Изучение лидерских качеств молодых менеджеров

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 3232 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 10.12.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Исследование проблемы лидерства в менеджменте
1.1. Понятие и концепции лидерства
1.2. Лидерские качества менеджера
1.3. Барьеры развития лидерских качеств менеджеров в условиях современной России
Выводы по главе
Глава II. Исследование лидерских качеств у менеджеров туристической компании «Smolensk Travel»
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Характеристика базы исследования и исследуемого контингента
2.3. Анализ полученных результатов
2.4. Рекомендации по повышению лидерского потенциала менеджеров компании «Smolensk Travel»
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Заключение

В данной работе нами были рассмотрены основные теории лидерства, лидерские качества менеджеров компаний, а также барьеры, возникающие при попытках развития их лидерского потенциала.
Практическая часть нашей работы была направлена на определение степени выраженности лидерских качеств у молодых менеджеров компании «Smolensk Travel» и выявление влияния лидерских способностей на их профессиональную деятельность.
В ходе работы нами были реализованы все поставленные задачи. Таким образом, мы:
1) осуществили литературный обзор, освещающий проблему лидерства в менеджменте;
2) разработали и провели экспериментально-психологическое исследование, направленное на выявление лидерского потенциала у молодых менеджеров компании, а также на выявление эффективности их лидерства;
3) обработали и осуществили интерпретацию полученных результатов исследования;
4) разработали рекомендации для молодых менеджеров по развитию и повышению лидерских качеств руководителя.
Цель работы, заключающаяся в исследовании лидерского потенциала начинающих менеджеров туристической фирмы «Smolensk Travel», как основы для осуществления ими эффективного управления персоналом и процессами, была нами осуществлена.
Гипотеза исследования была доказана нами в полном объеме. Действительно, молодые менеджеры туристической фирмы «Smolensk Travel» в своем большинстве обладают лидерскими качествами, способствующими осуществлению ими эффективного руководства персоналом и рабочими процессами.
В заключение добавим, что проблема лидерства в менеджменте на сегодняшний день является одной из ключевых, так как именно способность к лидерству позволяет менеджерам всех звеньев исполнять свои профессиональные обязанности с максимальной эффективностью.
Руководителям компаний следует всегда помнить, что успешность ответственных менеджеров, демонстрирующих лидерские способности, определяется не тем, насколько выполняются планы, а тем, как они справляется с проблемами своих подчиненных, как способствуют поддержанию доброжелательной атмосферы среди подчиненных, как способствуют вовлечению их в процесс изменений и выстраивают эффективную культуру достижений, так как именно люди – это ключевой вопрос менеджмента.
Список литературы


Адаир Д. Эффективное лидерство: Как развивать и применять лидерские навыки. – М.: Эксмо, 2003. – 177 с.
Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Знание, 1994. – 173 с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 527 с.
Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. – М.: Экономика, 1995. – 543 с.
Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент: Пер. с англ. / Э.С. Гроув. – М.: Филинъ, 1996. – 280 с.
Дружинина З.Г. Менеджмент. Шпаргалка. (http://lib.aldebaran.ru)
Кабушкин Н. И. Основы менеджмента – Мн.: Новое знание, 2002. – 336 с.
Кенджеми Дж. П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий // Психологический журнал. – 1996. – №7. – С. 49.
Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: Инжиниринго-консалтинговая компания «ДеКА», 1996. – 304 с.
Кричевский Р.А. Если Вы – руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Дело, 1998. – 400 с.
Ладанов И.Д. Лидерство в менеджменте // Управление персоналом. – 1996. – № 8. – С. 11-21.
Латфуллин Г. Перспектива на лидерство // Туристический бизнес – 2001. – 9. – С. 12-16.
Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Подходы к изучению лидерства и лидерских качеств // Российское предпринимательство. – 2001. – № 5 (17). – С. 54-58.
Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Природа лидерства // Российское предпринимательство. – 2001. – № 4 (16). – С. 58-63.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: 1998. – С. 517-521.
Основы менеджмента. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Дело, 1992. – 493 с.
Роббинс С., Коултер М. Менеджмент: Пер. с англ. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД «Вильямс», 2002. – 880 с.
Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. – М.: 2002. – C. 316-320.
Стаут Л. Лидерство: от загадок к практике. – М.: ООО «Добрая книга», 2002. – 320 с.
Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. // 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.
Царский В. Менеджмент: просто о сложном. – М.: Альфа-Пресс, 2004. – 820 с.
Штайрер Й. Харизма руководителя // Менеджмент сегодня – 1999. – №11. – С. 23-25.
Эберхард фон Лёнайзен. Развитие лидерства: российский контекст. (www.vestnikmckinsey.ru)
Hersey P., Blanchard K. H. 1974. So you want to know your leadership style. Training and Development (2): 1-15.
House R. J. 1971. A path-goal theory of leadership effectiveness. Administrative Science Quarterly 16 (3): 321-338.
Приложение 1

«Диагностика лидерских способностей »

Тестовый материал

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? (да; нет)
2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? (да; нет)
3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? (да; нет)
4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? (да; нет)
5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо? (да; нет)
6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? (да; нет)
7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? (да; нет)
8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? (да; нет)
9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? (да; нет)
10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? (да; нет)
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? (да; нет)
12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? (да; нет)
13. Считаете ли вы себя мечтателем? (да; нет)
14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? (да; нет)
15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов? (да; нет)
16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
А) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;
Б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
17. Какое из двух мнений вам ближе?
А) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;
Б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
18. С кем вы предпочитаете работать?
А) с покорными людьми;
Б) с независимыми и самостоятельными людьми.
19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? (да; нет)
20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? (да; нет)
21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? (да; нет)
22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
А) предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;
Б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? (да; нет)
24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? (да; нет)
25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? (да; нет)
26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
А) самый компетентный человек;
Б) тот, у кого самый сильный характер.
27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? (да; нет)
28. Уважаете ли вы дисциплину? (да; нет)
29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
А) тот, который все решает сам;
Б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
А) коллегиальный;
Б) авторитарный.
31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? (да; нет)
32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?
А) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
Б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
А) промолчите;
Б) будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? (да; нет)
35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? (да; нет)
36. Что бы вы предпочли?
А) работать под руководством хорошего человека;
Б) работать самостоятельно, без руководителей.
37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
А) согласен;
Б) не согласен.
38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности? (да; нет)
39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? (да; нет)
40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
А) опускаете руки;
Б) появляется сильное желание их преодолеть.
41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают? (да; нет)
42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? (да; нет)
43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
А) введу нужные изменения немедленно;
Б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? (да; нет)
45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? (да; нет)
46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? (да; нет)
47. Кем бы вы предпочли стать?
А) художником, поэтом, композитором, ученым;
Б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку вам приятнее слушать?
А) могучую и торжественную;
Б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? (да; нет)
50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? (да; нет)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Эффективность лидерства»

Тестовый материал

1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новейших достижений? (да; нет)
2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми? (да; нет)
3. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете?
А) краткий, ясный, точный;
Б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом.
4. Разъясняете ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений? (да; нет)
5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно находятся в вашем подчинении? (да; нет)
6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить? (да; нет)
7. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы? (да; нет)
8. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь? (да; нет)
9. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите перед ними? (да; нет)
10. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчиненными? (да; нет)
11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются? (да; нет)
12. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу? (да; нет)
13. Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и ориентироваться на них в совместной работе? (да; нет)
14. Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных, в работе? (да; нет)
15. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных? (да; нет)
16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем? (да; нет)
17. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии других? (да; нет)
18. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, то в какой обстановке?
А) наедине
Б) в присутствии других
19. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, докладывая об итогах вышестоящему руководителю? (да; нет)
20. Доверяете ли вы своим подчиненным? (да; нет)
21. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций? (да; нет)
22. Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каждым из ваших подчиненных, для общего дела? (да; нет)
23. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для планирования работы? (да; нет)
24. Есть ли у вас план повышения своей квалификации? (да; нет)
25. Существует ли у ваших подчиненных план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)? (да; нет)
26. Регулярно ли вы читаете специальную литературу? (да; нет)
27. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей специальности? (да; нет)
28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохранении и повышении работоспособности? (да; нет)
29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу? (да; нет)
30. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с целью улучшения качества и повышения эффективности их работы? (да; нет)
31. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необходимо ориентироваться при его приеме на работу? (да; нет)
32. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удовлетворением персональных просьб, исходящих от подчиненных? (да; нет)
33. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в общении с подчиненными? (да; нет)
34. Относитесь ли вы к своим подчиненным с вниманием и уважением? (да; нет)
35. Уверены ли вы в себе? (да; нет)
36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны? (да; нет)
37. Часто ли вы проявляете творчество в работе? (да; нет)
38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах и т.п.? (да; нет)
39. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии решений и в общении с людьми? (да; нет)
40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если потребуется? (да; нет)











30


1.Адаир Д. Эффективное лидерство: Как развивать и применять лидер-ские навыки. – М.: Эксмо, 2003. – 177 с.
2.Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Знание, 1994. – 173 с.
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 527 с.
4.Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. – М.: Экономика, 1995. – 543 с.
5.Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент: Пер. с англ. / Э.С. Гро-ув. – М.: Филинъ, 1996. – 280 с.
6.Дружинина З.Г. Менеджмент. Шпаргалка. (http://lib.aldebaran.ru)
7.Кабушкин Н. И. Основы менеджмента – Мн.: Новое знание, 2002. – 336 с.
8.Кенджеми Дж. П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий // Психологический журнал. – 1996. – №7. – С. 49.
9.Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: Инжини-ринго-консалтинговая компания «ДеКА», 1996. – 304 с.
10.Кричевский Р.А. Если Вы – руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Дело, 1998. – 400 с.
11.Ладанов И.Д. Лидерство в менеджменте // Управление персоналом. – 1996. – № 8. – С. 11-21.
12.Латфуллин Г. Перспектива на лидерство // Туристический бизнес – 2001. – 9. – С. 12-16.
13.Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Подходы к изучению лидерства и лидерских качеств // Российское предпринимательство. – 2001. – № 5 (17). – С. 54-58.
14.Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Природа лидерства // Российское предпринимательство. – 2001. – № 4 (16). – С. 58-63.
15.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заве-дений. – В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологиче-ское исследование с элементами математической статистики. – М.: 1998. – С. 517-521.
16.Основы менеджмента. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Дело, 1992. – 493 с.
17.Роббинс С., Коултер М. Менеджмент: Пер. с англ. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД «Вильямс», 2002. – 880 с.
18.Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. – М.: 2002. – C. 316-320.
19.Стаут Л. Лидерство: от загадок к практике. – М.: ООО «Добрая кни-га», 2002. – 320 с.
20.Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. // 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.
21.Царский В. Менеджмент: просто о сложном. – М.: Альфа-Пресс, 2004. – 820 с.
22.Штайрер Й. Харизма руководителя // Менеджмент сегодня – 1999. – №11. – С. 23-25.
23.Эберхард фон Лёнайзен. Развитие лидерства: российский контекст. (www.vestnikmckinsey.ru)
24.Hersey P., Blanchard K. H. 1974. So you want to know your leadership style. Training and Development (2): 1-15.
25.House R. J. 1971. A path-goal theory of leadership effectiveness. Administrative Science Quarterly 16 (3): 321-338.

Вопрос-ответ:

Какие концепции лидерства рассматриваются в главе I?

В главе I рассматриваются различные концепции лидерства, такие как трансформационное лидерство, транзакционное лидерство, а также концепции авторитарного и демократического лидерства.

Какие лидерские качества рассматриваются в главе I?

В главе I рассматриваются различные лидерские качества менеджера, такие как вдохновляющая коммуникация, толерантность к риску, стратегическое мышление, эмоциональный интеллект и другие.

Какие барьеры развития лидерских качеств менеджеров рассматриваются в главе I?

В главе I рассматриваются различные барьеры развития лидерских качеств менеджеров в условиях современной России, такие как отсутствие мотивации для развития лидерских навыков, недостаток возможностей для обучения и развития, и другие.

Какая организация и методы исследования рассматриваются в главе II?

В главе II рассматривается организация и методы исследования лидерских качеств у менеджеров туристической компании «Smolensk Travel». В работе использовались методы анкетирования, наблюдения и интервьюирования.

Какие результаты были получены в главе II?

В главе II был проведен анализ полученных результатов и исследованы лидерские качества у менеджеров туристической компании «Smolensk Travel». Результаты показали, что большинство менеджеров обладают высоким уровнем лидерских качеств, таких как коммуникабельность, стратегическое мышление и эмоциональный интеллект.

Какие концепции лидерства были использованы в данном исследовании?

В данном исследовании были использованы такие концепции лидерства, как трансформационное лидерство, аутентичное лидерство и лидерство, основанное на эмоциональном интеллекте.

Какие лидерские качества были выявлены у молодых менеджеров в данном исследовании?

В данном исследовании были выявлены следующие лидерские качества у молодых менеджеров: умение мотивировать сотрудников, умение принимать решения, коммуникационные навыки, способность к сотрудничеству, лидерские навыки в области развития команды.

Какие барьеры могут возникать при развитии лидерских качеств менеджеров в условиях современной России?

При развитии лидерских качеств менеджеров в условиях современной России могут возникать следующие барьеры: отсутствие поддержки руководства, консервативный стиль управления, отсутствие мотивации для саморазвития, недостаточная осведомленность о современных требованиях к лидерству.

Как проводилось исследование лидерских качеств у менеджеров туристической компании «Smolensk Travel»?

Исследование лидерских качеств у менеджеров туристической компании «Smolensk Travel» проводилось с помощью анкетирования, наблюдения и проведения интервью с сотрудниками. Также был проведен анализ документации и статистических данных компании.

Какие результаты были получены в ходе исследования лидерских качеств у менеджеров туристической компании «Smolensk Travel»?

В результате исследования лидерских качеств у менеджеров туристической компании «Smolensk Travel» было выявлено, что у большинства менеджеров есть некоторые лидерские навыки, но есть также и определенные слабости. Было также выявлено, что некоторые менеджеры проявляют больший потенциал в развитии лидерских качеств, чем другие.

Какие понятия и концепции лидерства рассматриваются в главе I?

В главе I рассматриваются понятия и концепции лидерства в менеджменте. Это включает определение и описание лидерства, а также изучение лидерских качеств менеджера и барьеров развития этих качеств в условиях современной России.

Какие лидерские качества менеджера будут рассмотрены в главе I?

В главе I будут рассмотрены различные лидерские качества менеджера, такие как коммуникабельность, умение мотивировать и вдохновлять коллектив, лидерские навыки и компетенции, а также адаптация к изменениям и принятие решений.