Вам нужен реферат?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Атмосфера средневекового города и образ собора в романе Гюго “Собор Парижской Богоматери”

  • 16 страниц
  • 4 источника
  • Добавлена 04.08.2012
539 руб. 770 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Образ средневекового города в романе «Собор Парижской Богоматери»
2. Образ собора в романе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Собор для Клода Фролло является как местом обитания, службы, его изысканий, так и вместилищем его страстей и пороков, порывов раскаяния, духовных метаний, наконец, его смерти. Собор – это важнейшая часто жизни героя Клода Фролло, однако и сам Собор порой выступает в качестве непосредственного участника действия романа: с его галерей Клод Фролло наблюдает за танцующей Эсмеральдой, в келье собора Клод занимается алхимическими изысканиями, здесь он также молит Эсмеральду о любви и жалости. И страшная смерть Клода Фролло тоже совершается в Соборе.
В потрясающей сцене гибели Клода Фролло, которая детально описана Гюго, Собор даже обретает черты одушевленного существа: «Звонарь отступил на несколько шагов за спиной архидьякона и внезапно, в порыве ярости кинувшись на него, столкнул его в бездну, над которой наклонился Клод... Священник упал вниз... Водосточная труба, над которой он стоял, задержала его падение. В отчаянии он обеими руками уцепился за нее... Под ним зияла бездна... В этом страшном положении архидьякон не вымолвил ни слова, не издал ни единого стона. Он лишь извивался, делая нечеловеческие усилия взобраться по желобу до балюстрады. Но его руки скользили по граниту, его ноги, царапая почерневшую стену, тщетно искали опоры... Архидьякон изнемогал.... Он глядел на бесстрастные изваяния башни, повисшие, как и он, над пропастью, но без страха за себя, без сожаления к нему. Все вокруг было каменным: прямо перед ним - раскрытые пасти чудовищ, под ним - в глубине площади - мостовая, над его головой - плакавший Квазимодо».
Клод Фролло, воплощение холодности, человеческой подлости и жестокости, перед смертью вступает в противоборство с Собором, его каменными и холодными стенами, такими же каменными, как и его сердце. И Собор отказывает ему в помощи, от отрекается от своего служителя, нет Клоду Фролло ни жалости, ни пощады.
Что касается связи Квазимодо с Собором, то её можно назвать мистической и таинственной: «С течением времени крепкие узы связали звонаря с собором. Навек отрешенный от мира тяготевшим над ним двойным несчастьем - темным происхождением и физическим уродством, замкнутый с детства в этот двойной непреодолимый круг, бедняга привык не замечать ничего, что лежало по ту сторону священных стен, приютивших его под своей сенью. В то время как он рос и развивался, Собор Богоматери служил для него то яйцом, то гнездом, то домом, то родиной, то, наконец, вселенной». 
Собор был другом Квазимодо, он укрывал его от жестоких людей и насмешек, обид, злобы. Более того, с этим Собором Квазимодо общался как с живым существом: статуи чудовищ и демонов, святые были его друзьями. Таким образом, благодаря Собору несчастный горбун Квазимодо преодолевал собственное одиночество, легче переживал оторванность от жестокого мира людей.
И только светлое и сильное чувство к прекрасной Эсмеральде смогло отодвинуть на второй план эту связь Квазимодо с Собором. Однако и в этой любовной истории участвует Собор: Квазимодо пытается с его помощью спасти обожаемую им Эсмеральду. Тем не менее, его попытки были обречены на провал, так как злоба людей оказывается сильнее как светлых чувств Квазимодо, так и каменных стен Собора Парижской Богоматери.
В начале романа Гюго рассказывает читателю о том, что им при осмотре собора было обнаружено следующее начертанное на стене слово: ANKГH. Это слово по-гречески означает «Рок». Именно рок направлял судьбы героев романа, а Собор – это также и символ этого Рока, его своего рода персонификация, так как именно к Собору ведут все нити повествования о судьбах героев романа. Кроме того, Собор можно считать символом роли церкви и догматического миросозерцания, символом поглощения догматикой сознания человека и его воли. Собор в романе тоже как бы поглощает судьбы главных его героев.
Кроме того, для Гюго Собор – это в первую очередь не выражение идеалов мистики эпохи Средневековья, а место проявления сильных человеческих страстей и глубоких чувств.
Заключение

В целом, роман «Собор Парижской Богоматери» представляет собой подлинную энциклопедию народной жизни средневекового города. Очевидно, что В. Гюго очень тщательно изучал исторические источники, в которых рассказывается о народной жизни, а затем перенес это в художественной форме в свое великое произведение.
Что касается образа собора в романе, то он глубоко символичен: собор – это символ переходной эпохи (от Средневековья к Возрождению), символ величия человеческого гения, символ Рока, преследующего главных героев романа. Судьбы героев также связаны с этим величественным собором: для Квазимодо и Клода Фролло это место обитания, ведь в соборе протекает не только их внешняя, но и внутренняя жизнь, а для цыганки Эсмеральды собор становится последним пристанищем перед трагической гибелью.

Список литературы

Гюго В. Собор Парижской Богоматери./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor
Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. - Л., 1958.
Соколова Т. Виктор Гюго и его роман «Собор Парижской Богоматери».//В кн.: Гюго В. Собор Парижской Богоматери. – СПб., 2006.// http://www.vitanova.ru/static/catalog/books/book69.html
Толмачов М.В. Свидетель века Виктор Гюго.//В кн.: Гюго В. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. - М., 1988.// http://www.philology.ru/literature3/tolmachov-88.htm


Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. - Л., 1958. С. 29.

Соколова Т. Виктор Гюго и его роман «Собор Парижской Богоматери».//В кн.: Гюго В. Собор Парижской Богоматери. – СПб., 2006.// http://www.vitanova.ru/static/catalog/books/book69.html
Там же.
Гюго В. Собор Парижской Богоматери./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor

Гюго В. Собор Парижской Богоматери./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor
Толмачов М.В. Свидетель века Виктор Гюго.//В кн.: Гюго В. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. - М., 1988.// http://www.philology.ru/literature3/tolmachov-88.htm
Гюго В. Собор Парижской Богоматери./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor
Там же.
Гюго В. Собор Парижской Богоматери./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor

Гюго В. Собор Парижской Богоматери./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor
Там же.












3

4

Образ Собора в романе Гюго &';Собор Нотр-Дам&';

Образ Собора в романе Гюго "собор Парижской Богоматери"

Личность Виктора Гюго (1802-1885) удивить разносторонностью. Один из самых читаемых в мире французских прозаиков, для своих соотечественников он прежде всего великий национальный поэт, реформатор французского, лирики, драматургии, а также публицист-патриот, политик-демократ. Экспертов, он известен как незаурядный мастер графики, неутомимый рисовальщик фантазий на темы собственных произведений. Но есть основное, что определяет эту многогранную личность и одушевляет ее деятельность, это любовь, сострадание к бедным, призыв к милосердию и братству. Некоторые стороны творческого наследия Гюго уже принадлежат прошлому: сегодня кажутся старомодными его ораторско-декламационный пафос, многословное велеречие, склонность к эффектным антитезам мысли и образов. Однако Гюго - демократ, враг тирании и насилия над личностью, благородный защитник жертв общественной и политической несправедливости, - наш современник и будет вызывать отклик в сердцах многих поколений читателей. Человечество не забудет того, кто перед смертью, подводя итог своей деятельности, с полным основанием сказал: "Я в своих книгах, театре, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умолял могучих и неумолимых. Я восстановил в правах человека шута, лакея, каторжника и проститутку".

ярчайшей демонстрацией справедливости этого утверждения можно считать исторический роман "собор Парижской Богоматери", начатый Гюго в июле 1830 и закончил в феврале 1831. Обращение Гюго к далекому прошлому было вызвано тремя факторами культурной жизни его времени: широким распространением исторической тематики в литературе, увлечением романтически трактуемым средневековьем, в борьбе за защиту исторических и архитектурных памятников. Интерес романтиков к средним векам во многом возник как реакция на классическую сосредоточенность на античности. Свою роль здесь играет и желание преодолеть пренебрежительное отношение к средневековью, распространившееся благодаря писателям-просветителям XVIII века, для которых было царство тьмы и невежества, бесполезным в истории поступательного развития человечества. И, в конце концов, вероятно, главным образом, средние века привлекали романтиков своей необычностью, в противоположность прозе буржуазной жизни, тусклому обыденному существованию. Здесь вы можете встретиться, считали романтики, с цельными, большими символов, сильных страстей, подвиги и мученичество во имя убеждений. Все это воспринималось еще в ореоле тайны, связанные с отсутствием изученностью средних веков, которая восполнялась обращением к народным преданиям и легендам, которые для писателей-романтиков особое значение. Свой взгляд на роль эпохи средневековья Гюго изложил еще в 1827 году, автор в предисловии к драме "Кромвель", которое стало манифестом демократически настроенных французских романтиков и выразившее эстетическую позицию Гюго, которой он, в целом, сохранил до конца жизни.

Узнать стоимость работы