Вам нужна курсовая работа?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проблема модернизации в России

  • 32 страницы
  • 22 источника
  • Добавлена 25.05.2012
750 руб. 1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Понятие, виды и содержание модернизации
2. Современные проблемы и возможности модернизации в России
3. Особенности и проблемы политической модернизации в России
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Сама по себе эта система не создала и, очевидно, не способна создать механизмы согласования решений и урегулирования конфликтов, задать обществу должные стимулы для созидания и инноваций. Эти задачи приходится решать в кулуарах исполнительной власти, а эффективность и издержки таких решений практически невозможно оценить.
Спор сегодня должен вестись не о том, нуждается ли политическая система в переменах, и не о первичности экономики или политики в деятельности государственной власти. Проблема стоит совершенно четко: страна выходит на активную стадию модернизации не в оптимальной экономической и политической среде. Модернизационный курс – это политика, затрагивающая интересы всего общества и всех общественных слоев. Осуществлять эту политику, распределять ресурсы и эффективно управлять ими – серьезнейшая и комплексная политическая задача. Российская политика не имеет права не стать умной и современной.
Модернизация в России невозможна без опоры на структуры гражданского общества, создающих социальную базу модернизации. В современных условиях эффективность решения общественных задач  должна определяться не столько бюрократической иерархией или рыночно-государственным менеджментом, сколько  совместными  действиями государства и общества, политических структур с разноообразными группами интересов, представленных гражданскими инициативами.  Наряду с государством в новую систему управления попадают бизнес структуры, ассоциации гражданского общества, местное самоуправление, международные организации. Возрастает роль гражданских инициатив, особенно в нестабильных обществах,  создающих «почву» для возникновения массовых общественных и политических движений в будущем. Они преодолевают атомизированность и отчуждение современного общества через установление неформальных социальных связей и  формируют новые практики – активного и непосредственного участия населения в локальной политике.  А при кризисе властных отношений становятся питательной средой для появления новых лидеров, идей.
В настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах одним из главных связующих звеньев между населением и властью,  делят свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организациями и движениями. В России партийная система существует в условиях снижения конкурентности выборов, повышения уровня их предсказуемости и управляемости и как следствие отсутствия реальной многопартийности . В рамках уходящего политического цикла активно проходили процессы «поглощения» действующими политическими игроками общественно-политических структур. Например,  партия «Единая Россия» объединилась с «Российская объединенная промышленная партия» (РОПП), с Аграрной партией России – крупнейшим политическим представителем интересов сельскохозяйственных производителей страны. В партию «Справедливая Россия»  вошли Народная партия Российской Федерации, Социалистическая единая партия России, «Развитие предпринимательства», Партия конституционных демократов (до выборов в декабре 2007 года), Партия социальной справедливости, партия «Зелёные». Как правило, после «слияния» происходит их дальнейшей перерегистрация  в Общественные движения и организации, а также   стремление их лидеров сохранить сетевые структуры. Следует принимать в расчёт и те факты, что в условиях господства «суверенной демократии» многие общественные силы, претендовавшие на регистрацию в качестве политических партии, так и не сумели отстоять свою субъектность и вынуждены довольствоваться статусом общественных организаций (Сельская Россия, Аграрии России, «Воля», «Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции» и другие). В Докладе Института современного развития  «Обретение будущего» поставлен следующий социально-политический диагноз – «моноцентрический, вертикальный характер власти, глухота власти и забитость каналов общественного влияния», что стало серьёзным вызовом  накануне активного политического сезона парламентской кампании в декабре 2011 года и президентской в 2012 году как для партийной системы, так для правящей элиты.
По мнению И. Бусыгиной, успех политической модернизации возможен только в долгосрочном плане.
Период рисков и издержек. Если государство сделает выбор в пользу политических реформ, положительный эффект для экономической модернизации возникнет только после продолжительного периода повышенных рисков и издержек, который станет не периодом ожидания, а периодом ухудшения. Такие периоды характеризуются возрастанием коррупции и преступности, ослаблением защиты прав собственности, появлением угрозы территориальной целостности страны. Применительно к России причины этого будут заключаться в отсутствии политической конкуренции и подавлении независимых СМИ до начала предполагаемых политических изменений, а также в слабости гражданского общества и неукорененности демократических традиций.
Факторы, влияющие на риски и издержки. Для периода рисков и издержек имеют значение такие факторы, как возраст демократии и качество управления (при проведении политических реформ частичные и молодые демократии страдают от коррупции даже больше, чем авторитарные режимы); богатство и бедность (при низком уровне жизни и благосостояния населения коррупция ниже в тех странах, где демократии меньше); насколько проводимые реформы удачны или неудачны; и пр.
Риски изменения политических институтов. Чем больше страна и чем разнообразнее общество, тем больше рисков будет связано с процессом изменения институтов в ходе реформ. В России неизбежен конфликт по поводу того, какие институты важны, а какие – нет.
Опасность остановки процесса политической модернизации. На каждом этапе реформ происходит формирование групп т.н. «ранних победителей», которые затрудняют продолжение реформ, поскольку боятся потерять то, чего они уже достигли. Для большинства «победителей» выгодно, чтобы спад, вызванный переходным периодом, был долгосрочным, а реформы затянулись на неопределенный срок. Из-за этого политическая модернизация может остановиться на любом этапе, что приведет к ситуации еще худшей, чем до ее начала.
Итак, модернизация в России вряд ли может обойтись без политической реформы, которая важна как фактор:
формирования модернизационной элиты;
создания механизмов вертикальной социальной мобильности;
выработки эффективной модели управления модернизационным процессом.
Заключение

Модернизация представляет собой процесс формирования или реформирования в конкретных обстоятельствах места и времени базовых социальных институтов, образующих каркас общества модерна. В их числе – система массового образования, административная система, армия, суды и система исполнения наказаний, институционализированная наука и многое другое.
Главная миссия модернизации – полноценная социализация человека и формирование нации как культурно однородного и солидарного сообщества на базе этих и им подобных институтов.
Существующий в России политический режим неспособен обеспечить условия для экономической модернизации, которая может быть осуществлена только при наличии политической конкуренции. Следовательно, в стране необходимо реформировать политическую систему.
Вопрос о новой попытке российской модернизации – это вопрос о стимулах к её осуществлению. Власть, в том числе и на уровне регионов, не имеет стимулов для нее, а население лишено и ресурсов и стимулов для того, чтобы настаивать на проведении реформ.
На пути модернизации немало препятствий, самые крупные из которых – коррупция, устаревшая инфраструктура и неприязнь к переменам.
Действительно, модернизация имеет судьбоносное значение для выживания России в современном мире. Полномасштабное решение этой задачи равноценно формированию конкурентоспособного общества, которое будет в состоянии выйти на передовые позиции в мире и обеспечить высокие показатели благосостояния граждан. Для этого должна быть перестроена основа основ эффективного функционирования общества, а именно, создана социально-экономическая система, способная к саморазвитию и качественному росту. А это значит, что России, как бы это не было сложно, предстоит пройти через глубокую трансформацию сложившегося за многие десятилетия социального уклада, осуществить переход на новую модель развития, создать эффективную и, что очень важно, диверсифицированную экономику. При этом главная специфика России здесь состоит в необходимости осуществления не одноотраслевой, односферной, социально и политически ограниченной, а в проведении системной модернизации. Это качественное обновление общества и по горизонтали, и по вертикали. Оно должно охватывать и все сферы жизнедеятельности, и все уровни организации государственной и общественной жизни.
На данный момент государство неспособно реально осуществить экономическую модернизацию, поскольку в России отсутствует политическая конкуренция. В таких условиях эффективность государства понижается, а уровень коррупции повышается. Поэтому необходимо новое государство, что предполагает политическую модернизацию и восстановление политической конкуренции.
Политические реформы в России не столько необходимы, сколько неизбежны: ситуация в экономике ухудшается, и в таких условиях государство, в котором нет демократической конкуренции и контроля со стороны гражданского общества, рано или поздно начинает слабеть. Это приведет к еще большей неэффективности государства и его децентрализации. Если в России не будет политической модернизации стране могут угрожать политические беспорядки.

Список литературы

Баранов Н.А. Теория политики. – СПб., 2008.
Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика // Государство и право. – 2010. – № 3.
Гавров С.Н. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. – М.: Эдиториал УРСС, 2010.
Готово ли российское общество к модернизации? // Аналитический доклад. / Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. – М.: РАН, Институт социологии, 2010.
Дискин И. Российская модернизация: социально-институциональное измерение. // Доклад на Научном совете ВЦИОМ. – 2010. – 10 февраля.
Заславская Т.И, Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. – 2009. – № 1.
Ильин М.В. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости. – М., 2009.
Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. – 2007. – № 6.
Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. – 2011. – № 3.
Линник Е.В. Модернизация общества как фактор глобализации: Сравнительный анализ и типологизация / Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. – Ростов-на-Дону, 2005.
Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. – М., 2009.
Межуев В. М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – Философия. Политология.
Никологорский Д. Модернизация как этап развития // Экономист. – 2010. – № 6.
Орлов Д., Бадовский Д., Виноградов М. Перезапуск России: контур прорыва // Известия. – 2010. – 18 января.
Пантин В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития. – М., 2007.
Пивоваров Ю., Фурсов А. Русская система и реформы // Государственное управление. – 2009. – № 4.
Побережников И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. – М.: РОССПЭН, 2006.
Россияне считают коррупцию главным тормозом модернизации // Коммерсант. – 2012. – № 5.
Теория политики: Учебное пособие. / Под ред. Б. А. Исаева. – СПб., 2008.
Человек. Государство. Глобализация: Сборник философских статей. Вып. 3. / Под ред. В.В. Парцвания. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество; Тбилиси: Институт политологии АН Грузии, 2005.
Ядов В.А. Лекции о состоянии современной социологической теории в приложении к российским трансформациям. – СПб.: Интерсоцис, 2009.
Ясин Е.Г. Модернизация и общество. Доклад на VШ Международной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие» 3-5 апреля 2007 г. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2007.

Человек. Государство. Глобализация: Сборник философских статей. Вып. 3. / Под ред. В.В. Парцвания. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество; Тбилиси: Институт политологии АН Грузии, 2005. – с. 88.
Линник Е.В. Модернизация общества как фактор глобализации: Сравнительный анализ и типологизация / Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. – Ростов-на-Дону, 2005. – с. 155.
Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. – 2007. – № 6. – с. 73.
Теория политики: Учебное пособие. / Под ред. Б. А. Исаева. – СПб., 2008. – с. 107.
Пантин В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития. – М., 2007. – с. 164.
Баранов Н.А. Теория политики. – СПб., 2008. – с. 191.
Побережников И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. – М.: РОССПЭН, 2006. – с. 124.
Межуев В. М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – Философия. Политология. – с. 182.
Дискин И. Российская модернизация: социально-институциональное измерение. // Доклад на Научном совете ВЦИОМ. – 2010. – 10 февраля. – с. 118.
Орлов Д., Бадовский Д., Виноградов М. Перезапуск России: контур прорыва // Известия. – 2010. – 18 января. – с. 21.
Ядов В.А. Лекции о состоянии современной социологической теории в приложении к российским трансформациям. – СПб.: Интерсоцис, 2009. – с. 223.
Ясин Е.Г. Модернизация и общество. Доклад на VШ Международной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие» 3-5 апреля 2007 г. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2007. – с. 112.
Ильин М.В. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости. – М., 2009. – с. 122.
Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика // Государство и право. – 2010. – № 3. – с. 115.
Гавров С.Н. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. – М.: Эдиториал УРСС, 2010. – с. 214.
Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. – М., 2009. – с. 197.
Пивоваров Ю., Фурсов А. Русская система и реформы // Государственное управление. – 2009. – № 4. – с. 25.
Заславская Т.И, Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. – 2009. – № 1. – с. 104.
Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. – 2011. – № 3. – с. 211.
Готово ли российское общество к модернизации? // Аналитический доклад. / Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. – М.: РАН, Институт социологии, 2010. – с. 208.
Россияне считают коррупцию главным тормозом модернизации // Коммерсант. – 2012. – № 5. – с. 23.
Никологорский Д. Модернизация как этап развития // Экономист. – 2010. – № 6. – с. 52.












33


1.Баранов Н.А. Теория политики. – СПб., 2008.
2.Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика // Государство и право. – 2010. – № 3.
3. Гавров С.Н. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. – М.: Эдиториал УРСС, 2010.
4.Готово ли российское общество к модернизации? // Аналитический доклад. / Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. – М.: РАН, Институт социологии, 2010.
5.Дискин И. Российская модернизация: социально-институциональное измерение. // Доклад на Научном совете ВЦИОМ. – 2010. – 10 февраля.
6.Заславская Т.И, Ядов В.А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. – 2009. – № 1.
7.Ильин М.В. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости. – М., 2009.
8.Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. – 2007. – № 6.
9.Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. – 2011. – № 3.
10.Линник Е.В. Модернизация общества как фактор глобализации: Сравнительный анализ и типологизация / Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. – Ростов-на-Дону, 2005.
11.Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. – М., 2009.
12.Межуев В. М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – Философия. Политология.
13.Никологорский Д. Модернизация как этап развития // Экономист. – 2010. – № 6.
14.Орлов Д., Бадовский Д., Виноградов М. Перезапуск России: контур прорыва // Известия. – 2010. – 18 января.
15.Пантин В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития. – М., 2007.
16.Пивоваров Ю., Фурсов А. Русская система и реформы // Государственное управление. – 2009. – № 4.
17.Побережников И. В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. – М.: РОССПЭН, 2006.
18.Россияне считают коррупцию главным тормозом модернизации // Коммерсант. – 2012. – № 5.
19.Теория политики: Учебное пособие. / Под ред. Б. А. Исаева. – СПб., 2008.
20.Человек. Государство. Глобализация: Сборник философских статей. Вып. 3. / Под ред. В.В. Парцвания. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество; Тбилиси: Институт политологии АН Грузии, 2005.
21.Ядов В.А. Лекции о состоянии современной социологической теории в приложении к российским трансформациям. – СПб.: Интерсоцис, 2009.
22.Ясин Е.Г. Модернизация и общество. Доклад на VШ Международной конференции «Модернизация экономики и общественное развитие» 3-5 апреля 2007 г. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2007.

Министерство образования и науки РОССИЙСКОЙ федерации,

Волгоградский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

Институт Экономики и права

Кафедра Экономической теории и экономической политики

РЕФЕРАТ

на тему: "Проблема модернизации авиастроения в современной России и пути их решения"

по дисциплине "Экономическая теория"

Волгоград 2010

Введение

Тема авиационное строительство в российской Федерации актуальна, так как в последнее десятилетие авиастроение, в первую очередь гражданское, развивалось в РФ недостаточно эффективно, в связи с чем, в значительной степени теряет свои позиции на мировом рынке.

Перспективы гражданского авиастроения России - совокупность тенденций, планов и прогнозов развития российской авиастроительной отрасли, направленная на завоевание большей части внутреннего и доли мирового авиарынка гражданской авиации, где ведущими игроками ныне являются американская компания Boeing и западноевропейская корпорация Airbus

Целью моей работы является выявление проблем модернизации авиастроения в современной России и пути их решения. Задачи: рассмотреть теории модернизации экономики, анализ авиастроительную отрасль за последние 20 лет, чтобы найти барьеры для модернизации отрасли, определить пути модернизации отрасли.

1. Теории модернизации экономики

Во внутреннем мире обществоведении самых популярных три социологические макротеории: формационная, цивилизационная и модернизационная. Активное развитие последней началось сравнительно недавно. Остававшаяся в годы советской власти закрытой темой, в которой видели объект критики и инструмент для изучения развивающихся стран, хуже в силу его "порочный" идеологические основы, сегодня, теория модернизации является одной из широко изучаемых теорий в области науки.

Модернизационная парадигма была сформирована в середине XX века, когда с распадом колониальных империй европейских и появление большого количества "молодых наций" в Азии, Африке и Латинской Америке. Возникнувшие первоначально в лоне университетской науки США, теории модернизации были созданы как альтернатива коммунистической ориентации (С. Хантингтон, Etc. Эптер, др.).

В современной литературе отмечается, следующие факторы, способствовавшие возникновению этой теории: социополитический, связанный с необходимостью изучения третьего мира, представленного странами бывших колоний и полуколоний мира, малоизвестного Западу и малоизученного социальных наук время, за исключением этнографов (Б. С. Старостин). Известные американские востоковеды и политические деятели отмечали важность исследования политических и социальных процессов, идущих в странах Азии. Рейшауер даже писал о гибельном для США отсутствие знаний народов Азии, их образа жизни и, что более важно, стиль мышления. Второй фактор обозначен как информационно-политический, который включает в себя не только сбор информации о странах третьего мира, но и разработка практических рекомендаций для соответствующих ведомств США и их союзников. Третий фактор - идеологический, т. е. создание теории модернизации в качестве альтернативы социализму. Позже видный американский обществовед и политический деятель С. Хантингтон скажет, что США заинтересованы в более стабильном мире в политическом смысле, но не менее зависимым от них в экономическом плане. Четвертый фактор Б. Старостин отмечает как теоретический, который состоял в том, чтобы выработать для западной общественной науки оптимистическую парадигму исторического развития, отличную от той, что была популярна между двумя мировыми войнами - от концепции кризиса и "заката" западного мира, представленных на имя Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби, Питирима сорокина, Карла Ясперса и других. Все эти понятия были далеки от оптимистического взгляда на исторический процесс и отрицает прогресс как таковой. Нужна была альтернатива этому, которая могла бы преодолеть социальный пессимизм, дать оптимизм, видение будущего не только в чисто прагматическом, но и в общетеоретическом смысле.

Узнать стоимость работы