Интеллектуальный капитал:социально-экономический анализ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 2222 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 04.05.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1 Экономическая социология
1.1 Сущность экономической социологии
1.2 Функции экономической социологии
1.3 Основные направления развития социологии экономики
Глава 2 Интеллектуальный капитал: социально-экономический анализ
2.1 Сущность интеллектуального капитала
2.1 Структура интеллектуального капитала
2.3 Человеческий, структурный и потребительский капитал, как составные части интеллектуального капитала
Заключение
Литература




Фрагмент для ознакомления

В соответствии с отмеченным подходом структурный капитал разделяется на клиентский и организационный.Клиентский капитал (рыночный, брендовый) - это отношения с заказчиками и покупателями, которые способствуют успешной реализации выработанных компанией товаров и услуг (клиентская база предприятия, которая является своеобразным продуктом его деятельности). К клиентскому капиталу принадлежат: патенты, лицензии, товарные знаки и знаки обслуживания; коммерческая сеть расширения сбыта товаров и услуг; деловые связи с поставщиками; договоры маркетингового и технологического сотрудничества; слава, популярность, репутация клиентов и тому подобное.Важная роль клиентского капитала наглядно оказывается в функционировании финансовых предприятий, особенно страховых компаний, динамика и масштаб деятельности которых существенно зависят от портфеля заказов. Важно подчеркнуть, что современные фирмы прилагают значительные усилия для завоевания и содержания своих клиентов. Internet Explorer фирмы Microsoft, предоставляет потребителям бесплатное программное обеспечение системы электронной почты Eudora, формируя таким образом собственный капитал связей. В современных исследованиях употребляется также термин "релятивный капитал" (от англ. relations - отношения), который охватывает отношения фирмы не только с покупателями ее продукции, но и с инвесторами, поставщиками, акционерами, органами власти и тому подобное.Организационный капитал - систематизированная и формализированная компетентность компании (осведомленность, авторитетность), а также организационные возможности и системы, которые усиливают ее творческие возможности. К организационному капиталу принадлежат: информационные ресурсы; электронные сети; организационная структура; эффективное управление; восприимчивость к изменениям, нововведениям; интеллектуальная собственность (авторские права, техническое и программное обеспечения, компьютерные программы, базы данных и тому подобное).Организационный капитал включает такие составляющие:а) инновационный капитал - способность компании к обновлению, нововведениям (защищеная коммерческим правом интеллектуальная собственность, другие нематериальные активы и ценности);б) процесный капитал - системы производства, сбыта, послепродажного обслуживания и тому подобное.Таблица 1. Структура интеллектуального капитала предприятия Человеческий (личностный) капитал Организационный (структурный) капитал Потребительский(интерфейсный) капитал Ресурсы Потенциал Ресурсы Потенциал Ресурсы Потенциал Знание Способность выйти за пределы имеющихся знаний и опыта Патенты Свобода творчества от любых ограничений Связи с экономическими контрагентами(ЭК)Настроенная система коммуникаций с ЭК Навыки Стремление к самореализации и признанию Лицензии Востребованность инноваций и инноваторов Опыт Нацеленность на результат Ноу-хау Правовая защищенность авторских прав Мотивированность ЭК Ноу-хау Результативность труда Программы Развитая инфраструктура рынка интеллектуального капитала Информация о ЭК Творческие способности Способность к длительной мобилизации и сосредоточенности Товарные знаки Высокая оплата результатов труда Учет интересов ЭК Креативный способ мышления Непрерывное самообучение и самосовершенствование Промышленные образцы Участие инноваторов в прибыли Критическое отношение к авторитетам Способность к прогнозированию в условиях неопределенности Информационное обеспечение Толерантное отношение коллег и общества История отношений сЭК Ориентированность на долгосрочное партнерство с ЭК Моральные ценности Ощущение востребованности знаний, опыта и др.Техническое обеспечение Благодарность коллег и руководства Культура Творчески активный возраст большинства персонала (в среднем 25 лет)Программное обеспечение Восприимчивость к неожиданным, нетривиальным решением Высокий имидж торговой марки Желание и способность передать знание, навыки, опыт и др. ученикам и коллегам Организационная структура Благоприятные условия труда и отдыха Торговая марка (Бренд)Корпоративная культура Управление торговой маркой Система мотивации творческого труда Брендинг ЗаключениеСледовательно, интеллектуальный капитал является сложным системным образованием, которое можно структурировать по разным критериям. Это многоаспектное понятие, которое объединяет объекты интеллектуальной собственности, знания, умения и навыка работников, разнообразные системы, сети, процедуры, которые при включении в хозяйственное обращение приносят доход. В то же время составляющие интеллектуального капитала неоднородны. Одни из них являются порождением человеческого интеллекта, другие создают специфические условия его приложения с целью повышения конкурентоспособности компании. Вместе с тем необходимо отметить, что интеллектуальный капитал не существует вне контекста, стратегии развития организации, поскольку важнейшим конкурентным преимуществом постиндустриального бизнеса является способность к инновациям и умению приспосабливаться к условиям, которые быстро изменяются.В структуре интеллектуального капитала можно выделить такие составляющие.1. Человеческий капитал (human capital) - накопленый в результате инвестиций и воплощенные в работниках компании знания, практические навыки, творческие способности, опыт, общая культура, моральные ценности и отношения к делу. В постиндустриальную эпоху человеческий капитал становится системообразующим фактором в структуре интеллектуального капитала.В отличие от физического капитала человеческий капитал: является неотделимым от индивида, неотчуждаемым, не может быть собственностью компании и выступает скорее в качестве временно привлеченного средства, подобного долговым обязательствам, выпущенным акциям; является нематериальным, неощутимым, таким, что не поддается традиционным стоимостным оценкам. Современные исследователи выделяют базовую стоимость человеческого капитала (дисконтированную рыночную стоимость будущего дохода, на которую ориентируется индивид, осуществляя инвестиции в свое образование, повышение квалификации, здравоохранение и тому подобное) и его потенциальную стоимость, на которую ориентируется предприниматель, который нанимает рабочих, арендуя их человеческий капитал; является неликвидным, таким, что не хранится и не может быть законсервирован до лучших времен, поскольку его неиспользование в текущем периоде приводит к непоправимым потерям; не может быть скопирован или воссоздан в ни одной другой организации; сочетает качества инвестирования и потребления, поскольку инвестиции в образование, повышения квалификации, здравоохранение неотделимые от расходов на потребление; приносит доход от использования непосредственно индивидам-владельцам, поскольку не может быть объектом залога или отчуждения и не является собственностью компании в традиционном понимании.2. Структурный капитал (structural capital) - все то, которое дает возможность сотрудникам компании реализовать свой потенциал: техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, торговые марки и знаки обслуживания, отношения с клиентами и тому подобное.В отличие от человеческого капитала структурный капитал в целом или его отдельные части, может быть скопирован, воссозданный, отчужденный в пользу другого субъекта ведения хозяйства. Стоимость структурного капитала приобретает отображение в балансе фирмы в виде статей капитализированных расходов на научно-исследовательские и конструкторские разработки, на приобретение прав интеллектуальной собственности (лицензий, патентов, баз данных) и тому подобное. Таким образом, именно структурный капитал больше всего соотносится с понятием нематериальных активов.ЛитератураВеселов Ю.В. Экономическая социология: История идей. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1995.Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций / Уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.История теоретической социологии. / Под ред. Ю. Н. Давыдова: В 5 т. Т. 1. М.: Наука, 1997.Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник для вузов. Минск: Высшая школа, 1998.Смелзер Н. Дж. Социология экономической жизни //Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. с. 188-202.Верховин В. И. Экономическая социология. М.: 1998.Stewart ТА. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. — N.; L., 1997. — P. 148.

1.Веселов Ю.В. Экономическая социология: История идей. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1995.
2.Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций / Уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.
3.История теоретической социологии. / Под ред. Ю. Н. Давыдова: В 5 т. Т. 1. М.: Наука, 1997.
4.Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник для вузов. Минск: Высшая школа, 1998.
5.Смелзер Н. Дж. Социология экономической жизни //Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. с. 188-202.
6.Верховин В. И. Экономическая социология. М.: 1998.
7.Stewart ТА. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. — N.; L., 1997. — P. 148.





Вопрос-ответ:

Что такое интеллектуальный капитал?

Интеллектуальный капитал - это накопленные знания, опыт и навыки людей в организации, которые способны приносить им преимущества на рынке и обеспечивать конкурентоспособность.

Какова структура интеллектуального капитала?

Структура интеллектуального капитала включает в себя различные составные части: человеческий капитал, структурный капитал и потребительский капитал. Человеческий капитал - это накопленные знания и навыки работников; структурный капитал - это знания и опыт, закодированные в структуре организации; потребительский капитал - это знания и опыт, закодированные в продуктах и услугах, которые предоставляется клиентам.

Какова сущность экономической социологии?

Экономическая социология изучает взаимосвязь между экономикой и обществом. Она анализирует социальные факторы, влияющие на экономические процессы, и исследует, как экономические явления воздействуют на общество. Основная задача экономической социологии - понять, каким образом социальные отношения, институты и структуры влияют на формирование и функционирование экономики.

Какие функции выполняет экономическая социология?

Экономическая социология выполняет несколько функций. Во-первых, она помогает объяснить, как социальные факторы влияют на экономический рост, развитие и распределение ресурсов. Во-вторых, она анализирует влияние экономических явлений и процессов на социальную стратификацию, социальные неравенства и социальную мобильность. В-третьих, она исследует взаимосвязь между экономическими институтами и социальными нормами, ценностями и институтами.

На какие направления развития социологии экономики можно выделить?

Социология экономики развивается в нескольких направлениях. Одно из них - исследование роли и влияния социальных сетей на экономические процессы. Другое направление связано с анализом поведения и принятия решений экономическими актерами и группами. Также существуют исследования, направленные на анализ взаимодействия между государством и экономикой, включая роль государственных институтов в формировании экономических институтов и политики.

Что представляет собой интеллектуальный капитал?

Интеллектуальный капитал - это набор знаний, навыков, опыта и инноваций, которые являются ценным активом для организации или общества в целом. Он включает в себя различные формы капитала, такие как человеческий капитал (знания и навыки людей), структурный капитал (знания, процессы и методы, привносимые организацией) и потребительский капитал (оценка и лояльность клиентов). Интеллектуальный капитал является ключевым ресурсом для создания конкурентных преимуществ и инновационного развития.

Что такое экономическая социология?

Экономическая социология - это научная дисциплина, изучающая социальные источники и последствия экономических явлений и процессов.

Какие функции выполняет экономическая социология?

Экономическая социология выполняет несколько функций: аналитическую, объяснительную, теоретическую, прикладную и прогностическую.

Какие основные направления развития социологии экономики?

Основными направлениями развития социологии экономики являются: развитие методологии, изучение институциональных аспектов, исследование социальных сетей и анализ неравенства и бедности.