Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Ограничение прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения

  • 36 страниц
  • 27 источников
  • Добавлена 04.08.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие прав и свобод граждан
2. Основания ограничения прав и свобод граждан
3. Режим чрезвычайного положения как основание ограничения прав и свобод граждан
4. Пределы ограничения прав и свобод граждан
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Поскольку чрезвычайные меры, ограничивающие правовой статус граждан, могут быть установлены только Конституцией, российское законодательство возможность введения чрезвычайного положения закрепило на высшем юридическом уровне. Это обусловлено тем, что чрезвычайное положение затрагивает многие конституционные права и свободы граждан, предусматривая существенные изъятия из них.
В целом, правовое урегулирование Федеральным конституционным законом вышеназванных положений позволяет при введении чрезвычайного положения более конкретно и эффективно решать задачи обеспечения установленного режима и устранения обстоятельств, послуживших основаниями для его введения.
Однако принятие нового Закона еще не решает проблем эффективного применения чрезвычайных мер. Для этого необходимо разработать и утвердить такие подзаконные нормативно-правовые акты, как положение о временном специальном органе управления территорией, положение о Федеральном органе управления территорией, положение о комендатуре.
Необходимо также принять целый ряд постановлений Правительства РФ, касающихся вопросов предоставления пострадавшим лицам жилых помещений, возмещения причиненного материального ущерба, оказание помощи в трудоустройстве, о дополнительных гарантиях и компенсациях и порядке их выплаты лицам, участвовавшим в обеспечении режима чрезвычайного положения.
Таким образом, проблему правового регулирования режима чрезвычайного положения в Российской Федерации нельзя считать окончательно разрешенной с принятием Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении", который является основой для дальнейшего совершенствования правовой базы в данной области.
Заключение
Ограничение права может быть двух видов: 1) ограничение временное, частичное; 2) ограничение в крайней степени, т.е. полное лишение права. Правомерных случаев лишения одного из элементов права на жизнь не существует. Частичное ограничение возможно в отношении права на достойную жизнь и права на духовное развитие. При введении частичных ограничений в отношении структурных элементов права на жизнь законодатель должен учитывать, что возможным последствием может стать утрата человеком жизни. В этой связи ограничения в отношении права на жизнь не должны носить произвольный характер, но должны вводиться исключительно в соответствии с определенными критериями.
Существенными особенностями обладают ограничения конституционных прав и свобод граждан в особых правовых режимах.
Изучение зарубежной практики в целом свидетельствует о том, что ограничения прав и свобод в период действия особых правовых режимов, как правило: а) не распространяются на основные права граждан; б) носят ограниченный по объему и времени действия характер; в) применяются только на основании соответствующего законодательного акта. Что же касается непосредственно критериев определения конкретных пределов ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов в иностранных государствах.
Вместе с тем при определении возможностей и перспектив его использования в процессе совершенствования законодательства РФ представляется необходимым учитывать следующие обстоятельства. В последнее время все более отчетливо усиливается вполне очевидная тенденция гармонизации внутреннего и международного законодательства в результате набирающего силу процесса глобализации. Как отмечается в научной литературе, сдерживание этого процесса фактически невозможно. В то же время важное значение имеют формы и способы решения этой проблемы, позволяющие обеспечить разумное сочетание национальных и международных интересов.
Представляется перспективной идея разработки научно обоснованной концепции государственного управления в сфере обеспечения особых правовых режимов. В рамках этой концепции серьезное внимание должно быть уделено проблеме ограничения прав и свобод человека (прежде всего вопросам об основаниях, пределах и конкретных критериях их ограничения), которая признается в современной научной литературе одной из важнейших теоретических проблем прав человека в современную информационную эпоху, нуждающихся в новом осмыслении и законодательном закреплении.
Конституция как основополагающий, базовый закон государства и общества закрепляет только основные, а не все принадлежащие человеку права и свободы. Это было бы невозможно даже в самом объемном правовом акте. Критериями, по которым те или иные права относят к основным, конституционным, считаются их особая важность и социальная значимость как для конкретного человека, так и для всего общества и государства. Только при реализации этих прав и свобод возможно функционирование государства с такими сущностными характеристиками, которые закреплены в основах конституционного строя.
Закрепляя основные права и свободы, Конституция устанавливает в качестве высшей ценности все права и свободы человека и обязанность государства по признанию, соблюдению и защите любых, а не только конституционных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому отсутствие упоминания в Конституции какого-либо принадлежащего человеку права не означает его отрицания или умаления.
Большое значение для стабильности правового статуса человека и гражданина, характерного для гражданского общества и правового государства, имеет запрет издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Конституция - акт высшей юридической силы, принятый народом на референдуме. Поэтому никакой иной правовой акт, в том числе закон, не может изъять из перечня естественно принадлежащих человеку, неотчуждаемых и неотъемлемых прав, какое-либо право или свободу.
В любом, даже самом демократическом государстве устанавливаются границы пользования правами и свободами, нарушение которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. Конституция устанавливает пределы допустимых ограничений прав и свобод человека и гражданина, но только тех, которые необходимы в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Этот перечень является исчерпывающим. Такие ограничения являются жизненно необходимыми для человека, общества, государства.
Безусловно, ограничение конституционных прав и свобод гражданина должно сопровождать определенными критериями и производиться только на конкретных, законом установленных основаниях. В связи с этим, важно определить конкретные направления совершенствования практики ограничения конституционных прав и свобод:
- создание оптимального механизма ограничения прав и свобод и регулирования критериев соразмерности;
- обеспечение негативных последствий ограничения прав и свобод;
- создание единообразной практики с учетом международных стандартов ограничения конституционных прав и свобод.

Список использованных источников и литературы
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. с изм. и доп. от 30.12.2008 № 6 - ФКЗ и от 30.12.2008 № 7 - ФКЗ // Российская газета. – 2009. – 21 января .- № 7.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" / Парламентская газета, N 99, 01.06.2001
Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Российская газета. 2003. 31 октября
Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 16. Ст. 1909
Закон СССР от 3 апреля 1990 г. "О правовом режиме чрезвычайного положения" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и ВС СССР. 1990. N 15. Ст. 250 (утратил силу)
Агеев В.Н. Международные стандарты в области ограничения прав и свобод личности // Международное публичное и частное право, 2008, N 4
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х т. Т. 1. М., 2001
Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. М., 2004
Глушкова С.И. Права человека в России: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005
Кабышев В.Т. Конституционализм в современной России // Государство и право на рубеже веков: Конституционное и административное право: Материалы Всероссийской конференции. М., 2006
Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Карповича. М., 2002
Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2007
Конюхова И.А. Новые аспекты в защите конституционных прав и свобод в условиях современных вызовов человечеству // Конституционное и муниципальное право, 2005, N 5
Корж Л.С. Особенности регламентации правового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения // Российский следователь, 2006, N 7
Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2003
Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права, 2005, N 7
Любашиц В.Я. Современное государство в глобализирующем мире: проблемы теории // Правоведение. 2004. N 4
Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М.: НОРМА, 2002
Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону "О чрезвычайном положении". М.: МЧС России; ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2002
О международно-правовых мерах по борьбе с терроризмом // Дипломатический вестник. 2003. N 1.
Пальцев Е. С. Допустимые ограничения свободы слова во время избирательных кампаний с целью защиты чести, достоинства кандидата // Конституционное и муниципальное право, 2009, N 12
Пчелинцев С.В. Роль ограничения прав и свобод граждан в обеспечении баланса интересов личности, общества и государства // Право и политика, 2006, N 5
Рашидханова Д.К. Репродуктивные права личности: сущность и правовая природа // Социальное и пенсионное право. 2007. N 4
Старостин С.А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты). Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2006
Ухов В.Ю. Институт чрезвычайного положения в России: формирование и практика применения // Российский следователь, 2007, N 3
Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право, 2009, N 1
Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005


Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2002. Ст. 19
Пальцев Е. С. Допустимые ограничения свободы слова во время избирательных кампаний с целью защиты чести, достоинства кандидата // Конституционное и муниципальное право, 2009, N 12
Агеев В.Н. Международные стандарты в области ограничения прав и свобод личности // Международное публичное и частное право, 2008, N 4
Пчелинцев С.В. Роль ограничения прав и свобод граждан в обеспечении баланса интересов личности, общества и государства // Право и политика, 2006, N 5
Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право, 2009, N 11. С. 12
Российская газета. 1995. 5 апреля
Собрание законодательства РФ. 1994. N 20. Ст. 143; 2001. N 2. Ст. 163
Ведомости Верховного Совета СССР. 1982. N 25. Ст. 464
Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 388
Рашидханова Д.К. Репродуктивные права личности: сущность и правовая природа // Социальное и пенсионное право. 2007. N 4. С. 40
Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право, 2009, N 1. С. 14
Конюхова И.А. Новые аспекты в защите конституционных прав и свобод в условиях современных вызовов человечеству // Конституционное и муниципальное право, 2005, N 5. С. 16
Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 16. Ст. 1909
СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х т. Т. 1. М., 2001. С. 241
Кабышев В.Т. Конституционализм в современной России // Государство и право на рубеже веков: Конституционное и административное право: Материалы Всероссийской конференции. М., 2006. С. 80
О международно-правовых мерах по борьбе с терроризмом // Дипломатический вестник. 2003. N 1. С. 166
Ухов В.Ю. Институт чрезвычайного положения в России: формирование и практика применения // Российский следователь, 2007, N 3. С. 60
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1991. N 46. Ст. 1546
Закон СССР от 3 апреля 1990 г. "О правовом режиме чрезвычайного положения" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и ВС СССР. 1990. N 15. Ст. 250
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (ред. от 07.03.2005) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 23. Ст. 2277
Ухов В.Ю. Институт чрезвычайного положения в России: формирование и практика применения // Российский следователь, 2007, N 3. С. 61
Старостин С.А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты). Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2006. С. 34
Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право, 2009, N 11. С. 22
Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 230
Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права, 2005, N 7. С. 45
Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. М., 2004. С. 75
Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2007. С. 170
Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права, 2005, N 7. С. 48
Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Карповича. М., 2002. С. 380
Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2003. С. 166
Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права, 2005, N 7. С. 50
Абзац 4 п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П по делу "О проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бутмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова"
Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право, 2009, N 1. С. 24
Научно-практический комментарий к Федеральному конституционному закону "О чрезвычайном положении". М., 2002. С. 13
Корж Л.С. Особенности регламентации правового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения // Российский следователь, 2006, N 7. С. 10
Любашиц В.Я. Современное государство в глобализирующем мире: проблемы теории // Правоведение. 2004. N 4. С. 219
Глушкова С.И. Права человека в России. М., 2005. С. 438
Глушкова С.И. Права человека в России. М., 2005. С. 439.









2

27

Порядок введения военного положения. Система политических прав и свобод граждан России













КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

в ходе &';Государства право&';

на тему: &';Порядок введения военного положения. Система политических прав и свобод граждан России&';

Содержание

1. Порядок введения военного положения в российской Федерации, возможные ограничения прав и свобод граждан

2. Система политических прав и свобод граждан России

3. Предмет, метод и система источников конституционного права Российской Федерации

Список литературы

1. Порядок введения военного положения в российской Федерации, возможные ограничения прав и свобод граждан


Порядок объявления военного положения предусматривает издание указа Президентом Российской Федерации (сп &';б&'; ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), который утверждается с соблюдением процедуры принятия актов Советом Федерации. Президент РОССИЙСКОЙ федерации имеет право введения военного положения в соответствии со статьей 87 Конституции.

Незамедлительное сообщение о введении военного положения доводится Президентом в Совет Федерации и Государственную Думу. Не может исключить возможность того, чтобы сделать Совет Федерации изменения и дополнения в текст пересмотрен и утвержден указом Президента. Понятно, что эти изменения и дополнения должны быть согласованы с Президентом и приняты им. В противном случае указ не может быть действующим актом. Следует иметь в виду, что вопросы об объявлении и введении военного положения в интересах обороны страны и обеспечения правопорядка, законности и безопасности должны быть решены немедленно.

Войны, внесенные Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территории Рф или в отдельных ее местностях, представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства и общества. Этот режим предусматривает наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также созданных государственных органов управления военного времени, военные власти прав для реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами служебных обязанностей.

Узнать стоимость работы