Вам нужна курсовая работа?
Интересует Реклама и PR?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

PR-деятельность в религиозной сфере.На примере Русской Православной Церкви

  • 32 страницы
  • 14 источников
  • Добавлена 04.08.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. PR и его специфика в религиозной сфере
1.1. Особенности функционирования РПЦ в современной России
1.2. Понятие PR-технология и возможности их использования
1.3. Приоритетные технологии РПЦ
2. Приоритетные направления PR деятельности РПЦ в период патриаршества Алексея II и Кирилла
2.1. Патриарх Алексей II и продвижение церкви в период его патриаршества
2.2. Позиционирование церкви в период патриаршества Кирилла
2.3. Сравнительная характеристика PR патриарха Алексея и Кирилла
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

«Сегодня, в праздник Пасхи, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал в московском НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра им. Блохина (РОНЦ). В сопровождении директора РОНЦ Михаила Давыдова и директора НИИ детской онкологии Мамеда Алиева он посетил хирургическое и гематологическое отделения института. Патриарх передал в дар больнице вышитую икону Воскресения Христова, для игровых комнат института - пять ноутбуков, а каждому ребенку вручил пасхальные подарки, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на патриаршe пресс-службу.
Одним из приоритетных направлений PR деятельности современной церкви является Интернет. В отличие от Алексея Кирилл рассматривает возможности интернет, как значимое средство воздействия не только на верующих, но и на общественность в целом. Ресурсы этой категории — серьезные, регулярно (несколько раз в день) обновляемые сайты, претендующие на роль сетевых средств массовой информации. Некоторые из них зарегистрированы как СМИ, они имеют собственных журналистов, а также сотрудничают с журналистами печатных и других более традиционных масс-медиа. Эти сайты имеют значительную, по меркам русского Интернета, аудиторию в несколько тысяч посетителей в сутки. Воздействие может быть оказано с помощью вкрапления в информационные и аналитические сообщения нужных комментариев и выводов, а также с помощью помещения среди обычных «заказных» материалов. Работа с такими ресурсами во многом идентична работе с традиционными СМИ. Эффективность воздействия довольно значительна. Данные особенности РПЦ использует весьма активно, создавая в том числе и собственные электронные ресурсы, одним и которых стал официальный сайт РПЦ.
Каждая уважающая себя политическая организация имеет сайт в Интернете. Для одних это просто вопрос престижа, информации на их страницах мало, она редко обновляется и неинтересна никому, кроме специалистов и самих держателей информации. Другие же заботятся о своих посетителях больше, на их сайтах можно найти отражение всех политических событий, пресс-релизы и всю информацию для журналистов, большое количество литературы и интересных материалов, которые могут понадобиться многим и потому привлекают внимание не только сторонников данной кандидата, но и многих других. Эффективность таких сайтов намного значительнее.
Сайт РПЦ оформлен осень привлекательно и удобно для пользователя, имеет множество функций и предоставляет весьма объемную информацию о положительной деятельности РПЦ. Помимо официального сайта РПЦ имеет и множество других ресурсов: блоги деятелей церкви и активистов церкви, православные форумы, сайты по интересам и пр. Данные ресурсы предоставляют значительный объем информации и позволяют специалистам PR РПЦ проводить регулярный мониторинг, отслеживать сведения, что является весьма актуальным в связи с возросшим противодействием деятельности РПЦ и появлением в сети огромного количества компрометирующих материалов.
Компрометирующие материалы являются средством, которое весьма активно использует и сама РПЦ, пытаясь повысить свои рейтинги. «Черный пиар» стал весьма активным средством воздействия на общественное мнение со стороны церкви. После некоторых громких и не оправдавшихся разоблачений серьезных печатных СМИ и значительной части интернет – изданий и пользователей РПЦ оказалась в затруднительной ситуации, которая требует активизации ее деятельности относительно PR и создания ее положительного имиджа.
В частности, одним из последних событий активизации противостояния РПЦ и части общественности стали события, связанные с выступлением в храме Христа спасителя группы Pussy Riot, которое сами участники группы нахвали «панк - молебен».
С позиции участниц целью выступления стало показать общественности ущербность современной русской православной церкви, выразив протест против действующей власти. Подкреплением их обвинений стала ситуация, сложившаяся в отношении РПЦ и в отношении одной из святынь церкви – храма Христа Спасителя, который является объектом коммерческой деятельности церкви в лице патриарха Кирилла. Помещения храма сдаются в аренду частным лицам для проведения частных мероприятий, которые в большинстве не имеют отношения к духовности христианства.
Несколько участниц группы в масках выступило на алтаре, исполнив танец, за запись которого в дальнейшем были наложены музыка и слова. Данное выступление разделило общественность на два противоборствующих лагеря- противников, считающих подобные протестные средства недопустимыми и требующими жестокого наказания участниц и тех, кто считает недопустимым уголовное преследование участниц группы всего лишь за хулиганство.
Общественное мнение фактически делится на два лагеря и телевизионные тематические передачи имеют в своей основе концепцию непримиримости тогда, как новостные передачи и печатные СМИ настроены более лояльно и оценивают ситуацию в первую очередь, как акт хулиганства, наказание которому по факту не является соразмерным.
Непримиримую позицию в отношении выступления занимают, в первую очередь, представители церкви и ортодоксальные верующие, которые посчитали данное выступление нарушением традиций, оскорблением РЦП, проявлением экстремизма, богохульства и преступления против морали, что позиционируется во всех доступных СМИ, повышая тем самым свои рейтинги, как оскорбленной стороны. Необходимо отметить, что подобные меры возымели действия и РПЦ поддержала даже часть неверующего населения.
Таким образом, PR- технологии используемые патриархом Кириллом более разнообразны и актуальны для современного общества.
2.3. Сравнительная характеристика PR патриарха Алексея и Кирилла

Таким образом, возможно отметить, что при патриархе Кирилле РПЦ явно активизировала свою PR деятельность и средства воздействия на общественность становятся более явными тогда, как Алексей в большей степени делала ставку на скрытые средства PR, не желая чтобы общественность соотносила церковь с организацией коммерческой, как это стало при Кирилле.
При Патриархе Кирилле радикально изменилась и степень зависимости РПЦ от государства, несмотря на то, что в глазах массового читателя или зрителя кажется совсем наоборот. Вместе с тем, при Алексии II Московская патриархия, всегда находившаяся «при власти», достаточно сильно дистанцировалась от нее – конечно, по сравнению с советской эпохой. Хотя государство и рассматривало РПЦ как символ и инструмент идеологии, но даже покровительство православию не могло заставить РПЦ при Патриархе Алексии II оперативно поддерживать власть, стать ее социальной опорой, вдохновлять народ красивыми антикризисными речами.
Патриарх Кирилл сумел заставить заработать механизм взаимной поддержки Церкви и государства. По сложившейся российской традиции, модернизация началась не с снизу, а была провозглашена сверху. На самом Поместном Соборе, выбравшем Патриарха Кирилла, роль этого номинально высшего органа церковной власти была сведена до избрания Патриарха. «В утешение» ревнителям «соборности» учредили ни к чему не обзывающее Межсоборное присутствие, а новый приходской устав РПЦ поставил крест на приходской демократии.
В сравнении с Кириллом Алексей делал акцент на благотворительность и традиционные средства воздействия церкви на общественность - формирование положительного имиджа церкви, что привлекало к ней верующих и формировало представление о церкви, как о месте спасения души. На современном этапе церковь все чаще ассоциируется общественностью с коммерческой организаций, либо организаций культурно – религиозного характера, нацеленной на предоставление населению услуги приобщения к традициям, к которым относятся традиционные похороны, крещение, венчание и пр. Одновременно же с этим церковь и предоставляет возможность гражданам участвовать в традиционных праздниках.
Современная церковь делает больший аспект на внешнюю привлекательность для граждан, а не на основе призыва к духовности, как это было приоритетным при патриархе Алексее. В соответствие с этим Кирилл идет на популистские меры, делая послабления во многих канонах церкви, пытаясь сделать ее более привлекательной для большинства. Церковь перестает быть организацией патриархальной, закрытой для простых верующих. Верующие получают возможность приобщиться к православной жизни сполна, к примеру посетив практически закрытые при Алексее монастыри, где к услугам туристов будет представлена культурно – развлекательная программа в виде монастырского обеда, посещения келий монахов, святых мест и коллективной молитвы.
При Кирилле церковь обратилась и к тем средствам PR, которые Алексеем отрицались полностью, как недопустимые для православного человека и морально разлагающие - сети интернет. Кирилл настоял, чтобы каждый священник, имеющий доступ к сети занимался активной просветительской деятельностью при помощи данного ресурса и привлекал паству к церкви.
Патриархом Кириллом весьма активно используются и поощряемые Алексеем средства – РПЦ пол прежнему нацелена на благотворительность, использует образ борца со злом, в качестве которого выступает оппозиция церкви.
Таким образом, на современном этапе ЗПЦ использует все доступные средства PR, которые позволяют ей поддерживать свои позиции в процессе влияния на общественное мнение и формировании жизненных стилей и приоритетов населения.
Заключение
На современном этапе религия сохраняется, в основном, в личной жизни, особенно в свете того, что согласно конституции церковь отделена от государства и не имеет права оказывать влияние на функционирование общества. При всем этом современная РПЦ влиять на государственную и общественную сферу активно стремится и ставит своей приоритетной целью приобщение к религии как можно большего числа верующих.
Церковь заинтересована в росте количества паствы в первую очередь по причине наличия верующих, как условия выживания церкви. РПЦ финансируется в основном за счет собственных ресурсов, а также за счет финансирования со стороны верующих, за счет которых в РФ строятся новые храмы, функционируют действующие. Падение популярности РПЦ в среде верующих ведет к необходимости обращения ее к средствам PR, которые позволят сделать церковь популярной и современной паствы, создать ее положительный имидж. Фактически современная церковь использует весь набор средств, нацеленных на повышение своих рейтингов, включая «черный пиар».
Приоритетной сферой воздействия на общество и общественные устои РПЦ являются PR-технологии, позволяющие формировать определенные приоритетные стили жизни, в которые вписываются религиозные мировоззрения.
Приоритетными для современной РПЦ являются СМИ, ориентированные на аудио – визуальное восприятие, а также при помощи воздействия на психологические составляющие личности.
Одним из приоритетных средств воздействия является создание положительного образа РПЦ и ее деятелей. Устремленность церкви в сферу благотворительности и просвещения. Приоритетными направления PR РПЦ в последние годы также является ориентация на социальные проблемы, их репрезентацию и возможные стратегии их решения. Главное внимание в представлении социальных проблем уделяется психологическому воздействию на общество.
РПЦ все в большей сфере ориентируется на молодое поколение, которое не слишком активно подвергается воздействию через традиционные средства и в большей степени ориентировано на сеть интернет.
Сеть интернет активно задействуется РПЦ в качестве средства PR. В сети появляются православные сайты, форумы для общения, распространяются выступления активистов и главы церкви, распространяются публикации в электронных изданиях. Одним их приоритетных средств воздействия на общество также является использование личности активистов – деятелей РПЦ и в первую очередь главы церкви. Формирование положительного имиджа патриарха в частности и православной церкви используется наиболее активно.
При патриархе Кирилле РПЦ явно активизировала свою PR деятельность и средства воздействия на общественность становятся более явными тогда, как Алексей в большей степени делала ставку на скрытые средства PR, не желая чтобы общественность соотносила церковь с организацией коммерческой, как это стало при Кирилле.
В сравнении с Кириллом Алексей делал акцент на благотворительность и традиционные средства воздействия церкви на общественность - формирование положительного имиджа церкви, что привлекало к ней верующих и формировало представление о церкви, как о месте спасения души.
При Кирилле церковь обратилась и к тем средствам PR, которые Алексеем отрицались полностью, как недопустимые для православного человека и морально разлагающие - сети интернет.
Таким образом, на современном этапе ЗПЦ использует все доступные средства PR, которые позволяют ей поддерживать свои позиции в процессе влияния на общественное мнение и формировании жизненных стилей и приоритетов населения.
Список литературы

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер Алексей Михайлович) [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/54129.html (дата обращения 7.05.2012)
Бенетон Ф. Введение в политическую науку. - М; Весь мир, 2005.
Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. - М.: ИС РАН, 2003.
Еремеева Т.С. PR-технологии и реклама в социальной сфере [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2009/153-smi-mediakultura/7313-pr-tehnologii-i-reklama.html (дата обращения 16.02.2012)
Зотова З.М. Политические кандидата и избирательный процесс. - М.: РЦОИТ, 2002.
Казьмина О.Е. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в современной России [электронный ресурс] – режим доступа: http://delist.ru/article/17082007_kazminaoe/page1.html (дата обращения 7.05.2012)
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. - М.: Аспект-Пресс, 2002.
Нуркова В.В. Психология./В.В. Нуркова – М.: Высшее Образование, 2005.
Официальный сайт РПЦ [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ (дата обращения 7.05.212)
Патриарх вручил пасхальные подарки пациентам детского онкоцентра и поехал на вечерню на старой «Чайке»//Религия и общество – 24.03.2011.
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: Эксмо, 2002.
Тоффлер А. Третья волна. Американская модель: с будущим в конфликте. - М.: Мысль, 1984.
Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб.: Наука,2005.
Grunig J. Public Relations Theory. – N-Y, 2003.


Казьмина О.Е. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в современной России [электронный ресурс] – режим доступа: http://delist.ru/article/17082007_kazminaoe/page1.html (дата обращения 7.05.2012)
Официальный сайт РПЦ [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ (дата обращения 7.05.212)
Казьмина О.Е. Русская православная церковь и новая религиозная ситуация в современной России [электронный ресурс] – режим доступа: http://delist.ru/article/17082007_kazminaoe/page1.html (дата обращения 7.05.2012)
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. - М.: Аспкт-Пресс, 2002. С. 30.
Grunig J. Public Relations Theory. – N-Y, 2003. Р. 13-14.
Тоффлер А. Третья волна. Американская модель: с будущим в конфликте. - М.: Мысль, 1984. С. 45.
Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: Эксмо, 2002. С. 90-92.
Бенетон Ф. Введение в политическую науку. - М; Весь мир, 2005. с. 198.
Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. - М.: ИС РАН, 2003. С.28
Нуркова В.В. Психология./В.В. Нуркова – М.: Высшее Образование, 2005. с.311.
Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб.: Наука,2005. с.377-378.
Еремеева Т.С. PR-технологии и реклама в социальной сфере [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2009/153-smi-mediakultura/7313-pr-tehnologii-i-reklama.html (дата обращения 16.02.2012)
Зотова З.М. Политические кандидата и избирательный процесс. - М.: РЦОИТ, 2002. с.81.
Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер Алексей Михайлович) [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/54129.html (дата обращения 7.05.2012)
Патриарх вручил пасхальные подарки пациентам детского онкоцентра и поехал на вечерню на старой «Чайке»//Религия и общество – 24.03.2011.
Официальный сайт РПЦ [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ (дата обращения 7.05.212)












33

14

6. Следующий вопрос анкеты касался отношения респондентов к деятельности по евангелизации, а также на членов. Как оказалось, только 12% относятся положительно к деятельности таких церквей. Море такое же количество респондентов - 54% воспринимают протестантские церкви как секта, а не как религиозные течения, существующие наравне с представителями конфессий. Членов таких церквей являются респонденты с сектантами. Остальные 34% от общего числа респондентов отметили, что деятельность таких религиозных групп, их вообще не интересует.

Опираясь на полученные результаты, можно сказать, что вне коммуникативном пространстве церкви "Слово Жизни" есть довольно серьезная проблема. Молодые люди, которые так хотят привлечь протестантской союз, практически ничего не знает о существовании самой церкви, мере осознает различия между протестантизма против христианства, но достаточно категорично и негативно настроен в отношении к деятельности такого рода церквей. Здесь можно говорить о тотальном действие существующих негативное изображение. Сложился стереотип в обществе по отношению к течениям протестантской религии, которые довольно трудно разбить и преодолеть. Не разобраться в сути проблемы, молодые люди на веру принимают все негативное, что касается протестантам. В этом случае природа этого негативного до конца, даже не ясно, так как молодежь, по их мнению, не были в протестантские церкви вообще.

2.7 Анализ основных стейкхолдеров

Ни одна организация не может существовать в вакууме. Для осуществления своей деятельности, всегда требуется взаимодействие с группами внешней общественности, которые являются заинтересованными сторонами для организации. Таким образом, заинтересованные стороны называются стейкхолдерами.

Религиозная организация церковь "Слово Жизни" также осуществляет свою деятельность в поле общественных отношений и имеет довольно большое количество организаций, которые так или иначе заинтересованы в ее деятельности, оказывают на них определенное влияние. Для описания этих организаций, мы будем использовать метод анализа стейкхолдеров. Для начала, следует определить те основные группы стейкхолдеров, которые существуют во внешней среде, а также обозначить, какие были ожидания, и какие претензии к религиозной организации церковь "Слово Жизни". Эта информация представлена в Таблице 2.1.

Стейкхолдеры религиозного объединения церковь "Слово Жизни" города Саратова:

1. Саратовская Епархия Русской Православной церкви.

Узнать стоимость работы