Вам нужна курсовая работа?
Интересует Микро-, макро-, мегаэкономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Олигополия: сущность, виды, модели.

  • 37 страниц
  • 16 источников
  • Добавлена 12.06.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.Олигополия: понятие и сущность
1.1.Олигополистический рынок России
1.2.Олигополия сущность и виды
2.Модели олигополии
3.Типы слияния фирм-олигополистов. Организационно-правовые формы слияний.
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Определить их можно по следующим признакам: картели этого вида работают только в определенных городах, не интересуются «чужими» территориями или клиентами, не увеличивают предложение товара, даже если на него наблюдается небывалый спрос.3. Сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов. Этот вид картеля подразумевает соглашение между конкурентами об условиях получения подряда до начала торгов. Существует несколько возможностей выиграть торги обманным путем, например: заявки с самыми выгодными предложениями цены подаются участниками сговора по очереди, либо осуществляется подкуп других участников торгов с тем, чтобы ими были выдвинуты заранее неприемлемые условия или цены (таким образом, победитель оказывается безальтернативным), в некоторых случаях возможны такие наказуемые законом действия, как шантаж и применение насилия в отношении возможных конкурентов. В обмен на свой «проигрыш» «компании-неудачники» получают другой контракт, субподряд у выигравшего, денежное или иное вознаграждение.Вычислить конкурсных мошенников легко, так как существуют признаки недобросовестно проведенных торгов: малое количество участников, лишь символическое снижение цены предложения, неполная явка на торги и прочее.Среди последствий картельного сговора выделяются следующие:искусственный рост цен;отсутствие новых, более качественных товаров;меньший выбор товаров;отсутствие у компаний мотивов для развития;недопущение на рынок новых игроков;подрыв доверия общества к основам рыночной экономики и политике властей в этой области.Картели получили широкое распространение в России, так по данным статистики в 2009 годув целом было возбуждено более 400 дел по фактам сговоров и еще более 400 дел по фактам, когда хозяйствующие субъекты сговаривались с органами власти. Рынки самые разные. Начиная от районного, муниципального уровня и заканчивая федеральным уровнем.Примером может стать нашумевший картельный сговор производителей спичек в России.Участвовали в сговоре десять компаний, доля которых на рынке производства спичек достигала 95 процентов. На протяжении как минимум девяти лет они ежеквартально собирались. У них был картель и по ценам, и по объемам производства, и по разделу рынка по территориальному принципу. Они подписывали соответствующие протоколы, вводили санкции в отношении тех компаний, которые не выполняют решения совещаний.Отраслевые холдинги - метод, состоящий в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении, благодаря этому, над ними экономического контроля с целью проведения единой олигопольной политики продаж и цен.Холдинг является специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка.По характеру деятельности холдинги подразделяются на чистые и смешанные или оперативные. Чистые холдинги ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функциями по отношению к дочерним обществам, а смешанные, помимо названных, могут выполнять и разнообразные функции, связанные с предпринимательством в промышленной, торговой, транспортной и других сферах.Характерной чертой холдинговых компаний является то, что они представляют собой не только акционерные общества, контролирующие пакеты акций других акционерных обществ. Их дочерние или зависимые предприятия являются юридическими лицами с собственным уставным капиталом. За годы реформ уже накоплен опыт функционирования этих институтов.В настоящее время существуют как минимум три типа холдинговых структур: интегрированные промышленные компании, конгломераты, банковские холдинги.Холдинг может быть создан либо в результате вычленения определенной организационной структуры с последующей передачей ей контрольных пакетов акций уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих вновь созданных обществ.К преимуществам холдинга относятся:более простой с юридической точки зрения и менее дорогостоящий способ обретения контроля над другой фирмой, чем слияние, поглощение или просто покупка активов другой фирмы;при создании холдинга материнская компания учитывает добровольность и мнение дочернего общества;создание зарубежных дочерних обществ, контролируемых холдингом, позволяет корпорации получить юридические основания для проникновения на рынки стран, где деятельность корпоративных структур ограничена.Функционирование холдинговых компаний может принести максимальную отдачу для экономики в следующих случаях:в отраслях промышленности с высокой концентрацией производства (например, в черной и цветной металлургии);в отраслях, являющихся естественными монополиями (газовая промышленность, энергетика);в тех отраслях, где происходит конгломератная интеграция предприятий, объединенных общей технологической цепочкой (например, нефтедобыча и нефтепереработка);когда происходит неконтролируемая скупка контрольных пакетов акций предприятий криминальными коммерческими структурами (здесь необходима передача контрольных пакетов акций государственным холдинговым компаниям).По формам собственности холдинги могут подразделяться на государственные, частные и смешанные государственно-частные структуры. Государственные холдинги обеспечивают выполнение разнообразных задач, ставящихся государством перед хозяйствующими субъектами, входящими в холдинг, в соответствии с национальными интересами (содействие реорганизации отраслей промышленности, модернизации производства, инновационной деятельности, завоеванию рынков сбыта и т.д.). В современных условиях на передний план выдвигаются частные холдинговые компании или смешанные частно-государственные, при которых государство участвует в акционерном капитале частных фирм.Синдикат — объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию. Создается для контроля над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли.Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют производственную и юридическую самостоятельность, но при этом утрачивают коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции всеми участниками синдиката осуществляется через единый орган — сбытовую контору, этим достигается монопольная цена. Сбытовая контора принимает продукцию предприятий по ценам, заранее установленным синдикатом. Кроме того, синдикат может осуществлять закупки сырья по монопольно низким ценам, диктовать цены на рынке, проводить товарный демпинг и другое.Синдикаты обычно создаются в форме акционерных обществ. Наряду с отдельными предприятиями участниками синдиката могут быть тресты и концерны. Синдикаты вступают в конкурентную борьбу с фирмами, производящими аналогичную продукцию. Взаимоотношения внутри синдиката тоже носят конкурентный характер: различные подразделения, входящие в синдикат, борются за заказы и квоты, что нередко ведет к его ослаблению и распаду.В современных условиях, когда действует система антимонопольных инструментов, синдикат утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам организации.Трестом принято считать объединение собственности и управления предприятий одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производственную и коммерческую самостоятельность.Предприниматели, входящие в трест, становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому руководству треста. Тресты создаются с целью мощного вхождения в рынок. Цели предприятий, входящих в трест, подчинены главной цели вновь созданного объединения. Лучшая организационная форма треста — комбинат.Комбинат — объединение технологически связанных между собой предприятий, в котором продукция одной организации служит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другой.Концерн — это одна из самых сложных форм объединения, поскольку включает в себя предприятия разных отраслей промышленности, банков, транспорта, торговли и осуществляет совместную деятельность на основедобровольной централизации функций (финансовой, научно-технической, производственной, инвестиционной, внешнеэкономической).Концерн — объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление.Формально предприятия концерна сохраняют самостоятельность, фактически имеют финансовую зависимость и контролируются головной компанией (правлением концерна, председателями).Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. Типичные современные концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, то есть располагают полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений. Такие предприятия при вхождении в концерн утрачивают ведомственную принадлежность.Конгломерат представляет собой организационную форму объединения предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм, вне зависимости от их горизонтальной или вертикальной общности.Конгломератные слияния подразделяются на несколько типов:функциональные;рыночно ориентированные;чисто конгломератные.Как правило, конгломераты представляют собой образования, ориентированные на развитие и максимизацию прибылей, независимо от сфер деятельности.Основными способами образования конгломератов являются слияние и поглощение фирм различной производственной и коммерческой ориентации. Слияние в данном случае означает объединение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование.Возможно три метода слияний:компания А покупает активы компании Б с оплатой наличными или ценными бумагами, выпущенными компанией-покупателем;компания А может купить контрольный пакет акций компании Б, став при этом холдингом для компании Б, которая продолжает функционировать как самостоятельная единица;акции компании А могут быть выпущены специально для собственников компании Б, в результате чего компания А приобретает активы и пассивы компании Б, а Б теряет право на существование.Слияние отличается от объединения, при котором новая компания образуется на основе нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью свое самостоятельное существование. Новая компания, образовавшаяся на основе объединения, берет под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний – своих составных частей, после чего последние распускаются. Например, если компания А объединяется с компаниями Б, В, Г, то в результате на рынке может появиться новая компания Д, а все остальные распускаются. Несмотря на некоторые различия в механизме слияний и объединений, экономические последствия обеих операций одни и те же – создание условий для объединения деятельности под общим централизованным контролем.Конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Отделения конгломератов пользуются существенно большей свободой и автономией в определении всех аспектов своей деятельности, чем аналогичные структурные подразделения традиционных диверсифицированных концернов.В условиях децентрализации в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании.Специфика деятельности конгломерата на рынке вызывает необходимость формирования в его структуре особого финансового ядра, куда помимо холдинговой компании входят крупные финансовые инвестиционные компании. Подобные структуры конгломератов придают им большую устойчивость в конкурентной борьбе и уменьшают риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний.Главной сферой интересов конгломератных слияний становятся молодые, передовые в технологическом отношении отрасли, связанные с производством и использованием наукоемкой продукции, технологических новинок, сверхсложной техники.ЗаключениеОлигополии имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты:крупные фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений;конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.Эти положительные стороны отмечали И. Шумпетер и Дж. Гелбрейт, которые утверждал, что крупные олигополистические фирмы способны быть технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для достижения высоких темпов научно-технического прогресса. Поэтому большинство экономистов разделяют мнение о том, что олигополистические монополии необходимы обществу.По мнению других экономистов, преимуществами олигополии является отсутствие разрушительной силы конкуренции, которая существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновения посторонних фирм в олигополистические структуры благодаря эффекту масштаба.Но не стоит забывать и о негативных моментах олигополии:олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новых техники и технологий;заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счёт покупателей (например, повышая цены на продукцию), что снижает уровень удовлетворения потребностей людей;олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.Список использованной литературыИвашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002. – 416 стр.Косов, Н.С.Основымакроэкономическогоанализа: учебноепособие/ Н.С.Косов. – Тамбов: Изд-воТамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 144 с. –Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.Нуреев Р. М.Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд.,изм. — М.: Норма, 2005. — 576 с.Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.Микроэкономика: Учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: ЮрайтИздат,2006. — 374 с. — (Университеты России).Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие/ Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун- та, 2004.Курс экономической теории:учебник/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2006 г. – 832 с.Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА-М, 1997. – 720с.Микроэкономика. Экономические основы деятельности фирмы: Учеб.пособие / Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н.; Под ред. Л. С. Шаховской / ВолгГТУ. Волгоград. 2006. – 80 с.Микроэкономика. Экономические основы деятельности фирмы: Учеб. пособие / Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н.; Под ред. Л. С. Шаховской / ВолгГТУ. Волгоград. 2006. – 80 с.Экономическая теория: учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / Л.А. Исаева, Г.Г. Романова, Л.Р. Шурипа, И.В. Родионова, С.В. Гук. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 138 с.Е.Г. КазанцеваСтановление и развитие олигополистических рынков в России //Экономика и управление: научно-практический журнал 2011. №5.с. 87-92http://economicus.ruhttp://www.econ.asu.ru

Список использованной литературы

1.Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002. – 416 стр.
2.Косов, Н.С.Основымакроэкономическогоанализа: учебноепособие/ Н.С.Косов. – Тамбов: Изд-воТамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 144 с. –
3.Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.
4.Нуреев Р. М.Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд.,изм. — М.: Норма, 2005. — 576 с.
5.Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.Микроэкономика: Учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: ЮрайтИздат,2006. — 374 с. — (Университеты России).
6.Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учеб. пособие/ Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун- та, 2004.
7.Курс экономической теории:учебник/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.
8.Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2006 г. – 832 с.
9.Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. – ИНФРА-М, 1997. – 720с.
10.Микроэкономика. Экономические основы деятельности фирмы: Учеб.пособие / Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н.; Под ред. Л. С. Шаховской / ВолгГТУ. Волгоград. 2006. – 80 с.
11.Микроэкономика. Экономические основы деятельности фирмы: Учеб. пособие / Савелло Л. Л., Иванова М. А., Карташов Б. А., Андреев Г. Н.; Под ред. Л. С. Шаховской / ВолгГТУ. Волгоград. 2006. – 80 с.
12.Экономическая теория: учебник для вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.
13.Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / Л.А. Исаева, Г.Г. Романова, Л.Р. Шурипа, И.В. Родионова, С.В. Гук. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 138 с.
14.Е.Г. КазанцеваСтановление и развитие олигополистических рынков в России //Экономика и управление: научно-практический журнал 2011. №5.с. 87-92
15.http://economicus.ru
16.http://www.econ.asu.ru

Опубликовано

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ федерации,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

образования

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСЫ

ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ

(по дисциплине "Микроэкономика")

Выполнила: ст-ка ФБиЭ

гр. ЛО-21

Канунникова М. В.

Астрахань 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Олигополия и особенности

1.1 Олигополия как современная рыночная структура

1.2 Модели поведения фирм в условиях олигополии

Глава 2. Олигополия на практике,

2.1 Последствия олигополии на примере ОПЕК

2.2 Олигополия в России,

Вывод

библиография

Введение

Изучаемая мной работа посвящена теме "Поведение фирмы в условиях олигополии". Проблема исследования является актуальной в современных условиях и подтверждает частое изучение поднятых вопросов.

Для олигополии как специализированные структуры рынка характеризуются высокой степенью концентрации, и в результате она немногочисленность крупных производителей (продавцов), между которыми, исходя из этих соображений, существует зависимость. Каждая из фирм должна принимать во внимание возможную реакцию своих соперников, принимающих решения в области выбора цены и объема выпуска.

Актуальность исследования поведения фирмы в условиях олигополии состоит в том, что на современном этапе экономических отношений олигополистический рынок является самым распространенным рынком в современной экономике. Равновесные цена и объем производства, устанавливающиеся в олигополистической отрасли в результате взаимодействия на рынке хозяйствующих субъектов и зависят от тех предположений, которые делают фирмы в том, что касается реакции соперников на их поведение. Учитывая разнообразие указанных предположениях существует ряд моделей олигополии. В зависимости от встроенных в них предпосылок эти модели могут быть сгруппированы по различным критериям: виду стратегической переменной; отсутствие или наличие сговора; отсутствия или наличия повторяемость взаимодействия; последовательность принятия решений; степень сложности входа в отрасль; отсутствия или наличия дифференциации продукции и др.

Один из самых распространенных структур рынка в современной экономике является олигополия. Во многих странах, в большинстве отраслей тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо - и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Узнать стоимость работы