Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Влияние психологической атмосферы в семье на развитие произвольного поведения младших школьников.

  • 34 страницы
  • 14 источников
  • Добавлена 08.08.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы влияния психологической атмосферы в семье на развитие произвольного поведения школьников
1.1.Особенности развития личности младшего школьника
1.2.Воспитательная функция семьи. Влияние семьи на развитие ребенка
Глава 2. Исследование влияния психологической атмосферы в семье на развитие произвольного поведения младших школьников
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

По данным методикам были протестированы родители школьников. Первая методика позволяет выявить отношение родителей к ребенку, вторая – взаимоотношение родителей между собой. Полученные результаты представлены далее.
2.2. Анализ результатов исследования
Результаты анкетирования выявления уровня тревожности школьников представлены в таблице 2, где П – повышенный уровень, Н – низкий уровень, СР – средний уровень (как правило, связан с переходным периодом).
Таблица 2
Результаты анкетирования школьников
№ Фамилия, имя Методики Уровень агрессии Басса-Дарки Хека-Хесса Силбергера ИА ИВ 1 Б. С. П П 30 П высокий 2 Б. А. Н П 22 СР средний 3 В.С. Н П 17 СР средний 4 Г.Е. П П 29 П высокий 5 Г. К. П П 34 П высокий 6 Г. Д. П П 30 П высокий 7 Г. Н Н Н 10 Н низкий 8 Д. Ю П П 35 П высокий 9 И. С. Н Н 20 СР средний 10 И. В. П Н 20 СР средний 11 К. М. Н П 31 П высокий 12 К. В. Н Н 14 СР средний 13 К. К. Н Н 9 Н низкий 14 К. Д. П П 26 П высокий 15 К. Н. Н Н 7 Н низкий 16 Л. М. Н Н 19 СР средний 17 М. И. Н Н 22 СР средний 18 М. Л. П П 29 П высокий 19 М. Д. П П 27 П высокий 20 Н. А. П П 31 П высокий 21 С. И. П П 30 П высокий 22 Ю. Е. Н Н 11 Н низкий 23 Я. А. П П 26 П высокий
Таким образом, высокий уровень агрессии – 12 человек (52%); средний уровень – 7 человек (30%); низкий уровень – 4 человека (18%).
Графически данные представлены в гистограмме 1.

Гистограмма 1. Уровень агрессии

Таким образом, в процессе выявления уровня агрессии, были получены данные, которые показали, что более половины учеников класса имеют высокий уровень агрессии.
Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
организаторские способности;
широта кругозора;
позитивная оценка взрослого и т. д.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее — неудовлетворенная потребность в общении и любви. Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности.
В таблице 3 приведены данные анкетирования родителей по методике «Диагностика семейных отношений» и «Биополе семьи».
Таблица 3
Диагностика семейных отношений
№ Фамилия, имя Методики Родительское отношение Биополе семьи Принятие - отвержение Кооперация Симбиоз Контроль Отношение к неудачам 1 Б. С. 12 3 4 7 6 8 2 Б. А. 20 5 4 5 3 18 3 В. С. 23 4 3 3 2 17 4 Г. Е. 18 5 4 3 3 10 5 Г. К. 21 5 5 4 5 10 6 Г. Д. 23 4 7 6 4 13 7 Г. Н 26 6 7 5 2 25 8 Д. Ю 21 5 4 5 3 10 9 И. С. 23 4 7 6 4 17 10 И. В. 18 4 5 3 4 21 11 К. М. 7 3 3 4 7 7 12 К. В. 21 6 3 5 3 17 13 К. К. 29 7 6 4 3 29 14 К. Д. 19 5 4 5 3 15 15 К. Н. 25 8 6 5 2 32 16 Л. М. 24 4 7 6 4 10 17 М. И. 22 4 5 3 2 9 18 М. Л. 14 3 7 6 4 8 19 М. Д. 12 6 5 3 4 5 20 Н. А. 20 5 4 3 5 10 21 С. И. 13 7 4 2 7 8 22 Ю. Е. 28 8 6 4 3 30 23 Я. А. 7 3 3 7 6 7
Таким образом, можно увидеть, что большинство родителей, которые были тестированы, показали высокую степень «отвержения» детей. Графически данные по состоянию внутрисемейных отношений представлены на гистограмме 2.

Гистограмма 2. Внутрисемейные отношения
Из представленной гистограммы видно, что только у 17% (4 семьи) имеются устойчивые положительные отношения и именно у детей, чьи родители считают, что их семейная жизнь положительна имеют низкий уровень агрессии.
Таким образом, после проведения диагностики детей и их родителей, можно сделать вывод, что неблагоприятные отношения внутри семьи и неудовлетворительные отношения к ребенку влияют на уровень агрессии детей.
Для составления подробных психологических заключений были выбраны ученики, показывающие наибольшую степень агрессии и невротизма.
1. Б. С. Охотно рассказывает о себе, многословна, жалоб в процессе беседы не высказывает. С готовностью принимает участие в анкетировании, но по ходу эксперимента комментирует каждый встречающийся вопрос.
Приступая к работе, заранее уверена в правильности своих решений. После похвалы экспериментатора прекращает работу и начинает подробно рассказывать о своих способностях. На отрицательную оценку экспериментатора проявляет повышенную возбудимость. Общий темп работы достаточно высок.
В ходе тестирования по методике Басса-Дарки показала следующие результаты:
физическая агрессия – 88 баллов;
вербальная агрессия – 80 баллов;
косвенная агрессия – 65 баллов;
негативизм – 60 баллов;
раздражение – 45 баллов;
подозрительность – 55 баллов;
обида – 52 балла;
чувство вины – 33 балла.
Индекс агрессивности (ИА): 77,6 баллов.
Индекс враждебности (ИВ): 53,5 балла.
Таким образом, можно сказать о том, что индекс агрессивности, как и индекс враждебности очень высок.
Тестирование по методике Хека-Хесса показало наличие невроза (30 баллов).
Опросник Силбергера по оценке агрессии показал ярко выраженные состояние и черту агрессии, контроля агрессии почти не наблюдается.
Изучение анамнеза показало, что с рождения отмечается синдром гипервозбудимости.
Тестирование родителей показало, что совместная жизнь совершенно не удовлетворяет.
2. К. М. Во время процедуры анкетирования спокоен. Поведение адекватно ситуации. Правильно понимает цель экспериментальной работы. Охотно делится своими переживаниями. С должным интересом и серьезностью относится к оценке результатов. Имеется адекватная эмоциональная реакция на успех и неудачи в работе. На вопросы анкеты отвечает быстро и легко. Отмечаются элементы утомляемости.
В ходе тестирования по методике Басса-Дарки показал следующие результаты:
физическая агрессия – 99 баллов (при визуальном наблюдении не проявлялось);
вербальная агрессия – 72 балла;
косвенная агрессия – 78 баллов;
негативизм – 40 баллов;
раздражение – 54 балла;
подозрительность – 66 баллов;
обида – 39 балла;
чувство вины – 44 балла.
Индекс агрессивности (ИА): 63,3 балла.
Индекс враждебности (ИВ): 52,2 балла.
Индекс агрессивности и индекс враждебности очень высок.
Тестирование по методике Хека-Хесса показало наличие невроза (31 балл).
Опросник Силбергера по оценке агрессии показал ярко выраженные состояние и черту агрессии, наблюдается контроль агрессии.
Изучение анамнеза показало, что с рождения отмечается синдром гипервозбудимости, смешанный тетрапарез, синдром повышенной нервно – рефлекторной возбудимости, ранний восстановительный период.
Тестирование родителей по методике «Родительское отношение» показало, что по шкале «принятие – отвержение» взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. По методике «Биополе семьи» выявлено, что родители находятся на грани развода, семейная жизнь неудовлетворительная.
3. Н. А. В беседе вял, формален. Выполняет предложенные задания без должного интереса. Не обнаруживает эмоциональной реакции на успех и неуспех в работе.
Вместе с тем при выполнении экспериментальных заданий наблюдаются такие периоды, когда он как бы «перестает думать» (сидит молча, прекратив выполнение задания). Требуется вмешательство, чтобы вернуть его к прерванной деятельности.
Визуальные наблюдения за рамками исследования показали, что периоды «затишья» сменяются бурными проявлениями эмоций.
В ходе тестирования по методике Басса-Дарки показал следующие результаты:
физическая агрессия – 88 баллов (при визуальном наблюдении не проявлялось);
вербальная агрессия – 72 балла;
косвенная агрессия – 65 баллов;
негативизм – 40 баллов;
раздражение – 54 балла;
подозрительность – 77 баллов;
обида – 52 балла;
чувство вины – 44 балла.
Индекс агрессивности (ИА): 75 баллов.
Индекс враждебности (ИВ): 64,5 баллов.
Индекс агрессивности и индекс враждебности самый высокий из всего класса.
Тестирование по методике Хека-Хесса показало наличие невроза (31 балл).
Опросник Силбергера по оценке агрессии не показал ярко выраженные состояние агрессии.
Изучение анамнеза показало, что отклонений и ярких проявлений не наблюдалось.
Тестирование родителей по шкале «принятие – отвержение» показало, что родительское отношение неустойчивое, по методике «Биополе семьи» наблюдаются неустойчивые, напряженнее взаимоотношения родителей.
Для выявления тесноты связи между агрессий и семейными отношениями был проведен корреляционный анализ по Ч.Спирмену. в результате которого получены следующие результаты:
вид корреляции по тесноте связи – частичная;
степень взаимосвязи – высокая, тесная между агрессией и семейными отношениями;
вид корреляции по направленности – отрицательная;
характер взаимосвязи – обратно пропорциональная взаимосвязь.
Значения коэффициента корреляции таковы:
количество испытуемых = 23 человек;
р (0,05) = 0,42; р (0,01) = 0,53; rs = 0,7, т.е. р (0,05) < р (0,01) < rs
Таким образом, мы можем говорить о том, что полученный коэффициент корреляции статистически значим, то есть существует связь между поведением младших школьников и психологической атмосферой в семье.
Заключение
Неустойчивость социально-экономической ситуации в современном обществе, снижение уровня жизни, кризис института семьи, навязчивая пропаганда насилия средствами массовой информации, отход современной школы от патриотического и нравственного воспитания, кризис культурных и нравственных ценностей общества ведут к росту агрессивных проявлений среди детей и подростков.
Говоря о развитие личности, отечественные и западные исследователи указывают на ведущую роль социализации ребенка в этом процессе.
Рассматривая развитие личности ребенка младшего школьного возраста, мы выяснили, что во всех ее сферах происходят большие изменения, связанные с переменой статуса ребенка и влияния нового школьного окружения. В каком направлении будут происходить эти перемены и как успешно с ними справится ребенок, зависит, прежде всего, от уровня социального функционирования семьи, в которой воспитывается и развивается ребенок.
На особенности развития личности ребенка в семье оказывают влияние различные факторы, такие как социальный статус семьи, образ жизни, стиль воспитания и отношение родителей к ребенку. Особое место в этом списке занимают особенности взаимоотношений родителей между собой и с окружающими людьми. Одним из слабых мест в воспитании родителями детей является то, что они не учитывают и не осознают влияние особенностей своего поведения в конфликте на развитие личностных качеств ребенка.
Как показывают результаты исследования любой конфликт (внутриличностный, межличностный, внутригрупповой или межгрупповой) субъектом которого является член семьи, оказывает влияние на отношения в семье, где интересы каждого ее члена сталкиваются с интересами других членов и общества в целом: на взаимоотношения между родителями, на всех членов семьи, в том числе и на ребенка. От того насколько эффективен выбор стратегии поведения в конфликте родителей, зависит благополучие ребенка и гармоничное развитие его личности.
Полученные нами в ходе экспериментального исследования результаты позволяют утверждать, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута и гипотеза нашего исследования о том, что атмосфера в семье оказывает влияние на произвольное поведение младших школьников, подтвердилась.
Список литературы
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352с.
Владин В.Г. Гармония семейных отношений. – Минск: Наука, 1986. – 87 с.
Головей Л.А. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 640с.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004 – 701с.
Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 367с.
Мухина В.С. Таинство детства. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета в 2-х томах. – 2010. – 1083с.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994. – 349с.
Психология семьи. Хрестоматия / Ред. Д.Я.Райгородский. – Самара.: БАХРАХ - М, 2002. – 752 с.
Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / Пер. с англ. В. Гаврилова. — М.: Эксмо, 2002. — 288 с.
Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003. – 230с.
Тащева А.И. Взаимоотношения детей в семье // Вестник. М., 2002. N8. – С. 78-82.
Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 294с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. – 275с.
Эльконин Б.Д. Психология развития. – М.: Тривола, 2001. – 649с.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004 – 701с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352с.
Головей Л.А. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 640с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352с.
Мухина В.С. Таинство детства. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета в 2-х томах. – 2010. – 1083с.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994. – 349с.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994. – 349с.
Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 294с.
Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 2001. – 649 с.
Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003. – 230с.
Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 367с.
Тащева А.И. Взаимоотношения детей в семье // Вестник. М., 2002. N8. – С. 78-82.
Владин В.Г. Гармония семейных отношений. – Минск: Наука, 1986. – 87 с.
Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 294с.
Психология семьи. Хрестоматия / Ред. Д.Я.Райгородский. – Самара.: БАХРАХ - М, 2002. – 752 с.
Психология семьи. Хрестоматия / Ред. Д.Я.Райгородский. – Самара.: БАХРАХ - М, 2002. – 752 с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. – 275с.
Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / Пер. с англ. В. Гаврилова. — М.: Эксмо, 2002. — 288 с.









2

Список литературы
1.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352с.
2.Владин В.Г. Гармония семейных отношений. – Минск: Наука, 1986. – 87 с.
3.Головей Л.А. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 640с.
4.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004 – 701с.
5.Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 367с.
6.Мухина В.С. Таинство детства. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета в 2-х томах. – 2010. – 1083с.
7.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994. – 349с.
8.Психология семьи. Хрестоматия / Ред. Д.Я.Райгородский. – Самара.: БАХРАХ - М, 2002. – 752 с.
9.Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / Пер. с англ. В. Гаврилова. — М.: Эксмо, 2002. — 288 с.
10.Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003. – 230с.
11.Тащева А.И. Взаимоотношения детей в семье // Вестник. М., 2002. N8. – С. 78-82.
12.Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 294с.
13.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. – 275с.
14.Эльконин Б.Д. Психология развития. – М.: Тривола, 2001. – 649с.

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Роль семейного воспитания в психологическом развитии детей младшего школьного возраста
  • 1.1 Общение как источник психологического развития личности
  • 1.2 Психологические особенности развития общения в младшем школьном возрасте
  • 1.3 Роль семьи в развитии общения
  • Глава II. Исследование особенностей общения детей младшего школьного возраста, ну и неблагополучных семей, со взрослыми и сверстниками
  • 2.1 Описание общей схемы исследования: цели, гипотеза, задачи, методы выборки
  • 2.2. Анализ результатов исследования социально-психологического паспорта и субъективного образа благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего школьного возраста
  • 2.3 Анализ результатов изучения особенностей развития общения младших школьников хорошо и семей с взрослыми и сверстниками
  • 2.4. Цель, задачи, принципы и этапы реализации программы психологической поддержки детей младшего школьного возраста из социально-неблагополучных семей и обучения способы совместной работы
  • 2.5. Результаты реализации программы формирующего эксперимента по развитию способов сотрудничества у детей из социально-уязвимых семей
  • Вывод
  • Библиография
  • Введение
  • В последние годы исследования, посвященные семейной проблематике, выделяются в отдельную отрасль психологического знания. Кризис, в котором находится современное общество, определяет состояние психологическая атмосфера в семье. Неблагополучная семья - одна из самых серьезных угроз для психического здоровья ее членов. В неблагополучной семье депривируется из основных потребностей человека - общение. Изучение особенностей развития общения у детей школьного возраста из семей посвящено это исследование.
  • Неблагополучная семья - дезадаптированная семья, традиционно считается фактором риска конкретных формирования личности ребенка. А. З. Шапиро определяет семью как открытая система межличностного взаимодействия, который включает в себя половозрастную и интерпретации структуру и призванную с одной стороны защитить индивида от манипулятивных воздействий общества, с другой стороны, чтобы адаптироваться к жизни в обществе, дать средства для нормального функционирования в нем. А. А. Реан выделяет два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация-это нарушение структурной целостности семьи, чаще всего связанных с отсутствием одного из родителей. Многочисленные исследования показывают, что ребенок растет в семье неполной, чувствует себя неполноценным, обделенным. Психологическая деформация связана с нарушениями межличностных отношений в семье, преимущественно негативных ценностей, асоциальных установок. В частности, к психологической деформации являются некоторые стили семейного воспитания. Важную роль в успешной социализации ребенка играет тепло семейных отношений и психологического комфорта ребенка в семье. В неблагополучной семье, дети не получают необходимой поддержки, внимания и заботы со стороны родителей.

    Узнать стоимость работы