Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития

  • 54 страницы
  • 33 источника
  • Добавлена 11.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава I. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
§ 1. Речевой онтогенез развития речи в норме
§ 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
§ 3. Нарушения речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Глава II. Исследование уровня сформированности связной речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
§ 1. Цели, задачи методы организации исследования
§ 2. Характеристика детей экспериментальной группы
§ 3. Содержание методики исследования
Глава III. Нарушение связной монологической речи у детей с задержкой психического развития
§ 1. Особенности связного описания предмета детьми с задержкой психического развития
§ 2. Особенности связного сюжетного рассказывания детьми с задержкой психического развития
Заключение
Литература
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Фрагмент для ознакомления

Бланк «связная речь»ФИ ребенкаРассказ по серии сюжетных картинокОписание предметаРассказ по сюжетной картинкеВсего балловИтогоМетодика № 2 «Заверши рассказ». Методика направлена на выявление возможностей детей в решении поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал.Наглядный материал: картинка, на которой изображены дети с корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами.Процедура проведения: детям предлагалось продолжить услышанный рассказ с опорой на наглядность.Инструкция: рассмотри картинку. Внимательно слушай рассказ. Когда я остановлюсь, ты его продолжишь.Как-то раз Маша, Витя и Коля пошли в лес за ягодами и грибами. Пришли они на солнечную полянку, где росло много красной спелой земляники. Вдруг в траве что-то зашуршало…Критерии оценивания:3 балла – высокий: самостоятельно продолжает рассказ. Полно и логически последовательно связно отражает сюжет. Рассказ содержит основную и заключительные части, соблюдены лексико-грамматические нормы.2 балла – средний: продолжение составлено с небольшой помощью, достаточно полно отражено содержание, отчасти нарушена связность, пропуски деталей, отдельные морфолого-синтаксические нарушения.1 балл - ниже среднего: продолжение составлено с помощью наводящих вопросов,нарушена связность; пропуски, смысловые несоответствия.0 баллов – низкий: Составлен с помощью наводящих вопросов; связность резко нарушена; пропуск существенных эпизодов и целых фрагментов, что искажает сюжет; смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий, бедность содержания, грубые лексико-грамматические ошибки.Глава III. Нарушение связной монологической речи у детей с задержкой психического развитияМетодика № 1 «Уровень развития связной речи» направлена на выявления уровня развития умений пересказывать знакомый и незнакомый текст, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, описывать игрушку.Результаты представлены в таблице 3 (Приложение 1)Проанализируем каждый вид связной речи отдельно.§ 1. Особенности связного описания предмета детьми с задержкой психического развитияУровень развития монологической речи проверялся при составлении описательного рассказа. Результаты представлены на гистограмме № 1 (Рисунок 1).Рис. 1 – Сравнительные результаты умения составлять описательный рассказГруппа дошкольников с ЗПР описывали игрушку. Так, 3 человека (25%) описали игрушку самостоятельно, правильно, но недостаточно полно. Во время описания детям требовалось задавать наводящие вопросы. В процессе пересказа в речи детей наблюдались лексико-грамматические нарушения: неверное согласование, управление, образование прилагательных (синий глазки, светлый волосы, высокий крана)Большая часть детей – 8 человек (66,7%) игрушку описали с помощью наводящих вопросов, неполно, неточно, испытывая в процессе рассказывания затруднения в подборе слов и построении фраз. У данных детей уровень ниже среднего.И только 1 человек (8,3%) имеет низкий уровень, т.к. игрушка описана полностью по наводящим вопросам. У данного ребенка отмечается бедный словарь, аграмматические ошибки. При описании предмета была нарушена последовательность.Особые затруднения при составлении рассказа связаны с нарушением планирующей функции речи и в соответствии с этим – выбор языковых средств. Таким образом, у детей с ЗПР нарушены все этапы порождения речевого высказывания: планирование - выбор языковых средств-реализация.§ 2. Особенности связного сюжетного рассказывания детьми с задержкой психического развитияСравнительные результаты умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок представлено на гистограмме № 2 (Рисунок 2).Рис. 2. – Сравнительные показатели умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок3 дошкольника (25%) с ЗПР практически самостоятельно расположили картинки по порядку. При пересказе требовалась помощь наводящих вопросов. Пересказ логически построен, отчасти были пропущены отдельные детали, которые в целом не нарушали развитие сюжета. Были отмечены незначительные лексико-грамматические ошибки (Курица, курята гуляют.Кошка наблюдает.).Предложения в основном двусоставные, простые, состоящие из 3-4 слов. Таким образом, у данной категории средний уровень развития умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.У 7 (58,3%) дошкольников с ЗПР уровень развития ниже среднего. Дошкольники данной группы располагали картинки с помощью. Рассказ строили также с помощью наводящих вопросов и указаний. Рассказ не всегда был логически связан, были отмечены пропуски существенных эпизодов. Предложения по структуре простые (Курица набросилась…Разбежались…Котик плачет.)Низкий уровень развития отмечен у 2 дошкольников (16,7%) с ЗПР. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов; связность резко нарушена; пропуск существенных эпизодов и целых фрагментов, что исказило сюжет; смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий (Курица, курята, котик, гуляют…). Лексико-грамматические ошибки (курята, кошка набросился). Данные дети, по сути, отвечали на наводящие вопросы односложно, что мало напоминало рассказ.Также можно отметить, что дошкольники с ОНР не видят в целом картину, разделенную на отдельные сюжеты, поэтому испытывали затруднения при переходе от одной части к другой. Можно предположить, что у дошкольников с ЗПР неречевые процессы также формируются с отставанием, по сравнению с нормой.Анализ умения составлять рассказ по сюжетной картинке представлен на гистограмме №3 (Рисунок 3).Рис. 3. – Сравнительные результаты умения составлять рассказ по сюжетной картинкеСредний уровень развития умения составлять рассказ по сюжетным картинкам отмечен у 5 дошкольников (41,7%) с ЗПР. Дети данной группы составляли рассказ с небольшой помощью, наводящих и уточняющих вопросов. Несмотря на такую помощь, в рассказе наблюдалась некая логическая не состыковка: перескакивает с одного объекта на другой, пропуски эпизодов (Девочка играет мишкой. Бабушка сидит на кресле. У девочки еще мяч.). Отмечалось морфолого-синтаксические нарушения (сидит на кресле, кошка у окна, мишка и мяч красивый).Остальная группа детей с ЗПР (7 человек- 58,3%) справилась несколько хуже – ниже среднего. Рассказ составляли с помощью наводящих вопросов. Сам рассказ логически нарушен, были значительные пропуски, смысловые несоответствия. Речь изобиловала лексико-грамматическими нарушениями: пропуски (бабушка, девочка, мишка, мяч; кошка на окне); нарушение норм согласования и управления (бабушка на кресле, белая платок); перечисление предметов и действия (девочка, мишка, мяч, кресло, бабушка).Дети испытывают затруднения, включая прилагательные в свои высказывания, т.к. их словарь содержит весьма ограниченное количество слов, обозначающих признаки предметов.Результаты выполнения задания свидетельствуют о том, что у многих детей возникали трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации.Таким образом, у дошкольников с ЗПР по уровень развития связной сюжетной речи находится на уровне ниже среднего (рисунок 6).Рис. 4. – Обобщенные результаты по методике № 1 дошкольников с ЗПРРезультаты методики № 2 представлены в таблицах (Приложение 3).Сравнительные результаты изображены на рисунке (рисунок 5).Рис. 5. – Сравнительные результаты по методике «Заверши рассказ»Большая часть дошкольников с ЗПР смогли продолжить рассказ с помощью исследователя. Дети продолжили рассказ с помощью наводящих вопросов (Кто зашуршал? Что стали делать дети? А потом? И т.д.).В рассказе дети пропускали детали (сколько было ежей, с какой целью дети пошли в лес и т.д.). В речи наблюдались грамматические ошибки (ежечка, Дети посмотрел по сторонам.).Двое дошкольников с ЗПР с заданием практически не справились. На вопросы отвечали односложно. И лишь трое детей с ЗПР достаточно полно отразили содержание. Им требовалась незначительная помощь со стороны взрослого (наводящий вопрос или показ на картинке). Необходимо отметить, что у дошкольников с ЗПР такой психический процесс, как воображение, непосредственно связанные с творчеством, развит в недостаточно степени. Поэтому дошкольники испытывали затруднения при придумывании и развертывании сюжета.Анализируя полученные данные, мы обратили внимание на то, что высказывания дошкольников экспериментальной группы отличаются по содержанию, структуре, объему, связности, самостоятельности, т.е. по основным критериям оценки связной речи. Так, не смогли раскрыть тему 6 детей с ЗПР. В структурном отношении речь детей с ЗПР менее организована. Они чаще испытывали затруднения в начале и окончании высказывания, в основной части ограничивались перечислением основных событий.Результаты исследования оценивались по показателям как содержательной, так и собственно речевой сторон составленных рассказов. Большое значение придавалось анализу фразовой речи, используемой детьми в условиях составления сообщения без наглядной или текстовой опоры.Анализ рассказов показал, что только у 6 детей с ЗПР фразовые ответы содержались во всех пяти фрагментах рассказа, у большинства же (несмотря на установку на составление рассказа) фразовые ответы отсутствовали в одном или нескольких фрагментах и заменялись простым перечислением (названием) предметов и действий. У 4 человек фразовые ответы содержались только в одном – двух фрагментах (Большие качели, маленькая одна качель еще, горки и еще две карусели. Одна починита, а другая сломалась. Я качаюсь на качелях. Можно завалится в снег. Снежки люблю бросать, играть в мяч.)При составлении рассказов дети использовали преимущественно короткие фразы – в 2-4 слова (Там есть карусели, качели, лесенка такая. Мы копаем, там есть песочница такая. Снежки играем. С горок кататься и на санках. Люблю играть в песок.).Сложные предложения, в большинстве случаев неправильно оформленные, составили всего 3,3%. (Там есть песочница, а там за кустом была крыса. А еще есть такие (показывает), вот так, шарики забивать. Тут можно брать шарик, сюда поставить на эту штуку, вот на эту штуку и отбивать. Он покатится сюда (показывает)...).Это свидетельствует о недостаточном уровне использования фразовой речи, что затрудняло детям составление связного развёрнутого сообщения.При оценке содержания рассказов нами учитывалась степень их информативности, определяемая количеством значимых элементов, несущих ту или иную информацию по заданной теме. Определение числа информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяло определить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.Исследования показали, что рассказы детей с ЗПР резко различались как по объёму (количество слов), так и по уровню их информативности. Так, средний объём рассказов у детей с ЗПР равен 25 словам. Среднее число информативных элементов в рассказах детей составило 5,3. Видно, что уровень развития связной речи у дошкольников с ЗПР низкий. У дошкольников с ЗПР группы преобладающим уровнем отмечается уровень ниже среднего, есть и часть дошкольников с ЗПР, у которых по отдельным видам связной речи низкий уровень развития.Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность, длительные паузы на границах фраз или их частей могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых высказываний.Анализ показал, что у дошкольников с ЗПР имеются значительные нарушения смыслового программирования, а также языкового оформления высказывания. Таким образом, даже внутри группы уровень развития связной речи неодинаков.Необходимо отметить, то уровень развития связной речи влияет на уровень коммуникативных умений. В целом по группе детей с ЗПР, наименьшее количество баллов набрали 3 человека (25%): Александр Ш., Константин В., Татьяна Л. - по 3 балла, что соответствует низкому уровню развития связной речи. Большие затруднения у детей вызвали рассказ по серии сюжетных картинок, описательный рассказ. 1 человек дошкольник (8,3%) – Павел С. набрал 7 баллов, что соответствует среднему уровню развития связной речи. Остальные дети (8 человек – 66,7%) набрали баллы от 4 до 6, что относится к уровню ниже среднего (Приложение 4).Выводы по главе 2Проведенное практическое исследование позволило установить, что связная речь дошкольников с ЗПР имеет значительные отставания от возрастной нормы. У дошкольников с ЗПР уровень сформированности связной речи низкий. Во всех видах заданий у детей с ЗПР обнаружились существенные нарушения программирования текста и невозможность подчинить речевую деятельность замыслу. У детей с ЗПРР имеется отставание в развитии планирующей функции речи. Трудности кодирования и декодирования текста. Даже при максимальной помощи взрослого дети не могли организовать программу высказывания.Исследование состояния связной речи у дошкольников с ЗПР показало, что:- задержка психического развития является препятствием в развитии связной речи.- Дети с ЗПР испытывают значительные затруднения, связанные с самостоятельным определением при рассмотрении предмета, его главных признаков и свойств; установлением последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти ребенка этой последовательности.- У детей с ЗПР наблюдаются нарушения семантической структуры текста и языкового его оформления. При этом внутреннее программирование страдает в большей мере, чем языковое оформление.-У детей с ЗПР наблюдаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу.Все эти особенности связной речи у старших дошкольников с ЗПР указывают на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с ЗПР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.ЗаключениеВ современном обществе особое значение придается умению связно излагать мысли. Следовательно, у всех связная речь должна быть развита на высоком уровне.Основы связной речи закладываются в дошкольном детстве. Связная речь представлена в форме монологической и диалогической речи. Монологическая речь чаще всего проявляется в описательном и сюжетном рассказывании. Диалогическая речь чаще всего проявляется в беседе двух и более собеседников. Каждый вид речи строится по своим законам. Так, в речи присутствует планирование речи, выбор и подбор языковых средств, кодирование и декодирование речи.Но в связи с тем, что с каждым годом в стране рождается все больше детей с ЗПР, уровень связной речи развит в недостаточной степени. Для детей с ЗПР характерны гетерохронность развития, низкий уровень развития познавательной сферы и речевого развития, неумение устанавливать социальные контакты со сверстниками и взрослыми.На уровень развития связной речи дошкольников с ЗПР влияют частые нарушения сложных по артикуляции звуков, маленький объем словарного запаса, лексико-грамматические нарушения. В процессе рассказывания дошкольники с ЗПР используют простые и малораспространенные предложения.Для подтверждения теоретических выводов было организовано практическое изучение уровня развития связной речи у дошкольников с ЗПР. Исследование уровня развития связной речи было организовано в два этапа на базе ДОУ № ….Первый этап – организационный: подбор методики исследования, психолого-педагогическое изучение дошкольников. На втором этапе были проведены методики на исследование описательной и повествовательной связной речи, проанализированы результаты исследования.В результате исследования было выявлено, что1 ребенок (8,3%) имеет средний уровень развития связной речи, 8 дошкольников (66,7%) – имеют ниже среднего уровень развития связной речи и 3 дошкольника (25%) – низкий уровень развития коммуникативных умений. Следовательно, связная речь дошкольников с ЗПР имеет значительные отставания от возрастной нормы: трудности в установлении последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти ребенка этой последовательности, наблюдаются нарушения семантической структуры текста и языкового его оформления. При этом внутреннее программирование страдает в большей мере, чем языковое оформление. Наблюдаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслуТаким образом, цель достигнута, задачи решены.ЛитератураАлексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Издательский центр «академия», 1992Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи// Логопед..- 2004.№2 с 43-51.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студ. пед. инст-тов по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология». - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1981.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Коррекционная педагогика. 2003. № 2. с. 33Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед.- 2004.№6 с 4-9.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1973Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 2 (8). – С. 17Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962. Лалаева Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. – 2005. - № 1 (7). – С. 5Логопедия: учебник для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений/ под ред. Л.с.Волковой. – 5-е изд., перераб. И доп. – Ь. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с. :ил. Локтева Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: Дис. канд. пед. наук: Москва, 2007 Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Коррекция дизартрии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, изд-во «СОЮЗ», 2001.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983 Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983Методы обследования речи у детей / Под ред. Г.В.Чиркиной, И.Т.Власенко. - М.: РИПКРО, 1996.Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. Под. Ред. В.И.Лубовского. – Смоленск. 1994.Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская – СПб, 2003Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. Семаго. - М.: Просвещение, 1999.Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.Уленкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития.- Горький 1991.Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1991Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 сШипицына Л. М. ''Необучаемый'' ребёнок в семье и обществе. / СПб, 2002Якубинский Л.П. Избранные труды. Язык и функционирование. – М., 1986ПриложениеПриложение 1Таблица . Результаты уровня развития связной речи дошкольников с ЗПРФИ ребенкаРассказ по серии сюжетных картинокОписание предметаРассказ по сюжетной картинкеВсего балловАлександр Ш.0-низкий 1 – ниже среднего 1 – ниже среднего 3Антон Л.1 – ниже среднего 1 – ниже среднего 1 – ниже среднего 4Екатерина В.1 – ниже среднего 2-средний2 средний6Игорь К.1 – ниже среднего2-средний1 – ниже среднего6Инесса Ф.1 – ниже среднего1 – ниже среднего2-средний6Константин В.0 – низкий1 – ниже среднего1 – ниже среднего3Павел С.2-средний2-средний1 – ниже среднего7Светлана Я.2-средний1 – ниже среднего1 – ниже среднего6Сергей П.1 – ниже среднего2-средний1 – ниже среднего6Татьяна Л.1 – ниже среднего1 – ниже среднего0 – низкий3Федор Н.1 – ниже среднего2-средний1 – ниже среднего5Юлия Д.2-средний1 – ниже среднего2-средний6ИтогоНиже среднегоНиже среднегоНиже среднего Приложение 2Показатели уровня развития связной речи дошкольников с ЗПРПриложение 3Результаты уровня развития умения при решении творческой задачи у дошкольников с ЗПРФИ ребенкаЗаверши рассказАлександр Ш.0-низкий Антон Л.1 – ниже среднего Екатерина В.1 – ниже среднего Игорь К.1 – ниже среднегоИнесса Ф.1 – ниже среднегоКонстантин В.0 – низкийПавел С.2-среднийСветлана Я.2-среднийСергей П.1 – ниже среднегоТатьяна Л.1 – ниже среднегоФедор Н.1 – ниже среднегоЮлия Д.2-среднийИтогоНиже среднегоПриложение 4Показатели уровня развития связной речи дошкольников с ЗПР

Литература
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Издательский центр «академия», 1992
2.Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи// Логопед..- 2004.№2 с 43-51.
3.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб.пособие для студ. пед. инст-тов по спец-ти «Дошкольная педагогика и психология». - 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1981.
4.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.
5.Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Коррекционная педагогика. 2003. № 2. с. 33
6.Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед.- 2004.№6 с 4-9.
7.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1973
8.Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. – 2005. - № 2 (8). – С. 17
9.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984
10.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004
11.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
12.Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994
13.Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.
14.Лалаева Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. – 2005. - № 1 (7). – С. 5
15.Логопедия: учебник для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений/ под ред. Л.с.Волковой. – 5-е изд., перераб. И доп. – Ь. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с. :ил.
16.Локтева Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: Дис. канд. пед. наук: Москва, 2007
17.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Коррекция дизартрии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, изд-во «СОЮЗ», 2001.
18.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989
19.Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983 Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983
20.Методы обследования речи у детей / Под ред. Г.В.Чиркиной, И.Т.Власенко. - М.: РИПКРО, 1996.
21.Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей. Под. Ред. В.И.Лубовского. – Смоленск. 1994.
22.Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. / Сост. О.В. Защиринская – СПб, 2003
23.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. Семаго. - М.: Просвещение, 1999.
24.Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
25.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989
26.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2001
27.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002
28.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
29.Уленкова У.В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития.- Горький 1991.Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1991
30.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.
31.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с
32.Шипицына Л. М. ''Необучаемый'' ребёнок в семье и обществе. / СПб, 2002
33.Якубинский Л.П. Избранные труды. Язык и функционирование. – М., 1986

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ федерации,

Федерального государственного образовательного учреждения

образования

"Челябинский государственный педагогический университет"

(ФГБОУ ВПО "ЧГПУ")

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики, психологии и дисциплин, методы

Курсы

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ВЫШЕ, ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Выполнила: студентка OF - 206/101-4-1 группа

специальность "Логопедия"

Хабарова Ксения Евгеньевна

Исследования менеджердля:

старший преподаватель кафедры

ПДД и М. Пименова И. Б.

Челябинск, 2015

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • 1.1 Определение понятия развитие речи в психолого-педагогической литературе
  • 1.2 Особенности развития речи в норме у детей дошкольного возраста в онтогенезе
  • Выводы I главе
  • Глава II. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • 2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • 2.2 Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, причины и особенности
  • 2.3 Основные направления коррекционной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Вывод
  • библиография

Введение

Речь играет огромную роль в развитие психическое ребенка, на развитие мышления и психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную деятельность ребенка, перестраивает его основные психические процессы. Таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракции, развивается и совершенствуется по мере овладения речью.

Узнать стоимость работы