Атмосфера средневекового города и образ собора в романе Гюго “Собор Парижской Богоматери”

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 1616 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 04.08.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Образ средневекового города в романе «Собор Парижской Богоматери»
2. Образ собора в романе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Собор для Клода Фролло является как местом обитания, службы, его изысканий, так и вместилищем его страстей и пороков, порывов раскаяния, духовных метаний, наконец, его смерти. Собор – это важнейшая часто жизни героя Клода Фролло, однако и сам Собор порой выступает в качестве непосредственного участника действия романа: с его галерей Клод Фролло наблюдает за танцующей Эсмеральдой, в келье собора Клод занимается алхимическими изысканиями, здесь он также молит Эсмеральду о любви и жалости. И страшная смерть Клода Фролло тоже совершается в Соборе.
В потрясающей сцене гибели Клода Фролло, которая детально описана Гюго, Собор даже обретает черты одушевленного существа: «Звонарь отступил на несколько шагов за спиной архидьякона и внезапно, в порыве ярости кинувшись на него, столкнул его в бездну, над которой наклонился Клод... Священник упал вниз... Водосточная труба, над которой он стоял, задержала его падение. В отчаянии он обеими руками уцепился за нее... Под ним зияла бездна... В этом страшном положении архидьякон не вымолвил ни слова, не издал ни единого стона. Он лишь извивался, делая нечеловеческие усилия взобраться по желобу до балюстрады. Но его руки скользили по граниту, его ноги, царапая почерневшую стену, тщетно искали опоры... Архидьякон изнемогал.... Он глядел на бесстрастные изваяния башни, повисшие, как и он, над пропастью, но без страха за себя, без сожаления к нему. Все вокруг было каменным: прямо перед ним - раскрытые пасти чудовищ, под ним - в глубине площади - мостовая, над его головой - плакавший Квазимодо».
Клод Фролло, воплощение холодности, человеческой подлости и жестокости, перед смертью вступает в противоборство с Собором, его каменными и холодными стенами, такими же каменными, как и его сердце. И Собор отказывает ему в помощи, от отрекается от своего служителя, нет Клоду Фролло ни жалости, ни пощады.
Что касается связи Квазимодо с Собором, то её можно назвать мистической и таинственной: «С течением времени крепкие узы связали звонаря с собором. Навек отрешенный от мира тяготевшим над ним двойным несчастьем - темным происхождением и физическим уродством, замкнутый с детства в этот двойной непреодолимый круг, бедняга привык не замечать ничего, что лежало по ту сторону священных стен, приютивших его под своей сенью. В то время как он рос и развивался, Собор Богоматери служил для него то яйцом, то гнездом, то домом, то родиной, то, наконец, вселенной». 
Собор был другом Квазимодо, он укрывал его от жестоких людей и насмешек, обид, злобы. Более того, с этим Собором Квазимодо общался как с живым существом: статуи чудовищ и демонов, святые были его друзьями. Таким образом, благодаря Собору несчастный горбун Квазимодо преодолевал собственное одиночество, легче переживал оторванность от жестокого мира людей.
И только светлое и сильное чувство к прекрасной Эсмеральде смогло отодвинуть на второй план эту связь Квазимодо с Собором. Однако и в этой любовной истории участвует Собор: Квазимодо пытается с его помощью спасти обожаемую им Эсмеральду. Тем не менее, его попытки были обречены на провал, так как злоба людей оказывается сильнее как светлых чувств Квазимодо, так и каменных стен Собора Парижской Богоматери.
В начале романа Гюго рассказывает читателю о том, что им при осмотре собора было обнаружено следующее начертанное на стене слово: ANKГH. Это слово по-гречески означает «Рок». Именно рок направлял судьбы героев романа, а Собор – это также и символ этого Рока, его своего рода персонификация, так как именно к Собору ведут все нити повествования о судьбах героев романа. Кроме того, Собор можно считать символом роли церкви и догматического миросозерцания, символом поглощения догматикой сознания человека и его воли. Собор в романе тоже как бы поглощает судьбы главных его героев.
Кроме того, для Гюго Собор – это в первую очередь не выражение идеалов мистики эпохи Средневековья, а место проявления сильных человеческих страстей и глубоких чувств.
Заключение

В целом, роман «Собор Парижской Богоматери» представляет собой подлинную энциклопедию народной жизни средневекового города. Очевидно, что В. Гюго очень тщательно изучал исторические источники, в которых рассказывается о народной жизни, а затем перенес это в художественной форме в свое великое произведение.
Что касается образа собора в романе, то он глубоко символичен: собор – это символ переходной эпохи (от Средневековья к Возрождению), символ величия человеческого гения, символ Рока, преследующего главных героев романа. Судьбы героев также связаны с этим величественным собором: для Квазимодо и Клода Фролло это место обитания, ведь в соборе протекает не только их внешняя, но и внутренняя жизнь, а для цыганки Эсмеральды собор становится последним пристанищем перед трагической гибелью.

Список литературы

Гюго В. Собор Парижской Богоматери./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor
Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. - Л., 1958.
Соколова Т. Виктор Гюго и его роман «Собор Парижской Богоматери».//В кн.: Гюго В. Собор Парижской Богоматери. – СПб., 2006.// http://www.vitanova.ru/static/catalog/books/book69.html
Толмачов М.В. Свидетель века Виктор Гюго.//В кн.: Гюго В. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. - М., 1988.// http://www.philology.ru/literature3/tolmachov-88.htm


Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. - Л., 1958. С. 29.

Соколова Т. Виктор Гюго и его роман «Собор Парижской Богоматери».//В кн.: Гюго В. Собор Парижской Богоматери. – СПб., 2006.// http://www.vitanova.ru/static/catalog/books/book69.html
Там же.
Гюго В. Собор Парижской Богоматери./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor

Гюго В. Собор Парижской Богоматери./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor
Толмачов М.В. Свидетель века Виктор Гюго.//В кн.: Гюго В. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. - М., 1988.// http://www.philology.ru/literature3/tolmachov-88.htm
Гюго В. Собор Парижской Богоматери./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor
Там же.
Гюго В. Собор Парижской Богоматери./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor

Гюго В. Собор Парижской Богоматери./Электронный ресурс// http://lib.ru/INOOLD/GUGO/sobor
Там же.












3

4

Вопрос-ответ:

Какую роль играет собор в романе "Собор Парижской Богоматери"?

Для Клода Фролло собор является местом обитания, службы, его изысканий, а также вместилищем его страстей и пороков, порывов раскаяния и духовных метаний.

Что символизирует собор в романе?

Собор является символом средневековой городской жизни, веры, истории и культуры. Он является воплощением духовности и величия Парижа.

Каким образом собор отражает жизнь Клода Фролло?

Собор отражает жизнь Клода Фролло, включая его страсти, пороки, порывы раскаяния и духовные метания. Он также становится местом его смерти.

Какие эмоции вызывает собор у Клода Фролло?

Собор вызывает у Клода Фролло разные эмоции, включая благоговение, умиление, восторг и передознанное раскаяние. Он также вызывает у него чувство подавленности и отчуждения.

Какова роль собора в средневековом городе в романе?

Собор играет важную роль в средневековом городе, представляя центр городской жизни, веры и культуры. Он является символом силы и величия Парижа.

Каким образом средневековый город представлен в романе "Собор Парижской Богоматери"?

В романе "Собор Парижской Богоматери" средневековый город представлен как тесный, темный и живой организм. Гюго описывает узкие улочки, грязные дворы, запутанные переулки и толпы народа, рисуя образ насыщенного и тесного пространства города.

Какое значение имеет собор в романе "Собор Парижской Богоматери"?

Собор в романе "Собор Парижской Богоматери" имеет множество значений. Он служит местом обитания и службы для главного героя, Клода Фролло, отражает его страсти и пороки, но также может представлять и порывы раскаяния и духовные метания. В конце концов, собор является местом смерти для Клода Фролло.

Какое значение имеет собор для героя Клода Фролло в романе "Собор Парижской Богоматери"?

Собор является важнейшей частью жизни героя Клода Фролло. Он служит ему местом обитания, местом для службы, но также и вместилищем его страстей, пороков и порывов раскаяния. Для Клода Фролло собор становится символом его внутреннего мира и его судьбы.

Каким образом образ собора влияет на героя Клода Фролло в романе "Собор Парижской Богоматери"?

Образ собора оказывает сильное влияние на героя Клода Фролло. Собор представляет для него не только место службы и обитания, но и место, где он проявляет свои страсти и пороки, а также где испытывает порывы раскаяния и духовные метания. В конце концов, собор становится местом его смерти.

Какое значение имеет собор в жизни героя Клода Фролло в романе "Собор Парижской Богоматери"?

Собор играет важную роль в жизни героя Клода Фролло. Он является не только местом его обитания и службы, но и символом его внутреннего мира и его судьбы. Собор становится вместилищем его страстей и пороков, порывов раскаяния и духовных метаний, и в конце концов, местом его смерти.