Проблемами могут быть ограничение свободы выражения мнений и прав человека, недостаточная прозрачность и открытость государственных институтов, низкая доверие к политическим партиям и власти, слабая развитость гражданского общества и т.д.

4. Какие механизмы согласования решений и урегулирования конфликтов существуют в России?

В России существуют различные механизмы согласования решений и урегулирования конфликтов. Это включает политические институты, такие как парламент и судебная система, и экономические механизмы, такие как соглашения между бизнесом и правительством. Однако эти механизмы могут быть неэффективными из-за недостаточной прозрачности и открытости, коррупции, непрофессионализма и политической манипуляции.

Что такое модернизация?

Модернизация - это процесс изменения и трансформации социальных, экономических, политических и культурных структур общества с целью достижения прогресса и развития.

Какие виды модернизации существуют?

Виды модернизации могут быть различными в зависимости от сферы жизни общества. Например, существуют экономическая модернизация, социальная модернизация, политическая модернизация, культурная модернизация и т.д.