Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка

  • 36 страниц
  • 26 источников
  • Добавлена 17.12.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА
1.1. Изучение детско-родительских отношений в трудах психологов и педагогов
1.2. Самооценка и факторы, влияющие на формирование самооценки ребенка
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА
2.1. Организация и методы исследования
2.1.1.Программа исследования
2.1.2. Методики исследования
2.2. Результаты изучения влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка
2.2.1. Качественные и количественные результаты исследования
2.2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

По остальным шкалам статистически значимые взаимосвязи не выявлены.

2.2.2. Анализ результатов исследования

Рассмотрим результаты исследования детско-родительских взаимоотношений по опроснику «ВРР» и самооценки по методике «Лесенка».
Данные исследования по шкале «нетребовательность-требовательность» ВВР показывают, что родители большинства детей отличаются во взаимодействии с ребёнком высоким уровнем требовательности. Эти родители ожидают и от ребёнка высокого уровня ответственности. Это означает, что в основном родители следят за социальными достижениями детей, за их индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. При этом родители от детей требуют от них дисциплины, зачастую – в излишне жесткой форме. Однако, часто такие родители не предъявляют детям четкие конкретные требования, а ограничивают инициативу авторитарностью.
Можно сделать вывод, что излишняя требовательность, как, впрочем и ее отсутствие, негативно влияют на формирование личности ребенка. Так, диктат в воспитании характеризуется следующими признаками: подавление воли ребенка и строгость родителей; они предполагают в ребенке дурные наклонности, которые необходимо переломить. В этом случае выполнение родительских обязанностей сопровождается раздражительностью, чувством их обременительности. Осуществление диктата в воспитании является показателями общего неблагополучия семьи. Это негативно отражается на самооценке детей. Это подтверждается статистически: корреляционный анализ выявил значимую отрицательную взаимосвязь на уровне p<0,05 (rs = - 0, 42) самооценки и показателя шкалы «нетребовательность-требовательность». То есть, более высокому уровню требовательности в родительском отношении к ребёнку соответствует более низкий уровень самооценки ребёнка.
Данные по шкале «мягкость – строгость» показывают, что родители большинства детей отличаются во взаимодействии с ребёнком высоким уровнем строгости. По результатам шкалы «мягкость – строгость» родителя можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребёнку, о жёсткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо. Несомненно, излишняя строгость, как и излишняя мягкость, приводящая к избалованности ребенка, негативно влияют на формирование личности ребенка. Так, зачастую родители стараются оградить детей от трудностей жизни, пытаются создать для ребенка «оранжерейную» среду — с максимальным комфортом, щадящим режимом, постоянными похвалами и пр. С одной стороны, это позволяет защитить детей от нежелательных волнений, с другой стороны — становится первой ступенью в искажении самооценки ребенка, что отражается как на дисциплине и на отношении к занятиям, так и на отношении к окружающим.
Данные сравнения показателей по шкале «автономность - контроль» показывают, что родители детей отличаются во взаимодействии с ребёнком в основном высоким уровнем контроля. Высокий контроль родителей может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности, снижая самооценку ребенка. Это подтверждается статистически: корреляционный анализ выявил значимую отрицательную взаимосвязь (на уровне p<0,05) самооценки и показателя шкалы «автономность-контроль» опросника «Взаимодействие родитель-ребёнок» И. И. Марковской.
Данные сравнения по шкале «эмоциональная дистанция - близость» и показателей самооценки показывают, что родители детей с низкой самооценкой отличаются во взаимодействии с ребёнком излишней эмоциональной дистанцией с ребенком. Таких матерей зачастую отличает раздражительность, вспыльчивость; суровость и излишняя строгость с ребенком; уклонение от контакта с ребенком. Такие отношения к семейной роли могут, как показывают данные литературных источников, приведенные в теоретической главе, негативно отразиться на становлении личности их детей. Многие из детей с высокой самооценкой имеют близкие эмоциональные отношения с родителями. Это подтверждается статистически: корреляционный анализ выявил значимую положительную взаимосвязь (на уровне p<0,05) самооценки и показателя шкалы «эмоциональная дистанция-близость».
Шкала «отвержение - принятие» отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Это означает, что для «отвергающих» родителей их ребенок воспринимается как плохой, неприспособленный, неудачливый. Принятие ребенка как личности является, как представляется, важным условием его благоприятного развития, его самооценки. Это подтверждается статистически: корреляционный анализ выявил значимую положительную взаимосвязь (на уровне p<0,05) самооценки и шкалы «отвержение-принятие».
Наличие сотрудничества между родителями и детьми отражает позитивный характер взаимодействия. Показатели шкалы выражены средне. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признанием его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие сотрудничества может быть результатом нарушения отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
Исследование показало, что тревожность за ребёнка у большинства родителей – на низком уровне (табл. 3). Взаимосвязь детско-родительского отношения по шкале «тревожность за ребёнка» и самооценки дошкольников не выражена.
Исследование показало, насколько последователен и постоянен родитель (таких родителей, по данным опросника «ВРР» большинство) в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п., отражающегося и на поведении детей.
Воспитательная конфронтация на высоком уровне, несомненно, негативно влияет на развитие детей. Только в трети семей «не принятых» детей по данным опросника «ВРР» взаимоотношения гармоничны. В таких семьях – партнерские, уравнительные отношения родителей и детей; родители стремятся к развитию активности ребенка. Взаимосвязь детско-родительского отношения по данной шкале и самооценки дошкольников не выражена.
По данным шкалы «удовлетворённость отношения с ребёнком» можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми. Низкая степень удовлетворенности у родителей может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией, отражающихся и на поведении детей, на их самооценке. Взаимосвязь детско-родительского отношения по данной шкале и самооценки дошкольников не выражена.

2.3. Выводы

1. Исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях старших дошкольников показало, что родители в данной выборке отличаются, в основном, излишней требовательностью, строгостью, контролем; близость с детьми и сотрудничество - недостаточны; хотя принятие родителями своих детей и последовательность – в основном на высоком и среднем уровне; у большинства родителей тревожность за ребёнка – на низком и среднем уровнях; выявлены воспитательная конфронтация во многих семьях; у трети родителей – низкая удовлетворённость отношений с ребёнком. Такие результаты отражаются и на самооценке детей
2. Анализ результатов исследования самооценки детей с их собственной точки зрения показал, что уровень показателей в основном - средний. То есть в основном дети дошкольного возраста имеют адекватную самооценку, что проявляется в принятии себя, уверенность в собственных силах, способность контролировать свои действия и поступки. При этом в целом средние показатели оценки детей взрослыми ниже уровня самооценки детей.
3. Корреляционный анализ выявил значимые взаимосвязи показателей самооценки и показателей шкал «нетребовательность-требовательность», «автономность-контроль», «эмоциональная дистанция-близость» и шкалы «отвержение-принятие» опросника «Взаимодействие родителя с ребёнком» И. И. Марковской. По остальным показателям методик достоверной взаимосвязи не выявлено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что особая актуальность изучения проблемы влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка связана с тем, что именно в период детства, характеризующимся сензитивностью в освоении окружающего мира, формируются основные структуры личности. При этом родительско-детские отношения исключительно важны для формирования личности подрастающего человека.
Проведенный теоретический анализ детско-родительских отношений позволяет отметить, что детско-родительские отношения это, прежде всего, гармоничная взаимосвязь между родителями и детьми, благоприятно влияющая на становление личности ребенка. Нарушение гармонии в детско-родительских отношениях, непосредственно оказывает влияние на психоэмоциональное состояние ребенка и развитие личности в целом, так же приводит к негативному развитию личности ребенка, к различным личностным деформациям, одной из которых является пониженная самооценка.
Результаты эмпирического исследования влияниея детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка говорят о том, что в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на пониженнии самооценки.
Так, исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях старших дошкольников показало, что родители в данной выборке отличаются, в основном, излишней требовательностью, строгостью, контролем; близость с детьми и сотрудничество - недостаточны; хотя принятие родителями своих детей и последовательность – в основном на высоком и среднем уровне; у большинства родителей тревожность за ребёнка – на низком и среднем уровнях; выявлены воспитательная конфронтация во многих семьях; у трети родителей – низкая удовлетворённость отношений с ребёнком.
Проведенный корреляционный анализ выявил статистически значимые взаимосвязи показателей самооценки и показателей шкал «нетребовательность-требовательность», «автономность-контроль», «эмоциональная дистанция-близость» и шкалы «отвержение-принятие» опросника ВВР. По остальным показателям методик достоверной взаимосвязи не выявлено.
Результаты эмпирического исследования подтвердили выдвинутую гипотезу исследования: детско-родительские отношения положительно влияют на формирование самооценки ребенка при условии позитивного родительского эмоционального отношения к ребенку и позитивного характера взаимодействия с ним.

ЛИТЕРАТУРА

Авдеева Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве. – СПб., 2006. – 206 с.
Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – М., 2003. – 213 с.
Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М., 1980.
Андреева Т.В. Психология семьи. - М.: Речь, 2007.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 2005.
Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.35.
Коломинский Я. Л., Панько Е. А.   Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн.  для учителя. — М.:   Просвещение, 1988. — 190 с.
Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- С.5-14.
Кулик Л.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., Наука. - 2004. – 156 с.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.
Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 2.  -       С. 94 – 108.
Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская, Е.О. Смирнова, Е.И. Изотова и др. - М. : Гардарики, 2007. - 252 с.
Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. - / М.: Флинта. 2010. - 391 с.
Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. СПб: КАРО, 2009.
Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.– 672 с.
Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2008.- 230с.
Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского Университета. - №2, - 2002.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПБ: Питер, 2007.
Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. 2-е изд. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008.
Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.
Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224 – 234.
Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
Спиваковская А.С. Психотерапия - игра, детство, семья. – М: Эксмо-Пресс, 2000.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447с.
Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.Н. Никольская. – СПб., 2003. – 269 с.
Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. // Вопросы психологии. – 1983. - № 8. С. 55 – 61.


ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Процентильная стандартизация опросника ВРР
Шкалы опросника, баллы Процентили 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 11 7 10,5 14 12 15 11 10 5 13 20 12 9 12,5 16 14 17 13 12 6 15 30 13 10 13 18 15 17 15 15 8 16 40 14 11 14 19 16 18 16 16 9 17 50 14 12 14,5 20 16,5 20 18 17 9 18 60 15 13 15,5 20 17,5 20 19 19 10 19 70 16,5 14,5 16 21 18 21 20 20 12 20 80 17 15 17 22 19 22 21 21 14 21 90 18 17,5 18 23 19,5 23 23 22 17 22 100 23 25 21 25 21,5 25 25 25 25 25
Таблица 2
Результаты исследования по опроснику «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.И.Марковской, %

№ Нетр.
Треб. Мягк.
Строг. Автон.
Контр. Эмоц.
дист.
Близ. Отвер.
Прин. Отсут.
сотр.
Сотр. Трев.
за реб. Непосл.
Послед. Восп.
конфр.
в семье Удовл.
отнош.
с реб. 1 80 70 70 20 20 50 70 70 20 50 2 70 70 80 50 50 50 70 60 20 50 3 60 60 70 30 60 40 60 60 10 40 4 60 60 80 30 60 60 80 70 10 50 5 70 70 60 50 70 80 70 80 40 50 6 50 30 60 40 70 50 40 50 40 40 7 50 50 40 60 70 50 70 70 50 60 8 40 50 60 70 60 50 60 60 70 60 9 70 80 70 50 50 40 70 70 10 70 10 70 30 60 50 80 60 60 60 10 80 11 60 30 80 60 10 60 70 70 20 50 12 70 20 80 50 80 80 80 80 30 80 13 70 50 80 50 80 20 70 70 30 40 14 60 50 60 30 40 20 50 60 30 90 15 60 40 60 60 50 30 40 50 20 50 16 50 30 60 40 60 50 60 70 20 60 17 50 30 70 40 60 30 60 70 40 50 18 40 40 90 40 40 90 70 70 30 80 19 70 50 80 80 40 50 60 60 20 80 20 60 40 40 60 50 60 70 70 40 10 21 70 30 70 40 70 40 50 40 40 90 22 40 30 50 40 70 40 50 40 40 80 23 20 10 40 60 40 30 30 20 50 50 24 40 50 70 20 40 70 70 70 20 40 25 60 70 90 50 50 60 80 70 20 50











10

1.Авдеева Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве. – СПб., 2006. – 206 с.
2.Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – М., 2003. – 213 с.
3.Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М., 1980.
4.Андреева Т.В. Психология семьи. - М.: Речь, 2007.
5.Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 2005.
6.Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.35.
7.Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего воз¬раста: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
8.Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- С.5-14.
9.Кулик Л.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., Наука. - 2004. – 156 с.
10.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001.
11.Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 2. - С. 94 – 108.
12.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская, Е.О. Смирнова, Е.И. Изотова и др. - М. : Гардарики, 2007. - 252 с.
13.Молчанова О.Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. - / М.: Флинта. 2010. - 391 с.
14.Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. СПб: КАРО, 2009.
15.Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Прайм-Еврознак, 2003.– 672 с.
16.Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2008.- 230с.
17.Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского Университета. - №2, - 2002.
18.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПБ: Питер, 2007.
19.Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. 2-е изд. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008.
20.Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989.
21.Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224 – 234.
22.Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
23.Спиваковская А.С. Психотерапия - игра, детство, семья. – М: Эксмо-Пресс, 2000.
24.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447с.
25.Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.Н. Никольская. – СПб., 2003. – 269 с.
26.Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. // Вопросы психологии. – 1983. - № 8. С. 55 – 61.

Влияние школы на родительских отношений на формирование самооценки ребенка больше, дошкольного возраста












работа

Влияние школы на родительских отношений на формирование самооценки ребенка больше, дошкольного возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Влияние школы на родительских отношений на формирование самооценки ребенка больше, дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема

1.1 Психологическая характеристика детей дошкольного возраста возраста

1.2 Самооценка - как психологическая категория

1.2.1 Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания

1.2.2 Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие

1.3 Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

1.4 Подходы к классификации детско-родительских отношений

1.5 Значение школы родительских отношений в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния школы на родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

2.1 Методическое обеспечение и организация исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Вывод

Список литературы

Запрос

Введение

В данной работе представлена попытка проанализировать влияние школы на родительских отношений на развитие самооценки ребенка более дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки в старшем дошкольном возрасте, в значительной степени, если не в основном) зависит от школы родительских отношений.

Тема данной дипломной работы очень актуальна. Период дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки ребенка, и, в то же время ребенок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других людей, восприятие других оценок. В этой связи особенно важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.

В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др).

Узнать стоимость работы